Научная статья на тему 'Копинг-поведение студентов медицинского вуза'

Копинг-поведение студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1662
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОПИНГ-СТИЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л.

Статья посвящена исследованию копинг-поведения студентов медицинского вуза, Были изучены особенности базисных копинг-стратегий (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание), а также индивидуальный стиль совладающего поведения 184 студентов. Установлено преобладание базисной стратегии разрешения проблем по сравнению с другими базисными стратегиями. Стилевые профили копинг-поведения соответствуют профилю базисных стратегий и свидетельствуют о доминировании среди студентов наиболее адаптивных вариантов совладающего поведения. Результаты проведенного исследования можно будет использовать в работе психологической службы, при разработке программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации, а также учитывать в содержании психолого-педагогической подготовки студентов в рамках преподаваемых дисциплин на кафедре психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Копинг-поведение студентов медицинского вуза»

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ЦЕРКОВСКИЙ А.Л.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

университет»

Резюме. Статья посвящена исследованию копинг-поведения студентов медицинского вуза. Были изучены особенности базисных копинг-стратегий (разрешение проблем. поиск социальной поддержки. избегание). а также индивидуальный стиль совладающего поведения 184 студентов. Установлено преобладание базисной стратегии разрешения проблем по сравнению с другими базисными стратегиями. Стилевые профили копинг-поведения соответствуют профилю базисных стратегий и свидетельствуют о доминировании среди студентов наиболее адаптивных вариантов совладающего поведения. Результаты проведенного исследования можно будет использовать в работе психологической службы. при разработке программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации. а также учитывать в содержании психо-лого-педагогической подготовки студентов в рамках преподаваемых дисциплин на кафедре психологии и педагогики.

Ключевые слова: копинг-поведение. копинг-стратегии. копинг-стили.

Abstract. Clause is devoted to research of coping-behavior of students of medical high school. features of basic coping-strategy (resolution of problems. search of social support. avoid). and also individual style master behavior of 184 students. Prevalence of basic strategy of resolution of problems over other basic strategy is established. Style structures of coping-behavior correspond to a structure of basic strategy and testify to domination among students of the most adaptive variants master behavior. Results of the carried out research can be used in work of psychological service. by development of the program of preventive maintenance of various forms social-psychological disadaptation and also to take into account in the maintenance of psychological-pedagogical preparation of students within the framework of taught disciplines on faculty of psychology and pedagogics.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь. 210023. г. Витебск. пр. Фрунзе.

27. Витебский государственный медицинский университет.

Профессиональная деятельность врача (провизора) сопряжена с многочисленными стрессовыми ситуациями, успешное преодоление которых во многом определяет его благополучие, а также физическое и психическое здоровье. Поэтому система подготовки будущего врача (провизора) должна включать обучение умению высокоэффективно справляться с профессиональными стрес-

совыми ситуациями и проблемами. то есть она должна состоять в соединении профессиональных знаний. умений и навыков с личностными качествами. способствующими адаптации к врачебной (провизорской) деятельности.

Подобное обучение должно проводиться на основе программы психологического развития ряда индивидуальных особенностей личности. обеспечивающих успешность совладающего (копинг) поведения. то есть осознанного поведения. направленного на устранение травмирующих факторов или адаптацию к ним адекватными личностным особенностям и ситуации способами.

Наиболее продуктивной концептуальной основой для изучения поведения будущего врача (провизора) и разработки программ личностно-

профессионального развития может явиться интегративная копинг-концепция. основанная на работах Р. Лазаруса и С. Фолькман [18]. Данная концепция позволяет рассматривать профессиональное поведение врача (провизора) как комплекс когнитивно-поведенческих навыков преодоления стресса и профессиональных проблем во врачебной (провизорской) деятельности.

С целью исследования формирования копинг-поведения студентов медицинского вуза нами были изучены особенности базисных копинг-стратегий (типических стилей копинг-поведения). как средств социально-психологической адаптации: разрешение проблем. поиск социальной поддержки. избегание [5]. Кроме этого. нас интересовал индивидуальный стиль совладающего поведения (индивидуальные. ситуативно-специфические копинг-стратегии). наиболее точно отражающие закономерности выбора определенных путей преодоления студентами ситуаций психологической угрозы. К таким ситуациям относят стресс. конфликт. возрастной кризис. фрустрация [2].

Методы

Для решения данной задачи обследованы 184 студента ВГМУ. из них 54 (29.3%) юноши и 130 (70.7%) девушек; средний возраст на момент исследования составил 20.12±1.7 года. Выборка включила в себя 104 студента лечебного (74 девушки и 30 юношей). 28 - стоматологического (14 девушек и 14 юношей) и 52 - фармацевтического (42 девушки и 10 юношей) факультетов ВГМУ. Общее распределение студентов по полу и факультетам отражено в таблице 1.

Таблица 1

Общее распределение студентов______________________

Студенты Всего Факультеты

Лечебный Стоматологический Фармацевтический

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Юноши 54 29.3 30 28.8 14 50 10 19.2

Девушки 130 70.7 74 71.2 14 50 42 80.8

Примечание: Абс. - абсолютное количество студентов. % - то же в процентах.

Изучение базисных копинг-стратегий (стиля совладающего поведения) проводилось по методике «Индикатор копинг-стратегий» (І.И. ЛшігкЬап, 1990). Студентам предлагалось сначала вспомнить об одной из серьезных проблем, с

которой они столкнулись за последний год и которая заставила их мобилизовать многие свои личностные ресурсы. Затем им необходимо было описать эту проблему в нескольких словах и. читая предлагаемые 33 утверждения. выбрать один из трех наиболее приемлемых вариантов ответа для каждого утверждения: «Да» (3 балла). «Скорее да. чем нет» (2 балла) и «Нет» (1 балл) [12].

Индивидуальный стиль совладающего поведения исследовался по «Методике определения индивидуальных копинг-стратегий» (E. Heim.1988). Студентам был предложен ряд утверждений. касающихся особенностей их поведения. а также предлагалось вспомнить. каким образом они чаще всего разрешают трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения. После этого необходимо обвести кружком тот номер. который им подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант. при помощи которого они разрешают свои трудности [4].

Результаты

Из общего числа студентов используют стратегию разрешения проблем 93 студента (50.5%). Среди юношей применяют данную стратегию совладания 34 студента (63.0%). а среди девушек - 59 студенток (45.4%). По факультетам результаты исследования стратегии разрешения проблем выглядят следующим образом:

1) лечебный факультет: всего - 66 студентов (63.5%); юноши - 24 человека (80%); девушки - 42 человека (56.8%);

2) стоматологический факультет: всего - 12 студентов (42.8%); юноши - 7 человек (50%); девушки - 5 человек (35.7%);

3) фармацевтический факультет: всего - 15 студентов (28.9%); юноши - 3 человека (30%); девушки - 12 человек (28.6%).

Стратегию поиска социальной поддержки как поведенческую стратегию совладания использует 58 студентов (31.6%). из которых 20.3% (11 человек) составляют юноши и 36.2% (47 человек) - девушки. Данные исследования стратегии поиска социальной поддержки среди факультетов таковы:

1) лечебный факультет: всего - 32 студента (30.7%); юноши - 4 человека (13.3%); девушки - 28 человек (37.8%);

2) стоматологический факультет: всего - 8 студентов (28.6%); юноши - 3 человек (21.4%); девушки - 5 человек (35.7%);

3) фармацевтический факультет: всего - 18 студентов (34.6%); юноши - 4 человека (40%); девушки - 14 человек (33.3%).

Стратегию избегания использовал 33 студента (17.9%). У юношей и девушек она составила 16.7% и 18.4% (соответственно 9 и 24 человека).

Среди факультетов результаты исследования стратегии избегания распределились следующим образом:

1) лечебный факультет: всего - 6 студентов (5.8%); юноши - 2 человека (6.7%); девушки - 4 человек (5.4%);

2) стоматологический факультет: всего - 8 студентов (28.6%); юноши - 4 человека (28.6%); девушки - 4 человека (28.6%);

3) фармацевтический факультет: всего - 19 студентов (36.5%); юноши - 3 человек (30%); девушки - 16 человек (38.1%).

Данная структура базисных стратегий и их гендерные различия представлены в таблице 2. Результаты исследования индивидуальных копинг-стилей по факультетам с учетом пола, уровня адаптивности и сферы функционирования психики отражены в таблице 3 и 4.

Таблица 2

Структура и гендерные различия базисных копинг-стратегий

Стратегии Стратегии

Факультеты Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание

Число студентов Абс. % Абс. % Абс. %

Всего 93 50,5 58 31,6 33 17,9

Юноши 34 63,0 11 20,3 9 16,7

Девушки 59 45,4 47 36,2 24 18,4

Лечебный

Всего 66 63,5 32 30,7 6 5,8

Юноши 24 80 4 13,3 2 6,7

Девушки 42 56,8 28 37,8 4 5,4

Стоматологический

Всего 12 42,8 8 28,6 8 28,6

Юноши 7 50 3 21,4 4 28,6

Девушки 5 35,7 5 35,7 4 28,6

Фармацевтический

Всего 15 28,9 18 34,6 19 36,5

Юноши 3 30 4 40 3 30

Девушки 12 28,6 14 33,3 16 38,1

Примечание: Абс. - абсолютное количество студентов, % - то же в процентах.

Таблица 3

Структура индивидуальных копинг-стилей_________________

Факультеты Сферы психики Копинг-стили Всего Факультеты

Лечебный Стоматологич. Фармацевтич.

абс. %

Эмоциональная сфера

Е1 - протест 13 7,1 9 8,7 1 3,6 3 5,8

Е2 - оптимизм 111 60,3 62 59,6 18 64,3 31 59,6

Е3 - эмоциональная разрядка 5 2,7 2 1,9 - - 3 5,8

Е4 - пассивная кооперация 8 4,3 3 2,9 3 10,7 2 3,8

Е5 - подавление эмоций 21 11,4 12 11,5 3 10,7 6 11,5

Факультеты Сферы психики Копинг-стили Всего Факультеты

Лечебный Стоматологич. Фармацевтич.

абс. %

Е6 - покорность 7 3,8 5 4,8 1 3,6 1 1,9

Е7 - самообвинение 10 5,4 6 5,8 2 7,1 2 3,8

Е8 - агрессивность 9 4,9 5 4,8 - - 4 7,7

Когнитивная сфера

С1 - проблемный анализ 45 24,5 27 26,0 7 25 11 21,2

С2 - установка на собственную ценность 14 7,6 9 8,7 1 3,6 4 7,7

С3 - сохранение самообладания 26 14,1 16 15,4 3 10,7 7 13,5

С4 - относительность 21 11,4 15 14,4 3 10,7 3 5,8

С 5 - придача смысла 30 16,3 18 17,3 6 21,4 6 11,5

С6 - религиозность 5 2,7 1 1,0 3 10,7 1 1,9

С7 - смирение 6 3,3 3 2,9 1 3,6 2 3,8

С8 - растерянность 8 4,3 5 4,8 - - 3 5,8

С9 - диссимуляция 18 9,8 6 5.8 3 10,7 9 17,3

С10 - игнорирование 11 6,0 4 3.8 1 3,6 6 11,5

Поведенческая сфера

В1 - сотрудничество 36 19,6 24 23,1 5 17.,9 7 13,5

В2 - обращение 32 17,4 18 17,3 7 25 7 13,5

В3 - альтруизм 6 3,3 3 2,9 1 3,6 2 3,8

В4 - компенсация 21 11,4 9 8,7 4 14,3 8 15,4

В 5 - отвлечение 25 13,6 11 10,6 2 7,1 12 23,1

В6 - конструктивная активность 13 7,1 7 6.7 2 7,1 4 7,7

В7 - активное избегание 18 9,8 10 9,6 2 7,1 6 11,5

В8 - отступление 33 18,0 22 21,2 5 17,9 6 11,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Адаптивные и гендерные особенности индивидуальных копинг-стилей

Пол Уровень адаптивности Копинг- стили Факультеты

Лечебный Стоматологиче- ский Фармацевтиче- ский

Юноши Девуш- ки Юноши Девуш- ки Юноши Девуш- ки

абс. % абс % абс % абс. % абс. % абс %

Адаптивные варианты копинг-поведения

Е1 - протест - - 9 12,2 1 7,1 - - 1 10 2 4,8

Е2 - оптимизм 18 60 44 59,5 9 64,3 9 64,3 5 50 26 61,9

С1 - проблемный анализ 8 26,7 19 25,7 3 21,4 4 28,6 1 10 10 23,8

С2 - установка на собственную ценность 3 10 6 8,1 1 7,1 - - 1 10 3 7,1

С3 - сохранение самообладания 5 16,7 11 14,9 2 14,2 1 7,1 2 20 5 11,9

В1 - сотрудничество 5 16,7 19 25,7 1 7,1 4 28,6 1 10 6 14,3

В2 - обращение 6 20 12 16,2 3 21,4 4 28,6 1 10 6 14,3

В3 - альтруизм 2 6,7 1 1,4 1 7,1 - - - - 2 4,8

Относительно адаптивные

Е3 - эмоциональная разрядка - - 2 2,7 - - - - 1 10 2 4,8

Е4 - пассивная кооперация 1 3,3 2 2,7 3 21,4 - - 1 10 1 2.4

С4 - относительность 1 3,3 14 18,9 2 14,2 1 7,1 1 10 2 4,8

С5 - придача смысла 9 30 9 12,2 5 35,7 1 7,1 3 30 3 7,1

С6 - религиозность - - 1 1,4 - - 3 21,4 - - 1 2,4

В4 - компенсация 6 20 3 4,1 3 21,4 1 7,1 3 30 5 11,9

Пол Уровень адаптивности Копинг- стили Факультеты

Лечебный Стоматологиче- ский Фармацевтиче- ский

Юноши Девуш- ки Юноши Девуш- ки Юноши Девуш- ки

абс. % абс % абс % абс. % абс. % абс %

В5 - отвлечение 2 6.7 9 12.2 2 14.2 - - 4 40 8 19.0

В6 - конструктивная активность 2 6.7 5 6.8 1 7.1 1 7.1 - - 4 9.5

Малоадаптивные

Е5 - подавление эмоций 6 20 6 8.1 - - 3 21.4 2 20 4 9.5

Е6 - покорность 2 6.7 3 4.1 1 7.1 - - - - 1 2.4

Е7 - самообвинение 1 3.3 5 6.8 - - 2 14.2 - - 2 4.8

Е8 - агрессивность 2 6.7 3 4.1 - - - - - - 4 9.5

С7 - смирение - - 3 4.1 1 7.1 - - - - 2 4.8

С8 - растерянность - - 5 6.8 - - - - - - 3 7.1

С9 - дисси-муляция 3 10 3 4.1 - - 3 21.4 - - 9 21.4

С10 - игнорирование 1 3.3 3 4.1 - - 1 7.1 2 20 4 9.5

В7 - активное избегание 2 6.7 8 10.8 1 7.1 1 7.1 1 10 5 11.9

В 8 - отступление 5 16.7 17 23.0 2 14.2 3 21.4 - - 6 14.3

Обсуждение

Анализ структуры и гендерных особенностей базисных копинг-стратегий. прежде всего. показывает преимущественное использование студентами стратегии разрешения проблем. Эта тенденция наиболее выражена у юношей. а среди факультетов - на лечебном факультете. Чаще всего прибегают к данной стратегии юноши лечебного факультета. а реже всего - девушки фармацевтического факультета.

Это может свидетельствовать о том. что большая часть студентов использует наиболее конструктивный стиль поведения в сложных жизненных ситуациях. чему должны способствовать определенные личностные характеристики студентов.

Так. по данным А.В. Либина (1993) стратегию разрешения проблем предпочитают люди. характеризующиеся высокой предметной энергичностью (потребностью в напряженной работе). более низкими показателями эмоциональности. интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим [6].

По мнению К. Nakano (1991) решение проблем существенно снижают уровень тревожности личности. Он изучал адаптацию к повседневным стрессам у японских студентов и установил. что активно-поведенческая борьба с неприятностями. концентрация на решении задачи способствует укреплению психологического благополучия субъекта [19].

В другом исследовании V. Conway и D. Terry (1992) предлагали студентам вспомнить стрессы. которые они пережили в течение последнего месяца. и оценить свою способность влиять на эти события. Оказалось. что стратегия разрешения проблем относительно других стратегий наиболее эффективна в том случае. если ситуация контролируется субъектом. снижая невротиза-цию личности [16].

К. Blankstein (1992) было показано. что студенты. воспринимающие экзамен как важное и серьезное испытание. были склонны выбирать инструментальные. проблемно-ориентированные способы поведения. Они при этом обладали высокой степенью самооценки. внутренним локусом контроля. воспринимающие экзамен как важное и серьезное испытание [14].

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса (Lazarus. 1966. 1991). проблемно-

ориентированный стиль. направленный на рациональный анализ проблемы. связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения. как самостоятельный анализ случившегося. обращение за помощью к другим. поиск дополнительной информации [18].

По данным В.М Ялтонского (1996) активное использование стратегии разрешения проблем позволяет студентам и молодым врачам справляться с проблемными и стрессовыми ситуациями. успешно адаптироваться к требованиям учебного процесса в вузе и последующей профессиональной деятельности. При этом они. как правило. выбирают наиболее эффективные пути разрешения проблем. тщательно взвешивают возможности выбора и обдумывают план действий [11].

Анализ результатов подтверждает отмеченную в литературе гендерную закономерность: юноши чаще девушек прибегают к этой стратегии в трудных ситуациях. требующих мобилизации сил и конкретных действий [13. 20].

Изучение структуры копинг-поведения указывают также на то. что второе место среди всех базисных стратегий занимает поиск социальной поддержки. При этом чаще ее используют студентки. а среди факультетов - студенты фармацевтического факультета. Реже прибегают к этой базисной стратегии студенты стоматологического факультета.

Это соответствует данным Б. В1апеЬагё-Р1еМв и др. (1991). которые считают. что эмоционально-ориентированные формы (в том числе социальной поддержки) сохраняют высокую частоту использования лишь у лиц с ярко выраженной фемининностью [13].

К. Ыапк^ет (1992) было показано. что предпочтение поиску эмоциональной поддержки давали студенты с низкой степенью самооценки и высоким уровнем тревожности (независимо от субъективного видения ситуации)

[14].

К. Какапо (1991) удалось показать. что поиск социальной поддержки существенно снижают уровень тревожности личности [19].

По мнению С.К. Нартовой-Бочавер (1997) в юношеском возрасте. переходном периоде между детством и зрелостью. еще активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей. и главная роль в успешности данного процесса принадлежит совместной деятельности со значимыми взрослыми (кураторы. сотрудники деканата. родители) [8].

В.М Ялтонский (1996) отмечает. что обсуждение проблемной ситуации с референтными лицами помогает по-новому взглянуть на проблему. более адекватно определить возможные варианты ее разрешения. снизить эмоциональное напряжение. Студенты и врачи с низкой эффективностью копинг-стратегии поиска социальной поддержки показали более выраженную сензи-тивность к отвержению. недостаточно развитые аффилиативную и эмпатиче-скую тенденции [11].

Особо существенную роль социальная поддержка играет при максимально полной смене микросоциальной среды и отсутствии тесных связей. Роль социальной поддержки семьи сохраняется при ограничении непосредственных контактов. Выявлено. что наиболее эффективная психическая адаптация наблюдалась у тех студентов. которые поддерживали частые контакты с близкими и проводили с ними каникулы [11].

Наибольшее же число нарушений адаптации с невротическими и психопатическими реакциями отмечались среди тех студентов. которые по каким-либо причинам не поддерживали постоянных контактов с семьей [1].

Трудно переоценить значение социальной поддержки на начальном этапе профессиональной деятельности врача. которая сопряжена с определенным эмоциональным напряжением и стрессом. а также интенсивным формированием профессиональных врачебных умений и навыков.

Недостаточная социальная поддержка может приводить к таким нежелательным последствиям. как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности. становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации. возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны окружающих. является деперсонализация как симптом профессионального выгорания.

«Амортизирующее» действие поддержки показывает. что эмоциональное сопереживание и подкрепление со стороны других людей становится важным источником психического здоровья. При этом значительно снижается «цена». какую платит человек на пути разрешения проблемных ситуаций. из которых в значительной степени складывается путь профессиональной самореализации личности.

Анализ стратегии избегания свидетельствуют о том. что студенты реже других базисных стратегий используют ее в сложных стрессовых. конфликтных. кризисных. фрустрирующих ситуациях.

Если исходить из предположения. что результаты исследования данной стратегии были обеспечены искренними ответами студентов. а не попыткой сохранить не соответствующее действительности позитивное представление о себе. то можно констатировать. что исследованная нами выборка студентов достигла достаточно высокого уровня социально-психологической адаптации в условиях обучения в ВГМУ [10].

В качестве подтверждения необходимо указать на результаты ряда зарубежных исследований.

C.S. Carver. M.F. Schier. J.K. Weintraub (1989) утверждают. что стратегии избегания увеличивают дистресс [15].

J. Krosnick (1994) установил. что избегание. даже если оно и решает частную задачу выхода из ситуации с наименьшими потерями. свидетельствует о низкой уверенности субъекта в себе в пределах данной жизненной сферы [17].

Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте (K.W. Thomas. 1977; Н.В. Гришина. 1981. 2002; Е.В Либина. А.В. Либин. 1998) показал. что стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью. понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата (Русалов. 1979). а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления [21. 3. 7. 9].

KW. Thomas (1977) выделил стратегию избегания как способ регулирования конфликтов. для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации. так и тенденции к достижению собственных целей [21].

По мнению В.М Ялтонского (1996) копинг-стратегия избегания может стать одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании ад-диктивного поведения [11].

Неадаптивность стратегии избегания в поведенческой сфере проявляется в избегании мыслей о неприятностях. в изоляции. отказе от решения проблем. На когнитивном уровне человек отказывается преодолевать трудно-

сти из-за неверия в свои силы. умышленной недооценки неприятностей. В эмоциональной сфере неадаптивность проявляется чувством безнадежности. покорности либо злостью и «поиском виноватых». При этом формируется тенденция к немедленному снятию. избеганию возникающего в стрессовых ситуациях эмоционального напряжения. например. путем его психофармакологической редукции. попытки избежать общения с окружающими. фантазировании и т.п.. что существенно тормозило необходимое разрешение проблемной ситуации [4].

Анализ структуры индивидуальных копинг-стилей указывает. прежде всего. на доминирование в эмоциональной сфере «оптимизма» (уверенность в наличии выхода в любой. даже самой сложной ситуации). «подавления эмоций» (эмоциональное состояние. препятствующее конструктивному разрешению ситуации) и «протеста» (эмоциональные состояния с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям). Такая закономерность характерна для студентов всех факультетов. Наименьшие показатели среди всех студентов. а также лечебного и стоматологического факультетов в данной сфере отмечаются по таким стратегиям. как «эмоциональная разрядка» (поведение. которое направлено на снятие напряжения). «покорность» (состояние безнадежности). «агрессивность» (переживание злости). У студентов фармацевтического факультета наименее представлены - «пассивная кооперация» (поведение. которое направлено на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам) и «самообвинение» (чувство вины по отношению к себе).

Среди когнитивных копинг-стилей чаще других используется «проблемный анализ» (анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них). «придача смысла» (придание особого смысла преодолению трудностей). «сохранение самообладания» (наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций) и «относительность» (оценка трудностей в сравнении с другими). Реже других студенты используют «религиозность» (вера в Бога). «смирение» (неверие в свои силы). «растерянность» (неверие в интеллектуальные ресурсы). «игнорирование» (отказ от преодоления трудностей через невнимание. незамечание). «установку на собственную ценность» (повышение самооценки и самоконтроля. более глубокое осознание собственной ценности как личности). «диссимуляцию» (недооценка неприятностей). Эта тенденция наиболее характерна для лечебного и стоматологического факультета.

В поведенческой сфере студенты лечебного и стоматологического факультетов часто пользуются «сотрудничеством» (взаимодействие со значимыми. более опытными людьми). «отступлением» (поведение. предполагающее изоляцию. уход от решения проблем). «обращением» (поиск поддержки в ближайшем социальном окружении). «отвлечением» (погружения в любимое дело). и реже применяют «альтруизм» (предложение поддержки близким в преодолении трудностей). «конструктивную активность» (решение проблем с помощью путешествий. исполнения своих заветных желаний) и «активное избегание» (поведение. предполагающее пассивность. уединение). Особенностью студентов фармацевтического факультета является доминирование среди всех поведенческих копинг-стилей «отвлечения» и «компенсации» (поведение. ха-

рактеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем. например: с помощью алкоголя. лекарственных средств).

Анализ адаптивных и гендерных особенностей индивидуальных копинг-стилей свидетельствует. прежде всего. о преобладании во всех сферах психики наиболее адаптивных (адаптивные и относительно адаптивные) вариантов копинг-поведения. Особенно это характерно для эмоциональной сферы. Данная тенденция выявлена на всех факультетах. Сравнительная характеристика малоадаптивных форм указывает на более высокие показатели в эмоциональной и поведенческой сферах на лечебном факультете. и в когнитивной сфере - на фармацевтическом факультете.

Анализ гендерных особенностей указывает на большую представленность индивидуальных вариантов копинг-поведения среди девушек. Кроме этого. отмечается преобладание когнитивных адаптивных индивидуальных ко-пинг-стилей среди юношей. и эмоциональных. а также поведенческих - среди девушек. Это касается всех факультетов. Среди относительно адаптивных и малоадаптивных вариантов копинг-поведения определенной закономерности не выявлено.

Выводы

1. Отмечается преобладание базисной стратегии разрешения проблем по сравнению с другими базисными стратегиями. Это может свидетельствовать о том. что большая часть студентов ВГМУ использует наиболее конструктивный стиль поведения в сложных жизненных ситуациях.

2. Преобладание базисной стратегии разрешения проблем у юношей и поиска социальной поддержки у девушек подтверждает характерные гендерные особенности копинг-поведения.

3. Стилевые профили копинг-поведения соответствуют профилю базисных стратегий и свидетельствуют о доминировании среди студентов ВГМУ наиболее адаптивных вариантов совладающего поведения.

4. Результаты проведенного исследования можно будет использовать в работе психологической службы. при разработке программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации. ориентированной на расширение представлений студентов о собственных эмоциональноповеденческих возможностях реагирования в различных трудных жизненных ситуациях (стрессовых. конфликтных. кризисных. фрустрирующих). а также учитывать в содержании психолого-педагогической подготовки студентов ВГМУ в рамках преподаваемых дисциплин на кафедре психологии и педагогики.

5. Результаты пилотажного исследования рассматриваются нами как фундамент для дальнейшего изучения индивидуальных копинг-стратегий (их коррелятивных взаимосвязей). исследования личностных ресурсов. как обеспечивающих. так и снижающих эффективность образовательного процесса в ВГМУ.

Литература

1. Березин. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л.: Наука. 1988. - 267 с.

2. Василюк. Ф. Е. Успешность переживания / Ф. Е. Василюк // Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: МГУ. 1984. - С. 54-58.

3. Гришина. Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - СПб.: Питер. 2002. - 464 с.

4. Змановская. Е. В. Психологические механизмы отклоняющего поведения / Е. В. Змановская // Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд.. испр. -М.: Издательский центр «Академия». 2004. - С. 51-81.

5. Ильин. Е. П. Общие представления о стиле деятельности / Е. П. Ильин // Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер. 2004. - С. 279-287.

6. Либин. А. В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека: автореф. дис. ... канд. псих. наук / А. В. Либин.

- М.. 1993.

7. Либина. Е. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстаятельствами? / Е. В. Либина.. А. В. Либин // Стиль человека: психологический анализ. - М.: Смысл. 1998. - С. 190204.

8. Нартова-Бочавер. С. К. Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997.

- № 5. - С. 20-30.

9. Русалов. В. .М. Биологические основы индивидуальнобиологических различий / В. М. Русалов. - М.: Наука. 1979. - 352 с.

10. Церковский. А. .Л. Особенности копинг-поведения студентов медицинского вуза / А. .Л. Церковский. // Достижения фундаментальной. клинической медицины и фармации: материалы 61 науч. сессии ВГМУ. - Витебск: ВГМУ. 2006. - С. 623-626.

11. Ялтонский. В. М. Копинг-стратегии поведения у наркозависи-мых и здоровых людей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / В. М. Ялтонский.

- Л.. 1996.

12. Amirkhan. J. H. Factor analiticaly drived measure оГ ^ping: the strategy indicator / J. H. Amirkhan // J. оГ Рersоnality and Sоcial Рsychоlоgy. - 1990. -Vol. 59. - P. 1066-1074.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Moderating Effects of Age and Context on the Relationship Between Gender. Sex Role Differences. and Coping / F. Blanchard-Fields [et al.] // Sex Roles.

- 1991. - Vol. 25. - N. 11-12. - P. 645-660.

14. Coping and academic problemsolving ability in lest anxiety / K. R. Blankstein [et al.] // J. Clin. Psychol. - 1992. - Vol. 48. - N 1. - P. 37-46.

15. Assessing Coping Strategies: A theoretically based approach / K. R. Blankstein [et al.] // J. Pers. And Soc. Psychol. - 1989. - Vol. 56. - P. 267-283.

16. Conway. V. J. Appraised Controllability as a Moderator of the Effective-

ness of Different Coping Strategies: A Test of the Goodness of Fit Hypothesis / V. J. Conway. D. J. Terry // Austral. J. Psychol. - 1992. - Vol. 44. - N 1. - P. 1-7.

17. Krosnick. J. A. Response Strategies for Coping with the Cognitive Demands of Attitude Measures Surveys / J. . A. Krosnick // Appl. Cogn. Psychoi. -1994. - Vol. 5. - N 3. - P. 213-236.

18. Lazarus. R. S. Stress. appraisal and coping / R. S. Lazarus. S. Folkman. -N.Y.. 1984.

19. Nakano. K. Coping strategies and psychological symptoms in a Japanese sample / K. Nakano // J. Clin. Psychol. - 1991. - Vol. 47. - N 3. - P. 346-350.

20. Shek. D. T. L. Reliance on Self or Seeking Help From Others: Gender Differences in the Locus o Coping in Cinese Working Parents / D. T. L. Shek // J. Psychol. - 1992. - Vol. 126. - N 6. - 671-678.

21. Thomas. K. W. Toward Multidimensional Values in Tiching. The Exemple of Conflict Behaviors / K. W. Thomas // Academy of Management Review. - 1977. -Vol. 7. - P. 485-496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.