Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ'

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОНАДЕЖНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / SOCIALIZATION / SOCIAL SELF-PROTECTION / SELF-IDENTITY / SELF-RELIABILITY / SELF-REPRESENTATIVENESS / SELF-SUFFICIENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гут Анжелика Викторовна, Аппакова-шогина Нурия Закариевна, Пайгунова Юлия Викторовна

В статье рассматривается проблема формирования психологической самозащищенности как важного этапа процесса социализации личности в условиях нестабильно развивающейся современности. Представлена структура самозащищенности как единство самоидентчности, самонадежности, самопрезентативности и самодостаточности. Дана характеристика элементов самозащищенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гут Анжелика Викторовна, Аппакова-шогина Нурия Закариевна, Пайгунова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL SELF-PROTECTION

The article discusses the problem of the formation of psychological self-defense as an important stage in the process of socialization of an individual in an unstable developing world. The structure of self-defense as a unity of self-identity, self-reliance, self-representativeness and self-sufficiency is presented. The characteristic of self-defense elements is given.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ»

развития современного общества»: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Чанбарисова Ш.Х. (г. Уфа, 20 мая 2016 г.). Часть 1. / Гл. редактор В.П. Захаров. — Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2016 г. С. 234-238.

Педагогика

УДК 37.042

кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат психологических наук, доцент Пайгунова Юлия Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования психологической самозащищенности как важного этапа процесса социализации личности в условиях нестабильно развивающейся современности. Представлена структура самозащищенности как единство самоидентчности, самонадежности, самопрезентативности и самодостаточности. Дана характеристика элементов самозащищенности.

Ключевые слова: социализация, социальная самозащищенность, самоидентичность, самонадежность, самопрезентативность, самодостаточность.

Annotation. The article discusses the problem of the formation of psychological self-defense as an important stage in the process of socialization of an individual in an unstable developing world. The structure of self-defense as a unity of self-identity, self-reliance, self-representativeness and self-sufficiency is presented. The characteristic of self-defense elements is given.

Keywords: socialization, social self-protection, self-identity, self-reliability, self-representativeness, self-sufficiency.

Введение. Проблему самозащищенности взрослеющей личности можно отнести к вечным проблемам, а в современном интенсивно развивающемся глобальном мире она приобретает особую актуальность, ибо современный процесс социализации требует не только усвоения определенного круга социальных и духовных ценностей (как в прежние времена), но и способности, готовности сохранять свое «социальное лицо», свои ценностные ориентиры в это непрерывной динамике современности (эта релятивность современных ценностных систем - одна из самых горячих тем современной педагогики, психологии, этики и философии).

В какое бы исторически сложное или относительно благополучное время ни происходила социализация молодых людей, они неизбежно испытывают потребность в самоуважении. Сохраняя самоуважение, человек чувствует себя защищенным в обществе, каким бы "неустойчивым" оно не было. Возможность самореализации имеется при любых внешних обстоятельствах, в любом социальном контексте, поэтому только сам человек решает - состояться ему как личности или не состояться, реализовать свой потенциал, превратив имеющиеся возможности в действительность, или лелеять всю жизнь некие мечты и горевать о несбывшемся, и, в конце концов, так и остаться личностью, не сформировавшей самоуважение и оттого беззащитной. Следовательно, процесс воспитания призван формировать у личности систему качеств, обеспечивающих ее самозащищённость в обществе, т.е. формировать и укреплять способности самоидентичности, самонадежности, самопрезентативности и самодостаточности. Для этого нужна «субъектная» педагогика, ориентированная на понимание личностных проблем человека, изучение его индивидуальных психологических особенностей и возможностей, исследование потенциала межличностных и групповых коммуникаций.

Изложение основного материала статьи. Как показал анализ педагогических и психологических исследований, самозащищенность представляет собой комплекс психологических установок, навыков и умений, направленных на защиту себя, своей личности в любых жизненных ситуациях, на решение сложных жизненных проблем, на адекватное и эффективное исполнение разнообразных социальных ролей. Иначе говоря, самозащищенность есть комплекс психологических навыков и умений, детерминирующих формирование социально-психологической компетентности личности, отражающей уровень сформированности личностной композиции социальных отношений.

Социальная самозащищенностъ - это интегративное личностное образование, представляющее собой, с одной стороны, устойчивое позитивное внутренне и внешнее эмоциональное состояние личности, с другой стороны - осознанность личностью возможности и способности удовлетворения своих основных потребностей, обеспечения собственных прав в различных жизненных ситуациях.

Исходя из этого, в рамках структурно-функционального подхода, можно выделить следующие компоненты самозащищенности: идентичность, самонадежность, самопрезентативность и самодостаточность. Рассмотрим содержание этих составляющих компонентов самозащищенности.

Самоидентичность - это «внутренний стержень» личности, ее способность не поддаваться различным негативным влияниям общества, пагубно воздействующих на ее социальную устойчивость (особенно актуально это качество в условиях перманентной информатизации социума).

Самонадежность - это умение предохранить себя от социального конформизма, от принятия норм, не отвечающих истинным убеждениям личности; это способность сохранять нравственную устойчивость в калейдоскопе социального водоворота.

Самопрезентативность - это способность осознанно защищать свою систему нравственных норм и идеалов, особенно в условиях деформации общественных установок и воззрений в «эпоху перемен»; это

ощущение уверенности в значимости своих ценностных установок.

Самодостаточность - это систематическое следование этапам своей жизненной стратегии, вопреки неблагоприятным общественным обстоятельствам.

Идентичность (самоидентичность) как глубинная качественная характеристика личности рассматривается в отдельных психологических исследованиях как процесс перехода от ролевых (игровых) отношений к личностно-смысловым отношениям в контексте конкретного социально-исторического образа жизни, поскольку при этом зачастую перед личностью возникают проблемно-конфликтные ситуации, преодолеть которые с помощью ранее усвоенных шаблонов и норм поведения представляется затруднительным. Подобные ситуации возникают как при наличии внешних или внутренних преград на пути деятельности, так и в процессе постановки личностью сверхзадач. Именно сформировавшаяся идентичность является основой поведения человека в подобных ситуациях: личность проявляет свою активность, инициативность, стремление к преобразованию сложившейся противоречивой ситуации. Иначе говоря, самоидентичность является основой формирования личности как субъекта деятельности [1].

Следующим компонентом самозащищенности является самонадежность личности - этически не только желаемое, но и должное социально-психологическое явление. Самонадежность определяется во многом типом сообщества, в котором формируется личность. Наиболее благоприятным является интегрированное сообщество. Такое общество можно определить как со-общество, в котором развиты и укоренены признаки толерантности и мультикультурности, развиты горизонтальные связи, позволяющие раскрыться потенциалу личности без ограничений социального, политического, религиозного и в целом культурного порядка. В таком обществе наблюдаются полное взаимоприятие и взаимопонимание между внутренним "Я" личности и "Я" другого человека, являющее собой пространство для взаимовыражения, взаимопроникновения в мир другого человека, ино-бытие в другом человеке. Это полностью отвергает само игнорирование собственных убеждений в угоду всех форм внешней настойчивости (психологического насилия), эгоистичности, само выстраивание уверенного в себе человека, способного на действенное уважение себя и своих ценностей, и, следовательно, способного к формированию и укреплению самонадежности.

Самопрезентативность - способность человека отстоять право на уважение к себе перед лицом своего "Я". Будучи явлением многомерным, охватывающим все стороны личностного содержания и основывающимся на вовлеченности личности в построение ею самою как экзистенциальным субъектом собственной "Я-концепции", самопрезентативность основывается на развитой нравственной рефлексии. Рефлексия «как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностное осмысление жизни. Именно в этом осмыслении, по сути дела, впервые встает проблема "уяснения самому себе своего собственного сознания", как проблема нового сознательного опыта [3]. Способность к рефлексии формируется в процессе нравственного развития человека, в процессе осознания и приятия «золотого правила нравственности» как основы человеческого бытия в заполненном моральными дилеммами внешнем контексте. Самопрезентативность опирается на самоуважение, являясь его функциональным продолжением во внешнем мире, это активно проявляющее себя самоуважение. Формирование самопрезентативности - диалектический процесс «внутреннего и внешнего»: осознание внутренних ценностных ориентаций неизбежно связано с активизацией внешнего социального позиционирования себя, своего «Я», иначе говоря, определенность внутреннего порядка неизбежно приводит к определенности, устойчивости, осознанности поведенческих актов. В свою очередь, внешняя устойчивость и осознанность социальных позиций и поведенческих реакций способствует укреплению, «оправданию» внутреннего ценностного бытия, и, в конечном итоге, смысла своего существования.

Молодым людям свойственно стремление к интенсивным коммуникациям, а измерение ценности собственного "Я" производится ими посредством мнения окружающих (сначала как отражение родительских амбиций, затем как соответствие нормам и идеалам молодежной среды). Чтобы избежать порой очень тягостного негативного влияния на самооценку, человеку необходимо обладать элементарными знаниями и практическими навыками общения с собой, т.е. «практической» рефлексией. Самоутверждаясь через познание себя, «обретая опорные точки» в своем мировоззрении, личность подходит к пониманию своего предназначения, «вычерчивает» стратегическую карту жизни.

Личностная композиция социальных отношений - это интегративное личностное образование, позволяющее личности быстрым и эффективным способом решать стоящие перед ней проблемы, преодолевать исходную заданность ситуации. Композиция социальных отношений есть результат социализации личности, а социальные роли, выполняемые личностью в процессе ее социального становления, дают возможность выстраивать композицию отношений, включающих в себя отношения человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природы. Эта уникальная композиция отношений и определяет "самость", эксклюзивность личности, ее неповторимость.

Особый вред становлению личности наносят внутриличностные конфликты, которые приводят к постепенному ухудшению отношений с окружающими, с самим собой, угнетающе действуют на представление о самоценности, деформируют жизненную активность. Способность противостоять внутриличностному конфликту силой уверенности в себе свойственна только тем, чья личность способна к росту. Избавляясь от напряжения, неуверенности, страха перед настоящим и будущим, человек повышает уровень самопрезентации, заявляет о свой личностной состоятельности.

Самодостаточность является центральным элементом в структуре самозащищенности. Самодостаточность формируется в процессе самоактуализации личности, которая экзистенциально определяет свое место в мире, свои жизненные роли и жизненную стратегию. Самодостаточность как компонент самозащищенности можно охарактеризовать как ощущение своего личностного богатства, «достатка», внутреннего равновесия, гармонии и покоя. Это диалектический антипод самоуверенности, столь ценимый восточной философией конфуцианства, даосизма и буддизма. Огромное значение самодостаточности в личностной композиции социальных отношений определяет соответствующее ее значение и в структуре социальной компетентности.

Социальная компетентность означает функциональную адаптацию личности к социально признанным нормам морали, эталонам поведения и коммуникативным практикам. Социальная компетентность проявляется во внутриличностной интеграции социально значимых ценностных систем, причем, чем большее количество ценностных систем интегрирует личность, тем большим становится потенциал социальной компетентности. В структуре социальной компетентности можно выделить три аспекта: индивидуально-

личностный, социальный, эвристический.

Индивидуально-личностный аспект связан с чувственно-телесной, душевно-эмоциональной и духовной (экзистенциальной и рациональной) жизнью человека. Этот аспект социальной компетентности проявляется в:

• умении самостоятельно строить иерархию жизненно важных ценностей, позволяющих разрешать моральные дихотомии достойного и недостойного, добра и зла, прекрасного и безобразного, полезного и вредного, справедливого и несправедливого и т.д.;

• самоопределении как актах воли (свободы), самостоятельный осознанно обоснованный выбор поведения на основе добровольно избранных ценностей, способность ощущать и проявлять свободу воли в ситуациях социального вызова;

• логичном, последовательном, независимом мышлении;

• дискуссионных умениях доказывать и опровергать, понимать и принимать точки зрения оппонентов;

• развитой технике внешнего выражения мысли и языковой грамотности;

• психическом самоуправлении и саморегуляции.

Данный блок включает личностно-развивающие технологии на индивидуальном уровне.

Содержание социального аспекта связано с функционированием личности в системе социальных коммуникаций, норм, процессов и институтов. Содержание этого аспекта отражает включенность личности в объективность социальной реальности, а именно - понимание целевого назначения главных сфер общества (экономической, политической, правовой, образовательной, научной, рекреационной и т.д.), а также всего спектра социально значимых институтов, отношений и норм. Социальная компетентность в этой сфере проявляется в умениях реализовывать коммуникативные, экономические, правовые и иные гражданские технологии.

Содержание эвристического аспекта социальной компетентности связано с развертыванием человеческой жизни во времени. Оно предстает, как умение планировать сценарий и стратегии своей собственной жизни и своего жизненного пути. Этот аспект социальной компетентности опирается на два предшествующих и является в итоге самым значимым для человека. Жизненный опыт жесток, драматичен и необратим. Умение «извлекать уроки», «проектировать и планировать», ощущать тенденции и перспективы развития, развивать «масштаб мышления», предвидеть возможности и препятствия - все это расширяет горизонты личности и позволяет ухватить феноменальное единство и всеобщую связь всего со всем, пережить захватывающий опыт как своего ничтожества, так и своей безграничности, тем самым обрести целостность, цельность своего существования. Следовательно, самодостаточность в качестве умения моделировать оптимальные и тупиковые сценарии жизни на основе знаний техники планирования различных вариантов профессиональной и семейной жизни, представляет собой важнейший феномен оптимизации социального становления личности в процессе его социализации.

Таким образом, можно выделить диагностические признаки каждого из элементов в структуре самозащищенности. Самоидентичность проявляет себя в таких характерологических чертах, как активность, деятельность, целеустремленность, увлеченность. Самонадежность обретает основу в таких чертах личности, как надежность, смелость, честность, энергичность, организованность, отзывчивость. Самопрезентативность аппелирует к таким качествам, как решительность, рассудительность, общительность. Самодостаточность обеспечивается гибкостью, уравновешенностью, рационалистичностью.

Выводы. Таким образом, определенный уровень сформированности вышеописанных специфических умений и навыков является критерием сформированности самозащищенности в целом. Востребованность таких личностных параметров как самоидентичность, самонадежность, самопрезентативность, самодостаточность в характере молодого человека - это безусловная, непреходящая данность социализирующейся личности. Эта истина доказана всем ходом развития человеческого общества, отражена в трудах философов, психологов, педагогов различных исторических эпох. Проблема педагогического участия в саморазвитии молодыми людьми своих способностей к адаптации в социуме сегодня особенно актуализирована в России, т.к. реальность нашей жизни требует от человека самоактивизации деятельной стороны его личности. В силу этого на современной педагогике лежит ответственность за соучастие в саморазвитии у молодежи способностей к адаптации к окружающему миру, что в конечном итоге и формирует такое важное в современном нестабильном мире качество, как самозащищенность.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007 - 526 с.

2. Гут А.В. Формирование социальной самозащищенности у студентов СПУЗ: дис. кан. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2000. - 217 с.

3. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Изд-во ПСТГУ, 2013 - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.