Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ'

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна

Статья посвящена актуальным вопросам формирования финансовой грамотности у учащихся средней школы на современном этапе. Представлены несовершенства финансового обучения у обучающихся средней школы. Для решения задачи формирования финансовой грамотности обучающихся выделены различные педагогические подходы, имеющие свою направленность, свои достоинства и недостатки. Использование всех направлений и подходов, то есть комплексный метод обучения, даёт углублённое понимание предметов и повышает интерес к обучению. Комплексный метод обучения включает в себя интерактивные формы, или методы обучения (проектная деятельность, групповая деятельность, игровые формы, участие в вебинарах, работа с компьютером, обсуждения). Активное применение всех методов обучения в комплексе раскрывает потенциал ученика, способствует прочному усвоению материала, развитию интеллектуальной деятельности, и, в конечном итоге, повышению финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS AND METHODS FOR FINANCIAL LITERACY OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to topical issues of the formation of financial literacy among secondary school students at the present stage. The imperfections of financial education among secondary school students are presented. To solve the problem of forming the financial literacy of students, various pedagogical approaches have been identified that have their own focus, their own advantages and disadvantages. The use of all directions and approaches, that is, an integrated teaching method, gives an in-depth understanding of subjects and increases interest in learning. A comprehensive teaching method includes interactive forms, or teaching methods (project activities, group activities, game forms, participation in webinars, computer work, discussions). The active use of all teaching methods in a complex reveals the potential of the student, contributes to the solid assimilation of the material, the development of intellectual activity, and, ultimately, the improvement of financial literacy.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

Третий класс - проект по бисероплетению. Среди узнаваемых и главных деталей женского наряда сохранилась традиция плетения накосников - специальных украшений для волос - «чынча» или «топчы» (в разных территориях и с разными способами плетения). Накосник плелся из сетки с лентами красного цвета и прикрепленными к ним ракушками каури [2]. В современной среде накосники плетутся для национальных праздников, конкурсов и представляют собой отдельный вид стремительно развивающегося женского ремесла и сувенирной продукции.

На уроке технологии девочки знакомятся с обереговой ролью накосников, традицией их ношения в разные возрастные периоды, рисуют схему, по которой затем плетется изделие.

В четвертом классе проводится параллель с проектами для мальчиков. Учитывая, что мальчиковая группа изготавливает фигурки для пельменей, девочки в это же время изучают технологию приготовления шорских пельменей (работа с тестом и начинкой). Объединение этих двух проектов продолжается в общем празднике и может стать творческим проектом проведения праздника «Мылтык».

Выводы. Подводя итог сказанному, отметим, что метод проектов, построенный на основе этнокультурного знания и традиций, не только обеспечивает качественное формирование результатов, но и способствует расширению культурной, социальной сферы ребенка, обеспечивает формирование этнической идентичности, дает дополнительную возможность развивать навыки коммуникативного характера, умений работать с информацией, развивает моторику и творческую сферу.

Литература:

1. Вервекин, В.Г. Проектная деятельность на основе шорской культуры в системе общего и дополнительного образования. Учебно-методическое пособие / В.Г. Вервекин. - Новокузнецк, 2016 - 163 с.

2. Кимеева, Т.И. Актуализация художественного наследия коренных малочисленных народов Сибири: на примере шорцев / Т.И. Кимеева. - Кемерово, 2015. - 77 с.

3. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. -144 с.

4. Симоненко, В.Д. Творческие проекты в младшей школе. Книга для учителя под ред. В.Д. Симоненко / В.Д. Симоненко. - Брянск, 1999. - 67 с.

5. Ширин, Ю.В. Металлургический комплекс кузнецких татар на поселении Шартон 1 / Ю.В. Ширин // Вестник Томского государственного университета. История. - 2019. - № 62. - С. 192.

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам формирования финансовой грамотности у учащихся средней школы на современном этапе. Представлены несовершенства финансового обучения у обучающихся средней школы. Для решения задачи формирования финансовой грамотности обучающихся выделены различные педагогические подходы, имеющие свою направленность, свои достоинства и недостатки. Использование всех направлений и подходов, то есть комплексный метод обучения, даёт углублённое понимание предметов и повышает интерес к обучению. Комплексный метод обучения включает в себя интерактивные формы, или методы обучения (проектная деятельность, групповая деятельность, игровые формы, участие в вебинарах, работа с компьютером, обсуждения). Активное применение всех методов обучения в комплексе раскрывает потенциал ученика, способствует прочному усвоению материала, развитию интеллектуальной деятельности, и, в конечном итоге, повышению финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность школьников, направления формирования финансовой грамотности обучающихся средней школы, педагогические методы.

Annotation. The article is devoted to topical issues of the formation of financial literacy among secondary school students at the present stage. The imperfections of financial education among secondary school students are presented. To solve the problem of forming the financial literacy of students, various pedagogical approaches have been identified that have their own focus, their own advantages and disadvantages. The use of all directions and approaches, that is, an integrated teaching method, gives an in-depth understanding of subjects and increases interest in learning. A comprehensive teaching method includes interactive forms, or teaching methods (project activities, group activities, game forms, participation in webinars, computer work, discussions). The active use of all teaching methods in a complex reveals the potential of the student, contributes to the solid assimilation of the material, the development of intellectual activity, and, ultimately, the improvement of financial literacy.

Key words: financial literacy of schoolchildren, directions of formation of financial literacy of secondary school students, pedagogical methods.

Введение. С начала XXI века во всём мире становится актуальной проблема повышения финансовой грамотности населения. Это связано, в первую очередь, с развитием финансового рынка и цифровой трансформацией финансовых услуг. Также необходимость повышения финансовой грамотности населения связана с финансовой нестабильностью и демографическими изменениями, приводящими к изменениям в пенсионной, налоговой, законодательной системах.

Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения - важное направление государственной политики во многих развитых странах. Финансовая грамотность - не только комплекс знаний, но навыки, жизненный опыт и нравственные ценности, формирующие ответственное отношение к финансам, семейному бюджету и благополучию близких. Эти качества закладываются с юного возраста, поэтому важно финансовую грамотность формировать и развивать в семье, детских дошкольных и образовательных учреждениях.

Изложение основного материала статьи. В последние годы в государственных стандартах образования уделяется внимание метапредметным задачам и результатам образования. Это означает, что, изучая школьные предметы, ученик получает навыки постановки и выполнения задач, выстраивания последовательности действий. Метапредметный подход подразумевает самостоятельный поиск, изучение большого объёма информации, сравнение разных точек зрения, решение нестандартных задач и нестандартный подход к их решению. Все эти навыки и умения необходимы в любых жизненных ситуациях, в том числе при решении финансовых вопросов [1].

Задача формирования финансовой грамотности и культуры, исходя из научных исследований и государственной политики в этой области, в первую очередь адресована общеобразовательным организациям.

Существует несколько известных средств и методик финансового просвещения в образовательных организациях.

Отдельно, как средство формирования финансовой грамотности, стоит введение обязательного курса «Основы финансовой грамотности», который по решению методического совета может быть введён в учебный план образовательной организации. Это возможно при наличии свободных часов, педагога соответствующей квалификации, технической базы, но затруднительно вести этот курс с 1-го класса. Если вводить «Основы финансовой грамотности» в старших классах, то время формирования навыков и умений в этой области может быть упущено. Тогда курс «Основы финансовой грамотности» может постигнуть судьба предмета «Экономика», который остался в чистом виде только в ряде школ.

В основном в школах финансовое просвещение осуществлялось во внеурочное время, факультативно или в рамках образовательно-воспитательных событий или мероприятий. Таким образом, формирование финансовой грамотности до недавнего времени носило фрагментарный, непоследовательный, необязательный характер. Полученная таким образом финансово-правовая информация не могла быть полноценно понята и усвоена учащимися.

Для решения задачи формирования финансовой грамотности обучающихся применяются различные педагогические подходы, имеющие свою направленность, свои достоинства и недостатки. (Рис. 1).

> f \ f \ f у f У f

Интегративный подход к формированию финансовой грамотности Организация элективного курса финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности Проведение образовательных событий и мероприятий в рамках воспитательной работы Организация проектной деятельности по финансовой грамотности Кейсовый метод

Рисунок 1. Основные направления формирования финансовой грамотности учащихся в процессе обучения

1. Интегративный подход, или введение модулей или отдельных дидактических единиц финансовой грамотности в базовые учебные предметы в условиях метапредметного обучения на сегодняшний день наиболее приспособлен для качественного формирования финансовой грамотности с самого начала обучения. Интегративный подход может быть реализован в двух направлениях - межпредметная и внутрипредметная интеграция [11]. Межпредметная интеграция подразумевает соединение нескольких учебных дисциплин в рамках согласующихся тем с целью иллюстрации взаимной прикладной составляющей или решения определенной образовательной задачи, и проведение интегративных уроков определённой тематической направленности [11, 9]. Например, математика и алгебра, обществознание и география, математика и информатика, история и литература - практически любой предмет может дать знания из области финансов. Внутрипредметная интеграция предполагает внедрение отдельных разделов и тем финансовой математики и экономики в учебные предметы (математику, алгебру, алгебру и начала анализа) [11]. Это даёт более объёмное содержание и понимание предмета, возможность моделирования изучаемых процессов; демонстрирует прикладной потенциал науки.

2. Элективные и факультативные курсы финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности. Это даёт возможность заниматься с обучающимися, наиболее расположенными к изучению финансовых вопросов, и наиболее способными. Но это направление, с введением обязательного обучения финансовой грамотности, возможно только в комплексе других подходов.

3. Образовательно-воспитательные события и мероприятия в рамках воспитательной работы (экскурсии, викторины, интерактивные уроки, вебинары, игры, квесты и т.д.). Это хорошее иллюстративное направление также работает в комплексе других подходов.

4. Организация проектной деятельности по финансовой грамотности - также прекрасное дополнение в комплексе других подходов, позволяет смоделировать конкретную ситуацию, даёт навыки научной работы и позволяет увидеть результат деятельности. Проект - это задание, нацеленное на достижение определённого результата и ограниченное во времени. Проекты могут быть исследовательскими, информационными, игровыми, творческими. Например, социальный проект «Проблема раздельного сбора мусора в нашем районе». Тематика проектов должна соответствовать возрасту учащихся, быть актуальной, находиться в области интересов учащихся и не должна быть навязанной. При выполнении проекта необходимы консультации с преподавателем, поиск и анализ информации, и обязательно - варианты предложений по решению озвученной проблемы.

5. С 90-х годов прошлого века в России всё большее распространение получает кейсовый, или ситуационный, метод обучения. «Кейс» (case) переводится с английского как «ситуация» или «случай», case study - обучающий случай. В педагогике это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В его основе - представленная для анализа конкретная ситуация, содержащая проблему, имеющую противоречия и затруднения, и требующую неординарного решения. По сути, это интерактивная деловая игра, «мозговой штурм», в процессе которого участники работы используют накопленные знания и опыт, дополнительную информацию, анализ и обсуждение. Результатом могут быть множественные неоднозначные, альтернативные решения. В кейсовом методе, в отличие от проектного метода, важнее не решение, а процесс работы, позволяющий проявить активность и компетентность, интерес к аналитической работе, умение работать в команде и сохранять своё право на собственное мнение.

Кейс - это информационный комплекс для обсуждения и решения; может быть печатным, мультимедиа или видео. В зависимости от цели кейсы могут быть:

1) обучающими анализу и оценке. В этом случае вводная информация должна быть максимально детальной. Эти данные нужно проанализировать и сделать обоснованные выводы;

2) обучающими решению проблемы и принятию решений. Здесь вводная информация может быть недостаточной или избыточной. Учащиеся учатся искать недостающую информацию или анализировать и находить наиболее значимую информацию для выработки рационального решения;

3) иллюстрирующими проблему и её решение. Кейс имеет обучающий, подготовительный, ознакомительный характер. Используется для знакомства школьников с кейс-технологией.

Кейсовый метод стал впервые применяться в начале 20-го века в Гарвардском университете, в 60-70-ые годы стал использоваться во всём мире. В СССР его называли «методом казусов», «методом ситуационных обсуждений», или «методом проектов». Использовался он в основном в экономических вузах и при обучении управленцев, например, в Высшей партийной школе, Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, МГИМО и т.д. [2].

Хотя кейсовый метод многие исследователи называют методом проектов, и эти методы действительно схожи, но ряд исследователей всё же отмечают ряд отличий.

Например, Левина Т.Ф., называющая кейсовый метод методом проектов, отмечает его главное свойство:

«Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» [6].

Есть ещё отличия от собственно проектного метода:

- структурированность: используются структурированные данные, численные или текстовые;

- повторяемость: проекты не повторяются;

- непредсказуемость: в процессе анализа ситуации, обсуждения вырабатываются выводы и результаты [2].

Преимущества кейс-технологии:

1. Сочетание теории и практики.

2. Возможность в ходе дискуссии, работы проявить инициативу.

3. Творческий процесс выработки знаний - мотивация к получению и расширению знаний.

4. Развитие мышления в области профессиональных знаний и умений.

5. Развитие умения слушать других, обосновывать собственное мнение - умения работать в команде, соблюдать нормы общения.

6. Повышение интереса к предмету.

7. Формирование аналитических и оценочных навыков.

8. Формирование через выявление конкретных реальных ситуаций жизненных установок, ценностей.

Это несомненные плюсы, преимущества кейсового метода. Но есть и минусы:

1. При поиске информации неизбежно возникает избыточность информации, что создаёт трудности с обобщением выводов.

2. Субъективность выводов и обобщений.

3. Нередко блестяще справляющийся с кейс-заданиями ученик теряется в схожей реальной ситуации.

4. Проектные и кейс-методы не способствуют развитию устной и письменной речи. Несмотря на процессы обсуждений, часто обучающиеся привыкают к использованию речевых шаблонов и англицизмов.

5. Подготовка кейса требует большой подготовительной работы.

6. Трудно применять этот метод в многочисленной аудитории, так как для дискуссии требуется много времени.

7. Трудности с адаптацией кейс-материала для конкретной группы обучающихся.

8. Трудности в координации с требованиями образовательных стандартов, использования стандартных знаний и навыков.

9. Затруднения с выставлением оценки каждому обучающемуся.

В последнее время методы проектов и кейсов «стали рассматриваться как альтернатива классно-урочной системе». Это отмечают многие исследователи. Специалисты-практики [4, 7, 8], приходят к выводу, что кейс-технология должна использоваться в комплексе с другими педагогическими методиками.

Формируя или повышая финансовую грамотность школьников на уроках математики, мы учитываем степень разработанности темы, подготовленность учеников.

Например, обсуждая бюджет туристической поездки семьи, в младших классах достаточно оперировать простыми вычислительными действиями. В старших классах, где учащиеся оперируют уравнениями и процентами, можно обсуждать банковские операции, тарифные ставки и т.д. Здесь учащимся уже требуется информация не только по предмету «Математика», но и базовые знания из области экономики, банковского дела, действующего законодательства и т.д. Таким образом, требуется большая подготовительная работа, помощь учителя, а также знания, полученные на уроках «Обществознание», «Экономика» и др. с помощью традиционных методов обучения.

Кейс-метод сам по себе не имеет теоретических установок, он показывает, как на практике применяются полученные знания. При замене кейс-методом других педагогических методов и средств у обучающихся формируется стереотипный подход к решению сходных задач. Формирование стереотипного мышления - это то, чего стремится избежать современная педагогика. Следует учитывать сильные и слабые стороны каждого педагогического метода и применять их в соответствии с поставленной педагогической задачей [3, 5, 10].

Выводы. В итоге, использование всех направлений и подходов, то есть комплексный метод обучения, даёт углублённое понимание предметов и повышает интерес к обучению. Комплексный метод обучения включает в себя интерактивные формы, или методы обучения (проектная деятельность, групповая деятельность, игровые формы, участие в вебинарах, работа с компьютером, обсуждения).

Активное применение всех методов обучения в комплексе раскрывает потенциал ученика, способствует прочному усвоению материала, развитию интеллектуальной деятельности, и, в конечном итоге, повышению финансовой грамотности.

Литература:

1. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93

2. Грузкова, С.Ю. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // СИСП. - 2013. - №6 (26). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metodistoriya-razrabotki-i-ispolzovamya-metoda-v-obrazovami (Дата обращения: 2.04.2023)

3. Гузеев, В.В. Преподавание. От теории к мастерству / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий. - 2009. - 288 с.

4. Исследования НАФИ в области финансовой грамотности населения: сайт. - 2021. - URL: https://nafi.ru/analytics/75-podrostkov-khotyat-povyshat-svoyu-finansovuyu-gramotnost/ (Дата обращения 2.04.2023)

5. Кокина, А.О. Три важных компонента финансовой грамотности и их роль в повышении культуры финансового поведения молодёжи / А.О. Кокина // Электронный научный журнал SCIENCE TIME. - [Электронный ресурс]. - URL: https://nauchniestati.ru/jumaly/mezhdunarodnyi-nauchnyj-zhumal-science-time/ (Дата обращения 2.04.2023)

6. Левина, Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. Развитие интеллектуальной активности / Т.Ф. Левина. -СПб.: Нева. - 2005. - 146 с.

7. Мальцева, С.М. Обучение финансовой грамотности школьников: необходимость или причина появления людей, зависимых от денег / С.М. Мальцева, К.А. Ильина, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10, № 2(35). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-neobhodimost-ili-prichina-poyavleniya-lyudey-zavisimyh-ot-deneg/viewer (Дата обращения 2.04.2023)

8. Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении финансовой грамотности (для слушателей программы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов»). - [Электронный ресурс]. - URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/07/15/1597297482.pdf (Дата обращения 2.04.2023)

9. Муравин, Г.К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса / Г.К. Муравин. - М.: Дрофа. - 2017. - 38 с.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование. - 1998. - 256 с.

11. Симакова Е.Ю. Механизмы реализации государственной политики в области повышения финансовой грамотности населения в России / Е.Ю. Симакова, О.В. Смирнова // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». - 2020. - №2. - С. 97-105

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Волохова Галина Владимировна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент Варфоломеева Светлана Васильевна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема дифференциации мотивационных векторов в различных студенческих группах, что позволяет определить не только содержательную часть учебного процесса, но и наладить характер взаимодействия и коммуникации с обучающимися. Среди факторов, которые непосредственно оказывают влияние на типологические особенности мотивационной направленности, ряд экспертов выделяют семью, базовые институты социализации, среду, референтную группу, личный опыт, а также предметные предпочтения школьного периода обучения. Студенческие группы можно классифицировать по направленности их личности. Одни из них демонстрируют ориентацию именно на будущую профессию. Для одних студентов важна оценка среды и группы. При дифференцировании студенческих групп можно также выделить группу обучающихся, ориентированных на получение диплома. Такие студенты в большей степени ориентированы на стандартные траектории, уверенность в будущем, прирост связей и коммуникаций. Четкий алгоритм учебного процесса, максимально детализированные этапы освоения основной образовательной программы и критерии оценивания, необходимы для того, чтобы максимально замотивировать таких студентов. Базовой моделью ориентации студентов на личностный рост являются гибкие курсы. Систематический контроль, коучинг и гибкое наставничество во взаимодействии с такими обучающимися могут стать теми педагогическими условиями, которые позволят им достичь максимальных успехов в учебной деятельности. Актуальной для таких студентов является педагогическая технология индивидуальных бесед. Для повышения уровня мотивации студентов можно применять такую технологию как кросс-рецензирование с использованием онлайн-досок, которые способствуют выполнению образовательных функций, формированию у обучающихся опыта равноправного сотрудничества в процессе обучения, стимулируют познавательный интерес, способствуют организации собственной деятельности в новых ситуациях. Авторы убеждены, что данный цифровой ресурс содействует формированию у студентов умения осуществлять планирование своих действий, что является предиктором поиска и обретения своего индивидуального стиля, формирования положительной «Я - концепцию», развития творческих способностей.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, направленность личности, педагогические технологии, цифровые ресурсы, форматы обучения, наставничество, кураторство, сотрудничество.

Annotation. This article raises the acute problem of differentiation of motivational vectors in various student groups, which makes it possible to determine not only the content of the educational process, but also to establish the nature of interaction and communication with students. Among the factors that directly influence the typological features of motivational orientation, a number of experts single out family, basic institutions of socialization, environment, reference group, personal experience, as well as subject preferences of the school period. Student groups can be classified according to the orientation of their personality. Some of them demonstrate a focus on the future profession. For some students, the assessment of the environment and the group is important. When differentiating student groups, it is also possible to distinguish a group of students focused on obtaining a diploma. Such students are more focused on standard trajectories, confidence in the future, and the growth of connections and communications. A clear algorithm of the educational process, the most detailed stages of mastering the basic educational program and evaluation criteria are necessary in order to motivate such students as much as possible. The basic model of students' orientation to personal growth is flexible courses. Systematic monitoring, coaching and flexible mentoring in interaction with such students can become the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.