МИР ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 316.7
Александр ЕГОРОВ, Лотар БЕРТЕЛЬС, Елена СУХОВА, Василий ДВОЙНЕВ
МУЗЕИ В ДОСУГОВЫХ ПРАКТИКАХ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГЕРМАНИИ И РОССИИ
Аннотация. В статье представлены результаты международного кросс-культурного исследования повседневных досуговых практик городского населения Германии и России, проведенного в рамках сотрудничества городов-побратимов Смоленска (Россия) и Хагена (Германия) исследовательскими группами Смоленского государственного университета и Хагенского заочного университета. Цель исследования заключалась в оценке роли музеев в культурной жизни и свободном времяпровождении жителей городов-партнёров, а также в выявлении мнений горожан о работе смоленских и хагенских музеев и качестве их экспозиций. Результаты исследования были подвергнуты сравнительному анализу. В обоих городах музеи играют значительную роль в досуговых практиках их населения. Неоднократное посещение одних и тех же музеев горожанами свидетельствует об их социокультурной укорененности в бюджете свободного времени населения. В ходе исследования было установлено, что молодёжь обоих городов активно проявляет заинтересованность в посещении музеев. Опираясь на результаты исследования, можно утверждать, что жители Смоленска и Хагена как представители русского и германского народов обладают значительным потенциалом социальной памяти.
Ключевые слова. Социологические исследования, города-побратимы, Хаген, Смоленск, культурная жизнь, досуговые практики, социологические опросы, музеи, сравнительный анализ.
© Егоров Александр Григорьевич, доктор философских наук, проректор по научной работе, завкафедрой социологии и философии Смоленского государственного университета, председатель Смоленского отделения АЕВИС. Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. E-mail: [email protected] Лотар Бертельс, доктор наук, профессор, институт социологии Хагенского заочного университета: Адрес: 58097 Хаген, ФРГ, ул. Универзитэтсштрассе, д. 47. E-mail: [email protected] Сухова Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, начальник отдела сопровождения научно-исследовательской работы Смоленского государственного университета, учёный секретарь Смоленского отделения АЕВИС. Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. E-mail: [email protected] Двойнев Василий Владиславович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и философии Смоленского государственного университета. Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. E-mail: [email protected] Публикация подготовлена в рамках задания №2014/381 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52015135140
Досуговые практики не только многообразны, но и подвижны: эволюция города -это также развитие сферы досуга. Между тем социокультурная динамика города содержит в себе устойчивые компоненты (инварианты), которые транслируются из одного культурного времени в другое, гарантируя сохранение самобытности. Музей и относится к таким инвариантам. Отсюда, разумеется, не следует, что институт музея законсервирован в теле городской культуры, напротив, он подвержен процессам модернизации и различного рода социальным трансформациям. Наиболее важным индикатором состояния музея является отношение к нему посетителей, их оценки, позиции и прогнозы.
В этой связи целесообразно сопоставить ситуации в европейских городах с развитыми музейными традициями и широко поставленным музейным делом. Города-побратимы Хаген (Германия) и Смоленск (Россия) дают весьма ценный материал в данном отношении. Во-первых, обширные, долговременные и разносторонние коммуникации позволяют жителям двух городов непосредственно познакомиться с музейными экспозициями как немецкого, так и российского города; во-вторых, исторический возраст (Хагену более 800 лет, Смоленску - 1150 лет); в-третьих, схожесть музейной инфраструктуры [Егоров, Сухова, 2014].
В рамках международного научного сотрудничества Смоленского государственного университета и Хагенского заочного университета была предпринята попытка эмпирического изучения роли музеев в досуговых практиках горожан. Исследование проводилось синхронно группой хагенских (под руководством Л. Бертельса и Т. Хайнце) [Бертельс и др., 2014: 211-218] и смоленских (под руководством А.Г. Егорова и Е.Е. Суховой) социологов [Егоров, Сухова, 2012: 58-64; Двойнев, 2013: 34-39]. Деятельность музеев оценивалась с позиции их посетителей.
В фокусе внимания хагенских исследователей оказались следующие учреждения культуры: музей под открытым небом, посвященный истории развития ремесла и техники в Вестфалии, средневековый замок-музей Хоэнлимбург, комплекс "Кунст-квартир", включающий в себя художественный музей, основанный известным меценатом Карлом Эрнстом Остхаусом, и галерею картин знаменитого художника-абстракциониста Эмиля Шумахера, замок на воде Вердринген - комплекс сооружений XIII века с музеем древней истории и палеонтологии, "Исторический центр" (городской краеведческий музей) и музей "Хагенский импульс" - вилла Хоэнхоф и архитектурный ансамбль в стиле модерн. Смоленские социологи проводили исследование в музее "Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", историко-архитектурном комплексе "Теремок" - бывшей усадьбе князей Тенишевых, где на рубеже Х1Х-ХХ вв. действовал центр прикладного искусства, получивший широкую известность в европейских странах, художественной галерее, в которой представлено крупное собрание русского и западно-европейского искусства, музее скульптуры известного смолянина С.Т. Коненкова, мемориальном комплексе "Ка-тынь", посвященном трагическим событиям 30-40-х годов ХХ века.
Общая оценка деятельности хагенских и смоленских музеев, выраженная их посетителями, в целом близка, а по некоторым позициям практически совпадает. По мнению большинства опрошенных, экспонаты и информация, представленные в музеях обоих городов, обладают высоким качеством и имеют большую ценность. Это отметили 78% жителей Хагена и 85% смолян. Время работы музеев (соответственно 75 и 79% респондентов) и стоимость входных билетов (81 и 89% опрошенных) приемлемы для посетителей. Большинство опрошенных в обоих городах также едины во мнении, что новые выставки более интересны и информативны (77% хагенских респондентов и такая же доля смоленских) по сравнению с постоянными экспозициями (65 и 67% соответственно). Вместе с тем выявлена существенная разница в степени
информированности участников опроса о работе музеев. Посетители хагенских музеев осведомлены гораздо лучше смолян. Более половины участников опроса в Смоленске признали, что хотели бы получать больше информации ещё до посещения музеев. В Хагене такая потребность зафиксирована только у каждого четвёртого опрошенного. Ввиду специфичности музеев немецкого и русского городов далее анализ их оценок посетителями будет представлен раздельно.
Наиболее известными и посещаемыми в Хагене оказались музей под открытым небом, замок Хоэнлимбург и музей К.Э. Остхауса. Далее следуют замок Вердринген, Исторический центр и музей Э. Шумахера. Результаты опроса школьников также свидетельствуют о популярности музея под открытым небом и замка Хоэнлимбург. Эти учреждения культуры посетили практически все опрошенные учащиеся хаген-ских школ. Каждый второй ученик побывал в них с родителями. При организации внеклассных мероприятий, например, школьных экскурсий с классом, выбор чаще осуществляется в пользу музея под открытым небом. В таком формате его посетили около половины учащихся (47%), тогда как в замок Хоэнлимбург в составе школьной экскурсии приезжало менее трети учеников (29% респондентов).
Особый интерес для немецких коллег представляли результаты опроса посетителей двух музеев, расположенных в центре Хагена. Это музей классического модерна и современного искусства им. К. Э. Остхауса и музей Э. Шумахера. Первый был основан в 1902 году, вскоре после смерти его учредителя он был закрыт и возобновил работу лишь в 1955 году. В 2009 году музей подвергся реконструкции. В это же время рядом с ним возвели новое здание, в котором был открыт музей, посвященный творчеству известного художника-абстракциониста Э. Шумахера. Таким образом, с 2009 года в соседних зданиях действуют два музея изобразительного искусства, которые образуют комплекс под названием "Кунстквартир". Наряду с тем, как оценивают работу этого комплекса жители и гости города, хагенских социологов также заинтересовал состав его посетителей.
Для двух третей респондентов интерес изначально представляли оба музея (в ходе опроса выяснилось, что каждый из них приобрел сразу по два билета). Причем большинство опрошенных ранее как минимум единожды посетили эти учреждения культуры. В музее Остхауса их доля составила 71%, в музее Шумахера - 63%. Причем около половины побывали в них более двух раз (56 и 47% опрошенных соответственно). Впервые в музее Остхауса и музее Шумахера побывали соответственно 24 и 32% респондентов.
Среди посетителей, которые приняли решение повторно прийти в музей Остхау-са, подавляющее большинство - жители Хагена (92%), три четверти респондентов проживают в его окрестностях (75%), почти половину составляют иногородние посетители (45%). Музей Шумахера вызвал желание повторно его посетить у меньшего числа участников опроса. Это 84% хагенцев, 67% жителей района Хагена и 35% представителей других городов.
Предполагалось, что действующий на протяжении многих лет музей К.Э. Ост-хауса пользуется большей популярностью у горожан и гостей Хагена по сравнению с музеем Э. Шумахера. Эта гипотеза подтвердилась, однако выявленная разница оказалась не столь существенной. Общее впечатление от посещения обоих музеев в целом хорошее. Высоко и очень высоко их работу оценили 89% посетителей музея Остхауса и 85% - музея Шумахера. Причём половина респондентов поставили максимально высокую оценку обоим музеям (соответственно 49 и 56%). При этом у жителей Хагена и его окрестностей сформировалось одинаково положительное впечатление от обоих музеев, а для иногородних посетителей более предпочтительным стал музей Шумахера. Доля приезжих, высоко оценивших выставки и постоянную экспо-
зицию в каждом музее комплекса, соответственно равна 94 и 86%. В целом подавляющее большинство посетителей музея Шумахера (84%), отметили, что его деятельность обогатила культурную жизнь Хагена.
Наиболее популярным среди обследованных в Смоленске учреждений культуры оказался музей "Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.". Несколько менее востребованы у музейной публики историко-архитектурный комплекс "Теремок", художественная галерея, музей скульптуры С.Т. Коненкова и мемориал "Катынь". Причем популярность последних практически одинакова.
По результатам опроса смоленских школьников выявлено, что подавляющее большинство подростков посетили музей Великой Отечественной войны (89%). Более половины учащихся побывали в комплексе "Теремок" (64%) и художественной галерее (63%). Каждый второй посетил мемориал "Катынь" (50%) и музей Коненкова (48%). Более половины подростков посетили эти музеи в составе организованных групп в рамках школьных мероприятий (60%). Немногим менее половины учащихся (43%) побывали в них с родственниками, около трети учащихся (31%) - с друзьями.
В Смоленске в качестве учреждений культуры, профильно близких музеям К.Э. Остхауса и Э. Шумахера в Хагене, изучались расположенные в центре города художественная галерея, основанная известным меценатом начала прошлого века княгиней М.К. Тенишевой, и музей, посвященный творчеству всемирно признанного скульптора С.Т. Коненкова, родившегося на Смоленщине. С 2011 года музеи находятся на соседних улицах, так как художественная галерея, длительное время располагавшаяся в бывшем историко-этнографическом музее княгини М.К. Тенишевой "Русская старина", была переведена в другое здание недалеко от музея Коненкова.
Подавляющее большинство опрошенных уже посещали эти художественные музеи ранее (по 94%). Причём более половины респондентов побывали в них неоднократно (61% - в художественной галерее и 58% - в музее Коненкова). Здесь широко распространены "неорганизованные" посетители в составе небольших групп: соответственно 42 и 44% опрошенных побывали в художественной галерее и музее Коненкова с членами семьи, 31 и 24% - с друзьями или коллегами. В составе экскурсии художественную галерею посетили 15% респондентов, а музей Коненкова - 20%. Доля индивидуальных посещений составила по 12% в каждом музее. Среди респондентов, повторно посетивших художественную галерею и музей Коненкова, большинство - жители Смоленска (57 и 59% соответственно). При этом музей Коненкова пользуется несколько большей популярностью среди тех, кто постоянно проживает в Смоленской области (43%) и в других регионах РФ (34%). Доля этих категорий посетителей в художественной галерее соответственно равна 39 и 22%.
Общее впечатление от посещения художественной галереи и музея Коненкова положительное у подавляющего числа опрошенных. Это отметили соответственно 97 и 95% респондентов. Около половины указали, что от посещения этих учреждений культуры у них остались самые лучшие впечатления (59 и 52% соответственно).
Все посетители едины во мнении, что работа художественной галереи и музея Коненкова обогатила культурную жизнь Смоленска (соответственно 100 и 99%), а экспонаты и информация, представленные в музеях, обладают высоким качеством и большой ценностью (100 и 98% соответственно). Подавляющее большинство респондентов в равной степени высоко оценивают постоянные экспозиции обоих музеев (99 и 98%). Новые выставки в художественной галерее, по мнению практически всех ее посетителей (99%), не менее интересны и информативны. Несколько меньше доля тех, кто дал положительную оценку передвижным выставкам в музее Коненкова (89%).
В связи с тем, что музей "Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", историко-архитектурный комплекс "Теремок" и мемориальный ком-
плекс "Катынь" не менее популярны среди музейной публики, чем рассмотренные выше художественные музеи Смоленска, целесообразно представить оценку их деятельности с точки зрения мнений посетителей.
Музей "Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." более одного раза посетили почти все опрошенные (98%), причём значительна часть респондентов (65%) побывала в нем несколько раз. Для большинства участников опроса поход в этот музей - одна из форм проведения досуга с близкими и знакомыми: половина респондентов (51%) приходили в музей с членами семьи, 14% - с друзьями или коллегами. Каждый четвертый респондент (25%) посетил музей в составе экскурсионной группы. Доля одиночных посетителей относительно невелика - 10%.
Практически всем опрошенным (99%) понравился музей Великой Отечественной войны, причём каждый второй респондент (54%) дал высокую оценку его работы. По мнению респондентов (99%) деятельность музея обогатила культурную жизнь Смоленска. Они отметили, что постоянная экспозиция интересна, а экспонаты и информация, представленные в музее, обладают высоким качеством и большой ценностью (97%).
Историко-архитектурный комплекс "Теремок" как минимум единожды посетили подавляющее большинство участников опроса (94%). Почти половина респондентов (47%) побывала в нем несколько раз. Посещение комплекса "Теремок" - это прежде всего семейное мероприятие. Почти половина опрошенных (47%) посетили его с членами семьи, каждый четвёртый (26%) - с друзьями или коллегами. Почти такое же количество респондентов (22%) побывало в комплексе "Теремок" в составе организованных экскурсионных групп. Более половины респондентов (62%) высоко оценили работу историко-архитектурного комплекса. Треть респондентов (36%) проявили некоторую сдержанность в своих оценках. Они отметили, что "Теремок" им понравился. Почти все респонденты едины во мнении, что работа музея обогатила культурную жизнь города (99%), так как экспонаты и информация, представляемые вниманию посетителей, обладают высоким качеством и большой ценностью (99%). При этом интересны не только постоянная экспозиция (99%), но и новые выставки (90%). Высокую оценку получила работа сотрудников музея: именно интересная подача информации в музее стала для большинства участников опроса (89%) поводом посетить его.
Мемориальный комплекс "Катынь" как минимум единожды посетили 93% респондентов; более половины (61%) побывали в нём несколько раз, для трети респондентов (31%) это было второе посещение. Большинство опрошенных посещали мемориал "Катынь" в составе небольших групп: немногим менее половины из них (45%) - с членами своей семьи, каждый четвёртый (25%) - с друзьями или коллегами. Почти четверть участников опроса (23%) посетила мемориал в составе экскурсий. 7% опрошенных - индивидуальные посетители.
Мемориал "Катынь" в оценках респондентов выглядит так. Почти половина опрошенных (48%) высоко оценила его работу. Почти столько же (47%) более сдержаны в своих оценках: они отметили, что мемориал им понравился. Оценка этого музея во многом обусловлена специфичностью самого места и связанных с ним событий. Едва ли не все респонденты едины, что работа этого музея обогатила культурную жизнь Смоленска (99%). Большой интерес представляет постоянная экспозиция (98%). Несколько ниже доля тех, кто дал положительную оценку новым выставкам (86%). Экспозиции музея, представляемые вниманию посетителей, обладают, по мнению большинства опрошенных (89%) большой исторической и информационной ценностью.
Музеи занимают важное место в досуговых практиках городского населения Германии и России. Значимость доли повторных посещений свидетельствует о социокультурной укорененности музея в балансе свободного времени горожан. Исследования как немецких, так и российских социологов выявили общую тенденцию -наличие весомого потенциала исторической (и шире - социальной) памяти у горожан двух европейских государств.
Список литературы
Бертельс Л. и др. (2014) Свободное время и культурная жизнь в немецком и российском городе // Известия Смоленского государственного университета. №4(28).
Двойнев В.В. (2013) Роль мемориала "Катынь" в межкультурном взаимодействии // Социальные трансформации. №23.
Европейская культура: вызовы современности. (2014) Под ред. Е.В. Водопьяновой. ДИЕ РАН № 302, М..
Европейская культура: XXI век. (2013) Под ред. Е.В.Водопьяновой. - М., СПб.: Нестор-История. Серия Старый Свет - новые времена.
Егоров А.Г., Сухова Е.Е. (2014) Музеи в современной России (на материале города Смоленска). Смоленск: Изд-во СмолГУ.
Егоров А.Г., Сухова Е.Е. (2012) Культурная жизнь приграничного города в зеркале мнений жителей и иногородних посетителей музеев // Социальные трансформации. №22.
References
Bertels L. et al. (2014) Svobodnoe vremya I kulturnaya zhisn v nemetskom I rossiyskom gorode // Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. No.4(28).
Dvoynev V.V. (2013) Rol' memoriala "Katyn" v mezhkultumom vzaimodeystvii // Sozialnye transformatsii. No.23.
Evropejskaja kul'tura: vyzovy sovremennosti. (2014)Pod red. E.V. Vodop'janovoj. DIE RAN № 302, M.
Evropejskaja kul'tura: XXI vek. (2013) Pod red. E.V.Vodop'janovoj. - M., SPb.: Nestor-Istorija. Serija Staryj Svet - novye vremena.
Egorov A. G., Suchova Е.Е. (2014) Muzei v sovremennoy Rossii (na materiale goroda Smolenska). Smolensk: Izd-vo SmolGU.
Egorov A. G., Suchova Е.Е. (2012) Kulturnaya zhisn prigranichnogo goroda v zerkale mneniy zhiteley I inogorodnih posetiteley muzeyev // Sozialnye transformatsii. No.22.
Museums in Leisure Practices of Urban Population in Germany and Russia
Authors. Egorov A.G., Pro-rector, Chair of the Department of Sociology and Philosophy, Professor, Smolensk State University, Chairman of the Smolensk branch of the Association of European Studies, [email protected], 4, ul. Przhevalskogo, Smolensk 214000, Russia.
Bertels L., Professor, Institute of Sociology, FernUniversitat in Hagen, [email protected], 47, UniversitatsstraBe, Hagen 58097 Germany.
Suchova E.E., Head of the Scientifical Research Supporting Bureau, Smolensk State University, Secretary of the Smolensk branch of the Association of European Studies, [email protected], 4, ul. Przhevalskogo, Smolensk 214000, Russia.
Dvoynev V.V., Associate Professor, Department of Sociology and Philosophy, Smolensk State University, [email protected], 4, ul. Przhevalskogo, Smolensk 214000, Russia.
Abstract. This paper presents the results of the cross-cultural survey on the everyday leisure practices of urban population in Germany and Russia, conducted within the international collaboration of two twin cities, Smolensk (Russia) and Hagen (Germany), by the research groups from Smolensk State University and FernUniversitat in Hagen. The aim of the research was evaluating of the role of museums in the cultural life and free time activities of the citizens of both partner cities, as well as gathering their opinions about the quality of work and exhibitions of the museums in Smolensk and Hagen. The results of the survey were object of comparative analysis. In both Hagen and Smolensk, museums are playing a significant role in the leisure practices of the citizens. Repeated visits of museums is the evidence of sociocultural rootedness of museums in the leisure time budget of urban population. It was found out that young people of both cities showed a great interest for museums and their exhibitions. By the research results, it can be argued that the citizens of Hagen and Smolensk are in possessing of a great amount of historical memories.
Keywords. Sociological research, partner cities, Hagen, Smolensk, cultural life, leisure practices, surveys, museums, comparative analysis.