Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИММУНОЛОГИЯ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ COVID-19'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИММУНОЛОГИЯ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Юрьевна, Юдина Светлана Михайловна, Архипова Александра Вениаминовна, Иванова Инна Анатольевна, Русанова Татьяна Сергеевна

В связи с переходом всех российских ВУЗов на дистанционное образование перед профессорско-преподавательским составом встал ряд проблем по организации образовательного процесса, подготовке материалов в максимально сжатые сроки, а также возникли вопросы по методике преподавания, реализации материально-технического обеспечения учебного процесса и мотивации студентов. Медицинские программы обучения в дистанционном формате должны быть максимально приближены к очному обучению. Противоречивые позиции как преподавателей, так и обучающихся и их родителей послужили причиной для исследования эффективности дистанционного процесса на кафедре клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии Курского государственного медицинского университета (КГМУ) и удовлетворенности учебным процессом студентов. Был проведен социологический опрос в виде добровольного анкетирования на 3 курсе педиатрического факультета после зачетного занятия в конце осеннего семестра 2020 года. Как показало исследование, важным моментом получения образования в дистанционном формате является тесное взаимное сотрудничество студента и преподавателя с использованием различных электронных ресурсов. Студенты отметили, что их мотивация к изучению предмета не изменилась ровно также, как и требования по нему. Однако, большинство студентов сталкивались с техническими трудностями в освоении дисциплины при использовании дистанционных образовательных технологий. Замечено, что обучающиеся видят много достоинств в дистанционном образовании: экономия времени и денежных средств, работа в домашней обстановке, возможность дополнительных просмотров материалов, возможность самоизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Ирина Юрьевна, Юдина Светлана Михайловна, Архипова Александра Вениаминовна, Иванова Инна Анатольевна, Русанова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF TEACHING THE DISCIPLINE "IMMUNOLOGY" USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF COVID-19

In connection with the transition of all Russian universities to distance education, the teaching staff faced a number of problems related to the organization of the educational process and the development of learning materials at their earliest opportunity as well as the questions on methods of teaching, the implementation of the material and technical support of the educational process and motivation of students. Distance learning medical programs should resemble closely the contact learning. The conflicting positions of both teachers and students and their parents about the effectiveness of distance technologies, gave rise to study the effectiveness of the distance process at the Department of Clinical Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology of Kursk State Medical University (KSMU) and satisfaction of students with the educational process. In 2020 an opinion poll was held among the 3rd year students of the Faculty of Pediatrics after a credit test at the end of the autumn term. The research has indicated that only a close mutual cooperation between a student and a teacher using various electronic resources can be an important aspect of obtaining education in a distance format. Students noted that their motivation to study the subject remained the same as well as the requirements for it. However, most of the students faced technical difficulties in mastering the discipline when using distance learning technologies. It is noticed that students realize lots of advantages of distance education, such as: time and cost saving, working at home, the possibility to revise the additional materials and the possibility of self-isolation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИММУНОЛОГИЯ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ COVID-19»

V7TK" 1 ¿17 00461 \f~\ rs\f£\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ -> /о.14/.иич-.oi |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0027 шим(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИММУНОЛОГИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УСЛОВИЯХ COVID-19

© Автор(ы) 2021

МАКЕЕВА Ирина Юрьевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры клинической иммунологии,

аллергологии и фтизиопульмонологии

Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: my-listik@mail.ru)

SPIN: 2181-9200

AuthorlD: 682981

ORCID: 0000-0002-7313-083Х

ЮДИНА Светлана Михайловна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) SPIN: 2234-5170 AuthorlD: 487072 ORCID: 0000-0001-5074-9595

АРХИПОВА Александра Вениаминовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) SPIN: 4829-6052 AuthorlD: 488784 ORCID: 0000-0002-6487-6795

ИВАНОВА Инна Анатольевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической иммунологии,

аллергологии и фтизиопульмонологии Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) SPIN: 9725-8582 AuthorID: 206668 ORCID: 0000-0002-7331-6255 РУСАНОВА Татьяна Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической иммунологии,

аллергологии и фтизиопульмонологии Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) SPIN: 4273-8540 AuthorID: 157976 Researcher ID: S-8154-2018 ORCID: 0000-0003-2566-798X

ФЕСЕНКО Кристина Сергеевна, ассистент кафедры клинической иммунологии, аллергологии и

фтизиопульмонологии Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: fesenkoks@kursksmu.net) SPIN: 1293-6167 AuthorID: 1080600 ORCID: 0000-0002-9914-4295

ТАРАБРИНА Ольга Владимировна, ассистент кафедры клинической иммунологии, аллергологии и

фтизиопульмонологии Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: tarabrinaksmu@yandex.ru) SPIN: 4893-7568 AuthorID: 771567 ORCID: 0000-0002-8462-4157

Аннотация. В связи с переходом всех российских ВУЗов на дистанционное образование перед профессорско-преподавательским составом встал ряд проблем по организации образовательного процесса, подготовке материалов в максимально сжатые сроки, а также возникли вопросы по методике преподавания, реализации материально-технического обеспечения учебного процесса и мотивации студентов. Медицинские программы обучения в дистанционном формате должны быть максимально приближены к очному обучению. Противоречивые позиции как преподавателей, так и обучающихся и их родителей послужили причиной для исследования эффективности дистанционного процесса на кафедре клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии Курского государственного медицинского университета (КГМУ) и удовлетворенности учебным процессом студентов. Был проведен социологический опрос в виде добровольного анкетирования на 3 курсе педиатрического факультета после зачетного занятия в конце осеннего семестра 2020 года. Как показало исследование, важным моментом получения образования в дистанционном формате является тесное взаимное сотрудничество студента и преподавателя с использованием различных электронных ресурсов. Студенты отметили, что их мотивация к изучению предмета не изменилась ровно также, как и требования по нему. Однако, большинство студентов сталкивались с техническими трудностями в освоении дисциплины при использовании дистанционных образовательных технологий. Замечено, что обучающиеся видят много достоинств в дистанционном образовании: экономия времени и денежных средств, работа в домашней обстановке, возможность дополнительных просмотров материалов, возможность самоизоляции.

Ключевые слова: дистанционное образование, высшее образование, дистанционно-образовательные технологии, медицинское образование, образовательный процесс, учебный процесс, качество преподавания, эффективность ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002 115

дистанционно-образовательные технологии в медицине.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF TEACHING THE DISCIPLINE "IMMUNOLOGY" USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF COVID-19

© The Author(s) 2021

MAKEEVA Irina Yurievna, candidate of medical sciences, academic Department of Clinical Immunology,

Allergology and Phthisiopulmonology Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karla Marksa, 3, e-mail: my-listik@mail.ru) UDUNA Svetlana Michailovna, doctor of medical sciences, professor, Head of the Department of Clinical Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karla Marksa, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) ARKCHIPOVA Alexandra Veniaminovna, candidate of medical sciences, associate professor of Department of Clinical Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karla Marksa, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) IVANOVA Inna Anatolievna, candidate of medical sciences, associate professor of Department of Clinical Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karla Marksa, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) RUSANOVA Tatiana Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor of Department of Clinical

Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karla Marksa, 3, e-mail: ksmu-immunology@mail.ru) FESENKO Kristina Sergeevna, academic Department of Clinical Immunology, Allergology

and Phthisiopulmonology Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karla Marksa, 3, e-mail: fesenkoks@kursksmu.net) TARABRINA Olga Vladimirovna, academic Department of Clinical Immunology, Allergology

and Phthisiopulmonology Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karla Marksa, 3, e-mail: tarabrinaksmu@yandex.ru)

Abstract. In connection with the transition of all Russian universities to distance education, the teaching staff faced a number of problems related to the organization of the educational process and the development of learning materials at their earliest opportunity as well as the questions on methods of teaching, the implementation of the material and technical support of the educational process and motivation of students. Distance learning medical programs should resemble closely the contact learning. The conflicting positions of both teachers and students and their parents about the effectiveness of distance technologies, gave rise to study the effectiveness of the distance process at the Department of Clinical Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology of Kursk State Medical University (KSMU) and satisfaction of students with the educational process. In 2020 an opinion poll was held among the 3rd year students of the Faculty of Pediatrics after a credit test at the end of the autumn term. The research has indicated that only a close mutual cooperation between a student and a teacher using various electronic resources can be an important aspect of obtaining education in a distance format. Students noted that their motivation to study the subject remained the same as well as the requirements for it. However, most of the students faced technical difficulties in mastering the discipline when using distance learning technologies. It is noticed that students realize lots of advantages of distance education, such as: time and cost saving, working at home, the possibility to revise the additional materials and the possibility of self-isolation.

Key words: distance education, higher education, distance learning technologies, medical education, learning process, educational process, teaching quality, effectiveness of distance learning technologies in medicine.

ВВЕДЕНИЕ. 2020 год во всем мире ознаменовал себя пандемией новой коронавирусной инфекции СОУГО-19. Как оказалось, любая сфера деятельности не была готова к сложившейся ситуации. Но неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в стране, рост количества летальных случаев позволили расставить приоритеты в пользу сохранения человеческой жизни. В связи с чем, в конце марта 2020 года Курский государственный медицинский университет, как и другие ВУЗы страны, перешел на дистанционное образование. Конечно, пандемия усилила напряженность работы профессорско-преподавательского состава, что обусловлено процессом подготовки материалов для дистанционного обучения, реализацией технической поддержки образовательного процесса в сжатые сроки [1, 2]. Кроме того, увеличилась нагрузка и в учебном процессе во внеурочное время - проверка письменных работ, подготовка наглядных учебных пособий для практических занятий. Возникли сложности в дистанционном учебном процессе, связанные с техническими проблемами, методикой преподавания. Следует отметить, что ряд преподавателей не имели опыта дистанционного преподавания. Социологические опросы показали, что большинство опрошенных ре-

спондентов профессорско-преподавательского состава отмечают значительное увеличение нагрузки. Напротив, обучающиеся более позитивно откликнулись на дистанционную форму обучения [3, 4].

Дистанционная форма работы для высшего учебного заведения медицинской направленности имеет ряд проблем. Отсутствие живого контакта с больными, невозможность тренировки практических навыков, отсутствие возможности принимать участие в лабораторных и клинических исследованиях накладывают отпечаток на качестве образования. Поэтому при разработке программ обучения в дистанционном формате профессорско-преподавательский состав учитывает множество различных нюансов и максимально приближает программы к очной форме. Это необходимая трудная задача, включающая в себя не только разработку средств контроля знаний для студентов, но и задания, направленные на объяснение изучаемого материала, повышающие заинтересованность студентов в учебном процессе и мотивацию к изучению дисциплины [5, 6]. Кроме того, разрабатывались и активно применялись программы обучения, где студенты имели непосредственные беседы в онлайн режиме, могли обсуждать материал занятия, возникающие вопросы,

116

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

решать максимально приближенные к клинике ситуационные задачи вместе. Исходя из опыта дистанционного образования, который преподаватели кафедры клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмоноло-гии получили с марта 2020 года, используя различные средства и методы обучения, был составлен опросник для студентов различных курсов и факультетов для проведения оценки эффективности образования в условиях пандемии. Данное исследование является очень важным моментом выявления наиболее приемлемой программы обучения, на основании которого можно сделать вывод о перспективах развития дистанционного обучения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение эффективности обучения и удовлетворенности учебным процессом студентов 3 курса педиатрического факультета дисциплины «Иммунология» с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) - платформа MOODLE и ZOOM на кафедре клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии Курского государственного медицинского университета (КГМУ).

Для реализации поставленной цели решались следующие ЗАДАЧИ: изучить недостатки и преимущества образовательного процесса с использованием ДОТ, оценить эффективность дистанционного образовательного процесса, оценить отношение обучающихся к образовательному процессу с использованием ДОТ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Кафедра клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии КГМУ после зачетного занятия в конце осеннего семестра 2020 года провела социологический опрос на портале MOODLE в виде добровольного анонимного анкетирования на 3 курсе педиатрического факультета, изучающего дисциплину «иммунология». Выбор курса объяснялся тем, что программой предусмотрен теоретический курс иммунологии (без клинической практики), а также опытом обоих видов обучения при изучении предмета, так как в сентябре 2020 года студенты приступили к очному учебному процессу, а в октябре были переведены на дистанционную форму.

В настоящий момент дистанционный формат обучения на базе Курского государственного медицинского университета реализуется согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьи 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [7]. Для реализации дистанционного учебного процесса у КГМУ используется платформа электронного образования MOODLE https://study.kurskmed.com. Студенты имеют доступ к материалам для самоподготовки к практическим занятиям, дополнительным материалам по темам занятия. Структура курса «иммунология» включает в себя перечень тем практических занятий, каждое из которых имеет вопросы для самоконтроля, обязательные для письменного выполнения задания, ситуационные задачи и компьютерный тест. Практические занятия (устное обсуждение темы) и лекции проводились в онлайн режиме с использованием ZOOM, согласно расписанию учебно-методического управления. В электронном журнале https://joumal.kurskmed.com/ студенту выставляется оценка по результатам трех видов работы на занятии, а именно: оценка по тесту, по результатам устного собеседования, а также учитывается процент, полученный по письменной работе. Для оценки используется следующая процентная шкала: 0-59% - неудовлетворительно, 60-74% - удовлетворительно, 75-89% - хорошо, 90-100% -отлично.

В социологическом опросе участвовало 77 студентов-добровольцев педиатрического факультета 3 курса. Анкетирование включало 11 вопросов, касающихся мотивации обучающихся, недостатков и преимуществ традиционного обучения и с использованием ДОТ, удовлетворенности студентов учебным процессом и преподавателями, коммуникативностью преподавателей, а также

включала комментарии и пожелания по улучшению качества преподавания на кафедре клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации в 2020 году и мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирус-ной инфекции СОУГО-19 не оставили шансов очному образованию. Тотальное вынужденное дистанционное обучение в ВУЗах страны стартовало быстро, что не могло не сказаться на психоэмоциональном состоянии как преподавателей, так и обучающихся. Как показывают результаты многих опросов, студенты более позитивно отнеслись к новому формату учебного процесса [5, 6, 8]. Это обусловлено особенностями функционирования высшей школы России - обучение самостоятельности и самоорганизации. Однако, есть и негативные результаты исследования эффективности дистанционного образования, где хорошо и отлично успевающие студенты негативно отзывались о дистанционном обучении [9]. Опрос наших респондентов не выявил определенных предпочтений. Так, на вопрос «Какую форму обучения по иммунологии вы предпочитаете?» 52% опрошенных ответили дистанционную, соответственно оставшиеся 48% обучающихся выбрали очную форму. Можно предположить, что такое распределение ответов респондентов связано с тем, что «Иммунология» является фундаментальной дисциплиной, то есть теоретический курс, а раздел «Клиническая иммунология» предусмотрен учебным планом на 6 курсе. То есть не страдал клинический аспект преподавания в медицинском университете. К тому же на занятиях преподавателями проводится демонстрация наглядных материалов в виде клинических примеров (фото пациентов), результатов лабораторных исследований (иммунограмм, результатов ИФА на определение антител к различным возбудителям) для понимания студентами дальнейшего использования полученных ими теоретических знаний.

Основная движущая сила любого образовательного процесса - это мотивация обучающихся. Некоторые авторы полагают, что в ряде специальностей высшего образования дистанционное обучение практически невозможно в связи со снижением мотивации обучающихся [1, 9]. Высшее медицинское образование испытывает ряд сложностей, в том числе и отсутствие клинической практики. В связи с этим первостепенным для нас стала оценка субъективной мотивации студентов после перехода изучения иммунологии в дистанционный формат. В результате опроса нами были получены обнадеживающие результаты: 68% студентов указали, что их мотивация не изменилась, 22% респондентов отметили, что они стали более мотивированы, и только 10% опрошенных ответили, что их мотивация снизилась. Для выявления снижения мотивации мы проанализировали изменение требований к изучению дисциплины. Большинство респондентов (84%) выбрали ответ «требования по дисциплине остались прежними». Однако, присутствует небольшой процент обучающихся, которые считают, что требования стали более высокими (9%) и уменьшились (6%).

Дистанционное образование внедряется уже достаточно давно в различные отрасли образования, однако, оно всегда звучало как дополнительное, а не альтернатива очному обучению. Повсеместное экстренное внедрение дистанционного формата учебного процесса без добровольного информированного согласия, без периода адаптации на фоне неуверенной компьютерной грамотности привело к ряду проблем в этой сфере. Хотя, ряд авторов отмечают, что информационно-коммуникативная цифровая среда является «элементом повседневной жизни современной молодежи» и повышает качество обучения [10, 12, 13]. Анализ результатов анкетирования наших респондентов показал, что подавляющее большинство студентов сталкивались с техническими

сложностями в освоении материала дистанционно, среди которых: перебои в работе Интернет (отметили 79,2% опрошенных), перебои в работе сайта дистанционного образования (указали 38% респондентов), у 8% обучающихся отсутствует собственное рабочее место и ПК, а 4% студентов отметили свои недостаточные знания ПК для работы.

Неотъемлемым компонентом учебного процесса является взаимодействие преподавателя и студентов. Так, при высоком профессионализме, коммуникативности преподавателя повышается мотивационная студенческая активность. В рамках дистанционного учебного процесса, возможно, теряется это взаимодействие, в связи с чем очень важно сохранить у обучающихся желание следовать за преподавателем, устранить неопределённость в процессе нового образования. Преподаватель должен быть в доступном контакте с обучающимися, чтобы они чувствовали его кураторство. Нами было проведено изучение удовлетворенности организацией личного взаимодействия студента с преподавателем. В процессе анкетирования выяснилось, что все студенты имели возможность связи со своим преподавателем по иммунологии. Среди них 98% отметили возможность переписки на портале МооШе, 65% студентов имели адрес электронной почты преподавателя, а 53% респондентов - личный номер. Кроме того, студентам было предложено оценить работу преподавательского состава кафедры клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмоноло-гии КГМУ по пятибалльной шкале, где 1 - минимальная отметка, а 5 - максимальная отметка. 90% опрошенных оценили работу преподавателей на «5», оставшиеся 10% выбрали «4». (проценты лучше везде писать точные, в докладе допускается округлять)

Анализ результатов анкетирования по недостаткам обучения с использованием ДОТ показал, что все минусы учебного процесса нового формата практически не связаны с дисциплиной. Так, 79% опрошенных указали в недостатках высокую нагрузку на зрительный аппарат в связи с постоянной работой за ПК, 73% студентов страдали от недостатка живого общения с коллегами, а 58% - с преподавателем. Увеличение материальных расходов на электроэнергию и интернет отметили 13% обучающихся. 9% среди недостатков дистанционного учебного процесса указали увеличение нагрузки по иммунологии. Среди респондентов 3 человека (4%) в минусах выбрали необходимость самостоятельно планировать время и 1 (1%) - нежелание преподавателя работать со студентами онлайн.

К положительным качествам дистанционного образования студенты отнесли: экономию времени на переезды между базами университета и домом (88%), возможность работать в комфортной обстановке (81%), экономию денежных средств на транспорт (60%), возможность возврата и дополнительных просмотров лекций и материалов (55%), возможность самоизоляции (48%), самостоятельное определение порядка и темпа изучения материала (44%), уменьшение нагрузки по иммунологии (4%), отсутствие личного общения с преподавателем (1%).

В заключении анкеты студенту было предложено написать пожелания по улучшению качества образовательного процесса (по желанию). Среди всех респондентов 2 обучающихся отметили необходимость увеличить количество демонстративного материала - клинических примеров, остальные студенты написали доброжелательные позитивные отзывы своим преподавателям.

ВЫВОДЫ. Таким образом, дистанционное обучение имеет как положительные, так и негативные стороны. Обучение вне стен университета - новый и непривычный вид работы, как для студентов, так и для профессорско-преподавательского состава, который требует постоянного совершенствования профессиональных навыков. Как показало исследование, важным моментом получения образования в дистанционном формате является тес-118

ное взаимное сотрудничество студента и преподавателя с использованием различных электронных ресурсов [15,

16]. В условиях высокого риска заражения данная форма образовательного формата становится единственно возможным вариантом реализации учебного процесса. И по результатам исследования стало понятно, что данный формат был реализован успешно, с наименьшими отличиями от очного обучения. Конечно, учитывая данные опроса, в развитии дистанционного обучения имеется много перспектив. Вместе с тем приходится постоянно совершенствоваться, непрерывно разрабатывая на кафедре новые методики, задания, средства контроля для реализации дистанционных программ обучения [3,

17]. Дистанционное обучение фундаментальным дисциплинам в медицинском ВУЗе зарекомендовало себя как достаточно удобный и надежный формат образовательного процесса при условии высокой мотивации и ориентированности на преподавателя обучающихся [17-20]. Поэтому существует большая вероятность, что его использование войдет в обучение студентов как этап получения образования уже после пандемии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ЛевановВ.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2020. - № 2.- С. 3-9.

2. https://spbu.ru/sites/default/files/20201102_presentation.pdf (дата обращения: 12.01.2021).

3. Современные модели контроля подготовки студентов в медицинском ВУЗе / А.В. Архипова, С.М. Юдина, Т.С. Русанова, И.А. Иванова, И.Ю. Макеева // Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции «Университетская наука: взгляд в будущее», посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. — Курск, 2000. - Том 2. - С. 705-708.

4. Губьянов, В.М. Самостоятельная работа студентов медицинского ВУЗа в условиях дистанционного обучения /В.М. Губьянов, Н.М. Попова, С.О. Старовойтов // Modern Science. - 2020. - № 10-1. - С. 287-293.

5. Дистанционное обучение бакалавров технического и гуманитарного направлений/Зайцев С.А., Никитина Г.А. /Известия Московского государственного технического университета МАМИ 2012 г. — С. 421—428. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-bakalavrov-tehnicheskogoi-gumanitarnogo-napravleniy/viewer (дата обращения: 10.01.2021).

6. Мартышек С.Н. Влияние интернета на формирование коммуникативной среды современной молодежи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. - Т. 9. - № 1 (30). - С. 185-189.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета» — Федеральный выпуск №5976 от 31 декабря 2012 г.

8. АлешковскийИ.А., ГаспаришвилиА.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности// Высшее образование в России, 2020. — Т.9. -№10. - С. 86-100.

9. Ульянова Ю.А., Ткаченко А.В. Выявление отношения к дистанционному обучению у студентов // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2020/article/2018019012</a> (дата обращения: 12.01.2021).

10. Стаценко А.Н. Дистанционное образование как новая форма обучения в медицинском ВУЗе в условиях пандемии / А.Н. Стаценко, О.В. Самохина // Оригинальные исследования. - 2020. - Т. 10., № 5. - С. 28-32.

11. Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. Дистанционное образование глазами студентов (по материалам анкетирования) // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 4.;

URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30014 (дата обращения: 12.01.2021).

12. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции//Цифровая социология. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 46-54.

13. Александров, Д.Н. Опыт дистанционного обучения в медицинском ВУЗе / Д.Н. Александров, Е.К. Степкина //Инновационная наука.

- 2020. - № 7. - С. 57-59.

14. Круглякова Л.В. Дистанционные технологии обучения в медицинском ВУЗе / Л.В. Круглякова, С.В. Нарышкина, М.В. Сулима // Амурский медицинский журнал. - 2018. - № 1-2 (20-21). - С. 140-144.

15. Гарас Н.Н. Роль дистанционных элементов обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском ВУЗе / Н.Н. Гарас // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 72-75.

16. Осипова Л.Б., Горева О.М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования.

- 2014.- №5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения: 13.01.2021).

17. UNESCO (2020) COVID-19 and Higher education: today and tomorrow URL: https://iau-aiu.net/Covid-19- Higher-Education-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

challenges-and-responses (Date of access: 13.01.2021).

18. Маркова, Н. А. К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе /Н. А. Маркова. //Молодой ученый. - 2015. - № 9 (89). - С. 1126-1129. URL: https://moluch.ru/ archive/89/18268/ (дата обращения: 13.01.2021).

19. Буриев, К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании /К. С. Буриев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. -№ 4 (9). - С. 4-6. URL: https://moluch.ru/th/4/ archive/39/1045/ (дата обращения: 04.02.2021).

20. EAIE (2020) Coping with COVID-19: International Higher Education in Europe URL: https://www.eaie.org/ our-resources/library/ publication/Research-and-trends/Coping-with-COVID-19--International-highereducation-in-Europe.html (Date of access: 13.01.2021).

Статья поступила в редакцию 07.02.2021 Статья принята к публикации 20.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.