Научная статья на тему 'Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов'

Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SELF-REALIZATION OF A PERSON / INTEGRATIVE PROFESSIONAL TRAINING / YOUNG SPECIALIST / COMPETITIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Ирина Анатольевна

Обосновывается один из наиболее значимых инновационных принципов развития профессионального образования принцип интеграции; выделяются интегральные качества личности, необходимые для успешного построения карьеры молодому специалисту и личностной самореализации; намечаются интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION AS A CONSTITUENT FACTOR OF INTEGRATED PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS

One of the key innovative principles of development of professional education, i. e. principle of integration is dwelt upon; integrative qualities of a personality necessary to build a successful career and self-realization for a young specialist are singled out; integrative trends in professional training of specialists in the social sphere are stated.

Текст научной работы на тему «Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов»

УДК 378.14 ББК Ч48-951.35

И. А. Ларионова

Екатеринбург

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ИНТЕГРАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация личности; интегративная профессиональная подготовка; молодой специалист; конкурентоспособность.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается один из наиболее значимых инновационных принципов развития профессионального образования — принцип интеграции; выделяются интегральные качества личности, необходимые для успешного построения карьеры молодому специалисту и личностной самореализации; намечаются интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы.

I. A. Larionova

Ekaterinburg

SELF-REALIZATION AS A CONSTITUENT FACTOR OF INTEGRATED PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS

KEY WORDS: self-realization of a person; integrative professional training; young specialist; competitive ability.

ABSTRACT. One of the key innovative principles of development of professional education, i. e. principle of integration is dwelt upon; integrative qualities of a personality necessary to build a successful career and self-realization for a young specialist are singled out; integrative trends in professional training of specialists in the social sphere are stated.

В настоящее время в связи со сложившейся в стране социокультурной и социально-экономической ситуацией объективно возрастает потребность в специалистах, не только владеющих своей профессией, но и ориентирующихся в смежных областях деятельности; отличающихся способностью быстро действовать, принимать решения, работать с высокой продуктивностью и эффективностью, решать нестандартные профессиональные задачи; готовых к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию. Эти характеристики профессионально мобильной личности, развитие

© Ларионова И. А., 2011

которых обеспечивает ее востребованность на рынке труда, становятся особо значимыми в условиях современного общества. Конкурентоспособность молодого специалиста является, с одной стороны, фактором развития профессиональных и личностных качеств выпускника высшей школы в интересах современного общества, а с другой — показателем качества вузовской подготовки. Однако, по мнению работодателей, традиционная система образования не всегда справляется с задачей подготовки квалифицированных специалистов. Суть общего кризиса современного образования заключается в его

медленной адаптации к динамике социальных условий, в несоответствии качества конкретного продукта профессиональной подготовки ожиданиям личности, общества, государства, т. е. в отставании системы профессионального образования от требований динамично меняющегося социума.

У большинства выпускников учебных заведений недостаточно развиты практические навыки и необходимые компетенции (ключевые, базовые, специальные). А для успешного построения карьеры молодому специалисту следует обладать, по данным центров занятости, такими интегральными качествами личности, как рефлексивность, креативность, коммуникативность, инициативность, социальная ответственность и др. В связи с этим профессиональные учебные заведения, вставшие на путь инновационного развития, остаются наиболее действенным институтом воспитания молодого поколения и целенаправленной профессиональной подготовки.

Одним из наиболее значимых инновационных принципов развития профессионального образования является принцип интеграции. Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия позитивно меняет методологию учебно-воспитательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств специалиста.

Выделим основные преимущества интегративной профессиональной подготовки: формирование целостного

представления об окружающем мире; обновление содержания образования за счет расширения и углубления предмета познания; актуализация новых механизмов и способов познавательной деятельности; развитие рациональных и оптимальных приемов достижения поставленной цели; совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; повышение качества профессионального образования посредством объединения кадровых, информационных и материально-технических ресурсов; формирование научного мировоззрения и дивергентно-

сти мышления; развитие способности к самоконтролю и самореализации; развитие стремления к регулярному обновлению профессиональных знаний и умений; формирование интегральных качеств личности: активности, самостоятельности, креативности, рефлексивности и др. [1].

Изменения, происшедшие в стране за последние годы, в значительной мере расширили и видоизменили функции профессионального образования как важнейшего фактора социальной стабильности, сохранения нравственного и психического здоровья молодежи, воспитания активной и ответственной личности.

Развитие отечественного профессионального образования сегодня характеризуется целым рядом объективно сформировавшихся тенденций, среди которых основополагающими являются модернизация структуры содержания профессионального образования; подготовка профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и другими компетенциями; обеспечение опережающего характера образования; использование развивающих технологий обучения; улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания; проведение мониторинга образовательного процесса и профессионального развития обучающихся; обеспечение непрерывности и преемственности процесса образования; расширение международного сотрудничества; повышение статуса вузовской науки; реализация потребности молодежи в самовыражении; обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования; установление приоритета образования над всеми другими сторонами жизни общества и др.

Сложившаяся в высшем профессиональном образовании ситуация актуализирует проблему разработки содержания и механизма профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в логике интегративных тенденций, когда результатом реализации данного процесса становится развитие у

социальных педагогов и специалистов социальной работы качеств профессиональной мобильности, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, и возможность личностной и профессиональной самореализации.

Под интегративными тенденциями в профессиональной подготовке специалистов будем понимать приоритетные направления развития профессионального образования, обусловленные требованиями социального общества и профессионального сообщества к профессиональному становлению личности специалиста с определенными интегральными свойствами (многомерность, целостность, системность, устойчивость, гармоничная уравновешенность) и в связи с этим предусматривающие построение профессиональной подготовки на принципах комплексности, цикличности, субъ-ектности и инновационности, результатом реализации которых является уровень профессиональной подготовки выпускника, отвечающий современным требованиям (запросам) государства и общества.

Необходимым условием успешной и целенаправленной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы является совокупность следующих интегративных тенденций, детерминирующих процесс профессиональной подготовки:

- общепрофессиональные: рацио-

нальное сочетание фундаментальных теоретических и прикладных аспектов содержания образования; актуализация проблемы взаимодействия основных процессов профессионального образования: обучения, воспитания, развития; синхронизация обеспечения непрерывности и преемственности (довузовского, вузовского, послевузовского) образования; обусловленность гуманитаризации образования объективными процессами гуманизации общественного производства и общественных отношений; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования при сохране-

нии и развитии достижений и традиций российской высшей школы;

- организационно-

деятельностны1е: повышение

взаимообусловленности внутри-институциональной и общесоциальной практики; сопровождение реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования программами и услугами дополнительного образования, т. е. диверсификация профессиональной подготовки; сохранение традиционности профессионального образования при неуклонном стремлении к инновационным и ре-формационным изменениям на различных уровнях; стандартизация как содержания, так и результатов профессионального образования;

- личностно ориентированные: обеспечение конвенции интересов и ценностей всех потребителей и поставщиков профессиональных образовательных услуг; увеличение удельного веса самообразования и самовоспитания в системе профессиональной подготовки специалистов; повышение роли субъектива-ции личности обучающегося, т. е. детерминация познавательной деятельности студента обучающей деятельностью преподавателя, и, наоборот, обусловленность деятельности преподавателя действиями, отношением, состоянием студента; аксиологизация личностно-деятельностной парадигмы как равного единства личностно ориентированного и деятельностного подходов в профессиональном образовании [2; 3].

Выявленные интегративные общепрофессиональные, организационнодеятельностные, личностно ориентированные тенденции обусловливают следующие направления профессиональной подготовки специалистов социальной сферы:

- теоретическое,

- практическое,

- научно-исследовательское

- социокультурное (рис.).

Рис. Реализация интегративных тенденций в подготовке специалистов социальной сферы

Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы строится не только на основе интегративных тенденций, но и с учетом уровней интеграции:

- межотраслевой (взаимопроникновение отраслей культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки, управления и др.);

- межвузовский (сотрудничество в обмене опытом профессиональной подготовки специалистов, разработке учебно- и научно-методических комплексов; совместное проведение курсов повышения квалификации, издание учебников, монографий и т. д.);

- междеятельностный (взаимодействие субъектов образования в процессе реализации различных направлений подготовки специалистов);

- междисциплинарный (интеграция содержания образования, технологий, методов, форм обучения и воспитания);

- межличностный (выстраивание партнерских отношений между потребителями и поставщиками образовательных услуг на различных уровнях);

Интегративная подготовка

- внутриличностный (становление целостного образа Я-профессио-нала, образа других и образа социума посредством взаимообусловленности потребностей, мотивов, интересов, ценностей, направленности, опыта личности и др.). Процесс интегрирования состоит из двух этапов.

На первом этапе определяется назначение интеграции, т. е. ее целесообразность; осуществляется подбор и анализ объектов интегрирования; обусловливается форма процесса интеграции с ее сущностными и формальнологическими признаками; определяется вид педагогической интеграции.

На втором этапе осуществляется выбор системообразующего фактора; создается новая структура образования; устанавливаются связи и зависимости, компоненты интегрирования; определяется способ интегрирования; фиксируется новое интегративное образование.

Поэтапное усложнение и диверсификация технологий, форм, методов, способов реализации профессиональной подготовки специалистов в логике интегративных тенденций отражены в таблице.

Таблица

специалистов социальной сферы

Направления подготовки Этапы развития личности Функции интеграции Качества профессиональной мобильности

1—2 курсы

Самопознание Адаптационная Коммуникативность Креативность

Теоретическое Лекции (традиционная, провокация, иллюстрация); семинарские занятия (мозговая атака, форум); самостоятельная работа (конспектирование, подготовка докладов, рефератов); контрольная работа (описание проблемы, создание видеороликов); тренинг «Учись учиться»

Практическое Места практики: дошкольные образовательные учреждения, школы, летние оздоровительные лагеря. Объекты взаимодействия: дошкольники, школьники, дети-инвалиды, дети из неполных, многодетных семей и др. Вид практики: волонтерская, летняя педагогическая. Подготовительные семинары: «Основы волонтерской деятельности», «Организация деятельности в летнем оздоровительном лагере». Виды деятельности: здоровьесбережение, просвещение, воспитание, организация досуга и др. Итоговая конференция «Социальный педагог и специалист по социальной работе: сферы сотрудничества»

Научно- исследовательское Информ (обучающие семинары); научные исследования (эссе); студенческие научнопрактические конференции и круглые столы (внутрифакультетские — участники); олимпиады и конкурсы (предметные); школьные олимпиады (кураторство); проекты (основы проектирования); научные сообщества (научные кружки)

Социокультурное Адаптационные сборы; творческие конкурсы; портфолио творческих достижений; «трудовой семестр»; дни первокурсника; посвящение в студенты; дни открытых дверей для родителей;

родительские собрания. Цикл методических семинаров «Основы самопознания и самореализации». Конкурс на лучшую академическую группу института. Проект «Имидж студента»

2—3 курсы

Самоопределение Детерминирующая Познавательная активность Толерантность

Теоретическое Лекции (лекция-диалог, лекция вдвоем); семинарские занятия (проблемные ситуации); самостоятельная работа (аннотирование статей и книг, подготовка презентаций); контрольная работа аналитического характера; практикумы; консультации-беседы; открытые лекции для родителей; тренинг «Искусство диалога». Цикл мероприятий по обучению и самообучению

Практическое Места практики: учреждения дополнительного образования, детские дома и школы-интернаты. Объекты взаимодействия: подростки с девиантным поведением, дети-сироты и др. Вид практики: исследовательская. Подготовительные семинары: «Современные подходы к профилактике зависимостей», «Основы правовой защиты несовершеннолетних». Виды деятельности: профилактика, коррекция, социальная адаптация, помощь. Итоговая конференция «Опыт социальной работы в учреждениях Свердловской области»

Научно- исследовательское Информ (участие в презентации); научные исследования (тезисы докладов); студенческие научно-практические конференции и круглые столы (вузовские и межвузовские — участники, соорганизаторы); олимпиады и конкурсы (межпредметные); проекты (социальные проекты); научные сообщества (дискуссионные клубы)

Социокультурное Студенческие отряды; наставничество; творческие конкурсы студенческих групп; конкурсы старост; организация детских праздников; презентации; рекламные акции; профориентационная деятельность; межвузовские спартакиады. Конкурс на лучшую академическую группу УрГПУ. Проект «Имидж специалиста социальной сферы»

3—4 курсы

Самовыражение | Стимулирующая | Рефлексивность

Теоретическое Лекции (лекция-дискуссия, лекция-интервью, проблемные ситуации, диспуты); семинарские занятия (круглые столы); практикумы; самостоятельная работа (тезисы, доклады, рецензии); пресс-конференции; тренинг «Тайм-менеджмент студента»; портфолио результатов учебных и внеучебных достижений. Мастер-класс «Культура публичного выступления»

Практическое Места практики: учреждения СПО, специальные (коррекционные) учреждения, социальные учреждения. Объекты взаимодействия: разные категории клиентов. Вид практики: проектная. Подготовительные семинары: «Социальная работа в образовательном учреждении», «Технология социального проектирования». Виды деятельности: анализ, проектирование, консультирование, поддержка, диагностика. Итоговая конференция «Социальные технологии в работе специалистов социальной сферы»

Научно- исследовательское Информ (организация презентаций); научные исследования (конкурсы докладов, курсовых работ, статей); студенческие научно-практические конференции и круглые столы (региональные, всероссийские — участники, соорганизаторы); олимпиады и конкурсы (вузовские и межвузовские — тематические); проекты (социальный проектный менеджмент, конкурсы проектов); научные сообщества (дискуссионные клубы, профессиональные форумы). Телемосты. Гранты. Хоздоговоры

Социокультурное Ассоциация «Школьник — студент — аспирант»; ассоциация родителей; молодежные движения; интернет-сообщества; городские фестивали; организация досуга различных категорий населения; всероссийские слеты; социологические исследования; тренинг «Личностное проектирование». Конкурс проектов «Шанс». Проект «Здоровый образ жизни — основа всех побед». Благотворительные акции. Цикл мероприятий по воспитанию и самовоспитанию

4—5 курсы

Самореализация Координирующая Социальная ответственность

Теоретическое Лекции (лекция-конференция, лекция-консультация); выездные семинарские занятия; пресс-конференции; коллоквиумы; круглые столы для родителей; решение социально-педагогических задач и ситуаций; дополнительная специализация; тренинг «Искусство презентации и самопрезентации»

Практическое Места практики: вузы, учреждения различной ведомственной подчиненности. Объекты взаимодействия: студенты вузов, руководители образовательных и социальных учреждений. Виды практики: практика по специализации, стажерская. Подготовительные семинары: «Культура управления руководителя». Виды деятельности: посредничество, экспертиза, управление и др. Итоговая конференция «Проблемы и перспективы развития системы управления современным учреждением»

Научно- исследовательское Информ (мастер-классы, семинары для студентов младших курсов); научные исследования (статьи в соавторстве со студентами младших курсов, содоклады на научных мероприятиях, научно-методические пособия по материалам курсовых работ и ВКР, конкурсы ВКР); профессиональные научно-практические конференции и круглые столы (всероссийские, международные); олимпиады и конкурсы по специальностям; проекты (международные конкурсы проектов; экспертиза проектов студентов младших курсов); научные сообщества (в рамках научных школ вуза). Видеоконференции. Интернет-конференции. Телемосты

Социокультурное Консультации по трудоустройству; портфолио творческих достижений; организационнодеятельностные игры; дни открытых дверей для работодателей; ярмарки вакансий; тематические недели; международные акции и слеты; профессиональные праздники. Дополнительное образование. Конкурсы именных стипендий. Конкурсы профессионального мастерства. Проект «Я в мире профессий»

Одним из принципов современного менеджмента является управление на основе фактов. Усложнение образовательных систем и стоящих перед ними задач потребовало и новых средств управления. Обязательным условием современной системы управления качеством является постоянный мониторинг.

В Институте социального образования систематически проводятся мониторинги ресурсов, продуктов, результатов, эффективности образования. Подробнее остановимся на мониторинге результатов и эффективности внедрения интегративной профессиональной подготовки специалистов, а также на мониторинге ожидания и удовлетворенности заинтересованных сторон (студентов, родителей, работодателей, абитуриентов и преподавателей).

На этапе выбора вуза и специальности высшего образования мониторинг проводился во время дней открытых дверей методом анкетного опроса об ожиданиях абитуриентов. Высшее учебное заведение абитуриент выбирает достаточно осознанно. Так, 70% опрошенных избрали гуманитарное направление. Выбор специальности оказался не таким простым: каждый второй абитуриент был привлечен ярким, но не совсем понятным ему названием специальности, 37% ответили «соответствует моим способностям, стремлениям», 30% — «специальность связана с общением».

В качестве основных ожиданий от обучения в вузе абитуриенты отмечают «получение качественного высшего образования», «возможность получить востребованную на рынке труда специальность», «перспективу трудоустрой-

ства на высокооплачиваемую должность», «возможность быстрого карьерного роста». В ходе личного общения с абитуриентами также были выявлены стремления к «приобретению глубоких, прочных знаний, без которых невозможно стать высококвалифицированным специалистом», «повышению самооценки», «развитию организаторских навыков».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные молодые люди ориентированы на получение профессии, хорошо оплачиваемой и востребованной на рынке труда, на развитие навыков, которые позволят им успешно адаптироваться в условиях рынка и профессионально развиваться.

Выявление ожиданий родителей абитуриентов проводилось в процессе прямого общения при личных встречах. В качестве основного результата обучения родители хотят видеть «удачное трудоустройство детей», их «конкурентоспособность на рынке труда», «успешность», «способность найти место в жизни, в профессии», «воспитание культурного человека, ведущего здоровый образ жизни». Они хотели бы, чтобы их дети были способны «понимать мир целостно, не ограничиваться рамками одной профессии», «отказаться от стереотипов, шаблонов профессиональной деятельности», «адекватно оценить собственные возможности», «быстро осваивать новые виды деятельности», «принимать решения», «адаптироваться к изменяющимся условиям», «устанавливать необходимые контакты». Родители, чье мнение значимо для абитуриентов, подчеркивают необходимость развития в процессе

обучения в вузе таких профессионально важных качеств, как активность, рефлексивная готовность, адаптивность, коммуникативность.

Кроме того, родители предъявляют конкретные требования к процессу обучения, подчеркивая, что качественное образование возможно лишь при условии «высокой квалификации преподавателей», «оснащенности учебных аудиторий современными техническими средствами», «прохождения практик и стажировок в ведущих организациях города и области». Они также хотели бы, чтобы у их детей была возможность получить «дополнительную специальность / профессию», «помощь в трудоустройстве».

Регулярные опросы студентов 1-го курса показали, что их ожидания не отличаются от ожиданий абитуриентов. Студенты 3-го курса подчеркивают, что для них важны «свобода выбора образовательного маршрута, направлений подготовки, возможность его изменить», «интеграция теории и практики», «максимальная приближенность тематики курсовых и выпускных квалификационных работ к реальным потребностям социальных учреждений», «возможность попрактиковаться в применении полученных знаний в различных организациях», «попробовать себя в разных видах деятельности».

Студенты 5-го курса желают «повысить уровень профессиональной подготовки», «стать компетентным в разных сферах деятельности», «получить хорошую должность».

Ожидания студентов, родителей и успешность их реализации во многом определяются взаимодействием с работодателями.

Сотрудничество Института социального образования с потенциальными и реальными работодателями определяется долгосрочными стратегическими соглашениями и договорами Уральского государственного педагогического университета с региональными и муниципальными органами управления (Министерством общего и профессионального образования, Министерством социальной защиты населения, Министерством здравоохранения Свердлов-

ской области, Управлением образования администрации г. Екатеринбурга, Управлением социальной защиты населения г. Екатеринбурга, районными управлениями образования и управлениями социальной защиты населения г. Екатеринбурга и др.), общественными организациями, областными государственными учреждениями системы социальной защиты населения Свердловской области.

Сотрудничество с учреждениями разной ведомственной подчиненности выводит нас на уровень межотраслевой интеграции, в рамках которой мы по просьбе руководителей этих учреждений проводим научные исследования. Тенденция укрепления связей вуза с потенциальными и реальными работодателями явно прослеживается (в 2008 г. по заявке Министерства социальной защиты населения Свердловской области студентами было разработано 28 тематических работ по социальным проблемам). По заявке Областного центра социальной адаптации военнослужащих в течение четырех лет студенты осуществляют мониторинг условий проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности и т. д. военнослужащих, побывавших в «горячих точках».

После введения интегративной профессиональной подготовки студенческая практика на 4-м и 5-м курсах организуется в составе комплексных бригад, в которые кроме будущих социальных работников и социальных педагогов входят также специалисты по связям с общественностью и рекламе (число заявок на такого рода бригады увеличилось за последние три года в 2, 5 раза). При опросе руководителей учреждений, в которых такие бригады проходили практику, получены только положительные отзывы, что также свидетельствует о результативности интегративной подготовки. Взаимодействие Института социального образования и учреждений (организаций) осуществляется на договорной основе.

Анализ отзывов руководителей практики из учреждений — мест практики позволяет сделать вывод о том, что студенты-практиканты 1-го курса умеют получать информацию, общать-

ся с детьми-инвалидами и их родителями, на 2-м курсе проявляется способность выделять проблемную ситуацию, анализировать информацию. Для студентов 3-го курса характерны умения организовывать и осуществлять экспериментальную оценку процесса, ситуации, состояния, проводить соответствующий анализ, разрабатывать диагностический инструментарий. Студентов 4-го курса отличают свободное владение знаниями не только в своей, но и в смежных областях (педагогика, психология, социология и т. д.), умение определять индивидуальные и групповые технологии работы с различными категориями клиентов, а у стажеров-пятикурсников отмечаются умения разрабатывать теоретическую и структурировать эмпирическую части исследования, оформлять его результаты и защищать свою точку зрения.

В 2005—2007 гг. проведено 64 по-луформализованных интервью с работодателями из сферы образования, социальной защиты населения, служб занятости, с руководителями предприятий и учреждений. Современные выпускники, по мнению большинства работодателей, характеризуются завышенной самооценкой, отсутствием универсализма в профессии, высокой мобильностью, мотивацией на смену места работы, профессии. Вместе с тем потенциальные работодатели ждут от них большего не только в профессиональном, но и в социальном, моральноэтическом плане. Ожидания связаны с развитием у выпускников определенных социальных качеств, таких, как ответственность, коммуникабельность, наличие высокой мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, а также способностей к применению имеющихся навыков и знаний в сопряженных сферах. В первую очередь фигурируют ожидания, связанные с наличием у выпускников профессиональной компетенции («умение профессионально осуществлять работу», «имеющийся опыт работы»). Работодатели уверены, что для специалиста главное — «обязательность, дисциплинированность».

Анализ ответов работодателей показал, что ключевыми качествами лично-

сти специалистов социальной сферы в современных условиях являются: толерантность (отметили 97% респондентов); коммуникативность (91%); социальная ответственность (89%); обязательность (83%); тактичность (89%); дисциплинированность (94%); эмпа-тийность (88%); выдержка (79%); познавательная активность (76%); самоконтроль (69%); рефлексивность (65%); креативность (57%).

Кроме того, руководителями высоко ценятся такие личностные характеристики выпускников, как системность и концептуальность мышления, готовность и способность к дальнейшему профессиональному обучению, направленность на карьерный рост и профессиональное развитие в социальной сфере, успешное владение технологиями в смежных сферах, умение работать в команде.

Также в ходе анализа результатов анкетирования была обозначена потребность в специалистах по медикопсихосоциальной работе с населением (семьями, детьми), что отметили 64% респондентов; по экономике и менеджменту социальной сферы (47%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство руководителей при приеме на работу отдают предпочтение студентам, с которыми ранее успешно взаимодействовали (в процессе практики, реализации социальных проектов и т. д.). Одним из условий успешного трудоустройства они считают наличие портфолио выпускника, в котором собраны свидетельства его достижений в период обучения, отзывы и характеристики с мест практики.

Анализ результатов опроса работодателей показал, что 93% из них удовлетворены качеством подготовки специалистов (специалистов социальной работы и социальных педагогов) — выпускников Института социального образования УрГПУ; 85% руководителей отмечают, что наши выпускники успешно трудятся благодаря своей активности, стремлению к постоянному саморазвитию, мобильности. Большинство из опрошенных работодателей готовы назначать их на руководящие должности.

При анализе требований к выпуск-

никам «педагогических» и «непедагогических» работодателей выяснилось, что «непедагогические» работодатели на первое место ставят не профессиональные, а социальные компетенции. Их ожидания связаны с наличием высокой мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а также способностей к применению имеющихся навыков и знаний в сопряженных профессиональных зонах.

Среди опрошенных работодателей 84% готовы трудоустраивать выпускников Института социального образования и рассматривать будущих специалистов в качестве сотрудников своего учреждения; 73% из них отметили, что

в настоящее время в их учреждениях работают выпускники этого института. Результаты мониторинга, ежегодно проводимого в Институте социального образования УрГПУ и других образовательных учреждениях (Курганский государственный университет, Магнитогорский государственный университет и Шадринский государственный педагогический институт), убедительно показывают эффективность предлагаемой интегративной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, результатом которой становится формирование качеств профессионально мобильной личности выпускника.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛАРИОНОВА И. А., ГАЛАГУЗОВА Ю. Н. Интегративно-дифференцированный подход в профессиональной подготовке социальных педагогов и специалистов по социальной работе / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

2. ЛАРИОНОВА И. А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009.

3. ЛАРИОНОВА И. А. Проблемы интеграции в профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников // Педагогическое образование и наука. 2008. № 2.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.