УДК 376.6
Mosina O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State University (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
A PEDAGOGICAL MODEL OF EDUCATION FOR ELDERLY PEOPLE. The task of the research is to specify the main directions of development of a sector for elderly people in an education system. In this regard it is significant to do an analysis of views of Russian and foreign researchers on the problems of interaction of the state and society with people of advanced age. The special attention of the author is concentrated on the leading positions of those Russian works, which cover problems of continuous education through all life, in particular possibilities of self-realization of the elderly person in the modern world. In the article the author offers her own opinion of how to build a system of education for elderly people by means of the development of an innovative educational model. The paper reveals conceptual principles, target orientation, mission and subjects of this model. The results and conclusions of the article expand knowledge about methodological and the potential of education for the elderly and are directed to his improvement.
Key words: education for the elderly, educational policy, people of advanced age, interaction.
О.А. Мосина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский Государственный университет», г. Краснодар,
Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ
Целью данной статьи является уточнение основных направлений развития геронтологического сектора в системе образования. В этой связи наиболее значимым видится анализ позиций отечественных и зарубежных исследователей проблем взаимодействия государства и общества с людьми пожилого возраста. Особое внимание автора сосредоточено на ведущих позициях тех отечественных исследований, которые освещают проблемы непрерывного образования через всю жизнь, в частности возможности самореализации пожилого человека в современном мире. В статье автор предлагает свое видение построения системы геронтообразования посредством разработки инновационной образовательной модели, ее концептуальных принципов, целевой направленности, миссии, субъектов. Результаты и выводы данной статьи расширяют знания о методологическом и потенциале геронтообразования и направлены на его совершенствование.
Ключевые слова: геронтообразование, образовательная политика, люди пожилого возраста, взаимодействие.
Социально-экономические трансформации последних десятилетий, происходящие в России, инициировали новое понимание образовательной стратегии, её целей, содержания, организации образовательного процесса и т. д. Образование стало не только открытой системой, но и демократичной, что обусловило понимание необходимости проведения процесса образования через всю жизнь.
Глобальные модификации существенно изменили демографический состав нашей страны: соотношение между людьми младше трудоспособного возраста (детьми) и людьми старше трудоспособного возраста меняется в пользу старшего поколения. По прогнозам Организации Объединенных наций, к 2030 году доля населения России в возрасте от 60 лет и старше составит порядка 25% от общего количества населения. Возрастающая численность пожилых людей, изменение форм их жизнедеятельности требуют к себе иного, по сравнению с патерналистским и «защитным», подхода, что способствует расширению спектра взаимодействия государства и общества с людьми старших возрастов, в том числе тех, общественных отношений, которые возникают в сфере образования. Ответом на вызовы современности стало развитие нового направления в образовательной сфере - геронтообразования.
Отсутствие теоретической педагогической базы и недостаточный учёт показателей изменившейся дифференциации пожилого населения (социально-демографические характеристики, обусловливающих сохранность здоровья, трудового потенциала и растущей продолжительности жизни [1; 2]) сказывается на том, что современное геронтообразование нельзя назвать системным, скорее это сумма трех разнонаправленных градиентов, действующих каждый в своем поле: поле общественных потребностей, поле мотивации и целеполагания пожилых и поле реализации отдельных программ геронтообразования на практике.
Специфика геронтологического сектора образования настроена не столько на приобретение конкретного знания, сколько на приобретение независимости от социального окружения, разрушение стереотипа немощи и слабоумия, развития личностных качеств. Главной целью образовательной работы с пожилыми людьми является тенденция к формированию понимания их социальной востребованности.
Отметим, что само поле геронтообразования может выступить только в качестве наличного потенциала результативности, а реальному её свершению может способствовать только плодотворное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Методологически выверенный подход к определению основных направлений геронтообразования, предполагает разработку инновационной модели, определяющей её дальнейшее разви-
тие. В соответствии с существующим определением под моделью будем подразумевать общую схему описания ее важнейших элементов, целей, задач и механизмов реализации во взаимосвязи с ведущими сферами деятельности.
Исходной посылкой нашего исследования, является убеждение в том, что в трансформирующихся обществах роль государства как ключевого агента реформации должна сохраниться. В современной России на практике только у государства имеется необходимый законодательный и исполнительский ресурс, при этом регулирование взаимодействия между государством и общественной системой переживает переходный период - от директивных форм к договорным [3].
Однако сложившиеся на современном этапе отношения пожилого населения со стареющим обществом показывают, что не все духовные потребности и запросы пожилых удовлетворяются, в то время как сами пожилые все больше стремятся к расширению возможностей самореализации [4; 5]. В связи с чем, изменения социальной стратегии, направленные на решение проблем лиц пожилого возраста, носят несистемный, а порой и противоречивый характер. Заметим, что приоритетной задачей ближайшего будущего в сфере развития государственной образовательной политики в отношении людей пожилого возраста становится вложение капитала и инвестиций в развитие социальных сетей и социокультурных стратегий, которые будут способствовать устранению негативных зависимостей, изменению дискурса в отношении лиц пожилого возраста, разрушению стереотипа истощения социально-экономического потенциала личности в пожилом возрасте.
С практической точки зрения эти обстоятельства осложняют процесс поиска оптимальных решений в процессе построения геронтологического образовательного пространства. Неоспоримым является тот факт, что выбор будущего пути развития ге-ронтообразования довольно сложен. Его характер определяется рядом внешних и внутренних факторов, субъективных и объективных. Наиболее остро стоят вопросы взаимодействия людей пожилого возраста и подрастающего поколения и молодежи, определения роли государства в решении проблем межпоколенного взаимодействия.
При разработке модели важным явилось выделение функциональных единиц (субъектов) модели геронтообразования. В ракурсе исследования заявленной проблемы субъектами можно обозначить органы управления, способные принимать решения и утверждать законодательные акты в означенной сфере, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в социально-экономической деятельности [6].
Реализация основных направлений геронтообразования осуществляется на трех основных уровнях: федеральном (общероссийском, национальном), региональном (субъекты РФ) и муниципальном, каждый из которых решает конкретный круг вопросов (рис. 1).
При этом на всех властных уровнях необходимо учитывать следующие основания, отраженные в документах ООН: независимость, участие, уход, достоинство. Очевидно, что реализация мероприятий, разработанных с учетом вышеназванных условий, должна привести к гуманизации общества по отношению к пожилым гражданам, созданию условий продления их жизни и укрепления здоровья, обеспечения возможности для реализации их прав и свобод наравне с представителями других социальных групп.
В тоже время у нас нет причин утверждать, что представленные основания игнорируются отечественным законодателем в образовательной сфере или внутри самого геронтологического пространства. Однако необходимо отметить, что сферу геронто-образования необходимо не просто выстроить, но ещё и сделать её эффективной. В частности, необходима не просто концентрация усилий на разработке соответствующих образовательных программ, на решении наиболее острых социальных проблем, выработке новых механизмов самореализации людей пожилого возраста [5] в новой социальной реальности, обеспечивающей, в том числе, сокращение неоправданных бюджетных расходов, и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере [6].
При таких условиях основными характеристиками геронтообразования в отношении людей пожилого возраста можно считать:
1. Определение приоритетных направлений саморазвития и самореализации отдельно взятой личности.
2. Выстраивание основных направлений и программ образования на основе мониторинга социального самочувствия лиц пожилого возраста в различных регионах России.
3. Дифференциация психолого-педагогических мероприятий в отношении различных социально-экономических групп пожилых.
4. Выбор педагогических технологий по принципу эффективности конечного результата.
5. Расширение сферы образовательных услуг и форм их реализации;
Опираясь на вышеизложенное, считаем, что разработка модели геронтообразования, в сложившихся условиях, должна опираться на интеграционную концепцию, так как в её рамках возможно объединить субъектов всех уровней, формирующих и реализующих общую государственную образовательную стратегию в отношении людей пожилого возраста, а также раскрыть систему основополагающих, внутренне взаимосвязанных механизмов и принципов, составляющих остов геронтообразования внутри российского образовательного пространства.
Таким образом, представилась возможность выделить концептуальные принципы геронтообразования на современном этапе:
1. Принцип превентивности. Формирование и развитие культуры предупреждения пенсионного возраста. В первую очередь мы можем говорить о необходимости формирования новой культуры в отношении лиц пожилого возраста. В сознание людей, проживающих на территории нашей страны, необходимо вложить понимание того, что каждый человек, со временем перешагнет порог 55 лет и ещё долгие годы проживет в обществе.
Во вторую очередь - это накопление личных средств (капитализация) для самостоятельного материального обеспечения себя в пожилом и старческом возрасте. Пенсионная реформа с возможностью пополнения накопительной части пенсии пока не справляется с поставленной задачей. Лимит доверия в обществе крайне низок, люди боятся потерять накопленные средства. Поэтому необходимо изменить не только структуру образования, но и структуру предложения образовательных услуг, а также информационное наполнение.
2. Принцип социальной защищенности. Должен стать гарантией создания достойных социальных условий существования лиц пожилого возраста. С 1989 года органами исполнительной власти регионов активно выстраивается сеть специальных социальных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в сложной жизненной ситуации.
Однако остается плохо отлаженной система образования, направленная на удовлетворение образовательных потребно-
стей людей пожилого возраста. Частные инициативы практически не задействованы.
3. Принцип равных возможностей. Должен показать значимость старшего возрастного этапа жизни с точки зрения социальных функций. Для современного российского общества недопустимо дальнейшее продолжение консервации идеологии и морали старшего поколения. Это уже привело молодое поколение к началу деградации.
Кроме того, необходимо прекратить муссирование образа немощи и ненужности в отношении лиц пожилого возраста. К 2030 году эта возрастная группа станет основной в российском обществе (до 29%).
4. Принцип использования собственных возможностей. В современных условиях должна быть усилена значимость индивидуально-личностного формирования жизненного пути и развития «пожилых». Социальная политика, направленная только на опеку пожилых, во-первых, расходует лишние средства, так как уравнивает действительно немощных людей с социально активными и практически здоровыми.
Как показали, геронтологические исследования, пожилые люди не столько хотят, чтобы их опекали, сколько стремятся сами позаботиться об окружающих. Использование психолого-педагогического ресурса и ресурса свободного времени, имеющегося в наличии у пожилых людей будет наиболее оптимальным.
5. Принцип дифференцированности. Государственная политика в сфере образования в части ее геронтологического направления должна быть выстроена таким образом, чтобы учитывать гетерогенность данной возрастной группы. Образовательные услуги должны предоставляться с учетом состояния здоровья, семейного и материального положения, степени трудоспособности и т. д. Так же необходимо учесть возможность оказания взаимопомощи между людьми пенсионного возраста.
6. Принцип альтернативности поведенческих стратегий учитывает вариативность использования различных образовательных программ и проектов путем установления гибкой системы обучения, разработки схем индивидуальных образовательных маршрутов, вплоть до выстраивания схемы профессиональной карьеры.
7. Принцип профессионализма. Предполагает обучение специалистов, работающих с лицами пожилого возраста (медиков, педагогов, социальных работников, менеджеров культуры и т. д.) должно развивать геронтологическую компетентность. Именно она позволит ликвидировать многие барьеры во взаимоотношениях, существующие между специалистами и пожилыми людьми и будет способствовать повышению эффективности взаимодействия.
8. Принцип коллективизма. В связи с сокращением сети социальных контактов в пожилом возрасте люди стремятся к созданию творческих объединений по интересам. Это связано, в первую очередь, с необходимостью интерактивного взаимодействия. Такие объединения помогают удовлетворить потребности пожилого человека в благополучии и самовыражении.
9. Принцип региональности. Государственная политика в сфере образования может представить только генеральные направления развития. Мероприятия по их осуществлению передаются в регионы и должны быть осмысленны с учетом социально-демографических факторов.
Учет вышеперечисленных принципов позволяет сформулировать миссию геронтообразования в России - рост уровня социального согласия в обществе, посредством гуманизации общества, воспитания толерантности, сохранения и передачи традиций и национального единства через взаимодействие поколений и заявить о том, что образовательная политика в отношении пожилых может быть эффективна при дополнительном использовании альтернативных механизмов образования пожилого населения страны (рис. 1):
• Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
• Педагогическое сопровождение процесса образования.
• Программы самореализации.
• Специализированные программы, подготавливающие человека к выходу на пенсию.
• Внедрение в практику межпоколенных взаимодействий, расширяющих практику сотрудничества людей разных возрастов.
• Расширение возможностей для создания пожилыми людьми объединений и клубов по интересам.
ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
Формирование отдельного направления государственной политики в сфере образования, направленной на реализацию познавательных и образовательных потребностей людей пожилого возраста
МИССИЯ:
Рост уровня социального согласия в обществе, гуманизации общества, воспитания толерантности, сохранения и передачи традиций и национального единства через взаимодействие поколений
о
Сферы деятельности
1 \
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
СУБЪЕКТЫ &&Я&\ЪНОСГ\И
- Нормативно-правовое обеспечение геронтообразования; -Внедрение системы стратегического управления, направленной на интеграцию пожилого населения в активную образовательную и трудовую жизнь общества;
- Сохранение культурных традиций и самобытности российского государства.
- Создание эффективных механизмов интеграции пожилого населения в социокультурное пространство региона;
- Расширение сферы педагогического сопровождения и социально-психологической реабилитации для лиц пожилого возраста;
- Разработка инновационных технологий для использования ресурсного потенциала лиц пожилого возраста .
- Формирование информационно-аналитической базы персональных данных лиц пожилого возраста;
- Создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала лиц пожилого возраста;
- Внедрение новых методик для работы с лицами пожилого возраста в образовательных организациях, социальных центрах и учреждениях.
Механизмы реализации
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов Педагогическое сопровождение процесса образования Разработка программ самореализации Специализированные программы, подготавливающие человека к выходу на пенсию. Внедрение в практику межпоколенных взаимодействий, расширяющих практику сотрудничества людей разных возрастов Расширение возможностей для создания пожилыми людьми объединений и клубов по интересам
АДАПТИРОВАННОЕ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО к индивидуальным запросам и групповым познавательным и образовательным потребностям людей пожилого
Рис. 1. Педагогическая модель геронтообразования
Данная система должна способствовать тому, что пожилой человек сможет сам выбирать формы и способы самореализации в зависимости от состояния здоровья, личных интересов и пристрастий, наличия ресурсов развития.
Предложенная модель геронтообразования строится на обеспечении для пожилых людей равных прав и возможностей, по сравнению с другими возрастными категориями граждан.
Создавая модель геронтообразования, мы учитывали существующие теоретические и практические отечественные и зарубежные разработки в этой области, что позволило выделить базисные требования, которым должна отвечать такая сложноструктурированная система:
• преемственность, согласующая исторический опыт взаимодействия общества с людьми пожилого возраста с требованиями современной системы образования;
• вариативность, допускающая дифференцированный подход к организации и содержанию образовательных программ, методов и методик для людей пожилого возраста;
• сочетание фундаментальности и практической направленности, нацеленных как на развитие нормативно-правовой базы геронтообразования, так и на разработку системы управления геронтообразованием, сосредоточенной на интеграции пожилого населения в активную общественную жизнь;
• индивидуализация, обусловливающая развития творческого и интеллектуального потенциала людей, пожилого возраста, участвующих в образовательных программах;
• социальная эффективность, предполагающая удовлетворение образовательных потребностей и запросов людей пожилого возраста вследствие реализации миссии, поставленной перед разработанной моделью геронтообразования.
Следовательно, работа данной модели строится на координации действий всех ее субъектов, прямой и обратной связь между ними. При таком подходе направленность геронтообразования, в отличие от образования традиционного, переносится с процесса прямого руководства на процесс педагогического
Библиографический список
взаимодействия, способного развить потенциал данного направления образования; стимулировать рефлексию специалистов по работе с людьми пожилого возраста; удовлетворить образовательные и познавательные потребности пожилых обучающихся.
1. Соловьев А.Г., Мордовский Э.А., Вязьмин А.М. Социально-демографический статус лиц пожилого и старческого возраста, умерших от алкоголь-атрибутивных состояний в Архангельске. Успехи геронтологии. 2014; Т. 27; № 1: 16 - 171.
2. Круглов Л.С., Малкова Е.Е., Гнездилов А.В. Психогенно спровоцированные депрессии в пожилом и старческом возрасте: клинические характеристики, особенности актуальных психотравмирующих ситуаций и системы отношений. Успехи геронтологии. 2015; Т. 28; № 2: 387 - 392.
3. Адлер А.В. Социальные аспекты повышения пенсионного возраста. Актуальные проблемы применения норм гражданского права и процесса, трудового права, семейного права. Сборник статей I Студенческого юридического форума в Республике Крым. 2017: 167 - 170.
4. Ермак Н.А. Научно-теоретические основы педагогической поддержки в геронтообразовании. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008; 1: 133 - 136.
5. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста. Педагогическое образование в России. 2013; 2.
6. Кононыгина ТМ Организационно-методические аспекты образования для третьего возраста. Новые знания. 1999; 3.
References
1. Solov'ev A.G., Mordovskij 'E.A., Vyaz'min A.M. Social'no-demograficheskij status lic pozhilogo i starcheskogo vozrasta, umershih ot alkogol'-atributivnyh sostoyanij v Arhangel'ske. Uspehi gerontologii. 2014; T. 27; № 1: 16 - 171.
2. Kruglov L.S., Malkova E.E., Gnezdilov A.V. Psihogenno sprovocirovannye depressii v pozhilom i starcheskom vozraste: klinicheskie harakteristiki, osobennosti aktual'nyh psihotravmiruyuschih situacij i sistemy otnoshenij. Uspehi gerontologii. 2015; T. 28; № 2: 387 - 392.
3. Adler A.V. Social'nye aspekty povysheniya pensionnogo vozrasta. Aktual'nye problemy primeneniya norm grazhdanskogo prava i processa, trudovogo prava, semejnogo prava. Sbornik statej I Studencheskogo yuridicheskogo foruma v Respublike Krym. 2017: 167 - 170.
4. Ermak N.A. Nauchno-teoreticheskie osnovy pedagogicheskoj podderzhki v gerontoobrazovanii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008; 1: 133 - 136.
5. Zyskina M.A. Gerontoobrazovanie kak faktor samorealizacii lic pozhilogo vozrasta. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2013; 2.
6. Kononygina T.M. Organizacionno-metodicheskie aspekty obrazovaniya dlya tret'ego vozrasta. Novye znaniya. 1999; 3.
Статья поступила в редакцию 17.05.18
УДК 37
Saieva L.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
PROJECT ACTIVITIES IN THE EDUCATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS. The article deals with an actual problem of education of social activity of students of secondary school, taking into account the age characteristics of students. The author emphasizes the role of pedagogical possibilities of project activities as an integrative activity, which coordinates various aspects of learning and education process: game, cognitive, transformative, labor, educational, theoretical and practical activities in the education of social activity of students. The practical experience of social experience education in project activities in educational institutions is described. The author concludes that social activity student school can be seen as willingness to targeted creative social activity, and as the degree of manifestation of his ability and ability in a group, social community and in team.
Key words: project activity, innovative technologies, goal-setting, independent activity, cross-subject projects, social projects, collective creative activity, social activity.
Л.Х. Саиева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,
г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ СОЦИАЛЬНОМ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается актуальная проблема воспитания социальной активности учащихся средней общеобразовательной школы с учётом возрастных особенностей учащихся. Автор подчёркивает педагогические возможности проектной деятельности как интегративного вида деятельности, которая координирует различные стороны процесса обучения и воспитания: игровой, познавательной, преобразовательной, трудовой, учебной, теоретической и практической деятельности, в воспитании социальной активности школьников. Описывается практический опыт воспитания социального опыта в проектной деятельности в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: проектная деятельность, инновационные технологии, целеполагание, самостоятельная деятельность, межпредметные проекты, социальные проекты, коллективная творческая деятельность, социальная активность.
Актуальным направлением развития современной школы является проектная деятельность учащихся, которая предполагает соединение теоретических знаний, практических умений и навыков с формированием активной жизненной позиции. В стандартах нового поколения для среднего общего образования, основанных на системно-деятельностном подходе, подчеркивается важность формирования навыков проектной деятельности, умений разрабатывать и реализовывать проекты по отдельным дисциплинам в рамках изучаемых проблем и междисциплинарной направленности на основе базовых знаний и ценностных ориентиров. Модернизация содержания образования в школе
открывает широкие возможности для реализации инновационных технологий обучения и воспитания. Проектно-исследова-тельская технология позволяет решать такие задачи, как выдвигать проблему для определения темы проекта, определить свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы. Проектная деятельность учащихся формируется в процессе выполнения учебных творческих проектов, которые способствуют повышению личной уверенности участников проекта. Его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результа-