УДК 13.15.55
И.М.Миннехаметова
ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ АНИМАТОРА -СПЕЦИАЛИСТА В
ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья рассматривает многомерность и разнокачественность объективной действительности. Неуверенность в таких качествах как тревога, обеспокоенность, ощущение неопределенности травмируют социальное сознание обще-ства. Формирование уверенности рассматривается с точки зрения разных авторов.
Ключевые слова: инициативность, социальная ответственность за результаты труда, коммуникабельность, толерантность, уверенность в себе, дисциплинированность, исполнительность, агрессивность.
Minnehametova Ilhamija Mansurovna FORMATION OF SELF-TRUST AT THE FUTURE ANIMATOR IN THE COURSE OF PREPARATION FOR WELFARE ACTIVITY
The summary: Article considers multidimensionality and different qualitatively the objective validity. Uncertainty in such qualities as the alarm, concern, sensation of uncertainty injure social consciousness of a society. Confidence formation is considered from the point of view of different authors.
Keywords: initiative, social responsibility for results of work, skill to communicate, tolerance, self-trust, discipline, sense of duty, aggression.
Динамизм экономических и политических преобразований в России не может не отражаться на про-цессе социализации человека, который рассматривается, с одной стороны, как активное приспособление индивида к условиям среды, с другой, как реализация установок на себя, на устойчивость в своем поведении и отношениях, соответствующую представлениям личности о себе, ее самооценке. На смену упорядочен-ному видению мира сегодня пришло рассмотрение его как плюралистического и фрагментарного, призна-ние его многомерности и разнокачественности объективной действительности. Тревога, обеспокоенность, ощущение неопределенности травмируют социальное сознание общества. Все перечисленные факторы де-терминируют переориентацию социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных по-требностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.
Компьютеризация общества приводит к тому, что человек все больше перекладывает ответственность за планирование и осуществление деятельности на технику, тем самым все меньше, пользуясь верой в себя и все сильнее, проникается доверием к «сотрудничающим» с ним механизмам. В связи с этим ослабе-вающая вера в себя снижает человеческую жизнеспособность.
Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления вышеобозначенных явлений.
Анимация является одним из направлений развития активности населения, оказывающих влияние на всю социально-культурную сферу общества. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которых могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и по-требностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни, т.е. повышения так называемого «качества жизни».
Особая роль в социокультурной анимации принадлежит профессиональным и добровольным анима-торам, обладающим специальной подготовкой и использующие как правило, методы активной педагогики.
Новые социально-политические, социально-экономические и социально-культурные условия требу-ют формирования у личности аниматора, таких качеств специалиста, как дисциплинированность, исполни-тельность, социальная ответственность, а с другой - креативность, коммуникабельность, толерантность, уве-ренность в себе.
Методологическую роль для исследования формирования уверенности в себе содержит следующее высказывание Ромека В.Г.: «Хотя «образ Я» всегда включает в себя определенный набор компонентов..., их конкретное содержание и значимость варьируются в зависимости от социальных и психологических усло-вий и соотношений. Человек не просто «узнает», «открывает», но и активно формирует себя. Осознание ка-ких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, да и сами эти способности не то-лько проявляются, но и формируются в деятельности». Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Ромека В.Г., включающее основные поведенческие, эмоциональ-ные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под уверенностью в себе он понимает спо-собность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности
относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).
В.Г.Ромек считает, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного дости-жения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка ре-зультатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оце-нки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают нали-чие некоторого поведенческого «фундамента» этих оценок.
Описывая активизацию Я - концепции и регуляцию адаптивного поведения, необходимо отметить, что неуверенные в себе люди, имеющие низкий уровень собственного достоинства, у которых не сформировалась устойчивая положительная Я - концепция, робки, легко поддаются социальным влияниям, стра-стно желают одобрения, легко смущаются, очень чувствительны к реакциям других, так как они все еще ищут такой информации, которая окажет влияние на продолжающееся формирование их самосознания. Те же, кто достиг устойчивой личной определенности (интегрированной Я - концепции), уже не очень беспо-коятся о том, что думают о них другие. Они не переживают сильных фрустраций, если другие ошибочно оценивают их личность или негативно реагируют на нее.
В свою очередь, неуверенность в себе или, наоборот, агрессивность препятствуют успешному выпол-нению социально-профессиональных ролей и снижают чувство ответственности, лишают возможности в достаточной степени выразить свой творческий потенциал, приводят к сложности выработки самостояте-льной линии поведения. Неуверенность в своих силах, сомнения относительно правильности собственных поступков, повышенная самокритичность, неудовлетворенность своей внешностью, ощущение собственной негодности и т.п. выявляют ту или иную степень самонеприятия.
Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи сталкиваются с проблемой опре-деления тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Они утверждают, что агрессивность и не-уверенность, по сути, являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при ко-торых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых пот-ребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к не-вротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Таким обра-зом, можно сказать, что агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности.
Проведённый нами теоретический анализ проблемы показал, что в психолого - педагогической теории недостаточно разработаны методологические подходы к процессу формирования уверенности в себе у студентов средних профессиональных учебных заведений. Существующие концепции не учитывают изменившиеся интересы и запросы личности преподавателя и студента и не реализуют интегративную цель учебно- воспитательной деятельности, представляющего собой открытую социально - педагогическую си-стему, активно взаимодействующую с другими социальными институтами общества.
Исследования показали, что в теории не существует однозначно определенного понятия «уверенность в себе». В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное Ромеком, которое авторски ин-терпретирует следующим образом: уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, уровня социальной компетентности, которая отражает степень сформированное™ личностной композиции социальноценностных отношений, способствующих достижению значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.
Итак, классифицируя определения «уверенности в себе» у разных исследователей по сферам деяте-льности мы выделили следующие: в учебной - уверенность как черта характера в структуре морально-волевых и эмоциональных черт при решении жизненно важных задач, умение достойно держаться в кри-тических ситуациях; в профессиональной - уверенность как морально-волевое качество, наряду с любовью к профессии, своей специальности, коллективизмом, любознательностью, честью, личным достоинством и другими чертами, от которых зависит успешность любой профессиональной
деятельности; в социальной - уверенность в себе как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления; в личностной -уверенность как целостный симптомокомплекс, представляющий собой поведенческое описание некоторого гипотетического единого механизма, составляющие которого - высокая стабильная самооценка, принятие себя и позитивное отно-шение к себе, наличие навыков уверенного поведения, самооценки собственного поведенческого репер-туара и вера в его эффективность.
Теоретический анализ и изучение опыта по формированию уверенности в себе у студентов позволили сформулировать концептуальные положения большинства исследований, которые заключаются в том, что: уверенность в себе будущего специалиста - это, во-первых, результат цельного психолого-педагогического процесса, направленного на активизацию личностного потенциала самоопределения и саморазвития вос-питуемых; во-вторых, психологическая, нравственная, интеллектуальная характеристика личности, подтве-рждающая способность к самореализации индивидуальности; в-третьих, интегративная способность чело-века к самореализации личностью своей индивидуальности. Интегративность обеспечивается соучастием в способности к уверенности в себе таких развитых характерологических способностей как: самоидентич-ность, самонадежность,
самопрезентативность, самодостаточность.
Таким образом, при формировании уверенной в себе личности важно учитывать, что социокультурная деятельность представляет собой системный процесс, протекающий во взаимодействии социальных факторов, самосовершенствования и целенаправленного педагогического процесса по подготовке кадров социально-культурной сферы.
Для выявления критериев формирования уверенности в себе у молодежи необходимо учитывать критерии социальной автономности личности:
1. Когнитивный (осознание личностью себя в системе межличностных отношений и в системе его личностного развития);
2. Мотивационный (понимание личностью причин, определяющих выбор направленности его поведения);
3.Поведенческий (адекватность поступков собственным нравственным установкам личности
При формировании уверенности в себе необходимо учитывать действие факторов, связанных с
психическими механизмами саморегуляции, закономерностями самосознания, отношением познавательных и эмоциональных аспектов «Я», отношением человека к себе и к другим. Уверенность в себе включает ряд уровней, при диагностике которых мы получаем противоположные качества агрессивность и неуверен-ность, а, измеряя данное качество по тесту Ромека наряду с уверенностью в себе важно говорить о соци-альной смелости, инициативе в контактах.Выходами на конструктивное решение жизненно-важных про-блем мы считаем методы социально - культурной деятельности в групповой динамике, которые дают пред-ставление о возможностях, средствах и механизмах демократичного способа общения, при котором парт-неры взаимообогащают друг друга в плане духовного роста и готовы к самопреобразованию в процессе социально-культурной деятельности. Эти методы являются определяющими при реализации техноло-гического аспекта формирования уверенности в себе у аниматоров и их востребованности как специалистов социально-культурной сферы..
Литература
1.Венгер, А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии -1994.-.№4.-С.82-92
2.Власова, Т.И. Анимационный менеджмент в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.И.Власова, А.П.Шарухин, Н.И.Панов. - М. : Издательский центр « Академия», 2010. -320с.
З.Зиновьева, И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИПРАН, 1989. - 154 с.
4. Киршин, П.А. Опыт проведения тренингов уверенности в себе // СПО. - 2001.- .№5. - С.26-27.
5. Курило, Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристской анимации (Текст) :Учебное пособие/ Л.В.Курило; Российская межд. акад. туризма. - М.: Советский спорт, 2006. -195 с.
6.Петрушин, С.В. Социально - психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении: дис...канд. пед. наук. - Казань, 1995.
7.. Ромек, В .Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // психологический вестник Ростовского государственного университета, выпуск 1, часть 2, изд-во РГУ, 1996, с. 132-146.