Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE'

ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СДО MOODLE / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Оксана Викторовна, Тараховский Алексей Юрьевич, Стреляная Юлия Олеговна, Сазонов Сергей Евгеньевич

Актуальность дистанционного обучения неразрывно связана с информационным прогрессом, а также с организацией учебного процесса в условиях пандемии. В связи с внедрением информационных технологий в учебный процесс, выдвигаются новые требования к профессиональной деятельности педагогов, связанной с работой в образовательной среде, способствующей эффективной индивидуализации процесса обучения. Дистанционное обучение графическим дисциплинам требует особой подготовки от преподавателей при изложении и внедрении основного материала, в свою очередь, от обучающихся требуется усидчивость и самоорганизация для успешного усвоения предмета. В статье изложены вопросы организации дистанционного обучения графическим дисциплинам в Севастопольском государственном университете ( СевГУ) в модульной объективно-ориентированной системе дистанционного обучения (СДО) Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning) и основные проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и студенты, работая в этой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Оксана Викторовна, Тараховский Алексей Юрьевич, Стреляная Юлия Олеговна, Сазонов Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC DISCIPLINES IN THE DISTANCE LEARNING SYSTEM MOODLE

The relevance of distance learning is inextricably linked with information progress, as well as with the organization of the educational process in a pandemic. In connection with the introduction of information technologies in the educational process, new requirements are put forward for the professional activities of teachers related to work in an educational environment that contributes to the effective individualization of the learning process. Distance learning of graphic disciplines requires special training from teachers in the presentation and implementation of the main material, in turn, students are required to perseverance and self-organization for successful mastering of the subject. The article presents the issues of the organization of distance learning in graphic disciplines at Sevastopol State University in a modular objective-oriented distance learning system Moodle and the main problems faced by teachers and students working in this system.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE»

Графические дисциплины в системе дистанционного обучения Moodle

Мухина Оксана Викторовна,

доцент кафедры «Цифровое проектирование» Политехнического института; кандидат технических наук; PhD; доцент; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет». E-mail sevgu.rf@mail.ru.

Тараховский Алексей Юрьевич,

заведующий кафедрой «Цифровое проектирование» Политехнического института; кандидат технических наук; PhD; доцент; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» E-mail AYTarakhovskiy@sevsu.ru

Стреляная Юлия Олеговна,

доцент кафедры «Цифровое проектирование» Политехнического института; кандидат технических наук; PhD; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» E-mail joulia.bayrakova@mail.ru

Сазонов Сергей Евгеньевич,

доцент кафедры «Цифровое проектирование» Политехнического института; кандидат технических наук; PhD; доцент; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» E-mail SESazonov@sevsu.ru.

Актуальность дистанционного обучения неразрывно связана с информационным прогрессом, а также с организацией учебного процесса в условиях пандемии. В связи с внедрением информационных технологий в учебный процесс, выдвигаются новые требования к профессиональной деятельности педагогов, связанной с работой в образовательной среде, способствующей эффективной индивидуализации процесса обучения. Дистанционное обучение графическим дисциплинам требует особой подготовки от преподавателей при изложении и внедрении основного материала, в свою очередь, от обучающихся требуется усидчивость и самоорганизация для успешного усвоения предмета.

В статье изложены вопросы организации дистанционного обучения графическим дисциплинам в Севастопольском государственном университете (СевГУ) в модульной объективно-ориентированной системе дистанционного обучения (СДО) Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning) и основные проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и студенты, работая в этой системе.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, СДО Moodle, графические дисциплины, электронные образовательные курсы.

Введение

Информационные технологии (ИТ) являются неотъемлемой частью современного образования и делают учебный процесс более эффективным, понятным и интересным. Использование мультимедийных лекций, учебных видеороликов на лекциях и практических занятиях, создание сайтов в помощь студентам с размещёнными электронными лекциями и разного рода вспомогательными учебными материалами, проведение on-line консультаций и конференций -неполный перечень возможных средств повышения эффективности учебного процесса [1, 8].

Пандемия Covid-19 внесла коррективы во все сферы нашей жизнедеятельности, в том числе, и в образование. Повсеместный экстренный, незапланированный переход на дистанционное обучение потребовал перестройки учебного процесса, пересмотра его организации, мобилизации работ по обеспечению электронного обучения, изменения взаимодействия участников (преподаватель -студент) [4, 7, 9]. Преподавателям СевГУ пришлось в короткие сроки осваивать СДО Moodle, перерабатывать материалы лекций и практических занятий и адаптировать их под дистанционное обучение. Потребовалось разрабатывать контрольные вопросы и тесты, создавать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и электронные образовательные курсы (ЭОК).

Дистанционное обучение графическим дисциплинам требует особой подготовки от преподавателей, поскольку для удалённого объяснения теоретических вопросов и проверочного тестирования необходимо подготовить большое количество качественного иллюстративного материала. Владение преподавателями такими графическими системами, как Компас, T-Flex CAD, AutoCAD, позволяет создавать 3Д модели, чертежи и иллюстрации любой сложности, сохранять их в различных форматах (***.pdf, ***.jpeg и др.) и внедрять в презентации и учебные видеоролики [2, 3, 5].

Изложение основного материала статьи

Графические дисциплины занимают отдельную нишу в стартовом обучении студентов технических направлений подготовки, не имеют аналогов и предшественников в вузе, опираются на школьные знания по геометрии и черчению. Для успешного освоения графических дисциплин студенты должны уметь пользоваться чертёжными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения, представлять форму предметов и их взаимное положение в пространстве. Кроме того, от обучающихся требуется усидчивость и аккурат-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ность при выполнении графических заданий. Введение основ компьютерного моделирования и изучение систем автоматизированного проектирования (Компас, AutoCAD, T-Flex CAD) в рамках графических дисциплин требует от студентов умения работать на компьютере с клавиатурой и мышью, управлять файлами и папками документов, владеть ОС Windows XP и выше. Графические дисциплины обеспечивают студентов минимумом фундаментальных инженерно-геометрических знаний и навыками в области геометрического и компьютерного моделирования, на базе которых в дальнейшем студенты смогут успешно изучать дисциплины, требующие графической подготовки.

Как правило, студенты технических направлений подготовки Политехнического института Сев-ГУ изучают графические дисциплины два семестра: в первом - дисциплину «Начертательная геометрия», во втором - «Инженерная и компьютерная графика». Для некоторых направлений подготовки (15.03.04 - Автоматизация технологических процессов и производств, 12.03.04 - Биотехнические системы и технологии, 15.03.06 - Мехатро-ника и робототехника, 12.03.01 - Приборостроение, 15.03.05 - Конструкторско-технологическое обучение машиностроительных производств, 19.03.04 - Технология продукции и организация общественного питания, 20.03.01 - Техносферная безопасность, 27.03.01 - Стандартизация и метрология) обе дисциплины объединены в одну -«Основы цифрового проектирования»). В этом случае содержание дисциплин серьёзно изменяется, акцент в обучении ставится на компьютерные технологии, при этом, базовыми знаниями являются теоретические аспекты начертательной геометрии и инженерной графики, а моделирование в графических системах становится лишь инструментом реализации поставленных задач. Задачи, ранее решаемые на бумаге с помощью чертёжных инструментов, реализуются на компьютерах в системах автоматизированного проектирования.

К сожалению, сохраняется тенденция сокращения аудиторных часов на изучение дисциплин и увеличение доли самостоятельной работы студентов. Например, в первом семестре 17 часов отведено на проведение лекционных занятий, 17 -практических и 110 часов - на самостоятельную работу студентов. В таких условиях очень важно качественно организовать самостоятельную работу студентов и в полном объёме обеспечить информационное учебно-методическое сопровождение учебного процесса.

Как показывает практика, не все студенты готовы заниматься самостоятельно. И если при традиционном обучении регулярно проводятся очные консультации, на которых обучающиеся мо-5 гут достаточно быстро разрешить все свои вопро-о сы, то при удалённом - консультации проводятся й также дистанционно и для объяснения каких-либо S вопросов или разъяснения студентам их графиче-SB ских ошибок требуется гораздо больше времени.

СДО Moodle - образовательная платформа, которая обеспечивает дистанционную форму обучения, является средством структурирования учебно-методических материалов, поддерживает технологическую составляющую учебного процесса. ЭОК входят в СДО Moodle, их состав содержит все виды работ согласно утверждённой рабочей учебной программе [6].

Разработка ЭОК является достаточно трудоёмким процессом, состоящим из нескольких этапов. После определения основных целей и задач курса необходимо разработать его сценарий - определить объём и содержание учебной дисциплины, расписать структуру курса, подготовить учебные материалы. Разработка лекций, практических занятий и видеороликов - основной этап, требующий от преподавателя высокой компьютерной грамотности и присутствия творческой составляющей. Формирование электронных лекций по начертательной геометрии и инженерной графике -длительный и сложный процесс, поскольку для их создания и оформления требуется подготовить многочисленные иллюстрации высокого качества и анимационные ролики. Материал лекций должен быть представлен компактно и ясно. Преподавателю необходимо рационально сочетать различные технологии представления учебного материала. Для выдачи индивидуальных заданий необходимо разработать методические указания или учебно-методические пособия с кратким изложением теоретических вопросов, образцами выполненных работ и, собственно, самими заданиями. Подготовка тестовых заданий и вопросов для самоконтроля - важнейший этап в подготовке ЭОК. Тесты по графическим дисциплинам содержат картинки, которые необходимо создать в какой-либо графической системе. Таких картинок набирается от пяти в каждом вопросе. Если учесть количество вопросов (минимум 30 по каждой теме), то можно понять, какой колоссальный объём графических иллюстраций требуется подготовить преподавателю прежде чем загрузить всю информацию в ЭОК в СДО Moodle.

В период полного дистанционного обучения учёба в Moodle проходит в смешанной форме: синхронно (в режиме реального времени) и асинхронно (студенты изучают учебный материал по интернету самостоятельно в удобное для них время). Проверка и оценка графических работ осуществляется преподавателями непосредственно в Moodle.

По каждой дисциплине для каждого направления подготовки ведущими преподавателями разработаны ЭОК, которые включают аннотацию курса, рабочую программу, учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы, мультимедийные лекции-презентации, учебно-методические пособия и методички для выполнения индивидуальных заданий, тестовые вопросы для контроля знаний, вопросы для подготовки к экзаменам/зачётам. Таким образом, студенты полностью обе-

спечены материалами для самостоятельного изучения и освоения дисциплины согласно рабочей программе. Студенты могут неоднократно просматривать лекционный материал в удобное для них время, в желаемом темпе до полного освоения теоретического материала. Мобильное приложение Moodle позволяет студентам изучать теоретический материал, практически, «на ходу», из любой точки местонахождения. Обучение доступно для людей с ограниченными возможностями. Лекции, проверочные тесты, задания, общение на форуме проводятся и выполняются в определённые сроки. Личный контакт преподавателя и студента отсутствует, проконтролировать самостоятельность выполнения заданий практически невозможно.

Студенты получают индивидуальный пароль и регистрируются на ЭОК, которые входят в программу подготовки.

Далее курс разбит на учебные недели, где, в свою очередь, разработаны разделы: Лекция, Вебинар-лекция, Практическое занятие, Задание и т.д. По необходимости можно изменить состав и структуру разделов.

Лекционные материалы загружены в ЭОК в ***. pdf формате либо в виде учебных видеороликов. Кроме того, все лекции начитываются преподавателем в специальном разделе Вебинар-лекция и запись лекции сохраняется. Проведение практических занятий также возможно в виде вебинаров.

В разделе Задание находятся варианты для выполнения индивидуальных заданий, сопровождающие методические указания и пособия, образцы выполненных работ, критерии оценивания выполненных работ, устанавливаются сроки выполнения задания. Чертежи, выполненные карандашом на ватмане, студенты фотографируют либо сканируют и загружают в Moodle в виде файлов ***.jpeg или ***.pdf формата. Проверить сфотографированные работы достаточно сложно по причине искажения изображения. Однако, увидеть ошибки и указать их студенту возможно внедрив изображения в какую-либо графическую систему. Moodle позволяет преподавателю оставить комментарии к работе.

Файлы проверенных и исправленных чертежей, обучающиеся присоединяют в раздел РГЗ, где приводится список всех заданий.

Для защиты графических работ разработаны тестовые задания, содержащие вопросы по соответствующей теме.

Тестовые вопросы представлены в виде «Верно/Неверно», «Краткий ответ», «Множественный выбор», и т.д. Время прохождения теста, количество попыток и временная задержка между попытками устанавливается преподавателем. Кроме того, возможно устанавливать количество вопросов в тесте, перемешивать вопросы, показывать статистику прохождения теста. В качестве зачётной оценки принимается лучший результат. Итоговый тест по всему курсу можно проводить непосредственно на экзамене.

Выводы

1. Информационные технологии (ИТ) открывают неограниченные возможности для совершенствования образовательного процесса и раскрытия творческого потенциала преподавателя. использование ИТ в обучении, новые тенденции в области развития открытого образования и дистанционного обучения влекут освоение новых методик обучения и компьютерных программ, ориентированных на их использование в образовательных целях;

2. Широкое применение в учебном процессе интерактивных методов обучения посредством использования специализированных виртуальных сред может существенно повысить качество образования. СДО Moodle позволит изменить модель высшего образования. Система полезна не только для использования студентами в случае перехода на полное удалённое обучение, но и для поддержки очного образования, сопровождения учебной деятельности студентов-заочников. эОк служат для эффективной организации самостоятельной деятельности студентов; развивают у них ответственность и самоорганизацию.

3. Основными недостатками СДО Moodle являются: 1) зависимость от качества интернет-соединения; 2) эпизодическое «зависание» системы при большой нагрузке, когда одновременно дистанционно работает большое количество обучающихся; 3) проблематично загрузить объёмные файлы; 4) невозможно достоверно проверить посещение студентами синхронного занятия; 5) невозможно удостовериться в самостоятельности выполненных графических работ; 6) не учитываются реальные временные затраты преподавателя на подготовку и загрузку данных в СДО Moodle, проверку и рецензирование студенческих работ.

4. Графические дисциплины относятся к базовой части профессионального цикла учебного плана бакалавров технических направлений подготовки и обязательны для изучения. Многие студенты не имеют начальной школьной подготовки по черчению. Недопустимо сокращать часы на изучение графических дисциплин, поскольку начертательная геометрия и инженерная графика закладывают теоретическую основу трехмерного моделирования, которое невозможно без знаний проецирования объектов, понимания способов образования поверхностей, представления объектов в пространстве. Графические дисциплины выстраивают фундамент инженерного образования.

5. Качественное обучение по графическим дисциплинам возможно получить при личной заинтересованности и высокой ответственности обучающихся. Будет ли процесс обучения очным, удалённым или смешанным - особой роли не играет. Пассивное отношение к учёбе, отсутствие у студентов тяги к знаниям, низкая моти-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

см см

вация к обучению - являются основными причинами отсутствия положительного результата обучения.

6. Активное внедрение ИТ в образовательную деятельность, творческий подход к обучению студентов и умелое сочетание традиционных и инновационных методов обучения - неотъемлемые требования к работе современного преподавателя. ЭОК не смогут в полной мере заменить традиционное обучение, но позволят качественно организовать учебный процесс на современном уровне.

Литература

1. Антонова Л.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из её основных направлений / Л.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5-37.

2. Астахова Т.А. Опыт использования виртуальной обучающей среды «Moodle» в курсе графических дисциплин // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием 2122 октября 2015 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск: ЗЕБРА - 2015. С. 359-364.

3. Болбат О.Б. Опыт применения электронного учебно-методического комплекса по графическим дисциплинам / О.Б. Болбат, А.В. Пету-хова // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. № 31. С.215-225.

4. Грунт Е.В. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию / Е.В. Грунт, Е.А. Беляева, С. Лисситса // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 45-58.

5. Ефремов Г.В. Разработка электронного сопровождения учебного процесса курса «Инженерная и компьютерная графика» в открытой дистанционной среде Moodle / Г.В. Ефремов, С.И. Нюкалова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. - Пермь: ПГТУ, 2011. - С. 180183.

6. Змеев М.В. Дистанционное обучение в программной среде Moodle: от урока до курса (учебное пособие для учителей и преподавателей) / М.В. Змеев, Р.Р. Камалов, А.И. Маку-рин - Глазов: АНО Центр НИОКР «Универсум», 2018-118 с.: ил.

7. Тараховский А.Ю. Использование среды Moodle в контексте смешанного обучения, студентов технических специальностей // Совре-

менные проблемы теории машин. 2019. № 8. С. 25-27.

8. Тараховский А.Ю. Цифровизация высшего образования: проблемы и перспективы / В сборнике: Молодежь и современные информационные технологии. Сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2020. С. 341-342.

9. Фролов Е.В. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии / Е.В. Фролов, О.В. Рогач, Т.М. Рябова // Перспективы науки и образования. - 2020. -№ 6 (48). - С. 78-88.

GRAPHIC DISCIPLINES IN THE DISTANCE LEARNING SYSTEM MOODLE

Mukhina O.V., Tarakhovskiy A. Yu., Strelyanaya Yu.O., Sazonov S.E.

Sevastopol State University

The relevance of distance learning is inextricably linked with information progress, as well as with the organization of the educational process in a pandemic.

In connection with the introduction of information technologies in the educational process, new requirements are put forward for the professional activities of teachers related to work in an educational environment that contributes to the effective individualization of the learning process.

Distance learning of graphic disciplines requires special training from teachers in the presentation and implementation of the main material, in turn, students are required to perseverance and self-organization for successful mastering of the subject. The article presents the issues of the organization of distance learning in graphic disciplines at Sevastopol State University in a modular objective-oriented distance learning system Moodle and the main problems faced by teachers and students working in this system.

Keywords: information technologies, distance learning, LMS Moo-dle graphic disciplines, electronic educational courses.

References

1. Antonova LA Digital transformation of the education system. Designing resources for a modern digital learning environment as one of its main areas / LA Аntonova, Е.У. Ospennikova, Е.У. Spirin // Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Serial: information computer technologies in education. - 2018. - № 14. - p. 5-37.

2. Astahova Т.А. Experience with Virtual Learning Environment «Moodle» in course of graphic disciplines // Actual problems of modern education: experience and innovations: materials of the scientific-practical conference (correspondence) with international participation 21-22 ortober 2015 y. / cheff. red. А^ Na-gornova. - Ulyanovsk: ZEBRA - 2015. p. 359-364.

3. Bolbat О.В. Experience in the use of an electronic educational and methodological complex in graphic disciplines / О.В. Bolbat, А^. Petuhova // Bulletin of the Siberian State University of Communications. 2014. № 31. p. 215-225.

4. Grunt Е^. Distance Education in a Pandemic: New Challenges for Russian Higher Education / Е^. Grunt, Е.А. Belyaeva, S. Lissitsa // Prospects for science and education. - 2020. -№ 5 (47). - p. 45-58.

5. Efremov G.V. Development of electronic support for the educational process of the course "Engineering and computer graphics" in an open remote environment Moodle / G.V. Е^^^, S.I. Nukalova // Problems of the quality of graphic training of students in a technical university in the conditions of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education: materials of the International Scientific and Practical Internet Conference. - Perm: PS^, 2011. - p. 180-183.

6. Zmeev M.V. Distance learning in a software environment Moodle: from lesson to course (Teaching Guide for Teachers and Educators) / M.V. Zmeev, R.R. Kamalov, А.!. Makurin - Glazov: АNО Centr NIOKR «Universum», 2018-118 p.: fig.

7. Tarakhovskiy A. Yu. Using the Moodle environment in the context of blended learning, students of technical specialties // Modern problems of machine theory. 2019. No. 8. pp. 25-27.

8. Tarakhovskiy A. Yu. Digitalization of higher education: problems and prospects / In the collection: Youth and modern information technologies. Proceedings of the XVII International Scien-

tific and Practical Conference of Students, postgraduates and Young scientists. Tomsk, 2020. pp. 341-342.

9. Frolov E.V. Benefits and risks of switching to distance learning during a pandemic / E.V. Frolov, O.V. Rogach, T.M. Riyabo-va // Prospects for science and education. - 2020. - № 6 (48). -p. 78-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.