Н.Н. Верховцева
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА...
THE FORMATION OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND SOCIETY
IN THE SPACE OF COMMUNICATION
© 2015
N. N. Verhovceva, the post graduate student Department of sociology social sphere and demographic
Samara state University, Samara (Russia)
Abstract. In the article the specificity of interaction between government and society in the space of communication. Particular attention is drawn to the proposed interpretation of the space of communication, political communication, as well as the typology and characteristics of models and types of interaction between government and society in the space of communication.
Keywords: space communication, political communication, conflict communication, models of communication. УДК 316.614.4
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
© 2015
К.Г. Герасимова, старший преподаватель кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований
Самарский государственный университет, Самара (Россия)
Аннотация. Термин «самореализация» в настоящее время широко используется за пределами научного дискурса. Стремление максимально реализовать себя, свои возможности становится практически элементом «хорошего тона» для современного человека. Вместе с тем, оставаясь предметом научных изысканий, это явление рассматривается широким кругом гуманитарных дисциплин: психологией, педагогикой, социологией, философией, социальной антропологией и многих других. Психология в этом ряду занимает особое место, ведь именно в рамках этой науки осмысление самореализации ведется изначально и наиболее активно. В представленной публикации фокус исследовательского интерес направлен на социологический опыт изучения феномена самореализации. Теоретический анализ показывает особый интерес отечественных социологов к профессиональной самореализации, что вполне закономерно, учитывая высокую популярность социологии труда в советские годы. Социология, вместе с тем, обладает значительным потенциалом для изучения процесса самореализации с позиции различных методологических оснований: например, феноменологии А.Шюца или драматургии И.Гоффмана, сквозь призму теории практик П.Бурдье или диспозиционной концепции личности В.А.Ядова, а также многих других. Однако особую ценность представляют собой специальные теории среднего уровня (в терминологии Р.Мертона). В статье подробно анализируется одна из них: теория социализации и самореализации личности зрелого возраста, разработанную И.В.Солодниковой. Автор определяет самореализацию через личностный рост и самоосуществление в повседневной деятельности через проживание своего особого жизненного пути в конкретно-исторических условиях. Авторская модель социализации и самореализации личности в зрелом возрасте охватывает такие параметры как условия самореализации, установки на самореализацию, процесс, механизмы, критерии, уровни и результат самореализации. На основании эмпирических данных Солодникова И.В. выстраивает типологию в зависимости от субъективных критериев самореализации в ключевых жизненных сферах.
Ключевые слова: самореализация, социализация, профессиональная самореализация, условия самореализации, механизмы самореализации, критерии самореализации.
Несмотря на сугубо научную этимологию, термин «самореализация» довольно прочно закрепился в публичном (непрофессиональном) дискурсе. Стремление «реализовать себя», свои возможности стало практически отличительной чертой современного поколения. Самореализации «проникает» в политические документы, в тексты рекламных листовок, в описание вакансий, в содержание песен, интернет-«карикатуры» и, более того, в нашу повседневную речь.
Тренинги и книги по личностному росту, тайм-менеджменту, поиску универсальных секретов жизненного успеха - невероятно популярный продукт нашего времени. Не менее показательным моментом является и то, что мы начинаем применять термин «эффективность» по отношению к человеку (например, нашумевший бестселлер Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», изданный еще в 1989 году, и в наши дни крайне востребован читателями [1]).
Самореализация относится к межпарадигмальным и междисциплинарным понятиям. Дискуссии о его содержательной интерпретации перманентно возникают в дискурсе гуманитарных дисциплин.
Первую скрипку в концептуальном осмыслении феномена самореализации, безусловно, играет психология. Середина прошлого века ознаменована появлением работ целой плеяды зарубежных авторов (представителей гуманистической психологии - А. Адлера, А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Фромма и др.), посвященных вопросам развития сущностных сил человека, реализации его потенций, механизмам и факторам, детерминирующим этот процесс.
Отечественные психологи вносят свой вклад в теоретическое осмысление и практическое изучение феномена самореализации: Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Галажинский Э.В. , Деркач А.А., Клочко В.Е., Коростылева Л.А., Кудинов С.И., Леонтьев Д.А., Рубинштейн С.Л., и многие другие.
Значимость изучения вопросов личностного развития в целом и самореализации, в частности, подчеркивает формирование отдельного научного направления - акмеологии [например, 2].
В психологическом дискурсе ведется активная полемика по вопросам содержательной интерпретации и эмпирического изучения феномена самореализации. Прошлый опыт классиков осмысливается заново, предлагаются новые комплексные решения, ведется активная практическая работа. Среди всего множества взглядов и подходов остановимся немного подробнее на отдельных авторах.
Так, Коростылева Людмила Алексеевна - флагман петербургской школы психологии - приводит следующее определение данного феномена: «самореализация личности - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом...».
Далее Людмила Алексеевна комментирует: «самореализация как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация достига-
К.Г. Герасимова социологические
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ... науки
ется только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив личностного роста». [3, с.52]
Коростылева Л.А. детально исследует процесс самореализации в двух ключевых жизненных сферах: брач-но-семейной и профессионально-трудовой. В качестве объекта исследования выступают лица, обратившиеся в службу знакомств и службу занятости (соответственно). Закономерности процессов самореализации изучаются автором через анализ путей преодоления затруднений (барьеров) на разных уровнях. При этом значимость имеет не столько результат преодоления, сколько сам процесс, поскольку появляется возможность изучить непосредственно ход самореализации, ее психологическую природу [3,4].
Значительная работа по изучению и методологическому осмыслению самореализации ведется со стороны тольяттинских психологов. В частности, системно-фун-кицональный подход, предложенный Кудиновым С.И., раскрывает сущность самореализации как совокупности инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза [5].
Тандем томских психологов Э.В. Галажинского и В.Е.Клочко обогатил психологический концепт самореализации системным представлением. Опираясь на понимание человека как сложной целостной самоорганизующейся психологической системы, авторы последовательно раскрывают специфику самореализации как некой формы обеспечения саморазвития этой системы. Помимо этого Э.В. Галажинский и В.Е.Клочко указывают, что в более широком психоисторическом контексте именно потребность в самореализации становится ведущей для человека на данном этапе филогенеза (оттесняя на второй план витальные потребности) и выступает своеобразным источником раскрытия сущностных сил человека, его самости [6].
Свою лепту в осмысление самореализации вносят и другие гуманитарные дисциплины: социология, педагогика, социальная антропология, философия и другие. Фокус каждой отдельной науки на трактовку и эмпирическое изучение самореализации задан ее предметным полем, ее общей методологией.
Теоретический и эмпирический «багаж» социологии в отношении феномена самореализации, более скромный на фоне психологической науки. Пожалуй, мы даже не можем пока говорить о некоторой социологической «традиции» в отношении трактовки и изучения феномена самореализации.
Опыт социологического осмысления самореализации по большому счету является мозаичным, фрагментарным. В подавляющем большинстве случаев самореализация «проявляется» как бы вскользь, подспудно, оставаясь в тени основных предметов теоретических и эмпирических изысканий: будь то труд и удовлетворенность работой, ценностные ориентации, гендерные роли, трудности социализации и прочее.
Так, упоминание о самореализации мы можем найти и в трудах мирового классика Карла Маркса. Как педантично заметил Эрих Фромм (обеспокоенный некорректной трактовкой идей немецкого философа), история человека есть история его самореализации, его самовыражения через труд и производство. Согласно К.Марксу, труд представляет собой не средство достижения цели, но саму цель. Причем труд не подневольный, но свободный, когда преодолено «отчуждение» (при социализме, а не при капитализме), когда человек свободно выражает себя как индивидуальность, используя свои физические и психические силы, когда он способен обрести единение с природой [7, с.375-414].
Продолжая раскрывать тему самореализации в контексте трудовой деятельности, нельзя не отметить хрестоматийное исследование «Человек и его работа» [8] 78
(под руководством В.А. Ядова и А.Г.Здравомыслова), впоследствии «выросшее» в диспозиционную концепцию личности [9]. Богатейший эмпирический и методический0** материал был дополнен исследованием рабочих «нового тысячелетия». Но опять же самореализация как социальное явление здесь скорее подразумевается, нежели акцентируется. Так, например, ключевая цель изначального эмпирического исследования (1960-х гг.), вдохновленная идеями К.Маркса о превращении труда в «первую жизненную потребность», может быть переформулирована так: имеет ли место процесс самореализации человека в труде. В этом отношении для нас особый интерес представляет изучение структуры мотивов труда рабочих. Несмотря на то, что заработок остается ведущим мотивом труда, как в советском, так и современном обществе, такой мотив, как «реализация своих способностей» планомерно занимает место в мотиваци-онном ядре, хотя и уступает по степени выраженности «возможности общения с людьми». При этом структура мотивов труда не имеет существенных отличий между молодежью и рабочими старше 30 лет [8, с. 459-362].
В арсенал современных социологических исследований посвященных профессиональной самореализации можно отнести многолетнюю работу сотрудников ИС РАН под руководством Константиновского Д.Л., при участии Чередниченко Г. А и других, посвященную, в том числе, изучению образовательных и профессиональных траекторий молодежи [10-12]. Современная российская молодежь как объект социализации и самореализации и ее роль в воспроизводстве социальной структуры общества находятся в центре внимания крупномасштабного исследования М.К.Горшкова и Ф.Э.Шереги [13].
Иной взгляд на вопросы самореализации с точки зрения «полярной группы» пенсионеров в контексте изучения социального времени представлен в работах Т.З.Козловой [14,15].
Самореализация может быть осмыслена в рамках разных методологических подходов: например, в ракурсе феноменологии А.Шюца или в терминах «эффективности» использования разного рода капиталов (П.Бурдье) - личностного, образовательного, профессионального и др. Однако особый вклад в социологическую «копилку» вносит разработка «специальной» теории самореализации (теории среднего уровня в терминологии Р.Мертона).
К первым шагам подобного рода можно отнести работу отечественного пионера социологии личности И.С.Кона «В поисках себя: личность и ее самосознание» (1984) [16]. Идеи, заложенные в монографии, имеют, несомненно, более широкий контекст, однако самореализации уделяется особое внимание. В частности, автор выводит на авансцену понятие самореализации, когда раскрывает особенности перехода личности от юности к взрослости. Именно самореализация отличает взрослость, как определенный этап развития личности. В противовес максимализму юности, ее постоянному поиску себя и стремлению к избеганию проблем, зрелость отличает осознанный выбор значимых сфер жизни и стремление к самореализации в них, не избегание, но решение проблем [16, с. 207-218].
Среди современных авторов комплексное теоретическое осмысление феномена самореализации с позиции социологии, представлено в работах И.В.Солодниковой. [17,18]
Разрабатывая комплексную социологическую концепцию самореализации личности, И.В. Солодникова действует в рамках микросоциологической парадигмы (социологического номинализма), в фокусе которого находится личность в богатстве ее социальных связей и практик, а также опирается на идеи «понимающей социологии». В качестве методологических оснований приводятся идеи гуманистической социальной мысли отечественных, а также последователи направления «life-span development» (развитие на протяжении всей
К.Г. Герасимова
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ...
жизни). Кроме того, автор подчеркивает неизбежность обращения к наработкам «смежных» дисциплин - психологии, антропологии и других.
Ирина Витальевна настаивает, что процессы самореализации являются отличительной (сущностной) чертой процесса социализации личности в зрелом возрасте [18]. При этом границы зрелого возраста определяются как 30-60 лет.
Автор определяет самореализацию как «личностный рост, осуществление себя в жизни и повседневной деятельности, утверждение своего особого и самостоятельного пути в конкретно-исторических условиях (рассматриваются только просоциальные формы поведения)» [17, с.12].
Самореализация осуществляется через последовательные выборы личности в ходе проживания своего «жизненного пути».
Авторская модель социализации и самореализации личности в зрелом возрасте охватывает такие параметры как условия самореализации, установки на самореализацию, процесс, механизмы, критерии, уровни и результат самореализации [17, с.28-45].
Рассматривая условия самореализации, И.В.Солодникова выделяет социальные и индивидуальные. Социальные условия самореализации описывают состояние общества, в котором существует индивид. Оно может быть стабильным, и в таком случаем жизненный путь индивида представляет собой следование некоторому «нормативному расписанию жизни», либо нестабильным (более распространенный термин - «общество риска» (У.Бек)[19]), и в таком случае проявляется множественность вариантов траекторий самореализации. Современное общество как раз и определяется как нестабильное, что с одной стороны оставляет право на существование некоторого нормативного понимания практик и траекторий самореализаций, однако, с другой стороны, допускает вариативность этих траекторий.
Таким образом, самореализация (как проявление социализации) мыслится не только как процесс нормативного воспроизводства, но и как собственно созидательный творческий процесс производства «новых норм».
Помимо внешних социальных условий самореализации необходимо учитывать индивидуальные, которые связаны, прежде всего, с обладанием такого рода капиталов, как здоровье и образование (что увеличивает вероятность удовлетворительной самореализации), а также с наличием черт самоактуализирующейся личности.
Следующий элемент концептуальной модели -установки на самореализацию. В качестве таковых, Солодникова И.В. указывает такие социологические индикаторы как готовность к изменениям, способность на них реагировать, а также социально-психологические установки, связанные с готовностью раскрыть (актуализировать) черты самореализующейся личности.
Процесс самореализации происходит через проживание индивидуальной траектории самореализации, специфика которой детерминируется, во-первых, областями социальной практики, где она осуществляется, во-вторых, скоростью протекания (нормативная (социально-принятая), соответствующая «нормативному» расписанию событий жизненного цикла; ускоренная, стремительная, как правило, определяющаяся наличием некоторого стартового капитала; «неравномерная», отложенная), и, в-третьих, самодетерминированностью-навязанностью (что, однако, сложно выявить эмпирически, по мнению автора).
В качестве ведущих областей практик самореализации Солодникова И.В. (вслед за Коростылевой Л.А. и др.) выделяет профессиональную и семейную. Дополнительными сферами, по мнению автора, выступают самообразование, хобби, увлечения (освоение новых форм досуга), общественная активность и поддержание здоровья [1б,с.43].
Четвертым параметром выступают механизмы само-
реализации, которые состоят в личностном выборе ее направления и последовательности осуществления, а также самодетерминации личности, создании личностных смыслов и их экстериоризации.
В рамках своей концепции И.В. Солодникова вводит понятие «критерии самореализации», которые действуют на субъективном уровне (в виде удовлетворенности) и объективном (определяемые через продуктивность (успех)/полезность).
Самореализация может осуществляться на различных уровнях. В первую очередь, через «уникальную» траекторию, основанную на внутренних устремлениях, осознании собственных потребностей и чувств, «маркирующие» усвоенные (или порожденные личностью) нормы и ценности. Далее, самореализация может проходить на нормативном уровне, т.е. отражать внешние по отношению к личности стратегии, соответствовать ожиданиям социального окружения. Кроме того, самореализация может просто отсутствовать. В таком случае человек убежден в невозможности достижения результат целенаправленно, он пассивен, реализует стратегию «ухода от принятия решений».
Результат самореализации проявляется на двух уровнях: общественном (через формирование социально одобряемых образцов личностной успешности, наращивание социального капитала в виде примеров для подражания будущими поколениями) и личностном (в виде личностного роста, развития личности, формирования здоровой, хорошо адаптированной личности).
Анализируя эмпирические данные траекторий самореализации в ключевых жизненных сферах (работе и семье), Солодникова И.В. выявляет следующие типы [17, с.43-47]:
- сбалансированная (высокая удовлетворенность работой и семейными отношениями);
- неравномерная, с ориентацией на профессию («дисбаланс» в сторону высокой удовлетворенности работой);
- неравномерная с ориентацией на успешность детей, либо на материальное обеспечение семьи (высокая удовлетворенность семейными отношениями в противовес низкой удовлетворенностью работой);
- неуспешная (низкая удовлетворенность в обеих ключевых сферах).
Помимо этого автор уделяет пристальное внимание анализу современного российского общества: в каких условиях происходит самореализация взрослого населения, какие возможности раскрываются и какие ограничения накладываются «внешними обстоятельствами». В дополнение изучаются специфические установки на самореализацию[17, с.45-54].
Концепция, предложенная Солодниковой И.В., комплексно рассматривает феномен самореализации именно в социологическом ключе (в контексте изучения процессов становления и изменения конкретного общества как единой системы). Кроме того, предложенный концепт обладает значительным потенциалом для эмпирической верификации.
Итак, как мы видим, социологический взгляд на феномен самореализации позволяет в значительной степени обогатить представление о нем [феномене], при этом, закономерным образом, расставляя иные, нежели психологический подход, акценты [20-24].
В настоящее время вполне предсказуемо происходят процессы размывания границ и пересечения предметных полей гуманитарных наук: зачастую сложного говорить об уникальности или эксклюзивности того или иного подхода. Вместе с тем всегда остается четкий ракурс, который определяет конкретное «поле игры».
Так, и для психологии, и для социологии, начальная точка концептуальных построений по поводу самореализации - это личность. Но для первой [психологии] она понимается, в первую очередь, как психический конструкт и, кроме того, выступает и финальной точкой «концептуального маршрута». Для второй [социологии]
К.Г. Герасимова социологические
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ... науки
личность «социальный продукт», и, помимо этого, финальный аккорд всегда находится на уровень «выше»: социология неизбежно стремится к обобщениям. Очень наглядное сравнение в этом отношении приводит Пер Монсон в книге «Лодка на аллеях парка»: он предлагает использовать метафору воспарения на вертолете над парком, где прогуливаются отдыхающие, (олицетворяющим стабильную социальную структуру и, вместе с тем, структуралистское направление в социологии) или над морем, где на «невидимых глазу фарватерах» никогда не прекращается движение больших и малых судов (наглядно демонстрирующим экзистенциальное направление) [25, с.15-22]. Таким образом, в рамках социологического подхода к изучению самореализации мы будем идти от личности к более широкому социальному контексту: от внутренних установок - к внешним условиям, от траекторий самореализации - к особенностям общественного устройства [26-29], в рамках которого они осуществляются.
В современной России по мере развития общества важность анализа социальной мобильности возрастает. Изменяется и значимость анализа отдельных направлений социальных перемещений [30-36].
Кроме того, социология, если уже и не претендует на формулировку социальных законов (как изначально «было задумано»), то исследует типичные проявления социальной реальности: в нашем случае, типичные траектории, практики, механизмы самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. М.: Альпина Паблишер. 2012. 374 с.
2. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. Деркача А.А., Бодалева А.А., Кузьминой Н.В.и др. М.: Российская академия государственной службы, ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1995. 386 с.
3. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 222 с.
4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. 292 с.
5. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование // Журнал Regla. 2007. №16 [161] [Электронный ресурс] / Электрон. журн. Режим доступа к журн.: http://www.relga.ru/
6. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
7. Фромм Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992, 430 с.
8. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов / А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов. М.:Аспект Пресс, 2003. 485 с.
9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М. : ЦСПиМ, 2013. 376 с.
10. Константиновский Д Л, Вознесенская Е Д, Чередниченко Г А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.
11. Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А.Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСП и М, 2015. 232 с.
12. Чередниченко Г А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.
13. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: со-80
циологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
14. Краснова О.В., Козлова Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект. М.: ИС РАН, 2007. 220 с.
15. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. М.: НПЦ «Технограф», 2003.
16. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
17. Солодникова И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ): авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. социол. наук (22.00.01). М. 2007. 56 с.
18. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. №2. С.32-39.
19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В.Седельника и Н.Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
20. Горбачева Н.Б. Изучение молодежи в социологическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.
21. Джаббаров Р.В.О., Ибрагимова Х.Н. О воздействии процесса самореализации подростков на их профессиональную ориентацию // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 97-100.
22. Никашина Н.А. Базовые ценности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением
23. Прошин И.А., Прошин Д.И., Прошина Н.Н. Методология формирования вектора знаний профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 130137.
24. Пушкина Л.Г. Особенности развития профессионально-субъектной позиции будущего юриста в системе профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 150-153.
25. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию / Пер. со швед. М.: Весь Мир, 1994. 96с.
26. Желнина Е. В. Социально-экономическое влияние общественного воспроизводства на инновационную активность современных промышленных предприятий // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 110-113.
27. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2011.№ 1 (40). С. 41-47.
28. Пастовенский А.В. Пути развития общественно-государственного управления общим средним образованием // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 244-247.
29. Горячев И.Н. К проблеме динамического равновесия общественных систем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 216-222.
30. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.
31. Гордеева Т.Е. Критерии профессиональной мобильности социальных работников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 62-66.
32. Иванова Т.Н. Скорость и интенсивность как основные показатели количественного анализа процессов социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 142-144.
К.Г. Герасимова
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ...
33. Еременко Т.А. Адаптация выпускников как критерий профессиональной мобильности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 83-85.
34. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.
35. Глухова Л.В., Сыротюк С.Д. Проектирование параметров и определение показателей качества содер-
жания внутрифирменного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 36-38.
36. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
© 2015
THE FEATURES OF SOCIOLOGICAL APPROACH TO UNDERSTANDING OF SELF-REALIZATION
K.G. Gerasimova, assistant professor of the chair of social and market research methodology
Samara State University, Samara (Russia)
Abstract. The term "self-realization" is used widely outside of scientific discourse now. The aspiration to realize yourself and your opportunities as much as possible becomes practically an element of "good form" for a modern person. At the same time, remaining the subject of scientific researches this phenomenon is considered by a wide range of humanitarian disciplines: psychology, pedagogics, sociology, philosophy, social anthropology and many others. The psychology takes a special place in this row, because exactly within this science the judgment of self-realization is conducted initially and most actively. In the presented here publication the focus of research interest is directed on sociological experience of study of the phenomenon of self-realization. The theoretical analysis shows a particular interest of domestic sociologists to professional self-realization that is quite natural, considering high popularity of sociology of labor in the Soviet years. The sociology, at the same time, has a significant potential for study of process of self-realization from a position of various methodological bases: for example, A.Schutz's phenomenology or I. Goffman's social dramatic sociology, through P. Bourdieu's theory of practices or the dispositional theory of the identity of V. A. Yadov, and also many others. However special theories of the average level (in R. Merton's terminology) have a particular value. In the article the special attention is paid to one of them: theories of socialization and self-realization of the identity of mature age, developed by I. V. Solodnikova. The author defines self-realization through the personal growth and self-implementation in a daily activity through the inhabitation of the special way of life in concrete historical conditions. The author's model of socialization and self-realization of personality at mature age covers such parameters as the conditions of self-realization, self-realization attitudes, the process, mechanisms, criteria, levels and result of self-realization. On the basis of empirical data Solodnikova I.V. builds the typology in dependence on subjective criteria of self-realization in key vital spheres.
Keywords: self-realization, socialization, professional self-realization, conditions of self-realization, modalities of self-realization, criteria of self-realization.
УДК 316.35:130.2
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2015
С.В. Гузенина, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии ИГСКО
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов (Россия) Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Объектом исследования статьи стало качество жизни жителей Тамбовской области. Авторы считают, что качество жизни выступает ключевым фактором, способствующим формированию региональной идентичности. Выявление качества жизни предполагает интегративный подход, активно используемый в рамках современной социологии. Социологическое исследование «Проблемы изучения качества жизни населения Тамбовской области», включающее в себя два этапа, имело цель сопоставить результаты объективного опроса о качестве жизни в Тамбовской области (данные Рейтингового агентства «РИА Рейтинг») с субъективным мнением жителей региона. Результаты исследования показали, что современные респонденты не задумываются над феноменами качества жизни и региональной идентичности, при этом низко оценили уровень качества жизни в регионе. Наиболее уязвимыми показателями стали уровень заработной платы, состояния здравоохранения и жилищных условий, что влечет за собой практическое отсутствие досуга и культурного просвещения. Несмотря на подобное положение дел высоким является показатель любви к родине, свидетельствующий о патриотичности и нравственной оседлости.
Ключевые слова: идентичность, качество жизни, регион, человеческий потенциал, образ жизни, рейтинг, региональная идентичность, интегративный подход, объективный опрос, субъективное мнение.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном социокультурном пространстве, поглощенным электронной средой, человек оказывается потерянным и забытым не только для окружающих людей, но и для самого себя. Данный факт актуализирует проблему идентичности, выводя на аспект, связанный с качеством жизни.
Личность каждой культурно-исторической эпохи в любом своем состоянии/проявлении испытывает тягу к собственному осмыслению, определению и соотнесению. Процесс выстраивания идентичности осущест-
вляется одновременно через генерализацию (соотнесение себя с чем-то большим) и индивидуализацию (различение себя от иного), что создает предпосылки ее динамичной изменчивости в зависимости от ситуаций. Именно в этом обнаруживает себя идентификация, конструируемая внешними и внутренними параметрами, тем самым рождая собственное представление о Я и восприятие Я Другими. Как явление сложное и при этом хаотично-гармоничное/гармонично-хаотичное, она включает в себя множество модусов, в том числе национальный/конфессиональный/социальный.
Идентичность выступает в качестве ценности: ее на-