Психология
УДК 159.923.2
доктор психологических наук, профессор Соловьёва Ольга Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
аспирант Нартов Александр Александрович
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Институт Дружбы народов Кавказа» (г. Ставрополь)
ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТА-СЕМИНАРИСТА
Аннотация. В статье раскрывается специфика духовного образования, которая обусловливает становление и развитие индивидуальной психологии студента духовной семинарии. Показано, что содержание и организация процесса обучения в духовной семинарии связаны с формированием духовно-нравственных качеств, мировоззрения, смысложизненных ориентациях, основывающихся на гуманистических христианских принципах любви и милосердия. Индивидуально-психологические особенности семинаристов обнаруживают себя в профессиональной идентичности, ценностных ориентациях, волевой саморегуляции.
Ключевые слова: духовное образование, студент семинарии, личностные качества, духовно-нравственные качества, индивидуально-психологические особенности.
Annotation. The article reveals the specificity of theological education, which determines the formation and development of the student theological seminary individual psychology. It is shown that the content and organization of the educational process in the theological seminary are connected with the formation of spiritual and moral qualities, worldview, life orientations based on the humanistic Christian principles of love and mercy. Individual psychological peculiarities of seminarians reveal themselves in professional identity, value orientations, and volitional self-regulation.
Keywords: spiritual education, seminary student, personal qualities, spiritual and moral qualities, individual and psychological features.
Введение. Для правильного воцерковления верующим людям нужны опытные, доброжелательные, соответствующим образом обученные священнослужители, чтобы служить людям в качестве православного священника, получив высшее духовное образование, которое даётся в духовных семинариях и академиях. Оно представляет собой процесс профессиональной подготовки служителей религиозных организаций, специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям. Это - подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и др. Духовное образование является специфичным по своему содержанию и организации процесса: содержательный аспект раскрывается в его целях и задачах, связанных с обучением религии и её культуре, воспитанием духовно-нравственных качеств будущего богослова, приобщением к чтению святоотеческой литературы, житий святых и другого, направленного на развитие личностных характеристик будущего священнослужителя, его индивидуально-психологических особенностей, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Организационный аспект связан со своеобразием самого процесса подготовки студентов-семинаристов, в том числе требований к будущему теологу на этапе поступления в семинарию: так, при поступлении у абитуриента должна быть рекомендация от священнослужителя, которую возможно получить будучи активным участником церковной жизни прихода, к которому он относится. Само обучение естественным образом предполагают акцент на богословские знания и формирование у семинаристов умений и навыков, обеспечивающих духовное развитие и соответствие будущей профессии. Сказанное позволяет предположить, что специфика духовного образования необходимым образом обусловливает становление и развитие индивидуальной психологии студента-семинариста. Раскрытию этой связи посвящена статья.
Изложение основного материала статьи. Духовное (религиозное) образование представляет собой единый целенаправленный процесс обучения православной религии и её культуре и воспитания на основе православной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, Церкви, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов [8, с. 10].
Поступить в духовную семинарию может любой православный христианин в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Интересно и важно отметить, что среди прочих «стандартных» документов, для поступления кандидату, решившему стать студентом данного учебного заведения, необходимо предоставить рекомендации от священнослужителей населенного пункта, где он проживает (рекомендации должны быть обязательно заверены архиереями). Чтобы получить такую рекомендацию, кандидату в студенты духовной семинарии нужно, например, участвовать в послушаниях на клиросе (читать и петь), помогать священнику, ухаживать за утварью в церкви, помогать преподавателям воскресных школ, необходимо общаться с настоятелем своего храма, и это общение должно быть максимально насыщенным.
Е.В. Щербакова, проводя исторический анализ особенностей учебно-воспитательного процесса в духовных семинариях, замечает, что образование здесь опирается на идею о том, что главными человеческими добродетелями выступают духовность, нравственность, патриотизм, образованность, принципиальность. Вследствие чего определяющими приоритетами в профессиональном образовании в духовных семинариях выступают единство духовных (религиозных) и нравственных личностных качеств, обретаемых в совместной реализации гуманитарного потенциала доминирующих ценностей православной педагогики [12]: Христоцентричность (ориентация на идеал, в котором представлено воплощение абсолютного образа человека); личностность (представление о человеке как образе и подобии Божьем); сотериологичность (что, скорее, ко всему ещё и дань истории - она означает приоритет религиозно-
нравственного воспитания над обучением); соборность (согласованность педагогического влияния церкви, семьи, учебного заведения).
В современной семинарии, как отмечает прот. Д. Полохов, учебный процесс стал более целенаправленным, нежели, например, в дореволюционной России. Учебный процесс в семинарии ориентирован на то, чтобы будущий священнослужитель был подготовлен к тем вызовам, с которыми сталкивается христианство в современном мире. Это и материалистические научные теории, и секты, и антихристианские социальные идеи. Поэтому содержание образования сегодня таково, чтобы выпускник семинарии, помимо твёрдого знания догматики и богослужебного устава, ориентировался в современной науке и был в курсе протекающих в обществе процессов [7].
Г.Е. Кислинская в своей работе подчёркивает, что духовная семинария является уникальным воспитательно-образовательным институтом, приоритетной целью которого является духовно-нравственное развитие личности студента-семинариста. Специфику теологического образования она видит в нескольких моментах. Прежде всего - это преемственность учебно-воспитательных традиций духовных семинарий и раннехристианских школ. Другой особенностью духовного образования выступает реализация принципов православной педагогики христоцентричности, соборности и со-бытийности. Наконец, ещё одной особенностью выступает тот факт, что осуществление пастырской (богослужебной) деятельности является целью и стремлением семинаристов. В связи с этим образовательный процесс, сопряжённый с деятельностью в семинарском храме, исторически ориентирован на дальнейшее принятие семинаристом священнического сана и дальнейшее пастырское служение. Поэтому приоритетным видом практик необходимым образом выступает «богослужебная практика» (хотя традиционно также предполагаются другие виды практик -научно-исследовательская, миссионерская, педагогическая) [5].
Учащиеся духовной семинарии являются не просто студентами, а студентами-воспитанниками, т.к. именно воспитательному аспекту в духовной семинарии отводится первостепенная роль. Воспитание в данном случае направлено на усвоение обучаемыми социальных норм поведения и на формирование личностно-нравственных черт и качеств семинариста. Это, в свою очередь, является одной из важнейших задач духовной семинарии, т.к. «педагог-воспитатель должен научить учащегося не только знать заповеди, но и жить по ним» [4, с. 95]. При этом, как подчёркивает автор, основной задачей духовной семинарии является формирование у семинаристов живого чувства церковности, развитие нравственного самосознания.
Н.В. Моздор и О.В. Соловьёва отмечают, что процесс обучения в духовном учебном заведении принципиально отличается от светского учреждения тем, что он нацелен не только на подготовку образованных церковных кадров, а в первую очередь на формирование мировоззрения, смысложизненных ориентации, основывающихся на гуманистических христианских принципах любви и милосердия. Знания для студентов духовных образовательных учреждений выступают жизненным началом, преобразующим их мысли, слова, поступки, личность. Студенты в условиях богословского образования, помимо приобретения профессиональных знаний, находятся в ситуации нравственного оценивания себя и других. Подлинное богословие не просто «багаж» знаний, а опыт духовной жизни. Осмысление религиозных обрядов, которые неотъемлемы от учебного процесса в духовных семинариях, сама повседневная обстановка семинарской жизни выступают наиболее важными факторами формирования личности будущих священников и церковнослужителей [6].
В исследовании Л.Б. Шнейдер [11], посвящённом сравнительному анализу особенностей профессиональной идентичности у студентов-психологов и богословов, приводятся результаты, интересные для нас с точки зрения формирования своего рода психологического портрета студента-богослова. Так, среди психологов на задание по саморефлексии образа Я приняли задания все, среди богословов - большинство отказалось; при этом среди приступивших к выполнению задания половина даёт усечённое описание образа Я, а половина - относительно полное. Внешне студенты-богословы ни страха, ни волнения не обнаружили, скорее их состояние характеризовалось как равнодушие. Студенты-психологи, наоборот, при ответах демонстрировали заинтересованность. Основой для такого отношения, по Шнейдер, послужили убеждения, особенности мировоззрения группы студентов-богословов, что связано с отношением к процессу самопознания в православии. По этому поводу С.Л. Франк пишет, что у человека есть «таинственная способность - единственный подлинный признак, отличающий его от животного, - соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привлекать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить ее и все ее цели». Поэтому вполне объяснимо нежелание многих респондентов подвергаться самоанализу: они так воспитаны. Это свидетельство не низкой саморефлексии, это другое отношение к процессу самопознания. Мировоззрение психологов формируется на других исходных посылках. Саморефлексия приветствуется, детальный самоанализ отрабатывается и присваивается в процессе обучения. Не случайно психологи дают в описании себя множественность. В эмпирическом бытии человек обыкновенно далёк от того, чтобы обладать целостностью и единством. Другое дело у студентов-богословов: устремляясь к Богу, человек должен выступить как единство и целостность уже и в эмпирическом своем существе, в своей реальной духовно-душевной данности; человек рассматривается здесь как первичная и неразложимая онтологическая величина, «онтологическая точка», не допускающая в себе подразделений.
Таким образом, когнитивный (вера и знания) аспект личности детерминирует экзистенциальный аспект, что проявляется в большей дистанцированное™ у студентов-богословов в отношении самого себя и высокой степени вовлечённости в самоописание у студентов-психологов, в целостности самовосприятия у студентов-богословов (единственность характеристик) и в разложении образа Я на отдельные личностные свойства у студентов-психологов (множественность характеристик). Можно сказать, что студенты-богословы не просто уходят от реальности (физическая жизнь), - они идут дальше реальности. Они её не отрицают, но смотрят за её пределы.
Сознание студентов-богословов, так сказать, отчуждено от земных, конечных, материальных ценностей. Их первичные ценности, - это вечность, гармония, вера, Путь Истинный, совершенство (духовное), иногда семья. Это более широкие, глобальные понятия. Студенты-богословы в большей степени приближены к четвёртой, духовной ступени (по классификации Б.С. Братуся, первая - эгоцентрическая, вторая -группоцентрическая, третья - гуманистическая и четвёртая - эсхатологическая [1]). Студенты-психологи же (по крайней мере, исходя из результатов исследования Л.Б. Шнейдер) - реже поднимаются выше третьей. Сознание студентов-богословов отражает вертикальное измерение (студенты-психологи характеризуются в
большей степени горизонтальным). Это направленность человека к чему-то такому, что не является преходящим и конечным, к чему-то, что бесконечно, безусловно, абсолютно [11].
Здесь возможно обсуждение самого процесса обучения. Для светского образования характерна интериоризация: от внешнего к внутреннему. Традициям богословского образования свойственно другое: нет внешнего и внутреннего - есть единство (И.О. Генисаретский). Технологическая сторона профессии священнослужителя не присваивается, она сопровождает. Связь человека с Богом затрагивает и охватывает студента-богослова как единое целое. Функциональное и экзистенциальное Я у студентов-богословов не разделены, а, фигурально выражаясь, «склеены». Работа «само-собирания» (С.С. Хоружий [9]) - одна из важнейших частей православной духовной практики. В неё вовлекается всё содержание человека. Обучающиеся духовных семинарий более определены в теоретических и экзистенциальных позициях (вера в Бога и авторитет Святого Писания). Ясная ориентация на миротворчество, на своё влияние. Вновь можно констатировать: они дальше продвинуты в плане само-собирания (С. Хоружий [9]).
В работе Т.П. Емельяновой и Т.В. Дробышевой, посвящённой сравнению студентов богословских и светских вузов, показано, что в структуре ценностных ориентации у студентов-богословов первая тройка ценностей - это любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, в то время, как у студентов из светских вузов - это здоровье, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе. По-видимому, набор ведущих ценностей у первых согласуется с христианским пониманием любви, а ценность семьи включает как привязанность к родительской семье, так и ориентацию на будущую собственную семью. У студентов из светских вузов отличия в первой тройке ценностей составляют здоровье и уверенность в себе. Приоритет ценностей, направленных на себя, весьма характерен для поколения в целом и, с одной стороны, может свидетельствовать об индивидуализме, а с другой - об ориентации преимущественно на собственные силы в будущей жизни. Обнаруженные различия в идентичности между группами также специфичны для религиозной ментальности: у студентов-теологов выше показатели по вариантам ответов на вопросы об общности интересов «с семьей», «с людьми вашей религии» и «россиянами», что подтверждает данные об ориентации на семейные ценности и чувство причастности к религиозной общности. Гражданская идентичность (общность с россиянами) также согласуется с православной религиозностью («любовь к земному отечеству» наряду с любовью к Богу). В целом большая интенсивность чувств у студентов-богословов может объясняться такой особенностью православной психологии, как склонность интерпретировать происходящее с точки зрения божественного промысла. Для глубоко верующих людей характерен особый образ мыслей и «повышенный градус» эмоциональной жизни. Это касается и позитивной, и негативной модальности переживаний. Наконец, практика молитв и покаяния заставляет более эмоционально переживать по поводу греховности, несовершенства человеческой натуры. Характерно, что чувства раздражения и злости им практически не присущи по сравнению со студентами из светских вузов, поскольку эти чувства расцениваются ими как грех. При этом чувство жалости у студентов-теологов выражено намного сильнее. Примечательно, что оптимистичный настрой относительно социальной действительности у студентов-теологов значительно выше (вера и надежда переживаются ими в два раза сильнее) [2].
Архимандрит Платон (Игумнов) подчёркивает, что священник - это личность, которая наделена определёнными полномочиями сакрального характера; личность, которая облечена Божественной властью и является проводником Божественной воли в земной человеческой жизни. Можно сказать, что каждый священник наделён тремя главными функциями: пророческого служения, тайноводства и душепопечения. Говоря словами С.С. Аверинцева, «священный сан - это такая реальность, которая носит вполне трансцендентный характер по отношению к личным возможностям, достоинствам и заслугам её носителя»
[3].
Знание и понимание православного богослужения не ограничивает, а задаёт ориентиры для успешной деятельности будущего теолога. Ему необходимо принятие происходящего в храме, высокая развитость молитвенного навыка. Богословы (М. Игумнов, Д. Полохов и др.) отмечают, что воспитанник, любящий и понимающий богослужение, черпает в нём силы, находит утешение. Однако для того, кому молиться тяжело, кто с нетерпением ждёт, когда закончится служба, пастырство становится непосильной ношей. В этом смысле частые богослужения в семинарии помогают самому человеку, ещё учась, ещё не приняв священного сана, разобраться в том, способен ли он к пастырству [3].
Выводы. Рефлексивный анализ литературы позволил нам выделить специфические характеристики индивидуальной психологии студентов-семинаристов:
- милосердие, патриотизм, любовь к Богу, ближнему, сострадание и послушание выступают для семинариста как принципиальные духовно-нравственные ценности;
- высокий уровень общей осмысленности жизни, согласованные цели и ценности, ответственное отношение к жизни, преобладание нравственных и духовных ориентиров, усиливающиеся в ходе специального обучения, характеризуют смысложизненные ориентации студентов-богословов;
- такие поведенческие проявления, как умиротворение, спокойствие, физическая выносливость, являются результатом гармоничного и целостного развития личности семинариста на основе принятия аксиологической иерархической трихотомии «дух - душа - тело».
Кроме сказанного, особого отдельного внимания заслуживают индивидуально-психологические особенности будущих теологов, связанные с волевой сферой личности, формирование которых обусловлено принципиальными требованиями, предъявляемыми к священнослужителю - послушание, смирение, аскетизм, дисциплинированность и др. Ключевой характеристикой здесь, на наш взгляд, выступает волевая саморегуляция, обусловливающая специфику как внешних проявлений поведения и деятельности будущего богослова, так и внутренней его психической организации. В этом смысле развитость волевой саморегуляции, её компонентов и основных характеристик отличает студентов-богословов от студентов светских вузов, а её развитие в специально организуемых условиях в рамках учебного процесса в духовной семинарии способствует личностному и профессиональному росту будущего теолога.
Литература:
1. Братусь Б.С. Психологический тип личности в русской и советской культурах образования [Электронный ресурс] / Б.С. Братусь. - URL:
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskiy_tip_lichnosti_v_russkoy_i_sovetskoy_kulturah (дата обращения: 06.04.2018).
2. Емельянова Т.П. Коллективные чувства в отношении значимых социальных явлений: сравнительный анализ групп студентов православных и светских вузов [Электронный ресурс] / Т.П. Емельянова, Т.В. Дробышева // Психологические исследования. - 2017. - Том 10. - № 53. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1427-emelyanova53.html (дата обращения: 09.04.2018).
3. Игумнов А. (архим. Платон) Православное нравственное богословие [Электронный ресурс] / А. Игумнов. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-nravstvennoe-bogoslovie-igumnov/7_11 (Дата обращения: 11.04.2018).
4. Кислинская Г.Е. Преемственность воспитательной системы современных семинарий и раннехристианских школ / Г.Е. Кислинская // Политематический журнал научных публикаций. Дискуссия. -Екатеринбург, 2013. - № 3 (33). - С. 106-110.
5. Кислинская Г.Е. Формирование готовности будущих бакалавров-теологов к иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Воронеж, 2017. - 230 с.
6. Моздор Н.В. Развитие смысложизненных ориентации у студентов как субъектов богословского и педагогического высшего образования / Н.В. Моздор, О.В. Соловьёва: Монография. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 94 с.
7. Полохов. Д. (прот.) Будущим семинаристам полезно знать / Д. Полохов // Газета «Православие и современность. - 2009. - № 21. - С. 3-4.
8. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание / Т.В. Склярова // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - 1 (40). - С. 9-16.
9. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции / С.С. Хоружий. - М.: Изд-во Парад, 2005. - 448 с.
10. Шестун Г. (игум. Георгий) Теоретические основы подготовки студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Г. Шестун. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id= 107213 (Дата обращения: 11.04.2018).
11. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л.Б. Шнейдер. - М.: ООО «Принт», 2000. - 128 с. - С. 85-101.
12. Щербакова Е.В. Взаимодействие учительских и духовных семинарий как фактор развития образования в Оренбургской губернии в XIX - начале XX века / Е.В. Щербакова: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2014. - 24 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Старцева Вера Александровна
Тюменский государственный университет (г. Тюмень)
ИНСТРУМЕНТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПРЕДМЕТ ГОТОВНОСТИ РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Аннотация. Данный психодиагностический инструмент был сконструирован и опробован в рамках диссертационного исследования роли поступков в достижении личностной интегрированное™. Исследование направлено на решение проблемы достижения интегрированное™ личности, актуальную для современной психологической науки и практики. В русле данной тематики в последние годы выполнен ряд работ, которые подтверждают ее значимость, прежде всего, в контексте профессиональной деятельности. В то же время общепсихологический аспект проблемы, раскрывающий условия для достижения личностной интегрированное™, изучен недостаточно. Исследование, выполненное на материале исследования руководителей высшего и среднего звена различных сфер деятельности. Данный инструмент может быть использован в рамках оценки кадрового резерва и при отборе на руководящие должности.
Ключевые слова: личностная интегрированность, поступок, руководитель, кадровый резерв, жизнестойкость.
Annotation. This psychodiagnostic instrument developed and probed in research of role manhood acts in achievement integration of personality. Research open up to day problem of achievement integration of personality for modern psychology. In these topic in last year did number of researches, which confirm significancy of topic of research, especially for professionale activity. At once psychology aspect of problem, open mechanism coping with high pressure research low. Research on managers of middle and highest level allow for show important part of problem and common factors, which are significance for theory and practice of psychology. This psychodiagnostic instrument can be use in assessment of high-potential employees and review to middle and high level of positions.
Keywords: integration, self-acceptance, manager, act, high-potential employees, hardiness.
Практическая значимость. Созданный инструмент диагностики «структурированное интервью» применяется в индивидуальном и организационном психологическом консультировании, а также при отборе персонала и оценке его кадрового резерва. Данный метод позволяет выявить у испытуемого преобладающий вид поступка и сделать прогноз о степени личностной интегрированное™ испытуемого. Данные результаты можно использовать в различных аспектах: 1) выявление потенциальных управленцев, использующих чаще зрелые поступки и соответственно находящихся в состоянии высокой степени личностной интегрированное™, способных к работе на высоких руководящих позициях; 2) выявление лиц, использующих незрелые поступки и находящихся в зоне риска психического и физического здоровья, с целью коррекции и профилактики; 3) выполнение оценки кадрового резерва.
Актуальность создания средств диагностики уровня зрелости поступков. Исследование роли поступков в достижении личностной интегрированное™ расширяет возможности оценки и прогнозирования таких характеристик, как самореализация, психологическое благополучие, во многом позволяет диагностировать особенности интрапсихического состояния и межличностного взаимодействия.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, ролью самого поступка для личности и общества. В данной работе эта роль раскрывается в аспекте достижения личностной интегрированное™ как внутренней согласованности относительно непротиворечивого сочетания между собой принятых человеком