ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ФАКТОРОВ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ЛИЧНОСТНОЕ
РАЗВИТИЕ
Прокофьева Н. В.
В статье рассматривается взаимосвязь морально-нравственного самоопределения и самореализации в контексте личностного развития. Представлены взгляды на данную проблематику гуманистически ориентированных психологов.
Ключевые слова: морально-нравственное самоопределение, самоосуществление, саморазвитие, самореализация, самоактуализация, смысл жизни, саморефлексия, ценностные ориентации, предназначение, свобода воли.
Сегодня Российское общество испытывает серьезный дефицит духовности во всех сферах общественной жизни. Можно отметить своеобразный взрыв исследовательского интереса к углубленному и целостному рассмотрению проблемы морально-нравственного самоопределения человека. Противостояние стандартных ценностей, навязываемых социумом, и стремления отдельной личности к сохранению автономного выбора ценностей своего бытия, значительно затрудняет условия личностного и ценностного развития личности, что ведет к тотальной неудовлетворенности и потере жизненных ориентиров.
Проблема морально-нравственного самоопределения человека, о которой в рамках психологии заговорили относительно недавно, тесно связана с вопросами рефлексии, ответственности, смысла жизни, предназначения, личностного развития, жиз-нетворчества, самоопределения, самоосуществления, самореализации.
Первоначально идея самоосуществления возникла в рамках экзистенциального направления, в котором, рассуждая о данном феномене, внимание акцентировалось на духовной составляющей развития, реализации духовной компоненты внутреннего содержания личности.
К авторам, которые описывали проблемы человека в контексте способности к самоопределению, саморазвитию, самоактуализации как активной свободной личности, относятся представители относительного детерминизма: Э. Фромм, В. Франкл, Р. Мей, Дж. Келли, А. Бандура, С. Л. Рубинштейн; представители, отстаивающие абсолютную свободу личности от внешних или внутренних условий: А. Адлер, А. Маслоу и К. Роджерс, Ш. Бюллер. В рамках неклассической психологии данную проблему ис-
следуют Б. Г. Братусь, Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко, Д. А. Леонтьев, С. Л. Братченко.
Психологи экзистенциально-гуманистического направления помещают в центр своих исследований сильную, здоровую личность и рассматривают вопросы самореализации с точки зрения ответственности самого человека как осознанного, активного творца собственной жизни. В данном контексте они исследуют не столько проблему выбора, сколько проблему успешного самоосуществления как жизнетворчества, способность расширять и обретать новое пространство посредством своей уникальной ценностной сущности. И все же жизненная реальность и социальное существование постоянно ставит человека перед необходимостью действовать и постоянно делать этические выборы.
Психологи-гуманисты постоянно задаются вопросами о роли этического и морально-нравственного феномена в свободе воли и построении жизненной реальности личности, необходимого для его саморазвития.
Сформированное в рамках данного направления представление о природе человека как о существе свободном, ответственном, имеющем двойственную материально-духовную природу, что не отрицает также его социальности, позволяет говорить о проблематике морально-нравственного самоопределения и вопросах самореализации как о двух взаимосвязанных и взаимно детерминирующих категориях предполагающих личностное развитие.
В концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, предложенную А. М. Кондаковым, включен пункт «труд и творчество» (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность, настойчивость) [6, с. 8]. Наряду с другими факторам труд и творчество
также названы традиционными источниками нравственности. Авторы утверждают, что способность человека к самореализации детерминирована духовно-нравственным наполнением [там же].
Д. А. Леонтьев видит смысл в самореализации как воплощении материальных и духовных ценностей, в которые человек вложил часть себя [9]. По его мнению, если человек не имеет возможности реализовать играющие внутри творческие силы, это неизбежно приведет его к смыслоутрате, экзистенциальному вакууму или экзистенциальной фрустрации [там же]. А это прямой путь к морально-нравственной дезориентации.
И. С. Конн связывает моральное и профессиональное самоопределение со становлением в подростковом возрасте «устойчивого ядра ценностных ориентаций» [7].
К. Гольдштейн в своих поздних работах главным следствием и причиной душевных недугов определяет невозможность самореализации.
К. Роджерс считает причиной нарушения витальной гармонии и целостности организма несформи-рованную способность человека к самореалицации. К. Роджерсом были выявлены важнейшие качественные характеристики самоактуализации: «осознание», «адекватность», «активность».
Исследования, проведенные А. Маслоу показали, что людям с высокой степенью самоактуализации присущи высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей; устойчивые внутренние моральные нормы [1]. А. Маслоу и Э. Фромм считали, что социум со своими нормами и ценностями препятствует самореализации личности. Так как реализоваться по настоящему может только человек, четко осознающий свою систему ценностей и приверженный своим индивидуальным нормам бытия [11].
Саморефлексия, самопознание, саморазвитие, самореализация, самоосуществление все эти понятия начинаются с приставки «само-». Понятие «самость» было введено в психологию К. Юнгом, который назвал ее центром «тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности». Свободная личность на основании своего морально-нравственного самоопределения имеет возможность выбирать направление развития, ценности, жизненные цели и пути их реализации. Этот выбор предполагает внутренний локус ответственности и серьезное (сущностное) отношение человека к миру и к себе в мире. Главная цель развития человека через накопление духовно-нравственного потенциала прийти к своим ценностям к истинному себе.
Согласно постклассическому подходу в психологии все понятия, содержащие «само-», предполагают «нечто идущее из внутреннего, нечто самопричин-
ное, изнутри побуждаемое и регулируемое» [13]. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев рассматривают человека как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других, и только через это - для себя. Самоактуализация для них предполагает процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, освоения им социальных норм, способов социального взаимодействия, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Только такой человек может до конца понять свою са -мость, усмотреть в ней осмысленную необходимость бытия в мире и через открытие своей субъективной реальности прийти к истинной духовности и своим ценностям [14].
B. Е. Клочко и Э. В. Галажинский описывают человека как сложную самоорганизующуюся психологическую систему, которая производит новообразования сложной «совмещенной» внутренней и внешней природы, на которые опирается в своем саморазвитии [8]. Они считают, что обостряющееся стремление людей к самореализации обусловлено не модной научной концепцией, а действительными внутренними интенциями природы человека, сознательно вмешивающейся в собственную эволюцию. Э. В. Галажинский делает предположение, что человечество сегодня переживает стадию выхода к настоящему ценностному сознанию [4]. С его точки зрения, человек обеспечивает устойчивость собственной жизни при помощи источника активности связанного с сущностью, самостью, миссией и предназначением [там же].
C. Л. Братченко считает, что для русского менталитета более понятны устаревшие понятия «всестороннее развитие личности», «формирование нового человека», на смену которым пришли западные «самоактуализация», «самореализация» [2]. Важнейшими характеристиками зрелой личности, по его мнению, являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. «Актуализирующее, созидательное начало признается, в первую очередь, за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, главная движущая сила жизни и развития человека - стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности... и потому, для личности исходные, определяющие отношения - именно с внутренним миром, с самим собой» [там же].
А. Г. Асмолов подходит к изучению феноменов самореализации и самоактуализации с точки зрения самоосуществления «иных культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то
есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются «интерсубъективные социальные миры» [1].
Жизнь человека в силу его двойственной материально-духовной природы разворачивается одновременно в двух плоскостях - ценностно-смысловой и пространственно-временной [5]. «Для человека пространственно-временная плоскость является полем реального действования (актуального и потенциального), а ценностно-смысловая плоскость - полем ценностей и смыслов» [там же]. Так, одна плоскость отвечает за морально-нравственное самоопределение, вторая же - за реальные шаги к качественной реализации себя. Вместе же они определяют «жизненное поле личности как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее» [там же].
Эту же идею, немного под другим углом, исследует Б. Г. Братусь. По его мнению, религия отражает вертикальную устремленность человека к высшему началу, к своим истинным ценностям, отвечает его насущной потребности поиска смысла жизни; научная психология занята горизонтальной плоскостью - человеком как конкретным деятелем во времени и пространстве. Религия помогает найти ответы на вопросы «в чем смысл?», «ради чего?». Научная психология отвечает на вопросы «как?», «для чего?», «каковы механизмы?». По мнению автора, соединение вертикали и горизонтали жизненно необходимо, т. к. только поняв глубинный жизненный смысл, который предполагает реализацию личности, человек может прийти к своей системе ценностей и истинной духовности [3].
Осознание глубинного жизненного смысла предполагает определенную морально-нравственную ориентацию и тесную связь двух этих понятий с ценностными ориентациями личности. Ценностные ориентации как элементы нравственного сознания обеспечивают общую направленность поведения и деятельности человека: форму активности, выбор целей, способ их реализации. Ценностные предпочтения человека формируют его морально-нравственный облик и детерминируют процессы самоопределения и самореализации.
Д. А. Леонтьев поддерживает подход, рассматривающий ценности как «функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения» [10, с. 22]. Все внутренние интенции и предпочтения личности, так или иначе связанные с ценностным наполнением личности и вопросами ее самоопределения и самореализации, Д. А. Леонтьев сводит к понятию «смысл». Смысловой анализ человеческой жизнедеятельности выступает как воз-
можность раскрытия его морально-нравственных интенций.
Система смыслов, ценности и ценностные ориентации тесно связанны с глубинными, высшими, духовными потребностями, удовлетворение которых жизненно необходимо для человека личностно развивающегося.
Впервые наиболее системно и целостно об этих категориях заговорил А. Маслоу. В своих поздних работах он описывал вопросы духовной организации человека через понятия самореализации и самоактуализации, отождествив их с высшими потребностями (метапотребностями), т. е. духовными потребностями как ценностями высшего порядка. Он утверждал, что человек отличается от всех остальных живых существ способностью к ценностной самоактуализации и даже потребностью в ней [11, 12].
А. Маслоу изучал самоактуализацию в нескольких аспектах. В нашей тематике нам интересны два направления поздней научной деятельности психолога: самоактуализация как процесс развития (вторая теория мотивации); и теория мотивации и ценностей бытия (по ту сторону бытия - третья теория мотивации) [11, 12]. В рамках этой теории А. Маслоу делит потребности на две группы: «бытийные» и «дефицитарные», отказывается от идеи фиксированной последовательности удовлетворения потребностей, расположенных иерархически, и определяет самоактуализацию как развитие личности, ведущее человека от «неистинных» желаний к «истинным», экзистенциональным, сущностным проблемам. А. Маслоу приходит к идее «метапотребностей», которая присуща людям, живущим на уровне Бытия, «по ту сторону» самоактуализации. Такие люди уверенно идентифицируются со своим призванием, миссией, имеют деятельность по их осуществлению, и описывают свое призвание в терминах высших ценностей. Метамотивами таких людей выступают «бытийные» ценности. По мнению А. Маслоу, только такие люди могут расчитывать на истинное духовное развитие. Деятельность таких людей служит для них способом предъявления миру высших ценностей: истины, добра, красоты и справедливости. А. Маслоу подчеркивает, что человек способный к самореализации обладает высокой степенью морально-нравственной автономности, такие люди по его наблюдению «внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения... я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими» [12 с. 223]. Представители гуманистической психологии считают, что в центре самореализации личности лежат понятия связанные с самосознанием (рефлексией). Не ответив на три важных экзистенциальных
вопроса (Кто Я? Откуда Я? Зачем Я?) и не осознав круг своих ценностей и жизненных установок, человек не может полноценно развиваться как свободное существо, творить и идти по пути к высшему себе. К «индивидуации» по К. Юнгу, «социально-полезной деятельности» по А. Адлеру, «самоактуализации» по А. Маслоу, «зрелости» по Г. Олпорту, «Я идентичности» по Э. Эриксону, «реализации внутренней сущности» по Ш. Бюллер, «осуществлению смысла» по В. Франклу.
Наша реальность такова, что отношения, существующие в современном обществе, не приносят человеку внутренней уверенности и самодостаточности, а подлинные человеческие чувства и качества остаются не раскрытыми и нереализованными. Практически все авторы, представленные в нашей статье считают, что человек просто обязан стремиться к сущностному пониманию себя и самореализации. Но сделать это можно, только осознав свои истинные нравственные истоки, реализацию их в себе нынешнем, и стремлении с каждым днем становиться более осмысленным, духовным, готовым к новым рубежам человеческого бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник. 4-е изд. - М.: Смысл; Академия, 2010.
2. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1997. -С. 38-46.
3. Братусь Б. С. Образ человека в психологии России XX вв.. - ШЬ: http://rl-online.ru/articles/ г!02_06/544.^т!
4. ГалажинскийЭ. В. Поиск методологических оснований изучения психологических детерминант
самореализации личности. - URL: http://psy.tsu. ru/data/pdf/3_07.pdf
5. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. - URL: http://www. voppsy.ru/issues/1988/882/882019.htm
6. ДанилюкА. Я., Кондаков А. М, ТишковВ. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.
7. Конн И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.
8. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализа ция личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999.
9. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.
10. ЛеонтьевД. А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4.
11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999.
12. Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.
13. Морозова И. С., Будич Н. Ю. Личностное самоопределение в период зрелости. - URL: http://hpsy.ru/ public/x2466.htm
14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. -М.: Школьная пресса, 2000.