Научная статья на тему 'Актуальность сотрудничества музеев и вузов в первой четверти XXI века'

Актуальность сотрудничества музеев и вузов в первой четверти XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейная педагогика / искусство / ценности. / museum pedagogy / art / values.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н С. Логинова, А Ю. Бендрикова, О П. Пономаренко

В начале XXI века термин “музейная педагогика” изменил значение и стал постепенно утрачивать свою актуальность. При этом цели и задачи музеев во многом совпадают с целями и компетенциями рабочих программ гуманитарных дисциплин в вузе. Преподавателями аграрного и медицинского вузов был проведен социологический опрос студентов, который подтвердил многие теоретические гипотезы авторов статьи. Также после перехода на дистанционное обучение был проведен анализ работ обучающихся вузов в связи с онлайн-посещением ими определенных культурных учреждений, в том числе музеев мира. Посещение музеев в процессе реального обучения имеет особую значимость, ценность для подрастающего поколения, вызывает не только познавательный интерес, но и многообразие эмоций. Понимая значимость проведения подобных культурных мероприятий, авторы статьи позволили себе дать некоторые рекомендации по организации сотрудничества вуза и музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF COOPERATION OF MUSEUMS AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURY

At the beginning of the XXI century, the term “museum pedagogy” changed its meaning and gradually began to lose its relevance. At the same time, the goals and objectives of museums largely coincide with the goals and competencies of the work programs of humanitarian disciplines at the university. Teachers of agricultural and medical universities conducted a sociological survey of students, which confirmed many theoretical hypotheses of the authors of the article. After the transition to distance learning, an analysis of the work of university students is carried out in connection with their online visit to certain cultural institutions, including museums of the world. Real training and visiting museums is of particular importance, value for the younger generation, cause not only cognitive interest, but also a variety of emotions. Understanding the importance of holding such cultural events, the authors of the article dared to give some recommendations on the organization of cooperation between the university and museums.

Текст научной работы на тему «Актуальность сотрудничества музеев и вузов в первой четверти XXI века»

Библиографический список

1. Алехин И.А. Военная педагогика. Москва: Министерство Обороны Российской Федерации, 2008.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Академия, 2004.

3. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Доминирующая мотивация офицеров специальных подразделений. Системная психология и социология. 2013; № 7: 35 - 40.

4. Низовских Н.А. Мотивация саморазвития человека. Вестник Вятского государственного университета. 2008; № 1: 113 - 119.

5. Пронина И.В. Диагностика уровней профессионального саморазвития офицера. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018; № 1: 52 - 59.

6. Пронина И.В. Методы профессионального саморазвития офицера. XIII Международная научно-практическая Internet-конференция. Тамбов: Тамбовский государственный университет: имени ГР Державина, 2017: 418 - 422.

7. Прохоров А.В. Педагогическая концепция целостного развития человека: монография. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2010.

8. Афанасьева Е.С. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.

References

1. Alehin I.A. Voennayapedagogika. Moskva: Ministerstvo Oborony Rossijskoj Federacii, 2008.

2. Leonfev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Akademiya, 2004.

3. Kulagina I.Yu., Apasova E.V. Dominiruyuschaya motivaciya oficerov special'nyh podrazdelenij. Sistemnaya psihologiya isociologiya. 2013; № 7: 35 - 40.

4. Nizovskih N.A. Motivaciya samorazvitiya cheloveka. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; № 1: 113 - 119.

5. Pronina I.V. Diagnostika urovnej professional'nogo samorazvitiya oficera. Psihologo-pedagogicheskijzhurnal Gaudeamus. 2018; № 1: 52 - 59.

6. Pronina I.V. Metody professional'nogo samorazvitiya oficera. HIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya Internet-konferenciya. Tambov: Tambovskij gosudarstvennyj universitet imeni G.R. Derzhavina, 2017: 418 - 422.

7. Prohorov A.V. Pedagogicheskaya koncepciya celostnogo razvitiya cheloveka: monografiya. Ryazan': RGU imeni S.A. Esenina, 2010.

8. Afanas'eva E.S. Pedagogicheskie puti povysheniya 'effektivnosti poznavatel'noj deyatel'nosti kursantov voennyh vuzov v hode izucheniya gumanitarnyh disciplin: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.05.20

УДК 378

Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology, Altai State Medical University

(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Bendrikova A.Yu., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology,

Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

RELEVANCE OF COOPERATION OF MUSEUMS AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURY. At the beginning of the XXI century, the term "museum pedagogy" changed its meaning and gradually began to lose its relevance. At the same time, the goals and objectives of museums largely coincide with the goals and competencies of the work programs of humanitarian disciplines at the university. Teachers of agricultural and medical universities conducted a sociological survey of students, which confirmed many theoretical hypotheses of the authors of the article. After the transition to distance learning, an analysis of the work of university students is carried out in connection with their online visit to certain cultural institutions, including museums of the world. Real training and visiting museums is of particular importance, value for the younger generation, cause not only cognitive interest, but also a variety of emotions. Understanding the importance of holding such cultural events, the authors of the article dared to give some recommendations on the organization of cooperation between the university and museums.

Key words: museum pedagogy, art, values.

Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: [email protected]

А.Ю. Бендрикова, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: [email protected]

О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЕЕВ И ВУЗОВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА

В начале XXI века термин "музейная педагогика" изменил значение и стал постепенно утрачивать свою актуальность. При этом цели и задачи музеев во многом совпадают с целями и компетенциями рабочих программ гуманитарных дисциплин в вузе. Преподавателями аграрного и медицинского вузов был проведен социологический опрос студентов, который подтвердил многие теоретические гипотезы авторов статьи. Также после перехода на дистанционное обучение был проведен анализ работ обучающихся вузов в связи с онлайн-посещением ими определенных культурных учреждений, в том числе музеев мира. Посещение музеев в процессе реального обучения имеет особую значимость, ценность для подрастающего поколения, вызывает не только познавательный интерес, но и многообразие эмоций. Понимая значимость проведения подобных культурных мероприятий, авторы статьи позволили себе дать некоторые рекомендации по организации сотрудничества вуза и музеев.

Ключевые слова: музейная педагогика, искусство, ценности.

Формирование и развитие тесного сотрудничества между образовательными учреждениями и музеями долгое время связывали с термином «музейная педагогика». Основополагающие идеи музейной педагогики развивали на рубеже XIX - ХХ веков Г Фройденталь, А. Рейхвейн, К. Фолль, Л. Лихтварк, К. Кершен-штайнер и др. В конце XX века в Германии отказались от отождествления понятия музейной педагогики с использованием музея в целях обучения. Данный термин стал обозначать новую дисциплину, «рассматривающую образовательные проблемы музейной коммуникации» [1, с. 344], направленную на создание благоприятных условий для общения потенциальных посетителей с мировым культурным наследием.

В России представители интеллигенции, в том числе русский философ Н.Ф. Федоров, считали: «Всякий человек носит в себе музей... ибо хранение -закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него... Музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых. Музей есть выс-

шая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее» [2, с. 575]. Б. Столяров, М. Юхневич, М. Волчкова и пр. воспринимали музей как нравственно-воспитательное учреждение, пробуждающее духовность и творческое начало в подрастающем поколении.

В середине XX века чаще всего музеи связывали с деятельностью школ, в том числе особой популярностью пользовались идеи о создании школьного музея. В период 1980 - 1990 гг создается концепция, направленная на формирование ценностного отношения посетителей к культурно-историческому наследию Родины как равноправных участников коммуникативного процесса. На фоне интеграции с педагогикой и психологией музейная педагогика в ее классическом понимании в России к первой четверти XXI века также исчерпала себя. Музейная педагогика перестала ассоциироваться с одним из специфических средств обучения, адаптации обучающихся к социальным процессам. В настоящее время посещение музея чаще всего воспринимается как одно из средств воспитания студентов, как популярная и доступная форма работы с коллективом.

На рубеже ХХ - XXI вв. в РФ на уровне администраций области, края активно поддерживается инициатива по созданию этнографических музеев, позволяющих не только сохранять, исследовать, но и возрождать интерес к культуре «малых народов». Понимание музейной педагогики в России, как некогда и в Германии, изменило свое значение, стало специфическим предметом для будущих узких специалистов. Об этом в своих исследованиях пишут К. Султанбаева, А. Ванеев и пр.

В начале XXI века музеи увеличивают интенсивность музейной коммуникации, включают новые современные формы работы с посетителями. Школьники, а также дошкольники с родителями активно посещают программы музеев. Особенной популярностью пользуется «Ночь музеев», а также организованные мастер-классы, встречи с известными людьми, тематические вечера. При этом наблюдается спад посещаемости музея преподавателями и студентами вузов, которые все менее связывают освоение программ гуманитарных дисциплин с экскурсионными программами музея. Возникает закономерный вопрос: почему музейная педагогика в ее классическом понимании, несмотря на то, что С.Л. Троянская, Е.И. Зубкова, Е.М. Коваленко и пр. раскрывают ее образовательные возможности, воспитательный потенциал в развитии общекультурной и пр. компетенций, занимает все меньше места в образовательном пространстве современного вуза?

Мы проанализировали документы двух вузов и одного из популярных музеев Алтайского края и выявили некоторые особенности. В ГМИЛИКА разработана обширная тематика мероприятий «Мир музея. Алтай в российской и мировой культуре», которая включает всевозможные формы работы с различными категориями посетителей и охватывает все разнообразие тем, представленных в музейных экспозициях, а также отдельными экспонатами из фондохранилищ. Темы объединены в комплексные культурно-просветительные программы и циклы примерно двадцати музейных программ. Основная цель данной программы: специфическими музейными средствами приобщать человека к культурным ценностям, формировать способность к их творческому восприятию, развивать личностную культуру.

В приложениях подробно описаны локальные тематические культурно-просветительные программы и циклы. Каждая из таких программ решает конкретные задачи, например: формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему; повышение интереса к экспозициям музея и расширение знаний о культуре, искусстве, истории, накопление эстетического опыта индивида; активизация творческих способностей личности; поиск новых форм осуществления культурно-исторического диалога; воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и пр.

Цель и задачи ГМЛИКА частично совпадают с компетенциями в РПД вузов. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте сформулированы основные общекультурные (универсальные) компетенции, на основании которых преподаватели гуманитарных дисциплин вуза составляют рабочие программы. В ФГОС 3++ обращается внимание на развитие у студентов следующих способностей: готовность к саморазвитию, самореализации, к использованию творческого потенциала; способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Обучающийся должен быть способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия, а также применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия; должен быть готов к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия [3].

Очевидно, что цели и задачи музеев созвучны с требованиями к формированию компетенций при преподавании гуманитарных дисциплин студентам негуманитарных специальностей. При этом сотрудничество вуза и музея часто происходит по личной инициативе какого-либо преподавателя, зависит от сферы его интересов и не всегда вписывается в программу реализации компетентност-ного подхода средствами музейной педагогики.

Работа педагога вуза, направленная на соединение теории преподаваемых дисциплин с отработкой определённых навыков, включение специфической наглядности и пр. при посещении обучающимися выставок, экскурсий предполагает формирование культуры поведения обучающихся перед посещением музея (изучение основ этикета), организацию посещения музея, проверку творческих работ (эссе, рецензий, рефлексивных сочинений) обучающихся после посещения экскурсии, концерта и пр. мероприятий в музее. Данные мероприятия затратны по времени для педагога и обучающихся, не выгодны в материальном плане, но соответствуют реализации определенных интересов личности и общества.

Например, студенты всегда с благодарностью, с положительными эмоциями отзываются о посещенных мероприятиях. Преподаватели отмечают важность использования подобного рода наглядности (текстов, аудио и видеотехники и пр.) в образовательном процессе при освоении определенной дисциплины, в том числе культурологии, а также незаменимость живого диалога студентов с сотрудниками музея.

В нашем исследовании педагогами вузов отмечается влияние музея на формирование гуманистических и мировоззренческих идеалов, на развитие спо-

собности к эстетическому восприятию и переживанию, а также на корректирование мотивации к творчеству. Музей как символ культуры, как диалоговое окно в пространстве и времени незаметно включает обучающихся в образовательный процесс, дает возможность увидеть малоизвестные, нетиражируемые образцы художественной культуры, отличать на практике подлинное искусство от неискусства. В статье «Специфика формирования критериев подлинного искусства и эстетического вкуса на занятиях по культурологии у обучающихся негуманитарных специальностей» авторы отмечают, что искусство вызывает у зрителя позитивные эмоции, возвышенные чувства, а катарсис, отвращает от увиденного или описанного зла. При этом неискусство имеет обратный эффект, а псевдоискусство не вызывает у человека глубокие чувства, искренние эмоции [4].

Посещение музея способствует возникновению у студентов стремления к познанию, интереса, который выражается в большом количестве вопросов к экскурсоводу и педагогу вуза. Кроме того, в эссе и при устном ответе обучающиеся часто подчеркивают, что музейная экспозиция без экскурсовода представляла бы для них сложночитаемый неизвестный текст, который даже после объяснения требует время для его осмысления. Без экскурсовода и пояснений педагога обучающиеся плохо ориентируются в музее, не понимают его структуру, логику расположения залов и экспонатов в витринах, не осознают их историческую, художественную ценность и значимость. Для многих студентов концерт, встреча с писателями, фотографами живой природы, знакомство с подлинниками живописи, скульптуры является их первой встречей с "носителями живой культуры". Удивление, восхищение побуждают к дальнейшему самостоятельному поиску информации. Многие из студентов видели шедевры, слышали классическую музыку только виртуально, большинство было знакомо только с суррогатами из СМИ. У обучающихся после экскурсии в музее складывается не фрагментарное, а целостное представление о культуре малой Родины, ее истории.

Представители иных стран, регионов до посещения музеев г. Барнаула воспринимали город, в котором они получают образование, как один из непримечательных провинциальных городков. Мнение данных студентов существенно меняется после знакомства с историей культуры города Барнаула именно в музее, где они увидели не только артефакты, но и познакомились с биографией великих личностей-символов, неравнодушно относящихся к судьбе горожан, жертвовавших не только материальным благополучием, но и здоровьем, жизнью для процветания города. Для будущих врачей, агрономов, ветеринаров данные экскурсии скорректировали их ценностные ориентации, выявили новые варианты идеалов, цели и смыслы жизни человека.

В подтверждение актуальности выдвинутых на основании многолетнего анализа письменных работ и устного опроса студентов тезисов нами был проведен социологический опрос методом анкетирования. В исследовании приняли участие 183 студента первого и второго курсов Алтайского государственного медицинского университета и Алтайского государственного аграрного университета. Целью нашего исследования было изучение степени значимости посещения культурных мероприятий музея обучающимися негуманитарных вузов г Барнаула в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, а также в рамках проводимых воспитательных мероприятий кураторами вузов.

Следует учитывать, что второй - четвертый семестр у студентов вуза начинается примерно с середины февраля, а введение режима самоизоляции с конца марта нивелировало возможность посещения музеев и иных культурных учреждений г. Барнаула. Данный факт скорректировал особенности ответов и направленность нашего исследования.

Характерно, что всего лишь половина опрошенных посещали музей за последние шесть месяцев (50,5%). Это вполне объяснимо, так как основным видом деятельности респондентов является образовательная, а самоподготовка и самообразование у студентов указанных вузов в таком виде не предусмотрена. Однако, как показали результаты исследования, именно преподаватели вузов, кураторы групп являются основным источником информации (45%) о культурных мероприятиях, а также о выставках, спектаклях, проводимых в городе. Еще одним из самых значимых источников передачи информации являются СМИ (28%), в том числе группа музея в социальной сети (8%), что вполне объяснимо в условиях информационного общества. Вместе с тем необходимо отметить, что сайт вуза и кафедры рассматривается студентами как наименее компетентный источник информации о культурной жизни города. Всего 2% опрошенных молодых людей указали на него. В связи с этим можно рекомендовать в первую очередь руководству, а также техническим службам вузов размещать на официальных сайтах актуальную, разнообразную, интересную для студентов информацию о культурных мероприятиях, учреждениях г. Барнаула для оптимизации организации воспитательной работы в вузах.

В ходе опроса студентам также задавались вопросы об их отношении к посещению музеев города, а также значении этих мероприятий в их личной жизни. Большинство опрошенных студентов ответили, что посещение музея вызывает у них положительные эмоции: моральное удовлетворение (52%), удивление (25%), радость (14%). Молодые люди приходят в музей для того, чтобы интересно и с пользой провести время (50%), получить эстетическое удовольствие (36,1). При этом 65% всех опрошенных обучающихся обычно посещают выставки случайно, спонтанно. Как указывалось выше, чаще всего это делается в контексте изучения дисциплин гуманитарного цикла, а также в результате знаний, полученных на кураторских часах. Отсюда желание большинства опрошенных (74%) увидеть

артефакты, узнать дополнительную информацию, желание посетить музей. И только 10% студентов рассматривают посещение музея как бесцельное времяпровождение.

Чаще всего молодые люди ожидают от посещения музея получения новых знаний и качественной информации (71%), что вполне естественно для обучающегося человека, стремящегося к знаниям. 79% респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Помогает ли посещение музеев в изучении дисциплин гуманитарного цикла, преподаваемым в вузе?». Среди основополагающих критериев при выборе музеев студенты выделили: желание узнать что-то новое, познакомиться с интересными людьми (39%); желание приобщиться к искусству, к высшим идеалам (35%); желание отдохнуть, интересно провести время (22%).

В связи с пандемией коронавируса и переходом на дистанционное обучение студентам, у которых по плану культурология проходила во втором - четвертом семестрах, было предложено посетить культурные мероприятия (выставки, спектакли) онлайн. Обучающимся были даны ссылки на ресурсы, задания, в том числе они должны были ответить на вопросы, поработать с тезисами, написать рецензию и пр. Одна из студенток по поводу предложенного задания написала: «Я поняла, что, находясь в самоизоляции, нужно выкраивать время для саморазвития, а не только зацикливаться на учебе или работе». Проанализировав работы студентов 1 - 2 курса, мы пришли к следующим выводам.

Большинство студентов отметили, что реальное посещение музея, выставки, концерта более познавательно, эмоционально насыщенно, чем виртуальное. Обучающиеся отметили, что при реальном посещении выставки, концерта реализуется принцип наглядности в учебной деятельности, удовлетворяются особые интересы человека, устанавливаются связи между прошлым и настоящим. «Музей - это остров духовности в современном художественном процессе. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического воспитания, художественного вкуса, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность».

Обучающиеся написали, что некоторые виртуальные выставки, размещенные на сайтах отечественных музеев, не соответствуют даже пресс-релизу реальной выставки. Кроме того, студенты посчитали, что трудно назвать выставкой то событие, где отсутствует реальный музейный предмет, а его виртуальный образ не способен сформировать эмоционально-чувственные впечатления, создать живую атмосферу погружения в мир искусства. Виртуальное посещение выставок обучающиеся сравнили с просмотром картинок в Интернете, с употреблением подделок/суррогатов, особенно в тех случаях, когда было невозможно рассмотреть заинтересовавших объект (макет космического корабля) и получить подробную информацию, как, например, при чтении таблички перед экспонатом в музее. Студенты писали: «Невозможно прочувствовать все тонкости произведений искусства, находясь дома, мы должны побывать в тех местах, где они были сотворены, так как все картины, архитектурные сооружения, скульптуры были сделаны в том или ином месте и пропитаны этой культурой».

Отсутствие живого звука голоса, тембра речи, «теплых улыбок и трогающих слез», установления зрительного контакта, выделения особенностей сочетания цветов, особых запахов, акустики данных культурных учреждений, а значит, и невозможность формирования эмоционального отклика, чувств, особой атмосферы отмечали большинство студентов первого курса. Многие посчитали, что информация дается сухо, холодно, не чувствовали тепла, отдачи - эмпатии. Обучающихся угнетала пустота, отсутствие не только экскурсовода, но и иных посетителей, огорчало неимение возможности сфотографироваться на память на фоне понравившегося предмета. Студенты писали, что не чувствуют «силу толпы», нет той синергии с людьми, которая возникает только при живом посещении», что они не могут через экран чувствовать настроение героев. Обучающиеся считают: несмотря на то, что многое увиденное у них вызвало удивление, без особых эмоций, чувств, такое посещение скоро забудется. Первокурсники писали, что «живое» изучение экспонатов - это то, к чему должен стремиться искатель ярких впечатлений и незабываемых эмоций».

При этом обучающиеся отмечали, что в виртуальном музее можно весело и интересно провести время, это удобно, безопасно. Кроме того, студенты неоднократно подчеркивали информативность, познавательность таких посещений, уникальную возможность рассмотреть некоторые детали экспонатов, которые часто в музее находятся под стеклом или даже в хранилище.

Будущие клинические психологи отметили немаловажные детали использования виртуальных экскурсий при работе с особенными детьми. Например, скорость передвижения по залам, возможность не по порядку переходить из зала в зал, покинуть и продолжить экскурсию в любой критический момент. Кроме того, студенты подчеркнули снижение уровня тревожности в процессе расширения кругозора особых детей, приобщения их к прекрасному.

Также многие студенты указали, что Интернет позволяет бесплатно посещать места, которые в силу материальных и временных затрат многим молодым людям, в том числе студентам, недоступны. Действительно, виртуальный музей дает возможность посетителю исполнить мечту, посмотреть выставку в максимально комфортных для него условиях, с чашкой чая или кофе, в свободное от занятий время, когда реальные музеи и театры уже не работают.

Обучающиеся отнесли к несомненным плюсам то, что виртуальный музей может работать на протяжении длительного времени, изучить предметы виртуальных экспозиций возможно из любого уголка мира, количество посетителей

виртуального музея не ограничено. При этом виртуальное посещение культурного мероприятия, объекта многие рассматривают в качестве стартовой площадки для реального посещения данного музея, театра. Кроме того, студенты подчеркнули, что если посещение мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, за границей для многих недоступны, то посещение местных спектаклей частично компенсируется (предоставляется скидка), а посещение выставки в своем городе не требует серьезных затрат. Обучающиеся посчитали, что те молодые люди, которые умеют распределять свое время, не имеют ограничений для наслаждения подлинным искусством.

Также большинство студентов согласились с тезисом, что 3D способно заменить любое реальное посещение музея, выставки, но не спектакль, концерт. «Я бы согласилась посетить музей или выставку виртуально, даже если бы у меня была возможность посетить их реально, но я бы никогда не согласилась с виртуальным посещением концерта или спектакля, будь у меня возможность их реального посещения. Я, конечно, смотрю записи с концертов, мюзиклов, но у меня просто нет возможности посетить эти мероприятия, так как они уже давно прошли, хоть я бы и хотела там оказаться». Также обучающиеся отметили, что экскурсии во многих музеях ведутся на английском, французском, немецком, которыми обучающиеся не владеют свободно, и без русского перевода им было сложно понять многие тонкости в описании экспонатов.

Обучающиеся отметили, что в 3D-галерее можно подробно рассмотреть картины в хорошем качестве изображения, узнать много нового, произвести тематическую подборку, например, про детский портрет, про идеалы красоты в определенную эпоху, можно сортировать произведения по хронологии, по имени автора в алфавитном порядке и пр. «Трудно себе представить посетителя музея, который с лупой подходит к картине и изучает детали. А на сайте Эрмитажа это можно сделать одним щелчком мыши. Еще труднее представить себе человека, который, задавшись целью ознакомиться с развитием детского портрета в мировой живописи, бегает из зала в зал по всему музею в поисках изображений детей. А на сайте того же Эрмитажа или Лувра это делается двумя щелчками мыши». Кроме того, любители виртуальных игр оценили технические возможности некоторых видеороликов и сравнили свои ощущения с эффектом, который в начале XX века произвел показ фильма «Прибытие поезда» братьев Люмьер, охарактеризовав такой эффект как одновременно и пугающий, и восхищающий.

При виртуальном посещении у посетителей есть возможность изучить потолок, мозаику на полу и пр. детали интерьера, рассмотреть изображение во всех ракурсах, прослушать именно ту информацию, которая заинтересовала, опустив малоинтересные детали. Например, многие студенты были восхищены театром-музеем Сальвадора Дали в Фигерасе, Государственным музеем истории космонавтики в Москве, Московским Дарвиновским музеем, Третьяковской галереей, музеем Ван Гога в Амстердаме, Национальным музеем естественной истории и Лувром в Париже, Берлинским музеем естествознания, национальным музеем Кореи в Сеуле и пр. При этом подчеркивали, что «компьютеры на сегодняшний день, хотя и достигли высокого уровня, всё равно не смогли передать красочность, объёмность предметов, скульптур, картин в своей полноте». Кроме того, первокурсники писали, что «от реального посещения мероприятий ты получаешь больше удовольствия, ты готовишься к их посещению и предвкушаешь момент», что каждое посещение уникально, остается надолго в памяти именно за счет полученных впечатлений. Студенты считают, что человек, посещающий культурные мероприятия виртуально, «не получит тех же ощущений, это как учить теорию, но не выходить на практику».

Прослушивая короткие рассказы Чехова в театре-студии Современник или просматривая спектакли театра-студии под руководством О. Табакова, изучая спектакли Большого театра, театра на Таганке, обучающиеся не получили полной эмоциональной отдачи, хотя такой опыт был для них очень интересен. Студенты писали, что при реальном посещении свет, спецэффекты, запахи и пр. погружают зрителя в события, в иную эпоху, т.е. переносят в другое пространство и время вместе с актерами. При просмотре спектакля в записи такие чувства и эмоции, по мнению обучающихся, отсутствуют. Обучающиеся писали, что чаще всего мозг только следит за сюжетом, анализирует актерскую игру, технику исполнения, декорации, костюмы.

Интересно отметить, что некоторые первокурсники впервые побывали не только в виртуальных музеях, но и в музеях вообще. Они связывали свою жизнь исключительно с будущей профессией и не думали о значении культуры для человека. После посещения музеев и театров онлайн один из студентов написал следующее: «Культура - это явление, имеющее колоссальное влияние на настоящее и будущее. Без нее человек вскоре начнет деградировать и сводить все свои порывы к уровню инстинктов. Ее очень важно поддерживать и актуализировать. Каждое посещение музея - это своеобразный вклад отдельного индивидуума в дальнейшее развитие своего народа».

Кроме того, некоторые студенты вспомнили ранее изученный материал, в том числе рассуждения Ю. Лотмана и пр. авторов статей об искусстве. «Действительно, что бы ни было, по мере своих возможностей мы должны посещать музеи, выставки смотреть спектакли, оперные постановки, то есть развиваться. Ведь без этого всего мы никуда, без искусства мы никуда, потому что, как бы странно это не звучало, оно в нас, а мы в нем...». При этом в качестве вывода многие студенты еще раз подчеркнули, что нельзя экономить на чувствах, т.к. «даже самая красочная, качественная и интересная виртуальная экспозиция

музея не сможет до конца нам передать то ощущение, которое возникает при общении, соприкосновении с подлинным искусством. Это и есть самое главное и ценное в посещении выставочных залов, театров».

Проанализировав анкеты о реальном посещении музеев, а также эссе студентов о виртуальном путешествии в мир культуры, мы пришли к следующим выводам. Предметно-информационная и эмоционально-ценностная обогащен-ность, знаково-символьная насыщенность, тиражируемость высоких образцов творческой деятельности, гражданско-патриотическое воспитание, научно-исследовательский и, конечно, высокий образовательный потенциал музея в условиях модернизации профессионального образования и реализации личностно ориентированного и компетентностного подходов очевиден для преподавателей гуманитарных предметов и кураторов вузов. Посещение музейных программ позволяет установить взаимосвязь теоретической подготовки и практических умений, навыков обучающихся. Именно погружение в определенную временную эпоху прошлого позволяет развивать эстетический вкус; прочувствовать, понять особенности жизни и быта людей с иным мировоззрением, ментальностью; по-пулизировать желание изучать оригиналы артефактов для познания прошлого, восстановления особенностей диалога между культурами; вызывает стойкий интерес познать секреты изготовления предметов, формирует новые умения и навыки, пробуждает творческий потенциал у подрастающего поколения.

При изучении культурологии, межкультурных коммуникаций очевидна интеграция образовательного, информационного, воспитательного, культурно-исторического, эстетического направлений развития личности. Наглядность, доступность, динамичность, содержательность материала, сочетание предметного мира музея с РПД курса (философии, культурологии и пр.), контекстное формирование гуманистических ценностей, активной гражданской позиции, высокой

Библиографический список

культуры будущего специалиста, представителя интеллигенции сложно представить без диалога вузов с музеями, театрами города, края, страны.

Мы считаем, что работа вуза и музея должна быть более целенаправленной, организованной в соответствии с целями и задачами не только РПД, но и воспитательной работы в вузе. Куратору необходимо составить реестр музейных программ по направлениям воспитательной работы. Преподавателю курса желательно заранее спроектировать диалог между обучающимися, музейными работниками; целенаправленно формировать культурно-педагогическое пространство с помощью информационных технологий (посещение виртуальных музеев); скоординировать содержательный материал курса с тематическими мероприятиями музея, в том числе спланировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся, организованные и самостоятельные варианты посещения музея студентами вуза.

Несмотря на времязатратность данных мероприятий, следует учитывать социальный заказ российского общества, интересы страны не только в обучении, но и в воспитании подрастающего поколения. Сочетание виртуального и реального посещений учреждений культуры (в зависимости от ситуации при приоритете последнего) раскрывает новые возможности в диалоге поколений, в формировании эстетического вкуса, этических ценностей и идеалов подрастающего поколения. Без эмоционального отклика обучение невозможно. Эмоция, эмпатия стали дефицитом в современном информационном обществе, и сотрудничество вузов с музеем в России вышло на новый виток синергийной реализации целей и задач. Планирование, организация, координация работы вуза и музея позволит в полной мере реализовать не только программы, компетенции, но и будет иметь более широкий положительный резонанс для самосовершенствования личности студента.

1. Шеховская Н.Л., Мандебура Е.П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ. Научные ведомости Белгородского государственного университета: Гуманитарные науки. 2011; № 6 (101): 343 - 350.

2. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. Москва, 1982.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru

4. Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Специфика формирования критериев подлинного искусства и эстетического вкуса на занятиях по культурологии у обучающихся негуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 113 - 115.

References

1. Shehovskaya N.L., Mandebura E.P. Muzejnaya pedagogika: istoriko-pedagogicheskij analiz. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta: Gumanitarnye nauki. 2011; № 6 (101): 343 - 350.

2. Fedorov N.F. Muzej, ego smysl i naznachenie. Sochineniya. Moskva, 1982.

3. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandartosnovnogoobschegoobrazovaniya. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru

4. Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Specifika formirovaniya kriteriev podlinnogo iskusstva i 'esteticheskogo vkusa na zanyatiyah po kul'turologii u obuchayuschihsya negumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 113 - 115.

Статья поступила в редакцию 18.05.20

УДК 37.06

Marin E.B., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Far Eastern Federal University; senior lecturer, Branch of Vladivostok State University of Economics

and Service (Nakhodka, Russia), E-mail: [email protected]

Moroz R.V., МА student (Psychology) Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]

SOME CHARACTERISTICS OF THE IMAGE OF THE MAIN TRADITIONAL CONFESSIONS OF RUSSIA IN THE UNDERSTANDING OF STUDENTS. The article describes a study that reveals significant features of the image of traditional confession in Russia - Orthodoxy, Islam and Buddhism among students of Primorsky Krai. The study is characterized by a representative sample and provides an understanding of youth perceptions regarding significant religious denominations. The study has significant novelty, since the use of the projective method of group associative experiment to elucidate attitudes toward religious phenomena has not been done in Russia before. The results obtained indicate that young people in Russia do not receive enough education to form an adequate idea of religious traditions. This impoverishes the formation of a culture of young people, introduces serious distortions in understanding a number of processes in public life, reduces the ability to withstand manipulations in the information space due to a lack of objective data.

Key words: religion, confession, free associations, image, Orthodoxy, Islam, Buddhism.

Е.Б. Марин, канд. ист. наук, доц., Департамент психологии и образования. Дальневосточный федеральный университет г. Владивосток;

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка. E-mail: [email protected]

Р.В. Мороз, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ОСНОВНЫХ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению характеристик образа основных традиционных конфессий России - православия, ислама и буддизма - в представлении студенческой молодежи Приморского края. Исследование характеризуется репрезентативной выборкой и дает понимание о представлениях молодежи относительно значимых религиозных конфессий. Исследование обладает значительной новизной, так как использование проективного метода группового ассоциативного эксперимента для выяснения отношения к религиозным феноменам ранее в России не производилось. Полученные результаты свидетельствуют, что молодые люди в России не получают достаточного образования для формирования адекватного представления о религиозных традициях. Это обедняет формирование культуры молодых людей, вносит серьезные искажения в понимание ряда процессов общественной жизни, уменьшает способность противостоять манипуляциям в информационном пространстве из-за недостатка объективных данных.

Ключевые слова: религия, конфессия, свободные ассоциации, образ, православие, ислам, буддизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.