Научная статья на тему 'Опыт исследования самореализации в творчестве'

Опыт исследования самореализации в творчестве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
436
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / МОТИВЫ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ЖИЗНЕННОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / CREATIVITY / SELF-REALIZATION / LIFE-CREATION / MOTIVES / CONTENT ANALYSIS / VITAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федорова Елена Прокопьевна

В статье рассматривается психологический феномен самореализации в творческой деятельности как динамический фактор жизненного самоосуществления. Автором выделяются теоретические позиции, являющиеся методологическим и теоретическим базисом для изучения психологического феномена самореализации в творчестве. Выделяются две стратегии самореализации: как реализация задачи, поставленной из вне, и как реализация собственной жизненной задачи. Процесс самореализации в творчестве рассматривается активнодеятельностный, смысловой аспект жизни, процесс активного, инициативного самоосуществления, предполагающий максимальную реализацию творческого потенциала человека. Приводятся некоторые результаты исследования мотивации самореализации: выделяются шесть доминирующих мотивов самореализации в творчестве на основании контентанализа текстов с использованием рефлексивной методики «Моя жизнь и творчество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH EXPERIENCE OF SELF-REALIZATION AT WORK

The article deals with the psychological phenomenon of self-realization in creative activity as a dynamic factor of vital self-realization. The author highlights the theoretical positions that are the methodological and theoretical basis for studying the psychological phenomenon of self-realization in the creativity. Two strategies of self-realization stand out: as the realization of a task set "from the outside," and as the realization of one's own life task. The process of self-realization in creativity is considered actively the activity, semantic aspect of life, the process of active, proactive selfrealization, involving the maximum realization of human creative potential. In the article are given some results of the study of the motivation of self-realization: six dominant motives of self-realization in work are distinguished on the basis of content analysis of texts using the reflexive method «My life and creativity».

Текст научной работы на тему «Опыт исследования самореализации в творчестве»

УДК 159.9

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ

© Федорова Елена Прокопьевна

кандидат психологических наук, доцент Московский педагогический государственный университет Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 Е-таП: ep.fedorova@mpgu.su

В статье рассматривается психологический феномен самореализации в творческой деятельности как динамический фактор жизненного самоосуществления. Автором выделяются теоретические позиции, являющиеся методологическим и теоретическим базисом для изучения психологического феномена самореализации в творчестве. Выделяются две стратегии самореализации: как реализация задачи, поставленной из вне, и как реализация собственной жизненной задачи. Процесс самореализации в творчестве рассматривается активно-деятельностный, смысловой аспект жизни, процесс активного, инициативного самоосуществления, предполагающий максимальную реализацию творческого потенциала человека. Приводятся некоторые результаты исследования мотивации самореализации: выделяются шесть доминирующих мотивов самореализации в творчестве на основании контент- анализа текстов с использованием рефлексивной методики «Моя жизнь и творчество».

Ключевые слова: творчество, самореализация, жизнетворчество, мотивы, контент-анализ, жизненное самоосуществление.

Проблема самореализации человека в разных сферах жизнедеятельности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что в процессе жизненного самоосуществления раскрываются в полной мере внутренние психологические ресурсы, обеспечивающие устойчивость человека в мире. Индивидуальное своеобразие, творческая инициатива человека находит свое воплощение в разных сферах жизнедеятельности — личной, профессиональной, общественной, творческой. Как отмечают ученые, возможность (и способность) творить — это наиболее значимый жизненный ресурс человека. В тоже время это сфера его безграничной свободы и ответственности. Творчество — наивысшее проявление человеческой деятельности человек сознательно определяет для себя высшей ценностью бытия творчество [1, 2, 4, 8, 9].

Истоки идеи самореализации, самооосуществления человека обнаруживаются в работах Л. С. Выготского, который полагал, что человек, создавший свою личную жизненную философию, способен «осуществить свои личные цели, страсти и интересы только в непосредственном соприкосновении с миром» [Выготский, 1986. С. 21].

Отечественная психология, развивающаяся в школе С. Л. Рубинштейна постулирует принципиальную активность субъекта: «человеческое существование отличается от любого другого активностью человека, его способностью изменять свое существование.. .вселенная с появлением человека — это осознанная, осмысленная вселенная, которая изменяется действиями в ней человека» [Рубинштейн, 1976. С. 329]. С. Л. Рубинштейн в своих работах утверждал: жизненный путь представляет собой творческую задачу рождения

78

человеком «самого себя» — самоосуществление, созидание, реализация своего уникального бытия: «человеческая жизнь выступает как «замысел» (вначале неосознанный), а затем — как его реализация [Рубинштейн, 1997. С. 83]. Принцип творческой самодеятельности, сформулированный С. Л. Рубинштейном, предполагает два аспекта творческого акта:

- обращенный во вне и воплощаемый в материальных результате творчества — творении;

- обращенный во внутрь — воплощенный в изменениях личности человека-творца [10].

В ряд работ ученых достаточно четко обозначена идея жизнетворчества, идея совершенствования себя как внутреннее движение человека: жизнь характеризуется возможностью самосозидания, результатом творения себя непрерывно [Бергсон, 2001].

Теоретический анализ проблемы жизненного самоосуществления, самоактуализации и самореализации человека позволяет нам выделить два направления анализа проблемы: первое направление анализа — предполагает анализ и раскрытие феномена «творчество» как деятельность человека, создающего новые, оригинальные «продукты» в разных областях, имеющих общественную значимость, второе направление — связано с исследованием самовыражения человека в творчестве — самоактуализацией, самореализацией в творческой деятельности. Обращаясь к вопросу о психологических ресурсах, обеспечивающих возможность самореализации человека в творческой деятельности, рассмотрим важные для нас теоретические позиции ученых.

Д. Б. Богоявленская, автор отечественной концепции творчества, обозначает два важных для нас тезиса:

- «не особая специфическая способность, а позиция субъекта деятельности определяет возможность творческих достижений;

- способность к саморазвитию деятельности не объяснима лишь свойствами интеллекта» [Богоявленская, 1999. С. 36]. Д. Б. Богоявленская в рамках процессуально-деятельностного подхода к исследованию творчества, вводит два ключевых фактора для понимания феномена творчества и обеспечивающих выход человека на творческий уровень: личностный и мотивацион-ный компонент, раскрывая на уровне теоретического анализа и экспериментального исследования в своих работах значение этих компонентов в процессе создания нового в творчестве [2]. Приведем тезис о мотивации творчества, с которым трудно не согласиться: «гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью (курсив, выделено нами) обеспечивает творческий характер труда, его подлинную целеустремленность [Богоявленская, 2009. С 349].

Я. А. Пономарев, автор системного подхода к пониманию творчества, со способностью к творчеству связывает два личностных качества — интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. Творческий человек видит «побочные результаты», которые являются творением нового (а нетворческий — видит целесообразные результаты, проходя мимо нового). Психологическая гибкость, сила творческой мотивации, широта и глубина осознания позволяет, по мнению ученого, позво-

ляет человеку опознать «побочные» инновационные продукты своего творческого поиска (курсив: выделено нами) [8].

В своих работах, посвященных самореализации человека, В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский проводят психологический анализ процесса самореализации во взаимосвязи с творческим потенциалом человека. Авторы утверждают: «человек является существом не только адаптивным, но и сверхадаптивным, не только способным действовать в пределах заданных (потребностями, принятыми ценностями и т.п.) норм, но и нормотворческим, не только пассивно-страдательно приспособляющимся к наличному окружению, но и инициативно созидающем мир и полагающим себя в им самим созданной новой действительности» [Клочко, Галажинский, 1999. С. 14].

В исследовании Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова выделяются три жизненных стратегии человека: жизнеисчерпание, жизнепорождение нетворчество. Третья стратегия — жизнетворчество, по мнению авторов рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества, направлено на реализацию духовных потребностей и стремление к самоактуализации. В зависимости от форм проявления, оно реализуется во внутренней сфере и тогда выступает в форме саморазвития, если во внешней сфере — в форме сотворчества [Варламова, Степанов, 2002. С. 133-134].

Мы полагаем, что рассматривая жизнетворчество только через призму нестандартного отношения к себе и собственной жизни не вполне раскрывает данный феномен, поскольку такое понимание не объясняет сущность процесса жизнетворчества, его детерминацию [9].

Высокая активность человека, творящего собственную жизнь, максимально проявляется в процессе самореализации в творческой деятельности, поскольку, «индивидуальная самореализация детерминируется социальными, и внешними, и внутренними (личностными) особенностями, возможностями личности» [Клочко, Галажинский, 1999. С. 33]. Мы определяем, вслед за авторами системно-антропологического подхода, процесс самореализации как активно — деятельностный, смысловой аспект жизни, процесс активного, инициативного, творческого самоосуществления, предполагающий максимальную реализацию творческого потенциала человека. Самореализация в творческой деятельности, детерминируется рядом факторов в ряду которых: ценностно — смысловые характеристики образа мира и образа жизни человека, система мотивации, рефлексивные усилия осуществления своего «Я», личностные особенности (среди которых «открытость», «суверенность», коммуникативная компетентность и другие) [6, 7, 12].

В данной статье приведем некоторые результаты эмпирического исследования феномена самореализации в творчестве, а именно — изучение мотивации самореализации в творческой сфере, позволяющие в контексте данной статьи проиллюстрировать мотивы самореализации на примере творческой деятельности студентов, находящихся в процессе освоения творческой профессии. В ходе нашего исследования, носящего опытно-экспериментальный характер, мы предложили студентам художественно — графического факультета, которые занимаются несколько лет (от трех и более) творчеством, выполнить рефлексивную методику «Моя жизнь и творчество», входящую в программу исследования, суть которой состояла на первом этапе исследова-

ния в написании свободного сочинения — эссе на тему «Моя жизнь и творчество». Специальной задачи указывать мотивы занятий творчеством в инструкции не звучало: мотивы должны были проявиться «спонтанно», в ходе письменного высказывания. Участники исследования не ограничивали себя в объеме и времени написания текста, выбирая форму свободного изложения. На втором этапе исследования проводился рефлексивный анализ сочинений в форме группового обсуждения, позволяющий осознать и раскрыть мотивацию своих занятий творчеством, осознать свой путь саморазвития и самореализации в творческой деятельности. Контент — анализ текстов сочинений предполагал выделение смысловых единиц текста, затем смысловые единицы были сгруппированы в соответствии с шестью направлениями анализа, которые были выделены нами на основе теоретического анализа литературы:

1) высказывания о «временной перспективе» занятий творчеством (указание на периоды жизни «вчера-сегодня-завтра»);

2) высказывания о мотивах творческой деятельности — прямо обозначенные в тексте мотивы;

3) высказывания о смыслах и ценностях творчества и поиске для себя смысла жизни;

4) высказывания об осознанном собственном развертывании жизненного пути в связи с занятиями творчеством (высказывания, содержащие указание на «жизненный план», «жизненный сценарий», «творческая жизненная задача);

5) высказывания о саморазвитии — личностные качества, свойства, особенности самооценки — черты личности, так или иначе развиваемые в творчестве по указанию автора;

6) высказывания о переживаниях, эмоциях, мотивах личного кризиса и/или его преодолении с помощью творчества.

Последующая обработка полученных данных позволила нам получить список представленных в сочинениях мотивов творческой деятельности: всего выделено в ходе анализа сочинений семнадцать мотивов. Далее полученный список мотивов был подвергнут процедуре ранжирования, где первые ранговые места занимают указанные наиболее часто мотивы занятий творчеством, а на последующих — мотивы, менее представленные в высказываниях. Таким образом, нами обнаружено шесть доминирующих мотивов. В аналитической таблице (табл. 1) приводятся цитаты из сочинений, характеризующие каждый мотив.

Таблица 1

Мотивация самореализации в творчестве (результаты контент-анализа сочинений

«Моя жизнь и творчество», п=127)

Мотивация самореализации в творчестве Ранг Цитата из текста сочинения

1. Творчество как основной интерес в жизни; высокая активность в творчестве 1 «Я хочу заниматься творчеством и готова это делать каждый день, мне это интересно», «рисование стало действительно приносить мне удовольствие»

2. Творчество как смысл жизни, насущная необходимость или поиск смысла сейчас 2 «Я люблю и хочу творить, это самое главное в моей жизни», «Рисование всегда придавало моей жизни смысл», «Я не могу существовать без рисования, творчества», «творчество для меня синонимично понятию «жизнь»», «без художественного творчества я бы ни могла прожить и дня», «когда жизнь бессмысленна и бесцельно — творчество спасает меня».

З.Отреагирование эмоциональных переживаний, преодоление личного психологического кризиса с помощью творчества 3 «творчество структурирует мои мысли, чувства», «творчество дает возможность пережит перемены и трудные ситуации в жизни», «когда у меня плохое настроение, я сажусь рисовать и обо всем забываю», «когда мне плохо я начинаю рисовать».

4. Творчество как самопознание и саморазвитие 4 «я хочу найти свой художественный стиль в творчестве», «в творчестве, в рисунке я выражаю образы, которые мне приходят», я хочу освоив весь пласт техник и методов рисования», «я в постоянном поиске себя и усовершенствовании своих навыков».

5. Творчество как понимание себя, самоопределение в творчестве, поиск своего жизненного пути 4 «через рисование и творчество я хочу разобраться в себе», «теперь я начинаю осознавать, что нахожусь на своем месте», «я больше не знаю, чему стоит посвятить свою жизнь», «я не могу понять: творчество меня спасает или губит».

6. Творчество как самореализация 5 «творчество дает возможность показать мое видение мира другим людям», «творчество — это сфера где я работаю и учусь», «люблю творить, учась чему — то новому», «хочу заниматься творчеством, чтобы показать людям красоту.

Рассмотрим выделенные шесть ведущих мотивов, наиболее часто присутствующих в сочинениях участников исследования. На первом месте ожидаемый мотив — «творчества как основной интерес в жизни», который указывают подавляющее большинство участников исследования. Далее наиболее часто встречающиеся мотивы: «творчество как смысл жизни», «творчество как поиск личностного смысла, понимание, самоопределение себя в творчестве». И если первый мотив — «творчество как основной интерес в жизни» может показаться неустойчивым (как известно интересы изменяются с возрастом, жизненной ситуацией и т.д.), то остальные проявившиеся мотивы являются глубинными мотивами жизненного самоосуществления: например, мотив «творчество как смысл жизни». Четвертое и пятое место в ранге занимают мотивы «творчество как самореализация», и «творчество как саморазвитие» — это может быть объяснено, возможно, актуальной ситуацией развития для участников ситуацией профессионального обучения (творчеству), творческой образовательной средой вуза. Иногда встречалась нечеткость выражений, «размытость» формулировок, фраз, относящихся к описанию мотивации самореализации: данные высказывания «пронизывают» весь текст, а названные мотивы описаны и присутствует «в контексте» всего сочинения. Приводим пример высказываний, относящихся к выражению мотивации самореализации в творчестве: «смотрю на другие работы художников, анализирую их, вдохновляюсь и хочу повторить или сделать лучше», «наряду с теоретической подготовкой я веду поиск собственного стиля, который хочу выразить», «без творчества я не хочу жить ни дня» и т.д. Мысль о том, то самореализация в творчестве обусловлена мотивом «продолжения в других путем трансляции своей индивидуальности (через изменение в других)» [6, с. 25] также находит отражение в высказываниях: «творчество дает возможность показать мое видение мира другим» (табл. 1, п. 4). В ходе обобщения результатов исследования, мы приходим к выводу: самореализация в творческой деятельности полимотивирована.

Анализ позволяет выделить несколько ведущих мотивов самореализации в творчестве, среди которых такие глубинные внутренние мотивы, как: «творчество как основной интерес в жизни», «творчество как саморазвитие и самореализация», «творчество как смысл жизни», «творчество как поиск личностного смысла, себя». Следовательно, творчество обладает особым смыслом и ценностью для участников исследования. Если понимать самореализацию как деятельность, мотивом которой и является совокупность мотивов, в том числе мотив смысла жизни, саморазвития и другие (табл. 1), то можно выделить еще один детерминационный фактор самореализации — те психологические новообразования, которые в ней порождаются [6, 7].

Таким образом, самореализацию в творческой деятельности можно представляют как осознанный способ жизненного самоосуществления человека, определяющий его образ мира и образ жизни. В тоже время самореализацию можно представить и как динамический процесс «перехода возможности в действительность», как форму жизненного самоосуществления, которая обеспечивает развитие, саморазвитие, самоактуализацию человека как целостной самоорганизующейся психологической системы.

Литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. c фр. В. Флеровой; вступ. ст. И. Блауберг, М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАОН-пресс-Ц, 2001. 384 с.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: монография. Самара: Федоров, 2009. 146 с.

3. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. С. 35-41 // Вопросы психологии. 1999, № 2.

4. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека, рефлексивно-инновационный подход. М.: Институт психологии РАН, 2002. 256 с.

5. Выготский Л. С. Выготский Л.С. Конкретная психология человека / Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 986, № 1.

6. Клочко В. Е., Галажинский В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во Томского университета, 1999. 154 с.

7. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Введение в трасспективный анализ. Томск: ТГУ, 2005. 174 с.

8. Пономарев Я. А. Исследование творческого потенциала человека. С. 3-11 // Вопросы психологии 1991, № 1.

9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997. 242 с.

10. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной философии) // Вопросы психологии. 1986, № 4. С. 101-108.

11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.

12. Федорова Е. П. Жизнетворчество и инновационный потенциал личности: системно-антропологический ракурс. //Одаренность: методы выявления и пути развития: сборник статей, докладов и материалов всероссийской конференции (28 сентября 2017 года, г. Москва): в 2-х ч. / отв. Д. Б. Богоявленская, В. К. Балтян. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. 30 с. Ч. I.

RESEARCH EXPERIENCE OF SELF-REALIZATION AT WORK

Elena P. Fedorova

Candidate of Psychology, associate professor Moscow State Pedagogical University

Building 1, Building 1, st. Malaya Pirogovskaya, Moscow, 119991, Russia E-mail: ep.fedorova@mpgu.su

The article deals with the psychological phenomenon of self-realization in creative activity as a dynamic factor of vital self-realization. The author highlights the theoretical positions that are the methodological and theoretical basis for studying the psychological phenomenon of self-realization in the creativity. Two strategies of self-realization stand out: as the realization of a task set "from the outside," and as the realization of one's own life task. The process of self-realization in creativity is considered actively — the activity, semantic aspect of life, the process of active, proactive self-realization, involving the maximum realization of human creative potential. In the article are given some results of the study of the motivation of self-realization: six dominant motives of self-realization in work are distinguished on the basis of content analysis of texts using the reflexive method «My life and creativity». Keywords: creativity, self-realization, life-creation, motives, content analysis, vital self-realization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.