МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Прокофьева Н.В.
Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития
Статья посвящена исследованию феномена морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловые ориентиры, влияющие на особенности личностного развития. В ней говорится об актуальности данной проблемы в контексте дефицитов современного общественного устройства и необходимости возрастания активной, ответственной, автономной позиции современного взрослого в выборе внутреннего ценностно-смыслового наполнения и вопросов самореализации. В эмпирической части статьи обсуждаются результаты заключительного этапа диссертационного исследования и обозначены перспективы развития дальнейшей научной работы.
Ключевые слова:личностное развитие, морально-нравственная рефлексия, ответственность, автономность, осознанность, самореализация.
В современной науке проблема гармоничного личностного развития обретает особую актуальность, занимая центральное место в теоретических и экспериментальных исследованиях постнеклассической психологии, которая базируется на концепциях: А. Адлера, В. Франкла, Л. И. Анцыферовой, Е. И. Головахи, А. А. Кроник и др. (пространственно-временные характеристики жизни); Ш. Бюлер и К. А. Абульхановой (динамические аспекты жизненного пути человека); Б. С. Братуся, А. А. Деркача, Н. В. Козлова, Е. И. Степанова и др. (акмеологический подход); А. Маслоу, В. Франкла, Д. А. Леонтьева и др. (смысложизненные ориентации личности); В. И. Слободчикова, А. Г. Асмолова, В. П. Зинченко, В. И. Кабрина и др. (антропоориентированный подход); В. Е. Клочко, Э. В. Галажинского (теория психологических систем).
Личностное развитие - это путь человека длиною в жизнь, и его можно представить как процесс сбора мозаики, которая отражает индивидуальную модель мира, как внутреннего, так и внешнего. Гармоничность личностного развития детерминирована рядом психологических факторов, к которым, без сомнения, принадлежит ценностное и смысловое наполнение человека, то, что мы называем духовностью или морально-нравственным уровнем развития. Взрослея, человек обретает внутренние ценностно-смысловые координаты и, исходя из них, совершает определенные выборы и поступки, которые формируют его как личность и определяют его жизненный путь. Вопрос только в том, насколько он реально рефлексирует свою систему ценностей и осмысленно выстраивает свою жизнь.
Реалии нашего «сложного» времени, времени высоких скоростей и технологий диктуют необходимость перевода морально-нравственных категорий из области идеального в реальное поле осознанности каждого человека [3]. Только это обстоятельство поможет личности во всей полноте жить насыщенной, осознанной жизнью и нести ответственность за свои выборы и предпочтения, постепенно нравственно развиваясь и постигая истинно свои смыслы бытия. «На стадии усвоения нравственных норм через систему личностных ценностей человек, используя все механизмы порождения смыслов, приходит к «полаганию» смыслов, когда смысл постигаемого содержания раскрывается через особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни» [1, с. 49].
Представители философско-психологической науки внешние проявления духовности связывают со способностью человека к творческой, созидательной, общественной деятельности, эмпатичностью (наличием у человека высших духовных ценностей, которые помогают ему находиться в конструктивном диалоге с окружением), способностью к саморефлексии (что позволяет осознавать и целенаправленно идти к воплощению своих смыслов и ценностей). Именно эти аспекты ведут человека к гармонии, счастью, к высшему себе: «индивидуации» (К. Юнг), «социальной полезности» (А. Адлер), формированию «Я-идентичности» (Э. Эриксон), «самоактуализации» (А. Маслоу), «реализации внутренней сущности» (Ш. Бюллер), «зрелости и саморазвитию» (Г. Олпорт), «осуществлению смысла» (В. Франкл).
Надо признать, что понимания психологами значимости и необходимости процесса морально-нравственного становления в общем контексте гармоничного личностного развития еще недостаточно для ответа на вопрос о том, что же приводит современного человека к волевому бессилию (неспособности формировать жизненное пространство с точки зрения личных ценностей и приоритетов), тотальной неудовлетворенности, неуверенности в завтрашнем дне и, что самое страшное, к потере смысла существования.
Нестабильность социальной ситуации, идеологический и экзистенциальный вакуум, двойные стандарты, неспособность государства предложить своим гражданам систему морально-нравственных ценностей, адекватную современному общественному устройству и потребностям самого человека, заметное снижение роли государства и общества в формировании и воспитании духовно-нравственных основ привели к дезориентации личности, увеличению депрессивных настроений и морально-нравственной деградации. А вместе с тем «качественные преобразования общества, его идеалов, норм и ценностей неизбежно приводят к принципиальному переформированию составляющих его личностей» [6]. И конечно же, такая система не мотивирует человека к поиску индивидуальных путей духовного развития, способности к морально-нравственной автономности, возможности планировать и осуществлять здоровое личностное развитие.
Ученые «бьют тревогу», считая данную проблему весьма актуальной. И все же, несмотря на то, что у современного взрослого налицо снижение осмысленности
и ценности бытия, степени удовлетворенности собой и жизнью, работ, посвященных исследованию данной тематике, откровенно мало. В основном исследования проводятся в рамках детского и юношеского возраста.
Возникает реальная потребность, как науки, так и общества, в новом психологическом осмыслении данной проблематики.
Понятие личностное развитие (личностный рост) тесно связано с такими категориями, как самоосуществление, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация - это сложный процесс постоянного развития и самосовершенствования. «Если у человека становится больше: интересов... и стимулов жить - смыслового наполнения жизни, возможности анализировать,.. возможности синтезировать - видеть связи событий и явлений, понимания людей и себя,.. возможности прощать, внутренней свободы и независимости, ответственности, взятой на себя добровольно, любви к миру, людям и себе, то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно» [2].
Особое значение в исследовании личностного становления в контексте морально-нравственного развития личности имеет понятие рефлексии, которое в силу его сложности и многоуровневой теоретической значимости можно отнести к системообразующей личностной категории.
Актуальность нашего исследования заключается в понимании морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловую ориентацию, которая определяет гармоничное личностное развитие; очевидной необходимости возрастания активной роли человека в самостоятельном определении вектора личностного развития и необходимости для этого морально-нравственной определенности и автономности.
Цель нашего исследования - изучить особенности морально-нравственной рефлексии современного взрослого и ее взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности, и самореализацией.
Объект исследования - психология современного взрослого.
Предмет исследования - изучение морально-нравственной рефлексии как фактора, определяющего личностное развитие современного взрослого.
Исходя из цели исследования, нами были обозначены следующие экспериментальные задачи.
1. Сформировать логику экспериментального исследования согласно целям, теоретическим и методологическим задачам нашей работы.
2. Разработать две анкеты для определения уровня и особенностей морально-нравственной рефлексии современного взрослого.
3. Апробировать разработанные анкеты.
4. Подобрать методики для исследования ценностно-смысловой сферы личности, и особенностей ее самореализации.
5. Исследовать особенности взаимосвязи уровня морально-нравственной рефлексии современного взрослого с ценностно-смысловой сферой личности и самореализацией.
6. Разработать программу тренинга для создания развивающей среды, направленной на повышение уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности.
Гипотезы нашего исследования
1. Морально-нравственная рефлексия является существенным фактором, определяющим специфику личностного развития современного взрослого.
2. Существует взаимосвязь между уровнем морально-нравственной рефлексии личности и уровнем развития ценностно-смысловой сферы, общей личностной осознанности (рефлексии), ответственности, способности к самореализации, а также наличием у человека желательных ценностных отношений к жизни, себе, людям (что можно назвать общим уровнем нравственной воспитанности).
Есть возможность разработать программу для повышения уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности, что позволит снизить уровень личностной дезориентации, повысит уровень удовлетворенности жизнью, мотивирует человека к поиску индивидуальных путей духовного развития, способности к морально-нравственной автономности, возможности планировать и осуществлять здоровое личностное развитие.
На первом этапе экспериментального исследования нами были разработаны две анкеты для изучения уровня морально-нравственной рефлексии респондентов. Изначально в анкетировании приняли участие 200 человек: 110 мужчин и 90 женщин в возрасте от 35 до 63 лет. Для дальнейшего участия в эксперименте нами были отобраны 170 человек: 100 мужчин и 70 женщин.
После анализа обобщенных показателей по двум анкетам нами были сформированы две экспериментальные группы по 60 человек в каждой: группа 1 - респонденты с низким уровнем морально-нравственной рефлексии, группа 2 - респонденты с высоким уровнем морально-нравственной рефлексии.
На втором этапе экспериментального исследования мы сформировали тестовую батарею для исследования ценностно-смысловой сферы личности и особенностей самореализации респондентов двух экспериментальных групп по следующим параметрам: актуальность потребности в самореализации (методика актуальности основных потребностей «Парные сравнения» в модификации И. А. Акиндиновой); степень реализации потребности в саморазвитии («Диагностика реализации потребности в саморазвитии»); устойчивость желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к себе (тест «Пословицы» С. М. Петровой); смысложизненныеориентации - осмысленность (наличие целей в жизни), интерес к процессу жизни (насыщенность жизни), удовлетворенность прожитой частью жизни, направленность локуса ответственности («Тест смыс-ложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева); общий уровень рефлексивности («Определение уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова).
На третьем этапе для сравнения двух экспериментальных групп по степени различимости вышеописанных параметров, нами был проведен корреляционный анализ с помощью У-критерия Манна-Уитни.
На четвертом этапе с помощью коэффициент ранговой корреляции Спирмена мы провели статистический анализ связи между результатами, полученными по всем методикам нашего экспериментального исследования.
Результаты исследования
Проведенное исследование и корреляционный анализ позволило выявить достоверные различия (р< 0,01) между респондентами группы 1 и группы 2 по всем пяти методикам, направленным на исследование ценностно-смысловой сферы и особенностей самореализации.
При сравнении результатов групп по отдельным шкалам методики СЖО мы получили значимые различия по шкалам 2 (интерес к процессу жизни), 4 (уверенность в своих способностях контролировать собственную жизнь), 5 (убежденность в возможностях управлять жизнью) (р < 0,01). По шкалам 1 (наличие целей в жизни) и 3 (удовлетворенность прожитой частью жизни) различия незначительны (р > 0,05).
Несмотря на то, что корреляционный анализ по тесту «Пословицы» дает нам основания говорить о значимости различия (р < 0,01) уровня устойчивости желательных ценностных отношений к жизни, к людям и к себе (общий уровень нравственной воспитанности) между респондентами двух экспериментальных групп, нам представляется интересным описать полученные данные по каждой из 15 шкал данной методики.
Таблица 1
Обобщенные результаты по 15 шкалам методики «Пословицы»
№ Шкала Группа 1 Группа 2
1 Духовное отношение к жизни 44 81
2 Незначимость материального благополучия в жизни 43 58
3 Счастливая, хорошая жизнь 62 66
4 Оптимистическое отношение к жизни 54 58
5 Решительное отношение к жизни 56 58
6 Самоопределение в жизни 49 58
7 Стремление к достижениям в жизни 70 66
8 Хорошее отношение к людям 62 67
9 Коллективистическое отношение к людям 51 47
10 Эгоцентрическое отношение к людям 60 60
11 Альтруистическое отношение к людям 57 61
12 Значимость дружбы 44 76
13 Значимость ученья 77 79
14 Значимость труда 53 79
15 Значимость соблюдения законов 45 74
Значительную разницу в результатах (группа 2 > группа 1) мы получили по шкалам 1 (духовное отношение к жизни), 12 (значимость дружбы), 14 (значимость труда), 15 (значимость соблюдения законов).
Незначительная разница в значениях (группа 2 > группа 1) получилась по шкалам: 4 (оптимистическое отношение к жизни), 5 (решительное отношение к жизни), 10 (эгоцентрическое отношение к людям), 11 (альтруистическое отношение к людям).
По шкалам 7 (стремление к достижениям в жизни), 9 (коллективистическое отношение к людям) мы констатируем незначительную разницу в значениях (группа 1 > группа 2).
Результаты сравнительного анализа, выявляющие наличие положительной связи между методиками, проведенного с помощью критерия коэффициента ранговой корреляции Спирмена, мы отразили в табл. 2.
Таблица 2
Корреляционные связи между методиками
Ччч Анкета №1 и № 2 (обобщ. показатели) Пословицы СЖО Потребность в самореал. Реализация потребности в саморазв. Рефлексия
Анкета №1 и № 2 (обобщ. показатели) 0,404 0,314 0,582 0,465 0,560
Пословицы 0,001 \ 0,155 0,332 0,230 0,480
СЖО 0,001 0,1 0,239 0,233 0,177
Потребность в самореал. 0,001 0,001 0,01 Х\ 0,346 0,299
Реализация потребности в саморазв. 0,001 0,05 0,05 0,001 Х\ 0,467
Рефлексия 0,001 0,001 0,1 0,001 0,001
Примечание: результат сравнения методов находится на пересечении строки одного метода и колонки другого. Выше диагональной линии - значения корреляции, ниже - значение вероятности ошибки.
Таким образом, обобщенные показатели по анкете № 1 и анкете № 2 и результаты по методикам «Парные сравнения» (актуальность потребности в самореализации) и «Диагностика реализации потребности в саморазвитии», получили положительную корреляцию со всеми методиками нашего эксперимента.
Результаты теста СЖО дали положительные связи с методиками: обобщенные показатели по анкете № 1 и анкете № 2, «Парные сравнения», «Диагностика
www.pro.rsu.ru
реализации потребности в саморазвитии», и отрицательные связи с методикой «Пословицы» и «Определение уровня развития рефлексивности».
Обобщим полученные результаты. Респонденты с высоким уровнем морально-нравственной рефлексии (группа 2) в отличие от респондентов группы 1 показали более высокие показатели по следующим параметрам: в целом ценностно-смысловое наполнение жизни (в частности, интерес к процессу жизни, внутренний локус контроля (возможность брать ответственность за свою жизнь), общий уровень нравственной воспитанности); саморефлексия; потребность в самореализации; реализация потребности в саморазвитии. Мы установили, что уровень морально-нравственной рефлексии коррелирует с показателями ценностно-смысловой сферы личности, общим уровнем личностной рефлексивности, желанием самореализации и способностью к саморазвитию.
В дальнейшем мы планируем разработать программу тренинга для повышения уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности и автономности, что позволит человеку эффективно планировать и осуществлять здоровое личностное развитие.
Литература
1. Абакумова И. В., КагермазоваЛ. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смыслотехно-логия формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 46-59.
2. ЛевиВ. Куда жить. Человек в цепях свободы. - URL: http://bookmate.com/books/ UCMHbdf6 (дата посещения 15.09.2013).
3. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности. - URL: http://www.institut. smysl.ru/article/spirit.php (дата посещения 16.09.2013).
4. Максумова А. О. Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса): дис.... канд. психол. наук. - Казань, 2010.
5. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000249/index. shtml (дата посещения 15.09.2013).
6. ТарасьянН. А. Особенности духовности и самосознания современного российского юношества: дис.... д-ра психол. наук. - Ставрополь, 2012.
7. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed.by P. T. P. Wong, P. S. Fry. - Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998, p. 1-15.