Научная статья на тему 'Сущность современного российского профильного обучения'

Сущность современного российского профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селевко Герман Константинович, Соловьева Ольга Юрьевна

The authors consider the concept of the modern Russian profile training - the system of socialized training in the senior classes of high school oriented on individualization and socialization with the due account for consideration of the demands of the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN POINTS OF MODERN RUSSIAN PROFILE EDUCATION

The authors consider the concept of the modern Russian profile training - the system of socialized training in the senior classes of high school oriented on individualization and socialization with the due account for consideration of the demands of the labor market.

Текст научной работы на тему «Сущность современного российского профильного обучения»

Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева

СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Концепция профильного обучения

Становление системы профильного обучения является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Приказом Минобразования России от 18.07.02 № 2783 утверждена «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

В общей Концепции модернизации образования на период до 2010 года написано много хороших и правильных слов о самоопределении молодежи (в том числе профессиональном), которое в очередной раз становится приоритетным направлением работы школы: «Среднее полное (общее) образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, сознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути».

Эффективность указанных целей возможна при введении профильного обучения, которое является «системой социализированной подготовки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

В соответствии с планом модернизации образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение (...средства дифференциации и индивидуализации...), зада-

ча которого состоит в создании в старших классах специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию и специализацию с учетом реальных условий рынка труда.

Исходя из выше изложенного, перед профильной школой, как формой реализации основополагающих идей реформ, поставлены следующие цели:

- обеспечение углубленного обучения отдельных предметов программы общего образования;

- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с целью построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечение возможностей получения полноценного образования всем категориям учащихся в соответствии с их способностями, потребностями и их индивидуальными склонностями;

- расширение возможностей адаптации и социализации учащихся;

- подготовка выпускников общеобразовательной школы к освоению программ профессионального образования (среднего, высшего) и обеспечение преемственности между ними.

Анализ зарубежного опыта в области профориентации и профильного обучения, выполненный авторами Концепции, позволил выделить следующие особенности:

- общее образование развитых стран на старшей ступени профильное;

- количество профильных направлений невелико (три, четыре);

- организация профильной подготовки сводится к способу формирования индивидуальных образовательных программ и учебных планов учащихся, которые включают обязательные учебные курсы и курсы по выбору (от 15 до 20), причем обязательных значительно меньше;

- продолжительность обучения в профильной школе ограничено -последние два, три года;

- свидетельства об их окончании профильной школы (дипломы) дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за исключением некоторых требующих дополнительного освидетельствования;

- предпрофильная подготовка как этап профильного обучения реализуется в зарубежной профильной школе курсом «Career Development» (развитие карьеры) охватывающий и обобщающий обширную сферу (возможности образования, знакомство с профессиями, самопознание, правилами планирования карьеры и т.д.) и предназначен для детей от 5-ти до 14-ти лет.

Направления развития профильного обучения в российской школе в основном соответствуют мировым тенденциям развития образования.

Таким образом, проблемами профильного обучения являются: определение структуры, направлений, содержания подготовки кадров; определение форм работы, взаимосвязи профильного обучения с общей установкой на стандарты образования.

Важнейшим направлением исследований в профильном обучении является разработка и организация моделей, которые обеспечивали бы гибкую систему профильного обучения.

В настоящее время можно выделить несколько моделей организации профильного обучения:

- модель внутришкольной профилизации (однопрофильные и многопрофильные);

- модель сетевой организации - объединение нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного учреждения с достаточным методическим и кадровым потенциалом, выполняющего роль «ресурсного центра» и интеграции образовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего профессионального образования.

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью предварительного ответственного выбора - самоопределения в отношении направления собственной деятельности, при этом условием создания образовательного пространства, является введение предпрофильной подготовки через введение предметных курсов, ориентационных курсов и информационной работы. Кроме этого, к ней также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике, анкетирование, консультирование, организация «пробы сил», психологопедагогическая поддержка. Базовый минимум предпрофильной подготовки, согласно приказу Минобразования России от 09.02. 98 № 322, равен 100 учебным часам в год, из них 2/3 объема (2 часа в неделю) на курсы по выбору (ориентационные и предметные) и 1/3 объема для информационной и профильной ориентации.

Таким образом, важно ориентировать выпускников основной ступени на динамично развивающуюся систему возможностей, на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при этом расширяя возможности построения индивидуальной образовательной траектории.

В настоящее время в рамках концепции профильного обучения уже разработан ряд технологий, отличающихся акцентами целевых ориентаций, особенностями содержания и методик. Так, технология

С.Н. Чистяковой направлена на профессиональное самоопределение, А.А. Дробот акцентирует личностное, Г.П. Шереметова - социальное самоопределение и саморазвитие, технология Ю.В. Масюка ориентируется на развитие СУМ, делая попытку интеграции различных развивающих систем, И.С. Якиманская опирается на опыт, Т. В. Машарова связывает самоопределение с самосознанием личности. Л.В. Байборо-довой и Л.Н. Серебренниковым разработана технология предпрофиль-ной подготовки на концептуальной основе проектного обучения.

Введение двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта, нового федерального Базисного учебного плана - 2004 предполагает, что каждое учреждение будет строить свою модель организации профильного обучения.

Вывод. Сущность профильного обучения состоит в самоопределении школьника, для осуществления которого применяется целый ряд организационных, методических, управленческих, социально-педагогических, психолого-педагогических мер (решений).

Профильное обучение и самоопределение.

Самоопределение - это психологический процесс, завершающийся актом выбора, результатов которого может быть несколько, в зависимости от того, на каком уровне он происходит (сознательном или интуитивном), какими обстоятельствами сопровождается. У подростков очень часто выбор происходит ситуативно: сегодня подросток - математик, завтра разочаровывается в математике, выбирает химию. Это обыкновенное явление в жизни оборачивается для многих жизненными потерями, душевными страданиями и психическими расстройствами. Поэтому молодым людям нужна помощь в выборе, нужно научить их взвешивать все обстоятельства, принимать правильные решения. Особое значение приобретает самоопределение во время возрастных и жизненных кризисов.

Кроме того, статистика свидетельствует, что человек в течение трудовой жизни (около 45 лет) в связи с быстрым развитием техники и технологий 5-7 раз меняет вид деятельности. Это тоже требует умений самоопределения, способности принимать адекватное решение о выборе в условиях быстроменяющегося общества.

Воспитание у подростка упомянутых качеств не происходит вдруг, они формируются посредством опыта и применения специальной технологии (содержания, методов, средств обучения). Такой технологией и является профильное обучение, в том числе пред-профильная подготовка, которая готовит ребенка и подростка к соз-

нательному самоопределению на всех этапах его жизнедеятельности.

Проблема самоопределения - сложнейшая междисциплинарная проблема, которой следует признать сегодня чрезвычайно актуальным, в особенности для подросткового возраста.

Самоопределение - это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 2000). Самоопределение сопровождает человека от первого осознания своих данных и способностей к осознанному выбору профессии и своего места в жизни.

Категория «самоопределение» до последнего времени мало применялась в практике обучения и воспитания. Психологопедагогический аспект ее пока еще мало разработан. Обращение психолого-педагогической теории к этой категории заставляет обратиться к проблеме саморазвития личности и представить воспитание как самовоспитание, обучение как самообразование. Это обусловит серьезные изменения в практике обучения и воспитания, приведет, в конечном счете, к формированию саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности.

Существует множество трактовок понятия «самоопределение».

Термин самоопределение применяется в единственном и множественном числе. Множественное число «самоопределения» применяется для обозначения: 1) выборов одного субъекта в разных сферах; 2) выборов разных субъектов.

С философских позиций самоопределение - это

- основной механизм проявления и обретения человеком внутренней свободы (Н.К. Бердяев),

- философское понятие, обозначающее способность человека к свободному полаганию содержания и целей своих действий;

- духовный поиск человека (К.Я. Вазина);

- выражение свободы воли, самоопределению в своих волевых актах.

По отношению к времени и пространству охватываемых самоопределением, оно может быть ситуативное, ближнее, среднее, дальнее, тактическое, стратегическое (глобальное).

С точки зрения психологии самоопределение человека - это:

- часть процесса деятельности (целеполагание), предваряющая ее содержание и определяющая ее ход и результаты;

- проявление ориентировочной потребности и потребности в самоопределении, которая выражается в поиске личностью смысла и целей всего происходящего вокруг;

- проявление звена рефлекторного и рефлексивного механизма поведения человека;

- проявление и реализация через целеполагание всех потребностей личности (быть и жить, пищевой, половой, ориентировочной и оборонительной и др.).

С точки зрения педагогики самоопределение личности - это:

- результат воспитания и начало самовоспитания;

- проявление самостоятельности (субъектности) и индивидуальности индивида (ребенка) в педагогическом процессе;

- выбор наиболее подходящей для себя роли, позиции в педагогическом пространстве жизнедеятельности;

- выбор решения учебной задачи.

С позиций социализации, самоопределение это форма вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата.

В политологии понятие самоопределения трактуется как выявление человеком (народом) своей воли в отношении национального и государственного устройства (С.И. Ожегов).

Трудность дефиниции понятия самоопределения состоит в том, что оно может представлять собой и событие (акт), и процесс, и результат.

Самоопределение как процесс

Самоопределение как процесс психической деятельности развертывается во времени и в пространстве, имея свое начало, течение и окончание, а также область существования.

Начало. Все процессы саморазвития начинаются с самоопределения в ответе на вопросы:

- познание, самопознание - что, кто, почему, зачем;

- самовыражение, самовоспитание - как, что;

- самообразование - чему и как учиться;

- самоутверждение - как вызвать уважение к себе;

- самоопределение - как найти свое место в мире;

- саморегуляция - как управлять собой;

- самореализация - как осуществить себя и т.п.

В течение процесса самоопределения выделяется аспект поиска, выявления и осознания своих целей и ценностей в предстоящей деятельности, выбор и формирование решения, конструирование своей тактики и стратегии поведения, биографии и жизни в целом.

При этом подчеркивается, что процесс самоопределения - это самосозидание себя.

Самоопределение учащихся как психическая деятель-ность включает:

а) процесс познания, направленный внутрь себя (самодиагностика: кто я? что я?) и на окружающий мир (что есть мир? откуда всё?);

б) выбор своих мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности;

в) анализ и рефлексию прошлого опыта;

г) прогнозирование своего будущего, планирование себя, своей жизни в окружающем мире;

д) целенаправленное изменение, формирование себя для достижения своих притязаний, самосозидание себя как человека;

е) целеполагание - осознание и постановка собственных целей и задач в каждой конкретной ситуации, в процессах самоутверждения, самовыражения, саморегуляции, самореализации;

ж) выбор и планирование адекватной тактики и стратегии поведения.

Самоопределение личности как часть деятельности учения учащихся и деятельности учителя в педагогическом процессе включает постановку целей и задач обучения и воспитания, планирование действий.

Самоопределение как результат

Трактовка самоопределения как результата подчеркивает:

- с одной стороны, - акт выбора, предвосхищения и утверждения собственной позиции в проблемных вопросах (ситуациях), разрешения противоречия (компромисс, достижение консенсуса), выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям;

- с другой стороны, - глубинные результаты, которыми выступает формирование:

- определенных качеств духовной самоценности (Л.И. Рувинский);

- способности направить свое целеполагание на развитие, ориентированное на нравственное, личностное, социальное и культурное совершенствование;

- способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение (К.Я. Вазина).

Результат самоопределения, в конечном счете, представляет собой выбранную личностью ценность (ценности), которые могут трансформироваться в

• цели (жизнь, счастье, добро, дети, истина, знание, справедливость, вера, свобода, защита, власть, обладание, успех, карьера, слава, любовь, красота, наслаждение);

• оценки, образцы, нормы;

• отношения, коммуникации;

• средства и способы реализации целей (созидание, искусство, творчество);

• направления в развитии человеком собственной личности, жизненные планы;

• установки, ориентации личности

- на определенную деятельность (профессиональную, физическую, умственную, семейную, досуговую и т.д.);

- на виды самореализации в деятельности (сферы Человек - Природа (Ч-П), Человек - Знаковая система (Ч-З), Человек - Художественный образ (Ч-Х), Человек - Человек (Ч-Ч), Человек - Техника (Ч-Т));

- на удовлетворение определенных потребностей (самоутверждения, общения, творчества, удовольствия и др.).

Формой выражения результата могут быть знаковая (речь письменная или устная) или эмоционально-действенная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоопределение как отношение

Отношением называют форму и содержание взаимодействия (взаимосвязи) объектов в пространстве и во времени.

Пространственно-временное взаимодействие и связи личности с окружающим миром сопровождаются возникновением определенных эмоциональных и сознательных оценок объектов взаимодействия, являющихся само- и взаимоопределениями, которые оказывают большое влияние на формирование личностных и коллективных действий участников.

Самоопределение как отношение может быть выражено

- как установки готовности, основанные на прошлом опыте и являющиеся важным регулятором, который направляет, искажает или иным образом воздействует на поведение личности;

- как эмоции субъектов.

Самоопределение-установка представляет собой психологическую доминанту самоопределения (любого вида - от ситуативного до глобального). В установках можно различить три компонента. Когнитивный компонент представляет собой сознательный акт оценки, основанный на сопоставлении, сравнении с каким-либо другим объектом.

Самоопределение как установка - это готовность, предрасположенность личности к определенным видам деятельности, к соци-

ально принятым нормам деятельности, к предвосхищаемой ситуации. Особо выделяют социальную установку (аттитюд) - субъективную ориентацию индивида как члена группы, предписывающую ему определенное поведение, роли, должности, социальный статус (ученик - учитель и др.).

Смысловая установка возникает на базе взглядов на мир, симпатий - антипатий, имеющих личностный смысл («что для меня лучше»).

Целевая установка вызывается целью и проявляется в виде стремления к завершению действий.

Самоопределение - эмоция. Эмоциональный - эмоции и чувства человека по отношению к объекту. А отношения-эмоции предваряют и вообще лежат в основе сознательного процесса и результата самоопределения. Поведенческий компонент есть фактическое поведение субъекта по отношению к объекту. Макаренко считал, что воспитание есть формирование отношений (воспитанника к миру).

Не имея определенной когнитивной установки, личность больше полагается на эмоциональный компонент - чувства «удовольствие - неудовольствие» и высказывает свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится».

Человеческие отношения-эмоции возникают как результат взаимодействия человека с окружающей средой, и являются эмоциональным самоопределением по отношению к объекту, сопровождают все образы восприятий органов чувств, представлений, фантазии, а также все продукты деятельности сознания, мышления. Вся ассоциативно-смысловая система знаний (образов памяти) окрашена эмоциями - отношениями к ним. Все процессы мышления, в том числе самоопределение, идут как эмоциональные. «Без человеческих эмоций никогда не было и не может быть человеческого искания истины» (В.И. Ленин). Любое самоопределение (выбор) возникает как эмоция - потребность, протекает как поиск (выбор) эмоции удовлетворения (удовольствия) и оформляется как эмоция оценки результата выбора. В процессах самоопределения эмоциональные и рациональные решения взаимно переплетаются и по очереди выходят на первое место (С.Л. Рубинштейн). Таким образом, установление отношений - есть самоопределение.

Поэтому, определяя личность как совокупность отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, можно перефразировать, что личность есть совокупность самоопределений человека по отношению к миру и с миром, к себе и с самим собой. Отношения личности к себе и с самим собой выражаются семейством образов

Я (Я-концепций): «Я» профессиональное, «Я» жизненное, «Я» личностное и др. Каждый образ «Я» связан с самооценкой определенной группы качеств и самоопределением. Каждая «Я-концепция» является осознаваемым представлением личности о самой себе и своих качествах и одновременно эмоцией своего неосознаваемого отношения к этому представлению.

Человеческие отношения как форма пространственновременного взаимодействия включают в себя все и всяческие связи и взаимодействия, возникающие между людьми и окружающим миром. В зависимости от содержания деятельности людей могут быть производственные, идеологические, политические, экономические, национальные и другие отношения. Всякому отношению-взаимодействию соответствует свое само- и взаимоопределение. В сфере образования складываются специфические - педагогические отношения и соответствующие им самоопределения, обусловленные организацией процесса целенаправленного воспроизводства обществом самого себя

Содержание, характер и уровень этих отношений взаимодействия оказывают огромное влияние на процесс и результаты воспитания и развития подростка. Именно самоопределение как начальная фаза взаимодействия, взаимные симпатии или антипатии учителя и учеников предопределяют успех или безуспешность любого построения выбора. Основным средством установления, формирования отношений взаимодействия служит личностное самоопределение. Оно основано на получении информации познавательного или эмоционально-оценочного характера об объекте взаимодействия и может быть невербальным, эмоционально-сканирующим и вербальным, сознательно-рассудочным.

По объектам взаимодействия выделяются самоопределения - отношения типа: «Учитель - ученик», «ученик - ученик» и т.д.

По масштабу и характеру взаимодействия могут возникать следующие виды (уровни) педагогических самоопределений - отношений:

- социально-педагогические, которые включают взаимодействие школы, школьных коллективов, отдельных учащихся с различными государственными и общественными институтами, социальными группами (органами управления, семьей, трудовыми коллективами и т. д.);

- формальные (официальные, регламентированные, деловые, ролевые), которые зафиксированы в различных нормативных доку-

ментах, определяют функции и позиции учителей и учеников и всегда включают определенные отношения руководства и подчинения;

- неформальные (неофициальные, нерегламентированные, личностные), характеризующие восприятие участниками этих отношений личных качеств друг друга.

По содержанию могут быть: конкретно-личностные, деловые и идеологические отношения.

По характеру эмоций взаимодействующих субъектов: равнодушие, внимание и т.д.

По характеру даваемой друг другу оценки: справедливые -несправедливые, предвзятые - непредвзятые и т.д.

Наконец, по стилю: авторитарные, функциональные, либеральные, гуманно-демократические.

Между всеми видами педагогических отношений существуют тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Содержание, характер и уровень их развития оказывают огромное влияние на процесс и результаты самоопределения и развития (саморазвития) подростка.

Виды самоопределения по сфере жизнедеятельности

Самоопределение как нахождение своего места в системе отношений, которые складываются у человека в разных сферах жизнедеятельности, употребляется в следующих словосочетаниях.

Жизненное самоопределение - определение себя относительно общечеловеческих критериев и реализации себя на этой основе (отношение к жизни, к благам, к деньгам, жизни, к обществу, к богатым к бедным). Жизненное самоопределение характеризует человека как субъекта собственной жизни и счастья, оно - самый широкий вид самоопределения, включает поведение человека во всех сферах жизненного мира человека - «организованной совокупности всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом отношениями существования».

Жизненное самоопределение подростка включает, главным образом, его самоопределение в своем круге общения - в отношениях с семьей, родственниками, друзьями, учителями, товарищами по учебе, досугу.

• Личностное самоопределение (частный случай жизненного)

- определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев поведения, отношение к себе, ко всем аспектам своей личности. Личностное самоопределение - это Я-концепция человека (Я-физическое, Я-психическое, Я-интеллектуальное и др.), самоидентификация).

• Личностно-нравственное самоопределение (частный случай личностного) - определение себя и своих позиций относительно нравственных гуманно-личностных ценностей (позиций), основными из которых являются:

- Человек, его жизнь, его индивидуальность;

- Истина, Добро, Красота, Мир, Труд, Земля, Отечество;

- любовь к себе подобному, дружба;

- уважение к внутреннему миру другого человека;

- ответственность за судьбы Родины, страны, мира;

- честность, справедливость, совесть;

- нетерпимость к насилию, милосердие;

- нравственное самосовершенствование и др.

Выбор этих позиций в жизненных связях и отношениях составляет сущность личностно-нравственного самоопределения.

• Духовно-нравственное самоопределение (частный случай личностно-нравственного) - представление о душе и духовных ценностях, отношение к мирозданию, к вере, религии, Богу. Оно включает так называемое идеологическое самоопределение - специфическую позицию по отношению к господствующей идеологии, религиозным и общественным взглядам на цели и менталитет существующего общества.

На современном этапе процесс формирования личностнонравственного и духовно-нравственного самоопределения отличается крайней сложностью и противоречивостью. Утверждающаяся система новых общественно-экономических отношений вносит серьезные коррективы в содержание профессионального самоопределения, в формы организации педагогического процесса: с одной стороны, важно обеспечить индивидуализацию и учет личностных особенностей, с другой - осуществить это на основе специфики коллективной деятельности.

• Личностно-интимное (частный случай личностного) - это отношение к тому, что человек не хочет делать известным другим, иногда даже самому себе; это отношение к объекту любви, сексу, к своему здоровью, семье, детям, родителям, позиция личности в полоролевых отношениях.

• Социальное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев принадлежности к конкретной сфере общественных отношений и социальному кругу. Частный случай - гражданское самоопределение, самоопределение в рынке, новых экономических условиях.

• Культурное самоопределение (частный случай социального) - определение себя по отношению к ценностям культуры (культурным нормам, памятникам и т.д.).

• Профессиональное самоопределение - это:

- определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионально-трудовой деятельности, профессионализма;

- выбор профессии (типа, класса, отдела, условий и области деятельности);

- выбор профессиональной карьеры, сферы приложения своих жизненных сил и способностей.

Профильное самоопределение - частный случай профессионального самоопределения решение о выборе какого-либо профиля, который, как правило, связан дальнейшим продолжением образования и будущей профессиональной карьерой и образом жизни.

• Ученическое (учебное) самоопределение - частный случай профессионального самоопределения в учебной деятельности (включая сферу дополнительного образования).

Часто самоопределение, готовность к самоопределению рассматривается в контексте социальной зрелости, безотносительно к конкретной сфере жизнедеятельности, как интеграция осознаваемых и неосознаваемых (эмоциональных) самоопределений во всех сферах жизнедеятельности подростка. В этом случае говорят о целостном самоопределении.

Человек, как действующий и творческий субъект, как самоопределяющийся и самореализующийся индивид, обладает полной свободой выбора, но, как член конкретного сообщества, включенного в социум, он ограничен в своем выборе потребностями и интересами других людей и сообществ. Такова противоречивая сущность выбора, поэтому процесс выбора всегда включает множество условий и шагов по их выполнению: понимание свободы воли и действия как ответственности (определение границ альтернативности решений, понимание множественности подходов).

Классификация понятия самоопределения

Чтобы раскрыть сущность понятия, необходимо построить его классификацию. Примерную классификацию понятия «самоопределение» можно провести по следующим признакам (табл. 1).

По психологическому уровню формирования и принятия решений различают:

- эмоционально-рефлекторное (непроизвольное самоопределение, подсознательное, инстинктивное, интуитивное) самоопределение,

- интеллектуально-рефлексивное (сознательное, обоснованное) самоопределение.

По сфере жизнедеятельности: жизненное, личностнонравственное, духовно-нравственное, социальное, культурное, профессиональное (профильное), ученическое, личностно-интимное самоопределение.

По масштабу: ситуативное, ближнее, среднесрочное, долгосрочное самоопределение.

По уровню формирования решения: рефлекторное (бессознательное, инстинктивное, интуитивное) самоопределение, интеллектуальное - рефлексивное (сознательное, обоснованное) самоопределение.

По ориентации на ценности: самоопределение в целях, оценках, образцах, нормах, отношениях, коммуникациях, средствах и способах реализации целей.

По степени свободы выбора: свободное, жесткое, интегрированное.

По степени качества: оптимальное, правильное, на развитие, на функционирование, на деградацию; неправильное; адекватное.

Основаниями для классификации служат существенные признаки понятия: научно-практическая трактовка понятия самоопределения, его сфера, масштаб, уровень, ориентация на ценности, степени свободы, качество и уровень.

Свободное самоопределение дает многообразие по содержанию целей для личности. Они отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие (М.И. Рожков).

Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый подросток смог в общей цели открыть для себя личностный смысл деятельности, а это возможно на основе сотрудничества, партнерства старших и младших.

До последнего времени в педагогической практике внедрения профильного обучения существует односторонний подход к самоопределению. Вычленяется и обеспечивается в основном лишь сфера профильного (профессионального) самоопределения, а в жизненном, нравственном и идеологическом и тем более в личностноинтимной сферах самоопределение или игнорируется авторами, или носит формальный и декларативный характер. На самом деле

все виды самоопределения тесно взаимосвязаны, они вытекают друг из друга и основываются друг на друге. Поэтому вопрос о профессиональном самоопределении должен рассматриваться в контексте целостного жизненного самоопределения личности.

Таблица 1

Классификация понятия «самоопределение»_________

Признак Виды самоопределения

Трактовка понятия самоопределение - событие - процесс - результат - деятельность - отношение - установка - качество личности

Сфера жизнедеятельности - жизненное самоопределение - личностное самоопределение - личностно-нравственное самоопределение - духовно-нравственное самоопределение - личностно-интимное самоопределение - социальное самоопределение - культурное самоопределение - профильное (профессиональное) самоопределение - ученическое самоопределение

Временной масштаб - ситуативное - ближнее - среднесрочное - долгосрочное - стратегическое

Психологический уровень формирования решения - неосознаваемое (рефлекторное, инстинктивное, интуитивное) - сознательное (интеллектуально-рефлексивное, интеллектуальное, обоснованное)

Ориентация на ценности - самоопределение в целях - в оценках - в образцах - в нормах - в отношениях - в коммуникациях - в средствах и способах осуществления целей

Степень свободы выбора - свободное - жесткое - интегральное

Качество - правильное, неправильное - адекватное, оптимальное

Уровень - оптимальный - удовлетворительный - средний - низкий - неудовлетворительный

Целевые ориентации технологии профильного обучения

Государственный и региональный уровень

А Расширение возможностей социализации, гражданского и социально-трудового становления учащихся.

А Создание условий для осуществления дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

А Обеспечение доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

А Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

А Подготовка подрастающего поколения к включению в процесс общественного труда.

Уровень учреждения

А Выявление интересов и склонностей, способностей школьников, ориентированное на выбор профиля обучения в старшей школе и направление дальнейшего профессионального образования.

А Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением.

А Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

А Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования.

А Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.

А Развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности выпускников школы.

А Создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень учащихся

А Формирование у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования. Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий.

А Овладение учащимися общетрудовыми, политехническими и некоторыми специальными технологическими знаниями.

А Ясное осознание учащимися смысла, содержания и технологии трудового процесса.

А Вооружение учащихся методологическим аппаратом

А Приобретение учащимися первичных знаний и умений, связанных с деловым общением, управленческой деятельностью, участием в коллективном труде.

А Овладение основами прикладной экономической и экологической подготовки.

А Усвоение начал рыночной подготовки, предпринимательской деятельности.

А Развитие и самореализация личности ребенка.

А Формирование творческих качеств личности.

АСогласование интересов заинтересованных сторон.

В процессе профильной и предпрофильной подготовки необходимо подвести выпускника к самоопределению - решению, в котором согласованно выступают интересы четырех сторон:

- выпускника учебного заведения - помочь ему решить проблему трудоустройства;

- общества - обеспечить его политическую и социально-экономическую стабильность;

- профессиональных учебных заведений;

- работодателей - рынка труда конкретного региона.

Главной целью профильного (предпрофильного) обучения является формирование личности самоопределяющейся.

Самоопределяющаяся личность - это социально созревшая, устойчивая личность, способная адекватно понимать и осуществлять свои желания, права и обязанности.

Концептуальные позиции технологии профильного обучения

❖ Повышение качества общего образования.

❖ Социальная зрелость и самоопределение выпускников есть важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности.

❖ Принцип взаимосвязи общего, политехнического, трудового, технологического и профессионального образования.

❖ Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

❖ Принцип преемственности и открытых перспектив повышения образования.

❖ Право на бесплатное получение первоначального профессионального образования.

❖ Многообразие форм реализации профильного обучения.

❖ Творческий характер обучения и производительного труда.

❖ Практико-ориентированный подход.

❖ Вариативность содержания и форм реализации профильного обучения.

❖ Гибкость механизма введения профильного обучения.

Классификационная характеристика технологии

профильного обучения

Современная официальная технология профильного обучения имеет следующие характеристики.

Уровень и характер применения технологии - массовый: на уровне государственного планирования подготовки кадров - это метатехнология; на уровне управления региональной системой профессионального образования - отраслевые технологии; на уровне работы учебного заведения - модульные и локальные; обучение трудовым приемам, мастерству - микротехнологии.

Философские идеи технологии выражены коэволюционной теорией, экзистенциализмом, прагматизмом, хотя несомненна и ее гуманистическая и демократическая ориентация.

Основные методологические подходы: практико-

ориентированный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научные концепции освоения опыта: традиционная парадигма научения.

Ориентация на личностные сферы и структуры: ключевые компетентности личности.

Характер содержания и структуры: технократический, профессионально ориентированный по предметной области.

Вид социально-педагогической деятельности: обучение, воспитание, а также поддержка, помощь.

Тип управления социально-воспитательным процессом: современное традиционное обучение + консультант; разнообразие типов.

Преобладающие методы: интерактивные, проектные, творческие.

Организационные формы: дифференцированные, групповые и индивидуальные, клубные.

Преобладающие средства: многообразие: действенно-

практические, вербальные, наглядные.

Подход к ребенку: личностно ориентированный, деятельностный.

ABSTRACT

The authors consider the concept of the modern Russian profile training - the system of socialized training in the senior classes of high school oriented on individualization and socialization with the due account for consideration of the demands of the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.