Научная статья на тему 'Духовная сфера как фактор акмеологического развития пастыря'

Духовная сфера как фактор акмеологического развития пастыря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ПАСТОРОЛОГИЯ / ПАСТЫРСТВО / СЕМИНАРИСТЫ / ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДУХОВНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ИЕРАРХИЯ ЛИЧНОСТИ / СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пологрудов Сергей Геннадиевич (игнатий)

В статье представлены результаты сравнительного исследования людей, находящихся на различных этапах пастырского восхождения. Показывается, что акмеологическое развитие пастыря совершается в соответствии с моделью, построенной на основе трудов святых отцов и пасторологов Православной Церкви. Показано, что акмеологическое развитие пастыря сопровождается развитием духовной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовная сфера как фактор акмеологического развития пастыря»

УДК 37.034

Пологрудов Сергей Геннадиевич (Игнатий)

митрополит Хабаровский и Приамурский, ректор Хабаровской духовной семинарии vladykaignatij @yandex.ru Sergey G. Pologrudov (Ignatiy) metropolitan Khabarovsk and Priamursky, rector of the Khabarovsk theological seminary vladykaignatij @yandex.ru

Духовная сфера как фактор акмеологического развития пастыря Spiritual sphere as a factor of acmeological development shepherd

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного исследования людей, находящихся на различных этапах пастырского восхождения. Показывается, что акмеологическое развитие пастыря совершается в соответствии с моделью, построенной на основе трудов святых отцов и пасторо-логов Православной Церкви. Показано, что акмеологическое развитие пастыря сопровождается развитием духовной сферы.

Ключевые слова: акмеология, пасторология, пастырство, семинаристы, христианская психология, ценностно-смысловая ориентация, духовный дифференциал, иерархия личности, святоотеческая традиция.

Abstract. The article presents the results of comparative research of people in various stages of pastoral re-circulation. It is shown that acmeological development shepherd of the costumes is in accordance with the model built on the basis of the works of the saints from the samples and astrologo Orthodox Church. It is shown that acmeological development shepherd accompanied by the development of the spiritual sphere.

Key words: psychology, pastorology, pastoral care, Seminary texts of Christian psychology, axiological orientation, spirits-cent differential, the hierarchy of personality, patristic tradition.

Актуальность исследования определяется перспективной для акмеологии идеи о том, что творческое акмеологическое развитие человека неразрывно связано с его духовным совершенствованием.

В богословии изучается проблема пастырского развития. Рассматриваются его условия, некоторые этапы, критерии, но:

во-первых, зачастую только те, что связаны непосредственно с принятием священства: подготовительный, после хиротонии (иногда ближайший и отдаленный) и сам момент хиротонии;

во-вторых, до недавнего времени в отечественной пасторологии не проводился подробный и всесторонний анализ деятельности священнослужителя, ее направлений и связей между ними;

в-третьих, не ставилась задача проследить динамику пастырского совершенствования на протяжении всего акмеологического пути. Поэтому в пасто-рологии отсутствует общепринятая система четко определенных акмеологиче-ских показателей и факторов, а также условий, способствующих и препятствующих достижению акме;

и, наконец, в четвертых, для духовно-нравственного развития пастыря никогда не применялся естественнонаучный категориально-методологический аппарат, в частности, акмеологический.

На основе творений святых отцов и исследований, признанных пасторо-логов, таких как митрополит Антоний (Храповицкий), архимандрит Киприан (Керн), святитель Григорий Богослов [1; 2; 5] нами разработана акмеологиче-ская модель пастырского восхождения (духовного развития), которая описывает духовно-нравственное развитие пастыря от стадии доцерковной (пребывания вне Церкви) до состояния акме (акмической).

Путь к пастырскому акме - это, прежде всего, путь духовный. В православной святоотеческой традиции, связанный с действием в душе человека Святого Духа, благодати Божией. Пасторология связывает с этим действием три переходных этапа: призывающей благодати, схождением Духа Святого в хиротонии и, в какой-то степени, пастырское призвание.

Анализ литературных источников и беседы с респондентами позволили выявить характерные признаки каждой стадии пастырского восхождения:

Стадия 1 - сон (доцерковная); на этой стадии будущий пастырь вел секу-лярный образ жизни, занимался светским видом деятельности (работа, учеба); был далек от веры;

Стадия 2 - воцерковление; изначально ощущается потребность в религиозных знаниях: слове Божием, религиозной литературе, духовных беседах. По мере их накопления в эмоциональной сфере возникают религиозные чувства: эстетическое переживание молитвы, икон, храма, богослужений, соответствующая ценностно-смысловая ориентация. В результате этого возникает стремление исповедовать Христа всем порядком своей жизни, во всем следовать Его заповедям, подражать Ему. Совершается воцерковление, вхождение человека в опыт церковной жизни.

Стадия 3 - подготовки; будущий пастырь ощущает внутреннее призвание и начинает готовиться к рукоположению во священнослужители. Чаще всего это связано с обучением в духовных учебных заведениях - семинариях и академиях.

Стадия 4 - этап пастырства.

Описание эмпирических групп:

Группа 1, основная; 4-я стадия акмеологического развития, пастыри - 54 человека, мужчины в возрасте от 28 до 54 лет, образование высшее светское (18) и высшее духовное (54).

Группы сравнения:

Группа 2; 3-я стадия акмеологического развития, студенты духовной семинарии - 34 человека, мужчины, в возрасте от 17 до 25 лет, образование светское: среднее специальное и высшее, духовное: неполное высшее.

Группа 3; 2-я стадия акмеологического развития, воцерковленные люди, прихожане хабаровских храмов - 26 человек, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 50 лет, образование среднее и высшее светское.

Группа 4; 1-я стадия акмеологического развития люди невоцерковленные - разных профессий (врачи, педагоги, психологи, экономисты, бизнесмены, предприниматели), 30 человек, мужчины и женщины в возрасте от 25до 50 лет, образование высшее светское.

Исследование проводилось с 2011 по 2014 гг. в г. Хабаровске и Хабаровском крае. В исследовании приняли участие 144 человека: работающие и неработающие респонденты в возрасте от 18 лет до 60 лет.

Для получения статистически значимых результатов количество представителей в каждой группе было достаточным. Потому выявленные обобщенные характеристики позволили проследить динамику акмеологического пастырского развития.

В православной парадигме структура человека трехчастна и трехсостав-на: состоит из трех частей (уровней): дух, душа, тело и трех составляющих (сил): ум, чувства и воля (В. В. Знаков, прп. Иоанн Лествичник, свт. Феофан Затворник, Е. В. Шестун, Л.Ф. Шеховцова) [3; 4; 6; 7; 8].

Духовная сфера человека сложна для исследования, ибо связана с реальностями не только психологическими, но и религиозными. Последние описываются в богословских категориях и, зачастую, не имеют научно-психологических аналогов. Но духовность является предметом пристального внимания и философии, с которой психология и, в частности, акмеология, вза-имополезно сотрудничают.

Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни. Духовная сила в человеке есть изначально не человеческая только, но богочеловече-ская. Красота есть характеристика высшего качественного состояния бытия, высшего достижения существования, а не раздельная сторона существования. Красота - это конечная цель мировой и человеческой жизни. Но красота никогда не объективна сама по себе, требующая по отношению к себе лишь пассивности. Красота, даже когда она лишь созерцается, требует творческой активности субъекта. Красота это не только объективная предметность, она всегда есть преображение.

В некоторых методических разработках для описания духовных феноменов используются философские категории: красота, сила и активность.

Г.Л. Аминев, Э.Г. Аминев и Р.И. Аминева разработали тестовую методику «Духовный дифференциал» для исследования ряда проблем. В соответствии с этой методикой развитость духовности характеризуется следующими показателями: духовная сила, духовная красота, духовная активность. Качества, которые соответствуют этим показателям, изложены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели духовности методики «Духовный дифференциал»

Духовная сила Духовная красота Духовная активность

Вера Честность Долготерпение

Надежда Скромность Бесстрашие

Знание Послушание Самообладание

Мудрость Верность

Доброта

Благодарность

Однако, как показали наши исследования, верующие и нецерковные люди интерпретируют эти качества по-разному (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Церковная и светская интерпретация качеств духовности по методике «Духовный дифференциал»_

Качество, группа качеств Церковное понимание Светское понимание

Вера, надежда В (на) Бога и Его промысел В (на) себя и удачное стечение обстоятельств

Знание, мудрость Знание закона Божьего, опыт церковной жизни Общая эрудиция, жизненный опыт

Честность, скромность, послушание, верность, доброта, благодарность Прежде всего, по отношению к Богу Как соответствие общепринятым нормам морали и порядочности

Долготерпение, самообладание Все испытания - по силам и на пользу, для исправления и духовного роста Результат самовоспитания или свойство характера

Бесстрашие Убежденность в помощи Божией Результат самовоспитания или свойство характера

Святоотеческая традиция связывает такие свойства человеческой души, как вера и надежда с опытом «встречи» - внутреннего богообщения, познания Бога и духовного мира. Знание и мудрость - со знанием закона Божьего, опытом жизни в Церкви. Таким образом, духовную силу у верующих респондентов можно сопоставить с теоретическим и опытным познанием Бога и церковной жизни. У невоцерковленных - с общей эрудицией и житейским опытом.

Честность, скромность, послушание, верность, доброта, благодарность. Этот комплекс качеств, в святоотеческой аскетической традиции, характеризует способность к самоотречению во имя Бога, ориентированность не на себя, а Бога и ближнего, изначальную расположенность к ним. Способность к самоотречению является здесь основным. Духовная красота, в случае верующего человека может быть сопоставлена с ним. В светском понимании этот критерий означает ориентацию на общепринятые нормы морали и порядочности.

Долготерпение, бесстрашие, самообладание связаны со свойством человека переносить испытания, противостоять им. В понимании церковных людей причиной этого является надежда на Бога и Его помощь, у светских - самовос-

питание или индивидуальные черты характера. С этим ассоциируется духовная активность (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Понимание критериев духовности церковными и светскими респондентами

Респонденты Духовная сила (познание) Духовная красота (самоотречение) Духовная активность (способ ность переносить испытания)

Церковные Вера, духовное познание Ради Бога и ближнего Надежда на Бога, Его помощь

Нецерковные Уверенность в себе, эрудиция Ориентация на нравственные нормы Самовоспитание, индивиду альные качества

Результаты сравнительного исследования показателей духовности методом «Духовный дифференциал» представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты исследования показателей методики «Духовный дифференциал» в баллах

Результаты теста Манна-Уитни демонстрируют значимое (р<0,05) различие по шкале «духовная сила» между группами 1 и 4, 2 и 4; по шкале «духовная красота» между группами 1 и 2, 3; по шкале «духовна активность» между группами 1 и 2, 1 и 4, 2 и 4, 3 и 4.

Результаты корреляционного анализа показывают, что группа 1 имеет очень слабую корреляцию с группами 2, 3, 4. Группа 4 имеет отрицательную корреляцию с группами 2 и 3, а между группами 2 и 3 - корреляция высокая.

Полученные результаты позволяют сделать выводы:

- выраженность показателя самоотречения респондентов первой группы (пастыри), значительно выше аналогичного во второй и третьей группах (семинаристы и прихожане);

- показатели респондентов второй группы (семинаристов) не имеют значимых различий и находятся, примерно на одном уровне; это вполне соответствует картине этапа подготовки, как переходного от мирской жизни к священству;

- в группе 3 превалирует духовная сила (познание): воцерковляясь, человек испытывает, прежде всего, потребность в знаниях о вере, Боге и церкви.

- в рамках этого теста нельзя проводить сравнительный анализ групп 1 -3 и четвертой, в силу разного понимания их респондентами используемых значений критериев и качеств духовности.

В православной святоотеческо-богословской традиции духовность, душевность, телесность и их иерархическая соподчиненность являются главными характеристиками духовно-нравственного развития человека. В нашей работе их исследование проводилось с помощью методики «Иерархия личности» Е. Шестуна. Диагностическая методика «Иерархия личности» представляет собой опросник, позволяющий получить сведения о степени значимости для респондента:

- духовности (приоритет отдается реализации своего истинного предназначения, служению, духовному росту и развитию);

- душевности (большое внимание уделяется социальным контактам, профессиональной и семейной сферам, интеллектуальному, творческому развитию, эмоциональной жизни человека);

- телесности (доминируют физические аспекты жизнедеятельности: стремление к развлечениям, питанию, комфорту).

Духовный уровень личности можно рассматривать, как своеобразную вертикальную составляющую, начало нематериальное, системообразующее, позволяющее выйти за рамки «эго». Проявлениями духовного уровня в тесте считаются: творчество, альтруизм, любовь, служение, самопожертвование, совесть.

В опроснике выделены и такие сферы жизнедеятельности, как экзистенциальная, семейная, свободное время, отдых, отношение к людям, общение, ценности, оценка которых позволяет получить информацию по более узким направлениям.

Сравнительные результаты исследования иерархии личности представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Сравнительные результаты иерархической структуры личности

Ведущие личностные тенденции

Группа Духовный уровень. Душевный уровень. Телесный уровень.

Группа 1 5 76,55 49,33 2,40

Группа 2 4 45,29 9,62 3,80

Группа 3 18,08 6,54 6,20

6

Группа 4 0 16,5 8,3 21,40

Статистический анализ фиксирует значимые различия (р<0.05) между группами по всем шкалам. Только по шкале «душевный уровень» между семинаристами и прихожанами различие статистически незначимо (р=0.085).

Исследование развитости духовности позволяет сделать следующий вывод: по мере восхождения пастыря к акме на первый план в структуре личности выступает духовный уровень, душевный отступает, телесный уровень представлен минимальными значениями.

У семинаристов преобладает духовный уровень, душевный и телесный представлены низкими значениями.

У мирян в структуре личности также доминирует духовный уровень, душевный и телесный представлены незначительно.

Невоцерковленные респонденты по духовному уровню имеют такие же значения, как и миряне, но у них значимо преобладает уровень телесный, который и является доминирующим в структуре личности.

Результаты этого теста подтверждают богословско-теоретические выводы модели акмеологического развития пастыря.

Исследование убедительно продемонстрировало, что по мере поэтапного восхождения к пастырскому акме у респондентов сравниваемых групп: на первый план в структуре личности статистически значимо выступает духовный уровень, телесный отступает.

Установлено, что:

- у респондентов группы 1 (пастыри) показатели духовного уровня максимальны, в их личностно-смысловой сфере доминируют смыслы, соотносимые с пастырским настроением - посредничества, любви и самоотречения;

- в группе 2 (семинаристы) потребность в начальных знаниях удовлетворена, а необходимые пастырские качества еще не стали доминирующими;

- в группе 3 превалирует стремление к познанию: воцерковляясь, человек испытывает, прежде всего, потребность в знаниях о вере, Боге и церкви;

- общим смысловым моментом отношения к действительности у респондентов 2 и 3 групп является близкое окружение человека, которое он либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях;

- в группе невоцерковленных респондентов значимо преобладает уровень телесный, который и является доминирующим в структуре их личности; их смысловая сфера содержит прагматические, ситуационные смыслы (исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность и т. п).

Таким образом, группы 1, 2, 3, 4 можно отнести соответственно к уровням «пастырство», «подготовка», «воцерковление» и «сон» описательной модели пастырского восхождения.

Литература:

1. Антоний (Храповицкий), митрополит. Пастырское богословие [Текст] /Митрополит Антоний (Храповицкий). - Печоры: Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь; М.: ТОО «АРП Инт. Ко», 1998 -125 с.

2. Григорий Богослов, святитель. Слово 3 [Электронный ресурс] / Святитель Григорий Богослов // Святоотеческое наследие. URL: http://www.pagez.ru/lsn/bogoslov/index.php

3. Знаков, В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. - 1995. - № 6. -С. 12-16.

4. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, или Скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы [Электронный ресурс] / Преподобный Иоанн Лествичник // «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/skrigali31-all.shtml#past

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. [Текст] / Архимандрит Киприан (Керн). - Клин: Изд-во Фонда «Христианская жизнь», 2002. - 336 с.

6. Феофан, Затворник, святитель. Путь ко спасению [Текст] / Святитель Затворник Феофан // Краткий очерк аскетики. - М.: Правило веры, 2008. -40 c.

7. Шестун, Е. В. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «иерархия личности» [Текст] / Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская // Психологическая наука и образование. - 2010. - №1. - С. 69-71.

8. Шеховцова, Л.Ф. Экзистенциальные аспекты возрастной психологии [Текст] / Ф.Л. Шеховцова // Консультативная психология и психотерапия. -2012. - № 3. - C. 158-171.

Bibliography

1. Anthony (Khrapovitsky), metropolitan, Poimenics [Text]/ Metropolitan Anthony (Khrapovitsky). - Pechory: The Pskov Monastery of the Caves; (Moscow: LLP «ARPInt. Co.», 1998) Р. 125.

2. St. Gregory the Theologian, sanctifier, Oration 3, [electronic recourse]/ Sanctifier Gregory the Theologian // Patristic heritage. URL: http://www.pagez.ru/lsn/bogoslov/index.php

3. Znakov V.V. Human spirituality in the reflection ofpsychological knowledge and religious belief [Text] / Znakov V.V.// Voprosy Psychologii, 1995 №6) pp. 12-16.

4. John Climacus, reverend, Ladder of Divine Ascent [electronic recourse]/ Reverend, John Climacus, «Alphabet of belief» URL: http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/skrigali31-all.shtml#past

5. Cyprian (Kern), archimandrite, Orthodox Pastoral ministration [Text]/ Archimandrite Cyprian (Kern), Klin, Fund «Christian Life» 2002). - Р. 336

6. Theophan the Recluse, sanctifier, «A way to Salvation» [Text]/ Sanctifier Theophan the Recluse, «A sketch on ascetics» (Moscow «Article of faith», 2008)

7. Shestun Y.V. The abilities of personal level diagnostics using «personality hierarchy» method [Text]/ Shestun Y.V, Y.A. Morozova, I.A. Podorovskaya // Psychological science and education and education, 2010 №1) Р. 69-71.

8. Shekhovtsova L.F. Existential aspects of age psychology [Text]/ Shekhov-tsova L.F.// Consultative psychology and psychological therapy, 2012, №3) P. 158171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.