Научная статья на тему 'САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАЩИЩЕННОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ И МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гут Анжелика Викторовна

Самозащищенность как психологическая и педагогическая проблема. Структура педагогического обеспечения самозащищенности: мотивационный, инструментальный, информационный, реабилиатционный элементы. Обучение способам саморегуляции как путь формирования самозащищенности. Занятия по психологии и тренинги - основные формы развития самопознания в целях формирования самозащищенности. Модель педагогического обеспечения самозащищенности через формирование навыков самопознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гут Анжелика Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-KNOWLEDGE AS A FACTOR OF THE FORMATION OF SELF-PROTECTION OF THE PERSON (PEDAGOGICAL ASPECT)

Self-defense as a psychological and pedagogical problem. The structure of pedagogical support of self-defense: motivational, technological, informational, rehabilitation elements. Teaching methods of self-regulation as a way to form self-defense. Psychology classes and trainings are the main forms of self-knowledge development in order to form self-defense. Model of pedagogical support of self-defense through the formation of self-knowledge skills.

Текст научной работы на тему «САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

деятельностного), ослабление влияния неблагоприятных факторов, представляющих опасность жизни и здоровью обучающихся.

Эффективными условиями педагогического сопровождения формировании КБП младших школьников во внеурочной деятельности являются: формирование установок у младших школьников на безопасный образ жизни, использование различных форм внеурочной деятельности при формировании основ КБП младших школьников, взаимодействие субъектов образовательных отношений в формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников.

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 144 с.

2. Акимова, Л.А. Организация воспитательной работы по формированию культуры безопасного образа жизни обучающихся / Л.А. Акимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74 (2). - С. 7-9

3. Гудков, М.В. Формирование культуры безопасного поведения младших школьников в контексте требований ФГОС / М.В. Гудков, С.Н. Горшенина // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения»: сб. науч. ст. по материалам Междунар.науч.-практ. конф. (г. Саранск, 6-7 ноября 2019 г.) / редкол.: М.В. Антонова и др.; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2019. - 1 CD-ROM.

4. Гудков, М.В. Формирование основ культуры безопасного поведения младших школьников как педагогическая проблема / М.В. Гудков // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 3 (47). - С. 47-51

5. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Петербург - XXI век, 1997. - 160 с.

6. Козырская, И.Н. Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде / И.Н. Козырская// Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2014. - № 4 (110) - С. 78-80

7. Обухова, Т.А. Формирование культуры безопасного поведения школьников как педагогическая проблема / Т.А. Обухова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2010. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/formirovanie-kultury-bezopasnogo-povedeniya-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema-2 (дата обращения: 15.10.2022).

8. Селиванова, О.А. Развитие навыков социально-безопасного поведения у младших школьников / О.А. Селиванова, Е.А. Захарова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 6 (11). - С. 31-43

9. Чердынцева, Е.В. Исследование сформированности культуры безопасного поведения у младших школьников / Е.В. Чердынцева // Вопросы педагогики. - 2021. - № 10-1. - С. 238-240

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. Самозащищенность как психологическая и педагогическая проблема. Структура педагогического обеспечения самозащищенности: мотивационный, инструментальный, информационный, реабилиатционный элементы. Обучение способам саморегуляции как путь формирования самозащищенности. Занятия по психологии и тренинги -основные формы развития самопознания в целях формирования самозащищенности. Модель педагогического обеспечения самозащищенности через формирование навыков самопознания.

Ключевые слова: самозащищенность, самопознание, элементы и модель педагогического обеспечения самозащищенности.

Annotation. Self-defense as a psychological and pedagogical problem. The structure of pedagogical support of self-defense: motivational, technological, informational, rehabilitation elements. Teaching methods of self-regulation as a way to form self-defense. Psychology classes and trainings are the main forms of self-knowledge development in order to form self-defense. Model of pedagogical support of self-defense through the formation of self-knowledge skills.

Key words: self-defense, self-knowledge, elements and model of pedagogical support of self-defense.

Введение. Современный мир демонстрирует очень динамичный и нестабильный путь эволюции. Он становится все более открытым, что, с одной стороны, способствует этой динамике, многообразию и творческому самовыражению личности, но с другой стороны, непредсказуемость внешнего мира делает существование человека неустойчивым, небезопасным, критичным. Вал информации, нормативных регулятивов, «тренды и бренды» - все это рождает напряженность и неуверенность в психологическом состоянии молодых людей. Поиск и защита себя в таком мире становится базовой потребностью молодежи. Таким образом, защита своего «Я» является главным условием психологического здоровья современного молодого поколения. Процесс формирования такой личной психологической защиты можно определить понятием самозащищенность. Под самозащищенностью мы понимаем способность молодого человека идентифицировать себя в многообразии выпадающих на его долю социальных ролей (обозначим эту способность как самоидентичность), быть уверенным в своих силах в любых ситуациях (самонадежность), чувствовать себя достаточно спокойно и комфортно в любых условиях, открыто и с расположением демонстрировать свои цели и потребности (самопрезентативность), осознавать свою ценность, проявлять уважение как к себе, так и к окружающим (самодостаточность). Таким образом, феномен самозащищенности является отражением психологического, нравственного и интеллектуального потенциала личности. Однако, формирование самозащищенности не есть естественный процесс, он обусловлен целым спектром всевозможных влияний социального окружения. И роль образовательных учреждений в этом процессе играет незаменимую роль, ибо сопровождается профессионалами - психологами и педагогами. Психика молодежи ранима и неустойчива, и в этом возрасте самые порой незначительные события могут оказать критическое влияние на дальнейшую жизнь молодого человека. Именно внимательность и понимание внутренних процессов становления личности делают психологов и педагогов главными помощниками в понимании и формировании самозащищенности для молодежи.

Изложение основного материала статьи. В практике психологического консультирования уже давно разработаны методы и приемы активизации самопознания личности. Однако перенос этих методик в педагогическую деятельность не всегда бывает корректным, т.к. ограничивается развитием навыков самопознания, но не формирования механизма

самозащищенности. Следовательно, актуализируется разведение границ педагогического и психологического воздействия на процесс самопознания человека с целью педагогического обеспечения его самозащищенности.

В реальной практике обе эти функции постоянно совмещаются и пересекаются. Педагог зачастую выполняет терапевтическую роль психолога, а психолог осуществляет организационно-педагогическую деятельность. Однако, подобное разведение позиций психолога и педагога в психолого-педагогическом обеспечении самозащищенности представляется целесообразным. Основное отличие педагогического и психологического влияния на процесс самопознания студентом заключается в степени личной близости носителя функции (педагога/психолога) и студента, т.е. степени включенности профессионала в непрерывный процесс жизнедеятельности студента. Педагог - друг и помощник, непосредственно участвующий в жизненных ситуациях студента. Психолог - независимый эксперт, нерегулярно включающийсяется в ситуацию студента при непосредственном запросе о помощи. Цель педагога - создать внешние и внутренние предпосылки для формирования через самопознание самозащищенности студента. Цель психолога -откорректировать возникшие нарушения в формировании личности студента в процессе его самопознания. Психолого-педагогический тандем может стать самым эффективным ресурсом в становлении самозащищенности студентов, поэтому кроме педагогических знаний и навыков следует давать укреплённую психологическую подготовку студентам педагогических вузов, а психологам, соответственно, расширять педагогическую практику.

Формирование самозащищенности в процессе педагогического воздействия проходит через два этапа: сначала педагог помогает студенту осознать потребность в самопознании, а затем формирует условия для развития способности к самопознанию. Педагогическое обеспечение самозащищенности в процессе самопознания реализуется через мотивационный, инструментальный, информационный и реабилитационный элементы.

Мотивационный элемент заключается в осознании и развитии потребности самопознания. Мотивация и самореализация личности, согласно концепции Роджерса, являются фундаментом потребности в защите и улучшении образа своего «Я». Главными мотивационными стимулами самопознания являются сравнение, самоанализ и самонаблюдение. Полученные таким образом знания о себе могут мотивировать как к самораскрытию, так и «самозакрытию», формированию комплекса неуверенности и неполноценности. Именно на этом этапе главную помощь и поддержку в направлении позитивного самопознания должны оказывать педагоги.

Информационный элемент заключается в адекватной передаче студенту всех видов знаний о человеке и адаптации полученной информации в сознании студента. Сегодня как никогда широк выбор информационных источников, поэтому особенную актуальность приобретает адаптация новых научных знаний для восприятия молодежью. И именно в этом контексте актуализируется информационная функция педагога.

Инструментальный элемент предполагает обучение студентов умениям и навыкам, предоставление технологических средств самопознаниия. К основным умениям и навыкам самопознания относятся навыки рефлексии, регуляции, коммуникации, мышления, практической деятельности. К практическим навыкам относится работа со специальной литературой (поиск, чтение, критический анализ, запоминание); работа с современными техническими коммуникаторами; профессиональная работа с тестами. Коммуникативные навыки заключаются в формировании навыков эффективного и безопасного общения: эмпатии, умению не только слушать, но и слышать, умению говорить и воспринимать невербальную информацию. Важным коммуникативным навыком является аутокоммуникация, т.е. способность общение с самим собой (внутренний диалог). К важным умениям и навыкам мышления относятся способности сравнения, обобщения, воображения, запоминания, сохранения, анализа и воспроизведения информации. Контроль, сохранение, восстановление эмоционального и физического состояния выполняют регулятивные навыки. Среди приемов саморегуляции наиболее эффективными являются умение позитивно интерпретировать полученную информацию и использовать механизмы психологической защиты. Наконец, рефлексивными навыками являются восприятие и осмысление своих чувств и действий, и важной задачей педагога научить молодого человека самоуважению и самопринятию. В процессе формирования рефлексивных навыков педагогу важно понимать диалектическую природу самопознания: студент познает не только светлые, но и неприглядные стороны своей личности. Рациональная рефлексия может привести к потере эмоциональности (ранее эмоциональное старение, скука, равнодушие) или расцвету негативных эмоций. Негативный исход приводит студента к пассивности, депрессии, комплексу неполноценности, эмоциональному «закукливанию», проявлению суицидальных наклонностей. Все это является результатом несформированности самозащищенности как базового социального навыка.

В подобных ситуациях актуализируется реабилитационный элемент_процесса самопознания, т.е. осознание студентом необходимости помощи в устранении негативных последствий самопознания. Содержанием этой помощи является обучение студента навыкам саморегуляции и самореабилитации.

Саморегуляция означает способность студента адекватно оценивать себя, формировать коммуникации с внешним миром, осознавать себя уникальной личностью и быть ответственным за свои мысли, поступки, решения, эмоции. Главными способами саморегуляции являются релаксация, концентрация, визуализация, самовнушение. Релаксация - это физическое и психическое расслабление, необходимая предпосылка для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию в стрессовых ситуациях, когда нужно сбросить страх и излишнее напряжение. Практики релаксации должны быть сформированы в разнообразных формах - физической, эмоциональной, интеллектуальной, игровой, следует актуализировать эти практики как форму борьбы с нарастающими стрессовыми факторами. Концентрация есть сосредоточение сознания на определенном объекте или процессе через управление своим вниманием. Особенно это важно, ибо «отвлекающие» факторы в нашем технологизированном мире имеют очень привлекательные формы и содержание: это и компьютерные игры, и поток новостей из разнообразных источников, и лавинообразно выросший объем межличностных коммуникаций, главным образом, дистанционных. Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека через активизацию воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных ощущений. Способность визуализировать является эффективным средством повышения своих познавательных возможностей, преодоления стрессов и в целом - пополнения знаний о внешнем мире. И, наконец, самовнушение - способность создать свой собственный положительный образ и укрепить этот образ с помощью слов, обращенных к себе. Самовнушение есть важнейший результат рефлексирования как внутреннего философствования. Самовнушение - это тренировка внутреннего «Я» для перехода от размышления к действию.

Педагогическое обеспечение самозащищенности через самопознание - процесс, который реализуются в форме субъект-субъектных отношений. Субъективные условия педагогического процесса формирования самозащищенности включают возрастные и индивидуальные особенности студентов, личностные и профессиональные качества педагогов. Субъективные предпосылки определяют форму и содержание этого процесса, а также в целом - возможности его реального осуществления. В системе «педагог-студент» традиционно студент воспринимается как преподавателем, там и самим студентом объектно. Субъект-объектные отношения в педагогической системе в современном мире, где студент порой знает и умеет больше преподавателя, неизбежно устаревают и теряют свою эффективность. Поэтому «субъект-субъектные отношения» (отношения «на равных») требуют несомненно усилий как от студентов, так и особенно от педагогов. Особенно

от педагогов - умение слышать и понимать своих студентов. И в этом плане «личный пример» способ воспитания становится особенно актуальным.

Важнейшими формами осуществления педагогического обеспечения процесса формирования самозащищенности являются учебные занятия по психологии и социально-психологические тренинги. На занятиях по психологии реализуются информационный и технологический элементы, социально-психологические тренинги активизируют процессы самопознания и реализуют мотивационные и реабилитационные элементы. На занятиях по психологии акцентировалось внимание на том, что человеку необходимо хотя бы в общих чертах знать, что он собой представляет, чем отличается от других представителей живого мира, каковы его личные биологические и психические возможности. Тренинг представляет интенсивную форму обучения, интегрирующий психологические и педагогические аспекты. Главное отличие тренинга -это возможность участников получить обратную связь, общность переживаний и высокий эмоциональный тонус. Поэтому главное внимание преподавателя следует обращать на создание доброжелательной атмосферы, доверия и заинтересованности в познании себя и друг друга. Для повышения эффективности проводимых занятий и тренингов можно использовать разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые; устные и письменные; бумажные и электронные.

Задача педагога в ходе этих занятий - обучение студентов навыкам самоанализа, самопроектирования, самореабилитации в целях самозащищенности. Наилучшие результаты дает непосредственное включение педагога в решение совместно со студентом его конкретной проблемы, начиная с анализа причин ее возникновения и заканчивая прогнозированием возможных результатов и последствий всех имеющихся способов ее преодоления. Именно в ходе такой непосредственной практической работы процесс самопознания и формирование на этой основе самозащищенности является наиболее эффективным.

В современной науке выделяются два уровня самопознания:

- самопознание через соотнесения самого себя с другими людьми - «Я и другие»,

- самопознание через соотнесение устойчивых (привычных) и новых знаний о себе в рамках «Я и Я».

Оба уровня самопознания являются как средством преодоления возникающих у молодого человека трудностей, так и условием сохранения его положительного отношения к себе. Все психологические механизмы защиты личного «Я», в том числе и защитные механизмы самопознания, могут и должны рассматриваться педагогом как потенциально положительные или отрицательные возможности. Поэтому с этой позиции педагогический процесс организации и обеспечения самопознания студентов должен иметь контролируемую природу, т.е. педагог в зависимости от ситуации может выполнять функции наблюдателя, учителя, консультанта. Особенно сложным в педагогическом плане является работа на уровне самопознания «Я и Я», потому что он требует не только понимания внутренних проблем (которые порой не осознает и сам субъект самопознания), но и очень тонкого, уважительного, понимающего отношения педагога к студенту. Важно донести до студента то, что самоанализ позволяет сформировать целостное представление о себе, позволяет анализировать те изменения, которые происходят в сознании и деятельности, позволяя тем самым сделать процесс самопознания полезным и увлекательным, способным формировать осознанные цели и способы достижения этих целей. Процесс самоанализа запускает важные для развития личности способности - самосознания, саморегуляции, самопринятия, самореализации и, в результате, в целом самозащищенности.

Таким образом, выше изложенные теоретические подходы к анализу проблемы самозащищенности позволяют сформировать модель педагогической самозащищенности, опирающейся на процессы самопознания (см. табл. 1). В содержании модели отражено наполнение элементов в системе педагогического обеспечения процесса формирования самозащищенности через цели и задачи, методы и формы, а также планируемый результат.

Таблица 1

Модель педагогического обеспечения самозащищенности через самопознание студентов

Мотивационный Информационный Инструментальный Реабилитационный

элемент элемент элемент элемент

Цель Помощь студенту в осознании и реализации его потребности в самопознании в целях формирования

педаго- самозащищенности

гического

обеспе-

чения

Педаго- помощь в осознании передача знаний о обучение умениям и выявление необходимости

гические потребности в человеке в целом и о навыкам самопознания; помощи в самопознании;

задачи самопознании; нем самом; предоставление оказание помощи в

развитие потребности адаптация информация технических средств ликвидации препятствий в

в самопознании; для адекватного самопознания; самопознании;

ориентация восприятия ее обучение способам обучение студента навыкам

мотивационной сферы студентом. автономного саморегуляции и

студента на цели накопления средств и самореабилитации при

саморазвития. ресурсов самопознания. негативном влиянии самопознания.

Методы проблематизация; лекции; ранжирование; диагностика, консультации,

тестирование; беседы; определение тренинги;

самодиагностика; самонаблюдение; практические занятия. приоритетов жизненных ценностей; анализ продуктов деятельности.

самооценка; метод ассоциаций;

самоанализ. архивный и биографический методы, эксперимент.

Формы Занятия по психологии и социально-психологический тренинг:

• индивидуальные и групповые;

• устные и письменные;

• бумажные и электронные.

Педаго- осознание получение необходимой овладение средствами и знание педагогом

гический потребности в информации о самом механизмами трудностей самопознания

результат самопознании в целях себе. самопознания. студента; овладение им

обеспечения способами саморегуляции в

самозащищенности. целях гибкого реагирования

на различные социальные

воздействия.

Выводы. Таким образом, главной целью педагогического обеспечения самозащищенности является организация процесса осознания и реализации потребности в самопознании у студентов, развития способности к самоанализу: помочь в формировании навыков и умений саморефлексии и самоанализа, самопознания и саморегуляции, самопринятия и самореабилитации. Самопознание должно стать действующей силой, создающей благоприятные внутренние условия для позитивного, гармоничного, полноценного жизненного самоопределения молодых людей.

Литература:

1. Анциферова, М.М. Личность и деятельность: проблемы развития личности / М.М. Анциферова. - М.: Наука, 1969. - 437с.

2. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

3. Личность и проблемы развития: сборник работ молодых ученых / отв. редатор Е.А. Чудина. - М.: изд-во Института психологии РАН, 2003. - 127 с.

4. Кимси-Хаус, Г. и др. Коактивный коучинг. Проверенные принципы личностного и профессионального роста / Г. Кимси-Хаус. [и др.]. - М.: Альбина Паблишер, 2020. - 290 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры физической подготовки, капитан полиции Дадов Аслан Владимирович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); аспирант 4 курса института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Калмыков Ислам Юрьевич

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (г. Нальчик)

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ ОПТИМАЛЬНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

Аннотация. Основными тенденциями спорта во все времена выступает постоянное повышение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок. Причем интенсифицироваться стали не только соревнования международного уровня, но в целом вся система спортивной тренировки. Соответственно повышается актуальность более глубокого изучения проблемы оптимального восстановления спортсменов, так как утомление выступает главной проблемой физиологии спорта. В данном исследовании мы рассмотрели актуальные вопросы и методы обучения борцов греко-римского стиля оптимальному восстановлению с целью повышения эффективности их тренировочной деятельности. Травматичность в данном спорте довольно высокая, и борцам необходимо уделять достаточно много внимания своему здоровью для собственного же спортивного долголетия. На практике нередко встречаются спортсмены, которые стараются не обращать внимания на свои травмы, чтобы не отвлекаться от тренировочного процесса и подготовке к соревнованиям. Такой подход крайне неадекватный, поскольку с годами незначительные травмы становятся крупной проблемой, потому что они становятся причинами возникновения других травм. В этой связи каждому спортсмену необходимо осознать, что в первую очередь, необходимо задуматься о своем здоровье, чтобы тренировки шли на пользу, а не во вред. Под восстановлением мы в данной работе подразумеваем не только восстановление после полученных травм, а также и восстановление во время самого цикла тренировок и подготовки к соревнованиям. Правильное восстановление включает в себя правильный сон, правильный и своевременный отдых, работа с врачами и другими специалистами, ввод в свою жизнь биологически активных добавок и различных медикаментов. Установлено, что структура применения средств восстановления в годичном цикле подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля должна реализовываться с учетом следующих факторов: весовой категории борца; типа воздействия средства восстановления; особенностей применения средства восстановления; особенностей последовательного применения различных средств восстановления; индивидуальных особенностей борца; задач периода и этапа подготовки.

Ключевые слова: борцы греко-римского стиля, тренировочный процесс, восстановительные процессы, спортивные нагрузки, травма.

Annotation. The main trends in sports at all times are the constant increase in the level of training and competitive loads. Moreover, not only international level competitions, but the whole system of sports training began to intensify. Accordingly, the relevance of a deeper study of the problem of optimal recovery of athletes increases, since fatigue is the main problem in the physiology of sports. In this study, we considered topical issues and methods of training Greco-Roman style wrestlers for optimal recovery in order to increase the effectiveness of their training activities. Injuries in this sport are quite high, and wrestlers need to pay enough attention to their health for their own sports longevity. In practice, there are often athletes who try not to pay attention to their injuries so as not to be distracted from the training process and preparation for competitions. This approach is extremely inadequate, because over the years, minor injuries become a major problem, because they become the causes of other injuries. In this regard, each athlete needs to realize that, first of all, you need to think about your health so that training is beneficial, not harmful. By recovery, in this work, we mean not only recovery from injuries, but also recovery during the training cycle itself and preparation for competitions. Proper recovery includes proper sleep, proper and timely rest, work with doctors and other specialists, the introduction of dietary supplements and various medications into your life. It has been established that the structure of the use of rehabilitation means in the annual cycle of training highly qualified Greco-Roman style wrestlers should be implemented taking into account the following factors: wrestler's weight category; the type of impact of the means of recovery; features of the use of recovery tools; features of the consistent use of various means of recovery; wrestler's individual characteristics; tasks of the period and stage of preparation.

Key words: Greco-Roman wrestlers, training process, recovery processes, sports loads, injury.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.