Научная статья на тему 'САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА НОВОЙ ФОРМАЦИИ'

САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА НОВОЙ ФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ / ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукаш С.Н., Лобанов И.А.

Статья посвящена исследованию системы саморазвития офицера и описанию процесса саморазвития офицера в воинских частях Вооружённых сил России. В статье рассматриваются элементы современной системы профессионально-должностной подготовки военнослужащих, их структурные и функциональные связи, раскрываются вопросы формирования офицера новой формации, его социальная роль как защитника государства. Особое внимание уделяется проблем военной педагогики, формированию у офицеров самосознания, самооценки. На основе особенностей развития самоорганизующихся сложных систем дается понятие личностно-профессиональному саморазвитию личности, раскрывается его структура. В статье отражается тема духовно-нравственного и военно-профессионального саморазвития за счет обогащения военной педагогики новым содержанием и инновационными идеями. Автор предлагает за счет внедрения в программы боевой подготовки направления по саморазвитию более глубоко раскрыть внутренний потенциал каждой личности в военном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A NEW RUSSIAN OFFICER FORMATION

The article is devoted to the study of the system of self-development of an officer and the description of the process of self-development of an officer in military units of the armed forces of Russia. It examines the elements of the modern system of professional and official training of military personnel, their structural and functional connections, reveals the issues of forming an officer of a new formation, his social role as a defender of the state. Special attention is paid to the problems of military pedagogy, the formation of self-awareness and self-esteem among officers. Based on the features of the development of self-organizing complex systems, the concept of personal and professional self-development of the individual is given, its structure is revealed. The article reflects the theme of spiritual-moral and military-professional self-development due to the enrichment of military pedagogy with new content and innovative ideas. The factors that determine the orientation, universality and uniqueness, standardization and individualization are indicated, they have a leading character.

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА НОВОЙ ФОРМАЦИИ»

УДК 37.013.46

САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА НОВОЙ ФОРМАЦИИ

С.Н. Лукаш, И.А. Лобанов

SELF-DEVELOPMENT AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A NEW RUSSIAN OFFICER FORMATION

S.N. Lukash, I.A. Lobanov

Аннотация. Статья посвящена исследованию системы саморазвития офицера и описанию процесса саморазвития офицера в воинских частях Вооружённых сил России. В статье рассматриваются элементы современной системы профессионально-должностной подготовки военнослужащих, их структурные и функциональные связи, раскрываются вопросы формирования офицера новой формации, его социальная роль как защитника государства. Особое внимание уделяется проблем военной педагогики, формированию у офицеров самосознания, самооценки. На основе особенностей развития самоорганизующихся сложных систем дается понятие личностно-профессиональному саморазвитию личности, раскрывается его структура. В статье отражается тема духовно-нравственного и военно-профессионального саморазвития за счет обогащения военной педагогики новым содержанием и инновационными идеями. Автор предлагает за счет внедрения в программы боевой подготовки направления по саморазвитию более глубоко раскрыть внутренний потенциал каждой личности в военном коллективе.

Abstract. The article is devoted to the study of the system of self-development of an officer and the description of the process of self-development of an officer in military units of the armed forces of Russia. It examines the elements of the modern system of professional and official training of military personnel, their structural and functional connections, reveals the issues of forming an officer of a new formation, his social role as a defender of the state. Special attention is paid to the problems of military pedagogy, the formation of self-awareness and self-esteem among officers. Based on the features of the development of self-organizing complex systems, the concept of personal and professional self-development of the individual is given, its structure is revealed. The article reflects the theme of spiritual-moral and military-professional self-development due to the enrichment of military pedagogy with new content and innovative ideas. The factors that determine the orientation, universality and uniqueness, standardization and indivi-dualization are indicated, they have a leading character.

Ключевые слова: система саморазвития, процесс, личностно-профессиональные качества, самосознание, самооценка.

Keywords: self-development system, process, personal and professional qualities, self-awareness, self-esteem.

Внедрение вопросов саморазвития в российской армии имеет глубокие исторические корни, так А.В. Суворов призывал офицеров постоянно заниматься «наукой из чтениев», «изощрять свой взгляд военный», изучать военную историю и дела великих полководцев, знать мировую и особенно

русскую военную классику, самообразовываться, «ибо войны сегодня все более ведутся не столько силой, сколько разумом и искусством» [1, с. 34]. Очевидно, что для успешного выполнения задач военной службы офицерам требуется больше знаний и опыта. На современном этапе требуется обогащение военной педагогики новым содержанием и инновационными идеями. Общий замысел модернизации - подготовка офицера новой формации, при этом социальная роль офицера как защитника государства остается - изменяется только содержание и характер военной службы, носящей все более интеллектуальный характер. На сегодняшний день должны реализовываться такие педагогические процессы, которые сочетают в себе фундаментальность и практическую направленность, универсальность и уникальность, стандартизацию и индивидуализацию, имеют опережающий характер.

Сложившаяся система подготовки офицерских кадров имеет уникальный накопленный опыт, научную и учебно-материальную базу. Актуализация гуманитарной составляющей в военно-педагогической деятельности является на сегодня насущной потребностью. Отметим, что важным звеном в подготовке офицерских кадров является профессионально-должностная подготовка. Вместе с тем, действующие наставления и руководства не рассматривают возможность получения знаний, умений и навыков в необходимом количестве. Происходит циклический процесс, когда из одного периода обучения в другой изучаются одни и те же вопросы, повторяются лекции. Шаблонность приводит к увеличению количества отчетных документов, а не к повышению уровня боевой подготовки обучаемых. Элементы системы подготовки офицеров не объединены функциональными связями и носят общий, а не узконаправленный характер. Формирование личности военнослужащего условно осуществляется по двум направлениям: приобретение военно-профессиональных качеств, формирование социальных и общечеловеческих качеств. Это требуется учитывать при организации процессов саморазвития личности офицера: возможность обучения в течение активной жизни, стимулирование повышения уровня теоретических знаний с практической деятельностью в военной сфере.

Цель проводимого исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие «система саморазвития офицера» и описать процесс саморазвития офицера в воинских частях Вооружённых сил России.

Одной из проблем военной педагогики является формирование у офицеров самосознания, самооценки, необходимых педагогических знаний, их осмысления в целях использования в повседневной деятельности, развитие творческой индивидуальности. Отсутствие развития приводит к однообразию, затормаживает интеллектуальный и профессиональный рост военнослужащего. Важно непрерывно развивать у офицерского корпуса гуманизм, стремление к разностороннему совершенствованию духовной жизни. В центре внимания остаются нравственные качества, которые служат основой самовоспитания и самодисциплины.

Саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера - это неотъемлемый компонент его профессиональной деятельности, обязательная

составляющая современного военного образования. Вооруженные Силы России определяют военно-профессиональное образование на основе рационального сочетания обучения и самоподготовки в образовательном процессе [2, с. 8]. Однако на этот процесс нельзя воздействовать прямо, возможно стимулировать этот процесс, и делать это необходимо через активизацию военно-профессиональной и познавательной деятельности [3, с. 134].

Современные педагогические знания разнообразны, причем не только по-форме, но и по содержанию, что дает возможность взаимодополнения педагогических течений и концепций. При построении теоретико-методологической базы исследования проблемы личностно-профессионального саморазвития нами было проведено рассмотрение особенностей развития самоорганизующихся сложных систем, как целостных образований и характеризующихся следующими особенностями [4, с. 35]:

- открытость системы (наличие пространственно-временных и функциональных отношений с внешней средой, взаимодействие с другими открытыми системами);

- нелинейность системы определяется устойчивостью и неустойчивостью состояния, случайностью и необходимостью происходящих в ней процессов развития (предопределенность в цепи причинно-следственных связей заменяется много вариантностью);

- автономность (каждый человек способен формулировать границы и направления процесса собственного саморазвития, исходя из внутренних потребностей, и исключать внешние искажающие воздействия);

- динамичная нелинейная система не должна следовать строгим внешним правилам (саморазвивающимся системам характерны собственные тенденции развития, это продиктовано тем обстоятельством, что человек развивает самого себя, тем самым достраивая окружающий мир);

- разновариантность путей развития (одно из свойств нелинейных систем основанное на индивидуальных бифуркационных траекториях саморазвития личности и вероятностью выбора);

- неравновесное состояние системы, зависящее от развитости профессионализма самого субъекта (переход на более качественный уровень с образованием новых элементов и структур либо рассеивание, вследствие не эффективного использования полученных знаний).

Результаты проведенного анализа, позволили нам сформулировать понятие «система саморазвития офицера», которая представляет собой открытую нелинейную динамическую систему, развитие которой обеспечивается взаимодействием как внутренних ресурсов и потребностей системы, так и возможностями внешней среды, и предназначенной для:

а) духовно-нравственного саморазвития:

- по отношению к обществу и государству - гуманность, патриотизм, верность Отечеству, уважение к народу, государству и армии, лояльность к политической власти государства, общая культура личности;

- по отношению к военной службе - высокие морально-боевые качества, чувство ответственности за защиту Российской Федерации, бдительность, дисциплинированность, исполнительность, войсковое товарищество;

- по отношению к воинскому коллективу и другим людям (семье, родителям, родным, товарищам, сослуживцам) - благородство, доброта, честность, порядочность, честь, принципиальность, требовательность, справедливость, следование боевым традициям, непримиримость к нарушениям норм воинской морали;

- по отношению к самому себе - достоинство, скромность, самооценка, взыскательность, честолюбие, самоконтроль, самовоспитание и самообразование, высокая психологическая устойчивость, смелость и решительность, физическая выносливость и ловкость, смекалка, умение преодолевать трудности;

б) военно-профессионального саморазвития:

- получение дополнительных знаний, умений и навыков по основным предметам боевой подготовки (тактическая, специальная, техническая, физическая, РХБ защита и военно-политическая подготовки);

- овладение военно-педагогическими знаниями, историческим опытом и боевыми традициями;

- формирование у офицера командирских качеств и навыков по организации управления подразделением, а также навыков по обучению и воспитанию подчиненных;

- подготовка военнослужащего к выполнению боевых (специальных) задач в различных условиях обстановки, самостоятельно, в составе экипажей, расчетов, подразделений, при выполнении своих должностных и специальных обязанностей;

- освоение новых (модернизированных) образцов вооружения и военной техники, совершенствование существующих, разработка и внедрение новых способов их боевого применения;

- повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным составом;

- поддержание физической готовности на уровне, позволяющем успешно выполнять служебные задачи по предназначению.

Рассмотрение системы саморазвития военнослужащего обеспечивает нам теоретико-методологическую основу для описания процесса саморазвития офицера в воинских частях как:

- закономерное изменение внутренней структуры развития и внешних форм ее проявления, в результате чего возникают новые разно уровневые качественные ее состояния;

- саморегулирующийся процесс, т. е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» от имеющихся возможностей до высших уровней саморазвития в соответствии с циклами (этапами) данного процесса;

- неотъемлемую часть общего процесса военно-профессиональной подготовки;

- детерминированную деятельность по непрерывному мотивированному самоизменению, управлению своим развитием [5, с. 247].

В педагогической деятельности не обойтись без опоры на внутреннюю сферу личности офицера. Воспитание индивидуальности в личности, развитие талантов должно быть положено в основу этой деятельности. Применение средств и приемов положительного эмоционального воздействия послужит развитию культуры, эрудиции, творчества и самобытности среди личного состава.

Таким образом, саморазвитие личностно-профессиональных качеств является неотъемлемой частью жизненного пути офицера, а также предпосылкой для его самореализации и самосовершенствования. Современные требования к подготовке личного состава невозможно выполнить без качественной и целенаправленной подготовки военнослужащих. Фундаментом для выполнения поставленных задач, вне зависимости от родов и видов войск, может стать построение процесса саморазвития офицера в армейской среде с применением новых педагогических форм. Внедрение в программы боевой подготовки направления по саморазвитию позволит более глубоко раскрыть внутренний потенциал каждой личности в военном коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военная система А.В. Суворова. Военный университет. - М., 2001. - 299 с. -Текст : непосредственный.

2. Гужва, Е. Г. Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Гужва Евгений Геннадьевич. -М., 2009. - 26 с. - Текст : непосредственный.

3. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. Т. 3 /

B. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1981. - 640 с. - Текст : непосредственный.

4. Шаршов, И. А. Методологические основания исследования процесса профессионально-творческого саморазвития / И. А. Шаршов. - Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2006. - № 2. - С. 33-49.

5. Прима, А. К. Студент технического вуза как субъект саморазвития / А. К. Прима. - Текст : непосредственный // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Педагогика и психология». - 2011. - № 10 (123). -

C.246-251.

REFERENCES

1. Voyennaya Sistema A.V. Suvorova. Voyennyy universitet [Military System of A.V. Suvorov. Military University]. M., 2001. 299 p.

2. Guzhva E.G. Vospitaniye nravstvennykh tsennostey u ofitserov voinskoy chasti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Education of Moral Values of Officers of the Military Unit. Diss. Abstract]. M., 2009. 26 p.

3. Sukhomlinsky V.A. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical writings]. M., Pedagogy, 1979, vol. 3. 640 p.

4. Sharov I.A. Methodological foundations of the study of the process of professionall-creative self-development. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2006, No. 2, pp. 33-49. (In Russian).

5. Prima A.K. A student of a technical university as a subject of self-development. Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta. Tekhnicheskiye nauki = Bulletin of Southern Federal University. Engineering Sciences, 2011, No. 10 (123), pp. 246-251. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Лукаш, С. Н. Саморазвитие как условие формирования российского офицера новой формации / С. Н. Лукаш, И. А. Лобанов. -Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2021. - № 3. -С. 11-16.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Lukash S. N., Lobanov I. A. Self-Development as a Condition for the Formation of a New Russian Officer Formation / S. N. Lukash, I. A. Lobanov / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 3, pp. 11-16. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.