Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование процесса саморазвития офицера в армейской среде'

Педагогическое моделирование процесса саморазвития офицера в армейской среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / педагогическое моделирование / саморазвитие / профессиональные качества / личностное развитие / model / pedagogical modeling / self-development / professional qualities / personal development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Лобанов

Научная статья посвящена рассмотрению педагогического моделирования процесса личностно-профессионального саморазвития офицера в армейской среде. В статье анализируется комплекс вопросов, связанных с необходимостью формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и профессиональных качеств, с возможностями освоения дополнительных теоретических и практических знаний, раскрываются значимые направления в формировании личности, поднимается проблема важности совершенствования уровня подготовки каждого офицера как неотъемлемого звена военной системы. Рассматриваются различные классификации моделей, функции педагогического моделирования; теоретически обосновывается необходимость в разработке эффективной разноуровневой модели саморазвития офицера, учитывающей педагогические условия на основе гуманистических принципов и повышающих направленность офицера к деятельности по самосовершенствованию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Лобанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODELING OF THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF AN OFFICER IN THE ARMY ENVIRONMENT

The article is considers pedagogical modeling of the process of personal and professional self-development of an officer in the army environment. The article analyzes the complex of issues related to the need to form high spiritual, moral and professional qualities of military personnel, with the possibility of mastering additional theoretical and practical knowledge, reveals significant directions in the formation of personality, raises the problem of the importance of improving the level of training of each officer as an integral part of the military system. Various classifications of models and functions of pedagogical modeling are considered. The need for developing an effective multi-level model of officer self-development that takes into account pedagogical conditions on the basis of humanistic principles and increases the officer’s orientation to self-improvement activities is theoretically justified.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование процесса саморазвития офицера в армейской среде»

УДК 37.013.46

Lobanov I.A., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: Lobanov1985@mail.ru

PEDAGOGICAL MODELING OF THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF AN OFFICER IN THE ARMY ENVIRONMENT. The article is considers pedagogical modeling of the process of personal and professional self-development of an officer in the army environment. The article analyzes the complex of issues related to the need to form high spiritual, moral and professional qualities of military personnel, with the possibility of mastering additional theoretical and practical knowledge, reveals significant directions in the formation of personality, raises the problem of the importance of improving the level of training of each officer as an integral part of the military system. Various classifications of models and functions of pedagogical modeling are considered. The need for developing an effective multi-level model of officer self-development that takes into account pedagogical conditions on the basis of humanistic principles and increases the officer's orientation to self-improvement activities is theoretically justified.

Key words: model, pedagogical modeling, self-development, professional qualities, personal development.

И.А. Лобанов, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: Lobanov1985@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ОФИЦЕРА В АРМЕЙСКОЙ СРЕДЕ

Научная статья посвящена рассмотрению педагогического моделирования процесса личностно-профессионапьного саморазвития офицера в армейской среде. В статье анализируется комплекс вопросов, связанных с необходимостью формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и профессиональных качеств, с возможностями освоения дополнительных теоретических и практических знаний, раскрываются значимые направления в формировании личности, поднимается проблема важности совершенствования уровня подготовки каждого офицера как неотъемлемого звена военной системы. Рассматриваются различные классификации моделей, функции педагогического моделирования; теоретически обосновывается необходимость в разработке эффективной разноуровневой модели саморазвития офицера, учитывающей педагогические условия на основе гуманистических принципов и повышающих направленность офицера к деятельности по самосовершенствованию личности.

Ключевые слова: модель, педагогическое моделирование, саморазвитие, профессиональные качества, личностное развитие.

За последнее десятилетие педагогический процесс в воинских частях Вооружённых Сил Российской Федерации постепенно переходит в новое, более качественное состояние в контексте новых взглядов на применение сил и средств, концепций вооружённых конфликтов, стратегий использования армии и флота в мирное время, перевооружения войск, создания новых структур, совершенствования форм, видов и способов деятельности военнослужащих в армейской среде. В связи с этим на сегодняшний день возрастает потребность в интенсификации педагогического процесса в армейской среде, разработке новых моделей, программ, технологий воспитания и саморазвития военнослужащих.

Все это должно быть осмыслено с точки зрения педагогической науки и практики с целью подготовки офицера как активной, психологически устойчивой личности, способной осознанно и адаптивно получать дополнительные знания и умения относительно протекающих процессов в социальной сфере и воинском коллективе.

Разрабатываемые в настоящее время программы подготовки военнослужащих различных категорий не учитывают их потребность в получении дополнительных знаний и ограничиваются конкретными военными дисциплинами. Одной из причин этого является отсутствие военно-педагогической теории, способствующей личностно-профессиональному саморазвитию в армейской среде. Рассмотрение вопроса развития военнослужащих представляет собой многоплановую научную и практическую проблемы, изучению которой посвящены многие труды (В.И. Вдовюк, Е.А. Лодатко, Л.А. Золотовская, В.И. Шерпаев, Е.А. Молоканова и др.).

Правильно организованный процесс саморазвития военнослужащих на местах прохождения военной службы определяет успешность овладения набором необходимых личностно-профессиональных качеств в системе самостоятельной подготовки офицера.

По этой причине перед военно-педагогической наукой стоит вопрос о разработке такой модели саморазвития офицера, которая соответствовала бы требованиям российской армии и общества, решала вопросы личностно-професси-онального роста военнослужащего, а также учитывала социализацию (создание условий для самосовершенствования военнослужащего в армейской среде); профессионализацию (формирование необходимых знаний, умений и навыков) и аксиологизацию (формирование ценностного ядра и развития) военнослужащих.

Вследствие этого проблема педагогического моделирования саморазвития офицера является актуальной, поскольку в современных условиях усиливаются противоречия между требованиями, предъявляемыми к офицерскому составу воинских частей, и снижением качества педагогического воспитания; между мотивированной деятельностью, ориентированной на достижение личностной, социальной и профессиональной зрелости, и недостаточно разработанным учебно-методическим сопровождением личностно-профессионального саморазвития военнослужащих; между возможностями педагогического моделирования среды саморазвития и недооценкой важности применения результатов исследований в вооружённых силах.

На современном этапе развития российской армии задачи подготовки военнослужащих определяются приказом Министра обороны РФ 2015 г N 500 «Об организации профессионально-должностной подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) в системе боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации», раскрывающим комплекс учебно-воспитательных мероприятий,

направленных на поддержание профессиональной квалификации офицеров, а также организацию самостоятельной подготовки [1, с. 2].

Вместе с тем современная система самостоятельной подготовки офицеров включает только вопросы совершенствования методического мастерства, подготовки к занятиям, изучения руководящих документов, профессиональной подготовки, освоения должностных обязанностей и не отражает личностно ориентированные потребности, связанные с мотивацией офицера к самосовершенствованию, использованием в полной мере внутреннего потенциала в целях повышения уровня духовно-нравственного развития личности (по отношению к обществу и государству, к военной службе, к воинскому коллективу и другим людям, к самому себе).

Результатом личностно-профессионального развития должны явиться следующие качества военнослужащего: глубокая внутренняя убежденность для проектирования своих поступков и принятия решений; принципиальность при проектировании своей деятельности; способность к познанию действительности как основы выживания в любой среде [2, с. 12].

Возрастающие требования к формированию личности военнослужащего предполагают реализацию дополнительных моделей по совершенствованию системы развития. В связи с этим эффективным средством, оптимизирующим процесс развития, на наш взгляд, является педагогическое моделирование процесса саморазвития офицера в армейской среде.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть различные подходы к моделированию процесса саморазвития, определить его возможности в развитии личностно-профессиональных качеств офицера российской армии.

Понятие «моделирование» применительно к армейской среде включает в себя разработку и создание такой педагогической модели, которая отразит личностно ориентированный подход, направленный на всестороннее развитие личности военнослужащих, основные идеи, теории, содержание процесса саморазвития, его структуру, этапы, формы, средства и приемы.

Структуру моделирования определяет логика процесса саморазвития, роль офицера как человека, который четко осознает свое место в воинском коллективе, умеет ориентироваться в ситуации, управлять подчиненными, адекватно оценивать складывающуюся обстановку.

Мы солидарны с мнениями Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, что моделирование является всегда актуальным, потому что оно раскрывает любой аспект педагогического процесса и отражает сущностные характеристики в виде обобщенной модели [3, с. 136].

М.В. Ядровская отмечает, что моделирование решает множество теоретических и практических задач [4, с. 139]. Автор подчеркивает, что «невозможно построить строгую и однозначную классификацию моделирования, так как оно выступает только в роли средства познания» [4, с. 140].

Педагогическое моделирование процесса саморазвития военнослужащих российской армии выполняет следующие функции: дескриптивную, описывающую процесс моделирования, в результате которого происходит абстрагирование, благодаря чему достаточно быстро и просто объясняются все наблюдаемые педагогические явления, категории и понятия; нормативную, отвечающую на вопрос «Как должно быть?» и позволяющую построить желательный с точки зрения объекта образ; прогностическую, отвечающую на вопрос «Что будет?».

В современной педагогической науке ученые выделяют множество моделей. Е.А. Лодатко в своем исследовании все модели условно делит на три типа: содержательные (предметом моделирования выступает содержание изучаемого педагогического объекта); структурные (в качестве предмета моделирования представляется структура педагогического объекта); функциональные (предмет моделирования определяется ориентированностью исследуемого объекта на реализацию определенных функций) [5, с. 127].

Ю.О. Делимова предлагает деление моделей с позиций их целевой направленности: учебные, опытные или натурные, научно-технические, игровые, имитационные [6, с. 3].

Назначение моделей с позиций их целевой направленности предполагает, что учебные модели - это наглядные пособия, обучающие программы и тренажёры; опытные или натурные модели представляют собой уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта и позволяют прогнозировать будущие характеристики объекта; научно-технические модели исследуют процессы и явления; игровые модели (военные, экономические, спортивные, деловые игры) воспроизводят поведение объекта в различных ситуациях, репродуцируют их с учётом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника; имитационные модели имитируют реальность со всех углов изучения [6, с. 4 - 7].

Таким образом, с позиций целевой направленности моделирование является перспективным методом педагогического развития и универсальным средством для расширения исследовательских возможностей и прогнозирования результатов.

При моделировании процесса саморазвития офицера необходимо опираться на общенаучные теории, связанные с построением и изучением моделей и их объектов, системности в моделировании, единства объективного и субъективного при их оценке и познавательности модели.

Кроме этого, при разработке модели следует помнить о специфике военнослужащего, деятельность которого связана с решением нестандартных задач, и о том, что каждый род войск имеет свои особенности в процессе обучения и воспитания.

Развитие личности военнослужащего, формирование у него духовно-нравственных и боевых качеств требует применения моделирования, которое способно решать стратегические задачи модернизированной российской армии.

В.И. Вдовюк, С.М. Фильков подчеркивают, что развитие личности военнослужащего должно отвечать характеру гуманистических отношений в обществе и отражать в себе специфику всех факторов действительности, влияющих на воспитание [7, с. 17, 26].

Среди рассмотренных моделей для системы саморазвития в армейской среде наиболее применима структурно-функциональная. При построении такой модели военнослужащий рассматривается как целостная система. Так как личность - многогранное создание, структура модели состоит из подсистем, элементов и компонентов. В системе саморазвития это представлено теми знаниями, умениями и навыками, которые есть у человека на начальном этапе создания модели. Структурная система позволяет разделить сложный механизм на более мелкие, простые элементы. Применительно к способностям человека такая структура позволяет разбить знания в определенной сфере на составные части. Составные части системы связаны между собой функциональными связями, которые решают отдельные задачи в ходе эксперимента. Для закрепления требуемого навыка в ходе эксперимента используются такие методы работы, которые можно изменить в зависимости от промежуточных результатов саморазвития.

Разработка модели процесса саморазвития офицера вызывает ряд сложностей, поскольку существующие модели направлены на развитие определенных личностных качеств. На сегодняшний день необходима эффективная разноуровневая модель саморазвития офицера, направленная на формирование развитой личности военнослужащего, профессионально ориентированной, способной выполнять поставленные задачи и уметь принимать самостоятельные решения. Создание данной модели предполагает мониторинг в рамках воинского коллектива процесса саморазвития военнослужащего; анализ внутренних и внешних факторов, определяющих успешность данного процесса; условий, способствующих реализации модели; этапов ее апробации; упреждения возможных рисков; характеристики качественных изменений личности военнослужащего.

Моделирование в системе саморазвития происходит в конкретной профессиональной и социальной среде, при этом основополагающим принципом моделирования применительно к процессу познания и развития себя является личностное познание и среда, в которой происходит развитие. Человек стремится

Библиографический список

совершенствоваться в любой своей деятельности только тогда, когда в этом есть потребность и осознание. Любое принуждение вызывает сопротивление, которое, в свою очередь, влияет на результат моделирующего процесса.

Основными задачами моделирования в системе самостоятельного повышения знаний А.В. Миронова называет [8, с. 348]:

- формирование положительной мотивации к профессиональному саморазвитию;

- повышение своего мастерства и самореализация;

- формирование способов профессионального саморазвития и умение применить их на практике;

- объективная оценка своим действиям.

Саморазвитие как процесс формирования и совершенствования личности проходит в несколько этапов (построение модели):

1. Саморефлексия. В данном случае индивид анализирует свое поведение, деятельность. Проводится разбор психологического состояния, самооценки. Выявляются особенности и способности. На этом этапе личность приходит к пониманию необходимости изменения себя.

2. Целеполагание. На данном этапе, используя выводы предыдущего разбора, человек определяет цели, ставит задачи с учетом заявленных требований к себе, выстраивает пошаговый план действий.

3. Деятельность. Предпринимает шаги для выполнения целей. На данном этапе возможна корректировка целей и задач.

4. Анализ проделанной работы, подведение итогов.

Характерной особенностью такого моделирования является целостность изучения процесса и возможность изменения некоторых элементов до того, как эксперимент начал осуществляться.

Педагогическое моделирование процесса саморазвития офицера российской армии позволит решить широкий круг вопросов: качественно скорректирует-ся структура офицерского корпуса, повысится функционал звеньев управления, процесс развития военнослужащих будет протекать более эффективно.

Эффективность процесса саморазвития офицера зависит от многих факторов: внешних (влияние окружающего мира, общества) и внутренних (психологическое состояние индивида). Саморазвитие - процесс непрерывный. Моделирование в системе самопознания помогает преодолеть такие трудности, как отсутствие желания и мотивов для трансформации, незрелость способов и приемов саморазвития, низкая самооценка личности, постановка неправильных жизненных целей, несформированность механизмов самопознания и самосовершенствования.

Среди преимуществ использования моделирования в познании себя является возможность следовать за естественным развитием человека, опираться на его личностные достижения, признавать ценность внутреннего мира, индивидуальности. Результаты профессионального и личностного саморазвития становятся основой для дальнейшего изменения и совершенствования себя как личности. Поэтому здесь можно говорить о том, что процесс самопознания циклический и непрерывный. Уровень саморазвития никогда не станет абсолютным, всегда есть путь для познания новых граней своей личности.

Благодаря использованию метода моделирования в процессе саморазвития у военнослужащих вырабатывается универсальность действий. Модель как сложная система формирует целостную картину мира, при этом развивается абстрактное и логическое мышление.

Несмотря на популярность данного метода, в настоящее время нет полного понимания того, что такое педагогическое моделирование в системе самосознания. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, есть потребность, с другой стороны, не разработаны педагогические условия для полноценного включения педагогического моделирования в систему саморазвития. Уже сейчас можно говорить о том, что моделирование открывает возможность математизации (ал-горитмичности) познавательных процессов, что, в свою очередь, вырабатывает устойчивую привычку к самопознанию. Очевидно, что педагогическое моделирование позволяет создать такое средство или метод работы, который обеспечит решение одной или нескольких задач в системе саморазвития одновременно.

Анализ методов моделирования указывает на то, что для самостоятельной познавательной деятельности применимы те же модели, которые широко используются в педагогике. Это обусловлено тем, что в настоящее время используются универсальные системы моделирования, поэтому построение моделей, отвечающих особенностям процесса самопознания, требует дальнейшего совершенствования.

1. Руководство по организации профессионально-должностной подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) в системе боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. Приложение № 1 к Приказу Министра Обороны РФ № 500. Москва, 2015.

2. Меховников В.Ю. Моделирование профессиональной подготовки курсантов в военном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2007.

3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; № 9.

4. Ядровская М.В. Модели в педагогике. Вестник Томского государственного университета. 2013; № 3 (66).

5. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей. Вестник науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014; № 1 (16).

6. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике. Available at: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf

7. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации: курс лекций. Москва, 2003.

8. Миронова А.В. Моделирование профессионального саморазвития в условиях учебного процесса в вузе. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-professionalnogo-samorazvitiya-v-usloviyah-uchebnogo-protsessa-v-vuze/viewer

References

1. Rukovodstvo po organizacii professional'no-dolzhnostnoj podgotovki oficerov i praporschikov (michmanov) v sisteme boevoj podgotovki Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Prilozhenie № 1 k Prikazu Ministra Oborony RF № 500. Moskva, 2015.

2. Mehovnikov V.Yu. Modelirovanie professional'noj podgotovki kursantov v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.

3. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Model' kak rezul'tat modelirovaniya pedagogicheskogo processa. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 9.

4. Yadrovskaya M.V. Modeli v pedagogike. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 3 (66).

5. Lodatko E.A. Tipologiya pedagogicheskih modelej. Vestnik nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2014; № 1 (16).

6. Delimova Yu.O. Modelirovanie v pedagogike i didaktike. Available at: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf

7. Vdovyuk V.I., Fil'kov S.M. Osnovy vospitatel'nojraboty s lichnym sostavom Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: kurs lekcij. Moskva, 2003.

8. Mironova A.V. Modelirovanie professional'nogo samorazvitiya v usloviyah uchebnogo processa v vuze. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-professionalnogo-samorazvitiya-v-usloviyah-uchebnogo-protsessa-v-vuze/viewer

Статья поступила в редакцию 16.02.20

УДК 37

Bogdanova Yu.Z, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia),

E-mail: bogdanowa2907@mail.ru

IMPLEMENTATION OF THE INCLUSIVE APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS: PAST AND PRESENT. The article discusses the educational process in the Russian Federation as a whole and an inclusive approach to education in particular. It is noted that in modern Russia, great attention is paid to the modernization of the education system. One of the primary tasks is to achieve a high quality education, which will fully meet the needs of the individual and solve the pressing needs of society. The changes taking place contribute to the conformity of the content of the educational sphere with the requirements of the 21st century. It is noted that an integral part of ongoing changes in education is the implementation of the principles of modern inclusive education, which helps to change attitudes towards students who have certain developmental features, and helps them to fully participate in the educational process as active participants in education. The full and comprehensive implementation of an inclusive approach allows you to bring the educational process to a whole new level.

Key words: educational system, inclusive education, modernization of educational system, children with special needs.

Ю.З. Богданова, канд. филол. наук, доц., Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: bogdanowa2907@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается образовательный процесс в Российской Федерации в целом и инклюзивный подход в образовании в частности. Отмечается, что в современной России модернизации системы образования уделяется большое внимание. Одна из первостепенных задач - достижение высокого качества образования, которое будет полностью отвечать потребностям человека и решать насущные запросы общества. Происходящие изменения способствуют соответствию содержания образовательной сферы требованиям ХХ1 века. Отмечается, что составной частью проводимых изменений в образовании является реализация принципов современного инклюзивного образования, которые способствуют изменению отношения к обучающимся, имеющим определенные особенности развития, и помогают им полноценно включиться в образовательный процесс как активным участникам образования. Полноценная и всесторонняя реализация инклюзивного подхода позволяет вывести образовательный процесс на качественно новый уровень.

Ключевые слова: образовательная система, инклюзивное образование, модернизация системы образования, дети с особыми потребностями.

На сегодняшний день отечественная образовательная система способна полноценно конкурировать с аналогичными образовательными системами мира, поскольку государство принимает активное участие в формировании современной, всесторонне развитой образовательной сферы (выделяются средства, внедряются новые интерактивные модели и технологии обучения, современные методики и т.д.). Первостепенной задачей образовательной политики, безусловно, является достижение высокого качества образования [1, с. 107]. При этом инклюзивное образование, которое планируется сделать полноценным участником общеобразовательной системы образования, также претерпевает определенные изменения. Инклюзивное образование вводится во всех образовательных учреждениях: дошкольных, средних, профессиональных и высших; имеет четкую цель: здоровые дети и дети, имеющие особенные образовательные возможности должны получать качественные знания без ограничений в доступности [2, 3].

Такой комплекс мер подразумевает под собой техническое оснащение зданий образовательных учреждений, разработку и внедрение специальных учебных курсов для педагогов и учащихся, способствующих развитию их взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность, а также специальных программ, облегчающих процесс адаптации детей, имеющих ограниченные возможности [4 - 6].

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к получению образования всеми учащимися с учетом самые различных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. При этом все без исключения учебные заведения должны быть обеспечены средствами доступа к ним для всех категорий учащихся.

Инклюзивное образование является международно признанным инструментом по реализации права каждого человека получить образование, а также это основное направление по трансформации системы специального образования во многих мировых державах. Сам термин «инклюзия» ввела в обиход в 1994 г Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц, которые имеют особые потребности. Инклюзия

занимается вовлечением в образовательный процесс каждого ребенка, используя определенную образовательную программу, которая учитывает способности, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности каждой личности, обеспечивает условия ее сопровождения [7, с. 17].

Следует сказать, что за основу развития таких подходов в образовательном процессе берутся определенные международные правовые акты - конкретные декларации и конвенции, а также разработанные современные нормативно-правовые акты российского законодательства. Ими определяются конкретные направления в развитии отношения к людям, имеющим определенные особенности (физические, психологические, умственные и др.).

Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г (ратифицированной Российской Федерацией 05.05.1998 г.) закрепляется право всех без исключения людей получать обязательное бесплатное начальное образование, которое должно быть «доступным всем, учитывая определенные способности каждого человека». Прочие международные и отечественные законодательные документы, касающиеся данного вопроса, можно представить в следующем виде (табл. 1):

Таким образом, данными документами утверждается право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование без дискриминации по какому-либо признаку. При этом принятыми сегодня Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и новыми Федеральными образовательными стандартами начальной и основной школы отводится особая роль инклюзивному подходу в образовании [8].

Исследователи говорят о том, что среди стран, имеющих наиболее совершенное законодательства в области инклюзивного образования, можно выделить такие как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Кипр, США, Швеция и ЮАР В них и многих других странах инклюзивная система образования существует более 30 лет. Нужно отметить, что формирование инклюзивного образования - это стратегическое направление деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [9, с. 15].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.