характер связи в экспериментальной выборке говорит, что руководители со стажем более 5 лет прошли «закалку» личностным напряжением.
Литература:
1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. -С. 132-144.
2. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Баррон // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 153-159.
3. Жиляев А.Г. Интенсивные методики оценки психологического состояния, выявления и коррекции психологической дезадаптации / А.Г. Жиляев. - М.: Изд-во Управления ФСКН России по РТ, 2004. - 120 с.
4. Ключников С. Стресс и проблемы организации [Электронный ресурс] / С. Ключников // психология управления. - 2013. - Режим доступа: http://reiki-master.ru /
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 1975. - 352 с.
6. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Изд-во Смысл, 2006. - 63 с.
7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. - С. 12-18.
8. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Д. Ол-порт; пер с англ. Д. А. Леонтьев, Л. В. Трубицына. - М.: Изд-во Смысл, 2002. - 62 с.
9. Платонов Ю.П. Плата за лидерство / Ю.П. Платонов // http://101.com.ua/articles/plata_za_liderstvo_2818.htmI /2007/. - 3 с.
10. Рождерс К. Клиентоориентированный человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Рождерс, пер. Э.В. Матюхина, Пер. А.Б. Орлов, Пер. А.Ю. Шевелева // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 48-58.
11. Руденко А. Бизнес расшатывает нервы [Электронный ресурс]/ А. Руденко // Ведомости. - 2005. -Режим доступа: http://bankir.ru /analytics /personaI/10/25346/ 2005.
12. Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 / Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1
13. Хорошкина Е. Профессиональное «выгорание» специалистов / Е. Хорошкина // Журнал «Отдел Кадров». - 2005. - №5. - с. 170.
14. Трифонов А. Богатые спиваются модно [Электронный ресурс]/ А. Трифонов. - 2005. - Режим доступа: www.utro.ru
Психология
УДК: 159.99
кандидат психологических наук, доцент кафедры
управления повседневной деятельностью Суховей Алексей Владимирович
Новосибирский военный институт имени генерала
армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); начальник кафедры управления повседневной деятельностью Коваленко Сергей Владимирович
Новосибирский военный институт имени генерала
армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Носов Евгений Николаевич
Новосибирский военный институт имени генерала
армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
КОПИНГ-РЕСУРСЫ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ В
ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В настоящее время все большее развитие получает взгляд на зависимое поведение как следствие сниженной способности личности справляться со стрессом. Следствием интенсивных стрессовых переживаний может стать эмоционально-личностная дезадаптация, риск возникновения которой повышается в критические возрастные периоды. Дезадаптация сопровождается различными поведенческими нарушениями, среди которых наиболее часто называются симптомы избегания, нередко переходящие в зависимость. Такие данные на наш взгляд, свидетельствуют о целесообразности рассмотрения теории копинг-поведения в качестве научной основы первичной психолого-педагогической профилактики зависимого поведения личности.
Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-ресурсы, копинг-стратегия, стресс, личность, личностно-средовые ресурсы, деятельность, психологическая готовность.
Annotation. Nowadays a viewpoint on dependent behavior as a consequence of reduced personality's capability to overcome a stress gets increasing development. Emotional-personal disadaptation can become a consequence of intensive stressful worry. Risk of occurance of this disadaptation increases in critical age periods. The disadaptation is accompanied with various behavioral disoders among them avoiding symptoms that usually transform to dependence are most often called. As for us such data evidence to expedience of consideration of coping-behavior theory as scientific basis of primary psychologic-pedagogical prevention of dependent behavior of personality.
Keywords: coping-behavior, coping-resources, coping-strategy, stress, personality, personal-environment resources, activity, psychologic preparedness.
Введение. Проблема копинга как индивидуального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Термин «копинг» предложен А.Маслоу и происходит от английского слова «to cope» - совладать, преодолевать. В Российской психологии его переводят как совладающее поведение или психологическое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и
поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, понятие «coping» охватывает широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.
Формулировка цели статьи. Отличительным признаком современного понимания копинг-поведения является перенос рассмотрения проблемы совладания на более широкий круг ситуаций, не только экстремальных, но и просто субъективно значимых. Как было выяснено, копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором.
Изложение основного материала статьи. Копинг-поведение позволяют понимать его - как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями; как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий [1].
Так выделяя две функции копинга, можно говорить о соответствующих стратегиях копинг-поведения: проблемно-ориентированной и эмоционально-ориентированной. Все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно разделить на три большие группы:
- стратегия разрешения проблем (активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы);
- стратегия поиска социальной поддержки (активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим его членам семьи, друзьям, значимым другим);
- стратегия избегания (поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем).
Таким образом, можно сделать вывод, что в науке существует целый арсенал выделенных на основании тех или иных критериев способов совладания с трудными жизненными ситуациями. Современные психологические данные позволяют говорить о том, что нормально адаптированные люди чаще прибегают к более продуктивным, адаптивным копинг-стратегиям и меньше используют непродуктивные. Личности же с дезадаптивным поведением склонны к мало продуктивным стратегиям, таким как уход от проблем и трудностей, отрицание и изоляция. Копинг-стратегии представляют собой самостоятельные, отдельные способы реализации совладающего поведения, свойственные человеку в тех или иных ситуациях, строящиеся на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Успешность адаптации к стрессам, определяется уровнем развития копинг-ресурсов: недостаточное развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности. Копинг-ресурсы определяются как характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам.
Можно выделить следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость), материальные (имущество, деньги), психологические (убеждения, самооценка, мораль и т.д.), социальные (социальные связи человека).
Ресурсы социальной среды связаны с системой социальной поддержки (окружение, в котором живет человек: семья, общество) и социально-поддерживающим процессом (умение находить, принимать, оказывать социальную поддержку).
В качестве характеристик, которые могли бы стать мишенью превентивного воздействия у личности, выделены самооценка, эмпатия, мотивация достижения успеха, уровень тревожности.
К копинг-ресурсам самосознания относят Я-концепцию и ее составляющие. Показателем определенного уровня психического развития личности, компонентом самоопределения, «зеркалом» личностных качеств человека является самооценка. Основная функция самооценки в психической жизни личности, состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. В качестве поведенческих проявлений адекватной самооценки отмечается умение гибко реагировать на изменения, уверенность человека в себе, способность самостоятельно решать жизненные проблемы, конструктивно отстаивать собственное мнение, противостоять давлению, устанавливать и поддерживать социальные контакты. На преобладание у человека с адекватной самооценкой мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи. Как было выяснено, многие ученые указывают на неадекватную самооценку как фактор риска аддиктивного поведения личности. Учеными отмечаются, что процессы формирования Я-концепции и психологических механизмов адаптации к социальной среде осуществляются параллельно, оказывая выраженное влияние друг на друга. Доказано, что характеристики Я-концепции соотносятся с базовыми копинг-стратегиями и взаимно влияют друг на друга: использование копинг-стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки приводит к формированию позитивной Я-концепции, адекватной самооценки. Доминирующее использование копинг-стратегии избегания провоцирует формирование негативной Я-концепции, неадекватной самооценки [2].
К коммуникативным личностным ресурсам, влияющим на поведение человека, относят эмпатию и аффилиацию, считая их единым процессом, существенно и положительно влияющим на качество общения и позитивные личностные изменения.
Под аффилиацией понимают стремление человека быть в обществе других людей и считают, что блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс.
Эмпатия понимается по-разному: как постижение эмоционального состояния другого человека; эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого, распознавать эмоциональное состояние другого, давать адекватный эмпатический ответ на переживания другого.
Исследователи выделяют эмпатию как один из ключевых факторов в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения и важнейшим ресурсом преодоления стресса. Чем выше уровень эмпатии и аффилиации, тем выше показатели копинг-стратегий поиска социальной поддержки [1].
Отмечено, что дефицит навыков эмпатии способствует развитию у личности саморазрушающего поведения, прекращению личностного роста и разрыву связей с обществом. Учитывая вышесказанное, роль эмпатии и аффилиации, как коммуникативных личностных ресурсов, определенное состояние которых может выступать в качестве фактора риска и протекции аддиктивного поведения личности, можно представить в виде следующей теоретической модели (рис. 1).
Рисунок 1. Эмпатия и аффилиация как фактор риска и протекции аддиктивного поведения личности
Как показано на рисунке, низкий уровень эмпатии и аффилиации способствует стремлению человека к одиночеству, социальной изоляции. Это приводит к недостаточному развитию коммуникативной компетенции, отсутствию или утрате навыков восприятия и поиска социальной поддержки. Учитывая, что развитие человека происходит в процессе совместной деятельности и общения, их ограничение вызывает замедление и блокирование личностного роста. Все это ведет к усилению мотивации избегания и выбору соответствующих копинг-стратегий поведения, выступая фактором риска зависимого поведения. Высокий уровень развития эмпатии и аффилиации становится основой стремления человека быть среди людей, навыков восприятия и поиска социальной поддержки, высокой коммуникативной компетентности. Активная деятельность и общение содействуют личностному росту. Результатом этого является выбор активных продуктивных копинг-стратегий, выступающих протективным фактором в отношении зависимости. В качестве личностного ресурса преодоления стресса, характеристики адаптивного копинг-поведения называется наличие у человека мотивации достижения успеха. Потребность достижения успехов рассматривается как приобретенная в процессе жизни потребность, выражающаяся в стремлении человека к достижению высоких и максимально возможных для него результатов в каком-либо виде деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод, что преобладание мотивации на избегание неудачи коррелирует с заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний, высокой тревожностью, беспомощным поведением, стремлением к неоправданному риску. Такие характеристики могут способствовать выбору копинг-стратегии избегания и ухода от реальности, что увеличивает риск формирования зависимости. Напротив, преобладание мотивации на достижение успеха коррелирует с адекватной самооценкой, высоким уровнем притязаний, стремлением разрешать проблемы, оптимальным уровнем тревожности. Поведенческими проявлениями таких характеристик выступают активность, самостоятельность, инициативность, отсутствие стремления к неоправданному риску. Все это приводит формированию продуктивных копинг-стратегий поведения, выступая протективными факторами в отношении аддиктивного поведения личности.
В качестве одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных к формированию зависимого поведения, называется высокий уровень тревожности.
Тревожность рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения данной реакции. Тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека. Большинство современных исследователей
сходятся во мнении, что для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности (полезная тревожность), являющийся необходимым условием развития личности, характеристикой ее активной деятельности. Практически все исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности на развитие личности [3].
Так ученые указывают на типичную форму поведения, маскирующую тревожность - «уход» в аддиктивное поведение. Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга» [2]. Сущность данного механизма состоит в том, что возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях.
Поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, то можно предположить, что потенциальные аддикты - это люди, изначально тревожные. Поэтому высокая тревожность может рассматриваться как одна из причин формирования зависимости. Человек попадает в замкнутый круг, точнее спираль, каждый виток которой усиливает дезадпатацию и тревожность, что создает еще более сильную потребность в контактах с агентом аддикции, а это, в свою очередь усиливает зависимость.
Можно представить роль тревожности как составляющей психологического механизма формирования и усиления аддиктивного поведения (рис. 2).
Возрастание потр е оно сти б уходе вяир
реализации
Рисунок 2. Механизм формирования и усиления зависимости за счет повышения уровня тревожности
Как видно, повышенный уровень тревожности вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции. В результате увеличения противоречий между реальным миром и миром аддиктивной реализации, в процессе взаимодействия с аддиктивным агентом, происходит повышение уровня личностной тревожности, что, в свою очередь, приводит к усилению мотивации избегания и ухода от реальности, а, значит, усиливает зависимость.
Таким образом, полезный уровень тревожности у личности является необходимым условием их развития и может рассматриваться как протективный личностный копинг-ресурс, способствующий формированию продуктивных копинг-стратегий. Высокая же тревожность является фактором риска, выступая как причиной, так и следствием аддиктивного поведения.
Повышение факторов риска и снижение факторов протекции способствует низкой эффективности функционирования блока личностно-средовых копинг-ресурсов, которые служат основой для формирования непродуктивных копинг-стратегий избегания и ухода от реальности. Такие копинг-ресурсы и копинг-стратегии являются характеристиками дезадаптивного поведения, приводящего к формированию аддикции.
В таком случае, можно предположить, что профилактика зависимого поведения должна осуществляться в двух основных направлениях: воздействие на факторы риска, с целью их снижения, и на факторы протекции, с целью их повышения. Тогда целью первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения должно стать формирование блока протективных (защитных) копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий, способствующих конструктивной адаптации и социальной интеграции (рис. 3).
Рисунок 3 Первичная психолого-педагогическая профилактики аддиктивного поведения
Отмечается, что копинг-ресурсы и копинг-стратегии - результат приобретенного опыта. Таким образом, последовательное и методически грамотное обучение навыкам адаптивного копинг-поведения, включающее формирование соответствующих копинг-ресурсов и копинг-стратегий, является эффективным направлением первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения личности.
Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы и обобщения:
1. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения личности представляет собой направленную на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения, родителей, товарищей, школы и способствует снижению факторов риска и повышению факторов протекции аддиктивного поведения.
2. Факторами протекции аддиктивного поведения личности являются адекватная самооценка, высокий уровень эмпатии, «полезный» уровень тревожности, преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи, продуктивные копинг-стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки. Факторами риска аддиктивного поведения личности выступают неадекватная самооценка, низкий уровень эмпатии, низкая или высокая тревожность, преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, копинг-стратегии избегания и ухода от реальности.
3. Эффективность системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения личности обеспечивается применением комплексного личностно ориентированного подхода с соблюдением принципов гуманности, системности и последовательности психолого-педагогического воздействия; наличием научной теоретической основы; применением интерактивных и тренинговых методов работы; соответствием определенной возрастной категории; долгосрочностью воздействия; мониторингом и контролем над эффективностью работы.
Литература:
1. Суховей А.В. Личностно-средовые ресурсы психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений внутренних войск МВД России: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 2013. - 25 с.
2. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
3. Лебедев И.Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения сотрудников ОВД: Монография. М., Единение, 2001 - 10 п.л.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна
Вологодский государственный университет (г. Вологда);
кандидат психологических наук Соколовская Ольга Константиновна
Вологодский государственный университет (г. Вологда);
кандидат психологических наук Калинкина Евгения Михайловна
Вологодский государственный университет (г. Вологда)
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена проблеме саморазрушающего поведения в юношеском возрасте. В настоящее время наблюдается увеличение аутодеструктивных действий среди молодежи, в результате внимание общества к данной проблеме значительно возрастает. Безусловно, необходимо разработать эффективные меры по созданию психологических условий для профилактики аутодеструкции, а это, в свою очередь, требует более тщательного исследования причин саморазрушающего поведения. В статье представлены результаты сравнительного исследования связи склонности к саморазрушающему поведению с личностными особенностями студентов гуманитарных и технических направлений подготовки, обучающихся в Вологодском государственном университете.
Ключевые слова: саморазрушающее поведение, отклоняющееся поведение, аутодеструкции, личностные особенности, студент, гуманитарная специальность, техническая специальность.
Annotation. The article is devoted to the problem of self-destructive behavior in adolescence. Currently, due to the growth of self-destructive actions among young people, public attention to this problem has increased significantly. It is due to the need to take effective measures to create psychological conditions for the prevention of autodestruction, and, consequently, also a more thorough study of the causes of self-destructive behavior. The article presents the results of a comparative study of the relationship of propensity to self-destructive behavior with the personal characteristics of students of humanitarian and technical areas of training, studying at the Vologda state University.
Keywords: self-destructive behavior, deviant behavior, autodestructive, personal characteristics, student, humanitarian specialty technical specialty.
Введение. В современном обществе саморазрушающее поведение у людей, в том числе у студентов, стало массовым явлением. Распространенность алкоголизации, наркотизации, токсикомании, нехимических зависимостей, таких как интернет-аддикции, пищевые аддикции, а также других форм саморазрушающего поведения достигли в России масштабов социальной катастрофы [2, 41.
На сегодняшний день известна масса примеров саморазрушающего поведения студентов, формы которого приводят к ухудшению качества жизни, отрицательно влияют на их интеллектуальный и профессиональный потенциал, затормаживают становление психологически благополучной личности и ее способность к саморазвитию, что делает данную проблему особенно актуальной [3, 51.
Саморазрушающее поведение - это такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение ущерба собственному соматическому и психическому здоровью, несут угрозу целостности и развитию личности человека [11.
В качестве фундаментальных оснований одни авторы видят роль биологических предпосылок - труды Ч. Ломброзо, У. Шелдона, У. Пирса; другие - социальных (работы Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Р. Линтона), третьи - психологических факторов - исследования Ю. А. Клейберга, Ц. П. Короленко, Т. А. Донских, Е.В. Змановской. Многие исследователи (И. А. Фурманов, В. Д. Менделевич, Н. Г. Тормосина, А. Н. Алехин, Е. Е. Малкова) обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к саморазрушению. Помочь таким студентам можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Одной из причин саморазрушающего поведения может являться высокая степень личностного неблагополучия. Таким образом, своевременная диагностика особенностей личности студентов, склонных к саморазрушающему поведению, является актуальной проблемой психологии.
Изложение основного материала статьи. Исследование было организовано и проведено на базе Вологодского государственного университета в 2017 году. В сборе и обработке данных исследования принимала участие магистрант факультета социальной работы, педагогики и психологии Л.А. Холопова.
В исследовании приняло участие 200 студентов разных факультетов. Были использованы следующие методики: 1) стандартизированный тест-опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел); 2) 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелл).
В ходе исследования была проверена гипотеза: существуют различия в структуре связей между склонностью к саморазрушающему поведению и личностными особенностями у студентов гуманитарных и технических направлений подготовки.
На рисунке 1 можно наблюдать, что студенты технических специальностей наиболее предрасположены к отрицанию общепринятых норм и ценностей, чем студенты гуманитарных специальностей.