Научная статья на тему 'Самореализация личности в процессе любительского гитарного музицирования'

Самореализация личности в процессе любительского гитарного музицирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
703
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛЮБИТЕЛЬ / ГИТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / SELF-REALIZATION / PERSONALITY / SELF-ACTUALIZATION / AN AMATEUR / GUITAR PLAYING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толочкова Екатерина Витальевна

Автор рассматривает структуру самореализации личности, выявляет и описывает ее компоненты, их проявление в процессе любительского гитарного музицирования. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия успешной самореализации личности и описана экспериментальная модель и программа самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самореализация личности в процессе любительского гитарного музицирования»

УДК 351.858:379.8

Е.В. Толочкова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор М.И. Долженкова

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ГИТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Автор рассматривает структуру самореализации личности, выявляет и описывает ее компоненты, их проявление в процессе любительского гитарного музицирования. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия успешной самореализации личности и описана экспериментальная модель и программа самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.

Самореализация, личность, самоактуализация, любитель, гитарное музицирование.

The author considers the structure of self-realization of a person, identifies and describes its components, their demonstration in the process of amateur guitar playing. The article considers organizational and pedagogical conditions for successful self-realization, describes the experimental model and the program of self-realization of a person in the process of amateur guitar playing.

Self-realization, personality, self-actualization, an amateur, guitar playing.

Социальный запрос на продуктивную личность, способную к принятию самостоятельных решений, определяющую приоритетными потребности духовного, творческого, интеллектуального порядка, озвученный в Законе РФ «Об образовании» [10], дает широкие возможности самореализации личности в разных сферах деятельности. Любительское музицирование определяется в качестве одной из форм самореализации личности, осуществляемой посредством творчества [14].

Феномен самореализации имеет междисциплинарный характер и подробно рассматривается в научных трудах по философии, психологии, социологии, педагогике. Анализ литературных источников демонстрирует широкое разнообразие подходов исследователей к определению самореализации как процесса, деятельности, творчества, потребности личности, механизма (О.С. Газман, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн) [2], [7], [13]. В процессе исследования самореализации личности можно рассматривать это явление как цель, средство, процесс, состояние, результат. В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет трактовка самореализации как процесса активного воплощения потенциала личности в деятельности и как результата - определенного уровня личностного развития в творческом процессе. В связи с этим мы опираемся на определение, сформулированное Е.А. Никитиной, представляющее самореализацию в триедином блоке определений: как процесс перехода потенциальных возможностей в актуальные при достаточном обеспечении условий этого перехода; как динамическое саморазвертывающееся взаимодействие человека с миром в деятельностной форме активности, при котором осуществляется выделенный выше переход; как компонент жизнедеятельности, включающий личностное осмысление и решение жизненных задач в системе его взаимодействия с миром путем социально принятых и ситуативно возможных способов поведения личности и проявляющийся в индивидуальном порядке [8].

В исследованиях самореализации нередко можно наблюдать смешение понятий «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие» как близких по значению. Обратимся к уточнению соотношения этих понятий. Отечественные психологи рассматривают термин «самореализация» в качестве более общего по отношению к понятиям «самоактуализация», «самоутверждение», «саморазвитие» [6]. В иностранных научных трудах (А. Маслоу, К. Роджерс) [7], [12] термины «самореализация» (self-realization) и «самоактуализация» (self-actualization) часто употребляются в качестве синонимов. Этимологическое определение терминов «self-actualization» и «self-realization» раскрывает их смысловое различие, подразумевая под самореализацией мыслительную деятельность, работу личности на внутреннем плане наряду с деятельностным проявлением, а под самоактуализацией - деятельность как процесс (от лат. «actus» - поступок), имеющий вещественный результат.

Проследим взаимосвязь близких понятий самореализации и саморазвития. А. А. Идинов отмечает параллельное протекание данных процессов [4], в то время, как К.А. Абульханова-Славская приравнивает понятия саморазвитие и самосовершенствование как два взаимообуславливающих процесса и определяет самореализацию как часть целостного процесса саморазвития [1]. Мы находим подтверждение этому выводу в подходе Н.Б. Крыловой. Она определяет самореализацию как отдельный функциональный блок в целостном системообразующем процессе саморазвития личности в ряду многих иных связанных целостным образом «само» процессов: самопознания, самоорганизации, самоопределения и др. [9]. Это дает нам возможность рассматривать и использовать эти процессы в их сочетании в качестве неотъемлемых атрибутов саморазвития.

Обратимся к определению структуры самореализации. На основе анализа литературных источников были выявлены несколько компонентов, составляющих целостный процесс самореализации личности:

мотивационно-деятельностный, когнитивный, организационный, эмоционально-ценностный, коммуникативный. Рассмотрим подробнее каждый из выделенных компонентов самореализации личности.

Мотивационно-деятельностный компонент самореализации личности имеет ключевое значение в качестве побуждающего к активной деятельности. Е.П. Ильин рассматривает потребность как средство побуждения, преобразования состояния нужды в мотивы через обретение предметного содержания [5]. В типологии потребностей человека, разработанной Д.А. Леонтьевым, потребность в самореализации относится к потребностям в воплощении предметного вклада в деятельности, которая осуществляется через потребность в творчестве, в социально-преобразовательной деятельности [11]. Внутренняя потребность в творчестве является основой любительского музицирования и способствует самореализации.

Соотношение мотивов и интересов к самореализации в процессе музицирования с возможностями личности адекватно только при условии глубокой внутренней оценки собственных способностей, личностных качеств в процессе самопознания и самооценки. Реализация когнитивного компонента заложена в определении функции самореализации в современном социокультурном пространстве (Н.Б. Крылова) как раскрытии потенциала личности, где потенциал личности представлен способностями, системой знаний, умений и навыков [9].

Организационный компонент самореализации личности предполагает самоорганизацию, самоуправление личности, являющиеся неотъемлемыми составляющими целостного процесса самореализации, посредством которых субъект осуществляет достижение поставленных целей. Коммуникативный компонент выделен на основе определения самореализации и проявляется в системном, динамическом взаимодействии человека с миром в процессе деятельности. Эмоционально-ценностный компонент самореализации осуществляется через эмоциональную саморегуляцию, ценностное осознание творческого процесса.

Основываясь на выделенных компонентах самореализации, рассмотрим внутренние и внешние условия успешной самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Внутренние условия самореализации управляемы и осознаны личностью, исходят из ее внутренних сил и потенций. Часть условий определяется потенциалом личности, уже имеющимся составом личности на определенном этапе развития, который будет задействован в самореализации. Среди них исследователи акцентируют внимание на мотивационных (интерес, потребность), ценностных (осознанность, общественный интерес), эмоциональных (наполненность жизни, искренность), коммуникативных (глубокие межличностные отношения) характеристиках личности. Иные внутренние условия связаны с действиями, реализуемыми вовне и самодействиями, направленными вовнутрь личности. Они включают дея-тельностную реализацию, определение и достижение целей деятельности, «готовность, способность и воз-

можность их осуществления» [8]. Таким образом, успешность самореализации определяется личностными усилиями и является инициативой изнутри. В то же время обязательно наличие внешних условий, которые способны, затрагивая личностную сферу, влиять на корректировку самореализации в целях наиболее полного раскрытия личностных потенциалов, способствовать установлению определенного эмоционального фона самореализации. Внешними условиями успешной самореализации исследователи называют свободу и пространство преобразовательной деятельности и творчества, соизмеримость внешних требований и собственных внутренних возможностей, психологический комфорт, заинтересованность и адекватную оценку достижений личности окружающими, востребованность окружающими качеств личности индивидуально для нее значимых

[2], [3].

Педагогическое управление самореализацией с целью создания оптимальных условий может выражаться в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулировании самореализации. В педагогическом процессе любительского гитарного музицирования создание оптимальных внешних и внутренних условий ведет к проявлению всех структурных компонентов самореализации личности.

Понимание Е.И. Горячевой процесса самореализации в виде содержательного и процессуального аспектов [2] позволяет наблюдать проявления различных компонентов самореализации личности в двух направлениях: динамике формирования внутренних качеств и свойств личности и продуктивности деятельности, свободе в выражении потенциала.

Проявление мотивационно-деятельностного компонента самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования происходит через высокие показатели целеустремленности, инициативности, самостоятельности. Заинтересованность в поиске и применении информации, увлеченность в реализации творческих проектов, устойчивая потребность в деятельном воплощении любительского гитарного музицирования, которая проявляется в постоянном проявлении инициативы и самостоятельности в решении творческих задач, являются показателями успешной самореализации участника объединения любительского гитарного музицирования. Продуктивность деятельности в качестве проявления мотивационно-деятельностного компонента самореализации личности выражается в регулярном участии в творческих мероприятиях, реализации результата собственной творческой деятельности в публичных выступлениях, наличии наград на мероприятиях гитарного музицирования.

Проявлением когнитивного компонента самореализации личности является грамотное применение знаний в области теории, истории и технологии гитарного творчества относительно ситуации, стремление к их пополнению и самостоятельность поиска новой информации в сфере гитарного музицирования. Показательным является заинтересованность

участника досугового объединения в участии в познавательных творческих мероприятиях, оперативность в выборе способов действия и способность к трансформации полученных знаний в зависимости от условий.

Успешность организационного компонента самореализации может прослеживаться в наличии таких ярко выраженных качеств и свойств личности, как: энергичность, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, развитые лидерские качества. Проявлением самореализации является способность грамотно направлять деятельность коллектива с помощью волевого и эмоционального воздействия, требовательность к выполнению поставленных целей от себя и окружающих и находчивость при их достижении, творческий подход к выполнению коллективных заданий. Продуктивность проявляется в регулярной организации творческих программ и активном участии в их подготовке, что обуславливает наличие большого организационного опыта в сфере любительского гитарного музицирования.

Ярко выраженное позитивное отношение к процессу любительского гитарного музицирования, проявляющееся в устойчивости положительного эмоционального восприятия творческого процесса, полном согласии с содержанием и формой деятельности досугового объединения, является отражением эмоционально-ценностного компонента самореализации личности. Кроме того, показательным будет развитый навык самоконтроля, осознанное и адекватное проявление эмоциональных реакций. Осмысленное ценностное отношение участника к любительскому гитарному музицированию, способность давать осмысленную оценку результатов гитарного музицирования, развитые вкусы в восприятии гитарного творчества говорят о высоком уровне самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.

Коммуникативный компонент самореализации личности проявляется в развитом навыке организации общения в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, умении доступно, четко, грамотно излагать собственные мысли, налаживать оптимальные связи и взаимодействия ради достижения поставленных творческих целей. Участник способен учитывать индивидуальные особенности собеседника в процессе общения, терпеливо и уважительно относиться к собеседникам, быстро находить компромиссы при возникновении конфликта. Показательными являются сроки адаптации в коллективе, налаживания контактов, использование различных форм общения в зависимости от условий, умение привлечь внимание собеседника.

Проведенное исследование стало основой для разработки модели и программы самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования в учреждениях социально-культурной деятельности и дополнительного образования. Разработанная автором модель самореализации личности включает три основных содержательных блока: структурно-целевой, организационно-содержательный, критериальный. Ядром структурно-целевого

блока модели являются структурные компоненты, цели и задачи самореализации личности. Организационно-содержательный блок регулирует основные положения деятельности досуговых учреждений любительского гитарного музицирования: функции, принципы, виды и направления деятельности; формы, методы и средства педагогического воздействия; совокупность организационно-педагоги-ческих условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Результат самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования определяется показателями и параметрами, сопряженными с выделенными критериями успешной самореализации личности и представленными в критериальном блоке модели.

Основой экспериментальной апробации модели самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования послужила разработанная автором программа «Мой остров - гитара». Выделенные ранее структурные компоненты самореализации личности стали основанием для определения пяти основных направлений деятельности по программе: организация творческой деятельности участников, организационная деятельность участников по разработке и реализации творческих программ, развитие коммуникации и сотрудничества, информационно-просветительное и познавательное направления.

Особенностью авторской программы является соблюдение выявленных в ходе исследования организационно-педагогических условий деятельности клуба: приоритет коллективных форм работы участников объединения, использование широкого разнообразия организационных форм активности, направленность на публичное представление результатов творческой деятельности, развитая система самоуправления, широкое использование информационных технологий с целью коммуникации и исследования.

Высокая эффективность разработанной модели и программы была подтверждена результатами экспериментальной работы, проведенной в детских досу-говых учреждениях и учреждениях дополнительного образования городов Саратовской области в период 2010 - 2013 гг. в экспериментальной и контрольной группах участников. Динамика проявления компонентов самореализации личности в процессе освоения авторской программы отслеживалась расширенным мониторингом с использованием методов тестирования, анкетирования, опроса, моделирования ситуаций, наблюдения.

Результатом освоения авторской программы участниками экспериментальной группы явилась значительная позитивная динамика показателей мотива-ционно-деятельностного, когнитивного, организационного, эмоционально-ценностного, коммуникативного компонентов с преобладанием высокого уровня самореализации. Подавляющее большинство участников экспериментальной группы (93 %) проявили стабильный повышенный интерес к процессу гитарного музицирования. Значительным достижением явился рост показателей проявления организацион-

ного компонента самореализации личности участников на 56 %. Такой высокий уровень самореализации личности демонстрирует их готовность к организаторской деятельности. Кроме того, в полтора раза выросли показатели проявления мотивационно-деятельностного и коммуникативного компонентов, в 2,5 раза - эмоционально-ценностного компонента. Высоких результатов удалось достичь по показателям проявления когнитивного компонента самореализации личности, что свидетельствует о значительной эффективности программы для самореализации личности участников через познавательную активность. Высокая интенсивность коммуникации участников внутри коллектива и вовне в контактах с другими творческими организациями и коллективами, с публикой во время выступлений и организации мероприятий гитарного музицирования сформировала высокий уровень коммуникативных умений у 37 % участников экспериментальной группы, характеризующийся большим количеством позитивных коммуникативных контактов и отсутствием конфликтов в коллективе, умением четко и грамотно излагать мысли, быстро адаптироваться в новом окружении. Среди участников контрольной группы был выявлен незначительный рост показателей - в среднем на 10 - 15 % в течение экспериментального периода.

Таким образом, включение участников экспериментальной группы в активную творческую, организационную, исполнительскую, познавательную, коммуникативную деятельность в процессе освоения авторской программы способствовало успешной самореализации личности участников. Высокие результаты по всем компонентам самореализации личности были достигнуты благодаря активной публичной деятельности участников экспериментальной группы, решению творческих задач, преодолению трудностей и препятствий, связанных с публичным представлением творческого продукта. Результаты проведенной экспериментальной работы демонстрируют эффективность авторской программы самореа-

лизации личности в процессе любительского гитарного музицирования.

Литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991.

2. Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. - М., 1995. -С. 139 - 149.

3. Долженкова, М.И. Развитие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском регионе (1918 -1999): Учеб. пособие / М.И. Долженкова. - Тамбов, 2000.

4. Идинов, А.А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.А. Идинов. - Фрунзе, 1990.

5. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - М. - 1995. - Т. 16. -№ 2. - С. 27 - 41.

6. Личность: Внутренний мир и самореализация / Сост.: Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб., 1996.

7. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / А. Маслоу. - М., 1982.

8. Никитина, Е.А. Самореализация школьника в учении: теория и практика: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Никитина. - Саратов, 2002.

9. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1995. - С. 67 - 103.

10. «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.

11. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М., 1997. - С. 156 - 176.

12. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл Роджерс. - М., 1994.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб, 2000.

14. Хвостова И.А. Любительское музицирование: теория, история, практика / И.А. Хвостова. - Тамбов, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.