Научная статья на тему 'Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития'

Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АВТОНОМНОСТЬ / ОСОЗНАННОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL DEVELOPMENT / MORAL AND ETHICAL REFLECTION / RESPONSIBILITY / AUTONOMY / CONSCIOUSNESS / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокофьева Наталья Владимировна

Статья посвящена исследованию феномена морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловые ориентиры, влияющие на особенности личностного развития. В ней говорится об актуальности данной проблемы в контексте дефицитов современного общественного устройства и необходимости возрастания активной, ответственной, автономной позиции современного взрослого в выборе внутреннего ценностносмыслового наполнения и вопросов самореализации. В эмпирической части статьи обсуждаются результаты заключительного этапа диссертационного исследования и обозначены перспективы развития дальнейшей научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and Ethical Reflection as a Factor of Harmonious Personal Development1“Proxi-ma Consulting Company" LLC

The article deals with the study of the phenomenon of moral and ethical reflection as the integrated characteristic of personality reflecting the value and sense guidelines which influence features of personal development. The author argues the urgency of this problem in the context of deficiencies of a modern social structure and the necessity of the increase of the modern adult's active, responsible, autonomous position in choosing the internal value and sense content and self-realization questions. In the empirical part of the article they discuss results of the final stage of dissertation research and outline prospects of the development of further scientific work.

Текст научной работы на тему «Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития»

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Прокофьева Н.В.

Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития

Статья посвящена исследованию феномена морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловые ориентиры, влияющие на особенности личностного развития. В ней говорится об актуальности данной проблемы в контексте дефицитов современного общественного устройства и необходимости возрастания активной, ответственной, автономной позиции современного взрослого в выборе внутреннего ценностно-смыслового наполнения и вопросов самореализации. В эмпирической части статьи обсуждаются результаты заключительного этапа диссертационного исследования и обозначены перспективы развития дальнейшей научной работы.

Ключевые слова:личностное развитие, морально-нравственная рефлексия, ответственность, автономность, осознанность, самореализация.

В современной науке проблема гармоничного личностного развития обретает особую актуальность, занимая центральное место в теоретических и экспериментальных исследованиях постнеклассической психологии, которая базируется на концепциях: А. Адлера, В. Франкла, Л. И. Анцыферовой, Е. И. Головахи, А. А. Кроник и др. (пространственно-временные характеристики жизни); Ш. Бюлер и К. А. Абульхановой (динамические аспекты жизненного пути человека); Б. С. Братуся, А. А. Деркача, Н. В. Козлова, Е. И. Степанова и др. (акмеологический подход); А. Маслоу, В. Франкла, Д. А. Леонтьева и др. (смысложизненные ориентации личности); В. И. Слободчикова, А. Г. Асмолова, В. П. Зинченко, В. И. Кабрина и др. (антропоориентированный подход); В. Е. Клочко, Э. В. Галажинского (теория психологических систем).

Личностное развитие - это путь человека длиною в жизнь, и его можно представить как процесс сбора мозаики, которая отражает индивидуальную модель мира, как внутреннего, так и внешнего. Гармоничность личностного развития детерминирована рядом психологических факторов, к которым, без сомнения, принадлежит ценностное и смысловое наполнение человека, то, что мы называем духовностью или морально-нравственным уровнем развития. Взрослея, человек обретает внутренние ценностно-смысловые координаты и, исходя из них, совершает определенные выборы и поступки, которые формируют его как личность и определяют его жизненный путь. Вопрос только в том, насколько он реально рефлексирует свою систему ценностей и осмысленно выстраивает свою жизнь.

Реалии нашего «сложного» времени, времени высоких скоростей и технологий диктуют необходимость перевода морально-нравственных категорий из области идеального в реальное поле осознанности каждого человека [3]. Только это обстоятельство поможет личности во всей полноте жить насыщенной, осознанной жизнью и нести ответственность за свои выборы и предпочтения, постепенно нравственно развиваясь и постигая истинно свои смыслы бытия. «На стадии усвоения нравственных норм через систему личностных ценностей человек, используя все механизмы порождения смыслов, приходит к «полаганию» смыслов, когда смысл постигаемого содержания раскрывается через особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни» [1, с. 49].

Представители философско-психологической науки внешние проявления духовности связывают со способностью человека к творческой, созидательной, общественной деятельности, эмпатичностью (наличием у человека высших духовных ценностей, которые помогают ему находиться в конструктивном диалоге с окружением), способностью к саморефлексии (что позволяет осознавать и целенаправленно идти к воплощению своих смыслов и ценностей). Именно эти аспекты ведут человека к гармонии, счастью, к высшему себе: «индивидуации» (К. Юнг), «социальной полезности» (А. Адлер), формированию «Я-идентичности» (Э. Эриксон), «самоактуализации» (А. Маслоу), «реализации внутренней сущности» (Ш. Бюллер), «зрелости и саморазвитию» (Г. Олпорт), «осуществлению смысла» (В. Франкл).

Надо признать, что понимания психологами значимости и необходимости процесса морально-нравственного становления в общем контексте гармоничного личностного развития еще недостаточно для ответа на вопрос о том, что же приводит современного человека к волевому бессилию (неспособности формировать жизненное пространство с точки зрения личных ценностей и приоритетов), тотальной неудовлетворенности, неуверенности в завтрашнем дне и, что самое страшное, к потере смысла существования.

Нестабильность социальной ситуации, идеологический и экзистенциальный вакуум, двойные стандарты, неспособность государства предложить своим гражданам систему морально-нравственных ценностей, адекватную современному общественному устройству и потребностям самого человека, заметное снижение роли государства и общества в формировании и воспитании духовно-нравственных основ привели к дезориентации личности, увеличению депрессивных настроений и морально-нравственной деградации. А вместе с тем «качественные преобразования общества, его идеалов, норм и ценностей неизбежно приводят к принципиальному переформированию составляющих его личностей» [6]. И конечно же, такая система не мотивирует человека к поиску индивидуальных путей духовного развития, способности к морально-нравственной автономности, возможности планировать и осуществлять здоровое личностное развитие.

Ученые «бьют тревогу», считая данную проблему весьма актуальной. И все же, несмотря на то, что у современного взрослого налицо снижение осмысленности

и ценности бытия, степени удовлетворенности собой и жизнью, работ, посвященных исследованию данной тематике, откровенно мало. В основном исследования проводятся в рамках детского и юношеского возраста.

Возникает реальная потребность, как науки, так и общества, в новом психологическом осмыслении данной проблематики.

Понятие личностное развитие (личностный рост) тесно связано с такими категориями, как самоосуществление, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация - это сложный процесс постоянного развития и самосовершенствования. «Если у человека становится больше: интересов... и стимулов жить - смыслового наполнения жизни, возможности анализировать,.. возможности синтезировать - видеть связи событий и явлений, понимания людей и себя,.. возможности прощать, внутренней свободы и независимости, ответственности, взятой на себя добровольно, любви к миру, людям и себе, то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно» [2].

Особое значение в исследовании личностного становления в контексте морально-нравственного развития личности имеет понятие рефлексии, которое в силу его сложности и многоуровневой теоретической значимости можно отнести к системообразующей личностной категории.

Актуальность нашего исследования заключается в понимании морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловую ориентацию, которая определяет гармоничное личностное развитие; очевидной необходимости возрастания активной роли человека в самостоятельном определении вектора личностного развития и необходимости для этого морально-нравственной определенности и автономности.

Цель нашего исследования - изучить особенности морально-нравственной рефлексии современного взрослого и ее взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности, и самореализацией.

Объект исследования - психология современного взрослого.

Предмет исследования - изучение морально-нравственной рефлексии как фактора, определяющего личностное развитие современного взрослого.

Исходя из цели исследования, нами были обозначены следующие экспериментальные задачи.

1. Сформировать логику экспериментального исследования согласно целям, теоретическим и методологическим задачам нашей работы.

2. Разработать две анкеты для определения уровня и особенностей морально-нравственной рефлексии современного взрослого.

3. Апробировать разработанные анкеты.

4. Подобрать методики для исследования ценностно-смысловой сферы личности, и особенностей ее самореализации.

5. Исследовать особенности взаимосвязи уровня морально-нравственной рефлексии современного взрослого с ценностно-смысловой сферой личности и самореализацией.

6. Разработать программу тренинга для создания развивающей среды, направленной на повышение уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности.

Гипотезы нашего исследования

1. Морально-нравственная рефлексия является существенным фактором, определяющим специфику личностного развития современного взрослого.

2. Существует взаимосвязь между уровнем морально-нравственной рефлексии личности и уровнем развития ценностно-смысловой сферы, общей личностной осознанности (рефлексии), ответственности, способности к самореализации, а также наличием у человека желательных ценностных отношений к жизни, себе, людям (что можно назвать общим уровнем нравственной воспитанности).

Есть возможность разработать программу для повышения уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности, что позволит снизить уровень личностной дезориентации, повысит уровень удовлетворенности жизнью, мотивирует человека к поиску индивидуальных путей духовного развития, способности к морально-нравственной автономности, возможности планировать и осуществлять здоровое личностное развитие.

На первом этапе экспериментального исследования нами были разработаны две анкеты для изучения уровня морально-нравственной рефлексии респондентов. Изначально в анкетировании приняли участие 200 человек: 110 мужчин и 90 женщин в возрасте от 35 до 63 лет. Для дальнейшего участия в эксперименте нами были отобраны 170 человек: 100 мужчин и 70 женщин.

После анализа обобщенных показателей по двум анкетам нами были сформированы две экспериментальные группы по 60 человек в каждой: группа 1 - респонденты с низким уровнем морально-нравственной рефлексии, группа 2 - респонденты с высоким уровнем морально-нравственной рефлексии.

На втором этапе экспериментального исследования мы сформировали тестовую батарею для исследования ценностно-смысловой сферы личности и особенностей самореализации респондентов двух экспериментальных групп по следующим параметрам: актуальность потребности в самореализации (методика актуальности основных потребностей «Парные сравнения» в модификации И. А. Акиндиновой); степень реализации потребности в саморазвитии («Диагностика реализации потребности в саморазвитии»); устойчивость желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к себе (тест «Пословицы» С. М. Петровой); смысложизненныеориентации - осмысленность (наличие целей в жизни), интерес к процессу жизни (насыщенность жизни), удовлетворенность прожитой частью жизни, направленность локуса ответственности («Тест смыс-ложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева); общий уровень рефлексивности («Определение уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова).

На третьем этапе для сравнения двух экспериментальных групп по степени различимости вышеописанных параметров, нами был проведен корреляционный анализ с помощью У-критерия Манна-Уитни.

На четвертом этапе с помощью коэффициент ранговой корреляции Спирмена мы провели статистический анализ связи между результатами, полученными по всем методикам нашего экспериментального исследования.

Результаты исследования

Проведенное исследование и корреляционный анализ позволило выявить достоверные различия (р< 0,01) между респондентами группы 1 и группы 2 по всем пяти методикам, направленным на исследование ценностно-смысловой сферы и особенностей самореализации.

При сравнении результатов групп по отдельным шкалам методики СЖО мы получили значимые различия по шкалам 2 (интерес к процессу жизни), 4 (уверенность в своих способностях контролировать собственную жизнь), 5 (убежденность в возможностях управлять жизнью) (р < 0,01). По шкалам 1 (наличие целей в жизни) и 3 (удовлетворенность прожитой частью жизни) различия незначительны (р > 0,05).

Несмотря на то, что корреляционный анализ по тесту «Пословицы» дает нам основания говорить о значимости различия (р < 0,01) уровня устойчивости желательных ценностных отношений к жизни, к людям и к себе (общий уровень нравственной воспитанности) между респондентами двух экспериментальных групп, нам представляется интересным описать полученные данные по каждой из 15 шкал данной методики.

Таблица 1

Обобщенные результаты по 15 шкалам методики «Пословицы»

№ Шкала Группа 1 Группа 2

1 Духовное отношение к жизни 44 81

2 Незначимость материального благополучия в жизни 43 58

3 Счастливая, хорошая жизнь 62 66

4 Оптимистическое отношение к жизни 54 58

5 Решительное отношение к жизни 56 58

6 Самоопределение в жизни 49 58

7 Стремление к достижениям в жизни 70 66

8 Хорошее отношение к людям 62 67

9 Коллективистическое отношение к людям 51 47

10 Эгоцентрическое отношение к людям 60 60

11 Альтруистическое отношение к людям 57 61

12 Значимость дружбы 44 76

13 Значимость ученья 77 79

14 Значимость труда 53 79

15 Значимость соблюдения законов 45 74

Значительную разницу в результатах (группа 2 > группа 1) мы получили по шкалам 1 (духовное отношение к жизни), 12 (значимость дружбы), 14 (значимость труда), 15 (значимость соблюдения законов).

Незначительная разница в значениях (группа 2 > группа 1) получилась по шкалам: 4 (оптимистическое отношение к жизни), 5 (решительное отношение к жизни), 10 (эгоцентрическое отношение к людям), 11 (альтруистическое отношение к людям).

По шкалам 7 (стремление к достижениям в жизни), 9 (коллективистическое отношение к людям) мы констатируем незначительную разницу в значениях (группа 1 > группа 2).

Результаты сравнительного анализа, выявляющие наличие положительной связи между методиками, проведенного с помощью критерия коэффициента ранговой корреляции Спирмена, мы отразили в табл. 2.

Таблица 2

Корреляционные связи между методиками

Ччч Анкета №1 и № 2 (обобщ. показатели) Пословицы СЖО Потребность в самореал. Реализация потребности в саморазв. Рефлексия

Анкета №1 и № 2 (обобщ. показатели) 0,404 0,314 0,582 0,465 0,560

Пословицы 0,001 \ 0,155 0,332 0,230 0,480

СЖО 0,001 0,1 0,239 0,233 0,177

Потребность в самореал. 0,001 0,001 0,01 Х\ 0,346 0,299

Реализация потребности в саморазв. 0,001 0,05 0,05 0,001 Х\ 0,467

Рефлексия 0,001 0,001 0,1 0,001 0,001

Примечание: результат сравнения методов находится на пересечении строки одного метода и колонки другого. Выше диагональной линии - значения корреляции, ниже - значение вероятности ошибки.

Таким образом, обобщенные показатели по анкете № 1 и анкете № 2 и результаты по методикам «Парные сравнения» (актуальность потребности в самореализации) и «Диагностика реализации потребности в саморазвитии», получили положительную корреляцию со всеми методиками нашего эксперимента.

Результаты теста СЖО дали положительные связи с методиками: обобщенные показатели по анкете № 1 и анкете № 2, «Парные сравнения», «Диагностика

www.pro.rsu.ru

реализации потребности в саморазвитии», и отрицательные связи с методикой «Пословицы» и «Определение уровня развития рефлексивности».

Обобщим полученные результаты. Респонденты с высоким уровнем морально-нравственной рефлексии (группа 2) в отличие от респондентов группы 1 показали более высокие показатели по следующим параметрам: в целом ценностно-смысловое наполнение жизни (в частности, интерес к процессу жизни, внутренний локус контроля (возможность брать ответственность за свою жизнь), общий уровень нравственной воспитанности); саморефлексия; потребность в самореализации; реализация потребности в саморазвитии. Мы установили, что уровень морально-нравственной рефлексии коррелирует с показателями ценностно-смысловой сферы личности, общим уровнем личностной рефлексивности, желанием самореализации и способностью к саморазвитию.

В дальнейшем мы планируем разработать программу тренинга для повышения уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности и автономности, что позволит человеку эффективно планировать и осуществлять здоровое личностное развитие.

Литература

1. Абакумова И. В., КагермазоваЛ. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смыслотехно-логия формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 46-59.

2. ЛевиВ. Куда жить. Человек в цепях свободы. - URL: http://bookmate.com/books/ UCMHbdf6 (дата посещения 15.09.2013).

3. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности. - URL: http://www.institut. smysl.ru/article/spirit.php (дата посещения 16.09.2013).

4. Максумова А. О. Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса): дис.... канд. психол. наук. - Казань, 2010.

5. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000249/index. shtml (дата посещения 15.09.2013).

6. ТарасьянН. А. Особенности духовности и самосознания современного российского юношества: дис.... д-ра психол. наук. - Ставрополь, 2012.

7. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed.by P. T. P. Wong, P. S. Fry. - Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998, p. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.