Психология образования
А.Э. Попович
Организация профессиональной диагностики старшеклассников в процессе предпрофильной подготовки
В статье рассмотрена проблема диагностики способности старшеклассников к выбору профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки. Выявлены уровни функционирования (пропедевтический, основной, завершающий)
и особенности диагностического направления (методический инструментарий) предпрофильного этапа обучения. Охарактеризована деятельность педагога как ведущего фактора, обеспечивающего профобследование, профвоспи-тание, организацию общественно-полезного труда и профконсультацию. Ключевые слова: профессиональная диагностика, профилизация обучения, предпрофильная подготовка, педагог, старшеклассник.
Период выбора профессии приходится на старший школьный возраст, для которого характерны самоактуализация, принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека, что является важнейшим основанием взвешенного выбора учащимися качественного образования, соответствующего потребностям и способностям, траектории личностного развития.
В настоящее время выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение школьников происходит в условиях нестабильной ситуации в российской и мировой экономике. Неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно принять решение по поводу своего будущего, сделать самостоятельный профессиональный выбор.
Цель нашего исследования обусловлена необходимостью организации профессиональной ориентации, способной с помощью диагностики обеспечить контроль за процессом самоопределения учащихся с учетом его прогнозирования и коррекции.
Методологическими ориентирами для нас стали научные разработки в области профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, идеи трудового обучения и воспитания (А.Я. Журкина, Е.А. Климов, А.Г. Пашков, Н.С. Пряжников, М.В. Ретивых, А. Д. Сазонов, И. А. Сасова, В.В. Сериков, В. Д. Симоненко, С.Н. Чистякова, К. Д. Ушинс-кий и др.); положения педагогики и психологии о гуманизации образования, использовании активных форм, методов и технологий для развития личности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.).
В настоящее время большинство ученых - педагогов и практиков -считают, что для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе необходима подготовка. Как показывают социологические опросы, учащиеся 9 класса основной школы испытывают серьезные затруднения не только при выборе будущей профессии, но и профиля обучения в старшей школе, что доказывает важность правильной организации предпрофильной подготовки.
Педагогика и психология
Психология образования
Понятие предпрофильной подготовки является относительно новым для современной отечественной педагогической науки, оно появилось в Концепции профильного обучения. Предпрофильное обучение - это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, задачей которого является комплексная подготовка девятиклассников к жизненно важному выбору (учащийся должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности, принять ответственное решение).
Таким образом, предпрофильная подготовка - система психологопедагогической, информационной и организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности. Предпрофильная подготовка действует на трех уровнях.
Пропедевтический - позволяет осуществить предварительное изучение образовательных потребностей учащихся, провести предварительную диагностику образовательного запроса с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Выявление образовательного запроса учащихся происходит при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса. На пропедевтическом уровне рекомендуется следующее: осуществлять общее знакомство с учреждениями профильного обучения, профессионального образования, с условиями дальнейшего трудоустройства, ограничениями и риском, связанными с профильным обучением, дальнейшим образованием в учреждениях различного типа и уровня; демонстрировать примеры конкретных учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда данного региона.
На основном уровне предусматривается обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; составление индивидуального учебного плана предпрофильной подготовки обучающихся; организация и проведение психолого-педаго-гической диагностики и самодиагностики; выявление основных затруднений свободного выбора профиля обучения. Эти мероприятия проводятся в период обучения в 9 классе.
На завершающем уровне реализуются «пробы выбора профиля обучения»; используются матрицы и схемы альтернативного выбора, позволяющие ранжировать и наглядно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора; формируется образовательный рейтинг каждого ученика, включающий результаты итоговой аттестации,
индивидуальную накопительную оценку (портфолио) и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения. Оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе проводится при окончании 9 класса [4].
Диагностическое направление функционирования этой системы предполагает выявление сфер интересов, мотивации, уровня и структуры способностей ученика с точки зрения профильного и профессионального выбора и реализуется в двух вариантах: диагностический минимум и углубленная диагностика. В диагностическом минимуме участвуют все школьники 8-11 классов, углубленная диагностика проводится по запросу любого участника образовательного процесса. Среди методик диагностики можно назвать: составление формулы профессии, тестовые задания теоретического характера, демонстрация приемов и способов выполнения работы обучающимися, заполнение карточек-заданий, проведение опроса профессиональной готовности, проведение самооценки индивидуальной деятельности и др.
При качественном отличии вырабатываемых у учащихся умений все они находятся в диалектическом единстве, в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Максимальный успех в учебной деятельности школьников достигается при условии формирования всех умений в едином комплексе.
Деятельность педагога выступает ведущим фактором, обеспечивающим профобследование, профвоспитание, организацию общественно полезного труда и профконсультацию.
Охарактеризуем задачи, формы и методы работы по каждому из этих направлений профессиональной диагностики.
Одним из важнейших компонентов профориентации школьников является их профобследование и проводимая на его основе профконсультация. Основной целью этой работы является оказание учащимся помощи в их трудовом и профессиональном становлении на основе психолого-педаго-гического изучения.
При осуществлении этой работы учителя решают следующие задачи:
- определяют уровень осведомленности учащихся в различных отраслях народного хозяйства и видах трудовой деятельности;
- изучают профессиональную направленность и пригодность (склонности, интересы и способности) школьников;
- помогают старшеклассникам убедиться в правильном или неправильном самоопределении, разобраться в возникших вопросах, связанных с выбором профессии или типа учебного заведения, спланировать свои
Педагогика и психология
Психология образования
действия так, чтобы решение этих вопросов оказалось приемлемым и удовлетворяло бы личность и общество.
Для получения сведений о профессиональной осведомленности, направленности и пригодности учащихся учителя определяют содержание работы по каждому из этих направлений. Коротко остановимся на каждом из них.
Известно, что в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии важное место занимают их осведомленность о различных отраслях народного хозяйства, знакомство с производством, его технологией, передовыми людьми и профессиями.
Современная общеобразовательная школа формирует у своих воспитанников определенный круг знаний о различных отраслях народного хозяйства, профессиях и специальностях, который также расширяется под влиянием производственного окружения, вузов, средних специальных учреждений, училищ.
Для того, чтобы оказать существенную помощь учащимся в выборе их профессионального пути, необходимо опираться на имеющуюся у них базу знаний и представлений профинформационного характера, а также на их жизненный опыт. Поэтому выявлению профессионального кругозора старшеклассников должно придаваться особое значение. Анализ опроса старшеклассников показал, что их больше интересуют профессии, в основе которых лежит сочетание и физического, и умственного труда. Вместе с тем их особо интересует труд, связанный с использованием машин и механизмов, привлекают новые профессии, вызванные к жизни бурным развитием науки и техники. Они пытаются найти свое место в трудовой деятельности, объективно подойти к оценке своих склонностей и способностей.
Однако не все юноши и девушки уверенно называют свои будущие профессии. Значительное количество старшеклассников еще не знает, что их привлекает, чего они хотят, к какому виду трудовой деятельности нужно готовить себя в школе. Говоря о содержании трудовой деятельности, учащиеся часто пишут о том, что делают люди определенной профессии (учитель учит, врач лечит, шофер водит машину и т.д.) и затрудняются рассказать о характере технических средств труда, его результатах, о требованиях, которые предъявляет та или иная профессия к человеку. Далеко не все учащиеся имеют четкие представления об экономической стороне профессии (организация труда, система оплаты и т.д.). В результате многие определяют свой путь в трудовую жизнь неосознанно, случайно.
Обследуя профессиональную осведомленность старших школьников, ее роль в системе профконсультационной работы, педагог решает две задачи:
- осуществление предварительного учета круга знаний учащихся о существующем многообразии профессионального труда в целях планирования работы по профессиональному просвещению;
- ведение учета приобретенных учащимися знаний в процессе обучения, а также в ходе профориентационной работы с целью оказания дальнейшей помощи старшеклассникам при выборе их жизненного пути.
При обследовании профосведомленности учащихся применяются
в основном такие методы, как беседы, изучение результатов творческих работ учащихся (сочинений, конкурсов, рефератов и т.п.), анкетирование, письменный опрос, наблюдения, знакомство со школьной документацией; использование сведений об учащихся, содержащиеся в их личных делах (состояние их здоровья, успеваемость, уровень воспитанности и т.д.).
Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся представляет наибольший интерес, т.к. с помощью данного обследования предоставляется возможность судить о профессиональной осведомленности молодежи, о характере и мотивах профессиональной направленности.
Важным условием правильного выбора профессии является учет индивидуальных особенностей учащихся, определение соответствия индивидуальных качеств личности требованиям той или иной профессии.
Классные руководители и учителя в своей деятельности используют педагогическую программу индивидуального развития учащихся, рассчитанную на длительную перспективу. На основе важнейших теоретических положений концепции системного понимания воспитания и вытекающей из нее логики деятельности воспитателей с учетом результатов педагогической диагностики разрабатывается общая стратегическая линия и реализуются следующие тактические решения программы в обеспечении высокого уровня учебного процесса:
- предъявление ко всем учащимся высоких требований, дополнение их дифференцированными заданиями;
- постоянный учет и использование индивидуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе;
- изучение каждого учащегося с целью узнать о нем как можно больше;
- стремление к объективной, всесторонне продуманной оценке каждого ученика, использование для этого результатов повседневного наблюдения за учеником;
- изучение потенциальных возможностей каждого школьника с целью составления личного профессионального плана.
Личный профессиональный план - это представления ученика о своей будущей профессиональной деятельности. Он содержит следующие направления: главная цель (чем буду заниматься, область деятельности,
Педагогика и психология
Психология образования
учебное заведение, профессия); возможности для реализации цели (склонности, способности, состояние здоровья, характер, темперамент, волевые качества, устойчивость интересов, знания о потребностях данной профессии); проба сил (что конкретно делать для достижения цели, необходимые встречи, беседы и т.д.); запасные варианты (или один вариант); вопросы самовоспитания и самообразования (что воспитывать у себя, что читать, знать, уметь и т.д.).
Практический опыт доказывает, что уровень готовности к выбору профессии у старших школьников имеет большие потенциальные резервы, однако остается пока еще недостаточно высоким.
Разумеется, человек по склонности и способностям может иметь предпосылки не к одной, а к нескольким профессиям. Немаловажным фактором является и профессиональная позиция родителей (наличие семейных династий или твердого желания родителей выбора для ребенка той или иной профессии).
Таким образом, оперативная диагностическая помощь в выборе оптимальной профессиональной сферы с учетом индивидуальных способностей, возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда предполагает объединение усилий всех субъектов образовательного пространства и представителей социальной среды, целью которого является развитие у учащихся способности к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору профессии, умения проектировать образ профессионального будущего, осознавать свои профессиональные, учебные и личностные возможности, необходимые для практической реализации выбора и определения путей профессионального роста с помощью развития рефлексии.
Библиографический список
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. Ростов-н/Д., 1996.
2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Метод. пособие / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журки-ной. М., 1997.
3. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. С.Н. Чистяковой. М., 2003.
4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения / Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. и др. М., 2004.
5. Профильное обучение в городе Москве: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы науч.-практич. конференции. М., 2003.
6. Профильное самоопределение личности как объект диагностики: Метод. рекомендации / Авт.-сост. С.А. Ефимова, С.А. Кузнецова. Самара, 2002.
7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.; Воронеж, 2002.
8. Селевко Г.К. Найди свой путь: Учеб. пособие для предпрофильного обучения. М., 2006.
9. Школьные перемены: Научные подходы к обновлению общего среднего образования / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2001.
71
Педагогика и психология