Научная статья на тему 'Становление и развитие любительского гитарного творчества'

Становление и развитие любительского гитарного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
533
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ГИТАРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / AMATEUR PLAYING MUSIC / GUITAR CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL FORMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Толочкова Екатерина Витальевна

В статье рассмотрены пути становления и развития любительского гитарного творчества. На основе исторического анализа выявлены и описаны характерные особенности структуры досуговых объединений гитаристов. Автором проведена работа по определению функций и выявлению характерных черт исторически сложившихся организационно-педагогических форм любительского гитарного творчества в период его становления в разных социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF AMATEUR GUITAR CREATIVITY

In article ways of formation and development of amateur guitar creativity are considered. On the basis of the historical analysis characteristics of structure of leisure associations of guitarists are revealed and described. The author carried out work on definition of functions and detection of characteristic features of historically developed organizational and pedagogical forms of amateur guitar creativity during its formation in different social conditions.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие любительского гитарного творчества»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ГИТАРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Е. В. ТОЛОЧКОВА

В статье рассмотрены пути становления и развития любительского гитарного творчества. На основе исторического анализа выявлены и описаны характерные особенности структуры досуговых объединений гитаристов. Автором проведена работа по определению функций и выявлению характерных черт исторически сложившихся организационнопедагогических форм любительского гитарного творчества в период его становления в разных социальных условиях.

Ключевые слова: любительское музицирование, гитарное творчество, творческая деятельность, организационно-педагогические формы.

Любительское гитарное творчество представляет собой одно из направлений любительской музыкальной деятельности. В своей монографии «Любительское музицирование: теория, история, практика» И. А. Хвостова идентифицирует понятия любительской творческой музыкальной деятельности и любительского музицирования. Она определяет его как вид творческой деятельности, связанной с удовлетворением потребностей самореализации [5]. В этом исследовании выделены три основных вида творческой активности, различимые степенью субъективного творческого взноса и направленностью творческой деятельности. Среди них абсолютно активные виды деятельности - исполнение и композиция, связанные с практическим воплощением творческого продукта, и относительно активный вид - слушание, который носит характер потребления ценностей музыкальной культуры [5]. Эти виды творческой активности, как суть любительского музицирования, отражают и сущность гитарного любительского творчества.

Историческое становление любительского гитарного творчества происходило внутри разных социальных слоев, что определило наличие двух независимых путей развития. Первый путь обусловлен бытованием музицирования на гитаре в среде европейского аристократического сословия. Многочисленные скульптурные и литературные источники представляют гитарное сопровождение празднеств королевских дворов Европы как непременный атрибут культурной жизни аристократии вплоть до XVIII в. Известно, что музицированием на гитаре увлекались королевские осо-

бы Филипп IV Валуа, Людовик XIV, Генрих VIII Тюдор, в России игре на гитаре обучались дочери императоров Павла I и Николая II. Пристрастие к игре на гитаре королевского двора задавало тон всему аристократическому сословию. По утверждению Э. Шарнассе, «...обучение на этом инструменте становится непременным атрибутом воспитания аристократов и буржуа» [6].

В своей монографии «Гитара в камерном ансамбле» А. Петропавловский выделяет три основных формы музыкальной практики, традиционных для любительского гитарного творчества в аристократической и буржуазной среде:

1) аккомпанирование пению или солирующему инструменту;

2) камерное ансамблевое исполнительство;

3) сольное исполнение, которое в тот период часто сочетало в себе два вида творческой активности - исполнение и сочинение музыки в виде свободных импровизаций на народные и танцевальные темы [4].

Длительный период (примерно до середины

XIX в.) профессиональная направленность музыкальной деятельности считалась недостойной аристократической среды. Творческая реализация была доступна лишь посредством публичных выступлений на музыкальных вечерах, концертах, в музыкальных салонах и гостиных. Исполнение на гитаре в полной мере отвечало потребностям традиционного домашнего музицирования в небольших залах и на открытом воздухе за счет присущих инструменту мягкого негромкого тембра, компактности и мобильности, широких возможностей аккомпанирования.

В России развитие гитарного любительского музицирования проходило по тому же пути, в связи с общей тенденцией подражания европейской традиции, в том числе и в сфере организации досуга. В XIX в. в России начала прорисовываться структура досуговых объединений гитаристов. Этот период отмечен активным формированием регулярно действующих музыкальных обществ. «Кружки» любителей игры на различных инструментах (общества концертинистов, балалаечников, мандолинистов и гитаристов) были традиционны в качестве досуговых форм в конце века и функционировали по общим организационным принципам. Центром гитарных любительских объединений являлись гостиные в домах городской интеллигенции (С. С. Заяицкий, В. С. Саренко, И. Е. Ляхов, П. Ф. Белошеин). Любители собирались «для бесед о гитаре, для обмена музыкальных мыслей и впечатлений и для исполнения разных пьес на одной и нескольких гитарах» [2]. Основной целью являлась трансляция собственных творческих достижений в исполнительской и композиторской практике.

Особой чертой таких объединений была узко-сословность - к середине XIX в. аудиторию гитарных сообществ составляли представители мещанства, городской интеллигенции, крупные чиновники. Также характерной организационной особенностью являлись недолгие сроки существования сообществ и отсутствие систематической деятельности.

В этот же период формируются объединения, функционально направленные на реализацию образовательной и просветительской деятельности («класс игры на гитаре» при «Курских музыкальных курсах» Ю. М. Штокмана, «общедоступные музыкальные классы Педагогического музея по классу гитарной игры» В. П. Лебедева). Отличительной чертой их был благотворительный характер. Все мероприятия - концерты, музыкальные вечера, встречи, курсы обучения игре на гитаре проходили бесплатно с целью заполнения досуга. Самым распространенным педагогическим методом в данный период становится объединение «на почве совместной игры» в ансамблях разных составов и участие в концертных публичных выступлениях.

Уникальным опытом для развития гитарного любительского творчества в России стало включение начавшей формирование системы досуговых организаций гитарного творчества в разветвленную международную структуру Интернационального Союза Гитаристов (ИСГ). Союз был сформирован в 1899 г. на конгрессе гитаристов в

Мюнхене. Он включал «местные отделения» в разных странах Европы. В России «местное отделение» Союза действовало в Москве и ожидалось открытие в других городах. Состав членов включал преподавателей и исследователей гитары, исполнителей, издателей, заинтересованных люби-телей-гитаристов.

Целью Союза являлось «распространение и культивирование игры на гитаре в обширных кружках» [2]. Рекламный «Проспект», адресованный возможным членам ИСГ, раскрывает широкое разнообразие видов и форм деятельности Союза, впервые преследовавших цели систематизации, централизации и исследования любительского гитарного творчества в его современном состоянии. Среди них:

- расширение сети местных отделений Союза «дабы дать возможность членам совместной игры организовывать музыкальные вечера» [2];

- систематизация сведений исторического характера;

- сбор информации по персоналиям и деятельности иных любительских сообществ гитаристов, совместная работа с ними;

- рецензирование нотных и исследовательских изданий, инструментов;

- создание единой библиотеки;

- проведение выставок инструментов, аксессуаров и нотных изданий;

- регулярная концертная деятельность, проведение международных конгрессов гитаристов;

- издание собственного журнала Союза.

Столь разносторонняя деятельность, а также

необходимость «привлечения возможно большего числа членов к участию» потребовала создания разветвленной управляющей структуры, состоящей из правления и пятнадцати дополнительных управляющих образований (бюро корреспонденции, «бюро для собирания адресов гитаристов», «для испытания сочинений», финансовое и ревизионное бюро, бюро прессы и рекламы и пр.) [2].

Исторические свидетельства, а также факт издания журнала Союза одновременно на немецком и русском языках свидетельствуют о немалой роли российского любительского сообщества в деятельности международного Союза Гитаристов. Но это перспективное направление развития по пути включения в международную структуру досуговых организаций гитарного творчества было прервано в самом начале социально-политическими явлениями, происходившими в стране в

XX в. Упразднение данных организационных форм в России произошло естественным путем в связи с изменением сословной картины россий-

ского общества, и традиций домашнего музицирования.

Второй путь развития любительского гитарного музицирования связан с наличием гитарного аккомпанемента в качестве неотъемлемой составляющей ряда национальных музыкальных культур. Это обуславливает широчайшее распространение гитарного творчества в народной среде. Цыганская музыкальная традиция предполагает гитарный аккомпанемент в качестве сопровождения народным танцам и цыганскому романсу. Традиционное музыкальное национальное искусство Испании - фламенко - явилось результатом пятисотлетнего взаимодействия цыганской и южноиспанской культур. Фламенко предполагает реализацию двух его главных элементов - вокального и танцевального жанров неотрывно от гитарного сопровождения. Яркие характерные черты фламенковой культуры были интегрированы в музыкальные традиции других стран. Многие национальные танцы Латинской Америки (самакуэка, милонга, маринера, бачата) явились результатом глубокой интеграции европейской музыкальной стилистики и исполняются под гитарный аккомпанемент. Необычайное распространение гитарное любительское творчество получило в период становления джазового музыкального направления в Северной Америке. В начале XIX в. блюзовое музицирование являлось основным наполнением досуга афроамериканских рабов. Потребность в музицировании в этой среде обусловлена национальными традициями. Исполнение блюза предполагает неизменный диалог голоса и гитарного аккомпанемента в виде свободных импровизаций.

Такое плотное проникновение гитарного творчества в народную досуговую сферу связано с присущими гитаре чертами народного инструмента. Эти черты были сформулированы в работе М. И. Имханицкого как транспортабельность, доступность «для начального освоения», элементарность инструмента для «воспроизведения простейшей метрической сетки [3].

В России любительское гитарное музицирование плотно вошло в сферу досуга городских слоев населения. А. Петропавловский утверждает, что «под аккомпанемент гитары в первой трети XIX в. пелись в городе все народные и близкие к ним песни», в том числе романсовый репертуар. Этому способствовал строй «русской» семиструнной гитары, который позволял с легкостью исполнять аккомпанемент в соответствии с принятыми приемами, предполагавшими простейшее сопровождение пению, с устойчивым басом и по-

вторяющейся гармонической поддержкой в виде арпеджированных аккордов.

Появление в России жанра авторской песни, возникшего стихийно в конце 50-х гг. XX в., привело к обращению к гитарному творчеству студенческой аудитории. В этот период формируется новое направление досуговой деятельности, представлявшее сочетание туризма, авторской песни и гитарного исполнительства, которое приобретает массовый характер [1]. В этих условиях большое количество стихийно возникающих кружков формируются в связи с личностным фактором вокруг исполнителей-песенников, и представляют собой сообщества свободной организации.

Таким образом, среди особенностей любительского гитарного творчества в народной среде можно выделить:

- преобладание сопровождающей роли гитарного исполнительства в сочетании с вокальным и танцевальным жанрами и неотрывной связи с ними;

- обращение к слуховой безнотной традиции;

- совмещение субъектом всех видов творческой активности (исполнение часто неотрывно от свободной импровизации и сочинительства).

Реализация любительского гитарного творчества в его сочетании с иными национальными музыкальными жанрами происходила во время праздничных представлений, уличных концертов и шествий, выступлений в кафе и на площадях. Данные проявления характеризовались стихийностью и отсутствием системного организационного подхода.

Новый толчок развитию любительского гитарного творчества дало появление модифицированных инструментов (электрогитара, акустическая гитара), которые позволили любителям участвовать в коллективных концертно-исполнительских формах (эстрадно-джазовые оркестры, «комбо» составы, вокально-инструментальные ансамбли) за счет возросших динамических возможностей. Данные коллективные формы получили распространение в любительской среде с развитием новых музыкальных стилей (ритм-эн-блюз, рок, фолк, соул, поп). Особое внимание любителей привлекает исполнительская практика в небольших «комбо» составах и вокально-инструментальных группах, где возрастает роль сольного исполнителя и появляется возможность индивидуальной реализации посредством сольных импровизаций. В таком ансамбле каждый участник выполняет функции и аккомпаниатора, и солиста.

Становление фестивальной практики сыграло большую роль в развитии любительского гитар-

ного творчества на протяжении всего XX столетия. Фестивальная форма в полной мере отвечает потребностям любительского творчества, интегрируя просветительскую, коммуникативную, когнитивную функции. Эта форма получает распространение в различных музыкальных направлениях (фолк, рок, поп, джаз, авторская песня), для которых традиционно гитарное сопровождение. Черты, присущие фестивальной форме XX в., получили развитие и характеризуют современные музыкальные фестивали. Это массовость аудитории, высокий уровень организации, четкая структуризация. Современные творческие фестивали охватывают все уровни - от учрежденческого до международного - между которыми развита преемственность. Большинство фестивальных программ активно реализует педагогический потенциал. Традиционной частью фестивалей являются такие педагогические формы, как семинар, лекция, мастер-класс, джем-сейшн.

В России длительный период информационной замкнутости, составивший почти все XX столетие, идеологическое отрицание западных традиций в любой сфере их проявления, и в частности относительно гитарного творчества, которое долгое время официально признавалось космополитическим и мещанским, привели к возникновению уникального пути формирования организационно-педагогических структур.

Основным инструментом организации любительского гитарного музицирования стали клубные формирования. Они несли весь функциональный спектр, включая просветительские, образовательные, коммуникативные функции, задачи творческой реализации субъекта. Активно реализовалась в клубной системе идея коллективного музицирования через деятельность гитарных ансамблей, вокально-инструментальных коллективов в составе с гитарой.

Особенностью российской клубной системы можно определить автономность клубных формирований друг от друга, отсутствие централизации и структуры. Они имели официальный статус, примыкали к крупным досуговым учреждениям (домам культуры, центрам народного творчества), и вели работу по «культурному обслуживанию работников заводов и населения прилегающих районов» [7], но составляли цельную действующую структуру. По тем же организационным

принципам, с преобладанием образовательных задач, действовали курсы и классы обучения игре на гитаре. Вплоть до конца XX в. обучение игре на гитаре в структуре государственных музыкальных школ было нетипично.

Таким образом, проведенный исторический анализ позволил проследить эволюцию организационно-педагогических форм любительского гитарного творчества и систематизировать ряд функций досуговых организаций. Любительское гитарное творчество носит массовый характер, но не получило оформления в качестве организационной структуры. Формирование данной структуры было осложнено социально-политическими явлениями, а также особым народным характером бытования.

Литература

1. Долженкова М. И. Развитие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском регионе (1918-1999). Тамбов, 2000.

2. Заяицкий С. С. Интернациональный Союз Гитаристов. М., 1902.

3. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. М., 2002.

4. Петропавловский А. А. Гитара в камерном ансамбле. Н. Новгород, 2007.

5. Хвостова И. А. Любительское музицирование: теория, история, практика: монография. Тамбов, 2004.

6. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней. М., 1991.

7. Шумев Л. Серебряные струны: звуки, люди, годы. М., 2006.

* * *

FORMATION AND DEVELOPMENT OF AMATEUR GUITAR CREATIVITY

Ye. V. Tolochkova

In article ways of formation and development of amateur guitar creativity are considered. On the basis of the historical analysis characteristics of structure of leisure associations of guitarists are revealed and described. The author carried out work on definition of functions and detection of characteristic features of historically developed organizational and pedagogical forms of amateur guitar creativity during its formation in different social conditions.

Key words: amateur playing music, guitar creativity, creative activity, organizational and pedagogical forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.