Научная статья на тему 'САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самозащищенность / самосознание / самопознание / self-protection / self-awareness / self-knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гут Анжелика Викторовна, Аппакова-шогина Нурия Закариевна

Процесс социализации предполагает не только выключение молодого человека в социальные взаимоотношения в интересах общества, но и формирование самозащищенности как условия психического здоровья. Формирование самозащищенности основывается на развитии самосознания, главным аспектом которого является процесс самопознания. В работе рассмотрены особенности процесса самопознания и результаты обучающего курса, направленного на развитие навыков самопознания среди студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гут Анжелика Викторовна, Аппакова-шогина Нурия Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of socialization involves not only the inclusion of a young person in social relationships in the interests of society, but also the formation of self-protection as a condition of mental health. The formation of self-protection is based on the development of self-awareness, the main aspect of which is the process of self-knowledge. The paper considers the features of the process of self-knowledge and the results of a training course aimed at developing self-knowledge skills among students of the Higher School.

Текст научной работы на тему «САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Грамотная организация проектного метода позволяет педагогу достичь не только образовательных целей, но и решить ряд таких задач как развивающие и воспитательные, давая педагогу возможность формировать основы исследовательской деятельности на будущее. Проект, практическая значимость которого очевидна для будущей жизни ученика - эффективный инструмент формирования финансовой грамотности и финансовой культуры.

Литература:

1. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. - EDN: APOFFF.

2. Журавлева, Т.В. Организация проектной деятельности в основной школе в условиях реализации ФГОС ООО / Т.В. Журавлева // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 61-13. - С. 5-7. - DOI 10.18411/lj-05-2020-281. -EDN PNAXOX.

3. Муртазаева, У.А. Проектная деятельность в образовательных организациях / У.А. Муртазаева // Вестник РМАТ. -2018.-№ 4,-С. 86-90. -EDNYVSWLB.

4. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4 (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

5. Степанова, A.B. Проектная Деятельность в современной школе / A.B. Степанова, Е.Г. Холмогорова // Приоритеты в современном естественнонаучном образовании: проблемы и перспективы: СБОРНИК ТЕЗИСОВ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, Якутск, 22 ноября 2121 года - 26 2021 года. - Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2021. - С. 477-483. -EDNXONNGA.

6. Проектная деятельность обучающихся: понятие, сущность, виды проектов / Л.А. Федосеева, A.A. Жидков, К.С. Гордеев [и др.] // Гуманитарные научные исследования. - 2021. - № 1(113). -С.З.- EDN KNDQNX.

7. Терентьева, Н.Ю. Проектная деятельность как метод организации образовательного процесса вуза / Н.Ю. Терентьева // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижняя Салда, 19-20 января 2022 года / Гл. редактор М.А. Терентьева. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 109-112. - EDN WLTUSY.

8. Филоненко, A.A. Проектная деятельность во внеклассной работе / A.A. Филоненко // Теория и практика современной науки и образования: российский и зарубежный опыт: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 16 августа 2018 года. - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2018.-С. 124-128. -EDNXWVGWD.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Процесс социализации предполагает не только выключение молодого человека в социальные взаимоотношения в интересах общества, но и формирование самозащищенности как условия психического здоровья. Формирование самозащищенности основывается на развитии самосознания, главным аспектом которого является процесс самопознания. В работе рассмотрены особенности процесса самопознания и результаты обучающего курса, направленного на развитие навыков самопознания среди студентов вуза.

Ключевые слова: самозащищенность, самосознание, самопознание.

Annotation. The process of socialization involves not only the inclusion of a young person in social relationships in the interests of society, but also the formation of self-protection as a condition of mental health. The formation of self-protection is based on the development of self-awareness, the main aspect of which is the process of self-knowledge. The paper considers the features of the process of self-knowledge and the results of a training course aimed at developing self-knowledge skills among students of the Higher School.

Key words: self-protection, self-awareness, self-knowledge.

Введение. В процессе социализации формируется эмоционально-волевая «партитура» личности, ее готовности выполнять различные социальные роли. На начальном этапе социализации личность осознает потребность быть сильной, независимой и при этом защищенной. Таким образом, процесс социализации тесно связан с формированием самозащищенности личности [2]. Разрешить этот противоречивый узел личностного развития в целях успешной адаптации должны педагоги, ибо в процессе социализации личности свойственно не только приспосабливаться к среде, но и среду приспосабливать к себе, т.е. реализовывать процесс внешней и внутренней адаптации. Внутренняя адаптация, по нашему мнению, первична, так как только обладающая внутренним самоконтролем и живущая во внутреннем согласии личность способна адаптироваться к социальным нормам и требованиям, и при этом сохранить способность к самоактуализации в данном социуме. Главной чертой этого адаптационного процесса является его положительное содержание, то есть состояние радостного, удовлетворенного, наполненного смыслом общего фона жизнедеятельности. В конечном счете, радость мировосприятия «несмотря и вопреки» - большая жизнетворная сила, и обрести ее человек способен в любое «сложное» время. Самоактивизация эффекторной, деятельной стороны личности без рефлексирующего самосознания немыслимо. Сократовское «познай себя» остается актуальной педагогической задачей на все времена. Овладев мудростью самосознания, человек становится хозяином самого себя, способным осознавать и преодолевать негативные черты, а также исключать внешнее негативное насильственное либо манипулятивное влияние.

Изложение основного материала статьи. В российских научных исследованиях (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.И. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, ИИ Чеснокова, В.А. Ядов и др.) самосознание понимается либо как познание самого себя (рациональный, когнитивный аспект), либо как эмоционально, оценочно окрашенное отношение к себе (иррациональный, эмотивный аспект). Самосознание есть способность человека к самопознанию, самовыражению и самоуважению в рамках сложившейся в определенный возрастной период целостной Я-концепции.

Традиционно в соответствии с научно признанной структурой личности выделяют 3 компонента самосознания:

1. познавательный (самопознание); (В. Вундт, Н.Я. Грот, У. Джеймс, Дж. Мид и др.);

2. эмоционально-ценностный (самоотношение, самооценка, самопринятие); (А.Н. Аверин, Г.А. Ключникова, P.C. Пантелеев и др.);

3. волевой (самоконтроль и саморегуляция). ( В.Я. Семке, Э. Цветков, Р. Штайнер и др.).

Личность со сформировавшимся компонентами самосознания проявляет следующие вербальные и невербальные признаки:

• Речь: местоимение «Я»; открытое выражение в речи чувств, желаний, требований; ясная, содержательная и объективная аргументация; простые речевые конструкции; отражение в речи чувств и аргументов партнера; краткое, четкое и однозначное обоснование требований или предложений.

• Дистанция общения: оптимальная, при этом соответствующая нормам данной культуры.

• Визуальный контакт: устойчивый, но не подавляющий.

• Громкость голоса: оптимальная громкость для того, чтобы партнер слыша.

• Паузы: умение держать паузу и молчать для поддержания собеседника в процессе беседы.

• Жестикуляция: сдержанная, поддерживающая коммуникацию.

• Поза: расслабленная.

Самосознание начинает формироваться на эмоционально-ценностном и волевом уровне. Основой самосознания на начальном этапе социализации является формирование адекватной самооценки. Под адекватной самооценкой мы понимаем глубинное внутреннее ощущение самодостаточности и автономии личности, ощущение «авторства» своей жизни. Это «авторство» требует осознания своих возможностей для восхождения к своей индивидуальности, уверенности в своей личной ценности, способности управлять внутриличностным конфликтом между "Я" и "Они" (родители, коллеги, одноклассники, друзья и др.). А если все-таки личность оказалась втянутой в конфликт, адекватная самооценка помогает сохранить ей достоинство, подлинность и автономию своего "Я".

Подростковый период - начало процесса самопознания. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания к другому знанию, к его уточнению, углублению, расширению и т.д. В научно-исследовательской литературе существуют два подхода к пониманию сущности процесса самопознания. Первый подход (субъектный) рассматривает самопознание как внутриличностный, интраиндивидуальный процесс (Дж. Брунер, В. Вундт, Н.Я. Грот, Т. Липпс, Д. Юм и др.). Второй подход (объектный) рассматривает самопознание как межличностный когнитивный процесс, в основе которого лежат социальные взаимоотношения субъектов познания (У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид). Системный подход синтезирует эти две точки зрения, признавая самопознание как сложный психический процесс, включающий наряду с внутриличностными механизмами рефлексии также межличностную деятельность и коммуникацию (И.С. Кон, Г.Я. Розен, В.В. Столин и др.). Исходя из системного понимания природы самопознания можно дать следующее определение: «Самопознание есть психический процесс, основанный на когнитивном механизме понимания своей личности через субъектную (внутреннюю) рефлексию и объектное (внешнее) взаимодействие с миром природы и человечества. Результатом самопознания являются верифицированные знания о себе, которые вкупе с эмоционально-ценностной и волевой составляющими личности формируют целостный синкретичный образ «Я», что позволяет человеку не только быть функционально разнообразным, но и выдерживать многочисленные «вызовы судьбы».

Современная педагогика, при всем разнообразии концептуальных подходов, сходится во мнении, что исследование самопознания как элемента формирования самосознания имеет важное значение в теоретическом, прикладном, методологическом аспектах. Опираясь на классификацию Б.Г. Ананьева, можно выделить следующие четыре группы объектов самопознания:

• «Я» как биологический индивид (внешность, здоровье, наследственность, особенности двигательных реакций и др.);

• «Я» как социальная личность (самоидентичность);

• «Я» как субъект деятельности и коммуникаций (способности, возможности, перспективы);

• «Я» как духовная личность (ценностно-смысловые установки, мотивы, идеалы и тому подобное) [1].

Развивая данную схему самопознания, можно выделить два направления деятельности человека по самопознанию:

а) «автономное» - познание качеств, которые отличают субъекта самопознания от других людей, делают его уникальным;

б) «коллективное» - познание качеств, объединяющих человека с другими людьми, имеющих общечеловеческий характер и связывающих его с другими людьми.

Г.Я. Розен выделяет три механизма самопознания: рефлексивные механизмы (через самоанализ), механизмы отражения (через обратную связь в процессе коммуникаций), механизмы научного самопознания (через диагностические методики). Процесс самопознания осуществляются непосредственным и опосредствованным путями. Непосредственное самопознание осуществляется через рефлексию, самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Опосредованный путь самопознания осуществляется через сравнение, сопоставление себя с другими людьми, анализ результатов собственной деятельности и коммуникаций [31.

С целью формирования механизма самопознания нами был разработан и апробирован курс для студентов "Я в мире и мир во мне". Курс представлен двумя блоками:

I блок - теоретические и практические занятия. Этот блок актуализирует познавательный компонент самосознания и нацелен на формирование навыка самопознания. Блок включает изучение психологической структуры, психических процессов, свойств и состояний личности, психологии межличностных отношений. Практические занятия закрепляют полученные знания в ходе тестирование, выполнения упражнений, консультирования. Результаты тестирования и саморефлексии фиксировались в дневниках;

II блок - социально-психологический тренинг, в рамках которого развивались навыки межличностной коммуникации, ассертивности, самокоррекции и саморегуляции. В этом блоке процесс самопознания подкрепляется эмоциональным и волевым компонентом самосознания. Таким образом, основной целью курса являлось содействие активности и продуктивности самопознания как ключевой основы формирования самозащищенности, выявление перспектив самореализации личности, на развитие положительного отношения к себе и другим. Особое внимание обращалось на тот факт, что специфическими средствами самопознания являются всевозможные диагностики, а также

методы самоанализа, самонаблюдения, рефлексии, при этом ни одно из них не в состоянии дать идеально точную характеристику личности. Доверие к диагностическим методикам должно гармонично сочетаться с критическим подходом, критическим мышлением.

Активное самопознание начинается там, где возникает трудность или проблема. Именно конфликтная деятельность, вызывая затруднения, требует от субъекта поиска новых возможностей преодоления и разрешения конфликтных ситуаций, в том числе и внутри себя, стимулируя тем самым самопознание. Чем глубже и многосторонней знание субъектом собственной личности, тем выше ее самозащищенность. В ходе занятий мы выделили основные источники конфликтов. К первой группе относятся внутренние источники конфликтов: это конфликты из сферы отношений к собственному телу, физическому здоровью и проявлениям собственного сознания (интуиция, фантазия, мечты и тому подобное). К второй группе относятся внешние источники конфликтов: это конфликты в сфере межличностных отношений (с друзьями, родственниками, коллегами, одногруппниками) и деловых отношений (успех в деятельности, признание, авторитет). С этой целью нами была проведена серия практических занятий по разрешению социально-психологических и конфликтных ситуаций. Члены группы стали более открытыми в общении, делились впечатлениями от удачных контактов с окружающими их людьми. Все это свидетельствовало о выходе наблюдаемых нами студентов на "конвенциональный" уровень общения.

Особое значение для молодых людей имеют внутриличностные конфликты, в основе которого лежит, как правило, рассогласование между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Преодоление этой рассогласованности начинается с поиска необходимых знаний и, в первую очередь, с познания себя. Поиск внешних причин формирует фатальный, неразрешимый характер проблемы, приводящий к безответственному поведению. Поиск же внутренних причин (самопознание) либо помогает прийти к конструктивным выводам, направленным на поиск способов преодоления внутреннего конфликта, либо человек опускает руки и вешает на себя ярлык "неспособного", "ленивого", "глупого" и др. Опасность негативных последствий внутриличностных конфликтов должна быть нивелирована педагогом, помогающим своим ученикам подняться на более высокий интеллектуальный и рефлексивный уровень.

Выводы. Проведенные исследование позволяет выделить основные факторы, обуславливающие «запуск» процесса самопознания в целях формирования самозащищенности. Исходным фактором является актуализированная потребность в самопознании. Наличие этой потребности начинает проявляться в подростковом периоде:

- особом внимании к собственной внешности (одежда, прическа, фигура);

- интересе к специальной литературе о человеке, человеческих взаимоотношениях и увлечение тестами, получившими широкое распространение печатных и электронных публикациях;

- стремлении к общению как средству получения информации о себе, отсюда - интерес к практическим занятиям (тренинги, коворкинги, психологические консультации, дискуссионные клубы и др.);

- потребности в одиночестве, в общении с самим собой;

- замкнутости, скрытности, боязни непринятия сверстниками.

Вторым фактором развития самопознания является процесс овладения способами и методами самопознания. Именно этот фактор требует активного, доброжелательного, научно подкрепленного влияния родителей, педагогов и иных наставников (например, психологов-консультантов, тренеров, блогеров, вожатых в детских лагерях, педагогов во внешкольных учреждениях и др.). Именно этот фактор лег в основу, стал целью нашего обучающего курса.

Овладение методами и способами познания к формированию третьего фактора самопознания - осознанности этого процесса. Выведение процесса самопознания с бессознательного уровня на уровень осознанности - основная цель в развитии самопознания, поэтому последний фактор представляется наиболее значимым с точки зрения педагогического обеспечения в целях достижения самозащищенности. Именно низкий уровень самозащизенности, вытекающий из внутренних и межличностных проблем, составляет предметное содержание самопознания студентов. Следовательно, самопознание не является для студентов самоцелью, а воспринимается ими как средство наиболее оптимальной адаптации, самоопределения и самореализации в окружающем мире. Проведенный в ходе описанного обучающего курса опрос на тему «Что значит познать себя?» показал, что самопознание для респондентов - это:

- средство достижения профессиональных и жизненных целей (55%),

- возможность научиться «лучше понимать других людей» (35%),

- возможность «узнать что-то новое о себе» (10%).

В заключение отметим, что анализ итогов обучающего курса показал изменения внутреннего состояния студентов и достижение следующих результатов:

• получение новых знаний по выбору жизненной позиции, успешности в общении и саморегуляции своим состоянием;

• понимание значения самопознания;

• осознание внутренних противоречий для формирования социальной самозащищенности;

• осознание необходимости проектирования активной работы над собой и выработке специальных умений и навыков для достижения состояния социальной самозащищенности самостоятельно.

Таким образом, обучающий курс позволил студентам лучше осознать себя, свое поведение, научиться управлять своим психическим состоянием, формировать адекватную самооценку, коммуникативную компетентность и умения гибко реагировать на различные социальные воздействия, иначе говоря курс способствовал развитию самозащищенности.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Анаьев. - СПб: Питер, 2018. - 288 с.

2. Гут, A.B. Сущностные характеристики социально-психологической самозащищенности / A.B. Гут, Н.З. Аппакова-Шогина, Ю.В. Пайгунова // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта, РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч.4.- С. 118-120

3. Розен, Г.Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований / Г.Я. Розен // Зарубежные исследования по психологии познания: сб. анал. обзоров / Редкол. A.A. Бодалев, и др. - М.: ИНИОН АН СССР, 1977

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.