Научная статья на тему 'Проблема самоактуализации личности'

Проблема самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13079
1882
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / SELF-ACTUALIZATION / SELF-FULFILLMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / PERSONAL MATURITY / PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забелина Анна Вячеславовна

В статье анализируются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на феномен самоактуализации личности. Самоактуализация соотносится с самореализацией, личностной зрелостью и психологическим здоровьем, выделяются особенности самоактуализации личности. Автор рассматривает самоактуализацию как основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SELF-ACTUALIZA TION

This article analyzes the views of foreign and domestic researchers at the phenomenon of self-actualization. Self-actualization refers to self-realization, personal maturity and psychological health, stand out features of self-actualization. The author considers the self-actualization as a fundamental property of psychologically healthy, mature person, tending to the full realization of their own potential for self-development, conservation, and the maximum expression of its best features.

Текст научной работы на тему «Проблема самоактуализации личности»

УДК 159.9.01

А.В. Забелина (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого») Тел.: (4872) 35-14-88, доб. 20-21, e-mail: annavzabelina@mail.ru

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на феномен самоактуализации личности. Самоактуализация соотносится с самореализацией, личностной зрелостью и психологическим здоровьем, выделяются особенности самоактуализации личности. Автор рассматривает самоактуализацию как основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт.

Ключевые слова: самоактуализация личности, самореализация, личностное развитие, личностная зрелость, психологическое здоровье.

В современном мире процесс формирования личности определяется ускоренным развитием техники и технологий, появлением инноваций. Постоянно меняющееся общество ставит перед человеком задачу одновременного существования в различных культурных пластах, приспособления к изменчивым обстоятельствам. Коммуникативное, интерактивное и перцептивное общение объединяют людей в единое целое. Но одновременно с этим виртуальная реальность, сопровождающая процесс информатизации, духовное отчуждение - изолируют, обособляют людей друг от друга, от общества.

В процессе социализации человек устанавливает различного рода связи с другими людьми, с имеющимися у них знаниями и опытом. Эти связи могут выступать основой саморазвития, способом преодоления себя и средством актуализации. В процессе индивидуализации человек познает окружающий мир и самого себя, постепенно переходит от познания к самопознанию, от оценки к самооценке, от внешнего контроля к самоконтролю. Все эти процессы, требующие от человека активности действия и самоактуализации, дают возможность человеку преуспевать в постоянно меняющемся обществе и стать конкурентно способной личностью [1].

Философский и психолого-педагогический анализ проблемы самоактуализации личности имеет, не только мировоззренческое и методологическое, но и практическое значение. Наибольшую остроту данная проблема приобретает в современную эпоху модернизации всех сфер жизнедеятельности человека и общества, когда развитие инновационного общества сталкивается с все новыми проблемами.

Понятие «самоактуализация» традиционно связывают с одной из зарубежных теорий личности, развивавшейся в рамках гуманистической педагогики и психологии. Однако феномен самоактуализации изучается и в рамках философии, социологии, биологии, в связи с различными концепциями и на разных уровнях обобщения. Это отразилось в многообразии трактовок понятия «самоактуализация», в наличии синонимических понятий. В науке используются различные термины, близкие по значению к этому понятию: «самоутверждение», «самовыражение», «самораскрытие», «самодеятельность», «самовоспитание», «самосовершенствование», «самореализация», «трансценденция».

В философских исследованиях понятие «самоактуализация» рассматривается в качестве составляющего элемента понятия «самореализация», а иногда и как его синоним. Само понятие «самореализация» в философии трактуется неоднозначно.

Анализ различных философских исследований позволил установить, что на определение данного понятия влияют социально-экономические, социально-политические и морально-этические характеристики каждой исторической эпохи.

Самореализация в учениях Аристотеля связана с самосовершенствованием духа и тела, в работах Гегеля она рассматривается в контексте саморазвития абсолютной идеи и т.п. В классических трудах марксизма-ленинизма определяется как самоосуществление личности. В марксистской философии самореализация личности рассматривается как процесс «опредмечивания и распредмечивания», суть которого состоит в том, что личность, распредмечивая формы осуществленного социального опыта и культуры, опредмечивает свою внутреннюю человеческую сущность.

Анализируя различные подходы к объяснению механизма самореализации, можно глубже разобраться в сущности понятий «самореализация» -«самоактуализация».

Приоритет в исследовании феноменальных факторов самоактуализации принадлежит зарубежным ученым, где эта проблема разрабатывалась в контексте феноменологических, экзистенциальных, гуманистических и трансперсональных концепций личности (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Ассаджоли и др.).

Впервые понятие «самоактуализации» появилось в работах нейрофизиолога К. Гольдштейна, который в начале двадцатого века занимался исследованиями повреждений мозга в результате ранения. Он понимал самоактуализацию как преобразование способностей личности после перенесенного ранения. Он писал о том, что организм человека управляется тенденцией актуализировать свои способности. И считал, что способности человека определяются его потребностями.

Рассматриваемое понятие было заимствовано у К. Гольдштейна его учеником А. Маслоу, который стал использовать термин «самоактуализация» как «полноценное развитие человека» [2], предопределенное биологически.

Самоактуализация означала для него тенденцию к реализации внутреннего потенциала личности, то есть самореализацию ее потенций. Самоактуализировавшийся человек представляется А. Маслоу не как человек, которому что-то добавлено, а как «обычный человек, у которого ничего не отнято» [3]. По его мнению, у среднего человека подавлены и блокированы способности и таланты в отличие от самоактуализирующегося человека, который реализует свою индивидуальность, так как имеет меньше различных психологических защит.

Свои исследования А. Маслоу проводил с людьми, которые казались ему в жизни наиболее успешными: у них было любимое дело, они не были завистливы и работали на благо всего человечества. И у них было общим то, что они стремились к постоянному развитию своих способностей и талантов.

Для К. Роджерса, который занимался проблемами развития человеческой личности, самоактуализация означает тенденцию организма продвигаться в направлении к зрелости. Самоактуализация - это обозначение силы, заставляющей человека развиваться на самых разных уровнях. Он полагал, что существует основополагающий аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большему самосоответствию и к более реалистичному самофункционированию. Он говорит о том, что такое поведение свойственно не только людям, а вообще всему живому. К. Роджерс подчеркивает, что стремление выразить себя и реализовать способности организма усиливает самость человека [4].

К. Роджерс не включает в свою формулировку самоактуализации религиозные и духовные аспекты, говоря о том, что в каждом человеке есть внутреннее стремление становиться компетентным и настолько способным, насколько это возможно для него биологически.

Еще одним ярким представителем гуманистической психологии, обращавшимся к проблемам самоактуализации, является Р. Ассаджоли. Под самоактуализацией Р. Ассаджоли понимает оживление, проявление и самоосуществление скрытых возможностей человека, рассматривая ее как один из видов самореализации, означающий самоосуществление. Он выделяет и другой вид самореализации, направленный на постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего центра, - самопостижение [5].

В своих рассуждениях о развитии человеческой личности Р. Ассаджоли идет дальше К. Роджерса, делая установку на подлинно духовное развитие человека. Поэтому в рамках концепции психосинтеза он говорит о том, что самоактуализация -это только первый этап развития личности. На этом этапе осуществляется интеграция индивида вокруг личностной самости. Индивид начинает лучше понимать себя, избавляется от излишних психологических защит. И только после этого становится возможен второй этап - осуществление синтеза личностного «эго» и высшей Самости. Первый этап (или самоактуализацию) в концепции психосинтеза Р. Ассаджоли называет «личностный психосинтез», а следующий за ним этап - «духовный психосинтез». Автор подчеркивает, что человек не сможет подойти к духовному психосинтезу без первого этапа - самоактуализации (личностного психосинтеза), необходимой для личностного роста.

Фактически, в трактовке Р. Ассаджоли самоактуализация является всего лишь ступенью, по достижении которой начинается подлинно духовное развитие человека.

Эта позиция находит свою аналогию у А. Маслоу, отмечавшего в конце жизни, что гуманистическая психология является только переходной формой психологии, готовящейся стать трансчеловеческой. Отталкиваясь от основ трансцедентности бытия, А. Маслоу сделал вывод о существовании потребностей, которые выходят за рамки самореализации - трансперсональных потребностях, сосредоточенных вокруг космоса, религии, бытия.

Анализируя работы зарубежных исследователей по проблеме самоактуализации личности, можно сделать следующие выводы:

- самоактуализация присуща лишь психологически здоровым людям,

- самоактуализация - это врожденная, изначально свойственная человеку тенденция к саморазвитию,

- самоактуализация - это основополагающее свойство зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала,

- показатели самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития, заложенные потенции, развитие таких качеств как автономность личности, способность к личностному и профессиональному самоопределению и др.

В отечественной психологической науке разработано много идей и теорий, позволяющих понять сущность и механизм самоактуализации личности. Методологической основой для объяснения самоактуализации личности выступает деятельностный подход, позволяющий рассматривать этот процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности. Объяснение сущности синонимического понятия самореализации дается через характеристику основных принципов деятельностного подхода: интериоризация - экстериоризация, рассматриваемые в качестве механизма усвоения общественно-исторического опыта, и детерминизм, представляющего собой преломление внешнего опыта через внутреннее осознание. На основе интериоризации внешней социальной деятельности происходит преобразование внутренней структуры личности.

В отечественной науке общая концепция исследования самоактуализации личности также связана со структурно-генетическим подходом к исследованию

личности и идеей личностного саморазвития, которая первоначально нашла свое отражение в работах Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.Д. Теплова, В.А. Адова и др. Позднее - в исследованиях их учеников и последователей, в связи с дальнейшей разработкой концепции личности, раскрывающей зависимость человека от меры его собственной активности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Т.И. Артемьева, Д.А. Леонтьев, Е.Б. Лисовская, B.C. Мерлин и др.).

В исследованиях многих современных ученых предпринята попытка дифференцировать понятия синонимические понятию «самоактуализация»:

- «самоутверждение» рассматривают в качестве стремления человека к самоосуществлению, к реализации себя в объективном мире, когда «Я» личности получает признание со стороны общества;

- «самовыражение» определяется как активность субъекта, направленная на самореализацию, но при этом потребность в самореализации не подкреплена соответствующей способностью;

- под «самораскрытием» понимается представление другим людям личной информации о себе, использование человеком различных стратегий и тактик поведения для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих;

- «самосовершенствование» - стремление человека к саморазвитию и обогащению своих внутренних сил с целью дальнейшей самореализации на более высоком уровне. Когда такое саморазвитие выступает в качестве самоцели, человек имеет дело со специфической деятельностью, направленной на самого себя, или «самодеятельностью».

Исследуя механизмы самореализации на основе культурологического подхода, М.А. Недашковская выделяет для характеристики структуры самореализации специфический комплекс личностных функций, которые должны удовлетворять взаимосвязанным качествам проективности и рефлексивности. Проективность включает в себя целесозидание, поиск средств достижения цели, коррекцию. Рефлексивность включает рефлексию относительно внешнего (динамическое отражение объективной реальности) и рефлексию относительно внутреннего (самоуглубление). Единство проективности и рефлексивности представляет собой функциональный комплекс, в который входят когнитивные образования (самосознание, самопознание, самоопределение), факторы управленческого характера (самооценка, самоконтроль, саморегуляция) и интегративные процессы сознательного становления личности субъектом социально-значимой деятельности (самоактуализация, самовоспитание и саморазвитие). «Персонально локализуемые механизмы самореализации выступают одновременно как ее необходимые условия и структурные элементы, дополняющие, развивающие друг друга звенья единого процесса развертывания и воплощения сущности сил человека» [6].

Вариативный подход к пониманию механизма самореализации личности предлагает А. А. Идинов. В процессе самореализации он выделяет этапы: актуализация, развертывание, разрешение. В процессе самореализации происходит становление индивида, его социализация и индивидуализация, возникновение у него потребности в самореализации внутренних сил и интереса как основного мотива. Движущей силой процесса самореализации выступает свободная воля. Поэтому, по мнению А.А. Идинова, социализация, индивидуализация, потребность, цель, интерес, воля являются структурными компонентами 1-ой стадии процесса самореализации - актуализации. Далее идет стадия развертывания актуализированной потребности. К структурным элементам этой стадии автор относит процессы самопознания, самоцели, самомодели, самовыбора, самоконтроля и самоанализа. В процессе развертывания происходит

снятие потребности в самореализации (разрешение). Это и есть, по А. А. Идинову, механизм развертывания сущностных сил личности. Результатом самореализации является самоутверждение. Потребность в самореализации на время удовлетворяется, затем с течением времени происходит становление новой потребности в самореализации, которая снова проходит через актуализацию, развертывание и разрешение (снятие) и т.д. Поэтому, процесс самореализации бесконечен [7].

Почти все отечественные ученые рассматривают механизмы самореализации личности в качестве собственно самоосуществления личностью своих сил так или иначе выделяют самодеятельность: проективность в совокупности с рефлексивностью (М. А. Недашковская), включает в себя все компоненты деятельностного аспекта от целеполагания до коррекции результатов; развертывание актуализированной потребности (А. А. Идинов) есть не что иное, как самодеятельность или же самотворчество; разрешение внешних противоречий в духовно-практической деятельности (Г. И. Волынка), материализация идеальной цели в реальную действительность (В. И. Муляр) осуществляется в процессе самодеятельности; превращение деятельности в самодеятельность (А.Я. Голубчиков), самодеятельность или собственно самореализация личности (И. Ф. Исаев), в процессе которой происходит материализация личности учителя, ее знаний, умений, навыков.

Специальное обучение является наиболее важным направлением в плане развития потребности в самоактуализации, т. к. если психология объясняет законы развития психики человека, то педагогика выстраивает конкретные теории о том, как целенаправленно можно руководить развитием человеческой личности. Поэтому необходимо исследование и педагогических аспектов самоактуализации личности.

Проблема самоактуализации личности педагогической наукой рассматривается в контексте профессионального самосовершенствования, самоопределения, самореализации.

Педагогический аспект рассмотрения феномена самоактуализации подразумевает осуществление целенаправленной деятельности по обеспечению условий для адекватного, осознанного и активного познания и проявления себя как личности на всех уровнях образовательной системы. И в этом плане привлекает внимание ряд работ, где говорится о самоактуализации (самореализации) личности учащихся, студентов и учителей [8].

Е. И. Горячева описывается опыт реализации идеи самоактуализации личности в педагогической практике на примере работы с подростками. Самоактуализацию она понимает как часть самореализации личности, отражающую мотивационный и ценностно-смысловой аспект, который предшествует или сопутствует предметно-деятельной активности подростка. Автор доказывает, что в подростковом возрасте основополагающей характеристикой самоактуализации является стремление познать и понять себя для того, чтобы реализовать свои возможности в познании, творчестве, общении, выборе смысложизненных ориентаций [9].

Локальное исследование процесса самоактуализации современных подростков и юношей в определении взросления проведено И.П. Шаховой. На основании результатов исследования автор делает вывод, что достаточно четко прослеживается различие характера и направленности самоактуализацииподростков в зависимости «от конкретно-исторических условий функционирования общества, их в обществе и особенностей организации жизнедеятельности этой возрастной группы». На основании этого вывода И. П. Шахова отмечает, что «каждое поколение обладает своей структурой самоактуализации личности, на формирование которой влияет структура общества, где определенная роль отводится требованиям, предъявляемым обществом к личности» [10].

Проведенный анализ работ по проблеме самоактуализации позволяет говорить о том, что самоактуализация - это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт. Это процесс, предполагающий определенный выбор. Если личностный выбор делается каждый раз в пользу личностного развития, то это и является движением к самоактуализации и психологическому здоровью. Самоактуализирующимся людям свойственна устоявшаяся система личных ценностей, глубокая рефлексия и адекватный образ своего «Я». Ценности для актуализирующейся личности выступают в роли потребностей.

Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности. Основная ответственность в подготовке такой личности возлагается на систему высшего профессионального образования, поэтому современным вузам необходимо обеспечивать условия для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развитию качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности, становлению ценностных ориентаций, расширению путей самопознания, самопринятия, саморазвития и самоактуализации личности.

Литература

1. Челомбицкая М.П. Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе: дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д, 2009. 155 с.

2. Экзистенциальная психология. Экзистенция / пер. с англ. Н. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. 624 с.

3. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999; То же [Электронный ресурс] // PSYLIB. Самопознание и наше мышление. Психологические книги: психологическая библиотека клуба «Познай себя»: [сайт]. URL: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt11.htm (дата обращения 16.04.2013).

4. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. 592 с.

5. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика [Электронный ресурс] / сост. и пер. В. Данченко // PSYLIB. Самопознание и саморазвитие: психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры [сайт]. URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/psyntez/index.htm (дата обращения 16.04.2013).

6. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: дис. ... канд. философ. наук. Киев, 1990. 167 с.

7. Идинов А.А. Самореализация личности во внепроизводственной сфере общества: дис. ... канд. философ. наук. Фрунзе, 1990. 171 с.

8. Андриенко Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 180 с.

9. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 208 с.

10. Шахова И.П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 182 с.

A. V. Zabelina

THE PROBLEM OF SELF-ACTUALIZATION

This article analyzes the views of foreign and domestic researchers at the phenomenon of self-actualization. Self-actualization refers to self-realization, personal maturity and psychological health, stand out features of self-actualization. The author considers the self-actualization as a fundamental property of psychologically healthy, mature person, tending to the full realization of their own potential for self-development, conservation, and the maximum expression of its best features.

Keywords: self-actualization, self-fulfillment, personal development, personal maturity, psychological health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.