УДК 159.922.7 ББК Ю 941.19
Оксана Борисовна Симатова,
кандидат психологических наук, доцент, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Карина Владимировна Гранина, магистрант, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского, (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Тревожность как фактор риска и протекции игровой компьютерной аддикции у подростков
Статья посвящена проблеме аддиктивного поведения. В ней рассматривается роль тревожности как фактора риска и протекции зависимого поведения подростков. Представлены сравнительные результаты эмпирического исследования уровня тревожности подростков, относящихся к группе риска игровой компьютерной аддикции, и подростков, не имеющих поведенческих проблем. Подростки, относящиеся к группе риска игровой компьютерной аддикции, демонстрируют высокий и низкий уровнень тревожности, а подростки, не имеющие поведенческих проблем, - средний (оптимальный) уровень тревожности. Высокий и низкий уровень тревожности повышает риск формирования зависимости. Оптимальный уровень тревожности у подростков является про-тективным личностным копинг-ресурсом. Результаты исследования позволяют внести вклад в повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками в отношении зависимого поведения.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, игровая компьютерная аддик-ция, тревожность, факторы риска аддикции, факторы протекции аддикции.
Oksana Borisovna Simatova,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky
(Chita, Russia), e-mail: [email protected] Karina Vladimirovna Granina, Master’s program student, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Anxiety as a Risk Factor and Protection from Adolescents’ Computer Game Addiction
The article addresses the problem of addictive behavior. It examines the role of anxiety as a risk factor and the protection from adolescents’ addictive behavior. It presents comparative results of an empirical study of the anxiety levels of the adolescents who are at risk of computer game addiction, and the adolescents who do not have behavioral problems. The adolescents who are at risk of computer game addiction, show high and low levels of anxiety, and the adolescents who do not have behavioral problems, demonstrate an average (optimal) level of anxiety. The high and low anxiety levels increase the risk of addiction. The optimal level of adolescents’ anxiety is a protective personal coping resource. The results of the study contribute to the effectiveness of preventive and remedial work with children and adolescents with regard to their addictive behavior.
Keywords: addictive behavior, computer game addiction, anxiety, risk of addiction, addiction, protection factors.
© О. Б. Симатова, К. В. Гранина, 2012
235
В настоящее время масштабы и скорость распространения среди подростков химических и нехимических (поведенческих) аддикций стремительно растут. Низкая эффективность реабилитационных программ со всей очевидностью показывает, что ни наука, ни практика не располагает пока надёжными средствами противостояния угрозе дальнейшего распространения аддиктивного поведения. Очевидно, это связано с преимущественной направленностью программ на последствия, а не на причины аддикции. Доказанная различными областями научного знания действенность предупредительных мер позволяет говорить о реальности высокой эффективности первичной психологопедагогической профилактики аддиктивного поведения подростков [7].
По данным исследований, самым действенным способом предупреждения зависимости является оказание помощи подрастающему поколению в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости [6].
В качестве факторов риска и протекции зависимого поведения подростков в соответствующих исследованиях рассматриваются различные психологические характеристики: Я-концепция и её составляющие (Березин С. В., Змановская Е. В, Лисецкий К. С.. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др.); эмпатия и аффилиация (Алтунина И. Р., Бодров В. А., и др.); локус контроля (Мен-делевич В. Д., Шабанов П. Д.); мотивация достижения успеха и избегания неудач (Реан А. А., Сирота Н. А. и др.). Ряд авторов указывает на уровень тревожности как личностный ресурс, который в одном случае может быть благоприятной почвой для возникновения зависимого поведения, а в другом - способствовать противостоянию зависимости. Мы полагаем, что выяснение роли тревожности в психологическом механизме возникновения и профилактики аддиктив-ного поведения, а также соответствующая психолого-педагогическая работа может способствовать повышению эффективности предупреждающих мер в отношении зависимости у детей и подростков.
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение уровня тревожности у подростков, относящихся к группе
риска игровой компьютерной аддикции, и подростков, не имеющих поведенческих проблем. Согласно гипотезе исследования, тревожность в зависимости от уровня выраженности может выступать как в качестве фактора риска, так и в качестве фактора протекции игровой компьютерной аддикции у подростков. Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя школа № 33» г. Читы. В исследовании приняли участие учащиеся 6-7 классов в количестве 200 человек. В ходе исследования на основании результатов, полученных при помощи теста на выявление компьютерной аддикции (Никитина Т. А., Егоров А. Ю). были выделены две группы: в первую вошли 30 подростков, относящихся к группе риска игровой компьютерной аддикции (19 мальчиков, 11 девочек); вторую группу составили подростки, не имеющие поведенческих проблем (19 мальчиков, 11 девочек). Была обеспечена сопоставимость групп по возрасту, полу, социальным параметрам семьи, образовательным условиям.
В результате теоретического анализа литературы по заявленной проблеме было выяснено, что аддиктивное поведение - это один из типов девиантного поведения с формированием у человека стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [3].
Исследователи отмечают, что аддиктив-ное поведение имеет множество подвидов, дифференцируемых, преимущественно, по объекту аддикции. В зависимости от того, посредством чего осуществляется уход от реальности, выделяют химические, нехимические (поведенческие) и промежуточные (например, пищевые) зависимости. Химические зависимости включают табакокурение, алкоголизм, токсикоманию, наркозависимость, лекарственную зависимость. К поведенческим аддикциям относят гемблинг, сексуальную, компьютерную и другие зависимости и т. д. [5].
Исследователями отмечается, что элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путём изменения своего психического состояния. Однако проблема аддикции начинается
лишь тогда, когда стремление к уходу от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании и становится центральной идеей [3].
По данным исследований, основным мотивом личности, склонной к аддиктивному поведению, является активное стремление к изменению неудовлетворяющего её психического состояния. При этом у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями [7]. Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда вместо гармоничного взаимодействия со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узко направленной сфере деятельности, игнорируя все остальное [5].
Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида на возникновение и развитие аддитивного поведения, называются его факторами риска. Обстоятельства же, препятствующие возникновению и развитию зависимости, называются факторами протекции (защиты от) аддиктивного поведения. Существует множество типологий факторов, оказывающих влияние на возникновение и динамику аддиктивного поведения. Учёными описываются многочисленные социальные, биологические, индивидуальнопсихологические факторы [5]. В обширной группе индивидуально-психологических факторов исследователями называется и тревожность.
Тревожность является психологической характеристикой, опосредующей поведение человека. Она представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, смятения, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Оптимальный уровень тревожности необходим человеку для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается учёными как деза-даптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. При этом для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, являющийся необходимым условием развития
личности, характеристикой её активной деятельности. По данным практически всех исследователей, изучающих различные аспекты тревожности, высокий её уровень негативно влияет на развитие личности. Ряд авторов указывает на то, что в некоторых случаях высокая тревожность может способствовать закреплению и усилению мотива ухода от реальности [7].
Повышенный уровень тревожности является типичной особенностью эмоциональной сферы подростков; кроме того, именно в этом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием, что, в свою очередь, является свидетельством нарушений в личностном развитии. Тревожность как личностная черта имеет собственную побудительную силу, её возникновение и закрепление затрудняет принятие решений подростком, вызывает состояние волнения и опасения. Низкая уверенность в себе становится причиной трудностей в общении. Повышенный уровень тревожности можно рассматривать как проявление дезадаптации подростка в условиях резких изменений в жизни общества, порождающих неопределённость и непредсказуемость будущего, переживание длительной эмоциональной напряжённости.
В исследованиях, посвящённых негативному влиянию компьютерных игр на личность играющего, М. С. Иванов [2] отмечает, что высокий уровень тревожности у аддиктов является не только следствием, но и одной из причин увлечения компьютерными играми и зависимости от них. Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются, как правило, дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя, собственные ресурсы и силы. Поскольку высокая тревожность является одним из критериев дезадаптации, можно предположить, что игровые аддикты изначально тревожны, т. е. этой психологической особенностью они обладают до начала увлечения компьютерными играми и формирования зависимости от них. В том случае, если человек до начала увлечения не обладает высоким уровнем тревожности, то на стадии аддикции тревожность станет высокой, а если у человека изначально высокая тревожность, то она станет ещё выше. Потребность в уменьшении тревожности и напряжения побуждает человека «уходить» в виртуальную реальность,
в тот мир, где он сильнее всех, в отличие от мира реального. Виртуальный мир снижает уровень тревожности на время игры, но после выхода из неё тревожность вновь увеличивается, более того, - её уровень становится выше исходного, т. к. каждое «вхождение» в виртуальный мир усиливает диссонанс между реальностью и виртуальным миром, усиливая дезадаптацию. Таким образом, человек попадает в замкнутый круг, точнее, спираль, каждый виток которой усиливает дезадаптацию и тревожность, что создает ещё более сильную потребность в игре, а это в свою очередь, усиливает зависимость [2].
На этапе эмпирического исследования нами использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялись следующие методики: тест на выявление компьютерной аддикции (Никитина Т. А., Егоров А. Ю.), методика измерения уровня тревожности (Тейлор Дж., адаптация Норакидзе В. Г.).
В ходе исследования с применением теста на выявление компьютерной аддикции были получены следующие данные: 48,5 % из числа обследованных подростков не имеют поведенческих проблем, 34 % - относятся к группе риска игровой компьютерной ад-дикции, а 17,5 % - являются аддиктами.
По результатам исследования уровня тревожности у подростков, не имеющих поведенческих проблем, было выяснено, что 63,3 % подростков характеризуются преимущественно средним (с тенденцией к низкому) уровнем тревожности; у 30 % - выявлен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности; 6,9 % подростков имеют высокий уровень тревожности. Результаты исследования тревожности у подростков, относящихся к группе риска игровой компьютерной аддикции, обнаружили следующее: 36,7 % подростков характеризуются преимущественно высоким уровнем тревожности; у 46,7 % выявлен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности; 13,3 % подростков имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности; 3,3 % подростков имеют низкий уровень тревожности.
Как известно, одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных к формированию зависимого поведения, является высокий уровень тревожности. Отмечается, что повышенный уровень тревож-
ности вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции. При этом полезный уровень тревожности у подростков является необходимым условием их развития и может рассматриваться как протективный личностный копинг-ресурс [8]. Высокий уровень тревожности, который демонстрирует большинство подростков, относящихся к группе риска игровой компьютерной аддикции, выступает в качестве фактора риска зависимости [5]. Возможно, что повышенная тревожность у подростков, относящихся к группе риска, является не только следствием, но и одной из причин увлечения компьютерными играми и зависимости от них.
В результате эмпирического исследования было выяснено, что подростки, относящиеся к группе риска игровой компьютерной аддикции, имеют преимущественно высокий и средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности. Подростки, не имеющие поведенческих проблем, характеризуются преимущественно средним (с тенденцией к высокому) или средним (с тенденцией к низкому) уровнем тревожности (рис.1). При обработке результатов исследования обнаружились статистически значимые различия в уровне тревожности у подростков, относящихся к группе риска игровой компьютерной аддикции, и подростков, не имеющих поведенческих проблем. Возможно, это связано с тем, что изначально повышенный уровень тревожности этих подростков вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции. А это, в свою очередь, ведёт к дальнейшему повышению уровня тревожности вследствие того, что виртуальная реальность и реальный мир становятся все более и более противоречащими друг другу.
Таким образом, выдвинутая нами в ходе исследования гипотеза была подтверждена. Можно предположить, что средний уровень тревожности (полезная тревожность), выявленный у большинства подростков, не имеющих поведенческих проблем, выступает в качестве фактора протекции аддиктивного поведения. Высокий же уровень тревожности, который демонстрируют большинство подростков, относящихся к группе риска игровой компьютерной аддикции, выступает
в качестве фактора риска формирования зависимости.
Результаты исследования позволяют
наметить путь эффективного психолого-
педагогического воздействия, состоящий в оптимизации уровня тревожности подростков в целях профилактики и коррекции зависимого поведения.
X
•О
•О
о
<0
н
и
V
т
о
зс
35
30
25
20
15
10
сред (с тенденцие ЩИ1 ;й_к I низкому)
средний (с тенденцией
к высокому)
высокий
низкий и
23 Уровень тревожности
5
0
1
4
Подростки, не имеющие поведенческих проблем Подростки, относящиеся к группе риска
Рис. 1. Результаты исследования уровня тревожности подростков
Список литературы
1. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
2. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния компьютерной зависимости на личность человека. Минск, 2004. 540 с.
3. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. 222 с.
4. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2006. 248 с.
5. Симатова О. Б. Как воспитать поколение независимых / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2011. 144 с.
6. Симатова О. Б. Направление работы с педагогическим коллективом школы в системе профилактики аддиктивного поведения подростков // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 112-119.
7. Симатова О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2009. 172 с.
8. Симатова О. Б. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков // Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 6 (57).
С. 93-98.
Статья поступила в редакцию 01.02.2012 г.