Научная статья на тему 'Педагогические пути активизации способностей офицера к саморазвитию'

Педагогические пути активизации способностей офицера к саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморазвитие / мотивация / профессиональные качества / самопознание / познавательная деятельность / пути активизации / личностное развитие. / self-development / motivation / professional qualities / self-knowledge / cognitive activity / ways of activation / personal development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Лобанов, С. Н. Лукаш

Статья посвящена исследованию основных аспектов педагогических путей активизации способностей офицера к саморазвитию. В статье рассматриваются вопросы самостоятельной познавательной деятельности офицеров, путей стимулирования к саморазвитию, мотивов и их влияния на процесс самосовершенствования. Особое внимание уделяется педагогическим мерам, побуждающим к самостоятельной работе над собой. Рассматривая значимость действий для самостоятельного познавательного процесса в армии, авторы выделяют три важных части. Дается понятие мотивации, анализируются основные мотивы для саморазвития. В публикации рассматриваются факторы, которые непосредственно влияют на изучение офицером самого себя. В статье отражается тема взаимосвязи военного образования и дальнейшего саморазвития в воинской части. Рассматривается вопрос влияния личностной мотивации офицера на процесс самосовершенствования, его стремления к повышению профессиональных качеств. Указаны факторы, повышающие эффективность самостоятельных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WAYS TO ACTIVATE THE OFFICER’S ABILITIES FOR SELF-DEVELOPMENT

The article presents a study on the main aspects of pedagogical ways to activate the officer’s abilities to self-development. The article deals with the issues of independent cognitive activity of officers, ways to stimulate self-development, motives and their influence on the process of self-improvement. Special attention is paid to pedagogical measures that encourage self-development. Considering the significance of actions for the independent cognitive process in the army, the authors identify three important parts. The concept of motivation is given, the main motives for self-development are analyzed. The publication examines the factors that influence an officer’s self-study. The article reflects the theme of the relationship between military education and further self-development in a military unit. The article deals with the influence of personal motivation of an officer on the process of self-improvement, his desire to improve professional qualities. The factors that increase the effectiveness of self-study are indicated.

Текст научной работы на тему «Педагогические пути активизации способностей офицера к саморазвитию»

более развлекательную сторону и были направлены на развитие мелкой моторики.

Таким образом, проведенное исследование включало в себя различные виды игровой деятельности, направленные на повышение уровня социализации младших школьников с ОВЗ. При этом центральным этапом работы является

Библиографический список

собственно использование игровых технологий в учебной деятельности, так как в младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка, именно игры способны пробудить в учащихся интерес к познанию, науке, книге, учению и помочь в нелегком процессе социализации детей с ОВЗ.

1. ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г № 1598. Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19-l2-2014g-1598-ob-utverzhdenii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс, 1999.

3. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.

4. Асмолов А.Г Тест на человечность: особые дети в обществе. Образовательная политика. 2015; № 3: 2 - 6.

5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студентов средних и высших учебных заведений. Москва: Академия, 2000.

6. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 г. Под редакцией Н.Н. Малофеева. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019.

References

1. FGOSNOO dlya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598. Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19-12-2014g-1598-ob-utverzhdenii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika-Press, 1999.

3. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnoj srede: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

4. Asmolov A.G. Test na chelovechnost': osobye deti v obschestve. Obrazovatel'naya politika. 2015; № 3: 2 - 6.

5. Kaschenko V.P. Pedagogicheskaya korrekciya: ispravlenie nedostatkov haraktera u detej i podrostkov: posobie dlya studentov srednih i vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2000.

6. Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayuschihsya s invalidnost'yu i OVZ do 2030 g. Pod redakciej N.N. Malofeeva. Moskva: FGBNU «IKP RAO», 2019.

Статья поступила в редакцию 22.05.20

УДК 37.013.46

Lobanov I.A., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: Lobanov1985@mail.ru

Lukash S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lukash.serg@yandex.ru

PEDAGOGICAL WAYS TO ACTIVATE THE OFFICER'S ABILITIES FOR SELF-DEVELOPMENT. The article presents a study on the main aspects of pedagogical ways to activate the officer's abilities to self-development. The article deals with the issues of independent cognitive activity of officers, ways to stimulate self-development, motives and their influence on the process of self-improvement. Special attention is paid to pedagogical measures that encourage self-development. Considering the significance of actions for the independent cognitive process in the army, the authors identify three important parts. The concept of motivation is given, the main motives for self-development are analyzed. The publication examines the factors that influence an officer's self-study. The article reflects the theme of the relationship between military education and further self-development in a military unit. The article deals with the influence of personal motivation of an officer on the process of self-improvement, his desire to improve professional qualities. The factors that increase the effectiveness of self-study are indicated.

Key words: self-development, motivation, professional qualities, self-knowledge, cognitive activity, ways of activation, personal development.

И.А. Лобанов, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: Lobanov1985@mail.ru

С.Н. Лукаш, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

Е-mail: lukash.serg@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ ОФИЦЕРА К САМОРАЗВИТИЮ

Статья посвящена исследованию основных аспектов педагогических путей активизации способностей офицера к саморазвитию. В статье рассматриваются вопросы самостоятельной познавательной деятельности офицеров, путей стимулирования к саморазвитию, мотивов и их влияния на процесс самосовершенствования. Особое внимание уделяется педагогическим мерам, побуждающим к самостоятельной работе над собой. Рассматривая значимость действий для самостоятельного познавательного процесса в армии, авторы выделяют три важных части. Дается понятие мотивации, анализируются основные мотивы для саморазвития. В публикации рассматриваются факторы, которые непосредственно влияют на изучение офицером самого себя. В статье отражается тема взаимосвязи военного образования и дальнейшего саморазвития в воинской части. Рассматривается вопрос влияния личностной мотивации офицера на процесс самосовершенствования, его стремления к повышению профессиональных качеств. Указаны факторы, повышающие эффективность самостоятельных занятий.

Ключевые слова: саморазвитие, мотивация, профессиональные качества, самопознание, познавательная деятельность, пути активизации, личностное развитие.

Современная российская армия, находящаяся в стадии реформирования, нуждается в высококвалифицированных специалистах. Повышенные требования к профессиональным качествам офицеров, их боевым и общечеловеческим навыкам ставят перед военными учебными заведениями и воинскими подразделениями новые задачи, направленные на непрерывный процесс получения знаний и умений курсантами и офицерами. Современная армия нуждается в личности с высоким профессиональным уровнем зрелости, поэтому к выпускникам военных учебных заведений предъявляются повышенные требования: офицер должен уметь работать над собой на протяжении всего срока службы, развивать свои нравственные, умственные, физические (общечеловеческие) качества, совершенствовать боевое и профессиональное мастерство. Этого можно достичь в результате целенаправленного процесса саморазвития. Самостоятельная познавательная деятельность офицера, направленная на изучение различных сфер гражданского и военного общества, должна иметь практическую значимость для

его профессиональной работы. Особое значение здесь имеет мотив, который побуждает военного путем самостоятельного изучения достигать конкретного результата. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска практических мер для активизации способностей офицеров для саморазвития при слабой изученности вопроса.

Формирование личности офицера на всех этапах обучения и службы происходит под влиянием как внешних факторов - воинский коллектив, воспитательная деятельность, особенности профессиональных обязанностей, так и внутренних -самосовершенствование и саморазвитие себя как индивида. Использование в Вооружённых Силах РФ инновационных технологий, разработка и внедрение новых образцов вооружения требуют постоянного повышения профессиональных качеств офицерского состава. Современные методические приемы подготовки офицеров в военных вузах охватывают широкий спектр знаний, необходимых для военного профессионала. Однако полученной в вузе квалификации недо-

статочно для становления личности офицера и активации его внутреннего потенциала. Только умение самостоятельно получать требуемые в работе навыки и знания может стать залогом высокой эффективности профессиональной деятельности офицера. Саморазвитие в данном случае как непрерывный процесс познавательной деятельности становится необходимым элементом повышения мастерства офицера на протяжении всего срока службы, главной целью которого является «становление профессионала с высоким научно-техническим потенциалом, способного в любой момент оказать противодействие врагу» [1, с. 282].

Опыт самостоятельного получения знаний формируется и развивается в юности, закрепляется и совершенствуется в учебном заведении. Поэтому образовательный процесс в военном вузе должен быть организован таким образом, чтобы активизировать личностные качества курсанта и выработать у него устойчивую привычку к самообразованию не только на время учебы, но и на время прохождения службы. Афанасьева Е.С. в своей работе, посвященной активизации познавательной деятельности курсантов, обращает внимание на направленность педагогического процесса в военном вузе. Она отмечает, что самостоятельная работа с курсантами должна быть организована таким образом, чтобы контроль и оценка работ преподавателем переходили в самоконтроль и самооценку своих действий курсантами для выработки устойчивой привычки. Как же добиться этого важного условия в воинской практике? Очевидно, следует рассмотреть процесс саморазвития офицера с точки зрения теории деятельности. В структуре деятельности вслед за А.Н. Леонтьевым выделяются следующие психологические составляющие: побуждение, замысел, утверждение решения, способ реализации.

Потребности, выступающие как условия, также включаются в структуру деятельности при условии, что они являются предметными. Предмет деятельности есть действительный мотив, всегда отвечающий определённой потребности и являющийся её главным отличительным признаком. «Итак, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность - это деятельность, не лишённая мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом», - заключает А.Н. Леонтьев [2, с. 81]. Он также отмечает, что отдельные действия, направленные сознательными целями, определяют деятельность в целом. Таким образом, можно заключить, что центральное место в психологической теории деятельности выделяется понятиям «цель и мотив».

В процессе профессионально-личностного становления военного специалиста важную роль играют цели, поставленные перед собой. Корректировка целей в ходе выполнения задачи подталкивает офицера к дальнейшему саморазвитию. Таким образом, цель становится мотивом для самостоятельной познавательной деятельности. Мотивация - важный структурный элемент самосовершенствования офицера, это то, что побуждает и направляет деятельность, придает ей смысл, то, что определяет цели [3, с. 35].

Основными мотивами для саморазвития личности, по классификации Н.А. Низовских, можно назвать [4, с. 113]:

1. Подражание: стремление быть похожим на идеал, здесь в качестве примера может выступать известный полководец и его путь к вершине военного мастерства.

2. Потребность в признании: развитие себя для признания другими.

3. Познание и понимание себя как личности: готовность развиваться и улучшать качества личности.

4. Самореализация: желание совершенствовать себя для достижения собственных целей.

5. Самовыражение: изменение себя для выявления своих возможностей.

Правильное определение мотивации офицера обеспечивает эффективную

работу по самообразованию, позволяет руководящему звену планировать и корректировать воспитательную работу для выработки регулярной и результативной самостоятельной работы.

Саморазвитие - это постоянная, непрерывная работа над собой, которая направлена на достижение определенных целей и задач. Профессиональным саморазвитием офицера можно назвать сознательную, целенаправленную, непрекращающуюся деятельность по конструктивному изменению личностных характеристик [5, с. 52]. Главная цель саморазвития - совершенствование себя как индивида, как члена общества, как военного специалиста. Для эффективности познавательного процесса требуется ясное понимание офицером необходимости в таких занятиях. Четкая организация рабочего процесса в воинском подразделении, конкретные разносторонние задачи и требования определенных результатов способствуют повышению интереса военных специалистов к работе над своими профессиональными и общечеловеческими качествами. Работу, направленную на активизацию самостоятельного получения знаний и умений, в воинских подразделениях проводят командиры и их заместители по воспитательной работе. При разработке плана действий, направленных на саморазвитие, руководящему составу необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на содержание самостоятельной подготовки военного: возраст и особенности личности офицера, характер служебных обязанностей, степень развития и взаимодействия офицерского коллектива.

В качестве мер, стимулирующих процесс самостоятельной познавательной деятельности, Алехин И.А. в работе «Военная педагогика» рассматривает следующие [1, с. 286]:

1. Пропаганда опыта известных личностей (военачальников, офицеров, полководцев). Такая мера становится наиболее эффективной в том случае, когда деятельность известного человека соотносится с личностью самого офицера, при этом уделяется внимание изучению конкретных методов и действий изучаемой личности.

2. Изучение приёмов саморазвития для применения их на практике. Помощь в самодиагностике и в самоконтроле результатов познавательной деятельности со стороны командиров. Данная мера одна из самых важных в процессе, направленном на саморазвитие. Каждый человек оценивает себя с точки зрения своих знаний, умений и навыков. Не всегда эта оценка объективна. Часть военных специалистов может завысить самооценку и преуменьшить недостатки, что вызовет конфликты в профессиональной среде. Часть специалистов может занизить важность своих профессиональных качеств, преувеличить недостатки, что повлечет за собой снижение интенсивности саморазвития. Поэтому вовлечение в процесс командиров и их замов позволяет дать объективную оценку качеству работы офицеров и скорректировать их дальнейшую самостоятельную работу исходя из выводов.

3. Создание наиболее эффективных условий для индивидуальной работы офицеров. В данном случае особую роль играет подробное разъяснение офицерам сущности, содержания и значения саморазвития, а также разработка индивидуальных и коллективных рекомендаций по самостоятельной работе.

Умение офицером проводить разносторонний анализ своей деятельности, прогнозировать и корректировать цели позволяет вышестоящему руководству правильно и четко организовывать воспитательный процесс и корректировать направленность самоподготовки.

Четкая, спланированная программа работы с личным составом в воинском подразделении побуждает офицеров к самостоятельному получению знаний. Стоит отметить, что эффективность самостоятельных занятий повышается в том случае, если:

- в части проводится целенаправленная регулярная воспитательная работа, которая развивает интерес офицеров к самосовершенствованию, формирует вектор движения к познанию и усовершенствованию себя. Руководящему составу важно выделить перспективу для офицера с учетом его потребностей, жизненных принципов и мотивов деятельности;

- офицер занимается разнообразной служебной деятельностью, благодаря которой становятся очевидными пробелы в знаниях и умениях, и, как следствие, появляется потребность в их устранении;

- проводится регулярная профессионально-должностная подготовка, которая предполагает выполнение самостоятельных и коллективных работ, подготовку докладов и рефератов, поиск информации, изучение дополнительной литературы.

В свою очередь, командование воинского подразделения и лица, ответственные за воспитательную работу, должны создавать условия для стимулирования самостоятельных занятий. Только совместная работа органов воспитания и офицеров даст высокий результат для формирования военного профессионала, что позволит укреплять боевую мощь государства.

Личность офицера как профессионала нельзя рассматривать вне связи с личностным ростом и саморазвитием. Совершенствование военного специалиста через саморазвитие реализуется во время учебы в образовательном учреждении и в дальнейшей военной службе. Задача военных вузов состоит в том, чтобы найти такие формы и приемы подготовки будущего офицера, которые направят познавательную деятельность будущего офицера в русло постоянного повышения уровня квалификации не только в вузе, но и в дальнейшей военной профессиональной деятельности.

Результатом целенаправленного саморазвития становится высокий уровень профессиональной и личностной зрелости военного специалиста. Разнообразная служебная деятельность и четкая постановка целей образуют тот фундамент, на котором офицеры вырабатывают привычку к самопознанию, совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств. И.В. Пронина в своей работе «Методы профессионального саморазвития офицера» отмечает, что «профессиональное саморазвитие офицера в последнее время стало рассматриваться как специфический вид военно-профессиональной деятельности офицера, как неотъемлемый компонент его подготовки и переподготовки» [6, с. 418].

Непременным требованием современной армии является непрерывность процесса становления личности офицера. Прохоров А.В. в своем исследовании формулирует понятие «саморазвитие» как «развитие и итог регулируемого и нерегулируемого разумом человека его внутреннего и внешнего жизненного процесса в условиях взаимодействия как с внутренней так и с внешней окружающей средой [7, с. 50]. Подобная трактовка однозначно указывает на всестороннее влияние окружающего мира на офицера и, как следствие, необходимость понимания и изучения этой действительности.

Вопрос педагогического стимулирования способностей офицеров в настоящее время развивается в рамках военно-политической работы воинской части, сама же проблема малоизучена в профессиональной литературе [8, с. 4]. Учитывая потребности Вооружённых Сил РФ, есть необходимость выработки единых комплексных мер педагогического стимулирования офицеров для самостоятельного познавательного процесса с целью восполнения пробелов в знаниях и повышения профессионального мастерства.

Библиографический список

1. Алехин И.А. Военная педагогика. Москва: Министерство Обороны Российской Федерации, 2008.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Академия, 2004.

3. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Доминирующая мотивация офицеров специальных подразделений. Системная психология и социология. 2013; № 7: 35 - 40.

4. Низовских Н.А. Мотивация саморазвития человека. Вестник Вятского государственного университета. 2008; № 1: 113 - 119.

5. Пронина И.В. Диагностика уровней профессионального саморазвития офицера. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018; № 1: 52 - 59.

6. Пронина И.В. Методы профессионального саморазвития офицера. XIII Международная научно-практическая Internet-конференция. Тамбов: Тамбовский государственный университет: имени ГР Державина, 2017: 418 - 422.

7. Прохоров А.В. Педагогическая концепция целостного развития человека: монография. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2010.

8. Афанасьева Е.С. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.

References

1. Alehin I.A. Voennayapedagogika. Moskva: Ministerstvo Oborony Rossijskoj Federacii, 2008.

2. Leonfev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Akademiya, 2004.

3. Kulagina I.Yu., Apasova E.V. Dominiruyuschaya motivaciya oficerov special'nyh podrazdelenij. Sistemnaya psihologiya isociologiya. 2013; № 7: 35 - 40.

4. Nizovskih N.A. Motivaciya samorazvitiya cheloveka. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; № 1: 113 - 119.

5. Pronina I.V. Diagnostika urovnej professional'nogo samorazvitiya oficera. Psihologo-pedagogicheskijzhurnal Gaudeamus. 2018; № 1: 52 - 59.

6. Pronina I.V. Metody professional'nogo samorazvitiya oficera. HIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya Internet-konferenciya. Tambov: Tambovskij gosudarstvennyj universitet imeni G.R. Derzhavina, 2017: 418 - 422.

7. Prohorov A.V. Pedagogicheskaya koncepciya celostnogo razvitiya cheloveka: monografiya. Ryazan': RGU imeni S.A. Esenina, 2010.

8. Afanas'eva E.S. Pedagogicheskie puti povysheniya 'effektivnosti poznavatel'noj deyatel'nosti kursantov voennyh vuzov v hode izucheniya gumanitarnyh disciplin: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.05.20

УДК 378

Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology, Altai State Medical University

(Barnaul, Russia), E-mail: philocophia@mail.ru

Bendrikova A.Yu., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology,

Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: bendrikova-a@mail.ru

Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia),

E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru

RELEVANCE OF COOPERATION OF MUSEUMS AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURY. At the beginning of the XXI century, the term "museum pedagogy" changed its meaning and gradually began to lose its relevance. At the same time, the goals and objectives of museums largely coincide with the goals and competencies of the work programs of humanitarian disciplines at the university. Teachers of agricultural and medical universities conducted a sociological survey of students, which confirmed many theoretical hypotheses of the authors of the article. After the transition to distance learning, an analysis of the work of university students is carried out in connection with their online visit to certain cultural institutions, including museums of the world. Real training and visiting museums is of particular importance, value for the younger generation, cause not only cognitive interest, but also a variety of emotions. Understanding the importance of holding such cultural events, the authors of the article dared to give some recommendations on the organization of cooperation between the university and museums.

Key words: museum pedagogy, art, values.

Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: philocophia@mail.ru

А.Ю. Бендрикова, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: bendrikova-a@mail.ru

О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЕЕВ И ВУЗОВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА

В начале XXI века термин "музейная педагогика" изменил значение и стал постепенно утрачивать свою актуальность. При этом цели и задачи музеев во многом совпадают с целями и компетенциями рабочих программ гуманитарных дисциплин в вузе. Преподавателями аграрного и медицинского вузов был проведен социологический опрос студентов, который подтвердил многие теоретические гипотезы авторов статьи. Также после перехода на дистанционное обучение был проведен анализ работ обучающихся вузов в связи с онлайн-посещением ими определенных культурных учреждений, в том числе музеев мира. Посещение музеев в процессе реального обучения имеет особую значимость, ценность для подрастающего поколения, вызывает не только познавательный интерес, но и многообразие эмоций. Понимая значимость проведения подобных культурных мероприятий, авторы статьи позволили себе дать некоторые рекомендации по организации сотрудничества вуза и музеев.

Ключевые слова: музейная педагогика, искусство, ценности.

Формирование и развитие тесного сотрудничества между образовательными учреждениями и музеями долгое время связывали с термином «музейная педагогика». Основополагающие идеи музейной педагогики развивали на рубеже XIX - ХХ веков Г Фройденталь, А. Рейхвейн, К. Фолль, Л. Лихтварк, К. Кершен-штайнер и др. В конце XX века в Германии отказались от отождествления понятия музейной педагогики с использованием музея в целях обучения. Данный термин стал обозначать новую дисциплину, «рассматривающую образовательные проблемы музейной коммуникации» [1, с. 344], направленную на создание благоприятных условий для общения потенциальных посетителей с мировым культурным наследием.

В России представители интеллигенции, в том числе русский философ Н.Ф. Федоров, считали: «Всякий человек носит в себе музей... ибо хранение -закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него... Музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых. Музей есть выс-

шая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее» [2, с. 575]. Б. Столяров, М. Юхневич, М. Волчкова и пр. воспринимали музей как нравственно-воспитательное учреждение, пробуждающее духовность и творческое начало в подрастающем поколении.

В середине XX века чаще всего музеи связывали с деятельностью школ, в том числе особой популярностью пользовались идеи о создании школьного музея. В период 1980 - 1990 гг создается концепция, направленная на формирование ценностного отношения посетителей к культурно-историческому наследию Родины как равноправных участников коммуникативного процесса. На фоне интеграции с педагогикой и психологией музейная педагогика в ее классическом понимании в России к первой четверти XXI века также исчерпала себя. Музейная педагогика перестала ассоциироваться с одним из специфических средств обучения, адаптации обучающихся к социальным процессам. В настоящее время посещение музея чаще всего воспринимается как одно из средств воспитания студентов, как популярная и доступная форма работы с коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.