Научная статья на тему 'Самодиагностика курсантами сформированности компетенций - направление развития профессионального самосознания в военном вузе'

Самодиагностика курсантами сформированности компетенций - направление развития профессионального самосознания в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ САМОАНАЛИЗ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОДИАГНОСТИКА / PROFESSIONAL SELF-ANALYSIS / DIAGNOSIS OF INCONSISTENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Кузнецов Павел Владимирович

В статье анализируются педагогические возможности развития навыков профессионального самоанализа у курсантов в период обучения в военном вузе. Идея статьи раскрыть важную роль профессионального самоанализа в формировании профессиональных компетенций у будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Кузнецов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-TEST THE CADETS COMPETENCE - THE DIRECTION OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY IN THE MILITARY COLLEGE

The article analyzes the educational opportunities for the development of professional skills of introspection to the students during the training in military high school. Article idea to reveal the important role of professional self-examination in the formation of professional competence of future officers.

Текст научной работы на тему «Самодиагностика курсантами сформированности компетенций - направление развития профессионального самосознания в военном вузе»

15. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. Учебное пособие для студентов вузов. - 2006. - 332 с.

16. Царик А.В. О культуре физической и духовной. М. Знание 1989.

Педагогика

УДК: 378.147

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Бережнова Людмила Николаевна

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Кузнецов Павел Владимирович

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург)

САМОДИАГНОСТИКА КУРСАНТАМИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ -НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируются педагогические возможности развития навыков профессионального самоанализа у курсантов в период обучения в военном вузе. Идея статьи - раскрыть важную роль профессионального самоанализа в формировании профессиональных компетенций у будущих офицеров.

Ключевые слова: профессиональный самоанализ, рефлексия, самодиагностика.

Annotation. The article analyzes the educational opportunities for the development of professional skills of introspection to the students during the training in military high school. Article idea - to reveal the important role of professional self-examination in the formation of professional competence of future officers.

Keywords: professional self-analysis, diagnosis of inconsistencies.

Введение. В условиях угроз национальной безопасности страны как никогда повышается значимость совершенствования военного образования и подготовки квалифицированных кадров для войск.

В числе формируемых будущими офицерами общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций большое значение приобретает способность курсантов к аналитической деятельности и развитие у них навыков профессионального самоанализа.

Формулировка цели статьи. Цель статьи: используя передовой опыт ученых-педагогов, раскрыть возможности применения профессионального самоанализа курсантами военных институтов для преодоления затруднений в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В профессиональной педагогике особым объектом анализа ученых - педагогов является развитие способности и навыков у будущих специалистов к профессиональному самоанализу в процессе обучения в вузе. В результате разнообразия взглядов и подходов к решению этой актуальной в современных условиях педагогической задачи появилось множество терминов, так или иначе связанных с понятиями «рефлексия» («субъектно-личностная рефлексия профессиональная рефлексия (Бабич А.И.), рефлексия той или иной деятельности (Поминов А.И.), учебная рефлексия (Биба А.Г.), социальная рефлексия (Ковшов Е.М.) и т.д. и т.п.), и «самоанализ той или иной профессиональной деятельности» (самоанализ деятельности учителя, самоанализ управленческой деятельности, самоанализ деятельности врача и т.д.).

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что самоанализ профессиональной деятельности и профессиональная рефлексия основываются на потребности личности к саморазвитию в контексте избранной профессии (В.А. Деркунская, Е.В. Перенкова, И.С. Ладенко, Л.Д. Питер, Т.Е. Седанкина, К.А.Черненко, Е.Ю. Чернова и др.).

Так, например, И.С. Ладенко особое внимание обращают на проспективную рефлексию, представляющую собой размышление о важной (в том числе профессиональной) деятельности и планирование её ходов (действий), что способствует «выявлению и корректировке схем и средств возможной будущей деятельности» [1]. Е.Ю. Чернова предпринимает попытку определить возможные направления и выделяет компоненты в структуре деятельности для самоанализа (на примере педагогической деятельности) [2]. Т.Е. Седанкина в ходе исследования предлагает трехкомпонентную структуру профессиональной рефлексии: индивидуально-личностный, социально-психологический и профессионально-управленческий компоненты [3].

Каковы предпосылки и условия для возникновения или необходимости осуществления профессионального самоанализа? Е.В. Перенкова утверждает, что одним из необходимых условий для самоанализа должно быть какое-нибудь затруднение в деятельности [4]. Л. Д. Питер указывает, что специалист переходя на следующую для себя ступень в профессиональном развитии, попадает «как бы на уровень некомпетентности» [5], в результате чего начинается активный внутренний поиск причинно-следственных связей, корректировка Я-профессионального.

Правомерно предположить, что профессиональный самоанализ может возникать в профессиональной деятельности при возникновении затруднения. Ключевым (внутренним) условием для профессионального самоанализа является потребность личности в саморазвитии в значимой деятельности.

Именно нереализованная потребность как несоответствие между желаемым и реально существующим положением в профессиональной деятельности является отправной точкой для профессионального самоанализа, а одной из главных задач профессионального самоанализа становится поиск несоответствий, установление их причин.

Л.Н. Бережновой обобщён опыт формирования навыков профессионального самоанализа студентов с целью переноса этого опыта на военные вузы войск национальной гвардии России [6].

При условии направленности личности на самосовершенствование деятельности на основе результатов профессионального самоанализа, корректируется концепция Я-профессионального, осуществляется поиск путей для решения задач профессиональной деятельности. Следовательно, от того - насколько технологично и правильно проводится профессиональный самоанализ - зависит развитие целостности Я -профессионального.

Каким образом можно выявить несоответствия между реальным и идеальным образом Я -профессионального? (В.А. Деркунская, Е.Ю. Чернова, Е.В. Перенкова и др). Например, Е.В. Перенкова, рассматривая развитие способности специалиста к самоанализу своей деятельности, выделяет следующие элементы: анализ исходного состояния; выявление существующих проблем; разработка концепции деятельности; план реализации [4]. В. А. Деркунская, рассматривая опыт самоанализа, как условие личностно-профессионального становления студента, выделяет этапы: диагностический и самодиагностический; обогащения и самообогащения; использования; оценки и самооценки [7]. Ю.А. Каверин предлагает технологию саморазвития учителя, основными составляющими которой являются самоанализ и диагностирование затруднений в деятельности [8].

Таким образом, в той или иной интерпретации, выделяются примерно схожие этапы профессионального самоанализа:

- осознание текущего положения в профессиональной деятельности;

- диагностика несоответствий и определение причинно-следственных связей;

- принятие решения и планирование;

- коррекция Я-профессионального.

В статье не рассматривается этап осознания каких-либо затруднений в деятельности, так как главным предметом анализа являются возможности диагностики несоответствий и определение причинно-следственных связей затруднений в подготовке к профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

В военной педагогике вопросам самоанализа профессиональной деятельности не уделялось достаточного внимания. Чаще рассматриваются понятия «рефлексия профессиональной деятельности» и «рефлексивные умения военнослужащих» (A.B. Барабанщиков, Т.Е. Седанкина, Ю.С. Руденко и др.). Е.Ю. Чернова предлагает модель самоанализа профессиональной деятельности, которая предполагает выделение структурных компонентов деятельности и установление соответствия «своих сегодняшних норм и представлений современным нормам» [9]. Следует, что для проведения диагностики несоответствий и определения причинно-следственных связей необходимо чётко осознавать структуру деятельности как совокупности взаимосвязанных элементов, а также требуется заданная шкала измерения во взаимосвязи с действующим профессиональным стандартом.

Иначе говоря, например, профессия «А», требует наличия у специалиста компетенций «А!», «В!» и «С!». Сопоставив собственные «А^» «В1» и «С1», с идеальными, становится возможной корреляция несоответствий и определение их причин, выработка плана коррекции «Я» - профессионального.

Учитывая, что каждая условная компетенция имеет иерархическую структуру (например сложная компетенция «А^ включает в себя более простые компетенции «а11», «а12» и «а13»), то диагностику несоответствий в профессиональной деятельности, можно представить в следующей таблице:

Таблица №1

Установление соответствий и несоответствий сформированности компетенций

Собственные компетенции (Ах1) Компетенции профессионального стандарта (А1)

АХ1 а х11 А1 ац

а х12 а12

а х13 а13

В х1 в х11 В1 ви

в х12 в12

в х13 в13

С х1 с х11 С1 с11

с х12 с12

с х13 с13

Исходя из рассуждений и наглядно представленных связей в таблице, логично предположить решение двух вопросов.

Первый: необходима четко заданная шкала измерения от «а х11» до «с х13».

Второй: важно знакомство, осмысление и осознание курсантом профессионального стандарта. В момент приобретения «А1» курсант может лишь поверхностно представлять о «В1», а о «С1», возможно, только догадываться.

Инструментарием для диагностирования «Ах1», «В х1» и «С х1» может выступать специально разработанная педагогическая программа - самодиагностика, одобренная на кафедре военного вуза определённого профиля.

На примере дисциплины «Огневая подготовка» предлагается вариант программы - самодиагностики курсантом военного вуза овладением военно-профессиональной компетенцией «Решение задач по поражению целей». Методами самодиагностики могут быть: анкетирование, тестирование, ранжирование, анализ результатов.

Военно-профессиональная компетенция «Решение задач по поражению целей» («А1») имеет иерархическую структуру и включает в себя ряд вспомогательных военно-профессиональных компетенций:

- «Подготовка вооружения к боевому применению» (а11);

- «Выбор и назначение позиций» (а12);

- «Организация наблюдения и разведка целей» (а13);

- «Выбор целей и целеуказания» (а14);

- «Подготовка данных для стрельбы» (а15);

- «Выполнение приёмов стрельбы» (а16).............и т.д.

Курсантам военного вуза предлагается анкета для оценки сформированности у себя компетенций. Вариант анкеты приводится ниже.

Таблица № 2. Анкета самодиагностики курсантами военного вуза сформированности компетенции «Решение задачи по поражению целей» (Вариант №1):

Уважаемый курсант! Определите по десятибалльной шкале, насколько вы владеете компетенцией «Решение задачи по поражению целей», где 10 - достиг воинского мастерства, 0 - не имею представления «что это».

№ п/п компетенция балл примеч.

1 Подготовка вооружения к боевому применению

2 Выбор и назначение позиций

3 Выбор целей и целеуказания

4 Подготовка данных для стрельбы.

5. Выполнение приемов стрельбы.

6. Наблюдение результатов и корректировка.

Отметим, что результаты самодиагностики будут тем точнее, чем подробнее составлена анкета, промежуточные более простые компетенции делятся на группы знаний, умений и навыков («А1» = а11 (а111+

а112+ а11з) + а12 (а121+ а122+ а12з)+ а13(а131+ а132+ а13з).

Таким образом, анкета самодиагностики приобретает следующий вид:

Таблица № 3. Анкета самодиагностики курсантами военного вуза сформированности компетенции «Решение задачи по поражению целей» (Вариант№2):

Уважаемый курсант! Определите по десятибалльной шкале, насколько вы владеете компетенцией «Решение задачи по поражению целей», где 10 - достиг воинского мастерства, 0 - не имею представления «что это».

№ п/п компетенция Необходимые знания, навыки и умения Балл Балл за компетенцию в целом

1. Подготовка вооружения к боевому применению Знание материальной части вооружения

Знания о порядке эксплуатации вооружения.

Навыки в подготовке вооружения к боевому применению.

2. Выбор и назначение позиций. Знание о требованиях к позициям.

Умения выбирать позиции.

3. Выбор целей и целеуказания Разведка целей и определение дальностей Измерение углов.

Классификация целей на поле боя.

4. Подготовка данных для стрельбы. Определение исходных установок.

Знание правил стрельбы.

Целеуказания.

5. Выполнение приемов стрельбы.... и т. д. Изготовка

Прицеливание

Производство выстрела

6. Наблюдение результатов и корректировка.....и т.д. Навыки в наблюдении

Навыки в быстром определении углов

Навыки в целеуказаниях

С.С. Кашлев отмечает, что следующим этапом самодиагностики, является анализ результатов на основе избранных критериев. К ним относятся: эмоционально-оценочный; когнитивный; мотивационный; деятельностный [10].

При проведении анализа результатов самодиагностики важно обсуждение направлений-вопросов:

- приращение знаний;

- ценностная переориентация;

- рост профессиональных представлений по различным показателям;

- соотношение профессиональной самооценки и адекватности с экспертной оценкой;

- возрастание интереса к профессии вследствие открытия для себя «нового» или неосознаваемого ранее. Выводы. В развитии способности и навыков курсантов военных институтов к профессиональному

самоанализу деятельности важным является системность и технологичность. Решение задач по определению затруднений курсантов в проведении профессионального самоанализа возможно при помощи анкет самодиагностики как в рамках одной профессиональной дисциплины, так и при выполнении служебных задач.

Литература:

1. Ладенко И.С. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск., Наука 1987 г. 241 с., С. - 164

2. Чернова Е.Ю. Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества. Новосибирск. 2005 г. - 212 с.

3. Седанкина П.Е. Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе психолого-педагогической подготовки. Казань, 2009. - 35 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Перенкова Е.В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы. М., 2003. - 178 с.

5. Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера или почему дела идут вкось. - М.: Прогресс, 1990. - 320 с.

6. Бережнова Л.Н. Формирование навыков профессионального самоанализа у студента. // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 4 (41). С. 97-106.

7. Деркунская В.А. Формирование опыта самоанализа как условие личностно-профессионального становления студента в педагогическом вузе. Спб 2001. 225 с.

8. Каверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя. Вестник ТГПУ. Томск-2009 №8.

9. Чернова Е.Ю. Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества. Новосибирск. 2005 г. - 212 с.

10. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - Мн.: Университетское, 2000. - 95с.

Педагогика

УДК 376.24

кандидат биологических наук, доцент Берсенева Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, старший преподаватель Дьячкова Татьяна Валерьяновна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);

студент 3 курса Бекшаев Илья Алексеевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ

УРОКОВ БИОЛОГИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья среди школьников с ОВЗ на уроках биологии. Проведены исследования зависимости здоровьесберегающих технологий и инклюзивного образования. Сделан акцент на необходимость максимального уделения внимания проблемам инклюзии в комплексе со здоровьесбережением в нашей стране.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети, здоровьесберегающие технологии, валеология, уроки биологии, ОВЗ, школа.

Annotation. The article is devoted to the urgent problem of health preservation among schoolchildren with disabilities in biology classes. Studies were conducted on the dependence of health-saving technologies and inclusive education. The emphasis was placed on the need for maximum attention to problems of inclusion in conjunction with health conservation in our country.

Keywords: inclusive education, children, Healthcare technologies, valeology, lessons of biology, children with disabilities, school.

Введение. На современном этапе развития нашей страны увеличилось количество детей с отклонениями в здоровье и поведении. В последнее время все больше внимания уделяется образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2016-2017 учебного года в нашей стране насчитывалось 510 417 детей с ограниченными возможностями здоровья. Детей-инвалидов по статистике на 30 марта 2017 года - 636 024 человек (Таблица 1). С каждым годом эта цифра продолжает расти (только за 2016 год количество детей с ОВЗ увеличилось на 4,5%).

Таблица 1

Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (на 30 марта 2017 года)

Субъект Численность детей-инвалидов по годам (человек)

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Россия 560 422 567 825 579 574 604 850 616 905 636 024

Московская обл. 18 492 18 458 19 134 19 774 20 962 21 952

По состоянию на 1 января 2017 года население Российской Федерации составляет 146 804 372 человека (по данным Федеральной службы государственной статистики). Детское население (в возрасте от 0 до 19 лет) - 32 23 8 000 человек (Таблица 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.