УДК 374.73 ББК Ч437
ГСНТИ 14.37.31
Код ВАК 13.00.01
Зыскина Маргарита Алексеевна,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории и теории социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, п-т Космонавтов, 26, к. 415; email: [email protected].
ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: старость; демографическое старение; самореализация пожилого человека; информационное общество; геронтообразование.
АННОТАЦИЯ. Обсуждаются некоторые особенности самореализации личности пожилого человека и определяется роль геронтообразования как необходимого условия успешной самореализации пожилого человека в условиях современного информационного общества.
Zyskina Margarita Alekseevna,
Candidate of Medicine, Associate Professor of the Chair of History and Theory of Social Work, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg)
GERONTOLOGICAL EDUCATION AS A FACTOR OF SELF-REALIZATION OF ELDERLY PEOPLE
KEY WORDS: old age; demographic ageing; self-realization of an elderly person; information society; gerontological education.
ABSTRACT. Peculiarities of self-realization of elderly people are discussed, the role of gerontological education is regarded as a necessary condition of successful self-realization of an elderly person in the information society.
В
настоящее время старость является актуальной, социально значимой проблемой, растет интерес к изучению этого периода жизни, осознается необходимость знаний о нем. Возросший интерес ученых к проблеме старости, в том числе возможностей, условий, механизмов самореализации пожилых людей, обусловлен рядом причин.
Во-первых, наука стала располагать данными, свидетельствующими, что старость не является процессом тотального угасания. Геронтологи пришли к заключению, что в то время, когда активность одних функций ухудшается, другие могут демонстрировать процессы развития и компенсации. Более того, ученые указывают на значительные индивидуальные различия признаков старения, не позволяющие четко установить возрастную границу между зрелостью и старостью. В связи с этим, по мнению М. В. Ермолаевой, целесообразно считать, что старость — это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества [10].
Во-вторых, актуальность исследований самореализации в старости обусловлена стремительно прогрессирующей тенденцией к демографическому старению населения. Демографическое старение определяется многими факторами, одним из которых является увеличение продолжительности жизни. Для современного человека после выхода на пенсию вполне реально прожить еще более 20 лет, и этот период жизни должен иметь свой смысл, свои задачи развития и самореализации.
В этой ситуации становится актуальной необходимость получения объективного знания о пожилых людях, их психологическом и социальном благополучии, механизмах, условиях их личностного развития, для того чтобы определить пути оптимизации процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом, повысить статус пожилых граждан в социуме, предоставить пожилому человеку возможность не только для долгой жизни, но и для дальнейшего развития собственного потенциала и самореализации.
Таким образом, исследование феномена самореализации в возрастном аспекте (проблемы самореализации пожилых людей) во второй половине XX столетия получило дополнительный импульс в связи с устойчивой тенденции к увеличению доли пожилых людей в возрастной структуре общества.
В настоящее время существует более двадцати геронтологических теорий, характеризующих психологические, социологические, философские аспекты социализации и самореализации пожилых.
Наибольший интерес представляют работы представителей зарубежной гуманистической психологии (А. Маслоу, Э. Эриксон) [14; 18], а также труды А. А. Абуль-хановой-Славской [2]. Эти ученые анализируют старение как качественно новый уровень развития личности.
В отечественной литературе вопросы самореализации пожилого человека рассматривали В. Д. Альперович, М. Э. Елютина, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферова, Т. З. Козлова, Н. Д. Шаталов, А. А. Коро-стылева, Шахматов.
© Зыскина М. А., 2013
Под самореализацией А. А. Коростылё-ва предлагает понимать «осуществление возможностей развития своего „Я“ посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Это процесс личностного роста, построения оптимистического жизненного плана на оставшуюся часть жизни на основе оценки результатов прожитой жизни и собственных возможностей».
Несмотря на значительное количество исследований, анализ научных данных свидетельствует, что у ученых нет единства в концепции старения, определении содержания и возрастных границ, отделяющих старость от зрелого возраста.
В научном мире отнюдь не все признают феномен социализации лиц старшего возраста. Это связанно с тем, что в процессе социализации индивид становится личностью, соответствующей требованиям и установкам, предъявляемым обществом для дальнейшей максимальной востребованности, самоактуализации, достижения высокого социального положения через профессиональную самореализацию. Существует мнение, что данный процесс играет большую роль для лиц зрелого возраста, вступающих в самостоятельную жизнь. Социализация молодых, физически крепких является процессом накопления знаний, навыков, жизненного опыта для предстоящей отдачи и самореализации при вхождении в самостоятельную взрослую жизнь.
В отличие от них старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, являющееся хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, исторически выполняет предназначение осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым.
Однако в современных социально-экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема приспособления и принятия норм и требований, предъявляемых рыночной экономикой, идущей вразрез с установками и правилами поведения, выработанными в ходе предыдущих этапов социализации этих людей. Поэтому мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые пришли к заключению, что социализация сопровождает человека на протяжении всей жизни, а основной содержательной составляющей социализации личности является самореализация.
На разных этапах жизненного пути меняются виды, формы, условия и механизмы самореализации человека. О. В. Краснова, К. Рощак, Л. И. Анцыферова отмечают, что в пожилом возрасте во многом тот же самый, что и в предыдущие периоды жизни, перечень потребностей, но изменяется их
структура и иерархия [13; 16; 6]. Авторы прослеживают приоритет в мотивационной сфере пожилых таких потребностей, как безопасность жизнедеятельности, самореализация, чувство общности. Источниками активности в пожилом возрасте становятся потребности, связанные с сохранением жизни и физической формы, потребности в сохранении социальной значимости и потребности в психосоциальной идентичности. На процесс самореализации в пожилом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы. К ним относятся государственная геронтополитика, семья и ближайшее окружение, индивидуальные психологически особенности и ценности, определяющие выбор путей для самореализации.
Многие авторы, в частности В. Д. Альперович, Б. Г. Ананьев, М. В. Ермолаева подчеркивают, что стереотип общественного сознания о пассивности старшего поколения, по данным эмпирических исследований, не находит подтверждения [3; 4; 10]. Пожилые люди, выйдя на пенсию, хотят быть востребованными и иметь возможность успешно реализовать себя в посттру-довой период.
Проблема заключается в том, что поле для самореализации пожилого человека может быть ограничено реально существующими факторами современной действительности.
Специфику самореализации пожилых людей детерминируют несколько аспектов современного общества.
Один из них связан с существенными и очень быстрыми изменениями условий жизнедеятельности людей в связи с научнотехническим и социальным прогрессом и переходом от индустриального к информационному обществу. Характеристиками нового общества выступают уплотненное за счет сети Интернет пространство и резкое ускорение времени, что позволяет назвать общество XXI в. текучей современностью. Сложная, изменчивая, непредсказуемая реальность предъявляет новые требования к человеческой личности. Новым производителем социальных ценностей становится класс, производящий информацию и знания [8]. В связи с этим, как отмечают ученые, в современном мире впервые в истории человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении, особенно в области использования технических средств, оказываются выше прежних.
Разрыв социальных связей между пожилыми и молодыми, неравенство доступа к информации и другим ресурсам приводят к существенному углублению социальных, личностно-психологических и экономиче-
ских проблем людей пенсионного возраста, которые после выхода на пенсию перестают рассматриваться обществом как часть человеческого капитала и обесцениваются, в том числе в собственных глазах.
Другой аспект, определяющий специфику самореализации пожилых людей, связан с тем, что изменения жизнедеятельности людей в современном российском обществе носят кардинальный характер. В новых политических, социально-экономических, социально-культурных условиях пожилой человек, большая часть жизни которого прошла в обществе другого типа, дезориентируется в связи с тем, что новый тип общества представляется ему непонятным, поскольку не соответствует ценностным ориентациям, выработанным в течение длительного периода жизни.
Таким образом, нарастающий информационный вакуум, непонимание и неприятие изменений, происходящих в современном мире, изменение семейного статуса, проблема свободного времени могут блокировать процесс самореализации пожилых, стать причиной социальной эксклюзии и возрастных кризисов, проявляющихся в таких формах, как кризис опустошенности, нереализованности, бесперспективности. Чтобы пожилые люди как можно дольше были физически и духовно здоровы, а молодые лучше понимали и ценили представителей старшего поколения, необходимо помочь пожилому человеку правильно понять происходящее, реализовать собственные возможности, постараться осуществить то, что не смог сделать в течение жизни, получить знания для дальнейшего развития и полноценной жизни в современном обществе.
Перечисленные цели достижимы при условии развития образования пожилых (геронтообразования) как компонента процесса непрерывного образования.
Пятая Международная конференция по образованию взрослых ЮНЕСКО (1997) призвала к созданию среды образования, благоприятствующей всем формам обучения пожилых людей путем предоставления пожилым людям доступа ко всем службам и системам, обеспечивающим обучение и профессиональную подготовку взрослых и способствующим тем самым их активному участию в жизни общества. А на V Международной конференции по проблемам образования взрослых (Гамбург, 1997) непрерывное образование названо ключом к XXI в., доминирующей подсистемой общества, стратегическим ресурсом государства.
Право на образование — одно из основных прав человека — не может быть ограничено по признаку возраста, что подразумевает непрерывность образования и
возможность его продолжения в пожилом возрасте.
Геронтообразование не преследует цели получения профессии. Оно относится к неформальному образованию, имеющему целью персональное развитие пожилых людей, сохранение их активной позиции. Обучение пожилых выступает как средство оптимизации жизнедеятельности пожилого человека за счет реализации его ресурсов коммуникативно-социализирующего, информационно-образовательного, социально-психологического развития и социального выравнивания.
Большинство развитых государств обратилось к проблеме образования пожилых значительно раньше, чем Россия. Начало теоретического осмысления проблемы и ее практическое решение относится к 70-м гг. прошлого века. Тогда же в качестве одного из важнейших средств преодоления эй-джизма, угрожающего стабильности социума, помимо экономической и социальной поддержки, стало применяться образование, многообразное по формам и методам, создаваемое для пожилого населения. По мнению зарубежных исследователей, образование в пожилом возрасте не только является условием для адаптации и компенсации возрастных изменений, но формирует новый облик старости — продуктивный, компетентный, деятельный.
В настоящее время во многих странах успешно реализуются законы, регламентирующие сферу образования взрослого населения. В Германии, к примеру, право на образование людей всех возрастов закреплено в конституции страны. В США в связи с принятием в 1967 г. закона, запрещающего возрастную дискриминацию, введены программы для подготовки к выходу на пенсию и функционируют курсы повышения квалификации сотрудников старших возрастов. Известно, что в соответствии с принятой концепцией о непрерывном образовании 80 % взрослого населения Западной Европы и США охвачено разными формами образовательного процесса. В России этот показатель составляет 30 %, а среди пожилых — меньше 1 % (в Германии, для сравнения, он составляет 36 %).
В России многие отечественные традиции обучения взрослых были разрушены в начале 1990-х гг. В настоящее время геронтообразование в нашей стране находится на стадии институционального формирования.
Например, в Свердловской области, где проживает 963 551 пожилой гражданин, что составляет 21,93 % от всего населения области, в рамках региональной программы «Старшее поколение» при поддержке Министерства социальной политики в 2010 г.
на базе комплексных центров социального обслуживания населения были открыты школы пожилого человека и оборудованы компьютерные классы.
К разработке образовательных программ и учебных пособий для слушателей и преподавателей были привлечены ученые, психологи, юристы, экономисты, врачи, преподаватели высших учебных заведений г. Екатеринбурга, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов по социальной работе и социальной педагогике. Все образовательные материалы учебнометодического комплекса «Школа пожил ого человека» были составлены в соответствии с особыми требованиями, возрастом пожилых людей, психологическими, личностными, образовательными особенностями слушателей.
Образовательные программы, адресованные пожилым людям, такие как «Безопасная жизнедеятельность», «Активное долголетие», «Навыки ухода», «Правовая и экономическая культура», «Творческая и прикладная деятельность», «Основы компьютерной грамотности», были нацелены на оказание помощи в социально-психологической адаптации, продление творческой и физической активности пожилых людей, укрепление здоровья, преодоление кризисных ситуаций, связанных с переходом в новый социальный статус.
В соответствии с принятым на государственном уровне документом «Стратегия развития информационного общества в России» (2007) уже в 2015 г. все государственные услуги должны осуществляться в электронной форме. Уже сейчас в Свердловской области созданы специализированные сайты «Электронное правительство», «Государственные услуги». Это значит, что всем гражданам придется пользоваться электронными системами. Поэтому в процессе обучения в школе для пожилых людей уделялось большое внимание пользованию данными системами, поскольку ясно, что доступ в Интернет и дистанционное обучение могут стать современными способами удовлетворения многообразных духовно-образовательных потребностей пожилых людей.
В связи с реалиями информатизации современной России желание обучаться компьютерной грамоте среди пожилых людей было настолько велико, что пришлось к этой деятельности привлекать студентов-волонтеров — будущих специалистов социальной работы. Например, студенты-волонтеры Института социального образования Уральского государственного педагогического университета за 2011—2012 гг. обучили основам компьютерной грамотности
360 пожилых людей города Екатеринбурга. Использование в процессе геронтообразования межпоколенческой модели обучения способствовало созданию условий для гармоничного взаимодействия представителей старшего и молодого поколения и диалога между ними.
Как показали результаты опроса, меж-поколенческое обучение с участием студен-тов-волонтеров имело большое значение и было взаимовыгодным для всех участников процесса. Оно расширило межпоколенче-ские коммуникации, способствовало преодолению трудностей в общении.
Для оценки результатов геронтообразования в школе пожилых людей в Областном комплексном центре социального обслуживания населения Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга мы провели исследование, в котором приняли участие 60 слушателей школы (женщины в возрасте 60— 75 лет) и 60 человек того же возраста контрольной группы, которые по ряду объективных и субъективных причин не были включены в процесс обучения и не получали социально-педагогические услуги. Исследование включало оценку мотивационной сферы с помощью методики незаконченных предложений Дж. Ньютона, оценку уровня удовлетворенности жизнью по методике Квин и диагностику социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймоида по шкале «Эмоциональный комфорт».
В результате анализа полученных данных было выявлено, что 60 % слушателей школы при оценке своего прошлого отмечают, что осуществили задуманное, реализовали себя («Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что жизнь прожита не зря»; «То, к чему стремился, удалось осуществить»), 20 % частично реализовали свои планы («Семья получилась хорошая, но мало времени уделяла детям»), 20 % признают свои цели, стремления ошибочными («Стремился к тому, что не имело значения»).
Оценивая свое прошлое, 40 % лиц контрольной группы отметили, что не сделали того, что могли бы («Оглядываясь на свою жизни, я думаю, что мог бы прожить ее лучше и веселее»); у 30 % неудач было больше, чем достижений («Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что в жизни часто не везло»), 10% признают ошибочность своих целей, стремлений, 10 % отмечают, что смогли лишь частично себя реализовать, и лишь 10 % пишут, что осуществили задуманное, реализовали себя.
Среди пожилых людей контрольной группы у 30 % в высказываниях о будущем чаще всего проглядывает отсутствие ожидания каких-либо перемен («В будущем
моя жизнь не изменится»), у 30 % — ожи- ди представителей контрольной группы он
дание трудностей («В будущем моя жизнь наблюдался у 30 %. Слушатели отмечают,
станет еще труднее»). Категория «ожидания что занятия в школе дали возможность ча-
достижений» в ответах этой группы не ще общаться с другими людьми, больше
встречается. читать, следить за своим здоровьем, занять-
Анализ результатов исследования по- ся собой и своими любимыми делами.
казал, что у 60 % пожилых людей, вклю- Таким образом, проведенное исследо-
ченных в процесс образования, прослежи- вание свидетельствует о том, что геронто-
вается позитивная оценка ближайшего бу- образование способно наполнить жизнь
дущего и чаще встречается ожидание дос- пожилого человека событиями, предоста-
тижений. 70 % слушателей школы согласны вить ему возможности для продуктивной
с утверждением, что образование позволи- деятельности, для улучшения психологиче-
ло им занять достойное место в обществе, ского и социального самочувствия и само-
помогло понять и найти смысл жизни, 40 % реализации.
связывают свое материальное благополучие Данная работа по проблеме геронтооб-
с полученным образованием. 60 % опраши- разования как фактора самореализации
ваемых слушателей ответили, что им не пожилых людей не исчерпывает всех воз-
хватает знаний, которые они приобрели в можных вариантов ее решения, и исследо-
жизни, и почти 80 % ответили, что человек вание в этом направлении следует продолжен учиться на протяжении всей жизни, должить для того, чтобы способствовать
а 40 % считают необходимым заниматься совершенствованию нормативно-правовой
самообразованием. Оценка показателей базы, формированию организационной
эмоциональной сферы показала у 70 % структуры геронтообразования, созданию
слушателей школы высокий уровень эмо- системы подготовки преподавателей в об-
ционального комфорта, в то время как сре- ласти геронтообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. АБРАМОВА Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Академия : Раритет, 1997.
2. АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991.
3. АЛЬПЕРОВИЧ В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов н/Д : СКНЦ ВШ, 1998.
4. АЛЬПЕРОВИЧ В. Социальная геронтология. Ростов н/Д : Феникс,1997.
5. АНАНЬЕВ Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2002.
6. АНЦЫФЕРОВА Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности / / Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 6. С. 60—71.
7. БАИЛУК В. В. Сущность самореализации личности и ее структура / / Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12—17.
8. БУХАРЦЕВА Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации / / Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 28—33.
9. ЕЛЮТИНА М. Э. Мир старости как форма социокультурного текста : дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 1999.
10. ЕРМОЛАЕВА М. В. Практическая психология старости. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.
11. КОЗЛОВА Т. З. Социальное время пенсионеров. Этапы самореализации личности / Ин-т социологии Рос. акад. наук. М., 2003.
12. КОНОНЫГИНА Т. Н. Концепция геронтообразования в Российской Федерации / Орловская областная общественная организация общества «Знание» России. Орел, 2000.
13. КРАСНОВА О. В. Исследование идентификации пожилых людей / / Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 68—84.
14. МАСЛОУ А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. с англ. Т. Гутман [и др.]. СПб. : Питер, 2008.
15. РОДЖЕРС К. Р. Становление личности : взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Злотник. М. :
ЭКСМО-Пресс, 2001.
16. РОЩАК К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М.,1990.
17. ШАХМАТОВ Н. Ф. Старение — время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей / / Психология старости : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. М., 2004. С. 686—694.
18. ЭРИКСОН Э. Г. Детство и общество / пер.с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. СПб. : Ленато : АСТ : Фонд «Университетская книга», 1996.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. С. Славина