Научная статья на тему 'Ситуативные и личностные детерминанты совпадающего поведения'

Ситуативные и личностные детерминанты совпадающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2151
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хабарова Е. Р.

Статья посвящена систематизации информации о ситуативных и личностных факторах, оказывающих влияние на выбор той или иной стратегии совладания. Основываясь на различных определениях проблемной ситуации, запускающей механизм совладания, автор выделяет три группы факторов восприятия ситуации (когнитивные, эмоциональные и мотивационные). Анализ исследований личностных детерминант позволяет выделить пять групп таких факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situational and personal determinants of coping behaviour

That article is devoted to ordering of the information on the situational and personal factors, which influence on a choice of the type of the coping. The author considers, that the problem situation starts the mechanism of coping. For this purpose the researcher analyzes various definitions of the term "the problem situation". Owing to it the author allocates three groups of factors which influence perception of a situation (cognitive, emotional and motivational). Having made the analysis of the personal reasons it is possible to allocate five groups of such factors.

Текст научной работы на тему «Ситуативные и личностные детерминанты совпадающего поведения»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е.Р. Хабирова

СИТУАТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В зарубежной психологии последних лет проблеме совладающего поведения (coping behavior) посвящено значительное количество работ. Активно этот термин стал использоваться в американской психологии сторонниками когнитивно-поведенческого подхода в начале 1960-х годов для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях (Лазарус, Фолкман, Рейтман и др.). Однако в настоящее время его употребление существенно расширилось. В российской психологии этот термин переводят, в основном, как адаптивное, совладающее поведение или психологическое преодоление (Е.И. Чехлатый, 1994; H.A. Сирота, 1994; В.М. Ялтонский, 1995; Н.С. Видерман, 2000 и др.).

Совладающее поведение чаще всего понимается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и психологическими возможностями последнего. В различных работах понятие «coping» охватывает различный спектр человеческой активности — от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций, от движений роженицы во время схваток до написания психотерапевтического письма. По определению С.К. Нартовой-Бочавер1, совладающее поведение в широком смысле слова включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера: попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться.

К настоящему времени исследование проблемы совладания в психологии привело к выводу о том, что необходимо изучать, во-первых, ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные ситуации (Л.И. Анцыферова, Р. Лазарус и С. Фолкман), во-вторых, исследовать те личностные свойства, которые во многом определяют стиль реагирования на ситуацию (П. Коста, Р. Маккрей, Я. Стреляу и др.).

Так, во многих исследованиях показано, что именно ситуация в значительной степени определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка (К. Левин, Д. Магнуссон, Л. Росс, Р. Нисбетт и др.). В настоящее время выделяют различные виды ситуаций, в которых активизируется совладающее поведение. Например, трудные жизненные ситуации (Л. Мерфи, Е.Е. Данилова, Т. Томащевский), стрессовые ситуации (Р. Лазарус, М. Перец, С. Фолкман и др.), ситуации повседневности (С.К. Нар-това-Бочавер), проблемные ситуации (A.M. Матюшин. Т.В. Кудрявцев, A.B. Фурман и др.), поворотные жизненные моменты (С.Л. Рубинштейн, С.К. Нартова-Бочавер, В.В. Шмидт) и др. Некоторые исследователи, например, Дж. Рейнуотер, считают стрессом для людей не только негативные ситуации, но и счастливые долгожданные жизненные события. Однако известно, что воздействие на человека оказывают не объективные, а субъективные параметры ситуации.

Лазарус и Фолкман2, например, представили структуру копинг-процесса следующим образом: восприятие стресса - когнитивная оценка - выработка стратегий преодоления - оценка результата действий. Авторы выделяли две стадии когнитивной оценки

© Е.Р. Хабирова, 2006

(первичная и вторичная). На первом этапе происходит оценка стрессового воздействия. Вторичная когнитивная оценка - это оценка собственных ресурсов и возможностей решить проблему.

Сходная модель личностно-ситуационного взаимодействия представлена Н. Энд-лером3. В основу ее заложены следующие постулаты:

1) поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации;

2) личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта;

3) существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности;

4) существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации.

Другие западные и отечественные исследователи также разграничивают понятия «ситуация» и «восприятие ситуации». В соответствии с таким видением, ситуация - это некий набор элементов окружающей действительности, который сам по себе не детерминирует активность индивида, он лишь несет потенциальную возможность такой детерминации. Восприятие же ситуации - это интерпретация, субъективная составляющая, воспринимаемая человеком и получающая то или иное значение. Таким образом, психологическая ситуация представляет собой единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности. В связи с таким пониманием, возникает необходимость определения параметров ситуации, определяющих ее субъективную актуальность. Для этого мы обратились к понятию «проблемная ситуация», поскольку именно она, по мнению ряда исследователей, является наиболее часто встречающимся видом . психологических ситуаций4.

Понятие «проблемная ситуация» возникло первоначально в психологии мышления, но постепенно трансформировалось в понятие «проблемной жизненной ситуации». Психологический словарь дает следующее определение проблемной ситуации: «Проблемная ситуация — это психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания»5. В данном определении, однако, не указываются эти условия, но подчеркивается наличие ситуативно возникающей познавательной потребности, что позволяет предположить потребность в неком новом знании. Более конкретное определение проблемной ситуации приводится в другом психологическом словаре6: «проблемной называется ситуация, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях». Из определения следует, что проблемной является новая ситуация. Но, в данном случае, это единственный выделяемый параметр. Л. Николов7 в понятие проблемной ситуации включает условие нарушения повторяемого, устоявшегося хода вещей, что также подчеркивает определенную новизну. По определению Б.Ф. Ломова8, проблемная ситуация представляет собой ситуацию, включающую неопределенность, требующую принятия решения.

Таким образом, в обозначенных определениях подчеркивается наличие некоторого противоречия между новизной для субъекта внешних условий и обстоятельств и «старыми» способами поведения, которые в данной ситуации не являют вполне адекватными или эффективными.

Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин (1996) вслед за Г.А. Баллом включают в определение проблемной ситуации понятие ее сложности9. W. Reitman10 понятия «проблемности» и «сложности» вообще считает синонимичными. Для A.M. Матюшкина11 проблемная задача характеризуется, прежде всего, степенью трудности, а проблемная ситуация - степенью сложности. К факторам оценки проблемной ситуации Г.С. Михайлов12, наряду с параметром неопределенности, причисляет также сложность и динамичность, связанные с напряженностью. Напряженность как характеристику проблемной ситуации выделяет и Н.Я. Мазлумянова13. Она определяет проблемность ситуации более или менее напряженным несоответствием индивидуальных или групповых ожиданий среде жизнедеятельности. Но напряженность в Той или иной мере присуща всем жизненным ситуациям, требующим принятия решения. В связи с таким пониманием проблемности может встать вопрос о том, чем же отличаются подобные ситуации от описанных в литературе напряженных или конфликтных ситуаций. Н.Я. Мазлумянова предложила определять так называемый «весовой индекс ситуаций» - совокупность характеристик, присущих проблемной ситуации. Среди них новизна ситуации, острота (отражает эмоциональное отношение респондента к проблеме) и важность ситуации (отражает рациональную оценку респондентом значимости проблемы).

В.В. Ряшина14 в своей работе о рефлексии проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте описывает их следующим образом: «В истории человеческой жизни бывают свои «события» - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека: при этом личность выступает как субъект жизни». Можно предположить, что Ряшина, говоря об узловых моментах и поворотных этапах, также имеет в виду особую важность и значимость таких ситуаций.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что ситуация становится проблемной, когда нарушается упорядоченность течения жизни и нет отработанных способов поведения в сложившихся обстоятельствах. А необходимость ее разрешения требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений, создавая при этом определенные моменты напряженности, остроты и т. д. Таким образом, анализ литературных источников позволяет выделить такие характеристики проблемной ситуации, как новизна, неопределенность, сложность, напряженность, острота, важность и значимость.

На наш взгляд, все выявленные параметры оценки ситуации можно объединить в три группы:

• когнитивные параметры оценки (новизна, сложность);

• эмоциональные параметры (напряженность и острота проблемы);

• мотивационные параметры (важность и значимость).

Итак, анализ понятия «проблемная ситуация» позволяет выделить психологические переменные субъективного восприятия объективной ситуации, наличие которых, по литературным данным, запускает совпадающее поведение, а степень их выраженности, на наш взгляд, может в значительной степени детерминировать выбор конкретного способа совладания. Например, исследователями установлено, что проблемно ориентированное совпадающее поведение применяется чаще в ситуациях, которые сам индивид оценивает как те, которые изменить возможно. Если же ситуация не оценивается как потенциально изменяемая, то применяются эмоционально ориентированные копинг-стратегии15.

Наряду с ситуационными детерминантами, личностные детерминанты, как уже отмечалось, также имеют существенное значение для выбора того или иного стиля совладания. Анализ литературы позволил нам выделить следующие группы факторов, в наибольшей степени связанных, по мнению исследователей, с выбором тех или иных стратегий совладания.

1) Когнитивные факторы и конструкты личности. В выборе стратегий поведения некоторые исследователи (Г.С. Михайлов, 2001; Е.П. Варламова и Ю.Н. Михайлова, 2000; А.В. Либин, 1998 и др.) основную роль отдают таким факторам, как уровень интеллекта, опыт, склонность к стереотипизации собственной деятельности (а, следовательно, приверженности какому-либо стилю), тип мышления, уровень развития творческого мышления.

2) Личностные черты и их симптомокомплексы. Существуют исследования, которые доказывают, что выбор определенной стратегии копинг-поведения зависит от уровня

mrfvr ar/^TrnTi/MV\ т^тттчч/мтл ттт-гтт плт>лп .~ ~ „ /* ТТ___ П--.—---1 (ЛП П . А Т> ТТ--¿Г---- 1 ПЛО. Т^----

CyObSKTrionvx w Auaipujui, ruiri jivtvyva RumpuJUi V/-V4" 1 uncp, i J I I, JJ. JJ-HUHil, lyyo, oyy-

лачук, Морозова, 2002). Некоторые исследователи связывают этот выбор со свойствами темперамента (М. Soderstorm и др., 2000; С.Р. Пантелеев, 1991), некоторые - с тревожностью (B.C. Мерлин, 1986; Coyne и др., 1996 и др.). Так, например, К. Бланкштайн16, на выборке канадских студентов установил положительную связь между высоким уровнем тревожности, с одной стороны, и эмоциональным преодолением сложностей и плохой успеваемостью - с другой. К. Накахо17, изучавший адаптацию к повседневным стрессам у японских студентов, установил, что активно-поведенческая борьба с неприятностями, концентрация на решении задачи способствует укреплению психологического благополучия субъекта, в то время как избегание и эмоциональное регулирование, напротив, приводят к появлению или усилению невротической симптоматики. Эти выводы, как отметил исследователь, аналогичны результатам, полученным на американской выборке, позволяют сделать заключение о том, что обнаруженные закономерности не подвержены влиянию культурных традиций.

Другие делают акцент на целостный симптомокомплекс личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах (П. Коста и Р. Маккрей, 1992; К.В. Коростелина, 1998). Так, например, было показано, что стратегия избегания оказалась связанной с низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью (В. М. Русалов, 1990), а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоконтроля. Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью, более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля. Стиль соперничества коррелирует с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и негативным отраженным самоотношением (Дж. Роттер, 1996; X. Томэ, 1988; Н. В1 Гришина, 1981). Эти характеристики исследовались также в работах других авторов (П. Коста и Р. Маккрей, 1992; К. В. Коростелина, 1998).

3) Ценностно-смысловые образования и мотивация. Есть данные о том, что выбор стратегий поведения также тесно связан с ценностными-смысловыми ориентациями, социальными установками, отношениями и ролевыми ожиданиями субъекта (Г.С. Михайлов, 2002; Пехунян, 1996 и др.).

4) Я-концепция и самооценка. Еще одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания оказывается Я-образ (Я-концепция). По данным Ф. Зимбардо (1994), «простота», недифференцированность Я-образа связана с риском отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими

расстройствами, а это сопряжено с нарушением системы жизненных ориентиров и, в конечном счете, с усилением процессов деиндивидуализации. H.A. Сирота и В.М. Ялтон-ский18 обнаружили, что негативная и слабо сформированная Я-концепция способствует формированию дисфункционального дезадаптивного копинга. Д.Дж. Терри19 изучала связь таких личностных переменных как самооценка, самопринятие и самоконтроль у студентов-психологов и предпочитаемой ими формы психологического преодоления во время экзаменационной сессии: первый раз - перед экзаменом, второй - сразу же по его окончании. В результате было показано, что респонденты с высокой степенью самооценки, внутренним локусом контроля, воспринимающие экзамен как важное и серьезное испытание, были склонны выбирать инструментальные, проблемно-ориентированные способы поведения, а студенты с низкой степенью самооценки и высоким уровнем тревожности (независимо от субъективного видения ситуации) предпочитали поиск эмоциональной поддержки.

5) Половозрастные особенности. Возрастные закономерности развития психологического преодоления изучались многими исследователями. Так, М. Петровский и Дж. Бирки-мер20 показали, что предпочтение реального решения проблем наряду с внутренним локусом контроля и снижением общего уровня невротической симптоматики является возрастным новообразованием и свидетельствует, по мнению авторов, о возрастании адаптированно-сти человека по мере приобретения жизненного опыта. Этому выводу не противоречат и результаты исследования польского психолога X. Сек21. F. Blanchard-Fields и L. Sulsky22 обнаружили отчетливые возрастные закономерности в выборе способов копинга. Эмоцио-нально-ориентированные формы с возрастом утрачивают популярность, сохраняя высокую частоту использования лишь у лиц с ярко выраженной фемининностью, а проблемно-ориентированные формы психологического преодоления, напротив, используются чаще, но их применение сильно зависит от рода проблем, с которыми сталкивается субъект.

Практически все исследователи подтверждают также обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей полоролевыми стереотипами. Исследования показали, что мужчины и женщины выбирают разные стратегии сов-ладания с неблагоприятными жизненными событиями. Vero ff J., Kulka R.A., Douvan E.23 установили, что в затруднительных ситуациях мужчины либо ничего не делают и не думают о выходе из кризиса, либо сами прилагают усилия, чтобы решить проблему. Женщины же чаще ищут помощи у других. Подобная ориентация мужчин и женщин подтверждается и другими исследователями24. Кроме того, женщины (и фемининные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины), напротив, инструментально, путем преобразования внешней ситуации (ТВ. Махомет, 2003)25.

Таким образом, на основании анализа литературы мы выделили три группы ситуативных факторов, детерминирующих выбор стратегий совладания в проблемной ситуации, и пять групп личностных факторов. Выявлению их роли в выборе стратегий совладания в различных проблемных ситуациях и в наиболее значимых сферах жизнедеятельности студентов было посвящено наше экспериментальное исследование.

1 Нартова-Бочавер С.К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №5.

2 Folkman S., Lazarus R.S., Gruen R.S. De Longis A. Appraisal, coping, Health status and psychological symptoms // J. Pers. and Soc. Psychol. 1986. Vol. 50.

3 Эндлер H. Ситуационные аспекты интеракционной психологии // Психология социальных ситуаций. 2001,

4 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования: 2-е изд., перераб и доп. М., 1984. С. 103.

'Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г, Ярошевского. М., 1985. С. 259.

6 Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 2000. С. 502

1НиколовЛ. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический процесс и воспитание личности / Под общ. ред. В.А. Северцева. М., 1980.

8Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

9Голиков Ю.Я., Костин А.Н, Выделение двух классов проблемных ситуаций в сложной операторской деятельности // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 1996.

10 Reitman W.R. Cognition and Thought, New York, 1965.

11 Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

12Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. 2001. № 5.

13 Мазлумянова Н.Я. К методологии исследования проблемных ситуаций // http://soc.lib.ru/su/.

14 Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф. кацд. дис. М., 1996.

15 Stanley Е., Jubb М„ Latter P. Partnership in Coping: an Australian system of mental health nursing // J. of Psychiatric and Mental Health Nursing. 2003. Vol. 10. P. 431-441.

HBlankstein K.R., Flett G.L. et at. Coping and academic problemsolving ability in test anxiety // J. Clin. Psychol. 1992. Vol. 48. № 1. P. 37-46.

17Nakano K. The role of coping strategies on psychological and physical well-being // J. Psychol. Res. 1991. Vol. 33. №4. 160-167.

18 Сирота H.A., Ялтонский B.M. Формирование девиантного поведения подростков с точки зрения концепции стресса и копинга // Материалы I Международной конференции «Методолого-методические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения». 2004.

" Terry D.J. Coping resources and situational appraisals as predictors of coping behavior // Pers. Individ. Diff. 1991. Vol. 12. № 10. P. 1031-1047.

20 Petrosky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles, and psychological symptom reporting//Clin. Psychol. 1991. Vol. 47. №3. P. 336-345.

21 Sek H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support // Polish Psychol. Bull. 1991. Vol. 23 (3).P. 151-161.

22 Blanchard-Fields F. et al. Moderating Effects of Age and Context on the Relationship Between Gender, Sex Role Differences, and Coping// Sex Roles. 1991. Vol. 25. № 11-12. P. 645-660.

13 Veroff J., Kulka R.A., Douvan E. Mental health in America. Patterns of help-seeking from 1957 to 1976. New York, 1981.

24 Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями (теоретический анализ) // Журнал социологии и социальной антропологии. 1398. №2. Т. 1.

23 Махомет Т.В. Взаимосвязь отношения к экзистенциальным данностям и копинг-поведения у мужчин и женщин зрелого возраста: Аннотация.

[Рецензент: канд. психол. наук, доц. И.Б. Дерманова]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.