2. Емельянова Т.П. Коллективные чувства в отношении значимых социальных явлений: сравнительный анализ групп студентов православных и светских вузов [Электронный ресурс] / Т.П. Емельянова, Т.В. Дробышева // Психологические исследования. - 2017. - Том 10. - № 53. - ИЯЬ: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1427-emelyanova53.html (дата обращения: 09.04.2018).
3. Игумнов А. (архим. Платон) Православное нравственное богословие [Электронный ресурс] / А. Игумнов. - ИЯЬ: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-nravstvennoe-bogoslovie-igumnov/7_11 (Дата обращения: 11.04.2018).
4. Кислинская Г.Е. Преемственность воспитательной системы современных семинарий и раннехристианских школ / Г.Е. Кислинская // Политематический журнал научных публикаций. Дискуссия. -Екатеринбург, 2013. - № 3 (33). - С. 106-110.
5. Кислинская Г.Е. Формирование готовности будущих бакалавров-теологов к иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Воронеж, 2017. - 230 с.
6. Моздор Н.В. Развитие смысложизненных ориентации у студентов как субъектов богословского и педагогического высшего образования / Н.В. Моздор, О.В. Соловьёва: Монография. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 94 с.
7. Полохов. Д. (прот.) Будущим семинаристам полезно знать / Д. Полохов // Газета «Православие и современность. - 2009. - № 21. - С. 3-4.
8. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание / Т.В. Склярова // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - 1 (40). - С. 9-16.
9. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции / С.С. Хоружий. - М.: Изд-во Парад, 2005. - 448 с.
10. Шестун Г. (игум. Георгий) Теоретические основы подготовки студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Г. Шестун. - БЯЕ: http://bibliofond.ru/view.aspx?id= 107213 (Дата обращения: 11.04.2018).
11. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л.Б. Шнейдер. - М.: ООО «Принт», 2000. - 128 с. - С. 85-101.
12. Щербакова Е.В. Взаимодействие учительских и духовных семинарий как фактор развития образования в Оренбургской губернии в XIX - начале XX века / Е.В. Щербакова: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2014. - 24 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Старцева Вера Александровна
Тюменский государственный университет (г. Тюмень)
ИНСТРУМЕНТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПРЕДМЕТ ГОТОВНОСТИ РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Аннотация. Данный психодиагностический инструмент был сконструирован и опробован в рамках диссертационного исследования роли поступков в достижении личностной интегрированное™. Исследование направлено на решение проблемы достижения интегрированное™ личности, актуальную для современной психологической науки и практики. В русле данной тематики в последние годы выполнен ряд работ, которые подтверждают ее значимость, прежде всего, в контексте профессиональной деятельности. В то же время общепсихологический аспект проблемы, раскрывающий условия для достижения личностной интегрированное™, изучен недостаточно. Исследование, выполненное на материале исследования руководителей высшего и среднего звена различных сфер деятельности. Данный инструмент может быть использован в рамках оценки кадрового резерва и при отборе на руководящие должности.
Ключевые слова: личностная интегрированность, поступок, руководитель, кадровый резерв, жизнестойкость.
Annotation. This psychodiagnostic instrument developed and probed in research of role manhood acts in achievement integration of personality. Research open up to day problem of achievement integration of personality for modern psychology. In these topic in last year did number of researches, which confirm significancy of topic of research, especially for professionale activity. At once psychology aspect of problem, open mechanism coping with high pressure research low. Research on managers of middle and highest level allow for show important part of problem and common factors, which are significance for theory and practice of psychology. This psychodiagnostic instrument can be use in assessment of high-potential employees and review to middle and high level of positions.
Keywords: integration, self-acceptance, manager, act, high-potential employees, hardiness.
Практическая значимость. Созданный инструмент диагностики «структурированное интервью» применяется в индивидуальном и организационном психологическом консультировании, а также при отборе персонала и оценке его кадрового резерва. Данный метод позволяет выявить у испытуемого преобладающий вид поступка и сделать прогноз о степени личностной интегрированное™ испытуемого. Данные результаты можно использовать в различных аспектах: 1) выявление потенциальных управленцев, использующих чаще зрелые поступки и соответственно находящихся в состоянии высокой степени личностной интегрированное™, способных к работе на высоких руководящих позициях; 2) выявление лиц, использующих незрелые поступки и находящихся в зоне риска психического и физического здоровья, с целью коррекции и профилактики; 3) выполнение оценки кадрового резерва.
Актуальность создания средств диагностики уровня зрелости поступков. Исследование роли поступков в достижении личностной интегрированное™ расширяет возможности оценки и прогнозирования таких характеристик, как самореализация, психологическое благополучие, во многом позволяет диагностировать особенности интрапсихического состояния и межличностного взаимодействия.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, ролью самого поступка для личности и общества. В данной работе эта роль раскрывается в аспекте достижения личностной интегрированное™ как внутренней согласованности относительно непротиворечивого сочетания между собой принятых человеком
ценностей, мотивов, установок, тенденций и диспозиций. Такая согласованность имеет для человека статус средства достижения баланса в жизни, поддержания психического и физического здоровья. Недостаток личностной интегрированное™ (состояние дезинтегрированности) ведет к внутренней несогласованности, внутриличностному конфликту, равно как и к дезадаптации в обществе. Личностная дезинтегрированность обусловливает спектр проблем и со здоровьем. Значимость угрозы подтверждается результатами исследований лиц, принимающих управленческие решения: уровень инфаркта миокарда в два раза выше среднего7; ежегодный рост уровня стресса8; высокая смертность от употребления алкоголя9; сокращение работающего населения в связи с болезнями 10; частота и тяжесть автомобильных аварий в два раза выше среднего уровня11.
Особую роль зрелость поступков и интегрированность личности играет при повышенной социальной ответственности у лиц, принимающих значимые и сложные решения в рамках своей профессиональной деятельности руководителя. Зрелость поступков связана с личностным и, как следствие, профессиональным ростом, а недостаточная интегрированность личности становится одним из рисков развития личностной дезадаптации 12 и эмоционального выгорания 13.
Выборка испытуемых составила 190 человек, из них 95 - управленцы среднего и высшего звена из различных сфер деятельности: образование и спорт - 27%, банковская - 20%, торговля - 25%, государственная служба - 23%.
Степень достоверности результатов. Достоверность полученных результатов обеспечивается анализом психологической литературы по проблеме, подбором адекватных методов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, репрезентативностью выборки, а также использованием методов статистического анализа данных. В процессе анализа данных полученные результаты подвергались дополнительной статистической и качественной обработке и сопоставлялись между собой для повышения степени обоснованности выводов исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения данного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета, научных семинарах в течение 2010-2015 гг. Используемый метод исследования обсуждался на методическом семинаре кафедры общей психологии Южно-Уральского государственного университета в марте 2014 г. Результаты пилотажного исследования были представлены и обсуждались на международной конференции по принятию решений (Герцилия, Израиль, 2011). Актуальность исследования в аспекте профессиональной деятельности была представлена на конференции «Современные исследования социальных проблем» в Красноярске (октябрь 2012). Итоговые результаты исследования обсуждались на конференции «Личность в ситуациях выбора» (Новосибирск, 2015).
Описание метода. Структурированное интервью - инструмент исследования уровня зрелости совершаемых поступков в условиях высокой личностной нагрузки, которое позволяет исследовать виды совершаемых поступков в условиях высокой личностной нагрузки, выявлять преобладающий вид поступка, и соответствующий ему уровень зрелости. Дополнительно данный метод позволит получить описание актуальных ценностей в проблемной производственной ситуациях, требующих совершения поступков.
Основываясь на теоретической модели достижения личностной интегрированное™ через совершение поступка14 были сконструированы ситуации, требующие разрешения (ситуации на поступок), в которых заложен конфликт между тремя ценностными сферами: профессиональной, личной и ориентированной на мнение окружающих (морально-этической).
В структурированное интервью введен стимульный материал семь проблемных ситуаций, систематически возникающих в работе руководителя, феноменологически создающие личностную нагрузку. Выбор ситуаций из управленческой сферы обоснован тем, что в работе руководителей ситуация на совершения поступка имеет большую значимость за счет ответственности за профессиональный результат. Интерес во всех выбранных для анализа ситуациях связан с возникновением угрозы для ценностей руководителя как личности и как работника. Такая угроза, как правило, сталкивает 2-3 ценности руководителя, создавая внутриличностный конфликт. Такие ситуации возникают в работе менеджера, как и в жизни рядового сотрудника, только напряжённее, острее. Подобные ситуации создают дополнительную личностную нагрузку, так как ставят задачи на осмысление, переосмысление, поступок, снятие рисков дезинтегрированности, требуют дополнительной часто непростой и уникальной личностной работы
Ситуации сконструированы на основе определения и признаков, обоснованных в теоретическом анализе. Проблемная ситуация - положение дел, создающее противоречие для человека между его личными и профессиональными интересами (ценностями). Необходимость решения проблемы в ситуации объективно ограничено во времени; кроме того, альтернативы, между которыми необходимо выбирать, имеют дополнительный морально-этический аспект своих последствий.
Признаки проблемной ситуации:
1. Наличие конфликта (противоречия) между двумя и более ценностями (интересами).
Платонов Ю.П. Плата за лидерство / Ю.П. Платонов //
http://101.com.ua/articles/plata_za_liderstvo_2818.html /2007/. - 3 с.
8 Руденко А. Бизнес расшатывает нервы [Электронный ресурс]/ А. Руденко // Ведомости. - 2005. -Режим доступа: http://bankir.ru /analytics /personal/10/25346/ 2005.
9 Трифонов А. Богатые спиваются модно [Электронный ресурс]/ А. Трифонов. - 2005. - Режим доступа: www.utro.ru
10 Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. - С. 12-18.
11 Ключников С. Стресс и проблемы организации [Электронный ресурс] / С. Ключников // психология управления. - 2013. - Режим доступа: http://reiki-master.ru /
12 Адлер А. Наука жить / А. Адлер, перевод с англ. К. Кульмин. - Киев: Киев, 1997. - 105 с.
13 Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. // Практическая психодиагностика. / Ред. Райгородского Д.Я. - Самара, 1999. - №2. - 111 с.
14 Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 /Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51 &rid=259805&filter=1
2. Существование угрозы для двух и более ценностей в случае не решения ситуации.
3. Возможность разрешить проблемную ситуацию ограниченна во времени.
4.Наличие оценки со стороны третьих лиц (семьи, руководства, коллег, подчиненных и т.д.), что создает морально-этический аспект проблемы и последствий выбираемых альтернатив.
При выборе сюжета ситуаций мы опирались на данные исследования стрессовых ситуаций К.И. Корнева15 и на собранный феноменологический материал, описывающий проблемные ситуации в работе руководителя. В обоих случаях руководителей просили назвать стрессовые ситуации в их работе. Самыми стрессогенными ситуациями оказались ситуации, связанные с конфликтами, финансовыми рисками и изменениями условий бизнеса. «Отягчающим» фактором проблемных (стрессовых) ситуаций был конфликт интересов и ценностей руководителей - как личных, так и профессиональных.
Испытуемым было предложено решить проблемную ситуацию одним из заданных способов. В качестве вариантов разрешения проблемной ситуации, не упорядочение предлагается четыре вида поступка, типология поступков взята на основе шкалы поступков Е.Л. Доценко16:
1. Вариант поведения, направленный на сохранение статус-кво. В терминах типов поступков это толкуется как отказ от поступка - не принятие какого-либо решения.
2. Вариант поведения, направленный на не конструктивный компромисс - частичное поддержание обеих ценностей (интересов), согласие на частичный ущерб для каждой из них. В терминах типов поступков это толкуется как не зрелый поступок (поскольку такие решения сильно зависят от привходящих, внешних по своей сути обстоятельств).
3. Вариант поведения, направленный на поддержание только одной альтернативы в полной мере, с полным отвержением другой. В терминах типов поступков это толкуется как не вполне зрелый поступок.
4. Вариант поведения, названный нами «собственное решение». В данном случае у руководителя есть возможность принять свое решение. Здесь испытуемым предоставляется возможность совершить зрелый поступок, когда принятое решение, поддерживает все значимые ценности и позволяет решить проблемную ситуацию с «выигрышем».
Для возможности экспертной оценки принятого испытуемыми решения, а также степени личностной интегрированное™ были замерены следующие параметры при проведении структурированного интервью с каждым испытуемым:
1) актуальные профессиональные, личные и ориентированные на окружение ценности в каждой ситуации.
2) степень субъективной значимости каждой ценности.
3) степень удовлетворения каждой ценности в принятом решении.
Данные ответов испытуемых заносятся в протоколы, которые затем обрабатываются методом экспертных оценок.
Область применения результатов «структурированного интервью». Данный инструмент позволит работодателю диагностировать у кандидатов способы решения проблемных производственных ситуаций, и предположить уровень его внутренней согласованности (отсутствие внутриличностного конфликта), при продолжительном нахождении на должности руководителя. Для самого кандидата данный инструмент позволит сделать выводы о собственной готовности работать руководителем в ситуации личностного напряжения, а также поможет увидеть риски и возможности для индивидуального развития в направлении достижения личностной интегрированное™.
В таблице 1 выделены типы потенциальных руководителей в зависимости от видов совершаемых ими поступков (которые выявляются «структурированным интервью») и уровня личностной нагрузки (критерий -наличие стажа работы более 5 лет на руководящей должности среднего или высокого уровня).
Таблица 1
Типы потенциальных руководителей_
Степень личностной наг рузки
высокая (опыт в руководстве более 5 лет) низкая (опыт в руководстве менее 5 лет)
Виды поступков зрелые поступки «Зрелые» «Потенциальные»
незрелые поступки «Уставшие» «Незрелые»
«Зрелые» - руководители, способные принимать решения в ситуациях с высоким личностным напряжением, используя для этого такие виды поступков как «ответственный поступок» и «развивающий поступок». Они работают в таком режиме уже более 5 лет и сумели в напряженных условиях достичь высокого уровня интегрированное™ личности (или сохранить его). Это те, кого уместно назвать элитой управленцев. Рекомендация: именно таким следует отдавать приоритет при подборе кадров на должности руководителей среднего и высшего звена. Им не требуется дополнительного обучения или психологической коррекции. «Потенциальные» - сотрудники, имеющие небольшой опыт работы руководителем (менее 5 лет) или не имеющие его. При этом способны принимать решения в ситуациях с высоким личностным напряжением, используя для этого такие виды поступков как «ответственный поступок» и «развивающий поступок». Имеют высокий уровень интегрированное™ личности. Рекомендация: являются потенциальными и личностно готовыми для работы руководителями. Обучение если и необходимо, то лишь в профессиональном плане.
«Уставшие» - буквально, «держащиеся из последних сил». Руководители среднего и высшего уровня, не способные совладать с высоким личностным напряжением, в основном используют такие виды поступков как «отказ от поступка» и «псевдопоступок». Как следствие, в результате длительного времени работы (более 5 лет) в напряженных условиях, их характеризует высокий уровень личностной дезинтегрированности. Рекомендация: способны работать руководителями среднего звена, но требуется психологическая коррекция
15 Корнев К.И. Личностные детерминанты, стратегии копинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / К.И. Корнев. -Краснодар, 2008. - 174 с.
16 Доценко Е.Л. Психология личности: Учебное пособие / Е.Л. Доценко. - Тюмень: ТюмГУ. 2009. - 512 с.
(обучение принятию решения по типу зрелых поступков). Такие руководители требуют от работодателя большего внимания, т.к. высоки риски их уходу на больничный, алкоголизации, автомобильных аварий и внезапному увольнению (добровольно).
«Незрелые» - сотрудники, имеющие небольшой опыт работы руководителем (менее 5 лет) или не имеющие его, не способные совладать с высоким личностным напряжением, которое они снимают в основном, используя такие виды поступков как «отказ от поступка» и «псевдопоступок». В результате они имеют высокий уровень дезинтегрированности личности, даже не работая в напряженных условиях нагрузки на личность. Рекомендация: данные сотрудники требуют психологической коррекции даже при работе на рядовых должностях, с повышением нагрузки (карьерным ростом) они не смогут справиться без обучения эффективным методам принятия решений и совладания со стрессом.
Данная типология помогает понять возможности и ограничения потенциальных руководителей, а также количество ресурсов, которое придется потратить работодателю на становление руководителя.
Литература:
1. Адлер А. Наука жить / А. Адлер, перевод с англ. К. Кульмин. - Киев: Киев, 1997. - 105 с.
2. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. // Практическая психодиагностика. / Ред. Райгородского Д.Я. - Самара, 1999. - №2. - 111 с.
3. Доценко ЕЛ. Психология личности: Учебное пособие / ЕЛ. Доценко. - Тюмень: ТюмГУ. 2009. - 512 с.
4. Корнев К.И. Личностные детерминанты, стратегии копинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / К.И. Корнев. - Краснодар, 2008. - 174 с.
5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. - С. 12-18.
6. Платонов Ю.П. Плата за лидерство / Ю.П. Платонов // http://101.com.ua/articles/plata_za_liderstvo_2818.html /2007/. - 3 с.
7. Руденко А. Бизнес расшатывает нервы [Электронный ресурс] / А. Руденко // Ведомости. - 2005. -Режим доступа: http://bankir.ru /analytics /personal/10/25346/ 2005.
8. Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированное™: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 /Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51 &rid=259805&filter=1
9. Трифонов А. Богатые спиваются модно [Электронный ресурс] / А. Трифонов. - 2005. - Режим доступа: www.utro.ru
10. Хорошкина Е. Профессиональное «выгорание» специалистов / Е. Хорошкина // Журнал «Отдел Кадров». - 2005. - №5. - 4 с. 170.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Степанов Федор Георгиевич
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Методический центр повышения квалификации педагогических работников» (г. Орехово-Зуево)
ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕРРИТОРИЯ РИСКОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ17
Аннотация. В статье рассматривается проблема педагогических рисков в формировании мотивации обучающихся к внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, мотивация деятельности, педагогические риски, субъект образовательной деятельности.
Annotation. The article deals with the problem of pedagogical risks in the formation of motivation of students to extracurricular activities in the educational organization.
Keywords: extracurricular activities, motivation of activities, pedagogical risks, the subject of educational activity.
Введение. В соответствии с ФГОС начального и основного общего образования основная образовательного программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. [1, 2, 3] Внеурочная деятельность направлена на разностороннее развитие личности обучающегося и проводится в таких формах как кружки, студии, клубы, секции, объединения, научные общества, олимпиады и т.д. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Введение ФГОС общего образования и опыт его реализации выявил ряд достаточно важных рисков, которые необходимо преодолеть. Определенные риски существуют и в организации внеурочной деятельности в системе общего образования.
Изложение основного материала статьи. На основе анализа психолого-педагогической литературы [4, 5, 6, 7 и др.] педагогические риски при организации и осуществлении внеурочной деятельности и возможные пути (способы, средства) их преодоления можно представить в виде таблицы (См.: таблица 1).
17 Работа выполнена в рамках плана деятельности академической внедренческой площадки государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области <А_кадемия социального управления», Приказ № 118-07 от 18.04.2017 г.