Научная статья на тему 'Самопринятие как предпосылка для достижения личностной интегрированности'

Самопринятие как предпосылка для достижения личностной интегрированности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ / САМОПРИНЯТИЕ / SELF-ACCEPTANCE / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старцева Вера Александровна

Исследование направлено на решение проблемы достижения интегрированности личности, актуальную для современной психологической науки и практики. В русле данной тематики в последние годы выполнен ряд работ, которые подтверждают ее значимость, прежде всего, в контексте профессиональной деятельности. В то же время общепсихологический аспект проблемы, раскрывающий предпосылки достижения личностной интегрированности, изучен недостаточно. Исследование, выполненное на материале исследования руководителей высшего и среднего звена, позволяет высветить важные аспекты проблемы и выявить закономерности, которые, безусловно, являются значимыми как для общепсихологической теории, так и для прикладных областей психологии, для психологов, занятых в организационном консультировании. Предпосылкой для достижения личностной интегрированности выступает высокий уровень самопринятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-acceptance as supposition of achievement integration of personality

Research open up to day problem of achievement integration of personality for modern psychology. In these topic in last year did number of researches, which confirm significancy of topic of research, especially for professionale activity. At once psychology aspect of problem, open suppositions of achievement integration of personality. Research on managers of middle and highest level allow for show important part of problem and common factors, which are significance for theory and practice of psychology. Supposition of achievement integration of personality is high level of self-acceptance.

Текст научной работы на тему «Самопринятие как предпосылка для достижения личностной интегрированности»

технология представляет собой средство реализации процесса развития личности и обеспечивает одновременно систему личностно-профессионального саморазвития. Она вырабатывает виденье личности не только как социальную еденицу, но и обладающую глубинными внутриличностными процессами (такими как: самоанализ, планирование, мотивация, саоорганизация, саморегуляция) активизирует его ценности, мотивы, интересы, а также внутренние творческие ресурсы человека; интегрирует концептуальные знания и практические умения, навыки со способностью к личностному росту, в результате которого и достигается личностно-профессиональное развитие.

Представленную в статье модель развития будущего психолога следует считать психолого-акмеологической в силу того, что она, наряду с отражением основных составляющих процесса развития, проектирует соотношение настоящего и будущего уровня компетентности обучающегося, который еще не проявлен в полной мере, но предлагает оптимальный способ движения к этому будущему образу в образовательном учреждении за счет активизации внутриличностных процессов обучающихся и воздействия образовательных технологий. Акмеологичность данной модели проявляется также в том, что она предлагает гуманистический, неманипулятивный способ и технологии его прогрессивного преобразования, указывает факторы и условия, содействующие достижению каждым обучающимся результатов самоактуализации и саморазвития в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Литература:

1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб, пособие / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с. (Серия «Библиотека психолога»).

4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштей. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

5. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра психол. наук / Л. А. Степанова. - М., 2012. - 566 с.

6. Сысоева С. А. Психолого-акмеологическая модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы / С. А. Сысоева, Л. В. Абдалина. - Воронеж: ЦНТИ, 2010. - 169 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Старцева Вера Александровна

Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

САМОПРИНЯТИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ

ИНТЕГРИРОВАННОСТИ

Аннотация. Исследование направлено на решение проблемы достижения интегрированности личности, актуальную для современной психологической науки и практики. В русле данной тематики в последние годы выполнен ряд работ, которые подтверждают ее значимость, прежде всего, в контексте профессиональной деятельности. В то же время общепсихологический аспект проблемы, раскрывающий предпосылки достижения личностной интегрированности, изучен недостаточно. Исследование, выполненное на материале исследования руководителей высшего и среднего звена, позволяет высветить важные аспекты проблемы и выявить закономерности, которые, безусловно, являются значимыми как для общепсихологической теории, так и для прикладных областей психологии, для психологов, занятых в организационном консультировании. Предпосылкой для достижения личностной интегрированности выступает высокий уровень самопринятия. Ключевые слова: личностная интегрированность, самопринятие.

Annotation. Research open up to day problem of achievement integration of personality for modern psychology. In these topic in last year did number of researches, which confirm significancy of topic of research, especially for professionale activity. At once psychology aspect of problem, open suppositions of achievement integration of personality. Research on managers of middle and highest level allow for show important part of problem and common factors, which are significance for theory and practice of psychology. Supposition of achievement integration of personality is high level of self-acceptance. Keywords: integration, self-acceptance.

Введение. Личностная интегрированность рассматривается учеными как важнейшее условие самореализации человеческой личностиЗ. Актуальность исследования определена в аспекте достижения личностной интегрированности как внутренней согласованности относительно непротиворечивого сочетания между собой принятых человеком ценностей, мотивов, установок, тенденций и диспозиций. Такая согласованность для человека имеет статус средства достижения баланса в жизни, поддержания психического и физического здоровья. И, напротив, недостаток личностной интегрированности (состояние дезинтегрированности) ведет к внутренней несогласованности, внутриличностному конфликту, равно как и к дезадаптации в обществе. Личностная дезинтегрированность обусловливает спектр проблем со здоровьем. Особое значение интегрированность личности играет при повышенной социальной ответственности у лиц, принимающих значимые и сложные решения в рамках своей профессиональной деятельности руководителя. Недостаточная интегрированность личности становится одним из рисков развития личностной дезадаптации

3 Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 /Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа:http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1

и эмоционального выгорания4. Значимость угрозы личностной дезинтегрированности лиц, принимающих управленческие решения, подтверждается результатами исследований: уровень инфаркта миокарда в два раза выше среднего5; ежегодный рост уровня стрессаб; высокая смертность от употребления алкоголя7, сокращение работающего населения в связи с болезнями8; частота и тяжесть автомобильных аварий в два раза выше среднего уровня9.

Проблема исследования определена наличием ряда противоречий, среди которых следует отметить следующие:

- научного характера - между потребностью в изучении предпосылок для достижения личностной интегрированности и недостаточностью теоретико-методологической разработанности проблемы;

- практического характера - между потребностью в эффективных психологических методах диагностики степени личностной интегрированности с целью прогнозирования возможности эффективной деятельности субъекта в условиях высоких личностных нагрузок, и недостаточностью эффективных методов прогноза в существующей практике психологов, специалистов по найму и обучению персонала;

- социального характера - между потребностью со стороны общества в поддержании и сохранении психического и физического здоровья руководителей, представляющих собой кадровую элиту общества, и недостаточным ресурсом в реализации данной задачи в обществе.

Гипотеза исследования: высокий уровень личностной интегрированности имеет прямую связь с высоким уровнем самопринятия.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Фундаментом для изучения предпосылок для достижения личностной интегрированности стали следующие исследования о:

1. Интегрирующей работе эго и переструктурирование элементов идентичности в ситуации изменения биологических, социальных или эго процессов. Результатом интегративной работы эго, или эгосинтеза, является конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение всего детства. Эта конфигурация обеспечивает переживание чувства идентичности. Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает, как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Для каждого человека эти элементы образуют уникальный гештальт10.

2. Интегрирующей и автономной стадии развития эго в периодизации Д. Левинджера, перекликающиеся по сути с самоактуализацией по А. Маслоу. Человек на данном этапе «способен принять внутриличностный конфликт (между потребностями, между обязательствами и между тем и другим) и совладать с ним.

3. Интеграции дихотомий, как отличительная способность высокотворческих людей в исследовании Ф. Баррона11. Творческие люди используют целостный подход к антиномиям, полярностям или оппозициям.

4. Стадии достижения полноценно функционирующего человека в исследованиях К. Роджерса12. В ряде основных эффектов: освобождение чувств, самопринятие и доверие к «Я», конгруэнтность, открытость опыту, интегрированность как слияние дезинтегрированных внутренних инстанций (I - я наблюдающее, me -я переживающее, self - я живущее) в одно целое.

5. Интегрирующей работе личности в проактивном поведении, что характерно для зрелой личности. Психически здоровые люди имеют способность выучивать новые шаблоны поведения и расти в течение всей жизни13.

6. Самопринятии, которое определяется как позитивное отношение к себе, признание и принятие внутренней неоднородности, множественных аспектов своего «я», признание своих негативных аспектов и слабостей наряду с позитивными аспектами и достоинствами, уверенность в себе и позитивная оценка собственного прошлого14. Самопринятии, как части структуры психологического благополучия15, ответственной за признание своих ценностей.

Рабочим определением стало: личностная интегрированность - согласованность, относительно непротиворечивое сочетание между собой принятых человеком ценностей, мотивов, установок, тенденций и диспозиций. В свернутом виде личностная интегрированность может быть определена как согласованность интенций.

4 Хорошкина Е. Профессиональное «выгорание» специалистов / Е. Хорошкина // Журнал «Отдел Кадров». - 2005. - №5. - 4 с.

5Платонов Ю.П. Плата за лидерство / Ю.П. Платонов // http://101.com.ua/articles/plata_za_liderstvo_2818.html /2007/. - 3 с.

6 Руденко А. Бизнес расшатывает нервы [Электронный ресурс]/ А. Руденко // Ведомости. - 2005. -Режим доступа: http://bankir.ru /analytics /personal/10/25346/ 2005

7 Трифонов А. Богатые спиваются модно [Электронный ресурс]/ А. Трифонов. - 2005. - Режим доступа: www.utro.ru

8 Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. - С. 12-18.

9 Ключников С. Стресс и проблемы организации [Электронный ресурс] / С. Ключников // психология управления. - 2013. - Режим доступа: http://reiki-master.ru /

10 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер с анг. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожан, под ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 334 с.

11 Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Баррон // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 153-159.

12 Рождерс К. Клиентоориентированный /человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Рождерс, пер. Э.В. Матюхина, Пер. А.Б. Орлов, Пер. А.Ю. Шевелева // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 48-58.

13 Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Д. Ол-порт; пер с англ. Д. А. Леонтьев, Л. В. Трубицына. - М.: Изд-во Смысл, 2002. - 62 с.

14 Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. -С. 132-144.

15 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 1975. - 352 с.

В качестве основных психодиагностических процедур использовались методики - проективный метод «Я-Метафоры» для оценки степени личностной интегрированности (автор идеи А. Г. Жиляев16, адаптирован и доработан М. В. Богдановой), калифорнийский психологический опросник CPI для оценки измерения уровня самопринятия (в адаптации А. Н. Кузнецова). Опросник содержит 434 утверждения, касающихся типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 вопросов из ММР1. Данное исследование проводится на компьютере согласно стандартной процедуре с использованием индивидуальной версии опросника психологического центра Психрон (Челябинск). Полученные данные обрабатываются автоматически и результаты по шкале самопринятие (Sa). Статистическая обработка результатов исследования выполнена с помощью компьютерной программы Microsoft Excel и SPSS Statistics 19.

Экспериментальная база исследования. В исследовании участвовало 190 человек из следующих сфер деятельности: образование и спорт - 27%, банковская - 20%, торговля - 25%, государственная служба - 23%. Экспериментальную выборку составили руководители высшего и среднего звена со стажем работы не менее 5 лет из разных сфер деятельности. В контрольную выборку вошли рядовые сотрудники и руководители, и руководители среднего и высшего звена со стажем работы менее 5 лет.

Результаты исследования. Для проверки гипотезы: «Высокий уровень личностной интегрированности имеет прямую связь с высоким уровнем самопринятия» был применен критерий R-Пирсона, (значение p представлено в таблице 1). Значение R-Пирсона выше 0,7, что говорит о наличии сильной прямой связи между зависимой и независимыми переменными. Следовательно, гипотеза получает свою поддержку.

Таблица 1

Результаты проверки гипотезы критерием R-Пирсона

Группа Переменные Р- значимость R-Пирсона

Экспериментальная самопринятие/личностная интегрированность 0,000 0,859

Контрольная самопринятие/личностная интегрированность 0,000 0,901

Для детального анализа характера связи между переменными построены графики средних значений (рисунки 1-2).

Для иллюстрации характера связи между личностной интегрированностью и самопринятием, постулируемом в гипотезе, рассмотрим рисунки 1 и 2. Переменные имею сильную прямую связь, значение р менее 0,001. Связь в экспериментальной группе прямая, без скачков значений зависимой переменной (рисунок 1), что подтверждает теоретическое представление о самопринятии, как предпосылке в процессе достижения личностной интегрированности.

На графике контрольной группы (рисунок 2) видно наличие скачков значений зависимой переменной в диапазоне среднего уровня самопринятия (от 35 до 55) и соответствие им как средних и низких значений интегрированности (от 7 до 16). Что свидетельствует о метаниях между удовлетворением одной своей ценности в ущерб другой, о слабой осознанности собственных ценностей в моменты совершения поступков или поддержания навязанных ценностей (социально одобряемых). Так же данная иллюстрация визуализирует такие процессы как дискредитацию, вытеснение отвергнутого мотива и стоящей за ним ценности, теоретически описанные В.А. Старцевой17.

16 Жиляев А.Г. Интенсивные методики оценки психологического состояния, выявления и коррекции психологической дезадаптации / А.Г. Жиляев. - М.: Изд-во Управления ФСКН России по РТ, 2004. - 120 с.

17 Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 / Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - с. 74-82. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51 <М=259805&йИег=1

Рисунок 1. Связь степени интегрированности с уровнем самопринятия. Экспериментальная

выборка

Рисунок 2. Связь степени интегрированности с уровнем самопринятия. Контрольная выборка

Степень личностной интегрированности: 0 - 11 - низкий уровень; 12-18-частичная интегрированность; Более 19 - высокий уровень.

Уровень самопринятия: Менее 29 - очень низкий уровень; 30 - 45 - низкий уровень; 46 - 54 - средний уровень; 55 - 70 - высокий уровень; Более 71 - очень высокий уровень.

В результате проверки гипотезы выявлена прямая сильная связь между самопринятием и уровнем личностной интегрированности. Результаты подтверждают положение, что самопринятие являются предпосылкой для достижения личностной интегрированности.

Найдены отличия между испытуемыми экспериментальной и контрольной выборок: руководители из экспериментальной выборки имеют более сильную связь между уровнем личностной интегрированности и самопринятием. Подтверждено, что самопринятие является одной из важнейших предпосылок достижения личностной интегрированности. При высоком личностном напряжении в работе руководителя самопринятие выступает необходимым условием отстаивания себя, своей личностной интегрированности. Более четкий

характер связи в экспериментальной выборке говорит, что руководители со стажем более 5 лет прошли «закалку» личностным напряжением.

Литература:

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. -С. 132-144.

2. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Баррон // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 153-159.

3. Жиляев А.Г. Интенсивные методики оценки психологического состояния, выявления и коррекции психологической дезадаптации / А.Г. Жиляев. - М.: Изд-во Управления ФСКН России по РТ, 2004. - 120 с.

4. Ключников С. Стресс и проблемы организации [Электронный ресурс] / С. Ключников // психология управления. - 2013. - Режим доступа: http://reiki-master.ru /

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 1975. - 352 с.

6. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Изд-во Смысл, 2006. - 63 с.

7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. - С. 12-18.

8. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Д. Ол-порт; пер с англ. Д. А. Леонтьев, Л. В. Трубицына. - М.: Изд-во Смысл, 2002. - 62 с.

9. Платонов Ю.П. Плата за лидерство / Ю.П. Платонов // http://101.com.ua/articles/plata_za_liderstvo_2818.html /2007/. - 3 с.

10. Рождерс К. Клиентоориентированный человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Рождерс, пер. Э.В. Матюхина, Пер. А.Б. Орлов, Пер. А.Ю. Шевелева // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 48-58.

11. Руденко А. Бизнес расшатывает нервы [Электронный ресурс]/ А. Руденко // Ведомости. - 2005. -Режим доступа: http://bankir.ru /analytics /personal/10/25346/ 2005.

12. Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 / Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1

13. Хорошкина Е. Профессиональное «выгорание» специалистов / Е. Хорошкина // Журнал «Отдел Кадров». - 2005. - №5. - с. 170.

14. Трифонов А. Богатые спиваются модно [Электронный ресурс]/ А. Трифонов. - 2005. - Режим доступа: www.utro.ru

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент кафедры

управления повседневной деятельностью Суховей Алексей Владимирович

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); начальник кафедры управления повседневной деятельностью Коваленко Сергей Владимирович

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Носов Евгений Николаевич

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

КОПИНГ-РЕСУРСЫ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ В

ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В настоящее время все большее развитие получает взгляд на зависимое поведение как следствие сниженной способности личности справляться со стрессом. Следствием интенсивных стрессовых переживаний может стать эмоционально-личностная дезадаптация, риск возникновения которой повышается в критические возрастные периоды. Дезадаптация сопровождается различными поведенческими нарушениями, среди которых наиболее часто называются симптомы избегания, нередко переходящие в зависимость. Такие данные на наш взгляд, свидетельствуют о целесообразности рассмотрения теории копинг-поведения в качестве научной основы первичной психолого-педагогической профилактики зависимого поведения личности.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-ресурсы, копинг-стратегия, стресс, личность, личностно-средовые ресурсы, деятельность, психологическая готовность.

Annotation. Nowadays a viewpoint on dependent behavior as a consequence of reduced personality's capability to overcome a stress gets increasing development. Emotional-personal disadaptation can become a consequence of intensive stressful worry. Risk of occurance of this disadaptation increases in critical age periods. The disadaptation is accompanied with various behavioral disoders among them avoiding symptoms that usually transform to dependence are most often called. As for us such data evidence to expedience of consideration of coping-behavior theory as scientific basis of primary psychologic-pedagogical prevention of dependent behavior of personality.

Keywords: coping-behavior, coping-resources, coping-strategy, stress, personality, personal-environment resources, activity, psychologic preparedness.

Введение. Проблема копинга как индивидуального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Термин «копинг» предложен А.Маслоу и происходит от английского слова «to cope» - совладать, преодолевать. В Российской психологии его переводят как совладающее поведение или психологическое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.