НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28
141
УДК 371.01
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
THE FORMATION OF EDUCATIONAL RESEARCH CULTURE OF STUDENTS ON PREPROFILE TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
И.Ф. Исаев, О.В. Алиева
I.F. Isaev, O.V. Alieva
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород, 308015, ул. Победы, 85 Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., 308015, Belgorod, Russia Е-mail: isaev@bsu.edu.ru
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное обучение, учебно-исследовательская культура, ценностное отношение к исследовательской деятельности.
Keywords: pre training, specialized training, research culture, value attitude to research activity
Аннотация. В статье актуализируется организация предпрофильной подготовки учащихся как предпосылка осознанного выбора углубленного изучения учебных предметов на этапе профильного обучения. Авторы раскрывают возможности предпрофильной подготовки для формирования учебно-исследовательской культуры учащихся, обосновывают основные психологические и педагогические условия формирования учебноисследовательской культуры школьников на этапе предпрофильной подготовки.
Abstract. The article actualizes the organization of preprofile preparation of students as a prerequisite for informed choice in-depth study of academic subjects at the stage of specialist training. The authors reveal the possibility of preprofile preparation for the formation of educational and research culture students prove basic psychological and pedagogical conditions of formation of educational research culture of schoolchildren on preprofile training.
Введение
Период предпрофильной подготовки является наиболее благоприятным для формирования учебно-исследовательской культуры учащихся, так как отвечает интересам, потребностям, мотивам, целям учащихся основной школь; связанные с дальнейшим направлением продолжения образования.
Для учащихся предпрофильной подготовки характерны развитие самосознания; осознание себя и своего места в мире, расширение диапазона выполняемых ролей; самоидентификация; идентичность; открытие «Я», период «врастания в культуру»; возникновение системы ценностных ориентации, мировоззренческой позиции; чувство взрослости и моральных ценностей; новый уровень притязаний; усиление функции интеллекта; развитие способности к абстрактному мышлению; склонность к теоретизированию, формально-операционному мышлению; возникновение рефлексии; субъектность; «попытка найти свое значение»; способность к самосовершенствованию; стремление к социальному развитию, социальному признанию; расширение жизненного мира личности.
Формирование учебно-исследовательской культуры на этапе предпрофильной подготовки позволяет сделать выбор профиля обучения более осознанным. Приобретаемые в ходе учебноисследовательской деятельности умения видеть проблему, формулировать её, намечать пути её разрешения, прогнозировать результаты, использовать соответствующие методы разрешения, поиск признания найденного решения окружающими позволяют создать основу для решения проблем жизненного плана.
Обоснование психологических и педагогических условий формирования учебно-исследовательской культуры учащихся на этапе предпрофильной подготовки
Приступая к решению проблемы формирования учебно-исследовательской культуры учащихся на этапе предпрофильной подготовки мы исходили из понимания необходимости создания в образовательном учреждении инновационно-исследовательской среды, которая стимулирует ученика к творческому поиску, а участие в исследовательской деятельности, знакомство с исследовательскими работами других школьников способствует формированию широкого круга интересов, инициирует желание попробовать свои силы в различных областях знаний, расширяет безальтернативность образовательного пространства сельской школы, формирует положительное
142
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28
общественное мнение о его достижениях. Проблемы, решаемые в ходе учебно-исследовательской деятельности, затрагивают важные жизненные смыслы и обеспечивают творческую самореализацию ученика.
Создание инновационно-исследовательской среды предполагало изменения в урочной деятельности. Так мы выделяли тему или подтему, состоящую из 5-6 уроков согласно типологии учебных занятий: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение; выделяли ведущие, стержневые понятия; осуществляли группировку учебного материала на основе соотношения главной информации и второстепенной; в структуре учебных предметов выделяли интегрированное знание; отбирали образовательные технологии, методы, направленные на достижение планируемых результатов обучения; выделяли блок проблемных задач по каждой теме. Наряду с этим был введен учебный курс «Основы учебно-исследовательской деятельности», в ходе изучения которого большое внимание мы уделили формированию у школьников умений работать с информацией и овладению методами научного познания, как показателей технологического компонента учебно-исследовательской культуры, которые позволяют учащимся делать исходное знание понятным себе, удобным для использования, полезным для жизни и работы. На уроке, а также в ходе выполнения учебно-исследовательской работы школьники работали с информацией: книгой, статьёй, лекцией, просто учебным текстом. Учителю было необходимо научить школьников выделять в прочитанном идею, составлять план, тезисы, конспект изученного материала, аннотацию. Это приобретает особую актуальность, так как в сегодняшнем информационном обществе ценность тех знаний, которые современные пользователи могут легко получить благодаря электронной сети и почте, объективно снижается. Зато возрастает ценность умения понимать, какие именно знания нужно получить, как их обработать и использовать в решении актуальных задач. Мы старались, не увеличивая количества фактов, правил, констант, необходимых ребёнку для запоминания, развить у ребёнка навыки анализа имеющихся данных, умения синтезировать общую картину, используя имеющуюся информацию, полученную из различных источников, способности прогнозировать развитие ситуации, исходя их имеющихся в настоящее время фактов, т.е. подготовить его к жизни таким образом, чтобы выбор места работы или смена профессии происходили успешно, максимально безболезненно, в короткие сроки.
При этом мы сопровождали движение ученика от воспроизведения к творчеству, используя систему учебно-исследовательских задач: задачи репродуктивно- воспроизводящего типа, предполагающие задания на воспроизведение знаний; задачи репродуктивно-когнитивного типа, предполагающие простые мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, упорядочивание, определение отношений, абстракция, конкретизация; задачи когнитивно-познавательного типа задачи, предполагающие сложные мыслительные операции: трансформация, интерпретация, индукция, дедукция, аргументация, на оценку; задачи когнитивно-креативного типа, предполагающие обобщение знаний: сочинение обозрения, доклада, отчета, самостоятельные письменные работы, проекты и пр.; задачи креативного типа - задачи, предполагающие продуктивное мышление: применение на практике, решение проблемных ситуаций, целеполагание и постановку вопросов, эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных, эвристический поиск на базе логического мышления и др.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность учащихся, мы понимали актуальность сочетания основного и дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образования включала в себя разработку и проведение интеллектуальных конкурсов, воспитательных мероприятий, посвященных жизни и деятельности великих людей; организацию и проведение встреч с интересными людьми; создание и организацию работы школьного научного общества учащихся по направлениям: естественнонаучное, гуманитарное, художественно-
эстетическое; пропагандирование достижений отечественной и зарубежной науки в рамках проведения Всероссийской акции «Vivat, наука», общешкольной недели науки; представление результатов учебно-исследовательской деятельности на школьной научно-практической конференции; инициацию участия школьников в конкурсах творческих, проектных и исследовательских работ. Отличие дополнительного образования от основного: основное образование видит своей задачей целенаправленное развитие личности, дополнительное образование, согласно концепции свободного времени, мнению Ляшко Л.Ю., можно отнести к «более возвышенной деятельности»[з], считать средством свободного развития личности. Формирование мотивации учения в первом случае происходит на уроке, который ограничен во времени, подчинен целям и задачам урока, программе, в сфере дополнительного образования в ситуациях, способных вызвать у учащихся яркие впечатления. В то же время система дополнительного образования базируется на основном, так как у учащихся уже сформирована система определенных знаний и умений, опыт решения учебных, проблемных, исследовательских задач и т.д. Общим же для них является движение обучающихся от репродуктивной, подражательной деятельности к творческой, исследовательской. Здесь очень важным является поддержка мотивации учащихся на высоком уровне, чтобы личностным.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28
143
Учащиеся с высоким уровнем сформированности учебно-исследовательской культуры, демонстрируя результаты учебно-исследовательской деятельности, создавали положительное общественное мнение о себе и о своем опыте. В свою очередь, сформированное общественное сознание оказывало доминирующее влияние на развитие потребности в самореализации на основе учебноисследовательской деятельности у учащихся со средним и низким уровнем её сформированности.
Одним из важных условий в формировании учебно-исследовательской культуры обучающихся являлась научно-методическая готовность учителя осуществлять руководство учебноисследовательской деятельностью учащихся. Современный учитель, наряду с функцией обучения, выполняет функцию учителя-исследователя, ведет поиск новых форм и методов обучения и воспитания, так как ранее применяемые приёмы, средства, формы и методы не приводят к таким же результатам, как раньше. В связи с этим очень многое зависит от учителя, умеющего видеть проблемы, ставить цели, проектировать действия, анализировать условия и т.д.
Выявив низкий уровень научно-методической готовности педагогов к формированию учебно-исследовательской культуры учащихся основной школы, мы разработали программу подготовки педагога к руководству учебно-исследовательской деятельностью учащихся, которая включала в себя современные образовательные технологии, таксономию исследовательских задач, обучение школьников специальным исследовательским умениям: работе с информацией, методам научного познания, технологии выполнения основных видов исследовательских работ, как на уроке, так и вне его: доклад, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Таким образом, нами были созданы организационно-педагогические условия формирования учебно-исследовательской культуры учащихся, которые представляли собой внешнюю образовательную среду, которая способствовала развитию у учащихся технологической готовности к учебно-исследовательской деятельности.
В отличие от организационно-педагогических психолого-педагогические условия формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки составляют внутреннюю сторону данного процесса и актуализировали деятельность учителей по созданию ситуации выбора, формированию у учащихся ценностного отношения к исследованию, организацию субъект-субъектных взаимоотношений.
В системе предпрофильной подготовки учащимися совершается ответственный выбор -предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности. На этапе предпрофильной подготовки ситуация выбора носит не завершённый, а мотивирующий характер; занятия профильной ориентации стимулируют учащихся к пробе выбора дальнейшего направления продолжения образования, ценностей, личностных качеств; информационная работа способствует выбору профиля обучения, жизненных планов и путей их реализации; элективная дифференциация - выбору предпочтительного вида деятельности, целостного мировоззрения. Создание ситуации выбора в ходе учебно-исследовательской деятельности на уроке, вне его, а также в системе предпрофильной подготовки создает почву для успешного протекания процессов самоопределения, самообразования, самореализации учащихся, способствует построению индивидуальной образовательной программы. Свободный выбор позволял школьникам раскрыть свои потенциальные возможности, проявить самостоятельность в принятии решений, применить на практике творческие навыки, т. е. осознать себя субъектом выбора.
Большую роль, на наш взгляд, в вопросе формирования учебно-исследовательской культуры учащихся играет создание субъект-субъектных взаимоотношений, в которые неизбежно вступают участники процесса формирования учебно-исследовательской культуры. Под субъект-субъектными взаимоотношениями мы понимали «особый тип отношений между субъектами воспитания, характеризующийся принятием ими друг друга как ценностей, эмоциональным комфортом в общении, стремлением к совместной творческой деятельности» [2]. В процессе формирования учебно-исследовательской культуры субъект-субъектные взаимоотношения возникали в результате совместной учебно-исследовательской деятельности, при этом учитель, занимающий активную позицию в учебно-исследовательской деятельности, должен был перевести ученика - другого субъекта в такую же активную позицию, создав условия для формирования у него положительного отношения к совместной деятельности, как на конативном уровне - в форме мотивов, интересов, убеждений, стремлений, влечений, ценностных ориентации, так и на эмотивном - в форме различных эмоций и чувств. Другими словами, ученик в процессе формирования учебноисследовательской культуры на этапе предпрофильной подготовки становился субъектом взаимоотношений.
Важным условием формирования учебно-исследовательской культуры мы рассматриваем ценностное отношение школьников к исследованию. Н.В. Голованова, рассматривая результат воспитания в связи с ценностным отношением, выделяет в нем три компонента: когнитивный компонент - понятия и представление о той или иной стороне жизни; эмоционально-оценочный -
144
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28
переживание данного события, явления, его оценка; поведенческий компонент - опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым социальным действиям [1].
Мы включаем в ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности понятия и представление об учебно-исследовательской деятельности; переживание процесса учебноисследовательской деятельности, его оценка; наличие опыта осуществления, практические знания, умения, навыки, готовность к осуществлению учебно-исследовательской деятельности. Ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности возникает у учащихся в силу её способности соответствовать потребностям и интересам ученика, осознавать себя и окружающий мир; её социальной и личностной значимости; эмоционального отношения, которое выражается в переживании исследуемого; отражения отношения между учеником и учебно-исследовательской деятельностью как «человек - мир». В целом ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности мы можем охарактеризовать как субъект-объектное отношение.
Заключение
Идея формирования учебно-исследовательской культуры учащихся на этапе предпрофильной подготовки как личностного образования, характеризующегося ценностным отношением к учебно-исследовательской деятельности, сформированностью первоначальных умений и навыков учебного исследования, творческого самоосуществления личности, нашла подтверждение на практике. Становление учащегося как субъекта учебно-исследовательской культуры представляет собой процесс развертывания субъектности личности в движении от первичного освоения и репродуктивного усвоения знаний, умений, навыков, способов осуществления учебноисследовательской деятельности к внутреннему принятию ее ценностей на уровне личностных смыслов, а затем трансляции в творческой самореализации.
Список литературы
1. Голованова, Н.В.Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике//Педагогика. 2007. - № 10, - С. 38 - 47
2. Исаев, И.Ф., Кролевецкая Е.Н. Куратор и студенческая группа: развитие субъект-субъектных отношений. Москва - Белгород. - 2009. - 193 с.
3. Ляшко, Л.Ф Исследовательский подход в образовании: от теории к практике. Т.2. Практика и методы организации. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. - 589 с.