ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 379.821:787.61
Е.В. Толочкова
канд. пед. наук, ассистент, кафедра музыкально-инструментальной подготовки,
Институт искусств, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИИ ГИТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования специфических организационных характеристик любительских объединений гитарного музицирования в конце XIX-начале XX веков. На основе детального анализа деятельности Интернационального Союза гитаристов выявлены цели, функции, формы и виды деятельности данных объединений, а также их структура.
Ключевые слова: любительские объединения, гитарное музицирование, организационные принципы,
досуг.
E.V. Tolochkova, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF AMATEUR ASSOCIATIONS GUITAR MUSIC MAKING LATE XIX-XX
CENTURIES
Abstract. The article deals with the process of forming the specific organizational characteristics of amateur associations guitar music making in the late XIX-early XX centuries. Based on a detailed analysis of the activities of the International Union of guitarists identified objectives, functions, forms and activities of these associations, as well as their structure.
Keywords: amateur associations, guitar music making, organizational principles, leisure.
Историческое становление любительского гитарного музицирования в аристократической среде на протяжении XIX-начала XX веков способствовало формированию основных форм организации педагогического процесса в этой сфере досуговой деятельности. Примерно до середины XIX века профессиональная направленность музыкальной деятельности считалась недостойной аристократии. Творческая самореализация была доступна посредством публичных выступлений на музыкальных вечерах, концертах, в музыкальных салонах и гостиных [1]. В этих условиях заинтересованность гитаристов в выступлениях, желание демонстрировать собственные творческие достижения давали значимые результаты в развитии любительского музицирования.
В конце XIX века началось становление любительских объединений гитарного музицирования. Хоть и немногочисленные, гитарные клубы появляются во многих крупных городах Европы (Бранденбург, Кенигсберг, Теплице, Лейпциг). Одним из самых многочисленных объединений любителей гитарного музицирования конца XIX века в Европе является Интернациональный Союз гитаристов (ИСГ). Принципы организации этого сообщества позволяют проследить формирование специфических организационных характеристик любительского гитарного музицирования.
Союз гитаристов был сформирован в 1899 г. на конгрессе гитаристов в Мюнхене и активно развивался. В начале своего существования Союз включал три отделения, главное из которых находилось в Мюнхене, через год насчитывалось уже пять отделений (в Аугсбурге, Берлине, Бремене, Москве и Мюнхене) и ожидалось открытие еще шести. Кроме того, в составе Союза состояли отдельные члены из разных стран - Германии, Австрии, Швейцарии, России, Швеции, Англии, Италии, Франции и др. Состав членов Союза был разнообразен, включая преподавателей и исполнителей, издателей, чиновников, врачей и других любителей гитарного
музицирования. Правление ИСГ находилось в Аугсбурге и возглавлялось Францем Шпринцин-гером (Franz Sprenzinger).
Целью деятельности Союза гитаристов являлось «распространение и культивирование игры на гитаре в обширных кружках» [2]. Рекламный «Проспект», адресованный новым членам ИСГ, раскрывает широкое разнообразие видов и форм деятельности Союза, впервые преследовавших цели систематизации, централизации и исследования любительского гитарного музицирования в его современном состоянии. Среди них - расширение сети местных отделений Союза, систематизация сведений исторического характера, сбор информации по персоналиям и деятельности иных любительских сообществ гитаристов, совместная работа с ними; рецензирование нотных и исследовательских изданий, инструментов, создание единой библиотеки; проведение выставок инструментов, аксессуаров и нотных изданий; регулярная концертная деятельность, проведение международных конгрессов гитаристов; издание собственного журнала Союза.
Разветвленная управляющая структура ИСГ, состоящая из правления и пятнадцати дополнительных управляющих образований (бюро корреспонденции, «бюро для собирания адресов гитаристов», «для испытания сочинений», финансовое и ревизионное бюро, бюро прессы и рекламы и пр.), способствовала, по мнению руководителей Союза, «привлечению возможно большего числа членов к участию» [2]. Регулярная деятельность Союза включала следующее.
1. Ежемесячные встречи членов Союза по отделениям. Содержание встреч сводилось к обсуждению текущих вопросов и музыкальной части, на которой участники могли реализовать собственные творческие достижения, исполняя сольные и ансамблевые номера в публичных местах (ресторанах, кафе).
2. Еженедельные «вечера для репетиций для совместной игры ансамблем». Все члены Союза имели статус «активных» и «пассивных» участников, в зависимости от участия в репетициях ансамбля. Распространение в деятельности ИСГ получила одна из форм коллективного исполнительства - сводный оркестр членов ИСГ. В концертных программах Союза упоминаются выступления любительских гитарных оркестров в составе 12-17 исполнителей под руководством дирижера. Выступления вызывали неоднозначные отзывы. Так, известный композитор Г. Берлиоз жестко высказывался по поводу услышанного: «звук 12-ти гитар одного строя почти смешон» [2, с. 197]. В то же время широкая публика принимала выступления любительских оркестров благосклонно: «поразительно было слушать оркестр 20-ти почти гитаристов», отмечая «мощность звука, несмотря на то, что большая часть исполнителей были плохие игроки» [2, с. 221].
3. Концерты, которые являлись основной формой взаимодействия Союза с широкой публикой. Программа одного из концертов, анонсированная в № 3 журнала «Друг гитары», наглядно представляет традиции любительского музицирования рассматриваемого периода: концерт «Семейный музыкальный вечер» в зале ресторана «Kreuzbräu» предполагал плату за вход; в «неутомительной» концертной программе представлены десять номеров с антрактом, из которых два сольных выступления, а остальные номера представляют ансамблевую игру в разных составах (для флейты и гитары; 2 мандолины, 2 гитары и мандолы; 2-3 гитары и пр.). Среди исполняемых произведений много собственных обработок исполнителей [2].
4. Ежегодные «Дни гитаристов» - основное совместное мероприятие всех отделений ИСГ. Программа встречи, рассчитанная на 3-4 дня, включала ряд традиционных мероприятий: генеральное собрание членов ИСГ и заседания отдельных комитетов, публичные концерты, вечера «с музыкальными исполнениями по свободному выбору пьес» и «посвященные дружеской беседе», репетиции любительского гитарного оркестра.
5. Выставки можно считать особым достижением деятельности Союза в направлении изучения истории и пропаганды любительского гитарного музицирования. Для организации вы-
ставки члены Союза из разных городов и стран высылали принадлежащие им экспонаты. Выставки были открыты для публики и оценивались членами специально созданного компетентного жюри. Целью таких выставок являлась пропаганда гитарного музицирования и деятельности Интернационального Союза гитаристов, «оживление индустрии производства высококачественных инструментов» [2, с. 248].
На основе детального анализа деятельности Интернационального Союза гитаристов нами были выявлены организационные принципы любительских объединений гитарного музицирования, формировавшихся в конце XIX - начале XX вв. в Европе, которые состояли в приоритете просветительской, развлекательной, благотворительной функций; разнообразии форм организации и видов деятельности; наличии разветвленной самоуправляющей структуры; систематичности и планомерности деятельности.
На протяжении XX века любительские объединения гитарного музицирования создавались по всему миру, и организационные принципы Интернационального Союза гитаристов, стали для них традиционными. Многие из этих организаций функционируют по таким принципам до сих пор и имеют длительный срок непрерывной деятельности, например, Американское Гитарное общество (American Guitar Society, Лос-Анжелес, США) было создано в 1923 г. и отметило 90-летний юбилей.
Таким образом, анализ деятельности ИСГ позволил проследить основные организационные принципы любительских объединений гитарного музицирования конца XIX-начала XX вв. Их деятельность характеризовалась разнообразием форм организации (концерты, выставки, фестивали, ансамбли, встречи, творческие вечера, конгрессы) и видов деятельности (исполнительская, рекламная и издательская деятельность, систематизация ресурсов, создание библиотеки, исследование, рецензирование материалов), а также наличием самоуправляющей структуры.
Список литературы:
1. Долженкова М.И. Развитие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском регионе (1918-1999). Тамбов, 2000.
2. Заяицкий С.С. Интернациональный союз гитаристов. М., 1902.
3. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: от истоков до наших дней. М., 1991.