Научная статья на тему 'Организационные принципы любительских объединений гитарного музицирования конца XIX - начала XX веков'

Организационные принципы любительских объединений гитарного музицирования конца XIX - начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГИТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ДОСУГ / AMATEUR ASSOCIATIONS / GUITAR MUSIC MAKING / ORGANIZATIONAL PRINCIPLES / LEISURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Толочкова Е. В.

В статье рассматривается процесс формирования специфических организационных характеристик любительских объединений гитарного музицирования в конце XIX-начале XX веков. На основе детального анализа деятельности Интернационального Союза гитаристов выявлены цели, функции, формы и виды деятельности данных объединений, а также их структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF AMATEUR ASSOCIATIONS GUITAR MUSIC MAKING LATE XIX-XX CENTURIES

The article deals with the process of forming the specific organizational characteristics of amateur associations guitar music making in the late XIX-early XX centuries. Based on a detailed analysis of the activities of the International Union of guitarists identified objectives, functions, forms and activities of these associations, as well as their structure.

Текст научной работы на тему «Организационные принципы любительских объединений гитарного музицирования конца XIX - начала XX веков»



ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 379.821:787.61

Е.В. Толочкова

канд. пед. наук, ассистент, кафедра музыкально-инструментальной подготовки,

Институт искусств, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИИ ГИТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования специфических организационных характеристик любительских объединений гитарного музицирования в конце XIX-начале XX веков. На основе детального анализа деятельности Интернационального Союза гитаристов выявлены цели, функции, формы и виды деятельности данных объединений, а также их структура.

Ключевые слова: любительские объединения, гитарное музицирование, организационные принципы,

досуг.

E.V. Tolochkova, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky

ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF AMATEUR ASSOCIATIONS GUITAR MUSIC MAKING LATE XIX-XX

CENTURIES

Abstract. The article deals with the process of forming the specific organizational characteristics of amateur associations guitar music making in the late XIX-early XX centuries. Based on a detailed analysis of the activities of the International Union of guitarists identified objectives, functions, forms and activities of these associations, as well as their structure.

Keywords: amateur associations, guitar music making, organizational principles, leisure.

Историческое становление любительского гитарного музицирования в аристократической среде на протяжении XIX-начала XX веков способствовало формированию основных форм организации педагогического процесса в этой сфере досуговой деятельности. Примерно до середины XIX века профессиональная направленность музыкальной деятельности считалась недостойной аристократии. Творческая самореализация была доступна посредством публичных выступлений на музыкальных вечерах, концертах, в музыкальных салонах и гостиных [1]. В этих условиях заинтересованность гитаристов в выступлениях, желание демонстрировать собственные творческие достижения давали значимые результаты в развитии любительского музицирования.

В конце XIX века началось становление любительских объединений гитарного музицирования. Хоть и немногочисленные, гитарные клубы появляются во многих крупных городах Европы (Бранденбург, Кенигсберг, Теплице, Лейпциг). Одним из самых многочисленных объединений любителей гитарного музицирования конца XIX века в Европе является Интернациональный Союз гитаристов (ИСГ). Принципы организации этого сообщества позволяют проследить формирование специфических организационных характеристик любительского гитарного музицирования.

Союз гитаристов был сформирован в 1899 г. на конгрессе гитаристов в Мюнхене и активно развивался. В начале своего существования Союз включал три отделения, главное из которых находилось в Мюнхене, через год насчитывалось уже пять отделений (в Аугсбурге, Берлине, Бремене, Москве и Мюнхене) и ожидалось открытие еще шести. Кроме того, в составе Союза состояли отдельные члены из разных стран - Германии, Австрии, Швейцарии, России, Швеции, Англии, Италии, Франции и др. Состав членов Союза был разнообразен, включая преподавателей и исполнителей, издателей, чиновников, врачей и других любителей гитарного

музицирования. Правление ИСГ находилось в Аугсбурге и возглавлялось Францем Шпринцин-гером (Franz Sprenzinger).

Целью деятельности Союза гитаристов являлось «распространение и культивирование игры на гитаре в обширных кружках» [2]. Рекламный «Проспект», адресованный новым членам ИСГ, раскрывает широкое разнообразие видов и форм деятельности Союза, впервые преследовавших цели систематизации, централизации и исследования любительского гитарного музицирования в его современном состоянии. Среди них - расширение сети местных отделений Союза, систематизация сведений исторического характера, сбор информации по персоналиям и деятельности иных любительских сообществ гитаристов, совместная работа с ними; рецензирование нотных и исследовательских изданий, инструментов, создание единой библиотеки; проведение выставок инструментов, аксессуаров и нотных изданий; регулярная концертная деятельность, проведение международных конгрессов гитаристов; издание собственного журнала Союза.

Разветвленная управляющая структура ИСГ, состоящая из правления и пятнадцати дополнительных управляющих образований (бюро корреспонденции, «бюро для собирания адресов гитаристов», «для испытания сочинений», финансовое и ревизионное бюро, бюро прессы и рекламы и пр.), способствовала, по мнению руководителей Союза, «привлечению возможно большего числа членов к участию» [2]. Регулярная деятельность Союза включала следующее.

1. Ежемесячные встречи членов Союза по отделениям. Содержание встреч сводилось к обсуждению текущих вопросов и музыкальной части, на которой участники могли реализовать собственные творческие достижения, исполняя сольные и ансамблевые номера в публичных местах (ресторанах, кафе).

2. Еженедельные «вечера для репетиций для совместной игры ансамблем». Все члены Союза имели статус «активных» и «пассивных» участников, в зависимости от участия в репетициях ансамбля. Распространение в деятельности ИСГ получила одна из форм коллективного исполнительства - сводный оркестр членов ИСГ. В концертных программах Союза упоминаются выступления любительских гитарных оркестров в составе 12-17 исполнителей под руководством дирижера. Выступления вызывали неоднозначные отзывы. Так, известный композитор Г. Берлиоз жестко высказывался по поводу услышанного: «звук 12-ти гитар одного строя почти смешон» [2, с. 197]. В то же время широкая публика принимала выступления любительских оркестров благосклонно: «поразительно было слушать оркестр 20-ти почти гитаристов», отмечая «мощность звука, несмотря на то, что большая часть исполнителей были плохие игроки» [2, с. 221].

3. Концерты, которые являлись основной формой взаимодействия Союза с широкой публикой. Программа одного из концертов, анонсированная в № 3 журнала «Друг гитары», наглядно представляет традиции любительского музицирования рассматриваемого периода: концерт «Семейный музыкальный вечер» в зале ресторана «Kreuzbräu» предполагал плату за вход; в «неутомительной» концертной программе представлены десять номеров с антрактом, из которых два сольных выступления, а остальные номера представляют ансамблевую игру в разных составах (для флейты и гитары; 2 мандолины, 2 гитары и мандолы; 2-3 гитары и пр.). Среди исполняемых произведений много собственных обработок исполнителей [2].

4. Ежегодные «Дни гитаристов» - основное совместное мероприятие всех отделений ИСГ. Программа встречи, рассчитанная на 3-4 дня, включала ряд традиционных мероприятий: генеральное собрание членов ИСГ и заседания отдельных комитетов, публичные концерты, вечера «с музыкальными исполнениями по свободному выбору пьес» и «посвященные дружеской беседе», репетиции любительского гитарного оркестра.

5. Выставки можно считать особым достижением деятельности Союза в направлении изучения истории и пропаганды любительского гитарного музицирования. Для организации вы-

ставки члены Союза из разных городов и стран высылали принадлежащие им экспонаты. Выставки были открыты для публики и оценивались членами специально созданного компетентного жюри. Целью таких выставок являлась пропаганда гитарного музицирования и деятельности Интернационального Союза гитаристов, «оживление индустрии производства высококачественных инструментов» [2, с. 248].

На основе детального анализа деятельности Интернационального Союза гитаристов нами были выявлены организационные принципы любительских объединений гитарного музицирования, формировавшихся в конце XIX - начале XX вв. в Европе, которые состояли в приоритете просветительской, развлекательной, благотворительной функций; разнообразии форм организации и видов деятельности; наличии разветвленной самоуправляющей структуры; систематичности и планомерности деятельности.

На протяжении XX века любительские объединения гитарного музицирования создавались по всему миру, и организационные принципы Интернационального Союза гитаристов, стали для них традиционными. Многие из этих организаций функционируют по таким принципам до сих пор и имеют длительный срок непрерывной деятельности, например, Американское Гитарное общество (American Guitar Society, Лос-Анжелес, США) было создано в 1923 г. и отметило 90-летний юбилей.

Таким образом, анализ деятельности ИСГ позволил проследить основные организационные принципы любительских объединений гитарного музицирования конца XIX-начала XX вв. Их деятельность характеризовалась разнообразием форм организации (концерты, выставки, фестивали, ансамбли, встречи, творческие вечера, конгрессы) и видов деятельности (исполнительская, рекламная и издательская деятельность, систематизация ресурсов, создание библиотеки, исследование, рецензирование материалов), а также наличием самоуправляющей структуры.

Список литературы:

1. Долженкова М.И. Развитие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском регионе (1918-1999). Тамбов, 2000.

2. Заяицкий С.С. Интернациональный союз гитаристов. М., 1902.

3. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: от истоков до наших дней. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.