УДК 364-43:378.14
ББК С94р ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Ларионова Ирина Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование; профессиональное образование; самореализация личности; качество образования; гарантия качества подготовки; качество образования в области социальной деятельности; стратегическое и практикоориентированное направления профессиональной подготовки.
АННОТАЦИЯ. В материалах представлены ключевые аспекты социального профессионального образования как важнейшего социокультурного института, формирующему менталитет социальной общности; рассмотрены основные принципы государственной политики в области образования; обозначены пути обеспечения гарантии качества подготовки будущих специалистов; определены основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования; проанализированы стратегические и практико-ориентированные направления социального профессионального образования, среди которых значительное внимание уделено проблемам становления самодостаточности личности, позитивного социального сознания, воспитания проактивного отношения к общественной жизни, целенаправленного формирования престижа специалиста, работающего в социальной сфере.
Larionova Irina Anatolievna,
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Social Work Technologies, Director of Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
QUALITY OF SOCIAL PROFESSIONAL EDUCATION AND SELF-REALIZATION OF A PERSON
KEY WORDS: education; professional education; self-actualization; education quality; guaranty of high quality training; education quality in the sphere of social activity; strategic and practice-oriented programmes of professional training.
ABSTRACT. The article focuses on key aspects of social professional education as a most important socio-cultural institute, which forms the mentality of a social unit. The author dwells on the main principles of state policy in the field of education, on the ways of providing a guarantee of high quality of training future specialists and on the main principles of exterior and interior guarantee of quality of higher education. The article analyzes strategic and practical perspectives of social professional education, among which special attention is paid to problems of formation of such personal traits as self-sufficiency of a person, positive social mentality, education of an active attitude to social life and purposeful formation of prestige of a specialist in the social sphere.
бразование в своей качественной аспектов образования, его непрерывность в характеристике - это не только течение всей жизни человека, академическую ценность, система, процесс, это еще и ре- мобильность обучающихся, но и разносто-зультат, фиксирующий факт приобретения роннее и своевременное развитие детей и мо-ценностей, рождающихся в процессе обра- лодежи, формирование навыков самообразо-зовательной деятельности, которые, безус- вания и самореализации личности [16]. ловно, важны для экономического, нравст- В соответствии со статей 3 Федерально-венного, интеллектуального состояния «по- го закона «Об образовании в РФ» одним из требителей продукции» образовательной основных принципов государственной по-сферы - государства, общества, каждого че- литики и правового регулирования отно-ловека, всей цивилизации в целом. шений в сфере образования является прин-При этом главным является не сам цип свободы выбора получения образова-объем приобретенных знаний, а их соеди- ния согласно склонностям и потребностям нение с личностными качествами и умение человека, создания условий для самореали-самостоятельно распорядиться знаниями, зации каждого человека, свободного развит. е. речь идет о таких важных для образо- тия его способностей [20]. вания личности процессах как самообразо- Потребность в самореализации изна-вание, самовоспитание, самоактуализация и чально заложена в каждом человеке с самосамореализация. го рождения и играет основополагающую Согласно Национальной доктрине обра- роль в его жизни. Согласно теории зования в Российской Федерации до 2025 го- В. В. Байлука, самореализация - это, преж-да система образования призвана обеспечить де всего, «переход из жизни во внутреннем не только систематическое обновление всех мире своем, в мире сознания своего к жизни в
О
© Ларионова И. А., 2015
мире внешнем, т. е. от самопознания в широком смысле слова... к практике или от Я-концетуального к Я-реальному» [3, с. 438].
Л. А. Коростылева рассматривает самореализацию не только как осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, но и посредством сотворчества, содеятельности с другими людьми (близким и дальним окружением), социумом и миром в целом [11, с. 4].
Значительная роль в воспитании самореализованной личности отводится, безусловно, профессиональному образованию. Профессиональное образование - важнейший социокультурный институт, который входит в ряд фундаментальных институтов общества (семья, школа, наука, средства массовой коммуникации, литература, искусство, трудовые коллективы), осуществляющих передачу накопленного опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальных связей и отношений. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «педагогическое образование» обозначен ряд профессиональных задач, среди которых важное место занимает задача осуществления профессионального самообразования и личностного роста, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [19].
Для успешного решения вышеобозна-ченной задачи, российской образовательной политикой определена ведущая цель профессионального образования - это обеспечение высокого качества подготовки выпускников вуза. Значительное внимание в государственных образовательных стандартах нового поколения уделено оценке качества освоения основных образовательных программ. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
- разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
- мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенции выпускников;
- обеспечения компетентности преподавательского состава;
- регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными уч-
реждениями - с привлечением представителей работодателей;
- информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
В соответствии с видением и миссией современного российского образования главная задача российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время обусловлена рядом аспектов, основными из которых являются:
- реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах, обусловленное рядом известных объективных причин;
- переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования;
- усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;
- вхождение России в общее Европейское образовательное пространство, которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;
- регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» и других региональных конкурсов по качеству [18].
При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников образовательных учреждений. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в
целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом [4].
Качество высшего образования слагается из:
- качества подготовки выпускников вузов, которое относится к категории «качество результата высшего образования»;
- качества государственных образовательных стандартов;
- качества применяемой нормативной базы;
- качества образовательных программ, определяющих качество целепола-гания в системе государственной политики в области высшего образования в России;
- качества учебно-методической, лабораторной и материально-технической базы вузов;
- качества образовательных технологий (учебных технологий);
- качества профессорско-преподавательских, научно-исследователь-ских кадров (кадрового потенциала);
- качества содержания образования;
- качества воспитания;
- качества управления (руководства).
Качество человека является и итогом, и
целью государственной политики качества высшего профессионального образования.
Категория «качество» носит многоаспектный характер, в зависимости от объекта и сферы рассмотрения [7]. Понятие качества, применительно к высшему образованию, может иметь разные значения в зависимости от:
- требований сторон, заинтересованных в деятельности вуза: государства, работодателей, студентов, профессорско-преподавательского состава и т. д.;
- свойств или характеристик той академической области, которую предстоит оценивать;
- исторического периода в развитии высшего образования и т. д.
В глоссарии гарантии качества и аккре-дитационных терминов выделено несколько групп определений качества применительно к высшему образованию (табл.).
Подходы к определению качеств, выявленные в рамках проекта UNESCO-CEPES «Стратегические показатели высшего образования»_
Подход Краткая характеристика
Качество как превосходство Высокий уровень сложности программы, процедур тестирования студентов, имидж вуза не только на национальном, но и на международном уровне
Качество как соответствие поставленным целям Соответствие общепринятым стандартам, определенным аккредита-ционным органом, с акцентом на достигнутые результаты образовательного процесса или учебной программы
Качество как удовлетворенность потребителей Оправдание ожиданий потребителей (студентов, родителей, общества в целом и других заинтересованных сторон)
Качество как синоним улучшения Процесс, нацеленный на постоянное совершенствование, развитие ответственности вуза за лучшее использование его институциональной автономии и свободы
В основу документа «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования:
- заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования;
- важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;
- ответственность поставщиков высшего образования за гарантию его качества;
- защищенность интересов общества, касающихся качества и стандартов высшего образования;
- улучшение и развитие качества академических программ для студентов и остальных бенефициариев;
- существование эффективных организационных структур, предоставляющих и поддерживающих академические программы;
- прозрачность внешней экспертизы процессов гарантии качества;
- поощрение развития культуры качества в вузах;
- разработка процессов, с помощью которых вузы смогли бы предоставлять отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции;
- демонстрация учебными заведениями своего качества как внутри страны, так и на международной арене.
На основе перечисленных принципов в документе были сформулированы стандарты и директивы ENQA по внутренней и внешней оценке (гарантии) качества в вузах, которые могут и должны быть положены в основу построения систем качества образовательных учреждений, наряду с другими современными подходами и принципами менеджмента качества:
- учебные заведения должны иметь официальные механизмы утверждения, периодических проверок и мониторинга своих программ и сертификатов;
- студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно;
- учебные заведения должны разработать методы для определения компетенции и квалификации работников, вовлеченных в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упоминаться в отчетах;
- учебные заведения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными и уместными для каждой предлагаемой программы;
- учебные заведения должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью;
- учебные заведения должны регулярно публиковать свежую, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную) о предлагаемых ими программах и сертификатах [5, 6].
Качество образования в области социальной деятельности является результатом органического единства интеллектуальных (в том числе эвристических), эмоциональных, духовных свойств и качеств, коммуникативных, технологических, праксиологических и иных знаний, умений и навыков, которые выпускник после окончания вуза, в соответствии со своей образовательной квалификацией, способен эффективно реализовать в профессиональной работе [17, с. 82].
«Органической частью качества социального образования, по словам В. А. Никитина, должна быть духовно-нравственная (в том числе и морально-волевая) направленность деятельности и поведения выпускника в процессе его работы, его личные высокие качества и ценности», адекватные общезначимым ценностям и ценностям профессионального сообщества [там же, с. 83].
Опираясь на систему менеджмента качества, определим основные направления профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, разработанные ведущими учеными в данной области (С. И. Григорье-
вым, В. И. Жуковым, В. А. Никитиным, П. Д. Павленком, Е. И. Холостовой, В. Н. Яр-ской и др.):
I. Стратегические направления:
1. Результатом целенаправленного социального образования должно стать приобретение каждым выпускником не только знаний, но и способности к социальному мышлению и деятельности, то есть соответствующих умений и навыков анализа, оценивания, предвидения последствий социального развития, и на этой основе - содействия происходящим социальным процессам или противодействия им, если они противоречат интересам всех и каждого члена общества.
2. Важным итогом социального образования должна быть выработка научно обоснованного многомерного социального сознания личности как активного, так и ответственного субъекта социальной жизнедеятельности.
3. Социальное образование должно способствовать становлению самодостаточности личности, создавать стартовые возможности для жизненной и профессиональной самореализации.
4. Получивший социальное образование гражданин должен быть способным профессионально решать задачи не только социального формирования и социальной адаптации, но и социальной терапии, коррекции, социальной абилитации и реабилитации каждого человека, ставшего объектом его внимания.
5. Социальное образование должно стать компонентом любого вида образования, поскольку ни одна деятельность в обществе не может быть признана одномерной, имеющей лишь узкоспециальное значение.
6. Органической частью любого вида образования, прежде всего - социального, должна стать выработка позитивного социального сознания и на его основе - социального поведения.
7. Уважение прав и достоинства всех и каждого человека, независимо от пола, национально-этнической принадлежности, конфессионально-религиозного направления, политических пристрастий, социального положения.
8. Воспитание проактивного отношения к общественной жизни, к вопросам социальной политики и обеспечения надежного социального благополучия человека на основе ценностей свободы, справедливости и равенства.
9. Целенаправленное формирование престижа специалиста, работающего в социальной сфере.
II. Практико-ориентированные направления:
1. Развитие интегративной теории личности, то есть реализация принципа ан-тропологизации социального образования, что предполагает созидание в содержании образования целостного образа человека, так как для специалиста социальной сферы человек интересен в целом - в совокупности его биологических, психологических, социальных, духовно-нравственных параметров и расстройств. Комплексное развитие теории личности позволяет качественно совершенствовать программы, стандарты социального образования, активнее внедрять в учебный процесс узкоспециализированные проекты и интегративные спецкурсы.
2. Построение процесса профессиональной подготовки с опорой на основополагающие принципы гуманизации и уважения общечеловеческих ценностей, ценностей профессии и ценностей личности, т. к. содержание социального образования во многом выходит за рамки только профессионального; многие знания, умения и навыки специалистов имеют и общегражданский, и внутриличностный характер.
3. Творческий синтез фундаментальной и технологической, практико-ориен-тированной подготовки специалистов социального профиля.
4. Создание студентам условий для овладения базовыми компетенциями: общекультурными и профессиональными (социально-технологическими, исследовательскими, организационно-управленческими и социально-проектными и др.).
5. Учет феномена многоаспектности и многомерности деятельности специалиста социальной сферы при разработке содержания социального образования (многообразие функциональных обязанностей, технологий деятельности и категорий пользователей социальными услугами).
6. Регулярный обмен информацией и результатами научных исследований между специалистами, реализующими профессиональную подготовку, а также обмен студентами на разных уровнях с целью овладения современными технологиями профессиональной социальной деятельности. Оперативный обмен инновациями с использованием сети Интернет.
7. Подготовка специалистов различного уровня и профиля для учреждений не только социальной сферы, но и здравоохранения, культуры, образования, торговли, бытового обслуживания, коммерческих и некоммерческих организаций и др.
8. Выработка новых социальных технологий вовлечения работодателей в развитие научных исследований и процесс профессиональной подготовки.
9. Детерминация профессиональной компетентности и карьерного роста установками на самообразование, включая этапы непрерывного профессионального образования. Повышение уровня познавательной активности студентов.
10. Организация процесса сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников на основе принципов преемственности и системности.
11. Сосредоточение внимания на качественном отборе содержания основной образовательной программы подготовки специалистов социальной сферы (установление очередности изучения дисциплин; определение дидактических единиц каждой дисциплины; внедрение практико-ориен-тированной парадигмы образования; своевременное обновление тематики преподаваемых дисциплин и др.).
12. Совершенствование учебно-методических комплексов по изучению дисциплин основной образовательной программы для преподавателей и студентов (учебная программа; учебный план; методические рекомендации по изучению и методические рекомендации по преподаванию дисциплины; методические рекомендации по самостоятельной работе; учебные пособия; аттестационные педагогические измерительные материалы; сборники упражнений и задач; практикумы; рабочие тетради; комплекты раздаточных и демонстрационных материалов; инструментарий для определения уровня удовлетворенности изучением дисциплины и организацией учебно-воспитательного процесса и пр.).
13. Обеспечение соответствия содержания педагогической деятельности научным достижениям в области организации учебно-воспитательного процесса.
14. Проведение активной профори-ентационной работы среди молодежи в рамках довузовской подготовки с целью вызвать интерес к деятельности в социальной сфере.
15. Комплектование научно-педагогических кадров с профильным (социальным) образованием.
16. Стимулирование научной деятельности преподавателей, студентов и аспирантов.
17. Установление баланса в теоретической и практической профессиональной подготовке. Кроме того, практика студентов на различных объектах будущей работы должна быть, с одной стороны, органичным продолжением того, что изучалось в ходе аудиторных занятий, а с другой стороны, иметь относительно самостоятельное значение, поскольку в ходе практики
студент приобретает новые знания, умения и навыки.
18. Обеспечение качества материально-технического оснащения (технические средства обучения, наглядные пособия и пр.).
19. Выработка и повышение мотивации студентов к профессиональному самоопределению, к высокому уровню успеваемости и социальному развитию.
20. Рациональная и эффективная организация контрольных мероприятий (зачетов, текущих и государственных экзаменов и др.).
21. Критическое осмысление «оценочной политики» преподавателей, выработка единых требований к контролю и оценке знаний студентов.
22. Внедрение эффективных форм организации учебного процесса, активных методов обучения и интенсивных обучающих технологий (технологии обучения - модульное, проблемное, диалогическое, развивающее и др.; методы обучения - глоссирование, дискретное самообразование, проектирование, моделирование, стажировка, тестирование, тренинг, синектика, «круглый стол», полемика, дискуссия и др.).
23. Объединение усилий всех потребителей образовательных услуг (заинтересованных лиц) - преподавателей, административно-управленческого персонала, студентов, родителей, работодателей и др. - в подготовке кадров социальной сферы.
24. Преодоление плюрализма образовательных концепций, многообразия локальных авторских программ, которые приводят к трудностям во взаимопонимании как специалистов образовательных учреждений, так и практиков социальной деятельности.
25. Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств специалистов социальной сферы: социальной ответственности, познавательной активности, коммуникативной компетентности, толерантности, рефлексивности, креативности и др.
26. Гуманизация содержания профессионального социального образования (особенно важна для специалистов системы «человек-человек») - это вычленение гуманитарного знания, отражающего внутренний мир человека, его деятельность в духовной сфере.
27. Ассимиляция (интеграция) в содержание и технологии образования лучших мировых образовательных стандартов.
Получившее развитие в нашей стране профессиональное социальное образование всех уровней может и должно способствовать нормальному функционированию и развитию социальной сферы и общества в целом, оптимальному социальному функционированию конкретной личности в пределах социальных норм, отражающих потребность общества и каждого человека в социальном благополучии, стабильности, позитивном развитии и самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности: в 2-х кн. Кн. 1. Основы самопознания личности : монография. Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2010.
2. Байлук В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности: в 3-х ч. Ч. 1. Теоретические основы самопознания личности. Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2009.
3. Байлук В. В. Человекознание : в 5 кн.Книга пятая: Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов : монография. Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2007.
4. Бордовский Г. А., Нестеров А. А, Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса : монография. СПб. :РГПУ, 2001.
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М. : Изд-во стандартов, 2001.
6. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Изд-во стандартов, 2001.
7. Гуськова Н. Д., Салимова Т. А. Обеспечение качества высшего образования в системе приоритетов Болонского процесса / / Интеграция образования. 2007. № 3/4. С. 60-66.
8. Дегтерев В. А., Балдина М. Ю. Творческое саморазвитие личности студента вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 18-21.
9. Дегтерев В. А. К вопросу об образовании и его качестве // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011. № 1. С. 87-93.
10. Дегтерев В. А. Система менеджмента качества и практическая подготовка будущих специалистов социальной сферы // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : матер. VIII междунар. науч. конференц. М. - Хельсинки, 2011. С. 117-125.
11. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. СПб. : Санкт-Петербургский гос. университет, 1997.
12. Ларионова И. А. Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 14-17.
13. Ларионова И. А. Самореализация как системообразующий фактор интегрированной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18-27.
14. Ларионова И. А. Становление профессионально мобильной личности специалиста социальной сферы // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 5. С. 40-42.
15. Ларионова И. А. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: интегративный подход // Фундаментальные исследования. 2012. № 6. Ч. 1. С. 27-33.
16. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 года). Специализированный портал «Инновации в образовании». URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.
17. Никитин В. А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы : сб. науч. ст. М. : СОТИС, 2008.
18. Стандарты и директивы гарантий качества в высшем образовании на территории Европы. URL: http://www.sgu.ru/node/23825.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «050100 - Педагогическое образование».
20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362.
LITERATURE
1. Bayluk V. V. Chelovekoznanie. Osnovy samopoznaniya i samorealizatsii lichnosti: v 2-kh kn. Kn. 1. Osnovy samopoznaniya lichnosti : monografiya. Ekaterinburg : Ural. gos. un-t, 2010.
2. Bayluk V. V. Chelovekoznanie. Osnovy samopoznaniya i samorealizatsii lichnosti: v 3-kh ch. Ch. 1. Teoreticheskie osnovy samopoznaniya lichnosti. Ekaterinburg : Ural. gos. un-t, 2009.
3. Bayluk V. V. Chelovekoznanie : v 5 kn.Kniga pyataya: Printsipy i metody vospitaniya i samovospi-taniya studentov : monografiya. Ekaterinburg : Ural. gos. un-t, 2007.
4. Bordovskiy G. A., Nesterov A. A, Trapitsyn S. Yu. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa : monografiya. SPb. :RGPU, 2001.
5. GOST R ISO 9000-2001. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar'. M. : Izd-vo standartov, 2001.
6. GOST R ISO 9001-2001. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. M. : Izd-vo standartov, 2001.
7. Gus'kova N. D., Salimova T. A. Obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya v sisteme prioritetov Bolonskogo protsessa // Integratsiya obrazovaniya. 2007. № 3/4. S. 60-66.
8. Degterev V. A., Baldina M. Yu. Tvorcheskoe samorazvitie lichnosti studenta vuza // Pedagogiche-skoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. 18-21.
9. Degterev V. A. K voprosu ob obrazovanii i ego kachestve // Vestnik sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. 2011. № 1. S. 87-93.
10. Degterev V. A. Sistema menedzhmenta kachestva i prakticheskaya podgotovka budushchikh spetsialistov sotsial'noy sfery // Evropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funktsiya pedagogicheskoy nauki v edinom obrazovatel'nom prostranstve : mater. VIII mezhdunar. nauch. konferents. M. - Khel'sinki, 2011. S. 117-125.
11. Korostyleva L. A. Problema samorealizatsii lichnosti v sisteme nauk o cheloveke. SPb. : Sankt-Peterburgskiy gos. universitet, 1997.
12. Larionova I. A. Samoobrazovanie i samovospitanie kak sredstva formirovaniya sub"ektnosti spetsialista // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. 14-17.
13. Larionova I. A. Samorealizatsiya kak sistemoobrazuyushchiy faktor integrirovannoy professio-nal'noy podgotovki spetsialistov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. S. 18-27.
14. Larionova I. A. Stanovlenie professional'no mobil'noy lichnosti spetsialista sotsial'noy sfery // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2013. № 5. S. 40-42.
15. Larionova I. A. Professional'naya podgotovka spetsialistov sotsial'noy sfery: integrativnyy podkhod // Fundamental'nye issledovaniya. 2012. № 6. Ch. 1. S. 27-33.
16. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii (do 2025 goda). Spetsializirovannyy portal «Innovatsii v obrazovanii». URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.
17. Nikitin V. A. Nekotorye problemy razrabotki kontseptual'nykh osnov teorii sotsial'noy raboty : sb. nauch. st. M. : SOTIS, 2008.
18. Standarty i direktivy garantiy kachestva v vysshem obrazovanii na territorii Evropy. URL: http: //www.sgu.ru/node/23825.
19. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya «050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie».
20. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». Informatsionno-pravovoy portal «Garant». URL: http://base.garant.ru/70291362.
Статью рекомендует д-р филос. наук, профессор В. В. Байлук.