Научная статья на тему 'Инновационная теория предпрофильного обучения'

Инновационная теория предпрофильного обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / INNOVATION / PROFILE FORMATION / PERSONALITY / DEMANDS / SELF-DETERMINATION / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селевко Герман Константинович, Соловьева Ольга Юрьевна

В данной статье представлена инновационная технология предпрофильного обучения, основанная на парадигме саморазвития личности, согласно которой самоопределение, в том числе профессиональное, является первоначальным этапом процессов саморазвития: самопознания, самовыражения, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, саморегуляции, самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE THEORY of PREPROFILE TRAINING

The paper introduces an innovative technology of pre-profile training based on a personal self-development paradigm, according to which self-determination, including professional, is an initial stage in the processes of self-development including self-knowledge, self-expression, self-education, self-training, self-affirmation, self-control, self-realization.

Текст научной работы на тему «Инновационная теория предпрофильного обучения»

Г.К. Селевко

О.Ю. Соловьева

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: инновация, профилизация, личность, потребности, самоопределение, саморазвитие.

Keywords: innovation, profile formation, personality, demands, selfdetermination, self-development.

Аннотация: В данной статье представлена инновационная технология предпрофильного обучения, основанная на парадигме саморазвития личности, согласно которой самоопределение, в том числе профессиональное, является первоначальным этапом процессов саморазвития: самопознания, самовыражения, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, саморегуляции, самореализации.

Abstract: The paper introduces an innovative technology of pre-profile training based on a personal self-development paradigm, according to which selfdetermination, including professional, is an initial stage in the processes of selfdevelopment including self-knowledge, self-expression, self-education, self-training, self-affirmation, self-control, self-realization.

В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и орга-

низационной поддержки учащихся основной школы, содействующую их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

В данной статье представлена инновационная технология предпрофильного обучения, основанная на парадигме саморазвития личности, согласно которой самоопределение, в том числе профессиональное, является первоначальным этапом процессов саморазвития: самопознания, самовыражения, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, саморегуляции, самореализации. Его эффективность (оптимальность) обеспечивается опорой на психо-лого-педагогические закономерности развития и формирования личности. В отличие от официальной технологии, соответствующей «Концепции профильного обучения...», инновационная технология называется «технологией оптимального самоопределения». Системообразующим стержневым элементом этой технологии служит надпредметный теоретический курс по выбору - «Самоопределение личности».

Практическая поддержка технологии состоит из программы и учебного пособия для учащихся, электронного учебного пособия, слайд-фильма и методических рекомендаций и дидактических материалов для учителя. Данные материалы приводятся далее.

ОПТИМАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Оптимальное самоопределение. Самоопределение как целе-полагание есть естественный, неотрывный этап процесса развития, оно осуществляется обязательно и само по себе, но может иметь различные результаты, быть в той или иной степени эффективным (оптимальным) в зависимости от применяемых педагогических средств и создаваемых условий.

Оптимальными в образовательном процессе считаются варианты (Ю.К. Бабанский):

1) наиболее эффективный (наилучший) из возможных, обеспечивающий достижение вполне определенного, то есть заданного, результата при минимальном расходе ресурсов;

2) наилучший вариант использования зафиксированных ресурсов для получения максимального результата;

3) наилучшее соотношение результатов и ресурсов для данных условий.

Оптимизация - это создание условий, способствующих достижению оптимальных результатов.

Оптимальное самоопределение представляет наилучший вариант целеполагания (выбора), отвечающий целям и задачам саморазвития и развития подростка и обеспечивающий в максимально возможной мере учет индивидуальных особенностей его личности и возможностей педагогического процесса с точки зрения данных критериев (условий).

Критерии - это обстоятельства, признаки, являющиеся необходимыми условиями для осуществления того или иного явления, события, процесса.

Главный критерий оптимальности самоопределения - результат. В качестве результата применяется понятие «уровень самоопределения» («уровень готовности к самоопределению»), который характеризуется определенными количественными и качественными показателями (владение теорией, процент и содержание выборов, соответствие выбора подростка его возможностям, приближение к целям общего плана, затраченное время, эффективность отдельных видов самоопределения и др.). При этом главным показателем качества самоопределения является его направленность на саморазвитие.

Для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ дополнительным критерием является соответствие двум факторам:

1) внутренним желаниям и интересам подростка, 2) социальному заказу системы профильного образования, целью которого является формирование готовности к выбору направления (профиля) своего дальнейшего обучения после окончания школы, рациональное построение планов и др.

Факторы и условия самоопределения. Факторы и условия -близкие по смыслу термины; по С.И. Ожегову, факторы есть существенные обстоятельства в каком-либо процессе, явлении, а условия - это обстоятельства, от которых что-либо зависит. В нашем контексте факторы - постоянно действующие обстоятельства, условия - создаваемые обстоятельства.

Достижение оптимальных результатов самоопределения зависит от ряда действующих факторов и создаваемых условий, Можно сказать, что факторы действуют в определенных условиях (вместе с условиями).

В литературе выделяется четыре группы внешних факторов, влияющих на социализацию и самоопределение человека (А.В. Мудрик).

Мегафакторы - космос, планета, мир, - в той или иной мере через другие группы факторов влияют на самоопределение и социализацию всех жителей Земли.

Макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, - влияют на самоопределение и социализацию всех живущих в определенных странах.

Мезофакторы - условия больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут, по принадлежности к тем или иным субкультурам.

К микрофакторам относятся те, которые создаются при взаимодействии и непосредственных контактах с конкретными людьми -родителями, семьей, соседями, референтными группами сверстников и различными учебно-воспитательными организациями, общественными, государственными, религиозными и частными организациями, микросоциум.

Первые три группы факторов являются относительно неизменяемыми, неуправляемыми, четвертая группа допускает возможность оптимизации, путем изменения управления и вариации условий в широких пределах, изменяя тем самым результаты самоопределения и социализации.

Технология оптимального самоопределения, используя факторы-условия четвертой группы, ставит перед школой новую цель, отвечающую современному социальному заказу, - формирование личности, самоопределяющейся в своем развитии, готовой к уверенному вхождению во взрослую жизнь, к жизненной и профессиональной самореализации.

Теоретические основы технологии оптимального самоопределения. Нами предлагается инновационная технология формирования оптимального уровня готовности подростков к самоопределению, в дальнейшем именуемая кратко «технология оптимального самоопределения». Технология оптимального самоопределения личности основывается на применении комплекса инновационных образовательных идей и представлений, который включает:

- парадигму саморазвития (Л.С. Выготский, К.Я. Вазина, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, Г.К. Селевко, Г.И. Цукерман);

- обобщенное понятие о самоопределении (И.С. Кон, А.М. Лушников, Т.В. Машарова, Н.С. Пряжников, С.Л. Рубинштейн);

- современные научные представления о развитии и саморазвитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Слободчиков, Г.И. Цукерман, А.В. Петровский);

- гипотезу о трехуровневой структуре сознания (А.В. Петровский, П.В. Симонов, Д.Б. Фельдштейн, К. Юнг, З. Фрейд);

- представление о самоуправляющем механизме личности (М.П. Карпенко, К.К. Платонов, В.П. Созонов, В.Д. Шадриков);

- представление о двухэтапности педагогического процесса (О.С. Гребенюк, М.И. Рожков);

- принципы развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов);

- теорию психологической доминанты (А.А. Ухтомский, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин);

- теорию потребностей человека (А. Маслоу, Д. Дьюи, З. Фрейд, Э. Эриксон);

- теорию способностей человека (Дж. Рензулли, В.Д. Шадри-

ков);

- теорию Я-концепции (Ч. Кули, Р. Бернс, А. Маслоу, И.С. Кон);

- теорию оптимизации (Ю.К. Бабанский);

- технологический подход (М.В. Кларин, В.В. Гузеев);

- личностно ориентированный подход;

- деятельностный подход (А. Н. Леонтьев);

- идею целостного самоопределения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская);

- представления о механизмах самоопределения (К. Юнг,

З. Фрейд, П.В. Симонов, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Н.Н. Бехтерева и др.).

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Развитие личности (прогрессивное) - это процесс ее физического и психического изменения во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых ее свойствах и параметрах, от меньшего к большему, от низшего к высшему, от менее сложного к более сложному. Современной наукой установлено, что личность есть саморегулирующаяся система, запускаемая биологическими факторами, существующая только в социальной среде и способная к саморазвитию.

Развитие личности в онтогенезе представляет интегральный процесс, включающий в себя одновременно три достаточно самостоятельных процесса:

а) физиологический рост структур нервной системы (биогенная составляющая); анатомо-морфологические особенности мозга заданы генетически, они появляются и развиваются «сами», определяют глубинные качества, задатки, архетип (опыт предыдущих поколений), возможности развития психики индивида.

б) социализация, обучение, накопление опыта контактов с внешней средой (социогенная составляющая развития). Внешние воздействия от органов чувств через нервные пути передаются в мозг и закрепляются с помощью определенных биохимических превращений (следы памяти в виде эмоциональных или знаковых образов). Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, внутренние психические функции - внимание, память, мышление, эмоции и др. - не являются внутренними изначально. Они образуются прижизненно в результате овладения внешними средствами культурного поведения и мышления.

в) психогенные процессы. Приобретенный опыт и качества, отраженные и сохраняемые в мозге субъекта по мере взросления ребенка начинают влиять на его чувства, мысли, поведение (определять выборы, служить банком данных оценочным критерием, и т.п.). Эти влияния представляют третью, психогенную составляющую процесса развития личности.

Итак, развитие личности есть саморазвитие, развитие, происходящее само, вследствие совокупного действия генетических механизмов присвоения внешних спонтанных (неуправляемых) социализирующих воздействий, а также действия психогенных рефлекторных механизмов (потребности, способности, направленность, Я-концепция).

В педагогических кругах саморазвитие рассматривается как деятельность человека в качестве субъекта своего изменения, то есть именно психогенная составляющая развития.

Саморазвитием личности (самовоспитанием, самосовершенствованием) называют процессы осознаваемого и неосознаваемого, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Развитие личности происходит согласно всеобщим философским законам диалектики и логики: закону взаимосвязи и взаимообусловленности явлений как детерминистских, так и статистических, закону единства и борьбы противоположностей, закону перехода

количества в качество. Специфическими свойствами (закономерностями) этого процесса являются следующие.

• Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности.

• Биогенность: психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности. Закономерности психического развития едины для всех детей одного возрастного периода; индивидуальные вариации не выходят за пределы возрастной нормы.

• Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности. Обучение и воспитание как способы присвоения опредмеченных в культуре и общественно-исторически заданных способностей являются всеобщими формами психического развития человека.

• Психогенность: человек - самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система, процесс развития психики подвержен саморегуляции и самоуправлению со стороны самой личности.

• Потребностная основа развития - развитие происходит только через проявление и удовлетворение потребностей.

• Доминантность: направленность и содержание развития человека подчиняются доминанте - временно господствующему в психике функциональному блоку.

• Индивидуальность: каждый индивид и каждая личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором способностей, качеств и собственным вариантом развития.

• Стадийность. В целостном процессе психического развития выделяются качественно определенные ступени (этапы, периоды), позволяющие строить возрастную периодизацию психического развития. Развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.

• Неравномерность (нелинейность развития): каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кри-зисность).

• Сензитивность. Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный, сензитивный для этого пе-

риод и строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.

• Деятельностный характер. Движущей силой психического развития является собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослого воспроизводит и присваивает исторически сложившиеся человеческие способы деятельности. Личность проявляется и формируется только в деятельности.

• Возрастные закономерности (смена ведущих типов деятельности и изменение характера общения ребенка и взрослого).

ПАРАДИГМА САМОРАЗВИТИЯ

Собственно парадигма саморазвития состоит в представлении, что развитие личности является самопроисходящим, имманентным процессом, осуществляющимся самой личностью:

а) как физиологический рост структур нервной системы человека, которые появляются и развиваются «сами» (заданный генетически);

б) как процесс неуправляемой социализации личности, овладения внешними средствами культурного поведения и мышления;

в) как деятельность личности в качестве субъекта своего изменения. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Важнейший для педагогики факт заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в результате управления собственной психической деятельностью.

Проблема состоит в том, чтобы определить и создать необходимые природосообразные и педагогически целесообразные условия для наиболее эффективного протекания процессов саморазвития. Сопровождение этих процессов саморазвития должно помочь ребенку правильно осознать и оценить внешние воздействия и происходящие в его психике процессы, научить его управлять ими, ставить цели своего непрерывного развития и совершенствования

В образовательном процессе существуют три возможных подхода к процессу саморазвития как к явлению:

1) лишь констатировать и частично корректировать его следствия - отклонения от прогнозируемого хода образовательного процесса (что и делается в традиционной технологии);

2) частично учитывать его возможности в учебновоспитательном процессе, направляя его по узкому коридору ограниченных самостоятельных заданий и занятий по выбору (дифференцированное, профильное программированное обучение);

3) сделать на него ставку, формировать потребности и умения самосовершенствования и достичь за этот счет высокой интенсификации образовательного процесса (и развивающего обучения).

Последний подход имеет место в технологиях свободного (открытого) образования, разрабатывается в развивающих технологиях, технологиях концентрированного, дистанционного обучения, а в технологии оптимального самоопределения он является основным.

Как же реализовать эту педагогическую ставку, организовать такое педагогически целесообразное сопровождение образовательного процесса, при котором учащиеся сами бы правильно определяли цели своего развития и совершенствования, а процессы саморазвития шли бы наиболее интенсивно?

ДВУХЭТАПНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Педагогический процесс как передача и усвоение личностью общественного опыта состоит из двух последовательных частей (фаз) - внешней и внутренней (рис. 1).

Внешняя часть являет собой собственно воспитательное воздействие. Она включает:

- взаимодействие с ребенком как с объектом;

- организацию педагогического пространства;

- деятельность учителя, воспитателя;

- дидактические средства.

А вторая, внутренняя, часть процесса - это уже психическая деятельность ребенка как субъекта ученья; она происходит на внутриличностном уровне. Управление этими воздействиями; их восприятие, интерпретацию, оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность.

Дуализм (бинарность) педагогического процесса состоит в том, что любое внешнее педагогическое или социализирующее воздействие дублируется адекватными внутриличностными процессами:

убеждение - самоубеждением, переубеждением,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внушение - самовнушением;

управление - самоуправлением; оценка - самооценкой (адекватной или неадекватной); обучение - самообучением и т.п. При этом любой процесс САМО предваряет постановка цели, планирование, подбор средств для ее осуществления. Эта деятельность и представляет самоопределение личности.

Среда

Поиск

удовлетворения

Деятельность

Рис. 1. Две фазы педагогического процесса

С точки зрения психологии, самоопределение - это составляющая комплексного процесса психогенного развития личности, являющаяся целеполагающим началом, запускающим все процессы саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, саморегуляции, самореализации. Все они начинаются с целеполагания - поиска, выбора и постановки целей, то есть с самоопределения.

Технология оптимального самоопределения основывается на возможности влиять на эти процессы психогенного развития с помощью педагогических средств. Для создания такой технологии надо прежде понять, что собой представляет самоопределение и как оно происходит.

СТРУКТУРА КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Все образовательные учреждения общества имеют целью сформировать человека, наделить его определенным комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы.

Для этого педагог, прежде всего, должен иметь представление об объекте воспитания - личности ребенка. В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются несколько обобщенных моделей личности (по К.К. Платонову, по И.П. Иванову, по Д. Кеттеллу, по Э. Фромму, по З. Фрейду и др.).

На рис. 2 представлена многомерная модель структуры качеств личности, в основе которой лежит классификация, разработанная российским психологом К.К. Платоновым.

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) компоненты. По их соотношению в структуре личности К.К. Платонов разделил все качества на четыре иерархических уровня-подструктуры.

1. Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2. Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУД), играют огромную роль в процессе обучения.

3. Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин -ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

4. Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию и по происхождению качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а внешний слой образует «направленность» - комплекс социальных качеств человека.

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, точнее, интегральных групп качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности, которые могут проявляться на всех уровнях. У Платонова эти группы качеств, как бы «пронизывая все уровни по радиусам, образуют вместе с ними определенный «каркас» личности». Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, взаимопе-реходят и зачастую обусловливают или компенсируют друг друга, образуя сложнейшую целостную систему. Кроме того, четыре интегральные группы качеств функционально составляют «субъект» самоуправления личности.

ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ

Другая модель личности построена на представлениях о трехуровневой функциональной организации психики человека

(А.В. Петровский, П.В. Симонов, Д.Б. Фельдштейн, К. Юнг, З. Фрейд). Согласно этим представлениям, психика имеет три уровня: сознание, подсознание, бессознательное.

1. Сознание, ум (материальная дислокация - кора головного мозга).

Здесь содержатся

- знания (элемент ЗУНов), которые представляют собой разветвленную систему ассоциативно-смысловых связей между фактами (образами) памяти; социальные нормы, мораль; «Супер-Эго»;

- самосознание;

- логическое мышление.

Сознание формирует вопрос (здесь формальная логика превалирует над эмоциями); оперирует ЗУН и обеспечивает их передачу; осуществляет контроль того, что выходит из нижних слоев; обеспечивает дискретный (знаковый) характер процесса.

2. Подсознание (часть головного и спинной мозг).

Содержит:

- интериоризированные ЗУН;

- эмоционально-образное мышление;

- Эго (Я, Возможности);

- то, что было осознаваемым и может им стать, но в определенных условиях (инстинкты, усвоенные и автоматизированные навыки, социальные нормы).

Оперирует внутренней речью (безобразной, семантической, кодированной); контролирует сознание, освобождая его от излишней перегрузки; характеризуется преобладанием эмоций над логикой.

3. Сверхсознание, «душа» (материального носителя нет).

- Ид (Оно, Потребности);

- интуиция. Эмоции занимают несоизмеримо большее место, чем логика. Творческое (бессознательное) мышление;

- психические мутации и рекомбинации следов памяти и мыслительных действий;

- генотипы и архетипы - опыт предыдущих поколений.

Характерные качества:

- оторванность от реальности;

- аналоговый характер процессов.

Объединение моделей. Иерархические уровни (подструктуры личности) по Платонову тесно коррелируют с уровнями психики по Симонову. Очевидно, что опыт личности и направленность больше всего представлены в сознании. Особенности психических процессов связаны в значительной мере с подсознанием, а качества уров-

ня темперамента гнездятся в подсознании и сверхсознании. Интегральные же группы качеств (потребности, способности, направленность, Я-концепция) можно представить некими стержнями, погруженными в трехуровневый сосуд психики. Всякая психическая деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в своей реальной конкретности, совершаются одновременно на разных уровнях психики, многопланово.

о

с

ПОД

С В

Самоуправляющие механизмы личности СУМ

О З

СО

Е Р Х

Н А

ЗН

СОЗ

Н И

АН

НАН

ИЕ

ИЕ

Рис. 3. Объединенная модель психики по К.К. Платонову и П.В. Симонову

Совмещение моделей позволяет дать объяснение многим процессам развития и саморазвития личности, связать сознательные и неосознаваемые процессы, в частности, психоаналитические позиции и ассоциативно-рефлекторную теорию работы сознания.

По З. Фрейду, трехуровневая структура личности реализуется в наличии следующих компонентов-субличностей: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

На нижнем уровне психики находится Ид - бессознательная часть личности, руководствующаяся инстинктивными стремлениями к удовлетворению. Здесь находятся основные детерминанты разви-

С

Е

тия личности - низшие потребности, инстинкты. «Я - Ид» олицетворяет потребности («Я - хочу»), которые отличаются тем, что неосознанны, оторваны от реальности.

Другая часть личности - «Я - Эго» - это уже сознательное начало, ограничивающее «Ид».

Развиваясь «Я - Эго» находится в контакте со средой, миром и предназначено для установления гармонии между различными силами, действующими на человека как изнутри, так и извне. Оно сдерживает стремления «Я - Ид», связывает Ид с реальностью. «Я - Эго» - исходит из возможности и способности человека («Я

- могу»).

Третья структура - Супер-Эго («Я - надо»), самая «сознательная» часть личности, моральная цензура личности, содержанием которой являются социальные нормы и ограничения, принятые личностью, правила поведения и образ жизни (совесть). Через «Я - надо» действует социальный заказ. Между всеми субличностями могут возникать конфликты, которые субъективно переживаются личностью как состояние тревоги, дискомфорта, мешают оптимальному самоопределению. Все три компоненты тесно взаимодействуют, реализуя свои специфические функции.

САМОУПРАВЛЯЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЛИЧНОСТИ (СУМ)

Человек - самоуправляющаяся система, способная к саморазвитию.

Управление (САМОуправление) деятельностью и поведением человека осуществляется с помощью первой и второй сигнальных систем на основе принципа обратной связи. Субъект управления (мозг) посылает команды объекту (физическим органам и частично -мозгу же) и должен получать информацию о результате. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие управляющие и корректирующие решения, достичь цели деятельности.

Психологический механизм самоуправления развитием личности (СУМ) (рис. 4) весьма сложен и на сегодняшний день недостаточно раскрыт, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее самоопределение - собственный неосознаваемый эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть направляются и регулируются личностью «изнутри». Представив личность как самоуправляющуюся

(саморегулирующуюся) систему, способную к саморазвитию, необходимо установить субъекты и объекты управления в этой системе. Современная психология выделяет четыре интегральные группы качеств (психогенные факторы развития) - потребности, способности, направленность, Я-концепция, - играющие роль внутреннего самоуправляющего механизма личности.

Самоуправляющий механизм личности (СУМ)

Потребности

материальные физиологические социальные духовные потребности саморазвития:

* познавательные

* самовыражения

* самоопределения

* самоутверждения

* самозащиты

* самоопределения

* самореализации

Способности

(компетентности)

оощие

• активность

• критичность

• быстрота

• внимание интеллектуальные сенсорные двигательные

о бщекулыурные

социальные

специальные

• музыкальные

• художественные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• математические

• литературные

• технические

Направленность

взгляды

убеждения

социальные

установки

вера

ценностные

ориентации

морально-

этические

принципы

мировоззрение

Я-концепция

Я в областях психики Я во временных отрезках

Я в отношениях к реальности Я в диалогических позициях

Я в процессах саморазвития

Я в сферах жизнедеятельности

Я в ролевых позициях Я в возрастных позициях

Я в самоопределенче-

СКИХ ПОЗИЦИЯХ ЛИЧНО -

сти

Я во фрейдовских представлениях Я в группах личностных качеств

Рис. 4. Самоуправляющие механизмы личности

Потребности личности. Потребности - это фундаментальные качества индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Они подразделяются на материальные, физиологические (в пище, одежде, жилье), социальные (в общении, труде, общественной деятельности), духовные (в познании, в истине, в эстетическом наслаждении). Потребности вызывают мотивы, которые ведут к действиям, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и

происходит развитие как освоение личностью социального опыта, формируются все важнейшие качества личности.

Все высшие духовные потребности человека - в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, безопасности, самоактуализации - направлены в сторону позитивного изменения личности. Это стремления к развитию и совершенствованию себя -к саморазвитию. Развитие личности происходит только через проявление и удовлетворение потребностей. Сами потребности также постоянно развиваются.

Жизнедеятельность человека представляет удовлетворение потребностей. В таблице 1 представлены базовые человеческие потребности в онтогенезе.

Таблица 1

Потребности и самоопределение_________________

Первичные Базовые Животные

Биологические, (физиологические) Человеческие Вы/сшие потребности-

естественные потребности- (социальные) стремления, потребности, ду-

(витальные) инстинкты1, потребности-эмоции ховныекачества

потребности материальные

Пищевая Голсд Чувство голода Излишества, гурманство

ПкщеДОбыча Борьба за блага Трудолюбие

Оотниий комплекс Трудовая активность Корысть, жадность

1 2“ £ ш Агрессия добычи Азарт добычи, достижения К богатству, деньгам (алчность)

Накопление запасов Места под солнцем К власти (властолюбие)

Отвоевывание терри- Частнособственнический К успеху (честолюбие)

тории Самоутверждение (быть К карьере (карьеризм)

лучше других) Эгоизм (себялюбие)

Самосовершенствование К славе (тщеславие)

Половая Половое влечение Самоуважение Клюбви

Брачнье ритуалы Либидо, эрос, секс Ккрасоте

Ухаживание, ласки Художественное выра- К наслаждению (гедонизм)

Агрессия пола жение Кобладанию

Обустройство гнезда Самовыражение Ксозиданию

Родительский ком- Самоутверждение Ктворчеству (творч)

плекс Конструкторские Кдобру (добролюбие)

Забота о потомстве Родительские Кдетям (чадолюбие)

Обучение и воспита- Воспитательские Ксчастью

ние Самореализация

Ориентировочная Ориентировка Познавательные Кистине, знанию, (самосознание)

Поисковая активность Поисковые (поиск ролей) К вере (богомольность)

Любопытство Исследовательские Ксмыслу жизни

«Сознание животного» Творческие Ксправедливости (правдолюбие)

Разведка Информационный голод Самоопределение Самооценка К защите своих принципов (принципиальность)

Оборонительная Самосохранения Самостоятельность К свободе, независимости (свободо-

(защиты) Защищенности Самозащищенность любие)

Стадный инстинкт Быть личностью К испытанию себя

Агрессия защиты Общение К индивидуализации (автономизации)

В покровительстве (защи- Кобъединению (группе)

щенности) Социальность

Соборность

К родителям

Познавательные потребности имеют своими истоками ориентировочный инстинкт. По И.П. Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочнопознавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, духовных исканий.

В условиях цивилизованного общества познавательные потребности трансформируются в потребности обучения, самообразования. На использовании познавательных потребностей (познавательного интереса) строятся современные образовательные технологии проблемного и развивающего обучения.

Потребность в самовыражении проявляется в стремлении показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, быть «не хуже» других, желание вызывать и испытывать эстетические переживания в общении с окружающими. В развитии она переходит в потребность в самоутверждении, которая выражается в стремлении превзойти в своем самовыражении других, занимать достойное место в обществе, иметь успех, в чем-то преимущество перед окружающими, быть уверенным в себе, становиться лучше других, то есть совершенствоваться. Стремление к самоутверждению используется во многих воспитательных методиках (соревнование, педагогика игры, коллективные формы воспитания и др.).

В своем высшем проявлении потребность в самоутверждении превращается в потребности в самоактуализации, самореализации.

Потребность в самоопределении выражается в поиске личностью смысла и целей всего происходящего, наиболее подходящей для себя роли, своего места в жизни, в духовном поиске. При этом развиваются нравственные качества, адекватность самооценки, самостоятельность, воспитываются честь и совесть. Самоопределение в подростковом периоде часто проявляется в повышенном уровне притязаний, приводит к различным осложнениям в развитии. Уровень притязаний подростка часто превышает его действительные возможности и способности.

Процесс самоопределения, начиная с элемента «Я - хочу», вызывает цепную ассоциацию «Я - могу» и «Я - надо», связанных с

соответствующими умениями. Поэтому конкретные самоопределения проявляются в целях, потребностях и умениях их достижения.

Потребность в безопасности, защищенности выражается в желании ощущать эмоциональную близость окружающих, стремлении к общению, к защите своих прав, принципов (иногда в агрессии).

Потребность в самоактуализации (самореализации) - стремление к осуществлению, использованию всего своего потенциала, всех возможностей, полученных от природы и приобретенных в опыте; стремление построить свое счастье; достичь своих целей, реализовать свое предназначение.

Удовлетворение той или иной потребности происходит в процессе деятельности. Механизм удовлетворения этих потребностей -познание, испытание и реализация своих возможностей. Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения.

Процессы саморазвития индивида происходят самопроизвольно, спонтанно (случайно), но их направленность в обществе не случайна - она определяется социальными условиями, «социальной ситуацией развития» (Л.С. Выготский).

Самоопределение (целеполагание), по существу, является обязательным актом, предшествующим проявлению любой другой потребности: в познании, самоутверждении, самовыражении, защищённости. Потребность в самоопределении развивается от элементарного рефлекторного процесса, поиска цели к поиску способа удовлетворения потребности, к нахождению смысла и сущности протекающей жизнедеятельности. В высшей стадии это чисто человеческая, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей. Самоопределение личности включает:

а) процесс познания, направленный внутрь себя (самодиагностика: кто я? что я?) и на окружающий мир (что есть мир? откуда всё?);

б) выбор своих мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности;

в) прогнозирование своего будущего, планирование себя, своего места в окружающем мире;

г) изменение, формирование себя для достижения своих притязаний.

Механизм действия потребностей подчиняется закономерностям:

а) потребность обязательно должна быть удовлетворена, в противном случае наступают болезненные и патологические состояния;

б) одна и та же потребность может быть удовлетворена как в сфере положительной деятельности, так и в сфере отрицательной социализации;

в) потребности не есть нечто раз и навсегда данное, они претерпевают изменения вместе с общим развитием и социализацией подростка.

г) направление процессов саморазвития и социализации на основе потребностей, согласно гуманистической педагогике и психологии, имеет изначально положительный вектор.

Проявление потребностей подчиняется принципу иерархичности. В модели личности как системе потребностей по А. Маслоу личность рассматривается как некая иерархическая структура (пирамида) потребностей-инстинктов.

Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

В технологии оптимального самоопределения иерархичность (очередность) действия потребностей по А. Маслоу осуществляется совместно с принципом спонтанности: все потребности могут проявляться в любой момент с разной интенсивностью.

Потребности составляют основу внутреннего саморегулирующего механизма личности, трансформируясь в качества направлен-

ности (интересы, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации и др.) и в особый комплекс качеств «потребности + удовлетворение», называемый Я-концепцией.

Рис. 5. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Массовая школа сегодня не предоставляет достаточных возможностей для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются.

По результатам социально-педагогических обследований относительный уровень интересов школьников-подростков к различным учебным предметам и видам деятельности условно можно изобразить следующей «пирамидой» (слева). Объем времени, отводимого учебными планами школы, изображается в относительной шкале «перевернутой» пирамидой (справа).

Рис. 6. Интересы учащихся и их удовлетворение в школе

Чтобы ребенок мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, выбор (пространство творческой деятельности, социальный комфорт).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На учете и использовании потребностей как внутренних потенциалов саморазвития в образовательном процессе основаны концепции обучаемого развития (Пиаже, Фрейд, Дьюи), системы свободного воспитания (Штейнер, Монтессори, Нейл, Френе) и другие. В этих системах саморазвитие личности понимается как предзадан-ные, неуправляемые процессы возникновения или изменения каких-либо качеств личности, происходящие в результате действия наследственных (биогенных) и средовых (социализирующих и педагогических) факторов.

Каждой из потребностей (познавательной, самоутверждения и т.д.) соответствует свой аспект Я-концепции. Их проявление и развитие идёт нелинейно и одновременно во всех направлениях самосовершенствования. Однако в школьном и подростковом возрасте можно выделить некоторые сенситивные возрастные периоды для проявления, осознания и развития определённых потребностей. На основе этого факта выстроена структура курса «Самосовершенствование личности» в технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко:

7-10 лет - познание окружающего мира (раздел этики и самопознания);

10-11 лет - самопознание - раздел «Познай себя»;

11-12 лет - самовоспитание - раздел «Сделай себя сам»;

12-13 лет - самообучение - раздел «Научи себя учиться»;

13-14 лет - самоутверждение - раздел «Утверждай себя»;

14-15 лет - самоопределение - раздел «Найди себя»;

15-16 лет - саморегуляция - раздел «Управляй собой»;

16-17лет - самоактуализация - раздел «Реализуй себя»;

Способности личности. Способностями называют качества

личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности.

По спектру проявления в различных видах деятельности выделяют общие (активность, критичность, быстрота, внимание) и специальные способности (музыкальные, художественные, математические, литературные, конструктивно-технические и т.п.).

По виду деятельности и поддерживающей ее сфере психики выделяют социальные (лидерство, инициативность, предприимчивость), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных ценностей и смыслах и физические. Личностные способности проявляются в управлении своими чувствами, различении, анализе их и использовании этой информации в деятельности.

По существу, каждой потребности соответствует своя способность.

Существенным элементом способностей, которые определяются генотипом, являются задатки (анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы в целом, индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень функциональной зрелости отдельных ее областей и анализаторов).

Современная психология считает, что:

- развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн);

- наследуются не способности, а возможности их развития -задатки (анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы (Л.С. Выготский);

- способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).

Знание человеком своих способностей, наличие определенного положительного опыта их использования также во многом определяют его выборы поведения и жизнедеятельности.

Для диагностики способностей существует ряд различных методик.

Серьезные работы по диагностике специальных способностей принадлежат С.Л. Рубинштейну, Б.М. Теплову и их ученикам. К.К. Платонов создал научно обоснованную систему профессионального отбора летчиков, В.А. Крутецкий тщательно анализировал математические способности.

В психологии установлено, что способности к сложным видам деятельности слагаются из нескольких частей. Чтобы достичь успеха в любой конкретной области необходимо сочетание трех взаимосвязанных компонентов: 1) задатков, 2) развитых на их основе специальных способностей, 3) положительных черт характера, таких, как трудолюбие, целеустремленность, систематичность в работе, организованность, аккуратность.

Задатки, врожденные особенности строения и функций мозга и нервной системы, проявляются в скорости образования временных нервных связей, в подвижности нервных процессов. Острота зрения и обоняния, особенности цветоощущения, координация движений, объем памяти, скорость мыслительного процесса - такие свойства (их называют процессуальными) определяются преимущественно задатками. Но раннее профессиональное определение возможно пока лишь для считанных видов человеческой деятельности. Это происходит, прежде всего, потому, что еще не разработаны в должной мере психологические и научно-педагогические основы выбора профессии. Дарование юного музыканта, художника или математика почти всегда очевидно; но выявить среди подростков будущего машиниста, слесаря, токаря, инженера-строителя или руководителя можно только ориентируясь на их желания (интересы), которые подвержены влиянию внешних факторов и случайности.

По мнению многих психологов, отношение, интерес к предмету есть обычно продукт воспитания; тут и влияние родителей, и качество уроков в школе, и чтение популярной литературы. Итак, в «формулу способностей» входят положительные черты характера, задатки, развившиеся в элементы специальных способностей, и особое отношение, интерес к вещи, предмету труда и процессам их превращения. Все компоненты важны, но ни один из них в отдельности не гарантирует успеха в профессиональной деятельности. Способности можно развить в процессе обучения; отсутствие или недостаток некоторых можно скомпенсировать усиленным развитием других (например, недостаточный объем памяти - воспитанием привычки к тщательным, систематическим записям).

Профильное (профессиональное) самоопределение, несмотря на очевидную ответственность этого шага, далеко не всегда делается правильно, оптимально. Известны многочисленные примеры ошибочных решений, повлекших за собой если не трагедии, то разочарования...

Выводы-условия. Главным условием оптимального самоопределения является получение каждым школьником объективной информации о своих психических особенностях и соответствии своих интересов, своего выбора своим способностям.

Для этого в педагогическом процессе необходимо:

А Выявление способностей подростков.

А Создание условий для проявления способностей подростков.

А Помощь подростку в поиске своих способностей, осуществлении разнообразных проб сил, развитии умений оценивать свою работу и принимать решения.

А Предоставление подростку возможности испытать чувство вовлеченности в задачу, уверенность в себе, удовлетворенность; реализовать себя в выбранной области.

Направленность личности. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации и, наконец, мировоззрение личности.

Интересы - осознанная форма познавательной потребности личности, служащая побудительной причиной действия личности. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности -стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется. Социальные установки

- готовность, предрасположенность к определенным социальнопринятым способам поведения. Ценностные ориентации - предпочтительное отношение к тем или иным общественным, материальным и духовным ценностям.

Мировоззрение - упорядоченная система политических, философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов и убеждений личности, включая сформированную естественнонаучную картину мира.

Формирование направленности является основой школьного воспитания и входит в число задач предпрофильной подготовки.

Я-концепция личности как часть СУМ. Важнейшую часть само-управляющего механизма личности в значительной мере определяющую ее самоопределение, составляет Я-концепция - система

осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе связывающая и интегрирующая комплексы потребностей, способностей и направленности. Это психическое образование, которое не отождествляется ни с какими психическими процессами, но существует в них, оставаясь автономным. Как интегральное понятие, Я-концепция:

- определяет интерпретацию и реакцию СУМ личности в отношении поступающих к нему сигналов обратной связи от промежуточных результатов выбора и деятельности подвергает их анализу, оценке, рефлексии;

- включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность и др.;

- связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.;

- определяет важнейший для процессов самоопределения и саморазвития фактор - уровень притязаний личности, то есть представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.

Инновационная технология предпрофильного обучения основана на парадигме саморазвития личности и направлена на формирование самоорганизации учебной деятельности, формирование познавательной культуры и механизмов саморегуляции учащегося. От результата формирования данных важнейших качеств личности непосредственно зависит процесс его самоопределения и самореализации, что и обусловливает значение надпредметного теоретического курса по выбору «Самоопределение личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.