Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ'

САМООЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / ЛЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молчанова А.А., Корнилов А.А.

Внедрение технологий и систем дистанционного образования (СДО) стало возможным благодаря компьютеризации и глобализации общества. В условиях самоизоляции, нехватки медицинских кадров общественность столкнулась с необходимостью подготовки врачей в ускоренном режиме - с одной стороны - и невозможностью реализации такой подготовки в традиционном очном формате - с другой; СДО стали одним из возможных решений этой проблемы. Настоящее исследование посвящено оценке влияния внедрения СДО в лекционный образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молчанова А.А., Корнилов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT OF DISTANCE LEARNING IMPACT ON THE LEVEL OF STUDENTS' LEVEL OF KNOWLEDGE

The introduction of technologies and systems of distance education has become possible thanks to the computerization and globalization of society. In conditions of self-isolation, lack of medical personnel, the public faced the need to train doctors in an accelerated mode - on the one hand - and the impossibility of implementing such training in a traditional full-time format - on the other; systems of distance education have become one of the possible solutions to this problem. This study is devoted to assessing the impact of the introduction of systems of distance education in the lecture educational process.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ»

УДК: 615.03

Молчанова А.А. студент

ФГБОУВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Россия, Курск Корнилов А.А., к.м.н.

доцент

кафедра клинической фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Россия, Курск

САМООЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация: Внедрение технологий и систем дистанционного образования (СДО) стало возможным благодаря компьютеризации и глобализации общества. В условиях самоизоляции, нехватки медицинских кадров общественность столкнулась с необходимостью подготовки врачей в ускоренном режиме - с одной стороны - и невозможностью реализации такой подготовки в традиционном очном формате - с другой; СДО стали одним из возможных решений этой проблемы. Настоящее исследование посвящено оценке влияния внедрения СДО в лекционный образовательный процесс.

Ключевые слова: клиническая фармакология, лекционный процесс, система дистанционного образования, анкетирование.

Molchanova A.A.

student

Kursk State Medical University Russia, Kursk Kornilov A.A., Ph.D. associate professor department of clinical pharmacology Kursk State Medical University Russia, Kursk

SELF-ASSESSMENT OF DISTANCE LEARNING IMPACT ON THE LEVEL OF STUDENTS' LEVEL OF KNOWLEDGE

Abstract: the introduction of technologies and systems of distance education has become possible thanks to the computerization and globalization

of society. In conditions of self-isolation, lack of medical personnel, the public faced the need to train doctors in an accelerated mode - on the one hand - and the impossibility of implementing such training in a traditional full-time format -on the other; systems of distance education have become one of the possible solutions to this problem. This study is devoted to assessing the impact of the introduction of systems of distance education in the lecture educational process.

Keywords: clinical pharmacology, lecture process, distance education system, questionnaire.

Актуальность темы. Внедрение технологий и систем дистанционного образования (СДО) стало возможным благодаря компьютеризации и глобализации общества. Привнесение интернет-технологий в повседневную жизнь повлекло за собой расширение спектра услуг, которые такие технологии могут реализовать. Образовательные услуги не стали исключением: в течение последних лет актуальность внедрения СДО в образовательный процесс обсуждается на конгрессах и форумах мирового и национального уровней. Не стало исключением и медицинское образование [1]. Особое значение такое внедрение получило в связи с коронавирусной пандемией: эпидемия проявила себя не только как инфекционная патология; она осложнила характер течения многих заболеваний. Так, уже в первые месяцы пандемии распространенность сердечно-сосудистых заболеваний выросла более, чем на 25%. В условиях самоизоляции, нехватки медицинских кадров общественность столкнулась с необходимостью подготовки врачей в ускоренном режиме - с одной стороны - и невозможностью реализации такой подготовки в традиционном очном формате - с другой.Именно внедрение СДО и актуализация образовательных программ с учетом их использования позволили в значимой мере компенсировать этот дисбаланс [2]. Тем не менее, у СДО имеется немало противников, в том числе и среди самих обучающихся [3]. Рациональность медицинского образования в дистанционном формате остается дискутабельной, что говорит об актуальности предпринятого исследования.

Цель исследования: провести анализ самооценки характера влияния технологий дистанционного образования на уровень освоения лекционного материала по клинической фармакологии у студентов медицинского высшего учебного заведения.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили анкеты, заполненные студентами очной формы обучения выпускных курсов Курского государственного медицинского университета в первой половине 2022г. Всего проанкетировано 115 респондентов.Методы исследования - анкетирование, традиционные методы параметрической и непараметрической статистики.

Результаты исследований.

На рисунке 1 представлены результаты самооценки обучающихся по влиянию формата изложения лекционного материала по циклу клинической фармакологии (дистанционно/очно) на количество усвоенных знаний.

Рис. 1. Структура ответов на вопрос о влиянии формата изложения лекционного материала на количество усвоенных знаний. (в долях, %).

Как видно из рисунка, почти половина - 44,0% респондентов -отметили значимое изменение (в учет брали как положительное, так и отрицательное влияние) уровня знаний при освоении лекционного материала с помощью СДО. Еще почти четверть респондентов - 22,0% отметили частичное влияние.

В таблице 1 приведена самооценка обучающихся о характере влияния внедрения СДО в образовательный процесс.

Таблица 1.

Оценка характера влияния внедрения СДО в лекционный процесс.

Варианты ответов Абсолютное число %

Способствует увеличению уровня знаний за счёт того, что доступ к материалам неограничен и есть возможность пересмотреть несколько раз 30 62,50%

Способствует снижению уровня знаний в связи с тем, что данный формат освобождает от обязанности систематически просматривать материал, согласно расписанию 8 16,67%

Затрудняюсь ответить 10 20,83%

Приведенные данные демонстрируют положительное отношение большей части (62,5%) к внедрению СДО в лекционный процесс за счет возможности неограниченного и повторяемого доступа к лекционному

материалу, что невозможно при традиционной форме обучения. Лишь 16,67% респондентов отметили снижение уровня знаний.

Заключение. Внедрение СДО в образовательный процесс - явление неизбежное с одной стороны, и современное - с другой. Несмотря на ряд ограничений и недостатков, связанных с невозможностью получения практических навыков в некоторых ситуациях, для лекционного процесса применение СДО может быть перспективным, что подтверждают и сами обучающиеся.

Использованные источники:

1. Потемкина, Н. В. Дистанционное образование в системе непрерывного медицинского образования / Н. В. Потемкина // Московская медицина. -2020. - № 4(38). - С. 64-67.

2. Роот, Е. А. Оценка востребованности технологий дистанционного обучения при проведении занятий по клинической фармакологии / Е. А. Роот, А. А. Корнилов // Клиническая и экспериментальная фармакология: достижения в науке, практике, образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Курск: Курский государственный медицинский университет, 2021. - С. 71-72.

3. Богданов, С. И. Обоснование легитимности дистанционного образования в рамках осуществления непрерывного медицинского образования (обзор законодательства и подзаконных актов) / С. И. Богданов // Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2018. - № 2. - С. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.