Научная статья на тему 'Акмеологический подход к оценке качества дошкольного образования'

Акмеологический подход к оценке качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКМЕОЛОГИЯ / КВАЛИМЕТРИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / ACMEOLOGY / QUALIMETRY / ACMEOLOGCAL DESIGN / ACMEOLOGCAL SUPPORT / ACMEOLOGCAL CONSULTING / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Светлана Викторовна

Статья посвящена проблеме оценки качества дошкольного образования с позиций акмеологического подхода, качестве дошкольного образования, полифункциональной категории. Автор акцентирует внимание на вопросе профессиональной самореализации личности педагога как одного из условий обеспечения качества дошкольного образования. В статье уделено внимание предметной квалиметрии как одному из методов оценки качества дошкольного образования. Придерживаясь позиций Г. Г. Азгальдова, Э. П. Райхмана и А. И. Субетто, оценку качества дошкольного образования автор предлагает на основе шкалы. Шкала (от лат. scаla лестница) -система чисел, переменных величин в восходящем или нисходящем порядке, принятых для измерения, определения, оценки чего-либо. В статье используется понятие порядковая шкала, классифицирующая по принципу «больше-меньше». На этом основании в статье выделены уровни педагогического мастерства педагогов дошкольного образования, в соответствии с которыми возможна градация профессионализма педагога дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A

The article deals with the problem of assessment of the quality of pre-school education from the point of view of acmeological approach and the quality of pre-school education as a multifunctional category. The author focuses on the issue of professional self-realization of a teacher as one of the conditions for ensuring high quality of pre-school education. The article also deals with objective qualimetry as one of the methods of evaluation of the quality of preschool education. In keeping with the theoretical positions of G.G. Azgaldova, E. P. Raikhman and A.I. Subetto, the author suggests the quality of preschool education be assessed on the basis of a scale. The scale (from Latin scala ladder) is a system of numbers, or variables in ascending or descending order, used to measure, define or evaluate something. The article uses the concept of ordinal-based grading scale on the principle of “more-fewer”. On this basis, the article highlights the levels of pedagogical skills of teachers of pre-school education institutions in accordance with which it is possible to make a quantitative evaluation of professional skills of a teacher.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к оценке качества дошкольного образования»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.2 ББК Ч410.4

ГСНТИ 14.23.07

Код ВАК 13.00.02

Королева Светлана Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017. г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. к. 408; e-mail: svetl.korolewa2013@yandex.ru.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования; качество дошкольного образования; дошкольное образование; акмеология; квалиметрия; акмеологическое проектирование; акмеологическое сопровождение; акмеологическое консультирование; профессиональная самореализация личности.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме оценки качества дошкольного образования с позиций акмеологического подхода, качестве дошкольного образования, полифункциональной категории. Автор акцентирует внимание на вопросе профессиональной самореализации личности педагога как одного из условий обеспечения качества дошкольного образования. В статье уделено внимание предметной квалиметрии как одному из методов оценки качества дошкольного образования. Придерживаясь позиций Г. Г. Азгальдова, Э. П. Райхмана и А. И. Субетто, оценку качества дошкольного образования автор предлагает на основе шкалы. Шкала (от лат. scаla - лестница) -система чисел, переменных величин в восходящем или нисходящем порядке, принятых для измерения, определения, оценки чего-либо. В статье используется понятие порядковая - шкала, классифицирующая по принципу «больше-меньше». На этом основании в статье выделены уровни педагогического мастерства педагогов дошкольного образования, в соответствии с которыми возможна градация профессионализма педагога дошкольного образования.

Koroleva Svetlana Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

АСМЕ01_00!СА1_ APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

KEY WORDS: quality of education; quality of preschool education; preschool education; acmeology; qualimetry; acmeologcal design; acmeologcal support; acmeologcal consulting; professional self-realization of a person.

ABSTRACT. The article deals with the problem of assessment of the quality of pre-school education from the point of view of acmeological approach and the quality of pre-school education as a multifunctional category. The author focuses on the issue of professional self-realization of a teacher as one of the conditions for ensuring high quality of pre-school education. The article also deals with objective qualimetry as one of the methods of evaluation of the quality of preschool education. In keeping with the theoretical positions of G.G. Azgaldova, E. P. Raikhman and A.I. Subetto, the author suggests the quality of preschool education be assessed on the basis of a scale. The scale (from Latin scala - ladder) is a system of numbers, or variables in ascending or descending order, used to measure, define or evaluate something. The article uses the concept of ordinal-based grading scale on the principle of "more-fewer". On this basis, the article highlights the levels of pedagogical skills of teachers of pre-school education institutions in accordance with which it is possible to make a quantitative evaluation of professional skills of a teacher.

И

спользование основных идеи акмеологического подхода в современной системе дошкольного образования направлено на обеспечение профессиональной мотивации педагогов по реализации ФГОС Дошкольного образования, стимулирование и реализацию творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Акмеология по мнению исследователей (Н. А. Рыбникова, Б. Г. Ананьева, А. А. Бо-далева, А. А. Деркача, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузь-

мина, В. А. Сластенина и др.) - это комплексная наука, изучающая вершины профессионального мастерства в различных сферах профессиональной деятельности. Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога.

Основой идеей акмеологии является самореализация педагога через его индивидуальность, результатом чего выступает педагогическое мастерство. Рассмотрим подробнее данные понятия. Саморелизация связанна с достижением собственных вершин профессиональной деятельности, педагогического мастерства, формирования и

© Королева С. В., 2015

реализации Я-концепции и др. Индивидуальность же является высшей идеальной ступенью развития человека, в которой содержатся его свойства как индивида, личности, субъекта деятельности и собственно индивидуальные свойства. Для человека важно реализовать свою неповторимую индивидуальность, свою самобытность в профессиональной деятельности, поскольку для него это является приближением к актуальному, уникальному, универсальному, целостному, подлинному состоянию его сущности. [2, 3, 7, 8, 18]. Рассматривая самореализацию и индивидуальность нельзя обойти внимание такое понятие как педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство в науке рассматривается как признак педагогического совершенства (педагогическим искусством, профессионализмом и выраженностью свойств индивидуальности педагога). В исследованиях ученых Н. А. Рыбникова Б. Г. Ананьева А. А. Бодалева А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др., педагогическое мастерство и профессионализм педагога определяется ими, как интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им несколькими видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста [1, 10, 17].

Педагогические задачи, которые приходится решать педагогу дошкольного образования в рамках реализации ФГОС дошкольного образования РФ, всегда нестандартны и полифункциональны и направлены на обеспечение качественных образовательных услуг.

Педагогическое мастерство для педагога дошкольного учреждения отождествляется с раскрытием его потенциала, его индивидуальности, а также условием для восхождения к достижению «акме».

Под «акме» в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области. Достижение «акме» - это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека, более того, само понятие «акме», равно, как и процесс его достижения, в большей степени зависит от конкретной профессиональной деятельности. [1, 3, 6, 8, 22].

Таким образом, доминирующей логикой оценки качества дошкольного в рамках акмеологического подхода является процесс саморазвития, самосовершенствования личности в рамках профессиональной самореализации педагога и акцент делается на применении основных методов квали-метрии по изучению данного явления.

Квалиметрия — научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику количественного оценивания качества (и отдельных составляющих его свойств) объектов любой природы, в нашем исследовании объектом служит профессиональное мастерство педагога дошкольного образования. В связи с чем, мы используем на такое понятие как предметная квалиметрия, так как различается по предметам оценивания, к которым относятся продукция и техника, труд и деятельность, решения и проекты, процессы спроса, предложения, управления и информационного обеспечения. Данная позиция отмечена в трудах ученых, занимающихся вопросами квали-метрии как Г. Г. Азгальдова, Э. П. Райхмана А. И. Субетто, в своих исследованиях они подчеркивали, что в некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества, в нашем случае профессиональной деятельности (например, в ситуациях, когда при сравнении двух критериев с целью выбора лучшего из них, все остальные показатели одного критерия оказываются равными соответствующим свойствам другого)». Отсюда возникает проблема выбора шкалы и для ее решения исследователи прибегают к дифференцированной оценке, с помощью которой возможно получение комплексной картины качества дошкольного образования [1, 16, 20, 22, 23].

Для оценки качества дошкольного образования за основу мы взяли порядковую шкалу - это шкала, классифицирующая по принципу «больше - меньше». Элементы в порядковой шкале образуют последовательность от самого малого к самому большому или наоборот. В порядковой шкале должно быть не меньше 3-х классов. Чем больше классов в шкале, тем больше возможностей для математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез.

Мы в своей работе выделили шкалу профессионализма педагога, представляющую собой уровни, выделенные учеными (А. А. Деркач, Т. К. Клименко, М. Д. Князева, А. К. Маркова, Г. М. Романцев и др.), и интерпретировали в соответствии с нашим исследованием. Шкала представляет собой лестницу движения от низких показателей

к высоким показателям профессиональной деятельности:

• уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение педагогом дошкольного образования этических норм, необходимых приемов, технологий по созданию предметно - пространственной среды ДОО;

• уровень педагогического мастерства как использование в своей деятельности инновационных методов, форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также применение передового педагогического опыта, накопленного в профессии;

• уровень владения имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к детям дошкольного возраста , методами передачи знаний; осуществления системно-деятельностного подхода и др.;

• уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств и сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля деятельности;

• уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации воспитательного процесса, так и создающих новые методы обучения и воспитания.

Исходя из вышесказанного в условиях инновационных изменений современной системы образования приоритетной задачей является обеспечение качества образования на всех ступенях образования, включая дошкольное образование. Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования, оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к

учению, подготавливая к систематическому обучению. Цель дошкольного образования — подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности ребенка, раскрытие его способностей, к систематическому обучению, а также обеспечение качества дошкольного образования.

Мы в своем исследовании рассматривали оценку качества дошкольного образования с позиции акмеологического подхода, так как в данном подходе обозначены основные методы к развитию профессионала, а также те факторы, условия, механизмы, которые определяют самосовершенствование личности, полноту ее самореализации в профессии и в жизни в целом. Изучение теоретических основ и практическое освоение акмеологических технологий самопознания, саморегуляции и самореализации способствуют выявлению стратегии и тактики достижения высокого профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации, необходимого для реализации основных федеральных стандартов в сфере дошкольного образования, а также - получению опыта проектирования процесса профессионально-деятельностного саморазвития в процессе профессионального роста и достижения профессионализма в педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотрев оценку качества дошкольного образования с позиции акмеологического подхода следует отметить, что данная категория имеет сложный многоступенчатый характер, предполагающий углубленное изучение основных понятий, черт, методов акмеологического подхода с целью разработки единой системы критериев, показателей и шкал по отношению сформированности профессионального мастерства педагогов дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов Г. Г., Гличев А. А. Квалиметрия - наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. № 1. 1968.

1. Байлук В. В. Функции профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в Росси. № 11. С. 6-16.

2. Байлук В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха: монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.

3. Белкина В. Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль : ЯГПУ, 2000.

4. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / / Дошкольная педагогика. 2010. № 2. С. 54-58.

5. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая Российская энциклопедия, 2000.

6. Бордовский Г. А. Инновационная программа как средство достижения нового качества педагогического образования / / Вестник Герценовского университета. 2007. N 7. С. 19-22.

7. Вифлеемский А. Инновации в системе образования // Народное образование. 2008. N 9. C.l5-22.

8. Дегтерев В. А. К вопросу о компетентности, мобильности и конкурентноспособности // Педагогическое образование в России. 20l4. N° l. С. 112-119.

9. Деркач А. А. Mетодолого-прикладные основы акмеологических исследований. M. : РАГС, l999.

10. Закон РФ «Об образовании» 20l3 г. да 273-ФЗ.

11. Клименко Т. К. Традиции и инновации в педагогическом образовании // Инновации в образовании. 2007. N 7. С. 13-20.

12. Князева M. Д. Инновации в высшем образовании M. : Акад. естествознания, 2006.

13. Королева С. В. Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : монография. M. : Mосковский психолого-социальный университет, 20l4.

14. Королева С. В. Mониторинг качества образовательных услуг как механизм качества дошкольного образования / / Педагогическое образование в России. 20l4. Ж 4. С. 53-57.

15. Mаркова А. К. Психология профессионализма. M., l996.

16. Поташник M. Школа XXI века в Западной Сибири: практика самореализации личности в учебно-воспитательном комплексе Ж 3l г. Нижневартовска, работающего в режиме личностно-ориентированного образования // Первое сент. 2000. Ж30 (l8.04). C. l, 6.

17. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://минобрнауки.рф/документы/з07l.

18. Сафонова О. А. Управление качеством образовании в дошкольном образовательном учоеждении : автореф. дис. ... докт. пед. наук. M. ; 2004.

19. Семкин Б. В. Интегрированные образовательные учреждения : монография. Барнаул : АлтГТУ, 2009.

20. Субетто А. И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы / / Mатериалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика». M. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

21. Талалова Л. Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий : монография. M. : РУДН, 2003.

22.Федоров В. А., Колегова Е. Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования : учеб. пособие / под ред. Г. M. Романцева. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.пед. ун-т». 2007.

LITERATURE

1. Azgal'dov G. G., Glichev A. A. Kvalimetriya - nauka ob izmerenii kachestva produktsii // Standarty i kachestvo. Ж l. l968.

1. Bayluk V. V. Funktsii professional'noy samorealizatsii lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossi. да ll. S. 6-16.

2. Bayluk V. V. Chelovekoznanie. Samorealizatsiya lichnosti: obshchie zakony uspekha: monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2011.

3. Belkina V. N. Pedagogicheskoe regulirovanie vzaimodeystviya detey so sverstnikami. Yaroslavl' : YaGPU, 2000.

4. Bogomolova Z. A. Formirovanie partnerskikh otnosheniy pedagogov i roditeley v usloviyakh so-trudnichestva v DOU // Doshkol'naya pedagogika. 20l0. Ш 2. S. 54-58.

5. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' / red. A. M. Prokhorov. 2-e izd., pererab. i dop. M. : Bol'-shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2000.

6. Bordovskiy G. A. Innovatsionnaya programma kak sredstvo dostizheniya novogo kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya / / Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2007. N 7. S. 19-22.

7. Vifleemskiy A. Innovatsii v sisteme obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2008. N 9. C.15-22.

8. Degterev V. A. K voprosu o kompetentnosti, mobil'nosti i konkurentnosposobnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж l. S. H2-119.

9. Derkach A. A. Metodologo-prikladnye osnovy akmeologicheskikh issledovaniy. M. : RAGS, 1999.

10. Zakon RF «Ob obrazovanii» 20l3 g. да 273-FZ.

11. Klimenko T. K. Traditsii i innovatsii v pedagogicheskom obrazovanii // Innovatsii v obrazova-nii. 2007. N 7. S. 13-20.

12. Knyazeva M. D. Innovatsii v vysshem obrazovanii M. : Akad. estestvoznaniya, 2006.

13. Koroleva S. V. Sotsial'no-pedagogicheskoe proektirovanie protsessa sotsial'noy adaptatsii detey rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii : monografiya. M. : Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy universitet, 2014.

14. Koroleva S. V. Monitoring kachestva obrazovatel'nykh uslug kak mekhanizm kachestva doshkol'nogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж 4. S. 53-57.

15. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M., 1996.

16. Potashnik M. Shkola XXI veka v Zapadnoy Sibiri: praktika samorealizatsii lichnosti v uchebno-vospitatel'nom komplekse Ж 3l g. Nizhnevartovska, rabotayushchego v rezhime lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Pervoe sent. 2000. Ж30 (l8.04). C. l, 6.

17. Professional'nyy standart pedagoga. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3071.

18. Safonova O. A. Upravlenie kachestvom obrazovanii v doshkol'nom obrazovatel'nom uchoezhdenii : avtoref. dis. . dokt. ped. nauk. M. ; 2004.

19. Semkin B. V. Integrirovannye obrazovatel'nye uchrezhdeniya : monografiya. Barnaul : AltGTU, 2009.

20. Subetto A. I. Kvalimetriya cheloveka i obrazovaniya: genezis, stanovlenie, razvitie, problemy i perspektivy // Materialy XI simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya, metodika i praktika». M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006.

21. Talalova L. N. Integratsionnye protsessy v obrazovanii: kontekst protivorechiy : monografiya. M. : RUDN, 2003.

22. Fedorov V. A., Kolegova E. D. Pedagogicheskie tekhnologii upravleniya kachestvom professional'nogo obrazovaniya : ucheb. posobie / pod red. G. M. Romantseva. Ekaterinburg: GOU VPO «Ros. gos. prof.ped. un-t». 2007.

Статью рекомендует д-р филос. наук, профессор В. В. Байлук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.