Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Марина Анатольевна

Введение. Финансовая грамотность населения является значимым направлением социальной политики в жизни общества и страны. Финансовое просвещение молодежи содействует принятию грамотных решений, минимизирует финансовые риски, способствует накоплению средств, планированию обеспеченной жизни и пенсии. Министерством просвещения РФ ведется планомерная работа по формированию финансовой грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций. Но в то же время исследователи выделяют и проблемы формирования финансовой грамотности молодежи: практикуется фрагментарный характер преподавания финансовой грамотности в образовательных организациях; отмечается недостаток доступных образовательных программ; ощущается дефицит квалифицированных кадров для преподавания; используются традиционные формы обучения. При формировании финансовой грамотности студентов важен комплексный, системный подход, исключающий фрагментарность знаний. Цель данной статьи - анализ возможностей комплексного подхода к формированию финансовой грамотности обучающихся ПОО, оценка его результативности. Методология. Комплексный подход в нашем исследовании мы понимаем как системную, взаимосвязанную деятельность, характеризующуюся наличием единых целей, задач, учитывающую возможность интеграции содержания, методов и форм образовательного и воспитательного воздействия. В вопросе формирования финансовой грамотности обучающихся на региональном уровне комплексный подход выражен в следующих характеристиках: интегративное взаимодействие структур, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся ПОО; учет социального опыта обучающихся; преемственность в реализации обучающих программ; выявление лучшего опыта работы профессиональных образовательных организаций по формированию финансовой грамотности обучающихся. Результаты. При оценивании промежуточных результатов проведен опрос, в котором приняли участие 56 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области. Результаты опроса показали, что финансовая грамотность обучающихся формируется при кооперации возможностей разных структур; при использовании организационных подходов, рекомендованных педагогам в ходе мероприятий по повышению квалификации педагогов; при применении современных образовательных технологий. Педагоги активно распространяют опыт профессиональной деятельности посредством участия в конкурсах, представляя свою работу на конференциях и др. Заключение. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов ПОО способствует решению существующих проблем в работе: позволяет активно развивать сотрудничество между образовательными учреждениями и институтами финансового рынка; разрабатывать образовательные программы, ориентированные на овладение практическими навыками и умениями; обеспечивает введение дисциплин, курсов, встраивание тем в основные профессиональные образовательные программы ПОО, а также способствует системной реализации практико-ориентированных мероприятий в ПОО, побуждает педагогов и обучающихся проявлять максимальную активность, направлен на реализацию национальной стратегии повышения финансовой грамотности и программы повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO FORMATION OF FINANCIAL LITERACYOF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Introduction. The formation of financial literacy is a significant area of social policy in the life of society and the country. Financial literacy for young people promotes the adoption of competent decisions, minimizes financial risks, contributes to the accumulation of funds, planning a secure life and retirement. The Ministry of Education of the Russian Federation is carrying out systematic work to form the financial literacy among students of vocational educational organizations. But at the same time, researchers highlight problems in the formation of financial literacy of young people: the fragmented nature of teaching financial literacy in educational organizations is practiced; there is a lack of available educational programs; there is a shortage of qualified teaching personnel; traditional forms of education are used. Therefore, in the formation of students’ financial literacy, an integrated, systematic approach is important. The purpose of this article is to analyze the possibilities of an integrated approach to the formation of financial literacy students, to assess its effectiveness. Methodology. In our study we understand the integrated approach as a systematic, interrelated activity, characterized by the presence of common goals, objectives, taking into account the possibility of integration of the content, methods and forms of educational and training impact. In the issue of financial literacy formation among students at the regional level, an integrated approach is expressed in the following characteristics: integrative interaction of institutions that ensure the formation of financial literacy of VET students; consideration of social experience of students; continuity in the implementation of training programs; identification of promising experience in the work of vocational educational organizations in the formation of financial literacy of students. Results. When assessing the midterm results, a survey was carried out in which 56 professional educational organizations of the Kemerovo region took part. The results of the survey showed that the formation of financial literacy of students is carried out by cooperating with the capabilities of different institutions; with the use of organizational approaches recommended during professional development activities for teachers; with the use of modern educational technologies. Teachers actively disseminate their professional experience by participating in competitions, presenting their work at conferences, etc. Conclusion. An integrated approach to the formation of financial literacy of VET students contributes to the solution of existing problems: it allows to actively develop cooperation between educational institutions and financial market institutions; develop educational programs focused on mastering practical skills and abilities; provides the introduction of disciplines, courses, embedding topics in the main professional educational programs of VET. And also, it contributes to the systematic implementation of practice-oriented activities in VET, encourages teachers and students to be as active as possible, and aims to implement the national strategy for improving financial literacy and a program for increasing the financial literacy of the Kemerovo regionpopulation.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

References

1. Analiz rynka obrazovatel'nyh ekosistem v Rossii: kak eto rabotaet? [Analysis of the market of educational ecosystems in Russia: how does it work?]. Available at: https://vc.ru/education/198737-analiz-rynka-obrazovatelnyh-ekosistem-v-rossii-kak-eto-rabotaet?fbclid = IwAR1lJuYIThhHsNKfWzb-pZwPl1-AN_omLMQy5900wQ83Ws-3IDufHkTvJedU (accessed 10.06.2021).(In Russian).

2. Vayndorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagog-icheskih kadrov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifro-vogo obucheniya [Multilevel training of pedagogical personnel for professional activity in the context of digital learning]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2019, 39 p. (In Russian).

3. Subocheva M. L., Vayndorf-Sysoeva M. E., Nekrasov G. N. et al. Teoreticheskie podhody k proektirovaniyu informacionnoj obrazovatel'noj sredy tekhnologicheskogo obrazovaniya [Theoretical approaches to the design of the information educational environment of technological education]. Moscow, 2018, 207 p. (In Russian).

4. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Cifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya [Digital learning in the context of modern education: application practice]. Moscow, 2020, 244 p. (In Russian).

5. Makhnovets S. N., Popova O. A. Novaya ekosistema obrazo-vaniya kak sistemoobrazuyushchij vektor kachestva zhizni [A new ecosystem of education as a backbone vector of quality of life]. Vestnik Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2017, iss. 4, pp. 141-149. Available at: http:// eprints.tversu.ru/7272/1/BecTHMK%20TBry.%20CepMfl%20 neflarorMKa%20M%20ncMxonorMfl.%202017.%204.%20C.%20 141-149.pdf (accessed 10.06.2021). (In Russian).

6. Obrazovatel'nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Educational ecosystems: emerging practices for future education]. Available at: https://cutt. ly/ljdjjnK (accessed 10.06.2021). (In Russian).

7. Oleynikov B. V., Podlesny S. A. O koncepcii «ekosistema obucheniya» i napravleniyah razvitiya informa-tizacii obrazovaniya [On the conception of "learning ecosystem" and development directions of education informatization]. Knowledge. Understanding. Skill, 2013, no. 4, pp. 84-91. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-ekosistema-obucheniya-i-napravleniyah-razvitiya-informatizatsii-obrazovaniya/viewer (accessed 10.06.2021). (In Russian).

8. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda [Digital educational environment]. Available at: https://medium.com/direktoria-online/ the-digital-learning-environment-f1255d06942a (accessed 16.07.2021). (In Russian).

9. Cifrovoe obrazovanie: investicii v budushchee [Digital Education: Investments in the Future]. Russian Investment Forum -2018. Available at: http://roscongress.org/sessions/tsifrovoe-obrazovanie-investitsii-v-budushchee/discussion/ (accessed 16.07.2021). (In Russian).

10. Yagodin G. A., Tretyakova L. T. Problemy ekologicheskogo obrazovaniya [Problems of ecological education]. Education in the field of the environment. Proceedings of the III All-Union Conference. Kazan, 1990, vol. 1, pp. 3-14. (In Russian).

11. Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned. Available at: https://joshbersin.com/2017/03/ the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (accessed 16.07.2021). (In English).

УДК/UDC 377 М. А. Гуляева

DOI 10.54509/22203036_2021_4_11

M. Gulyaeva

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

INTEGRATED APPROACH TO FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Введение. Финансовая грамотность населения является значимым направлением социальной политики в жизни общества и страны. Финансовое просвещение молодежи содействует принятию грамотных решений, минимизирует финансовые риски, способствует накоплению средств, планированию обеспеченной жизни и пенсии. Министерством просвещения РФ ведется планомерная работа по формированию финансовой грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций. Но в то же время исследователи выделяют и проблемы формирования финансовой грамотности молодежи: практикуется фрагментарный характер преподавания финан-

совой грамотности в образовательных организациях; отмечается недостаток доступных образовательных программ; ощущается дефицит квалифицированных кадров для преподавания; используются традиционные формы обучения. При формировании финансовой грамотности студентов важен комплексный, системный подход, исключающий фрагментарность знаний. Цель данной статьи - анализ возможностей комплексного подхода к формированию финансовой грамотности обучающихся ПОО, оценка его результативности.

Методология. Комплексный подход в нашем исследовании мы понимаем как системную, взаи-

мосвязанную деятельность, характеризующуюся наличием единых целей, задач, учитывающую возможность интеграции содержания, методов и форм образовательного и воспитательного воздействия. В вопросе формирования финансовой грамотности обучающихся на региональном уровне комплексный подход выражен в следующих характеристиках: инте-гративное взаимодействие структур, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся ПОО; учет социального опыта обучающихся; преемственность в реализации обучающих программ; выявление лучшего опыта работы профессиональных образовательных организаций по формированию финансовой грамотности обучающихся.

Результаты. При оценивании промежуточных результатов проведен опрос, в котором приняли участие 56 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области. Результаты опроса показали, что финансовая грамотность обучающихся формируется при кооперации возможностей разных структур; при использовании организационных подходов, рекомендованных педагогам в ходе мероприятий по повышению квалификации педагогов; при применении современных образовательных технологий. Педагоги активно распространяют опыт профессиональной деятельности посредством участия в конкурсах, представляя свою работу на конференциях и др.

Заключение. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов ПОО способствует решению существующих проблем в работе: позволяет активно развивать сотрудничество между образовательными учреждениями и институтами финансового рынка; разрабатывать образовательные программы, ориентированные на овладение практическими навыками и умениями; обеспечивает введение дисциплин, курсов, встраивание тем в основные профессиональные образовательные программы ПОО, а также способствует системной реализации практико-ориентированных мероприятий в ПОО, побуждает педагогов и обучающихся проявлять максимальную активность, направлен на реализацию национальной стратегии повышения финансовой грамотности и программы повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области.

Introduction. The formation of financial literacy is a significant area of social policy in the life of society and the country. Financial literacy for young people promotes the adoption of competent decisions, minimizes financial risks, contributes to the accumulation of funds, planning a secure

life and retirement. The Ministry of Education of the Russian Federation is carrying out systematic work to form the financial literacy among students of vocational educational organizations. But at the same time, researchers highlight problems in the formation of financial literacy of young people: the fragmented nature of teaching financial literacy in educational organizations is practiced; there is a lack of available educational programs; there is a shortage of qualified teaching personnel; traditional forms of education are used. Therefore, in the formation of students' financial literacy, an integrated, systematic approach is important. The purpose of this article is to analyze the possibilities of an integrated approach to the formation of financial literacy students, to assess its effectiveness.

Methodology. In our study we understand the integrated approach as a systematic, interrelated activity, characterized by the presence of common goals, objectives, taking into account the possibility of integration of the content, methods and forms of educational and training impact. In the issue of financial literacy formation among students at the regional level, an integrated approach is expressed in the following characteristics: integrative interaction of institutions that ensure the formation of financial literacy of VET students; consideration of social experience of students; continuity in the implementation of training programs; identification of promising experience in the work of vocational educational organizations in the formation of financial literacy of students.

Results. When assessing the midterm results, a survey was carried out in which 56 professional educational organizations of the Kemerovo region took part. The results of the survey showed that the formation of financial literacy of students is carried out by cooperating with the capabilities of different institutions; with the use of organizational approaches recommended during professional development activities for teachers; with the use of modern educational technologies. Teachers actively disseminate their professional experience by participating in competitions, presenting their work at conferences, etc.

Conclusion. An integrated approach to the formation of financial literacy of VET students contributes to the solution of existing problems: it allows to actively develop cooperation between educational institutions and financial market institutions; develop educational programs focused on mastering practical skills and abilities; provides the introduction of disciplines, courses, embedding topics in the main professional educational programs of VET. And also, it contributes to the systematic implementation of practice-oriented activities in VET, encourages teachers and students to be as active as possible, and aims to implement the national strategy for improving financial literacy and a program for

increasing the financial literacy of the Kemerovo region population.

Ключевые слова: комплексный подход, финансовая грамотность обучающихся, профессиональное образование.

Keywords: integrated approach, financial literacy of students, vocational education.

Введение

Сегодня в Российской Федерации уделяется большое внимание формированию финансовой грамотности населения: реализуется Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р) [10]. В рамках данной стратегии разработаны и реализуются проекты по формированию финансовой грамотности всех слоев населения: школьников; студентов профессиональных образовательных организаций, вузов; активного, работающего населения и пенсионеров.

При этом финансовое просвещение молодежи имеет особую значимость и способствует повышению финансовой безопасности общества в целом, принятию верных финансовых решений, помогает грамотно ставить финансовые приоритеты, планировать жизненные цели. В перечисленных условиях формирование финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО) необходимо не только самим обучающимся, но и обществу в целом. Ведь последствия неграмотного финансового поведения могут отражаться не только на жизни человека, но и на обществе [7]. При этом студенты ПОО часто являются наиболее уязвимой группой в вопросе финансовой грамотности. К этой категории обучающихся относится больший процент детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; обучающихся из неблагополучных семей и прочее.

Современные педагогические исследования подчеркивают необходимость формирования финансовой грамотности студентов ПОО [4; 5; 7]. Отмечается необходимость получения навыков в результате финансового обучения на уровне начального или среднего профессионального образования. Финансовое просвещение молодых людей содействует принятию грамотных решений, минимизирует финансовые риски, способствует накоплению средств, планированию обеспеченной жизни и пенсии. Низкая степень финансовой грамотности и недостающее понимание в области собственных финансов может привести не только

к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, излишним долгам, социальным и личным проблемам [4]. С. М. Осташевский, В. С. Петрова подчеркивают, что на этом этапе образования финансовые навыки помогут студентам принимать грамотные решения, минимизировать финансовые риски и тем самым повысить экономическую безопасность молодых людей [5]. Важным при обучении финансовой грамотности студентов ПОО является сформировать умение ориентироваться в мире финансов, оптимизировать свои потребности и возможности, оценивать и распределять свои материальные и трудовые ресурсы; понимать ответственность за принимаемые решения и их возможные последствия, обеспечить готовность к взрослой самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики, грамотное использование и развитие человеческого капитала [7].

Исследователи также выделяют существующие проблемы в формировании финансовой грамотности молодежи:

- практикуется фрагментарный характер преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях или проводятся отдельные, не связанные смысловой целью, мероприятия в этой сфере;

- отмечается недостаток доступных образовательных программ и образовательных материалов для школьников и студентов;

- ощущается дефицит квалифицированных кадров для преподавания финансовой грамотности;

- используются традиционные формы обучения (семинары, лекции, использование учебных пособий и т. п.), что малоэффективно, так как не соответствует современным возможностям и интересам обучающихся [9].

Министерством просвещения РФ ведется планомерная работа по формированию финансовой грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций: в Федеральный государственный образовательный стандарт введена общая компетенция в области финансовой грамотности (ОК «Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере») (в 2020 г. актуализировано 63 ФГОС СПО); совместно с Банком России и Минфином России проведена работа по уточнению ее содержания; осуществляется деятельность, направленная на внесение изменений в соответствующие примерные основные образовательные программы СПО в части включения в них элементов финансовой

грамотности [6]; реализуются образовательные программы и информационные кампании по формированию финансовой грамотности студентов.

В рамках реализации данных проектов необходимо не только вести целенаправленную работу на федеральном уровне, но и пролонгировать работу над проектами и на региональных уровнях.

На наш взгляд, при формировании финансовой грамотности важен комплексный, системный подход, направленный не только на подготовку обучающихся, но и на подготовку педагогов, проведение экспериментальной работы, сопровождение и консалтинг мероприятий для обучающихся в ПОО, активное информирование об изменениях в финансовом законодательстве.

Целью данной статьи является проанализировать возможности комплексного подхода к формированию финансовой грамотности обучающихся ПОО, оценить его результативность.

Методология

Рассматривая комплексный подход, обратимся к понятию «комплексность». Комплексность рассматривается как полнота, системность, взаимосвязанность, означает единство целей, задач, содержания, методов и форм образовательного и воспитательного воздействия и взаимодействия [1].

Говоря о комплексном подходе в педагогике, отметим его схожесть, иногда тождественность, с понятием «системный подход». При этом термину «системный подход» придают теоретический и управленческий смыслы. Его используют, когда речь идет об общем методологическом принципе научных исследований, о совершенствовании системы управления. Понятие «комплексный подход» чаще применяется при характеристике конкретной организации той или иной сферы человеческой деятельности [8; 12].

При определении методологического значения комплексного подхода важно учитывать отношения целого и части - систему и ее отдельные стороны, элементы. Благодаря интеграции свойств частей, входящих в целое, общее приобретает новое качество. И комплексный подход к деятельности как целостному процессу повышает ее эффективность и делает более оптимальной [1].

Комплексный подход в нашем исследовании мы понимаем как системную, взаимосвязанную деятельность, характеризующуюся наличием единых целей, задач, учитывающую возможность интеграции содержания, методов и форм образовательного и воспитательного воздействия и взаимодействия.

Необходимость комплексного подхода к формированию финансовой грамотности студентов ПОО возникла с учетом существующих проблем: фрагментарный характер преподавания основ финансовой грамотности в ПОО; недостаток доступных образовательных программ и образовательных материалов для студентов; дефицит квалифицированных кадров для преподавания финансовой грамотности; использование традиционных форм образования. При этом деятельность по формированию финансовой грамотности студентов ПОО на региональном уровне осуществляется множеством структур, которые часто являются независимыми и ведут обособленную, иногда разобщенную, работу. При реализации комплексного подхода к формированию финансовой грамотности обучающихся ПОО перечисленные проблемы, возможно, будут нивелированы.

В вопросе формирования финансовой грамотности обучающихся ПОО на региональном уровне мы придерживаемся комплексного подхода, выраженного в следующих характеристиках:

- интегративное взаимодействие структур, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся ПОО. Комплексный подход основывается на положении философии о всеобщей связи, взаимодействии и целостности предметов; явлений в природе и обществе. Формирование финансовой грамотности студентов требует взаимодействия ПОО, бизнес-структур, общественных организаций и др. [13].

В 2019 г. Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (КРИРПО) стал опорной площадкой Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса по формированию финансовой грамотности студентов ПОО. Благодаря этому шагу, Институт получил возможность эффективного сотрудничества с социальными партнерами основных проектов формирования финансовой грамотности населения: Отделением по Кемеровской области Сибирского ГУ Банка Российской Федерации, Управлением по взаимодействию с организациями финансового рынка Администрации Правительства Кузбасса, Региональным центром финансовой грамотности Кузбасса, Центром поддержки предпринимательства Кузбасса и другими организациями. В рамках такого взаимодействия обеспечивается возможность обучения «по запросу» от педагогов ПОО, быстрого, прямого информирования педагогов и обучающихся ПОО об изменяющихся категориях в сфере финансового законодательства.

Выстроено прямое взаимодействие с профессиональными образовательными организациями,

где назначен ответственный специалист по формированию финансовой грамотности обучающихся. Большинство из них прошли специальное обучение по данному направлению (66,7 % опрошенных). Ответственный специалист проводит соответствующие оценочные и мониторинговые мероприятия, анализирует потребности студентов, участвует в планировании работы ПОО, в том числе составлении плана воспитательной работы. Институт в этом направлении обеспечивает сетевое взаимодействие с ответственными специалистами, является центром кооперации запросов на проведение мероприятий, занятий в профессиональных образовательных организациях, способствует подбору спикеров, игротехников, лекторов и др.

По результатам анализа опыта работы ПОО были определены базовые учреждения профессионального образования по вопросу формирования финансовой грамотности студентов. При выборе базовых учреждений мы руководствовались не только накопленным в организации опытом, но и их географическим положением. Важно было выбрать учреждение, имеющее инновационные практики, на севере, в центральной части и юге области. Такой подход обеспечил более тесное локальное взаимодействие педагогов и обучающихся на площадке базовой ПОО.

Нами определены базовые учреждения, которые занимаются формированием финансовой грамотности обучающихся по следующим темам: «Комплексное содействие повышению уровня финансовой грамотности студентов профессионального образовательного учреждения» (Анжеро-Судженский политехнический колледж); «Формирование финансовой грамотности студентов профессионального образовательного учреждения в рамках образовательного процесса» (Кемеровский педагогический колледж); «Формирование компетенций в области финансовой грамотности, планирования предпринимательской деятельности у студентов профессионального образовательного учреждения» (Новокузнецкий торгово-экономический техникум).

Базовыми учреждениями являются организации, осуществляющие опережающую разработку учебно-методического обеспечения по закрепленному за ними направлению, а также решение задач научного, методического, организационного обеспечения повышения качества образования. Основная цель деятельности базового ПОО: разработка и апробация содержания, форм, методов и средств профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных, социально и профессио-

нально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к эффективной работе и непрерывному профессиональному росту.

Базовые учреждения осуществляют изучение эффективных методов педагогического взаимодействия; проводят педагогические исследования по определению эффективности отдельных компонентов учебно-методического обеспечения формирования финансовой грамотности обучающихся; способствуют распространению инновационного опыта: проводят консультации, мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и другие мероприятия для педагогических работников по актуальным вопросам для распространения эффективных педагогических практик.

С каждым годом большую популярность приобретают региональные мероприятия по формированию финансовой грамотности обучающихся, которые проводятся на базе ПОО как на областном уровне, так и на межрегиональном:

- ежегодно, в течение трех лет, проводится онлайн-олимпиада по основам финансовой грамотности. В олимпиадные задания включены вопросы по темам: Личное финансовое планирование, Депозит, Кредит, Расчетно-кассовые операции, Страхование, Инвестиции, Пенсии, Налоги, Защита от мошеннических действий на финансовом рынке, Создание собственного бизнеса. В 2021 г. олимпиада проведена на межрегиональном уровне, в олимпиаде приняли участие 266 студентов из 148 профессиональных образовательных организаций 28 регионов РФ;

- ежегодно проводится областной студенческий форум «С деньгами на «ты» или зачем быть финансово грамотным?». Программа форума в 2021 г. включала в себя пленарную часть и выполнение 357 участниками практических заданий на двух онлайн-площадках: первая площадка «Диагностика финансового здоровья» (тест на знание вопросов денежного обращения, финансов, кредитования и страхования); вторая площадка - онлайн-игра «Вклад», разработанная Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

При реализации комплексного подхода важно обеспечить основу социального опыта обучающихся. Поэтому в работе с обучающимися педагогам рекомендуется рассмотреть возможность формирования финансовой грамотности с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения: мастер-классы, деловые игры с участием специалистов финансового сектора, образовательные экскурсии в финансовые организации и к частным пред-

принимателям, онлайн-встречи с экспертами финансового рынка и другое; дистанционные и цифровые формы работы (разработка интерактивных сайтов, веб-квестов, веб-приложений и др.).

Педагогов ПОО ориентировали на включение в программы общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей практико-ориентированных тем по финансовой грамотности («Банки: чем они могут быть полезны»; «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду», «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата», «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления», «Финансовые механизмы работы фирмы», «Собственный бизнес: как создать и не потерять», «Риски в мире денег: как защититься от разорения» и др. [11]. При этом рекомендовалось учитывать междисциплинарный характер обучения и не вводить в программу дисциплины профессионального модуля новые темы, а интегрировать в тематику программ контекстные задачи, деловые игры, квизы, проектную работу по вопросу финансовой грамотности.

При реализации дисциплины «Основы финансовой грамотности» в основные профессиональные образовательные программы курса внеурочной деятельности, направленные на формирование ОК «Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере», важно педагогам и ПОО планировать программу на основе практико-ориенти-рованного обучения и большую часть часов отводить именно на практические занятия с использованием современных активных образовательных технологий.

Работа по формированию финансовой грамотности обучающихся осуществляется комплексно и направлена не только на реализацию программ и мероприятий для обучающихся, но и повышение квалификации педагогов.

Еще одной важной характеристикой комплексного подхода является преемственность в реализации обучающих программ. Преемственность в реализации программ предусматривает связь или соотношение предшествующей и последующей стадий в формировании финансовой грамотности обучающихся. При этом осуществляется поступательность процесса формирования финансовой грамотности студентов в ПОО. Преемственность обеспечивает взаимосвязь дополнительных профессиональных программ и программ обучения студентов.

Подготовка педагогов, осуществляющих обучение студентов ПОО в области финансовой грамотности, реализуется с использованием дополнительных про-

фессиональных программ, спецкурсов в рамках программ, семинаров и другое. При этом тематика курсов и семинаров характеризуется преемственностью: последующие мероприятия для педагогов дополняют и расширяют тематику предыдущих. Особенностью является и пролонгированный характер обучения, когда эффект достигается уже после завершения курса, когда педагог в рабочем процессе использует освоенные приемы, методы, технологии.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогов реализуются совместно с социальными партнерами и имеют пролонгированный характер. Например, курс повышения квалификации «Финансовый навигатор», основная цель которого совершенствование компетентности преподавателей в формировании знаний и умений обучающихся по основам финансовой грамотности, включал следующие темы: Выбор финансовых услуг, Кредиты и займы, Реструктуризация и банкротство, Страхование, Пенсионное обеспечение, Мошенничество на финансовом рынке, Защита прав потребителей финансовых услуг. Тематика была выбрана именно с учетом необходимости включения данных тем в работу со студентами. Курс был реализован совместно Отделением по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (2020 г.),

В рамках семинаров «Обучение финансовой грамотности студентов в ПОО» (2020 г.), «Формирование финансовой грамотности обучающихся в ПОО» (2021 г.) рассматривались вопросы реализации основных направлений работы ПОО по формированию финансовой грамотности обучающихся, практики разработки и реализации программ в ПОО, технологии, формы и методы, цифровые инструменты, способствующие формированию финансовой грамотности обучающихся, участие в игре «Бесконечные возможности» ^пАпйу), практический проект.

В рамках курсов ПК для педагогов реализуется спецкурс «Финансовая грамотность как одно из направлений воспитательной работы в ПОО», рассматривающий современные формы воспитательных мероприятий для обучающихся ПОО.

В содержание программ повышения квалификации, семинаров включены темы, таким образом рекомендованные студентам при изучении основ финансовой грамотности, значимые при проведении воспитательных мероприятий со студентами. Основываясь на принцип каскадности, преподаватели в работе со студентами реализуют апробированные на семинарах и курсах ПК формы, методы, приемы работы.

В этом направлении система повышения квалификации выступает системообразующим звеном, задавая содержательный вектор преемственности в вопросах финансового просвещения.

Выделим еще одно направление комплексного подхода - выявление перспективного опыта работы ПОО по формированию финансовой грамотности обучающихся, который в дальнейшем распространяется на уровне регионального и межрегионального взаимодействия.

Проводится ежегодный областной конкурс «Финансовая грамотность в профессиональной образовательной организации» для педагогов. Основными задачами конкурса являются поиск и распространение новых подходов, практик и форм формирования финансовой грамотности в ПОО, обмен педагогическим опытом по формированию финансовой грамотности обучающихся; содействие профессиональному развитию и стимулирование профессионального творчества педагогических работников, реализующих программы, курсы, модули, направленные на повышение финансовой грамотности обучающихся; пополнение банка методических и проектных разработок педагогов, реализующих основы финансовой грамотности. В 2020 г. конкурс был проведен по следующим номинациям: Лучшая рабочая программа учебного курса по формированию финансовой грамотности обучающихся; Лучший практико-ориентированный комплект по формированию финансовой грамотности студентов ПОО; Лучшая методическая разработка учебного занятия по формированию финансовой грамотности студентов ПОО; Лучший цифровой продукт по формированию финансовой грамотности студентов ПОО; Лучший внеурочный проект по формированию финансовой грамотности студентов.

Интересные наработки участников конкурса были представлены на семинарах, круглых столах, конференциях, мероприятиях в рамках Августовской конференции для педагогов (секция «Формирование финансовой грамотности студентов в ПОО» (2020); круглый стол «Формирование финансовой грамотности обучающихся и населения в ПОО: требования и актуальные практики»), на сайте КРИРПО в Электронной сетевой методической копилке, в разделе «Финансовая грамотность».

Обозначим еще один фактор, способствующий комплексной и системной работе в вопросах информирования педагогов и обучающихся. Осуществляется ежемесячный мониторинг мероприятий по формированию финансовой грамотности в ПОО. Такой подход способствовал системной работе в ПОО по орга-

низации плановых мероприятий, активизации участия в них студентов и педагогов.

Таким образом, обозначенный нами комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов реализовывался с учетом перечисленных выше характеристик: интегративное взаимодействие структур, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся ПОО; обеспечение основы социального опыта студентов; преемственность в реализации обучающих программ; выявление перспективного опыта работы ПОО по формированию финансовой грамотности обучающихся.

Результаты

Для анализа результативности комплексного подхода к формированию финансовой грамотности обучающихся ПОО проведен мониторинг, Целью которого являлась оценка деятельности профессиональных образовательных организаций по формированию финансовой грамотности студентов.

Всего в опросе приняли участие 56 профессиональных образовательных организаций (ПОО) Кемеровской области.

Ежемесячный мониторинг показывает, что профессиональные образовательные организации при проведении внутренних мероприятий сотрудничают с разными структурами. При проведении мероприятий активно привлекаются сотрудники КРИРПО, банков, страховых компаний, центров по развитию предпринимательских способностей, вузов и др. Таким образом происходит кооперация возможностей разных структур по формированию финансовой грамотности.

Результаты опроса показали, что формирование финансовой грамотности обучающихся в ПОО осуществляется с использованием организационных подходов, рекомендованных педагогам и ПОО в ходе мероприятий по повышению квалификации педагогов:

- формирование финансовой грамотности реализуется в рамках преподавания дисциплин общеобразовательного цикла (10 ПОО, 17,9 % от числа опрошенных ПОО);

- введена дисциплина «Основы финансовой грамотности» во все реализуемые основные профессиональные образовательные программы в семи ПОО (12,5 % от числа опрошенных ПОО);

- реализуется курс внеурочной деятельности, направленный на формирование финансовой грамотности обучающихся (6 ПОО, 10,7 % от числа опрошенных ПОО);

- введена дисциплина «Основы финансовой грамотности» в некоторые основные профессиональные

образовательные программы за счет часов вариативной части (5 ПОО, 8,93 % от числа опрошенных ПОО).

При этом большая часть опрошенных ПОО реализует несколько вариантов формирования финансовой грамотности обучающихся, сочетая их:

- формирование финансовой грамотности обучающихся в рамках преподавания дисциплин общеобразовательного цикла и реализации курса внеурочной деятельности, направленного на формирование финансовой грамотности обучающихся (15 ПОО, 26,8 % от числа опрошенных ПОО);

- введение дисциплины «Основы финансовой грамотности» в некоторые основные профессиональные образовательные программы и реализация курса внеурочной деятельности, направленного на формирование финансовой грамотности обучающихся (7 ПОО, 12,5 % от числа опрошенных ПОО);

- введение дисциплины «Основы финансовой грамотности» в некоторые основные профессиональные образовательные программы и формирование финансовой грамотности в рамках преподавания дисциплин общеобразовательного цикла (5 ПОО, 8,9 % от числа опрошенных ПОО);

- введение дисциплины «Основы финансовой грамотности» во все основные профессиональные образовательные программы; реализация курса внеурочной деятельности, направленного на формирование финансовой грамотности обучающихся и формирование финансовой грамотности в рамках преподавания дисциплин общеобразовательного цикла (1 ПОО, 1,8 % от числа опрошенных ПОО).

В 24 ПОО введена дисциплина «Основы финансовой грамотности» в основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) различных отраслей за счет часов вариативной части. Чаще всего в ПОО на дисциплину «Основы финансовой грамотности» отводится от 36 до 42 часов (35 % случаев), от 43 до 50 часов (19 %), от 51 до 56 (14,6 %), менее 36 (14,6 %).

В 28 ПОО области (50 % от опрошенных ПОО) реализуется курс внеурочной деятельности, направленный на формирование финансовой грамотности обучающихся. Курс внеурочной деятельности реализуется: в течение 2 учебных лет (2019/2020, 2020/2021 уч. г.) в 4 ПОО Кемеровской области; в 2020/2021 уч. г. -в 23 ПОО; в 2019/2020 уч. г. - в 1 ПОО области. При реализации в ПОО курса внеурочной деятельности, направленного на формирование финансовой грамотности обучающихся, основной категорией являются студенты дневного обучения образовательной организации. Отмечено, что курс реализуется для обучающихся 1-го курса (8 ПОО), для обучающихся 1-2-го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

курсов (1 ПОО), для обучающихся выпускных курсов (2 ПОО), для обучающихся всех курсов (2 ПОО), а также курс внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности реализуется для школьников (8-9-й класс). Курс адресован студентам ПОО, студентам, проживающим в общежитии, обучающимся с ОВЗ, подросткам.

При этом количество обучающихся на курсе внеурочной деятельности, направленном на формирование финансовой грамотности обучающихся, составляет следующий диапазон: менее 100 обучающихся -в 14 ПОО, от 100 до 200 обучающихся - в 6 ПОО, от 200 до 300 - в 5 ПОО, более 300 - в 3 ПОО.

В ходе опроса были отмечены другие реализуемые возможности формирования финансовой грамотности студентов в ПОО: участие в олимпиадах, форумах, онлайн-диктантах; участие в образовательных форумах, диктантах, олимпиадах, зачетах различного уровня; проведение классных часов; введение дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»; работа кружка «Финансовая грамотность» для студентов, проживающих в общежитии; участие в уроках финансовой грамотности, проводимых Центробанком РФ.

Педагоги в ходе опроса отмечают, что большая часть мероприятий осуществляется с использованием современных образовательных технологий, что способствует формированию социального опыта:

- при реализации программы «Основы финансовой грамотности» практико-ориентированные задания составляют 76 %;

- при проведении курсов внеурочной деятельности, реализации мероприятий воспитательной направленности практико-ориентированность составляет 84 %.

- при проведении областных мероприятий используются активные формы работы.

Данный подход демонстрирует желание педагогов реализовать разные организационные формы по формированию финансовой грамотности, использовать разнообразные педагогические методы, приемы, средства.

Таким образом, по результатам проведенного опроса формирование финансовой грамотности студентов активнее осуществляется в ПОО области в 2020/2021 уч. г.:

- в ОПОП вводится дисциплина «Основы финансовой грамотности»;

- реализуются курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование финансовой грамотности обучающихся;

- ежемесячно в каждом ПОО проводятся внеурочные мероприятия, направленные на формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием современных образовательных технологий.

Результаты опроса показали, что формирование финансовой грамотности обучающихся осуществляется путем кооперации возможностей разных структур; использования организационных подходов, рекомендованных педагогам в ходе мероприятий по повышению квалификации педагогов; использования современных образовательных технологий, что способствует опоре на социальный опыт.

Заключение

Таким образом, в вопросе формирования финансовой грамотности обучающихся ПОО на региональном уровне мы придерживаемся комплексного подхода, выраженного в следующих характеристиках: инте-гративное взаимодействие структур, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся ПОО; обеспечение основы социального опыта обучающихся; преемственность в реализации обучающих программ; выявление перспективного опыта работы профессиональных образовательных организаций по формированию финансовой грамотности обучающихся.

Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов ПОО способствует решению существующих проблем в этой работе: позволяет активно развивать сотрудничество между образовательными учреждениями и институтами финансового рынка, разрабатывать образовательные программы, ориентированные на овладение практическими навыками и умениями; обеспечивает введение дисциплин, курсов, встраивание тем в основные профессиональные образовательные программы ПОО.

Комплексный подход к формированию финансовой грамотности обучающихся способствует системной реализации мероприятий в ПОО, является прак-тико-ориентированным, побуждает педагогов и обучающихся проявлять максимальную активность. Также комплексный подход работает по направлениям национальной стратегии повышения финансовой грамотности и Программы повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области (утверждена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31 июля 2018 г. № 319-р): формирование системы постоянного информирования студентов по вопросам повышения финансовой грамотности населения; создание постоянно действующей системы просвещения по вопросам функцио-

нирования финансовых инструментов и механизмов, актуализация и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов и (или) примерных основных образовательных программ различных уровней образования; мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения.

Литература

1. Бузаров К. И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 32-36.

2. Еремина О. И. Повышение финансовой грамотности молодежи как императив современного образования // Проблемы управления качеством образования: сб. ст. XIII Все-рос. науч.-практ. конф. Пенза, 2020. С. 60-63.

3. Лизунков В. Г, Минин М. Г, Анализ подходов к решению вопросов педагогики // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2014. № 4 (64). С. 35-38.

4. Никифорова С. В. Финансовая грамотность в России // International Scientific Review. 2016. № 13 (23). С. 37-38.

5. Осташевский С. М., Петрова В. С. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 86-90.

6. Протокол № 9 от 24.06.2021 пятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/07/ main/9_20210624.pdf.

7. Сенченков Н. П., Цыганкова А. Н. Оценка уровня финансовой грамотности первокурсников профтехобразования (на примере Смоленского техникума отраслевых технологий) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3 (43). С. 157-163.

8. Никулина Н. Н., Давитян М. Г., Шевченко С. Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 986-1005. URL: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/59.pdf.

9. Стратегические долгосрочные тренды, определяющие позиционирование финансово грамотной молодежи в технологиях маркетинга персонала на рынке труда / Д. А. Розанов, О. А. Асланова, К. С. Савина, Т. Б. Самарская // Экономика устойчивого развития. 2021. № 2 (46). С. 139-142.

10. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71675558/.

11. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование [Электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/07/12/1595795953/FG_Ucheb_ progr_SPO_.pdf.

12. Фролов П. Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж, 1984. 200 с.

13. Хагундокова Ф. С.-П. Формирование финансовой грамотности студентов в процессе внеаудиторной работы // Вестник РМАТ. 2019. № 3. С. 76-79.

References

1. Buzarov K. I. Kompleksnyy podkhod kak metodologicheskiy print-sip postroyeniya vospitatel'noy sistemy shkoly (teoreticheskiy aspekt) [The system approach as a methodological principle of creation of the educational school system (theoretical aspect)]. The Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2012, no. 2, pp. 32-36. (In Russian).

2. Yeremina O. I. Povysheniye finansovoy gramotnosti molodezhi kak imperativ sovremennogo obrazovaniya [Improving the financial literacy of young people as an imperative of modern education]. Problems of quality management in education. Collection of articles of the XIII All-Russian Scientific-Practical Conference. Penza, 2020, pp. 60-63. (In Russian).

3. Lizunkov V. G, Minin M. G. Analiz podkhodov k resheniyu voprosov pedagogiki [Analysis approach to issues pedagogy]. Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "V. P. Goryachkin Moscow State Agro-Engineering University, 2014, no. 4 (64), pp. 35-38. (In Russian).

4. Nikiforova S. V. Finansovaya gramotnost' v Rossii [Financial literacy in Russia]. International Scientific Review, 2016, no. 13 (23), pp. 37-38. (In Russian).

5. Ostashevsky S. M., Petrova V. S. Finansovaya gramotnost' i puti yeye povysheniya kak aktual'naya problema professional'nogo obrazovaniya [Financial literacy and ways to improve it as a current problem of professional education]. Innovative Development of Vocational Education, 2021, no. 3 (31), pp. 86-90. (In Russian).

6. Protokol № 9 ot 24.06.2021 pyatogo zasedaniya Mezhvedom-stvennoy koordinatsionnoy komissii po realizatsii Strategii povysheniya finansovoy gramotnosti v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2023 gody [Minutes No. 9 of June 24, 2021 of the fifth meeting of the Interdepartmental Coordination Commission for the implementation of the Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023]. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/07/ main/9_20210624.pdf. (In Russian).

7. Senchenkov N. P., Tsygankova A. N. Otsenka urovnya finansovoy gramotnosti pervokursnikov proftekhobrazovaniya (na primere Smolenskogo tekhnikuma otraslevykh tekhnologiy) [Assessment of the financial literacy of first-year students of vocational education (on the example of the Smolensk Technical School of Industrial Technologies)]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 3 (43), pp. 157-163. (In Russian).

8. Nikulina N. N., Davityan M. G., Shevchenko S. N. Sistemnyy pod-khod v pedagogike kak obshchemetodologicheskiy printsip nauki [The system approach in pedagogy as a general methodological principle of science]. Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University, 2015, no. 111, pp. 986-1005. Available at: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/59.pdf. (In Russian).

9. Rozanov D. A., Aslanova O. A., Savina K. S., Samarskaya T. B. Stra-tegicheskiye dolgosrochnyye trendy, opredelyayushchiye poz-itsionirovaniye finansovo gramotnoy molodozhi v tekhnologi-yakh marketinga personala na rynke truda [Strategic long-term trends that determine the positioning of financially literate youth in the technologies of personnel marketing in the labor market]. Economics of Sustainable Development, 2021, no. 2 (46), pp. 139-142. (In Russian).

10. Strategiya povysheniya finansovoy gramotnosti v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2023 gody [Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023]. Approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 2039-r of September 25, 2017. Available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71675558/. (In Russian).

11. Finansovaya gramotnost': uchebnaya programma. Sredneye professional'noye obrazovaniye [Financial literacy: curriculum. Secondary vocational education] Available at: https://fmc.hse. ru/data/2020/07/12/1595795953/FG_Ucheb_progr_SPO_.pdf. (In Russian).

12. Frolov P. T. Sistemnyy podkhod v upravlenii pedagogicheskim protsessom v shkole [A systematic approach to the management of the pedagogical process at school]. Voronezh, 1984, 200 p. (In Russian).

13. Khagundokova F. S.-P. Formirovaniye finansovoy gramotnosti stu-dentov v protsesse vneauditornoy raboty [The formation of fi nan-cial literacy of students in the process of extracurricular work at the university]. Vestnik RIAT, 2019, no. 3, pp. 76-79. (In Russian).

УДК/UDC 378: 334.012.6 М. В. Морозова, А. А. Захарова, В. Г. Лизунков

DOI 10.54509/22203036_2021_4_20

M. Morozova, A. Zakharova, V. Lizunkov

СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА1

COOPERATION OF UNIVERSITIES WITH SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Введение. Взаимовыгодное сотрудничество уни- ванных специалистов и появлению новых или улуч-верситетов с предприятиями малого и среднего биз- шенных разработок в виде техники и технологий, неса способствует подготовке практико-ориентиро- применяемых на производственных предприятиях

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19013-00486А. The research was conducted under the sponsorship of RFBR in terms of scientific project № 19013-00486А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.