Научная статья на тему 'Саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера'

Саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-DEVELOPMENT / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES / SELF-IMPROVEMENT / SELF-ACTUALIZATION / SELF-EDUCATION / SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Илья Андреевич

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме саморазвития личностно-профессиональных качеств офицера российской армии. Раскрываются характерные особенности и различные трактовки данного понятия. Выделяются три этапа саморазвития: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. Указывается необходимость поиска методов педагогического стимулирования, путей самопознания, прогнозирования результатов. Приведен анализ взглядов современных исследователей на личностное внутреннее развитие как следующий этап после завершения процесса обучения и наиболее удобный для человека способ совершенствования личностно-профессионального уровня. Данное направление дополняется также рассмотрением таких видов деятельности, как самовоспитание, самопознание, самообразование, самоуправление. Обосновывается мысль о том, что каждый из этих видов деятельности выполняет определенную функцию в развитии личностно-профессиональных качеств офицера. Автор определяет саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера как неотъемлемый компонент его профессиональной деятельности, в том числе как обязательную составляющую современного военного образования на основе рационального сочетания обучения и самоподготовки в образовательном процессе. Значительное внимание уделяется описанию рефлексивной и нормативной функций, функций целеобразования и активного взаимодействия, создающих условия для саморазвития личностно-профессиональных качеств офицера. Обобщаются основные виды деятельности, которые выполняют определенную функцию в развитии личностно-профессиональных качеств индивида. В заключение автор обращает внимание на важность и актуальность вопроса внедрения системы саморазвития военнослужащих в армейской среде, внесения изменений в действующие программы боевой подготовки видов и родов войск с целью формирования более глубокого индивидуального подхода к саморазвитию каждого военнослужащего и раскрытию его внутреннего потенциала в воинском коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF AN OFFICER

The article is devoted to the topical problem of self-development of personal and professional qualities of an officer of the Russian army. The characteristic features and different interpretations of this concept are revealed. There are three stages of self-development: self-affirmation, self-improvement and self-actualization. It is necessary to search for methods of pedagogical stimulation, ways of self-knowledge, and forecasting results. The article analyzes the views of modern researchers on personal internal development as the next stage after the completion of the training process and the most convenient way for a person to improve the personal and professional level. This direction is also supplemented by such activities as self-education, self-knowledge, self-education, and self-government. The author substantiates the idea that each of these activities performs a certain function in the development of personal and professional qualities of an officer. The author defines self-development of personal and professional qualities of an officer as an integral component of his professional activity, including as a mandatory component of modern military education basing on a rational combination of training and self-training in the educational process. Considerable attention is paid to the description of reflexive and normative functions, the functions of goal formation and active interaction, as creating conditions for self-development of personal and professional qualities of an officer. The main types of activities that perform a certain function in the development of personal and professional qualities of an individual are summarized. In conclusion, the author draws attention to the importance and urgency of the issue of introduction of system of self-development of soldiers in the army, changes to existing programs of combat training of arms and services with the goal of creating deeper individual approach to self-development of each serviceman and the disclosure of its internal capacity in military collective.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера»

УДК 378.037.5:355 ББК 74.027.7 Л 68

И.А. Лобанов

Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»; E-mail: [email protected]

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме саморазвития личностно-профессиональных качеств офицера российской армии. Раскрываются характерные особенности и различные трактовки данного понятия. Выделяются три этапа саморазвития: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. Указывается необходимость поиска методов педагогического стимулирования, путей самопознания, прогнозирования результатов. Приведен анализ взглядов современных исследователей на личностное внутреннее развитие как следующий этап после завершения процесса обучения и наиболее удобный для человека способ совершенствования личностно-профессионального уровня. Данное направление дополняется также рассмотрением таких видов деятельности, как самовоспитание, самопознание, самообразование, самоуправление. Обосновывается мысль о том, что каждый из этих видов деятельности выполняет определенную функцию в развитии личностно-профессиональных качеств офицера. Автор определяет саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера как неотъемлемый компонент его профессиональной деятельности, в том числе как обязательную составляющую современного военного образования на основе рационального сочетания обучения и самоподготовки в образовательном процессе. Значительное внимание уделяется описанию рефлексивной и нормативной функций, функций целеобразования и активного взаимодействия, создающих условия для саморазвития личностно-профессиональ-ных качеств офицера. Обобщаются основные виды деятельности, которые выполняют определенную функцию в развитии личностно-профессиональных качеств индивида. В заключение автор обращает внимание на важность и актуальность вопроса внедрения системы саморазвития военнослужащих в армейской среде, внесения изменений в действующие программы боевой подготовки видов и родов войск с целью формирования более глубокого индивидуального подхода к саморазвитию каждого военнослужащего и раскрытию его внутреннего потенциала в воинском коллективе.

Ключевые слова: саморазвитие, личностно-профессиональные качества, самосовершенствование, самоактуализация, самовоспитание, самопознание.

I.A. Lobanov

Post-graduate student of the Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]

SELF-DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF AN OFFICER

Abstract. The article is devoted to the topical problem of self-development of personal and professional qualities of an officer of the Russian army. The characteristic

features and different interpretations of this concept are revealed. There are three stages of self-development: self-affirmation, self-improvement and self-actualization. It is necessary to search for methods of pedagogical stimulation, ways of self-knowledge, and forecasting results. The article analyzes the views of modern researchers on personal internal development as the next stage after the completion of the training process and the most convenient way for a person to improve the personal and professional level. This direction is also supplemented by such activities as self-education, self-knowledge, self-education, and self-government. The author substantiates the idea that each of these activities performs a certain function in the development of personal and professional qualities of an officer. The author defines self-development of personal and professional qualities of an officer as an integral component of his professional activity, including as a mandatory component of modern military education basing on a rational combination of training and self-training in the educational process. Considerable attention is paid to the description of reflexive and normative functions, the functions of goal formation and active interaction, as creating conditions for self-development of personal and professional qualities of an officer. The main types of activities that perform a certain function in the development of personal and professional qualities of an individual are summarized. In conclusion, the author draws attention to the importance and urgency of the issue of introduction of system of self-development of soldiers in the army, changes to existing programs of combat training of arms and services with the goal of creating deeper individual approach to self-development of each serviceman and the disclosure of its internal capacity in military collective.

Keywords: self-development, personal and professional qualities, self-improvement, self-actualization, self-education, self-knowledge.

Современная концепция образования предполагает объединение различных направлений познавательной деятельности, в связи с этим усиливается внимание к теме саморазвития и самообразования. Готовность и способность личности к саморазвитию является в настоящее время необходимым требованием к процессу образования. Такая тенденция приводит к необходимости искать методы педагогического стимулирования, которые направят личность на путь самопознания, помогут ставить цели, прогнозировать результаты и вносить коррективы в ход работы.

«Саморазвитие - это путь в глубь себя. Личность раскрывается со стороны ее автономии: процессов ее самоинтегрирования, нахождения смысла жизни, понимания своей судьбы, размышлений о своей жизни и смерти, приобретения способности к сознательным свободным действиям - поступкам» [1]. Саморазвитие подразумевает формирование эстетической целостности и

завершенности личности. При этом человек является не продуктом, а автором своей жизни, который не подчиняется обстоятельствам, а создает их, определяет перспективы самосуществования.

Вслед за В.В. Байлук считаем, что «саморазвитие - это сознательная деятельность индивида, направленная на качественные изменения самого себя с целью формирования своей субъектности» [2]. Еще И.Г. Песталоцци в своих трудах говорил о потребности в саморазвитии. Он утверждал, что развитие основано на внутренних интенциях индивида. Так, в «Лебединой песне» приводится: «Как главный мотив к повышению наших нравственных и умственных сил основан на их естественном стремлении к самосовершенствованию, так главные мотивы к развитию творческих способностей определяются в направлении этих способностей к саморазвитию» [2]. П.Ф. Каптерев в своих трудах говорит о двух значениях понятия «саморазвитие»: саморазвитие как

спонтанное развитие, и саморазвитие как самостоятельно организованное развитие. При этом саморазвитие воспринимается как естественное развитие, исходящее от человека, и без участия сознания в регулировании процесса [3]. Во втором значении данное понятие понимается как отдельное обучение и развитие. Оно носит во многом стихийный характер. После завершения процесса обучения саморазвитие является одним из наиболее удобных для человека способов совершенствования личностно-профессионального уровня. Состоявшийся как личность человек подходит к самостоятельному развитию более осмысленно.

Саморазвитие - это поэтапный процесс. Выделяют три этапа саморазвития: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Под самоутверждением понимается самостоятельное стремление сделать нечто в себе твердым, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам субъект. То есть самоутверждение - это потребность индивидуума в самоосознании себя на желаемом уровне в социальной, психологической и физической сфере, стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Самоутверждение личности приводит к ощущению своей полезности и значимости для общества.

Под самосовершенствованием понимается последовательный процесс развития, управляемый самой личностью и направленный на формирование и развитие её качеств и способностей. Это сознательная и непрерывная работа над личностным ростом. Результатом самосовершенствования является удовлетворенность собой, своими достижениями, своей деятельностью, отношениями с окружающими людьми и т.п.

Самоактуализация включает в себя и самоутверждение и самосовершенствование. Это стремление человека к наиболее полному

выявлению и развитию своих личностных возможностей. Д.А. Леонтьев отмечает: «Самоактуализация - процесс формирования первоначально заложенных в личности внутренних способностей и природных задатков» [4]. Таким образом, результатом самоактуализации является ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, признание своей уникальной индивидуальности и универсальности.

Саморазвитие включает в себя такие виды деятельности, как самовоспитание, самопознание, самообразование, самоуправление. Каждый из этих видов деятельности выполняет определенную функцию в развитии личностно-профессио-нальных качеств офицера.

Так, самовоспитание - это осознанное желание индивида самостоятельно и последовательно развивать свой внутренний потенциал. Оно предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей. Самовоспитание присутствует в жизни человека с раннего детства, но становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у офицеров появляется ярко выраженная потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень самовоспитания - это результат воспитания личности в целом [5].

Самопознание - это процесс изучения индивидом личных психофизических особенностей, нахождение собственного «Я». Оно начинается с раннего детства и протекает на протяжении всей жизни. При этом формирование знаний о себе происходит параллельно с познанием

окружающего мира. Самопознание связано с производством объективно новых знаний о себе.

Самообразование - это своего рода присвоение индивиду знаний о мире, которые являются для него субъективно новыми. Это присвоение знаний выступает как творческий процесс формирования у офицера когнитивных новообразований и их системы, что и позволяет нам говорить о саморазвитии.

Самоуправление - это вид социального управления, основанный на внутренней организации и регулировании, самостоятельности участников при взаимодействии с обществом. Офицер способен как самостоятельно принимать решения, так и совместно с воинским коллективом с целью достижения поставленных задач.

Таким образом, саморазвитие личностно-профессиональных качеств офицера, которое выражается в формировании его сущности, есть процесс, обеспечивающий органическое единство самовоспитания, самопознания, самообразования, самоуправления.

Саморазвитие личностно-про-фессиональных качеств офицера - это неотъемлемый компонент его профессиональной деятельности, обязательная составляющая современного военного образования. Вооруженные Силы РФ определяют военно-профессиональное образование на основе рационального сочетания обучения и самоподготовки в образовательном процессе [6].

Следует выделить основные функции саморазвития: функцию целеобразования, рефлексивную, функцию активного взаимодействия и нормативную [7]. Каждая их этих функций создает условия саморазвития личностно - профессиональных качеств офицера.

Так, функция целеобразова-ния выступает основополагающей в структуре саморазвития личност-но-профессиональных качеств, определяет специфику социального

поведения, профессионально-педагогической и учебной деятельности офицера.

Рефлексивная функция саморазвития личностно-профессиональ-ных качеств офицера основывается на творческом характере существования индивида, на осознании и изменении себя и внешней среды. Саморазвитие служит побудительным фактором к анализу причинно-следственных связей, направляет развитие его способностей на внутреннее изучение и работу над собой, пересмотр личностной оценки и жизненного опыта. Применение самостоятельного развития позволяет развивать способность к принятию правильных решений в сложных условиях и обстоятельствах. Рефлексия - это не просто принятие того, что заложено в личности, но преобразование сознания индивида, его возможностей к развитию и самостоятельной деятельности.

Функция активного взаимодействия предполагает, что отношения индивида с внешней средой активизируют заложенный внутренний потенциал, дополнят его в культурном смысловом отношении. Адекватное восприятие и понимание картины мира формируются у офицера путём активного взаимодействия с обществом, что позволяет получать эмоциональную «подпитку», развивать личностные возможности на основе включения механизма саморазвития.

Нормативная функция подразумевает, что саморазвитие профессиональных и личностных качеств выполняет функцию равновесия в системе подготовки офицера. А соблюдение правовых отношений приводит к уменьшению влияния дестабилизирующих факторов из внешней среды.

Регулирование подразумевает собой выполнение определенных норм и требований среди участников образовательного процесса и направлено на решение проблем, которые проявляются в ходе процесса

военно-профессионального образования. Возникающие противоречия носят как объективный, так и субъективный характер. Их решение направлено на изменение протекающих процессов и на регулирование поведения личности. Проявление нормативной функции у офицера основывается на выполнении формализованных и неформализованных норм.

Таким образом, саморазвитие личностно-профессиональных качеств является неотъемлемой частью жизненного пути офицера, а также предпосылкой для его самореализации и самосовершенствования.

Современные требования к подготовке личного состава невозможно выполнить без качественной и целенаправленной подготовки военнослужащих. Фундаментом для выполнения поставленных задач, вне зависимости от родов и видов войск, может стать построение процесса саморазвития офицера в армейской среде с применением новых педагогических форм. Внедрение в программы боевой подготовки направления по саморазвитию позволит более глубоко раскрыть внутренний потенциал каждой личности в воинском коллективе.

Примечания:

1. Соколова Н.М., Филатов К.А. Творческое саморазвитие личности в контексте социальных форм духовности // История и обществознание: научный и учебно-методический ежегодник. Армавир: РИО АГПУ, 2019. № 16 (195-198).

2. Байлук В.В. О саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. 2018. № 12 (50-59).

3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсе-ньева. М., 1982.

4. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 519 с.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

6. Гречко А.А. Система подготовки школьников к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения // Вестник Адагейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. № 1 (17-23).

7. Баяхметов С.У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2017. 223 с.

References:

1. Sokolova N.M., Filatov K.A. Creative self-development of the individual in the context of social forms of spirituality / / History and social science: scientific and educational yearbook. Armavir: RIO ASPU. 2019. No. 16 (195-198).

2. Bayluk V.V. On self-development of the individual // Pedagogical education in Russia. 2018. No. 12 (50-59).

3. Kapterev P.F. Selected pedagogical works // ed. by A.M. Arsenyev. M., 1982.

4. Stepanov S.S. Popular Psychological Encyclopedia. M.: Eksmo, 2005. 519 pp.

5. Bim-Bad B.M. Pedagogical Encyclopedic Dictionary. M., 2002.

6. Grechko A.A. The system of school students training for admission to military professional educational institutions / Bulletin of the ASU. 2018. No. 1 (17-23).

7. Bayakhmetov S.U. Professional and personal self-development of cadets in the educational process of a military university: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Omsk, 2017. 223 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.