46. Okazaki S., Kallivayalil D. Cultural Norms and Subjective Disability as Predictors of Symptom Reports Among Asian Americans and White Americans // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2002. - Vol. 33. - № 5. - P. 482-483.
47. Paradise A.W., Kernis M.H. Self-Esteem and Psychological Well-Being: Implications of Fragile Self-Esteem // Journal of Social and Clinical Psychology. - 2002. - Vol. 21. - № 4. - P. 351.
48. Sakaki M. Effects of Self-Complexity on Mood-Incongruent Recall // Japanese Psychological Research. - 2004. - Vol. 46. - № 2. - P. 129.
49. Woolfolk R.L., Gara M.A., Allen L.A., Beaver J.D. Self-Complexity: an Assessment of Construct Validity // Journal of Social and Clinical Psychology. - 2004. - Vol. 23. - № 4. - P. 463474.
Басюк Виктор Стефанович, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета (г. Иркутск); докторант кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета (г. Москва). E-mail: [email protected]
Basyuk Victor Stefanovich, candidate of psychological sciences, professor, department of education, Irkutsk State Linguistic University (Irkutsk); doctoral degree researcher, department of developmental psychology, Moscow Pead-gogical State University (Moscow). E-mail: [email protected]
УДК 159.9
© О.Л. Сенгеева
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье рассматриваются современные подходы в изучении психологического благополучия и особенностей совладающего со стрессом поведения.
Ключевые слова: совладание, проблемная жизненная ситуация, стратегии совладания, психологическое благополучие.
O.L. Sengeeva
MODERN APPROACHES TO THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
AND COPING BEHAVIOR
In the article the modern approaches are to the study of psychological well-being and the features of ^ping with stress of behavior.
Keywords: ^ping, problem situation in life, ^ping strategies, psychological well-being.
В современной психологии существует представление о том, что осмысленное существование - залог духовного равновесия, душевного благополучия в широком смысле слова, а отсутствие смысла жизни приводит к формированию особого типа заболевания - ноогенного невроза. Важно понять, какова связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования.
Исследование связи смысла жизни и позитивных аспектов функционирования личности отчасти затруднено многообразием подходов, выделяющих различные параметры такого функционирования. Поэтому становится актуальным введение понятия, которое могло бы обобщить эти аспекты. Таким понятием является понятие «психологическое благополучие», разрабатываемое в психологии с конца 1960-х гг. и все же до сих пор являющееся одним из
малоразработанных как в зарубежной, так и отечественной психологии.
Поскольку рассматриваемое нами понятие на настоящий момент не имеет четкой дефиниции, нами была предпринята попытка теоретического анализа содержания понятия «психологическое благополучие» с учетом существующих в настоящих момент взглядов и подходов к его пониманию. Одной их таких концепций является шестикомпонентная концепция психологического благополучия, предложенная К. Рифф. Каждая из шести выделенных в данной теории компонентов психологического благополучия (самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост), являясь по сути аспектом позитивного функционирования личности, может достигать разной степени выраженности, тем самым опре-
деляя уникальную структуру и интегральный показатель психологического благополучия каждого отдельного человека. К. Рифф делает ссылку на то обстоятельство, что выделенные ею компоненты интегрируют в себе различные структурные элементы рассматриваемых теорий [13, с. 40]. Например, такой компонент, как са-мопринятие, включает в себя не только самоуважение и самопринятие, описанное у А. Мас-лоу, К. Роджерса, Г. Олпорта и М. Яходы, но и признание своих достоинств и недостатков, включенное в концепцию индивидуации К.-Г. Юнга, а также принятие собственного прошлого, описанное Эриксоном как часть процесса эго-интеграции.
Проблема позитивного психологического функционирования (positive psychological functioning) стала привлекать внимание исследователей давно [14]. В экзистенциальной и гуманистически ориентированной психологии она соотносится с особым пониманием личности, «личностного способа существования», который характеризует существование человека как уникальную целостность, обладающую неповторимым жизненным опытом, внутренним миром, единственной в своем роде реакцией на обстоятельства своей жизни [8, с. 24]. Психологическое благополучие хотя и является устойчивой характеристикой переживания человеком своего существования в мире, все же зависит от способности человека справляться с воздействием стрессовых факторов, то есть от особенностей копинг-поведения - стратегий действий, предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемых в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущих к успешной или менее успешной адаптации.
Таким образом, второе понятие, которое необходимо определить, - совладающее поведение. Сам термин «совладающее поведение» в активный психологический лексикон был введен Л.И. Анцыферовой (1994) (хотя в конце 1970-х гг. в Калифорнийском университете (Беркли) Р. Лазаурус, разрабатывая когнитивную проблематику, уже использовал этот термин) в контексте исследования копинг-поведения человека как поведения по преодолению (англ. to соре with) стресса. Однако в настоящее время его употребление существенно расширилось. В российской психологии этот термин переводят в основном как адаптивное, совладающее поведение или психологическое преодоление (Чехлатый Е.И., 1994; Сирота Н.А.,
1994; Ялтонский В.М., 1995; Видерман Н.С., 2000; и др.).
Понятие копинга объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются человеком, чтобы справиться с запросами сложных ситуаций, включая и обыденную жизнь. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, используемые в различной степени в определенных обстоятельствах (Frydenberg, 1997). Понятие «копинг» рассматривается как поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы улучшить взаимоотношения человека со средой [13, с. 43].
В жизни каждого человека встречается немало сложных ситуаций, которые вынуждают его преодолевать разного рода затруднения и препятствия или приспосабливаться к ним. Динамичность и сложность жизни, ее противоречивость ставят личность перед необходимостью поиска наиболее выгодных выходов из трудных ситуаций и конфликтов, а также личностных и экономических кризисов. Одна из актуальных и разрабатываемых в современной психологии проблем преодоления жизненных трудностей носит название совладающего поведения. Сов-ладающее поведение ориентировано на преодолении определенных жизненных препятствий как ценностно-смысловых барьеров.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждает С. Фолкман, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [12, с. 56]. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Мы склонны к определению, что совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладения рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых
человек справляется с жизненными трудностями.
Другие западные и отечественные исследователи также разграничивают понятия «ситуация» и «восприятие ситуации». В соответствии с таким видением ситуация - это некий набор элементов окружающей действительности, который сам по себе не детерминирует активность индивида, он лишь несет потенциальную возможность такой детерминации. Восприятие же ситуации - это интерпретация, субъективная составляющая, воспринимаемая человеком и получающая то или иное значение. Таким образом, психологическая ситуация представляет собой единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности. В связи с таким пониманием возникает необходимость определения параметров ситуации, определяющих ее субъективную актуальность. Для этого мы обратились к исследованиям понятия «проблемная ситуация», поскольку именно она, по мнению ряда исследователей, является наиболее часто встречающимся видом психологических ситуаций.
Понятие «проблемная ситуация» возникло первоначально в психологии мышления, но постепенно трансформировалось в понятие «проблемной жизненной ситуации». Психологи рассматривают «проблемную ситуацию» как психологическую модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, формой связи субъекта с объектом познания. В данном определении, однако, не указываются эти условия, но подчеркивается наличие ситуативно-возникающей познавательной потребности, что позволяет предположить потребность в неком новом знании. Есть другое определение проблемной ситуации, «при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях» [8, с.16]. Из определения следует, что проблемной является новая ситуация. Но в данном случае это единственный выделяемый параметр.
Л. Николов в понятие проблемной ситуации включает условие нарушения повторяемого, устоявшегося хода вещей, что также подчеркивает определенную новизну. По определению Б.Ф. Ломова, проблемная ситуация представляет собой ситуацию, включающую неопределенность, требующую принятия решения.
Таким образом, в обозначенных определениях подчеркивается наличие некоторого противоречия между новизной для субъекта внешних условий и обстоятельств и «старыми» способа-
ми поведения, которые в данной ситуации не являют вполне адекватными или эффективными.
Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин (1996) вслед за Г.А. Баллом включают в определение проблемной ситуации понятие ее сложности. W. Reitman (1965) понятия «проблемности» и «сложности» вообще считает синонимичными. Для А.М. Ма-тюшкина (1972) проблемная задача характеризуется, прежде всего, степенью трудности, а проблемная ситуация - степенью сложности. К факторам оценки проблемной ситуации Г.С. Михайлов, наряду с параметром неопределенности, причисляет также сложность и динамичность, связанные с напряженностью [6, с. 54]. Напряженность как характеристику проблемной ситуации выделяет и Н.Я. Мазлумянова. Она определяет проблемность ситуации более или менее напряженным несоответствием индивидуальных или групповых ожиданий среде жизнедеятельности. Но напряженность в той или иной мере присуща всем жизненным ситуациям, требующим принятия решения. В связи с таким пониманием проблемности может встать вопрос о том, чем же отличаются подобные ситуации от описанных в литературе напряженных или конфликтных ситуаций. Н.Я. Мазлумянова предложила определять так называемый «весовой индекс ситуаций» - совокупность характеристик, присущих проблемной ситуации. Среди них новизна ситуации, острота (отражает эмоциональное отношение респондента к проблеме) и важность ситуации (отражает рациональную оценку респондентом значимости проблемы).
При преодолении жизненных ситуаций человек использует большой арсенал активных (ко-пинг-стратегии), а также пассивных (защитные механизмы) стратегий, все они представляют собой важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации. Способность совладать со стрессом в большинстве случаев более важна, чем величина стрессора, частота его воздействия.
Взаимосвязь психологического благополучия и особенностей совладания со стрессом практически не изучалась в отечественной психологии. Исследование психологического благополучия проводится с позиций представлений о позитивных аспектах функционирования личности, разработанных в различных концепциях гуманистически ориентированных психологов, обобщенных в шестикомпонентной концепции психологического благополучия К. Рифф, а также опирается на концепции психологического благополучия Н. Брэдберна, модели субъективного благополучия Э. Динера, самодетерминацион-ной теории Р. Райна и Э. Диси. Исследование
копинговых стратегий представлено работами Р. Лазаруса, С. Фолкман, Л. Мерфи, Е. Хейма, А. Бандуры, Д. Тенни, М. Вебера, К. Накано.
Таким образом, анализ литературы показывает, что существует достаточно большое количество работ по психологическому благополучию, разрабатываемому в психологии с конца 1960-х гг., но до сих пор являющемуся одним из мало разработанных как в зарубежной, так и отечественной психологии из-за отсутствия четкой дефиниции.
За годы изучения совладающего поведения, его защитных механизмов активных (копинг-стратегии), а также пассивных (защитные механизмы) стратегий существенно усложнилось и обогатилось, но единодушия исследователей и полной ясности явно недостает.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
2. Анцыферова Л.И. Дорога, ведущая к смыслу // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. -№ 4.
3. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (coping) поведения // Психологическая диагностика. - 2005. - № 2.
4. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В., Замышляева М. С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения Way of Coping Questionnaire (Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана) // Психология и практика / под ред. Т. Л. Крюковой, С. А. Хазовой. -Кострома: ЭКСПЕРТ - ЕГЭ, 2005. - Вып. 4.
- С. 171-190.
5. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории са-модетерминации // Журнал высшей школы экономики. Сер. Психология. - 2004. - Т. 1. -№ 3.
6. Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. -2001. - № 5.
7. Нартова-Бочавер С.К. «Сoping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. -№ 5.
8. Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: Институт психологии РАН, 1993. - С. 21-37.
9. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969.
10. Coyne J.C., Aldwin C., Lazarus R.S. Depression and Coping in Stressful Episodes // Journal of Abnormal Psychology. 1981. - № 90.
11. Coyne J.C., Lazarus R.S. Cognitive Style, Stress Perception and Coping // Handbook of stress and anxiety / Eds. J.L. Kutash, L.B. Schlesinger.
- 1980.
12. Deiner E., Suh E., Lucas R.E., Smith H. Subjective Well-being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin. - 1999. Vol. 125.
13. Folkman S., Lazarus R.S., Gruen R.S. De Lon-gis A. Appraisal, coping, Health status and psychological symptoms // J. Pers. 8nd Soc. Psychol. - 1986. Vol. 50.
14. Ryff C.D. Psychological well-being // Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. Vol. 2. San Diego, - 1996.
Сенгеева Оюна Леонидовна, преподаватель кафедры общей и социальной психологии Московского государственного института им. Е.Р. Дашковой. E-mail: [email protected]
Sengeeva Oyuna Leonidovna, teacher, department of general and social psychology, E.R. Dahskova Moscow State Institute. E-mail: [email protected]
УДК 159.962
© Я.О. Жебрун
ВНУШАЕМОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНОМ ОБЛИКЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Внушаемость личности является психологическим качеством, существенно выраженным в коммуникативном облике современного человека. В последние десятилетия все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, индивидуум может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Повседневная жизнь человека все больше зависит от массовой коммуникации, создающей для него субъективную реальность, влияние которой не менее значимо, чем влияние объективной реальности.
Ключевые слова: личность, коммуникация, внушаемость, контрвнушаемость.