Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / проектная деятельность / средняя школа / урок экономики / технологии обучения / financial literacy / project activities / secondary school / economics lesson / learning technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна

Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся средней школы на уроках экономики. Представлены особенности организации проектной деятельности: определение круга вопросов, применения исследовательского инструментария, обработки и представления результатов исследования. Вовлечение учащихся в проектную деятельность направлено на реализацию их себя в системе общественных отношений, позволяет организовать и спланировать свою деятельность, реализовать творческие способности, раскрыть индивидуальные особенности личности, формирует основы финансово грамотного поведения. Исследовательская работа в процессе подготовки проектов на уроках экономики позволяет сформировать объективную оценку решений, принимаемых в финансовой сфере, расширить область знаний финансовых инструментов, сформировать личную направленность в построении траектории финансово-грамотного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the organization of project activities of secondary school students in economics lessons. The features of the organization of project activities are presented: the definition of the range of issues, the use of research tools, processing and presentation of research results. The involvement of students in project activities is aimed at the realization by students of themselves in the system of social relations, it allows organizing and planning their activities, realizing their creative abilities, revealing individual personality traits, and forming the foundations of financially literate behavior. Research work in the process of preparing projects in the lessons of economics allows you to form an objective assessment of decisions made in the financial sector, expand the field of knowledge of financial instruments, form a personal focus in building the trajectory of financially competent behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Инновационные технологии обучения способствуют получению высокого результата освоения знаний студентами учреждений среднего профессионального образования. Применение их в учебном процессе способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся.

На рынке труда с каждым годом растет конкуренция, и это способствует тому, что требования к выпускникам средних профессиональных заведений растут. В наше время недостаточно просто разбираться в своей специальности и обладать знаниями в своей области. Востребованными качествами сейчас являются креативность, целеустремленность, критическое мышление, адаптивность и способность к профессиональному росту.

Новые методы обучения отличаются от прежних тем, что заставляют обучающихся проявлять «вынужденную активность». Она состоит из разных составляющих: обязательное взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем, активная работа мышления, эмоциональная включенность в какую-либо деятельность творческого характера, формирование коллективов, направленных на эффективный процесс обучения. Можно сказать, что современное обучение ориентируется на развитие и самореализацию каждой личности, формирование поколения, которое сможет учиться на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Беляева, Ю.А. Инновационные образовательные технологии: основные целевые ориентиры / Ю.А. Беляева // Московский экономический журнал. - 2022. - №4. - С. 653-659

2. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 51-53

3. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы проведения практических занятий в вузе / Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-2. - С. 50-53

4. Великанова, С.А. Проектная деятельность как основа инновационных технологий в образовательном процессе / С.А. Великанова // Инновационные технологии в образовательном процессе. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 72-75

5. Красникова, A.B. Особенности использования кейс-технологии в образовательном процессе / A.B. Красникова // Вестник науки и образования. -2020. -№4-1 (82). - С. 88-91

6. Маркова С.М., Уракова Е.А. Дидактические основы содержания практического обучения / Маркова С.М., Уракова Е.А. // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249

7. Оганнисян, Л.А. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза / Л.А. Оганнисян, H.H. Ступак // Таврический научный обозреватель. -2015. -№2-1. - С. 105-108

8. Олимов, Ш.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе / Ш.Ш. Олимов // Молодежь и XXI век - 2020. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. - С. 228-231

9. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1 (38).

10. Чернявская, А.П. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.-311 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИИ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся средней школы на уроках экономики. Представлены особенности организации проектной деятельности: определение круга вопросов, применения исследовательского инструментария, обработки и представления результатов исследования. Вовлечение учащихся в проектную деятельность направлено на реализацию их себя в системе общественных отношений, позволяет организовать и спланировать свою деятельность, реализовать творческие способности, раскрыть индивидуальные особенности личности, формирует основы финансово грамотного поведения. Исследовательская работа в процессе подготовки проектов на уроках экономики позволяет сформировать объективную оценку решений, принимаемых в финансовой сфере, расширить область знаний финансовых инструментов, сформировать личную направленность в построении траектории финансово-грамотного поведения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, проектная деятельность, средняя школа, урок экономики, технологии обучения.

Annotation. The article is devoted to the organization of project activities of secondary school students in economics lessons. The features of the organization of project activities are presented: the definition of the range of issues, the use of research tools, processing and presentation of research results. The involvement of students in project activities is aimed at the realization by students of themselves in the system of social relations, it allows organizing and planning their activities, realizing their creative abilities, revealing individual personality traits, and forming the foundations of financially literate behavior. Research work in the process of preparing projects in the lessons of economics allows you to form an objective assessment of decisions made in the financial sector, expand the field of knowledge of financial instruments, form a personal focus in building the trajectory of financially competent behavior.

Key words: financial literacy, project activities, secondary school, economics lesson, learning technologies.

Введение. Финансовая грамотность населения России остается актуальным вопросом последние 10 лет. Школьные занятия по экономике выступают ключевым этапом формирования у школьников основ финансово грамотного поведения и представления об экономических законах, структуре современных финансовых отношений и специфике работы финансово кредитных институтов в изменяющейся экономической среде. Обширность материала, зачастую сложные для понимания учащихся процессы вызывают затруднения проявляющиеся в снижении заинтересованности в изучаемом материале, а также, по данным исследования, в последние пять-семь лет наблюдается заметное снижение мотивации учащихся в целом. С целью повышения заинтересованности учеников и вовлечения их в образовательный процесс, преподавателями применяются нестандартные формы организации занятий, таких как, урок-экскурсия, урок-игра и другие. Опираясь на анализ педагогического опыта проведения занятий, подобная форма организации деятельности способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, что заметно повышает мотивацию к обучению, в целом. Нестандартные формы работы позволяют развить самостоятельность учащихся при работе с различными источниками, дают возможность отойти от традиционных уроков, проявить творческие способности, «оживить» мысли.

Однако, желание овладеть предметом и конкретной темой, в частности, зависит от технологий и методик обучения, применяемых на уроках. Поэтому для повышения успеха проведенного урока требуется тщательная подготовка к нему, творческое мышление и нестандартный взгляд на организационные моменты.

Проект-наиболее популярный способ нетрадиционной организации образовательной деятельности, который используется педагогами не только для повышения заинтересованности обучающихся, но выступает действенным методом вовлечения их в более детальное и подробное изучение отдельных тем предмета. Именно проектная деятельность повышает уровень усвоения материала и качество знаний, позволяет не просто запоминать изученный материал, но и активно использовать его на практике. Применение подобной практики на уроках экономики позволяет упростить изучение большинства тем с помощью подготовки проекта, обогатить знания в сфере финансовой грамотности учеников. Проект на этапе обучения в школе может быть представлен как исследовательская работа, а итоги представлены в виде статьи или доклада на школьной конференции. Подобная практика позволяет сформировать у учащихся понимание связи повседневной жизни с различными процессами, имеющими экономическую природу происхождения, а также установить тесную связь с помощью проектной деятельности между учащимися и реальными ситуациями в жизни.

Изложение основного материала статьи. Метод проектов - это педагогическая мысль, разработка и конфигурация учебной работы, направленная на становление возможностей учащегося находить «здесь и сейчас» решение собственных актуальных вопросов и решение проблем [2].

Проект даёт возможность более глубокого изучения отдельной темы. Подобная работа, как правило, выполняется группой учащихся, которые работают совместно с распределением ролей и обязанностей на всех этапах подготовки проекта: ученики собирают информацию, организуют поиск ответов на вопросы автономно, а в последующем через совместное взаимодействие формируют итоговый результат.

По своему определению, проект - это определенные действия, анализ, разработка идеи по созданию теоретического продукта. Проект представляет собой творческую деятельность, это групповая форма работы, нацеленная на ещё более удачное усвоение конкретной темы или раздела, в целом.

Проектное обучение заключается в:

- налаживании связи с реальными ситуациями;

- развитии умений и навыков, необходимых в реальной жизни;

- достижении цели через детальную разработку проблемы.

Проект, как педагогическая технология, преследует следующие цели:

- обучить учащегося автономно достигать цели;

- научить учащихся предвидеть небольшие проблемы, которые имеют все шансы появиться на пути к достижению

- развить умение учащихся работать с информацией;

- развить у учащихся способности проведения самостоятельных исследований, представления и презентации полученных результатов и опыта;

- формирование навыка работы в группе, быть частью команды, уметь принимать коллективное решение.

В современной системе образования метод проектов рассматривается как дополнение к традиционным формам проведения занятий расширяя деятельность учеников за границами традиционных уроков. Подготовка проекта для обучающегося современной средней школы - это возможность развить креативность, самостоятельное изучение новых тем не охваченных в формате урочной деятельности, развитие креативного мышления при решении поставленной задачи, формирование качеств личности.

Следуя высказыванию Джона Дьюи, который утверждал, что детство ребенка должно рассматриваться как полноценная жизнь и образование должно выстраиваться не на знаниях, которые будут необходимы в неопределенном определить проектную деятельность в школе будущем, а на проблемах реальной жизни. Поэтому обучение в школе должно выстраиваться с учетом интересов ребенка и его актуальных потребностей. Когда проект подготавливается в рамках школьной программы с учителем при изучении дисциплин школьной программы - это возможность изучать окружающую жизнь и отдельные явления окружающего мира более глубоко и детально. Организация работы должна давать возможность проявления большей самостоятельности обучающегося на всех этапах проектной работы: формирование плана исследования, проведение сбора информации, ее обработка, анализ и выводы. Проводимое исследование должно быть значимо для ученика и интересно не только при его подготовке, но и при защите полученных результатов.

Большим аргументом в пользу осуществления проектной деятельности школьниками является тематика некоторых проектов, которые по охвату информации, необходимой глубине исследования предполагают групповую работу, позволяя развивать навыки коммуникации, совместной работы, принятия совместного решения.

Проект всегда подразумевает решение какой-то проблемы, которая предполагает, с одной стороны, внедрение и использование разнообразных методов, с иной интегрирование знаний и умений из разных областей науки. Работа над созданием проекта не предполагает лишь только осознание проблемы, но и поиск её решения, раскрытия. Также работа включает в себя наличие плана разрешения поставленной задачи, распределение ролей, если работа выполнялась в группе. Если говорить о результатах готовых проектов, то они бывают предметными, когда требуется конкретное решение, а также бывают практическими, когда должен быть представлен конкретный практический результат.

Виды проектов также зависят от метода, являющимся лидирующим в проекте. Можно выделить следующие виды:

1. Исследовательские. У данного вида проектов преобладает продуманная структура, наличие четко-поставленной цели. В таких проектах определяются методы исследования, обозначается проблема, разрабатывается план для поиска её решения, обсуждаются итоговые результаты, делаются выводы.

2. Творческие. Для любого проекта всегда требуется творческий подход, поэтому в данном контексте каждый проект можно назвать творческим. Однако, для оформления данного вида работы не требуется детально проработанная структура, что не скажешь об оформлении результатов проекта такого формата. Результатом может быть газета, видеоролик, игра, экскурсия и т.д., для которых необходим чёткий сценарий.

3. Ролевые, игровые. В проектах такого плана учащиеся выполняют свои роли, являющиеся вымышленными персонажами или литературными персонажами. Дети в игровой форме демонстрируют различные ситуации. Результат такого проекта может быть достигнут, как в начале выполнения, так и в конце.

4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Данный вид проекта направлен на поиск информации, её анализ и обобщение фактов. Такой вид работы также требует продуманную структуру, которая может корректироваться в процессе выполнения. Также высказывается цель проекта, актуальность. Результатом может быть статья, реферат или доклад.

Практико-ориентировочные (прикладные). Такие проекты изначально направлены на результат деятельности, однако результат предполагает интересы учащихся. Работа также требует тщательно продуманной структуры, проработанного сценария деятельности. При выполнении проекта такого формата требуется спланированная организация работы, с обсуждениями, в составлении выводов, презентации результатов [6].

Учащиеся с удовольствием осуществляют проектную деятельность, так как:

- каждый ученик может проявить творчество при выполнении проекта;

- каждый ученик вносит свой вклад в выполнение проекта;

- учащиеся учатся самостоятельно искать подходящую информацию;

- происходит развитие умения самореализации, самовыражения;

- воспитывается чувство ответственности, коллективизма.

Есть несколько определённых принципов проектной деятельности:

- вариативности (использование различных форм работы, выбор темы, изучение литературы);

- поиска и решения проблемы (проблема обязует учащихся размышлять);

- самостоятельности (распределение заданий в группе по ролям);

- подбор заданий, с которыми может справиться ученик.

Проекты очень востребованы в старших классах, так как они заключаются в наличии научно-исследовательского характера. Проекты в такой возрастной группе усложняются по содержанию и форме, присутствуют требования к оформлению, увеличено время на подготовку [5].

Метод проектов предполагает предоставление результатов в виде доклада с презентацией.

Сейчас проектная деятельность стала весьма актуальной для уроков экономики. Метод проектов позволяет применять на практике полученные теоретические знания не только по предмету экономика, но и использовать знания обработки информации, поиска данных, отбора необходимых сведений и фактов. Тематика проектов в рамках дисциплины экономика многообразна и обширна-ключевое достоинство-это практическая ориентированность проекта, выработка навыка поиска информации и финансово-грамотного мышления. Ключевые темы, позволяющие организовать проектную работу учеников, затрагивают вопросы семейного бюджета, денежного обращения, кредитных операций, роли банков в жизни общества, рационального потребления и влияния спроса и предложения на экономические показатели.

С целью формирования финансовой грамотности и финансовой ответственности ученика, проекты могут быть использованы на всех этапах изучения экономических дисциплин начиная с самого начала освоения экономической науки. Рассмотрим, проекты каких тематик позволяют заложить основу финансово-грамотного поведения в рамках школьных занятий.

Например, проект «Бюджет моей семьи, направленный на анализ доходов и расходов семьи ученика или любой среднестатистической семьи, позволит провести анализ расходов, классифицировать их по степени важности и первостепенности, научит выделять жизненно необходимые расходы и проводить анализ оптимальности распределения средств. Вместе с этим, в старших классах ученикам может быть предложено по итогам исследования сформировать программу экономии в современной семьи, тем самым продемонстрировав свои знания в сфере рационального потребления.

Поскольку большое число учеников заинтересованы в вопросах бизнеса и создания собственного дела проект «Мой бизнес» позволяет не только спроектировать компанию, но и провести исследование, направленное на оценку перспективности работы компании в выбранном сегменте, оценить уровень конкуренции, построить бизнес-план и рассчитать ключевые показатели выручки, прибыли, спланировать рекламную кампанию. Итогом подобного проекта может стать презентация своей компании, производимого товара или услуги, рекламные слоганы и прогнозируемые результаты работы.

Проект «Социальная реклама» позволяет наравне с вопросами экономики углубиться в актуальные вопросы и проблемы общества, провести анализ действенности рекламы как основного механизма не только экономической среды, но и социальной, проанализировать действенность социальных роликов и плакатов, разработать свое предложение, охватывающую одну из социальных проблем. Проект «Рубль. Доллар. Евро» позволяет учащимся старших классов построить представление о валютном рынке, торгах валютами, изменением котировок. Исследовательская деятельность затрагивает изменение курсов, поиск причин падения или роста, факторов, оказывающих влияние на поведение цены.

Наличие межпредметных связей и возможность использовать при подготовке проекта не только знаний экономики и рынка, но и сопряжённых дисциплин расширяют кругозор, повышают заинтересованность не только в экономике, но и в изучении более подробно отдельных тем дисциплин школьной программы. При подготовке проекта «История денег» учащиеся не только работают с информацией о происхождении иностранных валют и рубля, но и реализуют поисковую деятельность через подбор наглядного материала для своего выступления из домашних архивов - денег, использовавшихся в обращении в разное время.

Все обозначенные вопросы так или иначе ложатся в фундамент финансовой грамотности, и проектная деятельность формирует навыки исследовательской деятельности, осознанного выбора и ответственности за него. Включение проектной грамотности в процесс изучении дисциплины экономика - это развитие мышления, самостоятельности в построении исследования, формирование финансового мировоззрения, определение развития финансовых навыков и знаний.

Выводы. Совершенствование учебного процесса позволяет обучающимся иначе посмотреть на материал изучаемой дисциплины, выйти за границы учебного курса, самостоятельно провести исследование по наиболее интересной тематике. Выбор темы, формулировка вопроса и поиск решения- неотъемлемые компоненты проектного метода. Для уроков экономики применение его ценно практической направленностью знаний, получаемых учениками при подготовке проекта, выработкой навыка целенаправленного поиска информации, обработки и сведения ее в единое целое, формулировки вывода и защиты на итоговом мероприятии. Самостоятельность, проявляемая учениками при подготовке проекта, положительно влияет на отношение не только к дисциплине, но ик образовательному процессу в целом.

Грамотная организация проектного метода позволяет педагогу достичь не только образовательных целей, но и решить ряд таких задач как развивающие и воспитательные, давая педагогу возможность формировать основы исследовательской деятельности на будущее. Проект, практическая значимость которого очевидна для будущей жизни ученика - эффективный инструмент формирования финансовой грамотности и финансовой культуры.

Литература:

1. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. - EDN: APOFFF.

2. Журавлева, Т.В. Организация проектной деятельности в основной школе в условиях реализации ФГОС ООО / Т.В. Журавлева // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 61-13. - С. 5-7. - DOI 10.18411/lj-05-2020-281. -EDN PNAXOX.

3. Муртазаева, У.А. Проектная деятельность в образовательных организациях / У.А. Муртазаева // Вестник РМАТ. -2018.-№ 4,-С. 86-90. -EDNYVSWLB.

4. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4 (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

5. Степанова, A.B. Проектная Деятельность в современной школе / A.B. Степанова, Е.Г. Холмогорова // Приоритеты в современном естественнонаучном образовании: проблемы и перспективы: СБОРНИК ТЕЗИСОВ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, Якутск, 22 ноября 2121 года - 26 2021 года. - Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2021. - С. 477-483. -EDNXONNGA.

6. Проектная деятельность обучающихся: понятие, сущность, виды проектов / Л.А. Федосеева, A.A. Жидков, К.С. Гордеев [и др.] // Гуманитарные научные исследования. - 2021. - № 1(113). -С.З.- EDN KNDQNX.

7. Терентьева, Н.Ю. Проектная деятельность как метод организации образовательного процесса вуза / Н.Ю. Терентьева // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижняя Салда, 19-20 января 2022 года / Гл. редактор М.А. Терентьева. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 109-112. - EDN WLTUSY.

8. Филоненко, A.A. Проектная деятельность во внеклассной работе / A.A. Филоненко // Теория и практика современной науки и образования: российский и зарубежный опыт: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 16 августа 2018 года. - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2018.-С. 124-128.-EDNXWVGWD.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Процесс социализации предполагает не только выключение молодого человека в социальные взаимоотношения в интересах общества, но и формирование самозащищенности как условия психического здоровья. Формирование самозащищенности основывается на развитии самосознания, главным аспектом которого является процесс самопознания. В работе рассмотрены особенности процесса самопознания и результаты обучающего курса, направленного на развитие навыков самопознания среди студентов вуза.

Ключевые слова: самозащищенность, самосознание, самопознание.

Annotation. The process of socialization involves not only the inclusion of a young person in social relationships in the interests of society, but also the formation of self-protection as a condition of mental health. The formation of self-protection is based on the development of self-awareness, the main aspect of which is the process of self-knowledge. The paper considers the features of the process of self-knowledge and the results of a training course aimed at developing self-knowledge skills among students of the Higher School.

Key words: self-protection, self-awareness, self-knowledge.

Введение. В процессе социализации формируется эмоционально-волевая «партитура» личности, ее готовности выполнять различные социальные роли. На начальном этапе социализации личность осознает потребность быть сильной, независимой и при этом защищенной. Таким образом, процесс социализации тесно связан с формированием самозащищенности личности [2]. Разрешить этот противоречивый узел личностного развития в целях успешной адаптации должны педагоги, ибо в процессе социализации личности свойственно не только приспосабливаться к среде, но и среду приспосабливать к себе, т.е. реализовывать процесс внешней и внутренней адаптации. Внутренняя адаптация, по нашему мнению, первична, так как только обладающая внутренним самоконтролем и живущая во внутреннем согласии личность способна адаптироваться к социальным нормам и требованиям, и при этом сохранить способность к самоактуализации в данном социуме. Главной чертой этого адаптационного процесса является его положительное содержание, то есть состояние радостного, удовлетворенного, наполненного смыслом общего фона жизнедеятельности. В конечном счете, радость мировосприятия «несмотря и вопреки» - большая жизнетворная сила, и обрести ее человек способен в любое «сложное» время. Самоактивизация эффекторной, деятельной стороны личности без рефлексирующего самосознания немыслимо. Сократовское «познай себя» остается актуальной педагогической задачей на все времена. Овладев мудростью самосознания, человек становится хозяином самого себя, способным осознавать и преодолевать негативные черты, а также исключать внешнее негативное насильственное либо манипулятивное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.