Научная статья на тему 'Формирование уверенности аниматора -специалиста в процессе подготовки к социально-культурной деятельности'

Формирование уверенности аниматора -специалиста в процессе подготовки к социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / INITIATIVE / SOCIAL RESPONSIBILITY FOR RESULTS OF WORK / SKILL TO COMMUNICATE / TOLERANCE / SELF-TRUST / DISCIPLINE / SENSE OF DUTY / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннехаметова И. М.

Статья рассматривает многомерность и разнокачественность объективной действительности. Неуверенность в таких качествах как тревога, обеспокоенность, ощущение неопределенности травмируют социальное сознание обще-ства. Формирование уверенности рассматривается с точки зрения разных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-TRUST AT THE FUTURE ANIMATOR IN THE COURSE OF PREPARATION FOR WELFARE ACTIVITY

Article considers multidimensionality and different qualitativelity the objective validity. Uncertainty in such qualities as the alarm, concern, sensation of uncertainty injure social consciousness of a society. Confidence formation is considered from the point of view of different authors

Текст научной работы на тему «Формирование уверенности аниматора -специалиста в процессе подготовки к социально-культурной деятельности»

УДК 13.15.55

И.М.Миннехаметова

ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ АНИМАТОРА -СПЕЦИАЛИСТА В

ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья рассматривает многомерность и разнокачественность объективной действительности. Неуверенность в таких качествах как тревога, обеспокоенность, ощущение неопределенности травмируют социальное сознание обще-ства. Формирование уверенности рассматривается с точки зрения разных авторов.

Ключевые слова: инициативность, социальная ответственность за результаты труда, коммуникабельность, толерантность, уверенность в себе, дисциплинированность, исполнительность, агрессивность.

Minnehametova Ilhamija Mansurovna FORMATION OF SELF-TRUST AT THE FUTURE ANIMATOR IN THE COURSE OF PREPARATION FOR WELFARE ACTIVITY

The summary: Article considers multidimensionality and different qualitatively the objective validity. Uncertainty in such qualities as the alarm, concern, sensation of uncertainty injure social consciousness of a society. Confidence formation is considered from the point of view of different authors.

Keywords: initiative, social responsibility for results of work, skill to communicate, tolerance, self-trust, discipline, sense of duty, aggression.

Динамизм экономических и политических преобразований в России не может не отражаться на про-цессе социализации человека, который рассматривается, с одной стороны, как активное приспособление индивида к условиям среды, с другой, как реализация установок на себя, на устойчивость в своем поведении и отношениях, соответствующую представлениям личности о себе, ее самооценке. На смену упорядочен-ному видению мира сегодня пришло рассмотрение его как плюралистического и фрагментарного, призна-ние его многомерности и разнокачественности объективной действительности. Тревога, обеспокоенность, ощущение неопределенности травмируют социальное сознание общества. Все перечисленные факторы де-терминируют переориентацию социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных по-требностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

Компьютеризация общества приводит к тому, что человек все больше перекладывает ответственность за планирование и осуществление деятельности на технику, тем самым все меньше, пользуясь верой в себя и все сильнее, проникается доверием к «сотрудничающим» с ним механизмам. В связи с этим ослабе-вающая вера в себя снижает человеческую жизнеспособность.

Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления вышеобозначенных явлений.

Анимация является одним из направлений развития активности населения, оказывающих влияние на всю социально-культурную сферу общества. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которых могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и по-требностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни, т.е. повышения так называемого «качества жизни».

Особая роль в социокультурной анимации принадлежит профессиональным и добровольным анима-торам, обладающим специальной подготовкой и использующие как правило, методы активной педагогики.

Новые социально-политические, социально-экономические и социально-культурные условия требу-ют формирования у личности аниматора, таких качеств специалиста, как дисциплинированность, исполни-тельность, социальная ответственность, а с другой - креативность, коммуникабельность, толерантность, уве-ренность в себе.

Методологическую роль для исследования формирования уверенности в себе содержит следующее высказывание Ромека В.Г.: «Хотя «образ Я» всегда включает в себя определенный набор компонентов..., их конкретное содержание и значимость варьируются в зависимости от социальных и психологических усло-вий и соотношений. Человек не просто «узнает», «открывает», но и активно формирует себя. Осознание ка-ких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, да и сами эти способности не то-лько проявляются, но и формируются в деятельности». Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Ромека В.Г., включающее основные поведенческие, эмоциональ-ные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под уверенностью в себе он понимает спо-собность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности

относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).

В.Г.Ромек считает, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного дости-жения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка ре-зультатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оце-нки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают нали-чие некоторого поведенческого «фундамента» этих оценок.

Описывая активизацию Я - концепции и регуляцию адаптивного поведения, необходимо отметить, что неуверенные в себе люди, имеющие низкий уровень собственного достоинства, у которых не сформировалась устойчивая положительная Я - концепция, робки, легко поддаются социальным влияниям, стра-стно желают одобрения, легко смущаются, очень чувствительны к реакциям других, так как они все еще ищут такой информации, которая окажет влияние на продолжающееся формирование их самосознания. Те же, кто достиг устойчивой личной определенности (интегрированной Я - концепции), уже не очень беспо-коятся о том, что думают о них другие. Они не переживают сильных фрустраций, если другие ошибочно оценивают их личность или негативно реагируют на нее.

В свою очередь, неуверенность в себе или, наоборот, агрессивность препятствуют успешному выпол-нению социально-профессиональных ролей и снижают чувство ответственности, лишают возможности в достаточной степени выразить свой творческий потенциал, приводят к сложности выработки самостояте-льной линии поведения. Неуверенность в своих силах, сомнения относительно правильности собственных поступков, повышенная самокритичность, неудовлетворенность своей внешностью, ощущение собственной негодности и т.п. выявляют ту или иную степень самонеприятия.

Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи сталкиваются с проблемой опре-деления тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Они утверждают, что агрессивность и не-уверенность, по сути, являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при ко-торых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых пот-ребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к не-вротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Таким обра-зом, можно сказать, что агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности.

Проведённый нами теоретический анализ проблемы показал, что в психолого - педагогической теории недостаточно разработаны методологические подходы к процессу формирования уверенности в себе у студентов средних профессиональных учебных заведений. Существующие концепции не учитывают изменившиеся интересы и запросы личности преподавателя и студента и не реализуют интегративную цель учебно- воспитательной деятельности, представляющего собой открытую социально - педагогическую си-стему, активно взаимодействующую с другими социальными институтами общества.

Исследования показали, что в теории не существует однозначно определенного понятия «уверенность в себе». В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное Ромеком, которое авторски ин-терпретирует следующим образом: уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, уровня социальной компетентности, которая отражает степень сформированное™ личностной композиции социальноценностных отношений, способствующих достижению значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.

Итак, классифицируя определения «уверенности в себе» у разных исследователей по сферам деяте-льности мы выделили следующие: в учебной - уверенность как черта характера в структуре морально-волевых и эмоциональных черт при решении жизненно важных задач, умение достойно держаться в кри-тических ситуациях; в профессиональной - уверенность как морально-волевое качество, наряду с любовью к профессии, своей специальности, коллективизмом, любознательностью, честью, личным достоинством и другими чертами, от которых зависит успешность любой профессиональной

деятельности; в социальной - уверенность в себе как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления; в личностной -уверенность как целостный симптомокомплекс, представляющий собой поведенческое описание некоторого гипотетического единого механизма, составляющие которого - высокая стабильная самооценка, принятие себя и позитивное отно-шение к себе, наличие навыков уверенного поведения, самооценки собственного поведенческого репер-туара и вера в его эффективность.

Теоретический анализ и изучение опыта по формированию уверенности в себе у студентов позволили сформулировать концептуальные положения большинства исследований, которые заключаются в том, что: уверенность в себе будущего специалиста - это, во-первых, результат цельного психолого-педагогического процесса, направленного на активизацию личностного потенциала самоопределения и саморазвития вос-питуемых; во-вторых, психологическая, нравственная, интеллектуальная характеристика личности, подтве-рждающая способность к самореализации индивидуальности; в-третьих, интегративная способность чело-века к самореализации личностью своей индивидуальности. Интегративность обеспечивается соучастием в способности к уверенности в себе таких развитых характерологических способностей как: самоидентич-ность, самонадежность,

самопрезентативность, самодостаточность.

Таким образом, при формировании уверенной в себе личности важно учитывать, что социокультурная деятельность представляет собой системный процесс, протекающий во взаимодействии социальных факторов, самосовершенствования и целенаправленного педагогического процесса по подготовке кадров социально-культурной сферы.

Для выявления критериев формирования уверенности в себе у молодежи необходимо учитывать критерии социальной автономности личности:

1. Когнитивный (осознание личностью себя в системе межличностных отношений и в системе его личностного развития);

2. Мотивационный (понимание личностью причин, определяющих выбор направленности его поведения);

3.Поведенческий (адекватность поступков собственным нравственным установкам личности

При формировании уверенности в себе необходимо учитывать действие факторов, связанных с

психическими механизмами саморегуляции, закономерностями самосознания, отношением познавательных и эмоциональных аспектов «Я», отношением человека к себе и к другим. Уверенность в себе включает ряд уровней, при диагностике которых мы получаем противоположные качества агрессивность и неуверен-ность, а, измеряя данное качество по тесту Ромека наряду с уверенностью в себе важно говорить о соци-альной смелости, инициативе в контактах.Выходами на конструктивное решение жизненно-важных про-блем мы считаем методы социально - культурной деятельности в групповой динамике, которые дают пред-ставление о возможностях, средствах и механизмах демократичного способа общения, при котором парт-неры взаимообогащают друг друга в плане духовного роста и готовы к самопреобразованию в процессе социально-культурной деятельности. Эти методы являются определяющими при реализации техноло-гического аспекта формирования уверенности в себе у аниматоров и их востребованности как специалистов социально-культурной сферы..

Литература

1.Венгер, А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии -1994.-.№4.-С.82-92

2.Власова, Т.И. Анимационный менеджмент в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.И.Власова, А.П.Шарухин, Н.И.Панов. - М. : Издательский центр « Академия», 2010. -320с.

З.Зиновьева, И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИПРАН, 1989. - 154 с.

4. Киршин, П.А. Опыт проведения тренингов уверенности в себе // СПО. - 2001.- .№5. - С.26-27.

5. Курило, Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристской анимации (Текст) :Учебное пособие/ Л.В.Курило; Российская межд. акад. туризма. - М.: Советский спорт, 2006. -195 с.

6.Петрушин, С.В. Социально - психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении: дис...канд. пед. наук. - Казань, 1995.

7.. Ромек, В .Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // психологический вестник Ростовского государственного университета, выпуск 1, часть 2, изд-во РГУ, 1996, с. 132-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.