Научная статья на тему 'Современные взгляды на копинг-проблему'

Современные взгляды на копинг-проблему Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10906
1561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ("COPING BEHAVIOR") / ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л.

Обзорная статья посвящена одной из актуальных проблем психологии совладающему (копинг) поведению. Социально-психологическая и медицинская значимость копинг-поведения определяется непосредственной связью его с благополучием, психическим и физическим здоровьем человека, также с его удовлетворенностью своими социальными отношениями. В статье рассматриваются основные подходы и классификации копинга (психологического преодоления), его эффективность в контексте ситуаций и жизненных событий личности, данные экспериментальных исследований. В ней обращается внимание на влияние возраста и социальной среды на совладающее (копинг) поведение, а также задачи и перспективы исследования психологического преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные взгляды на копинг-проблему»

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА КОПИНГ-ПРОБЛЕМУ

ЦЕРКОВСКИЙ А.Л.

УО ”Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

университет ”

Резюме. Обзорная статья посвящена одной из актуальных проблем психологии - совладающему (копинг) поведению. Социально-психологическая и медицинская значимость копинг-поведения определяется непосредственной связью его с благополучием. психическим и физическим здоровьем человека. также с его удовлетворенностью своими социальными отношениями.

В статье рассматриваются основные подходы и классификации копинга (психологического преодоления). его эффективность в контексте ситуаций и жизненных событий личности. данные экспериментальных исследований. В ней обращается внимание на влияние возраста и социальной среды на совладающее (копинг) поведение. а также задачи и перспективы исследования психологического преодоления.

Ключевые слова: психологическое преодоление ("coping behavior"). личностные и ситуативные ресурсы. эффективность преодоления. психология личности.

Abstract. The review is devoted to one psychology from actual problems -coping behavior. The social-psychological and medical importance of coping behavior is determined by direct his connection with well-being. mental and physical health of the person. and also with his satisfaction the social relations.

In article the basic approaches and classifications coping (psychological overcoming). its efficiency in a context of situations and vital events of the person. given experimental researches are examined. In her it is paid attention to influence of age and the social environment on coping behavior. and also problems and prospects of research of psychological overcoming.

Адрес для корреспонденции: Республика

Беларусь, г. Витебск, Московский пр-т, д.8, кор.1, кв.52. Церковский А.Л.

В зарубежной психологии за последние 30 лет проблеме психологического преодоления - "coping behavior" посвящено значительное количество работ.

Понятие "coping" происходит от английского "соре" (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы

понятия "Bewältigung" (преодоление) и "Bеlastungsverarbeitung" (переработка нагрузок). В российской психологии его переводят как адаптивное. совладающее поведение. или психологическое преодоление [19]. В зарубежной психологической литературе термин "coping" употребляется в сочетании с другими психологическими понятиями: coping- process. coping- mechanism. coping- behavior. coping- style. coping- strategy. В российской психологии эти термины переводят как копинг-процесс. копинг-механизм. копинг-поведение. адаптивное совладающее поведение. копинг- стратегия. психологическое преодоление [19].

В настоящее время существуют многие определения и психологические модели coping. Наиболее распространенными являются модели. связанные с исследованиями психологического стресса [45. 58-60]. В этом контексте. по мнению H. Weber. coping определяется как стратегия действий. предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы. в частности. в условиях приспособления к болезни как угрозе физическому. личностному и социальному благополучию [74]. R.S. Lazarus считает. что 'doping behavior" представляет собой сумму когнитивных и поведенческих усилий. затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [58].

В широком смысле слова coping включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера - попытки овладеть или смягчить. привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Дополнительные условия - как внешние. характеризующие саму задачу. так и внутренние. представляющие собой психологические характеристики субъекта. - заостряют содержание coping. отличая его от простого приспособления [19]. Поэтому главная задача coping - обеспечение и поддержание благополучия человека. физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями [74].

Классификация копинга

R.S. Lazarus. S. Folkman считают. что ^ping должен пониматься как динамический процесс. специфика которого определяется не только ситуацией. но и стадией развития конфликта. столкновения субъекта с внешним миром. Каждая форма психологического преодоления специфична. определяется субъективным значением переживаемой ситуации и отвечает преимущественно одной из задач: либо решению реальной проблемы или ее эмоциональному переживанию. либо корректировке самооценки или регулированию взаимоотношений с людьми [60].

По мнению авторов существует 2 модуса психологического преодоления. направленного на решение проблемы (problem-foсused, Problem-orientiert. vigilant) или на изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused. Gefuele-orientiert. Проблемно-ориентированный копинг связан с рациональным анализом проблемы. с построением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в самостоятельном анализе случившегося. в обращении за помощью к другим. в поиске дополнительной информации. Субъектноориентированный модус психологического преодоления касается эмоционального реагирования на ситуацию. он не сопровождается

конкретными действиями. поскольку человек пытается не думать о проблеме вообще. стремится забыться во сне. стремится отвлечься от отрицательных эмоций. принимая алкоголь или поглощая еду. стремится вовлечь других в свои переживания.

Усилия. направленные на регулирование эмоционального отклика (реакции) на ситуацию стресса. могут иметь много форм. Как предложили R.S. Lazarus. S. Folkman. они могут включать усилия. направленные на уменьшение эмоционального дистресса (например. дистанцирование). когнитивное изменение события (ориентация на его положительные аспекты). намеренное усиление дистресса. чтобы мобилизоваться для действия. и другие стратегии [60].

Существуют различные классификации копинг-стратегий. В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии: 1) разрешение проблем; 2) поиск социальной поддержки; 3) избегание [2. 9. 13. 28. 33]

В.М. Ялтонский добавляет еще ситуационно-специфическую копинг-стратегию дистанцирования и особенности социально-поддерживающего поведения (восприятие социальной поддержки. ее поиск и оказание [33].

Э. Хайм выделяет три сферы иерархической структуры психики. в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: эмоциональную. когнитивную и поведенческую [по 8]. При этом все виды копинг-стратегий поведения разделяются с учетом степени их адаптивных возможностей на адаптивные. частично (относительно) адаптивные и неадаптивные [по 8; 5].

Согласно такой систематизации среди стратегий эмоционального копинга адаптивными являются протест и оптимизм; частично адаптивными -эмоциональная разрядка и пассивная кооперация; неадаптивными - подавление эмоций. покорность. самообвинение и агрессивность. К адаптивным стратегиям когнитивного копинга относится проблемный анализ. установка на собственную ценность и сохранение самообладания; к частично адаптивным -относительность. придача смысла и религиозность; к неадаптивным - смирение. растерянность. диссимуляция и игнорирование. Поведенческий копинг представлен такими адаптивными формами. как сотрудничество. оптимизм; частично адаптивными - компенсацией. отвлечением и конструктивной активностью; неадаптивными - активным избеганием и отступлением [по 8].

Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) выделяют копинг-ресурсы личности - совокупность условий. способствующих преодолению стресса. Выделяют следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье. выносливость); социальные (индивидуальная социальная сеть. социально-поддерживающие системы); психологические (убеждение. устойчивая самооценка. общительность. интеллект. мораль. юмор); материальные (деньги. оборудование) [по 8].

В.М. Ялтонский среди личностных ресурсов выделяет коммуникативные копинг-ресурсы. к которым относит Я-концепцию. локус контроля. когнитивные процессы. эмпатию. аффилиацию. сензитивность к отвержению [33].

По мнению С.К. Нартовой-Бочавер создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления - дело будущего. но пока можно предложить в качестве возможных оснований следующие признаки coping:

1. Ориентированность. или локус coping (на проблему или на себя).

2. Область психического. в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность. представления или чувства).

3. Эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет).

4. Временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней).

5. Ситуации. провоцирующие coping-поведение (кризисные или повседневные) [19].

Совладание и психологическая защита

Людям часто приходится сталкиваться с ситуациями внутреннего напряжения и дискомфорта. Реагируют они на это двумя способами: строя сознательные копинг-стратегии (способы совладания) и используя автоматические механизмы психологической защиты [9].

Многие авторы разделяют защиту. ориентированную на переживание. и совладание (копинг). направленное на поведение.

Например. N. Haan характеризует совладание как целенаправленные. гибкие и адекватные реальности адаптивные действия. защитные процессы понимает как навязанные. ригидные и искажающие реальность. Он считает. что в основе стратегий преодоления трудностей и механизмов защиты лежат сходные основополагающие Я-процессы. расположенные в континууме. один полюс которого соответствует конструктивному разрешению ситуации (преодолению трудностей). а противоположный - жесткому механизму защиты [по 25; 7. 48].

Е.В. Либина и А.В. Либин рассматривают психологическую зашиту как отказ индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния. В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность. пройти через ситуацию. пережить событие. не уклоняясь от неприятностей [14].

По мнению Р.М. Грановской и И.М. Никольской защитные механизмы -это психологические стратегии. с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний. как конфликт. фрустрация. тревога и стресс. По существу. их можно рассматривать как стили реагирования человека в угрожающих для него ситуациях. используемые на бессознательном уровне. Выделено уже большое количество защитных механизмов. но самыми изучаемыми оказались восемь: отрицание. вытеснение. компенсация. регрессия. проекция. замещение. интеллектуализация. реактивное образование. [7. 20].

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств (А. Freud. 1948). предохранить его от

осознания нежелательных или болезненных содержаний (D.A. Hamburg. J.E. Adams. 1967; D.S. Holmes. 1978) [49] и. главное. устранить тревогу и напряженность (E.R. Hilgard. R.S. Atkinson. 1967; W. Hoffer. 1968; D.S. Holmes. 1978; и др.). Однако средства достижения этих целей. т.е. сами защитные механизмы. представлены ригидными. автоматическими. вынужденными. непроизвольными и неосознаваемыми процессами. действующими нереалистически. без учета целостной ситуации и долговременной перспективы (Т.М. Мишина. 1972; E.R. Hilgard. R.S. Atkinson. 1967; Th.C. Kroeber. 1963 и др.) [56]. Неудивительно. что цели психологической защиты если и

достигаются. то ценой объективной дезинтеграции поведения (G.W. Kisker. 1972). уступок. регрессии. самообмана (Ю.С Савенко. 1974; F.R. Hine. 1971; Th.C. Kroeber. 1963) или даже невроза [4. 27. 56].

Эффективность психологического преодоления

По мнению K Nakano критерии эффективности преодоления в основном связаны с психическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня его невротизации. выражающейся в ситуативном изменении депрессии. тревожности. психосоматической симптоматики и раздражительности [62. 63].

Как считают V.J. Conway. D.J. Terry. надежным критерием эффективного coping считается и ослабление чувства уязвимости (vulnarability) к стрессам [43].

Существуют некоторые общие достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм преодолевающего поведения [19]. Так. H. Weber считает. что наименее эффективными являются избегание и самообвинение во всех вариантах. а также занижение своих возможностей. Достаточно действенным представляется реальное преобразование ситуации или. по крайней мере. ее перетолкование [74].

Эффективность защитных форм преодоления оценивается неоднозначно. N. Haan [48] считает. что эти формы поведения являются совершенно дезадаптивными. нарушающими ориентацию человека в действительности. Другой точки зрения придерживается С. Carver. который полагает. что иллюзорное ослабление воспринимаемого стресса в случае защитного coping позволяет субъекту лучше сконцентрироваться и мобилизовать усилия для реального преодоления жизненных сложностей [41].

Неоднозначно оцениваются и эмоционально-экспрессивные формы преодоления [по 19]. Так H. Weber считает выражение чувств достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности [74]. Что касается сдерживания гнева. то. как показывают данные психосоматических исследований. оно представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека [74].

К. Nakano удалось показать. что самообвинение и эмоциональное перетолкование ситуации выступают коррелятами психологической и психосоматической симптоматики. а поиск социальной поддержки и решение проблем. напротив. существенно снижают уровень тревожности личности [62. 63].

По мнению С.К. Нартовой-Бочавер психологическое преодоление является переменной. зависящей. по крайней мере. от двух факторов: 1) личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и 2) реальной ситуации [19].

D. Terry выделяют в качестве третьего фактора ожидаемую социальную поддержку: в зависимости от прочности психологического "тыла" человек может поступать более решительно или. наоборот. избегать столкновения с реальностью [43].

Сопротивляемость субъекта обстоятельствам может существенно менять свою форму в зависимости от того. насколько угрожающей и управляемой представляется ему ситуация и как он оценивает свои возможности [19].

Ряд исследований посвящено изучению ситуативно-личностных детерминант coping-стратегий. Так. V.J. Conway и D. Terry [43] изучали связь личностных особенностей студентов-психологов и предпочитаемой ими формы психологического преодоления. проведя два замера при помощи специальных опросников во время экзаменационной сессии: первый раз - перед экзаменом. второй - сразу же по его окончании. Ими было обнаружено. что выбор coping действительно коррелирует с оценкой ситуации экзамена. ее воспринимаемой важностью. стрессогенностью и контролируемостью со стороны субъекта и личностными переменными (самооценкой. самопринятием и самоконтролем). Было показано также. что респонденты с высокой степенью самооценки. внутренним локусом контроля. воспринимающие экзамен как важное и серьезное испытание. были склонны выбирать инструментальные. проблемноориентированные способы поведения. Студенты с низкой степенью самооценки и высоким уровнем тревожности (независимо от субъективного видения ситуации) предпочитали поиск эмоциональной поддержки.

К. Blankstein установил на выборке канадских студентов положительную связь между высоким уровнем тревожности. с одной стороны. и эмоциональным преодолением сложностей и плохой успеваемостью - с другой [39].

К. Nakaho изучавший адаптацию к повседневным стрессам у японских студентов. установил. что активно-поведенческая борьба с неприятностями. концентрация на решении задачи способствует укреплению психологического благополучия субъекта. в то время как избегание и эмоциональное регулирование. напротив. приводят к появлению или усилению невротической симптоматики [62. 63].

Изучение социально-психологической адаптации студентов-медиков позволило нам сделать вывод о том. что решение проблемы повышения ее качества будет еще более эффективным. если изучить копинг-стратегии в контексте тех сложных ситуаций. которые сопровождают педагогический процесс в медицинском вузе. Это позволит не только оптимизировать процесс обучения. но и успешно решать вопросы психогигиены и психопрофилактики студентов-медиков [50].

Отмеченные связи не универсальны. так как во многом зависят от специфики ситуации. Так. G. Hynes и D. Terry. опрашивая страдающих

бесплодием женщин. находящихся в клинике искусственного оплодотворения. убедились. что психологическое благополучие (самооценка. оптимизм) выше у пациенток. центрированных на решении своей проблемы. и существенно ниже у респонденток. склонных избегать реальных сложностей и искать поддержки со стороны других людей. Примечательно. что предпочтение формы coping почти не зависит от успешности предыдущего лечения [50].

D.Terry и V. Conway проверяли гипотезу. согласно которой: 1)

инструментальные стратегии преодоления эффективны в том случае. если ситуация контролируется субъектом; 2) эмоциональные уместны. когда она не зависит от воли человека. Для проверки студентам предлагалось вспомнить стрессы. которые они пережили в течение последнего месяца. и оценить свою способность влиять на эти события. Оказалось. что в неконтролирумой ситуации оба типа стратегий могут быть вполне эффективными. парадоксальным образом снижая невротизацию личности [43].

Влияние пола и возраста на копинг-поведение

Во многих работах авторы подтверждают обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей полоролевыми стереотипами: женщины (и фемининные мужчины) склонны. как правило. защищаться и разрешать трудности эмоционально. а мужчины (и маскулинные женщины). напротив. инструментально. путем преобразования внешней ситуации [38. 70].

Если принять. что возрастание фемининности характеризует лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте. то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм coping

[19].

М. Petrovsky и J. Birkimer установили возрастные закономерности развития психологического преодоления. Путем опроса респондентов различных поколений в возрасте от 17 до 42 лет по стандартным методам они установили. что предпочтение реального решения проблем наряду с внутренним локусом контроля и снижением общего уровня невротической симптоматики является возрастным новообразованием и свидетельствует о возрастании адаптированности человека по мере приобретения жизненного опыта [65].

Польский психолог Н. Sek. изучала способы преодоления критических событий в раннеюношеском возрасте. В качестве основного предмета внимания она избрала следующие формы социальной поддержки: когнитивную.

инструментальную. эмоциональную. материальную помощь. Она установила. что буферная роль социальной поддержки усиливалась по мере увеличения силы стресса. причем особо важной оказалась эмоциональная поддержка. Отмечено также. что среди членов семьи. как правило. способы социальной поддержки остаются стабильными; при этом родители нередко склонны переоценивать потребность детей участвовать в разрешении их же проблем и собственные возможности в этом [69].

Как считает С.К. Нартова-Бочавер. эти результаты свидетельствуют о том. что в юношеском возрасте. переходном периоде между детством и

зрелостью, еще активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей. и главная роль в успешности данного процесса принадлежит совместной деятельности со значимым взрослым. Именно в этом и состоит предназначение старших в период. который большинство психологов характеризуют как ориентированный на нормы группы сверстников. Результаты изучения еор^-поведения дают. на наш взгляд. много важной информации для исследователей возрастной психологии. позволяя по-новому увидеть и интерпретировать основные образования каждого периода [69].

Медицина и психологическое преодоление

Нами проводилось исследование копинг-поведения юношей с недифференцированной легкой умственной отсталостью. Была выявлена взаимосвязь между уровнем копинг-ресурсов и характером копинг-поведения: у юношей с простым клиническим вариантом. характеризующимся достаточной компенсированностью. преобладает конструктивный тип копинг-поведения [30].

Мы также исследовали особенности психологического преодоления у онкологических больных. В качестве выводов необходимо отметить следующее: 1) снижение сублимационной активности у онкобольных

необходимо рассматривать как важный показатель общей эффективности копинг-процессов. отражающий уровень психической адаптации человека в ситуации психологической угрозы; 2) у онкобольных преобладают защитные механизмы. тесно связанные с эмоциональной сферой. над механизмами. деятельность которых сопряжена с интеллектуальной сферой; 3) особенности структуры защитных механизмов у онкобольных необходимо учитывать при организации психологической помощи [32].

Е.Р. Исаева исследовала копинг-поведения и его влияния на успешность социальной адаптации больных шизофренией и установила. что эмоциональные способы совладения отличались у них своей неконструктивностью и в силу этого чаще способствовали формированию пассивного и морбидного типов приспособительного поведения. Характерные для больных шизофренией когнитивные расстройства. затрудняющие адекватное восприятие жизненных событий и собственных возможностей. приводили к тому. что способы совладания со стрессом. в том числе даже конструктивные. вырванные из социального контекста. оказывались неуспешными. что в итоге приводило пациентов к пассивности. беспомощности. отказу от активных проблемнорешающих стратегий. Наличие когнитивных расстройств. дефицит поведенческих копингов. неумение пациентов конструктивно выражать свои чувства - все это указывает на необходимость проведения с ними тренинговых психотерапевтических занятий. направленных на обучение адекватному восприятию социального контекста. расширение репертуара способов преодоления сложных жизненных ситуаций и закрепление в процессе занятий положительного опыта разрешения проблем [10].

Н.Н. Петрова. В.Н. Баранецкая и Е.И. Чехлатый изучали копинг-поведение больных. перенесших трансплантацию почки и установили

преобладание поведенческих копинг-механизмов. сопряженных с пассивностью и уходом от решения проблем. Неконструктивный вариант копинга "активное избегание" типичен для периода наибольшего психического напряжения. острой пснхотравмирующей ситуации. обусловленной неясностью перспектив и витальной угрозой. Полученные данные свидетельствуют о том. что неконструктивные механизмы совладания одной копинг-стратегии могут сочетаться с другими адаптивными механизмами совладания. Это может быть использовано при проведении психотерапии [22].

При изучении рискованных сексуальных практик (гомосексуальных отношений) О.П. Исакова установила. что они могут служить средством для совладания с напряжением наравне с курением. перееданием и злоупотреблением психоактивными веществами. Употребление алкоголя и наркотиков может быть средством ухода от стрессоров. а употребление психоактивных веществ - повышать риск ВИЧ-инфекции. Ограниченность способностей совладания со стрессом. обычно присущая людям. подвергающимся высокому риску ВИЧ-инфекции. не позволяет им справляться с ситуациями сексуального риска. Другой путь возможного влияния копинг-стратегий на поведение. рискованное с точки зрения ВИЧ-инфекции. - степень отрицания индивидом его личного риска инфицирования ВИЧ. СПИД поразительным образом вызывает истерию и отрицание. а порой даже их противоречивую смесь. [11].

Задачи и перспективы исследования психологического преодоления

Анализ работ по изучению психологического преодоления позволяет получить представление о тех проблемах. которые стимулируют подобные исследования и как результат находят в них свое разрешение.

Как считает С.К. Нартова-Бочавер. выявление целей психологического преодоления необходимо для оценки и поиска типов психологического преодоления. наиболее эффективных для каждой личности. Исследование интериндивидуальных различий в психологическом преодолении дает возможность обнаружить и сформировать личностные характеристики. которые ослабляли бы чувствительность человека к психологическим нагрузкам: душевное здоровье. оптимизм. веру в себя. чувство собственной ценности. способность упрощать жизненные трудности и. напротив. обращать внимание на такие факторы риска психологических перегрузок. как невротизм и высокая тревожность [11].

Учитывая тот факт. что проблематика психологической преодоления приобретет популярность. необходимо указать. по мнению С.К. Нартовой-Бочавер на ряд требований. соблюдение которых позволит избежать методологических ошибок.

1. Наличие временного и содержательного соответствия между значимым (стрессогенным) событием и критерием эффективности его преодоления.

2. Включение в методы изучения coping показателей улучшения состояния.

3. Включение характеристик взаимодействия с социальным окружением. поскольку психологическое преодоление редко бывает делом отдельного индивида.

4. Наложение ситуативных ограничений на эффективность того или иного coping и отказ от поиска универсальной стратегии преодоления

5. В качестве направления исследований копинга необходимо использование движения от личности "везде и всегда" к личности в отдельной ситуации и от отдельного события - к его роли на всем жизненном пути человека [по 19].

Литература

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление. преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.

2. Брайт. Д. Преодоление стресса / Д. Брайт. Ф. Джонс // Стресс. Теории. исследования. мифы. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2003. - С. 179-209.

3. Брайт. Д. Социальная поддержка / Д. Брайт. Ф. Джонс // Стресс. Теории. исследования. мифы. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2003. - С. 210-239.

4. Василюк. Ф. Е. Успешность переживания / Ф. Е. Василюк // Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ. 1984. - С. 54-58.

5. Воеводин. И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях: относительность критериев адаптивности / И.В. Воеводин- Томск: СГМУ. 2002.

6. Голованевская. В.И. Взаимосвязь особенностей "Я-концепции" и совладающего поведения / В.И. Голованевская. - М.: МГУ. 2001.

7. Грановская. Р.М. Совладание - осознанные защитные стратегии // Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская. И.М. Никольская. - СПб.: Знание. 1999. - С. 242-266.

8. Змановская. Е.В. Психологические механизмы отклоняющего поведения / Е.В. Змановская // Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е. изд.. испр. -М.: Издательский центр "Академия". 2004. - С. 51-81.

9. Ильин. Е.П. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов / Е.П. Ильин // Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер. 2004. - С. 412-431.

10. Исаева. Е.Р. Исследование копинг-поведения и его влияния на успешность социальной адаптации больных шизофренией / Е.Р. Исаева // Психотерапия и клиническая психология: методы. обучение. организация. -Санкт-Петербург-Иваново. 2000. - С. 45-48.

11. Исакова. О.П. Копинг-стили / О.П. Исакова // Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер. 2003. - С.334-335.

12. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: пособие для врачей. - СПб.. 1998.

13. Куликов. Л.В. Преодоление трудных жизненных ситуаций / Л.В. Куликов // Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. - СПб.: Питер. 2004. - С. 325-334.

14. Либина. Е.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Е.В. Либина. А.В. Либин // Стиль человека: психологический анализ. - М.: Смысл. 1998. - С. 190-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Лигер. С. А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / С. А. Лигер.- 1997. - 191 с.

16. Лукьянов. В.В. Особенности системы психологической защиты у больных алкоголизмом / В.В. Лукьянов // Психотерапия и клиническая психология: методы. обучение. организация. - Санкт-Петербург-Иваново. 2000.

- С. 322-326.

17. Маслоу. А. Копинг в сравнении с экспрессией / А. Маслоу // Мотивация и личность. - СПб.: Питер. 2003. - С. 118-124.

18. Муздыбаев. К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - №2.

19. Нартова-Бочавер. С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. -1997. - № 5. - С. 20-30.

20. Никольская. И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская. Р.М. Грановская.- СПб: Речь. 2001. - С. 74-75.

21. Осницкий. А.К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А.К.Осницкий. Т.С.Чуйкова // Вопросы психологии. - 1999. -№1 - С. 92-104.

22. Петрова. Н.Н. Копинг-поведение больных. перенесших трансплантацию почки / Н.Н. Петрова. В.Н. Баранецкая. Е.И. Чехлатый // Психотерапия и клиническая психология: методы. обучение. организация. -Санкт-Петербург-Иваново. 2000. - С. 131-134.

23. Петровский. В. А. Личность: феномен субъектности / В. А. Петровский.- Ростов-на-Дону. 1993. - 67 с.

24. Прихидько. А.И. Когнитивные факторы совладающего поведения безработных / А.И. Прихидько // Психологический журнал. - 2001. - № 2. - С. 109-112.

25. Ремшмидт. X. Стратегии преодоления трудностей (coping) / X. Ремшмидт // Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: пер. с нем. - М.: Мир. 1994. - 149-164.

26. Ронгинская. Т.И. Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов / Т.И. Ронгинская // Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер. 2003. - С.476-479.

27. Савенко. Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология / Ю.С. Савенко // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. - М.. 1974. - С. 95-112.

28. Сибгатуллина. И.Ф.Особенности копинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами высшей школы / И.Ф. Сибгатуллина. Л.В. Апакова. Л. Д. Зайцева // Прикладная психология. - 2002. -№ 5-6. - С. 105

29. Тышкова. М. Исследование устойчивости детей и подростков в трудных ситуациях / М. Тышкова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.- С. 2734.

30. Церковский. А.Л. Особенности копинг-поведения у юношей с

особенностями развития / А.Л. Церковский // Фундаментальные. клинические и фармацевтические проблемы патологии человека: труды сотрудников

Витебского государственного медицинского университета. посвященные 70-летию образования ВГМУ; вып. 3. - Витебск: ВГМУ. 2004. - С. 271-276.

31. Церковский. А.Л. Социально-психологическая адаптация студента-медика и копинг-стратегии / А.Л. Церковский // Достижения фундаментальной. клинической медицины и фармации: материалы 60-ой научной сессии сотрудников университета. посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Витебск: ВГМУ. 2005. - С. 697-699.

32. Церковский. А.Л. Некоторые аспекты копинг-проблемы в психоонкологии / А.Л. Церковский. С.Л. Федосова // Фундаментальные. клинические и фармацевтические проблемы патологии человека: сборник научных трудов сотрудников Витебского государственного медицинского университета; вып. 2. - Витебск: ВГМУ. 2003. - С. 243-247.

33. Ялтонский. В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / В.М. Ялтонский. - Л.. 1996.

34. Якимчук. О.В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью / О.В. Якимчук // Психологический журнал. -2001. - № 2. - С. 113-117.

35. Aldwirt. C.M. Does coping help? A reexamination of the relation between coping and mental health / C.M. Aldwirt. T.A. Revenxon // J. Pers. and Soc. Psychol.

- 1987. - Vol. 53. - P. 337-348.

36. Amirkhan. J.H. Factor analiticaly drived measure оf ^ping: the strategy indicator / J.H. Amirkhan // J. оf Рersоnality and Sоcial Рsychоlоgy. - 1990. - Vol.

59. - P. 1066-1074

37. Billings. A.G. Coping. stress. and social ressources among adults with unipolar depression / A.G. Billings. R.H. Moos // J. Pers. and Soc. Psychol. - 1984. -Vol. 46. - P. 877-891.

38. Moderating Effects of Age and Context on the Relationship Between Gender. Sex Role Differences. and Coping / F. Blanchard-Fields [et al.] // Sex Roles.

- 1991. - Vol. 25. N. 11-12. - P. 645-660.

39. Coping and academic problemsolving ability in lest anxiety / K.R. Blankstein. G. L. Flett [et al.] // J. Clin Psychol. - 1992. - Vol. 48. №1. - P. 37-46.

40. Byrne-Lynch. A. Coping Strategies. Personal Control and Childbirth / A. Byrne-Lynch // The Irish J. Psychol. - 1991. - V. 12. №2. - P.145-152.

41. Carver. C.S. Assessing Coping Strategies: A theoretically based approach /

C.S. Carver. M.F. Schier. J.K. Weintraub // J. Pers. And Soc. Psychol. - 1989. - Vol. 56. - P. 267-283.

42. Compas. B.E. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues / B.E. Compas // International journal of behavioral development. - 1998. - Vol. 22 (2). - P. 231-237.

43. Conway. V.J. Appraised Controllability as a Moderator of the Effectiveness of Different Coping Strategies: A Test of the Goodness of Fit Hypothesis / V.J. Conway. D.J. Terry //Austral. J. Psychol. - 1992. - Vol. 44. № 1. - P. 1-7.

44. Coping with negative life events: clinical and social psychological perspectives / ed. C. R. Snyder and C. Ford- N.-Y.-London. 1987.

45. Folkman. S. An analysis of coping in a middle-age community sample / S. Folkman. R.A. Lasarus // Journal of Health and Social Behavior. - 1980. - Vol. 21. -P. 219-239.

46. Gelles. E.B. Letter writing as a Coping Slratege: The Case of Abigail Adams / E.B. Gelles // Psychohist. Rev. - 1994. - Vol. 22. №2. - P. 193-209.

47. Haan. N. Proposed model of ego functioning / N. Haan // Coping and defense mechanisms in relationship to IQ change: Psychological Monographs. 1963.

- P. 1-23.

48. Haan. N. Coping and defending. Process of self-environment organization / N. Haan. - New York: Akademic Press. 1977.

49. Hamburg. D.A. A perspective of coping behavior / D.A. Hamburg. J.E. Adams // Archives of general psychiatry. - 1967. - Vol. 17. - P. 277-284.

50. The psychological well-being of infertile women after a failed IVf attempt: The effects of coping / G.J. Hynes. D. Terry [et al.] // Brii. J. Med. Psychol. - 1992. -Vol. 65. №3. - P. 269-278.

51. Jerusalem. M. Selbstkonzept und Aengstlichkeit als Einflussgroessern fuei Stresserleben und Bcwacltigungstendenzen / M. Jerusalem. R. Schwarzer // Z. Entwicklungspsychologie und paedagog Psychologic. - 1989. - Bd. 21. №4. - S. 307324.

52. Jung. J. The Relationship of Daily Hassles. Social Support. and Coping to Depression it Black and White Students / J. Jung. H.K. Khalsa // J. General Psychol. -1989. - Vol. 116 (4). - P. 407-417.

53. Religious Coping and Depression Among Elderly. Hospitalized Medically Men / H.O. Kaenig [el at.] // J. Psychiatry. - 1992. - Vol. 149. - P. 1693-1700.

54. Kliewer. W. Coping in Middle Childhood: Relations to Competence. Type A Behavior. Monitoring. Blunting. and Locus of Control / W. Kliewer // Dev. Psychol. - 1991. - Vol. 27. № 4. - P. 689-697.

55. The Relationship of Mother-Child Coping Styles and Mothers Presence of Children's Response to Dental Stress / Koplik E.K. [el al.] // J. Psychol. - 1992. - Vol. 126 (1). - P. 79-92.

56. Kroeber. Th.C. The coping functions of the ego mechanisms // The study of lives. - N.Y.. 1963. - P. 178-198.

57. Krosnick. J.A. Response Strategies for Coping with the Cognitive Demands of Attitude Measures Surveys / J.A. Krosnick // Appl. Cogn. Psychoi. - 1994. - Vol.

5. № 3. - P. 213-236.

58. Lazarus. R.S. Puzzles in the Study of Daily Hassles / R.S. Lazarus // J. Behav. Med. - 1984. - №1. - P. 375-384.

59. Lazarus. R.S. Psychological stress and the Coping in Aging / R.S. Lazarus // American Psychologist. - 1983. - Vol. 38. - P. 245-254.

60. Lazarus. R.S. Emotions: a cognitive phenomenological analysis / R.S. Lazarus. A.D. Kanner. S. Folkman // Emotion. Theory. Research and Experience. -1980. - Vol. 1. - P. 185-217.

61. Moos. R.H. The crisis of physical illness / R.H. Moos. V.D. Tsu // Coping with physical illness. - N.Y.. 1977. - P. 3-21.

62. Nakano. K. Coping strategies and psychological symptoms in a Japanese sample / K. Nakano // J. Clin. Psychol. - 1991. - Vol. 47. № 3. - P. 346-350.

63. Nakano. K. The role of coping strategies on psychological and physical well-being / K. Nakano // J. Psychol. Res. - 1991. - Vol. 33. №4. - 160-167.

64. Parkes. K.K. Locus-of-control. cognitive Appraisal. and coping in stressful. situations / K.K. Parkes // J. Pers. and Soc. Psychol. - 1984. - Vol. 46. - P. 655-668.

65. Petrovsky. M.J. The relationship among locus of control. coping styles and psychological symptom reporting / M.J. Petrovsky. J.C. Birkimer // J. Clin. Psychol. -1991. - Vol. 47. № 3.- P. 336-345.

66. Perrez. M. Stress. coping and health. A situation-behavior approach. Theory. methods. applications / M. Perrez. M. Reicherts. - Seattle: Hogrefe and Huber Publishers. 1992. - P. 30.

67. Pulkkinen. Lea. Life-styles in personality development / Lea Pulkkinen // Eur. J. Pers. - 1992. - Vol. 6. № 2. - P. 139-155.

68. Roskies. E. Coping theory and the teaching of coping skills / E. Roskies. R.S. Lazarus // Behavior Medicine. - New York. 1980.

69. Sek. H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support / H. Sek // Polish Psychol. Bull. - 1991. - Vol. 23(3). - P. 151-161.

70. Shek. D.T.L. Reliance On Self or Seeking Help From Others: Gender Differences in the Locus o Coping in Cinese Working Parents / D.T.L. Shek // J. Psychol. - 1992. - Vol. 126 (6). - P. 671-678.

71. Skinner. E. Introduction to the special section; coping and development across the lifespan / E. Skinner. K. Edge // International journal of behavioral development. 1998. - Vol. 22(2). - P. 225-230.

72. Thomas. K.W. Toward Multidimensional Values in Tiching. The Exemple of Conflict Behaviors / K.W. Thomas // Academy of Management Review. - 1977. -Vol. 7. - P. 485-496.

73. Coping Profiles Associated With Psychiatric. Physical Health. Work. and Family Problems / P.P. Vitaliano [et al.] // Health Psychol. - 1990. - Vol. 9 (3). - P. 348-376.

74. Weber. H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur Klinische Psychologic. - 1992. - Bd. 21. - H. 1. - S. 17-27.

75. Development of Control-of-Outcome Scales and Self-Efficacy Scales to Women in Four Life Roles / Wells-Parker E. [et al.] // J. Pers. Ass. - 1990. - Vol. 54.

- P. 564-575.

76. Zeinder. M. Life events and coping resources as predictors of stress symptome ii adolescents / M. Zeinder. A. Hammer // Pers. Individ. Diff. - 1990. -Vol. 11. № 7. - P. 693-703.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.