Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая характеристика пожилых людей и их возрастная дифференциация как субъектов геронтообразования'

Психолого-педагогическая характеристика пожилых людей и их возрастная дифференциация как субъектов геронтообразования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1148
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ / ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / GERONTOLOGICAL EDUCATION / AGE / AGE CHARACTERISTICS / ADVANCED AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мосина Оксана Анатольевна

Изменение продолжительности жизни населения в нашей стране за последние двадцать лет в совокупности с увеличением периода активного жизнетворчества актуализировали вопросы определения места и роли населения старших возрастов в общественной структуре. Поле решения поставленных вопросов многоаспектно и включает целый ряд позиций: это проблемы социальной защищенности и обеспеченности, возрастные социально-психологические особенности, а также проблемы образования. Новое направление в образовательной сфере, направленное на удовлетворение запросов пожилого населения, требует уточнения многих ключевых категорий, в частности, определение субъекта геронтообразования. Освещается авторское видение заявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTIC OF ELDERLY PEOPLE AND THEIR AGE DIFFERENTIATION AS SUBJECTS OF GERONTOLOGICAL EDUCATION

Change of life expectancy of the population in our country for the last twenty years in total with increase in the period of an active creativity actualized the questions of definition of the place and a role of the population of advanced ages in public structure. The field of the solution of the questions posed is multiaspectal and includes a number of positions: these are problems of social security and prosperity, age social and psychological features, as well as education problems. The new direction in the education focused on satisfaction of inquiries of the elderly population demands specification of many key categories, in particular definition of the subject of gerontological education. Author's vision of the stated problem is shown.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая характеристика пожилых людей и их возрастная дифференциация как субъектов геронтообразования»

УДК 316.922:316.346.2 ББК 88.373 М 81

О.А. Мосина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики факультета психологии, педагогики и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: E-mail: kuvshinovaoa@ mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ВОЗРАСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК СУБЪЕКТОВ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Изменение продолжительности жизни населения в нашей стране за последние двадцать лет в совокупности с увеличением периода активного жизнетворчества актуализировали вопросы определения места и роли населения старших возрастов в общественной структуре. Поле решения поставленных вопросов многоаспектно и включает целый ряд позиций: это проблемы социальной защищенности и обеспеченности, возрастные социально-психологические особенности, а также проблемы образования. Новое направление в образовательной сфере, направленное на удовлетворение запросов пожилого населения, требует уточнения многих ключевых категорий, в частности, определение субъекта геронтообразования. Освещается авторское видение заявленной проблемы.

Ключевые слова: геронтообразование, возраст, возрастные характеристики, пожилой возраст.

O.A. Mosina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the General and Social Pedagogy of Faculty of Psychology, Pedagogy and Communicativistics of the Kuban State University; E-mail: kuvshinovaoa@ mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTIC OF ELDERLY PEOPLE AND THEIR AGE DIFFERENTIATION AS SUBJECTS OF GERONTOLOGICAL EDUCATION

Abstract. Change of life expectancy of the population in our country for the last twenty years in total with increase in the period of an active creativity actualized the questions of definition of the place and a role of the population of advanced ages in public structure. The field of the solution of the questions posed is multiaspectal and includes a number of positions: these are problems of social security and prosperity, age social and psychological features, as well as education problems. The new direction in the education focused on satisfaction of inquiries of the elderly population demands specification of many key categories, in particular definition of the subject of gerontological education. Author's vision of the stated problem is shown.

Keywords: Gerontological education, age, age characteristics, advanced age.

Одна из актуальных проблем современного общества - проблема определения позиции в общественной системе многочисленной группы людей старшего возраста. Одним из аспектов заявленной является интеграция пожилого населения в образовательное пространство. Большинство исследователей-

геронтологов сходятся во мнении о том, что современный пожилой человек обладает серьезным интеллектуально-сохранным и дея-тельностным потенциалом. В связи с этим он способен занимать активную позицию в каких-либо социальных структурах, предназначенных для создания наиболее комфортных условий существования пожилого населения.

Люди пожилого возраста способны не только передавать опыт младшим поколениям, но и выступать двигателем социально-экономического прогресса. Таким образом, образование для старшей группы населения так же, как и для более молодых возрастных групп, может выступать фактором интеграции в динамичный российский социум. Новое направление образовательной сферы, способной организовать деятельность (как интеллектуальную, так и практическую) людей пожилого возраста, уже начало формироваться: это ге-ронтообразование. Однако с точки зрения педагогической теории необходимо определиться с субъектом, способным войти в образовательное поле.

Не вызывает сомнения тот факт, что таким субъектом может стать только физически и интеллектуально сохранная (в своем большинстве), жизненно активная группа людей старшего возраста. В современной науке существует немало социальных, психолого-педагогических, философских работ, посвященных различным социальным феноменам, обусловленным процессом общественного старения. Тем не менее отсутствуют четкие границы между

терминами «старость» и «пожилой возраст».

Такое смешение понятий, на наш взгляд, происходит оттого, что каждый исследователь по-своему трактует соединение биологической, социальной и психологической природы человека. Конечно, научные изыскания, посвященные пожилым, не являются абсолютно новыми. Впервые проблемы люде й старшего возраста стали озвучиваться во второй половине ХХ века в рамках таких научных направлений, как геронтология и гериатрия (Т.П. Журавлева, Г.П. Медведева, Е.В. Черносвифтов и др.) [1].

В это же время была разработана хронобиология возрастных границ, которую приняли в 1963 году на совместном семинаре советских геронтологов и представителей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Киеве. Не акцентируя внимания на гендерной составляющей, были определены границы пожилого возраста от 60 до 74 лет.

Вторая половина ХХ века активизировала научный поиск в нескольких направлениях. Так, среди социологов проблемами людей пожилого возраста заинтересовались Н.Н. Сачук, Е.И. Стежен-ская, В.Д. Шапиро и др. Работы этих ученых посвящены проблемам обесценивания накопленного опыта старшего поколения в результате ускорения темпов научно-технического прогресса [2: 141-145], поиску механизмов оптимального соотнесения потребностей людей пожилого возраста и требований, налагаемых на них окружением [3], сохранения социального статуса пожилого человека [4].

Однако вышеперечисленные исследователи отнесли к социальной группе пожилых только лиц пенсионного возраста (женщины от 55 лет и старше, мужчины от 60 лет и старше), частично или полностью утративших социальную эффективность и работоспособность.

Отечественные философы

(В.Д. Альперович, М.К. Мамар-дашвили, М.Н. Эпштейн и др.) также занимались аналитикой пожилого возраста и проблем, с ним связанных. Они предложили весь жизненный цикл человека делить на пять этапов: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. При этом пожилой возраст отдельно не выделялся, но подразумевался внутривозрастным делением. Так, М.Н. Эпштейн считал, что возрасты делятся на «подвоз-расты», которые, в свою очередь, «делятся на подподвозрасты». Зрелость заканчивается подвозрастом «старости зрелости» (55-60 лет), а старость делится на «детство старости» (60-64 года), «отрочество старости» (65-70 лет), «молодость старости» (71-75 лет), «зрелость старости» (76-80 лет) и «старость старости» (после 80 лет). Такая градация производится в соответствии с «биологическим возрастом и возрастом души» [5].

Таким образом, и философская наука не дала четкого определения пожилому возрасту, а его границы остались довольно размытыми.

Исследователи в области психологии пожилого возраста В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачева, положив в основу социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и личностные новообразования, выявили следующую возрастную градацию пожилых: от 55 до 75 лет. О.В. Краснова отмечает, что обычно пожилыми называют тех, кто достигает пенсионного возраста. Следовательно, в России под это определение подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет [6]. В соответствии с международной классификацией ВОЗ пожилые «превратятся» в «старых» в возрасте 75 лет. Один из основателей психологии профессий Э.Ф. Зеер [7: 134] связывает переход к пожилому возрасту с прекращением профессионального развития

и переживанием определенных этапов геронтологического кризиса, определяя его период от 55 до 70 лет.

В педагогической науке озвученной проблемой занимались Г.А. Миннигалеева, А.В. Мудрик, Н.С. Пряжников и др. Формулируя определение возраста, Н.С. Пряж-ников разработал следующую градацию пожилого возраста: примерно с 55 лет до выхода на пенсию (ожидание и подготовка к пенсии) и первые несколько лет на пенсии [8]. Г.А. Миннигалеева, А.В. Му-дрик обозначили период пожилого возраста от 50 до 60 лет, далее, по их мнению, наступает период старости - от 60 до 70 лет.

Первые десятилетия нового века возбудили особый исследовательский интерес к проблемам пожилых людей и пожилого возраста. Появляется целый ряд авторов, рассматривающих данную проблему (Н.Г. Большакова, А.В. Дюмин, А.В. Михалев, Т.И. Сапожникова, Н.П. Щукина и др.).

Так, А.В. Дюмин сводит понятие пожилого человека к «нуждающимся гражданам» и относит к этой возрастной категории лиц от 60 лет и выше [9: 40-45]. Фактически он идентифицирует пожилой возраст с возрастом старости [9: 45]. Аналогичную позицию занимают Н.Г. Большакова, М.В. Прохорова, Э.К. Турбаева, О.Б. Мурзина, Д.П. Солодухина и др. И.П. Щукина относит к категории пожилых - людей в возрасте старше 60 лет, очерчивая нижнюю границу переходом от зрелости к старости [10: 95-96].

Проведенный анализ современных работ показал, что четкость в определении возрастных границ пожилого возраста отсутствует. Это, скорее всего, связано с самой спецификой возраста как научной категории. В научном дискурсе традиционно определение понятия «возраст» означает характеристику человека, отражающую этапность

его жизненного пути. Основой для определения возраста служит биологический либо биосоциальный возраст, представляющий собой «дискретное обозначение перемещения человека во времени от рождения до смерти, которое сопровождается сначала взрослением, а затем старением» [11].

Эмпирический подход к возрастным характеристикам пользуется числовыми показателями возраста, исходя из хронологичеких позиций, не осмысливая его социо-культупных детерминант. Теоретическая социология, в свою очередь, обращается к различным возрастным характеристикам, выходящим за границы числовых ограничений. «Возраст и границы его фаз, а также социальное значение каждой фазы различаются в зависимости от эпохи и типа культуры» [12]. Проведя анализ научной литературы, в рамках поставленной проблемы, мы не можем согласиться с такими трактовками пожилого возраста.

Отождествление человеческого возраста только с биологической и временной формами, на наш взгляд, кажется не совсем приемлемым. Свою позицию мы можем подтвердить, опираясь на мнение известного отечественного психолога И.С. Кона, который справедливо считает недопустимым не учитывать социальное, экзистенциальное бытие человека.

Так, нижняя граница пожилого возраста в большинстве исследований определяется на основании официальных государственных документов: для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Такая градация скорее разобщает группу пожилого населения, нежели объединяет ее, поскольку отсутствует общее видение пожилых в социальном пространстве. Большинство позиций сходится во мнении, что начало пожилого возраста можно идентифицировать с моментом выхода на пенсию: для женщин это 55 лет, а для мужчин 60.

Кроме того, известно, что сохранность женского организма и здоровья в течение всей жизни выше, чем мужского, поэтому и средняя продолжительность жизни у женщин больше. В предложенном варианте определения возрастных границ пожилого возраста мужчины «попадают» в пожилой возраст позже на пять лет. Считаем, что это принципиально неверно. Кроме того, практически треть мужчин в нашей стране выходит на пенсию в возрасте 55 лет в связи с тем, что их трудовая деятельность прошла во вредных условиях труда, таким образом, уже находясь на пенсии, 55-летние мужчины в течение пяти лет остаются в категории среднего возраста. Сложившееся противоречие предлагаем устранить, ликвидировав гендерную составляющую, так как само понятие возраста от половой принадлежности не зависит, и поставить универсальную границу пожилого возраста в 55 лет.

В этом отношении значимо замечание П.А. Сорокина, который утверждал, что принадлежность индивида к определенному возрасту служит одной из существенных координат, определяющих его соотнесение (не соотнесение) к определенной группе [13]. Следовательно, применительно к возрастной группе пожилых необходимо установить зависимость между возрастными изменениями индивида и его социальными свойствами, характерными для всей группы.

Взаимозависимость между пожилым возрастом и изменением социального положения и ведущей деятельностью установлена в исследованиях отечественных ученых Э.Ф. Зеера, В.Ф. Моргуна, Н.Ю. Ткачевой и других. Вне зависимости от пола эти изменения начинаются, по их убеждению, с 55 лет. Такая позиция нам видится наиболее обоснованной.

Верхняя граница пожилого возраста, представленная в современных исследованиях, также вызывает наши сомнения. Отечественные специалисты так и не сошлись во мнении, с какого времени заканчивается пожилой возраст и начинается период старости. Этот возраст в работах М. Рубнера, М.Я. Сонина, С.Г. Струмилина, Б.Ц. Урланиса и др. варьируется от 70 до 75 лет; В.Д. Альперовича, Н.Г. Большаковой, Т.И. Сапожниковой, И.П. Щукиной - «от 60 лет и выше».

Рассчитывая верхнюю границу пожилого возраста, В.Д. Альперо-вич ссылается на работы Б.Ц. Ур-ланиса [15: 7], исходя из возрастной градации ООН. За нижнюю границу В.Д. Альперович принял 60-тилетний возраст:

- период дожития в Европе составляет 80 лет и более. Средняя продолжительность жизни - 75 лет, тогда в пожилом возрасте человек проживает 15 лет (от 60 до 74 лет);

- в 90-е годы ХХ века средняя продолжительность жизни составляла 65 лет. Таким образом, он определяет период пожилого возраста в 9 лет:

80 - 15

65 * 0,75 - х = пожилой возраст от 60 до 69 лет.

Поправочный коэффициент рассчитывается из соотношения средней продолжительности жизни в изучаемом регионе и средневидовой продолжительности жизни (75 / 100).

Исходя из средней продолжительности жизни в России, с учетом

Стратегий развития регионов до 2020 года период пожилого возраста в России (от шкалы ООН) составит 75 лет, что продлевает период пожилого возраста до 12 лет:

80 - 15

75 * 0,75 - х = пожилой возраст от 60 до 72 лет.

Представленные расчеты можно подтвердить данными Международной организации труда, которые определяют экономически активное население в пределах от 10 лет (для России - 15 лет) до 72 лет. Основанием явилось то, что по ведущим показателям (физиологическим, социальными, психологическим и др.) только население в возрасте до 72-х лет включительно «имеет, желает или потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования». Таким образом, верхняя граница пожилого возраста определяется периодом экономической активности, то есть 72-мя годами.

Таким образом, для определения возрастных границ пожилого возраста от 55 до 72 лет явились специфические характеристики социальной группы «пожилые», нелинейный характер процесса старения, который является неоднозначным и многоаспектным, совмещающим в себе ослабление и одновременное усложнение отдельных функций индивида, что позволяет рассматривать данную возрастную группу не только как активных участников общественной системы, но и как потенциальный субъект геронтообразования.

Примечания:

1. Черносвитов Е.В. Социальная медицина как одна из базовых основ социального государства // Мир России. 2005. № 1. С. 120-134.

2. Сачук Н.Н., Панина Н.В., Москалец Г.М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия, 1981. С. 141-145.

3. Условия жизни и пожилой человек / Е.И. Стеженская, В.В. Крыжановская, Ю.Г. Григоров [и др.]. М.: Медицина, 1978. 312 с.

4. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983. 128 с.

5. Эпштейн М.Н. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов [Электронный ресурс] // Звезда. 2006. № 4. URL: http://www.magazines.russ.ru (дата обращения 12.12.2011).

6. Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2. С. 28-51.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. 244 с.

8. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Факультет психологии образования МГППУ. URL: http://www.fpo.ru (дата обращения 26.10.2009).

9. Дюмин А.В. Социальная поддержка пожилых людей в современном российском регионе: на примере Алтайского края: дис. ...канд. соц. наук. Барнаул, 2004. 130 с.

10. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе поддержки пожилых людей. М.: Дашков и К, 2004. 412 с.

11. Декларация по проблемам старения: принята резолюцией 47/5 Генеральной Ассамблеи от 16 октября 1992 года // Документы - Организация объединенных наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/index.html

12. Возраст. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 159.

13. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатах // Библиотека учебной и научной литературы. URL: http://www.sbiblio.com (дата обращения 22.04.2011).

14. Экономически активное население. Словарь по экономике и финансам. URL: http.www. Глоссарий.ру (дата обращения: 25.04.2017).

15. Альперович В.Д. Старость: социально-философский анализ. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 104 с.

References:

1. Chernosvitov E.V. Social medicine as one of the basic foundations of a social state // World of Russia. 2005. No. 1. P. 120-134.

2. Sachuk N.N., Panina N.V., Moskalets G.M. Problems of adaptation to retirement // Gerontology and geriatrics, 1981. P. 141-145.

3. Living conditions and an elderly person / E.I. Stezhenskaya, V.V. Kryzha-novskaya, Yu.G. Grigorov [etc.]. M.: Medicine, 1978. 312 pp.

4. Shapiro V.D. Social activity of the elderly people in the USSR. M.: Nauka, 1983. 128 pp.

5. Epstein M.N. On the philosophy of age. Fractality of life and periodic table of ages [Electronic resource] // Zvezda. 2006. No. 4. URL: http://www.magazines. russ.ru (date of access 12/12/2011).

6. Krasnova O.V. Research of the structure of social support of elderly people // Psychology of maturity and aging. 1998. No. 2. P. 28-51.

7. Zeer E.F. Psychology of professions. Ekaterinburg: USPPU Publishing House, 1997. 244 pp.

8. Pryazhnikov N.S. Personal self-determination in old age // Faculty of Education Psychology of MSPPU. URL: http://www.fpo.ru (date of access 26.10.2009).

9. Dyumin A.V. Social support of elderly people in the modern Russian region: based on the Altai Territory: Diss. for the Cand. of Sociology degree. Barnaul, 2004. 130 pp.

10. Shchukina N.P. Institute for mutual assistance in the system of support of the elderly people. M.: Dashkov and Co., 2004. 412 pp.

11. Declaration on Aging problems: adopted by General Assembly resolution 47/5 of 16 October 1992 // Documents of the United Nations. URL: http://www. un.org/en/documents/index.html

12. Age. Sociological Encyclopedia: in 2 vol. Vol 1. M.: Mysl, 2003. P. 159.

13. Sorokin P.A. The system of sociology. Vol. 2. Social analytics: theory of the structure of complex social units // Library of educational and scientific literature. URL: http://www.sbiblio.com (date of access April 22, 2011).

14. Economically active population. Dictionary on Economics and Finance. URL: http.www. Glossary.ru (date of access: April 25, 2017).

15. Alperovich V.D. Old age: socio-philosophical analysis. Rostov-on-Don: Fe-niks, 1998. 104 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.