Научная статья на тему 'Акмеологическая модель развития будущего психолога'

Акмеологическая модель развития будущего психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ACMEOLOGICAL MODEL / БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ / FUTURE PSYCHOLOGIST / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACMEOLOGICAL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свояк Екатерина Евгеньевна

В статье проведен анализ психолого-акмеологических моделей современных авторов, определены методологические основы построения акмеологической модели развития будущего психолога, обозначена ее структура и взаимосвязь элементов, выделены принципы и требования к процессу моделирования; описаны особенности акмеологических технологий (тренинговые формы занятий), которые могут способствовать созданию дополнительных акмеологических условий личностного и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akmeologic model of development of the future psychologist

The article analyzes the psychological and acmeological model’sof modern authors, basis methods formation of acmeological model development offuture psychologist, the structure, interconnection of elements, the principles and requirements for the modeling process are identified, features of acmeological technologies are described(the training forms of classes) that may lead to creation of acmeological condition for personal and professional development are considered.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая модель развития будущего психолога»

7. Семикин, В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии [Текст] // диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / В.В Семикин - СПб, 2004 г.

8. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] // автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. / Ю.В. Слюсарев -СПб, 1992 г.

9. Толковый словарь русского языка. / [Том I.] // Под редакцией Д.Н. Ушакова [Текст] / - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 848 с.

Психология

УДК: 159.98(07.07).159.923

аспирант Свояк Екатерина Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье проведен анализ психолого-акмеологических моделей современных авторов, определены методологические основы построения акмеологической модели развития будущего психолога, обозначена ее структура и взаимосвязь элементов, выделены принципы и требования к процессу моделирования; описаны особенности акмеологических технологий (тренинговые формы занятий), которые могут способствовать созданию дополнительных акмеологических условий личностного и профессионального развития.

Ключевые слова: акмеологическая модель, будущий психолог, образовательная среда, акмеологические технологии.

Annotation. The article analyzes the psychological and acmeological model'sof modern authors, basis methods formation of acmeological model development offuture psychologist, the structure, interconnection of elements, the principles and requirements for the modeling process are identified, features of acmeological technologies are described(the training forms of classes) that may lead to creation of acmeological condition for personal and professional development are considered.

Keywords: acmeological model, future psychologist, educational environment, acmeological technique.

Введение. В современных условиях рынка труда, новых технологий, общественных трансформаций повышаются требования к профессионалам высокой квалификации со стороны социального государственного запроса, активизируется необходимость создания оптимальных условий образовательной среды, оценке факторов, влияющих на личностное и профессиональное развития будущих специалистов. При этом, одной из приоритетных задач системы высшего образования выступает подготовка личностно и социально зрелого человека, обладающего гуманистическими ценностями, сформированными личностными смыслами и способностью к акме-развитию. Данная задача особенно актуальна при подготовке будущих психологов, так как от личностного развития профессионального психолога, его акме-потенциала будет зависеть эффективность профессиональной помощи, качество формирования ценностно-смысловой позиции в жизнях других людей.

Формулировка целей статьи. Разработать акмеологическую модель развития будущего психолога.

Изложение основного материала статьи. В современной психолого-акмеологической науке одним из действенных средств проверки полноты теоретических представлений, комплексности взгляда на изучаемый феномен, выступает процесс построения модели (Л.В. Абдалина, М.В. Гущин, А.С. Огнев, Е.Н. Рябышева, Л.А. Степнова, С.А. Сысоева, М.Л. Хуторная и др.). Под моделью понимается концептуальная система знаков и символов, отражающая существенные свойства объекта в его идеальном представлении. В акмеологии это идеальный образ профессионала или эталон личностно-профессионального развития. Процесс разработки модели в психологической науке расширяет ее возможности, в частности:

- детализировать элементы модели на этапе построения, прежде внедрения в практику, что позволяет исследователю заранее продумать погрешности, вносить корректировки и достичь желаемого результата;

- проводить необходимые манипуляции с аналогом психического явления с последующей попыткой составления прогноза развития;

- наглядно учитывать влияния факторов и условий, устанавливать взаимосвязи между объектами, последовательность этапов;

- конкретизировать психологические теории за счет структурированности, направленности на конечный результат и учет поставленной цели.

Мы исследовали примеры моделей авторов, например, психолого-акмеологическую модель развития психологического здоровья педагога (С.А. Сысоева), которая представлена такими элементами: методологическими подходами; компонентами, критериями и уровнями психологического здоровья педагога; психолого-акмеологическими факторами и условиями достижения психологического здоровья; психолого-акмеологическим тренингом и прогнозируемым результатом. Изучили акмеологическую модель становления аутопсихологической компетентности госслужащих (Л.А. Степнова), разработанную на основе теоретических и прикладных исследований и представленную как процесс овладения способами и средствами саморазвития на основе высокого уровня саморегуляции и контроля [5, 6]. В нашем случае, разрабатывая акмеологическую модель развития будущего психолога, мы будем руководствоваться собственной структурой, существенные элементы которой будут отличаться в связи со спецификой заявленной темы и дополнением новых компонентов.

При построении собственной модели, мы исходили из определения акмеологического развития будущего психолога как способности владения знаниями, способами и приемами реализации самопроцессов личности: самопознания и саморазвития, обеспечивающего будущему психологу зрелость и гармоничность

личности, а также наиболее полную самореализацию и самоосуществление в профессии и жизни в целом. Основой методологических предпосылок послужило следующее:

- акмеологическое развитие будущего психолога - интегральная характеристика личности, реализующаяся в разных формах;

- развитие личности не ограничивается одним и тем же периодом: гибкость, способность к самоизменению, саморазвитию, самореализации сохраняется на протяжении всей профессиональной деятельности, отличаясь разной степенью;

- компетентность будущего психолога - системное образование, включающее ряд взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, обладающее интегративным свойством целого;

- особенности акмеологического развития обусловлены профессиональным опытом, индивидуальным потенциалом личности, ее потребностями и мотивами, воздействием внешних факторов [2].

С учетом поставленной цели, нами использовались основные методы абстрагирования (выделение существенного от второстепенного) и идеализирования (составление процесса по достижению акме в образовательной среде). Конкретизированная структура и взаимосвязь элементов психолого-акмеологической модели будущего психолога, состоит из следующего:

- методологические подходы к ее изучению и развитию (системный, личностный, деятельностный, компетентностный, субъектный и акмеологический);

- структурно-содержательные компоненты и показатели - мотивационный (самостимулирование и самомотивация), познавательный (самонаблюдение и самоанализ), исполнительный (самоорганизация и самопрогнозирование), оценочный (самоутверждение и самооценивание), отношенческий (самопринятие и самоуважение), регулятивный (самоконтроль и самокоррекция);

- внешние и внутренние факторы;

- содержательно-технологическое обеспечение процесса в виде психолого-акмеологического тренинга;

- прогнозируемый результат - достижение обучающимся высокого уровня компетентности.

Наглядное представление модели отражено на рисунке 1.

Как мы видим из схемы, основу методологического направления акмеологического развития будущего психолога составили следующие подходы: личностный, субъектный, акмеологический. Данные подходы явились основанием принципов построения, логики процесса развития обучающихся в условиях профессиональной подготовки, определение акмеологических технологий. Различные научные подходы к определению структуры личности, деятельности, внутреннего мира личности позволили нам включить в настоящую модель выявленные компоненты, которые подлежат преобразованию:

- когнитивный;

- мотивационно-ценностный;

- деятельностный.

Системное представление о сущности акмеологическогоразвтия будущего психолога дополнено выявленными критериями: осознанности в самоанализе, способности к планированию; формированию ценностно-смысловых ориентиров, самомотивации; самоорганизации и саморегуляции личности. Критерии и показатели диалектично отражают интегральные показатели проявления и диагностирования способности личности к саморазвитию, указывают и влияют на сформированность уровней акмеологической компетентности обучающихся. Моделированию подлежали сформулированные и обоснованные в исследовании уровни акмеологической компетентности обучающегося будущего психолога: уровень устойчивого развития, противоречивого развития, неустойчивого развития, которые отражают не только возникновение и наличие принципиально новых образований, но их взаимовлияние и взаимодействие.

Прогнозируемый результат моделируемого процесса состоял в повышении уровня акмеологической компетентности обучающихся, в прогрессивном изменении показателей ее критериев, а также в совершенствовании ее уровней. Реализация разработанной модели, представляющая взаимосвязанную совокупность элементов, структурированных в целостную систему, предполагает поэтапность: диагностико-констатирующим, мотивационно-информационным, практико-преобразующим, аналитико-оценочным. Прежде чем приступить к описанию технологии (тренинговые формы занятий) необходимо сформулировать наиболее важные требования, которые следует учитывать при моделировании формирования акмеологической компетентности.

1. Требование связано с тем, что в процессе обучения не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, субъективные характеристики личности, потенциальные возможности и индивидуальные психологические особенности обучающихся, что ориентирует его лишь на усвоение теоретического знания, недостаточно формируя его основные профессионально важные качества. Вместе с тем, диалектика развития психологической и акмеологической науки, формирование целостного взгляда на природу человека, интеграция научных знании в области как теоретической, так и практической психологии, требует изменения, как логики проводимых с обучающимися мероприятий, так и типового алгоритма. Их необходимо нацелить, прежде всего, на развитие способности к личностному росту, личностно-профессиональному самосовершенствованию.

2. Необходимо специальные развивающие и коррекционные мероприятия включить в программу психолого-акмеологического сопровождения развития личности будущего психолога. Любая программа имеет четко поставленные цели и задачи, предполагает более углубленный подход в направлении развития целостности личности и повышения ее продуктивности в учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности. Все элементы программы, в частности, ее индивидуальные, и групповые варианты, направлены как на формирование профессиональной компетентности, так и на личностный рост в целом.

Таким образом, мы полагаем, что содержательно-технологическое обеспечение процесса в виде психолого-акмеологического тренинга (который включает разработанная модель) необходимо чтобы основывалось на основных закономерностях построения занятий, в частности с учетом особенностей обучающихся, использовались как групповые, так и индивидуальные занятия. Последовательность развития соответствующих акме-качеств и способностей предполагает контроль и внесение рекомендаций со стороны педагога.

В соответствии с точкой зрения А.А. Деркача акмеологическая технология является средством оптимизации любой, в том числе и самопреобразующей деятельности. А ее осуществление опирается на индивидуальный стиль мышления, морально-нравственные и волевые качества, особенности эмоционального поведения и т.п. [1, с. 113]. Так же мы согласны с мнением автора, что акмеологические технологии имеют ценностно-целевой характер и направлены на оптимизацию личностных и деятельностных ресурсов. В своем исследовании мы учитывали ключевые принципы при реализации модели акмеологического развития. Это следующие принципы:

- вариативности (учет динамики, адаптивности акмеологических технологий в изменяющихся условиях и нестандартных ситуациях);

- гибкости (саморегуляция, самонастройка, самокоррекция субъекта акмеологических технологий);

- интеграции (взаимозаменяемость элементов различных типов и видов акмеологических технологий, целенаправленность).

Основную задачу применения при реализации модели акмеологических технологий мы видим в том, чтобы сформировать и закрепить в сознании обучающегося устойчивую потребность и необходимость в личностном самопознании, мотивации, самосовершенствовании, осознании себя участником образовательного процесса, а так же достаточного уровня эмпатии со стороны обучающихся и преподавателей. При проведение тренинга акмеологического развития, мы полагаем, следует делать акцент на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. В этой связи большую актуальность приобретают концептуальные взгляды С.Л. Рубинштейна на процесс познания «внешнего» через «внутреннее» [4], что, с нашей точки зрения, означает организацию и проведение психологического тренинга в таких условиях, когда каждый обучающийся сможет исследовать свои сильные и слабые качества личности, при этом, выбирать собственный метод познания в соответствии со своими личностными смыслами, когнитивными особенностями. В нашем исследовании мы руководствовались ключевыми личностно-ориентированными технологиями профессионального образования:

- целевая установка на саморазвитие личности;

- конгруэнтность содержания образования будущей профессиональной деятельности;

- учет субъективного опыта обучающихся;

- интегрированное единство форм, методов и средств обучения;

- взаимодействие обучающихся и педагогов;

- индивидуальный подход педагогической деятельности [3, с. 299].

Выводы. Мы полагаем, что выполнение указанных в статье требований моделирования возможно в рамках специальной технологии формирования акмеологической компетентности, включающей совокупность индивидуальных и групповых методов работы, с учетом личностных особенностей обучающихся, как технологии личностно-профессионального самосовершенствования и саморазвития. Такая

технология представляет собой средство реализации процесса развития личности и обеспечивает одновременно систему личностно-профессионального саморазвития. Она вырабатывает виденье личности не только как социальную еденицу, но и обладающую глубинными внутриличностными процессами (такими как: самоанализ, планирование, мотивация, саоорганизация, саморегуляция) активизирует его ценности, мотивы, интересы, а также внутренние творческие ресурсы человека; интегрирует концептуальные знания и практические умения, навыки со способностью к личностному росту, в результате которого и достигается личностно-профессиональное развитие.

Представленную в статье модель развития будущего психолога следует считать психолого-акмеологической в силу того, что она, наряду с отражением основных составляющих процесса развития, проектирует соотношение настоящего и будущего уровня компетентности обучающегося, который еще не проявлен в полной мере, но предлагает оптимальный способ движения к этому будущему образу в образовательном учреждении за счет активизации внутриличностных процессов обучающихся и воздействия образовательных технологий. Акмеологичность данной модели проявляется также в том, что она предлагает гуманистический, неманипулятивный способ и технологии его прогрессивного преобразования, указывает факторы и условия, содействующие достижению каждым обучающимся результатов самоактуализации и саморазвития в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Литература:

1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб, пособие / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с. (Серия «Библиотека психолога»).

4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштей. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

5. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра психол. наук / Л. А. Степанова. - М., 2012. - 566 с.

6. Сысоева С. А. Психолого-акмеологическая модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы / С. А. Сысоева, Л. В. Абдалина. - Воронеж: ЦНТИ, 2010. - 169 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Старцева Вера Александровна

Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

САМОПРИНЯТИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ

ИНТЕГРИРОВАННОСТИ

Аннотация. Исследование направлено на решение проблемы достижения интегрированности личности, актуальную для современной психологической науки и практики. В русле данной тематики в последние годы выполнен ряд работ, которые подтверждают ее значимость, прежде всего, в контексте профессиональной деятельности. В то же время общепсихологический аспект проблемы, раскрывающий предпосылки достижения личностной интегрированности, изучен недостаточно. Исследование, выполненное на материале исследования руководителей высшего и среднего звена, позволяет высветить важные аспекты проблемы и выявить закономерности, которые, безусловно, являются значимыми как для общепсихологической теории, так и для прикладных областей психологии, для психологов, занятых в организационном консультировании. Предпосылкой для достижения личностной интегрированности выступает высокий уровень самопринятия. Ключевые слова: личностная интегрированность, самопринятие.

Annotation. Research open up to day problem of achievement integration of personality for modern psychology. In these topic in last year did number of researches, which confirm significancy of topic of research, especially for professionale activity. At once psychology aspect of problem, open suppositions of achievement integration of personality. Research on managers of middle and highest level allow for show important part of problem and common factors, which are significance for theory and practice of psychology. Supposition of achievement integration of personality is high level of self-acceptance. Keywords: integration, self-acceptance.

Введение. Личностная интегрированность рассматривается учеными как важнейшее условие самореализации человеческой личностиЗ. Актуальность исследования определена в аспекте достижения личностной интегрированности как внутренней согласованности относительно непротиворечивого сочетания между собой принятых человеком ценностей, мотивов, установок, тенденций и диспозиций. Такая согласованность для человека имеет статус средства достижения баланса в жизни, поддержания психического и физического здоровья. И, напротив, недостаток личностной интегрированности (состояние дезинтегрированности) ведет к внутренней несогласованности, внутриличностному конфликту, равно как и к дезадаптации в обществе. Личностная дезинтегрированность обусловливает спектр проблем со здоровьем. Особое значение интегрированность личности играет при повышенной социальной ответственности у лиц, принимающих значимые и сложные решения в рамках своей профессиональной деятельности руководителя. Недостаточная интегрированность личности становится одним из рисков развития личностной дезадаптации

3 Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 /Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа:http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.