Научная статья на тему 'Особенности реабилитацонно-коррекционного направления в обучении фтизиатрии студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности реабилитацонно-коррекционного направления в обучении фтизиатрии студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФТИЗИАТРИЯ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОУЧИНГ / САМОКОНТРОЛЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / PHTHISIOLOGY / STUDENT TRAINING / INDEPENDENT WORK / COACHING / SELF-MONITORING / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова С.Н., Кетова Н.А., Лебедев Ю.И.

Рассмотрены особенности реабилитационно-коррекционного направления в обучении фтизиатрии студентов с ограниченными возможностями здоровья при использовании оригинальной, разработанной на кафедре методики аудиторной самостоятельной работы в условиях демократического стиля педагогического общения, использования коучинга и самоконтроля знаний, а также при участии студентов в волонтерском движении, направленном на реабилитацию пациентов, страдающих туберкулезом легких.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новикова С.Н., Кетова Н.А., Лебедев Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REHABILITATION-CORRECTIVE DIRECTIONS IN TEACHING PHYSIATRY OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The features of the rehabilitation and correctional direction in teaching phthisiology of students with disabilities using the original methodology developed by the department for classroom independent work in a democratic style of pedagogical communication, the use of coaching and self-control of knowledge, as well as with the participation of students in a volunteer movement aimed at rehabilitation are considered patients with pulmonary tuberculosis.

Текст научной работы на тему «Особенности реабилитацонно-коррекционного направления в обучении фтизиатрии студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 378.147-056.24

ББК: 74 50 74 480 27 Педагогические науки

Особенности реабилитацонно-коррекционного направления в обучении фтизиатрии студентов с ограниченными возможностями здоровья.

© С.Н. Новикова, Н.А. Кетова, Ю.И. Лебедев Новикова С.Н. - доцент кафедры клинической иммунологии, аллергологии и

фтизиопульмонологии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный 4]

медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Кетова Н.А. - ассистент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: natalek030573@mail.ru

Лебедев Ю.И.- доцент кафедры клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: as.prof.lebedev@gmail.com

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены особенности реабилитационно-коррекционно-го направления в обучении фтизиатрии студентов с ограниченными возможностями здоровья при использовании оригинальной, разработанной на кафедре методики аудиторной самостоятельной работы в условиях демократического стиля педагогического общения, использования коучинга и самоконтроля знаний, а также при участии студентов в волонтерском движении, направленном на реабилитацию пациентов, страдающих туберкулезом легких- №4 (19) 2019

www.j-chr.com

Ключевые слова: фтизиатрия, обучение студентов, самостоятельная работа, коучинг, самоконтроль, волонтерство.

42

ВВЕДЕНИЕ.

Постиндустриальный век с его огромными массивами информации, высокими скоростями и различными способами манипуляции общественным и индивидуальным сознанием людей ставит перед обществом новые вызовы и угрозы. На этом фоне растет число острых социальных проблем у людей с ограниченными физическими возможностями здоровья (ОФВЗ) и инвалидов, принадлежащих к наименее социально защищенному слою общества [4, 6]. С инвалидностью живет около 10% населения Земли, общее количество составляет примерно 650 миллионов человек. В России каждый 10-й россиянин - инвалид, а общее число зарегистрированных инвалидов превышает 15 миллионов человек [10]. Потеря здоровья и трудоспособности значительно отражается на материальном положении людей. У них появляется ощущение ущемлённо-сти, ущербности и пессимизма. Поэтому перед обществом, признающим гуманистические идеалы, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается [1, 2, 3, 4, 6].

Одним из путей решения этой проблемы является повышение адаптационных возможностей людей с ОФВЗ. Требуется постоянная и комплексная работа специалистов разных профилей. При этом следует учитывать не только проблемы, нарушения, связанные с болезнями, но и те качества, которые помогают человеку выстоять в трудной жизненной ситуации [1].

В настоящее время политика изоляции и непринятия в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья сменяется политикой социальной поддержки, профессиональной подготовки и переподготовки. Выходят законы, направленные на улучшение условий их жизни [2, 9, 11, 12, 13, 14].

Осенью 2015 г. по инициативе Министерства труда и Министерства образования и науки РФ был составлен Межведомственный комплексный план

мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОФВЗ на 2016-2020 г. [3, 11].

На основании изложенного нами поставлена цель: оценить особенности реабилитационно-коррекционного направления в обучении фтизиатрии студентов с ОФВЗ в учебном вузе, на кафедре клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии КГМУ.

Для достижения поставленной цели проведен анализ особенностей получения лицами с ОФВЗ высшего медицинского образования по дисциплине «Фтизиатрия». История фтизиатрии знает немало случаев активного участия лиц с ОФВЗ в борьбе с глобальной проблемой современного общества - туберкулезом легких. Классическими примерами этого могут служить «колясочница» Флоренс Барбара Зейберт, с 9-ти лет страдавшая полиомиелитом, руководитель американской лаборатории, разработавшей сухой очищенный туберкулина, который и сегодня позволяет выявлять туберкулез на ранней стадии развития; профессор Ной Моисеевич Рудой, инвалид ВОВ, отечественный ученый, стоявший у истоков изучения современной проблемы лекарственно устойчивого туберкулеза в России; бывшие студенты нашего вуза: потомственный фтизиатр - Ефим Павлович Шиндлер, врач - иммунолог Сергей Анатольевич Пехтерев и многие другие.

Известно, что при создании условий для обучения медицине лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо обращать внимание на то, что, формирование их личности происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникации, иногда с частичной или полной зависимостью от посторонней помощи в самообслуживании [4]. Именно для таких студентов сотрудниками кафедры разработана и апробирована на нескольких поколениях студентов методика аудиторной самостоятельной работы - учебное пособие «Фтизиопульмонология» [5]. Это пособие

содержит порядок самостоятельной деятельности студентов и молодых врачей в ходе приобретения ими компетентностей в области диагностики и лечения туберкулеза легких и других органов.

Работая по этому пособию, студенты с ограниченными возможностями здоровья могут построить собственную траекторию освоения знаний с учетом личностных особенностей, характера и темперамента. Более того, при необходимости больших затрат времени и усилий на эту работу такие студенты могут продолжить самостоятельную работу с больными и медицинской документацией в клинике во внеаудиторное время.

С учетом этого, нами предлагается система самоконтроля обучающихся с использованием компьютерных технологий. Система включает программу, содержащую основные разделы по изучаемой теме и тестирование полученных знаний; в зависимости от балльной оценки тематического теста следуют рекомендации по повторной работе с тем или иным недостаточно освоенным разделом изучаемой темы фтизиатрии [8].

Поскольку люди с ОФВЗ в межличностном общении предпочитают стратегию сотрудничества и компромисса, демократический тип педагогического общения признан нами наиболее эффективным [7]. Если студенты демонстрируют неуверенность в себе как проявление комплекса неполноценности, при обучении этой категории лиц нами используются методики коучинга, тренинга и деловых игр. В результате чего у большинства из них восстанавливается потенциал личности [8].

Ограниченные возможности здоровья неизбежно отражаются на материальном положении и мироощущении таких студентов. Настроения обездоленности, ущербности и пессимизма могут возникать не только у них самих, но и у окружающих. Для коррекции таких особенностей мы активно используем идеологию волонтерства. Студенты-волонтёры курируют детское отделение. Они посеща-

ют детей, устраивают для них маленькие театральные сценки, приносят игрушки, рассказывают сказки и др. Это положительно влияет на самостоятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья, включает их в социальную среду, приобщает к общественной жизни и труду с учетом психофизических возможностей.

Успешность реабилитации студентов с ограниченными возможностями зависит от учёта ряда психолого-педагогических факторов. В учебном процессе необходимо учитывать, что неадекватные типы эмоциональных реакций негативно влияют на возможности реабилитации. Следует также иметь в виду возможность столкновения с непреодолимыми препятствиями, приводящими к фрустрации, к краху жизненных планов и отрыву от реальности таких студентов. Поэтому организация учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться под непосредственным наблюдением педагога-психолога и педагога-социолога. Студентам с ограниченными возможностями здоровья необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их, подавляя развитие иждивенческих тенденций.

Заключение. Разработанная на кафедре оригинальная аудиторная самостоятельная работа, применяемая с учетом возрастных интересов и личност-но-характерологических особенностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях демократического стиля педагогического общения; использование коучинга и самоконтроля знаний; а также участие студентов в волонтёрском движении, направленном на реабилитацию маленьких пациентов детского отделения, позволяют организовать их социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию во фтизиатрической клинике и способствуют их профессиональному становлению.

43

ЛИТЕРАТУРА

44

1. Айдаров В.И. Психолого-педагогические особенности личности с ограниченными возможностями здоровья / В.И. Айдаров,

B.Ш. Масленникова, Т.Ю. Масленников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=23476.

2. Башаев С.В. Проблемы социальной адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе /

C.В. Башаев, В.В. Горелик // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. -№ 4 (46) Часть 7. - С. 131—134.

3. Девишвили В.М. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов / В.М. Девишвили, О.Г. Носкова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2016. - №3 - с.34-44.

4. Исхакова Н.Р. Анализ социальных проблем людей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Р. Исхакова, Н.З. Са-фиуллина, Л.М. Исхакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-4. - С. 732-735

5. Коломиец В.М. «Фтизиопульмоноло-гия» / В.М. Коломиец, Ю.И. Лебедев. - М., Медицина: 2005 г.- 560 с.

6. Куликова А.И Жизнь людей с ограниченными возможностями в России и США / А.И. Куликова, М.Ю. Шамшурова // Символ науки. 2016. №3-1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/zhizn-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-rossii-i-ssha (дата обращения: 11.10.2019)

7. Лебедев Ю.И. Демократический стиль педагогического общения как условие эффективной самостоятельной работы студентов в клинике фтизиатрии / Ю.И. Лебедев // Международный научно-практический журнал. - 2013. - Выпуск: № 6 (13), Часть 3. - С.36-37.

8. Новикова С.Н. Влияние индивидуальной аудиторной самостоятельной работы на

мотивацию к обучению фтизиатрии (научная статья). Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сборник трудов Всероссийской научно - учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ (3 февраля 2017 г.). - Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, 2017. - C. 365-366.

9. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии "социальное самочувствие" // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям "Молодежь - будущее России". - Екатеринбург, 2010. - 56 с

10. Положение инвалидов: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], http://www.gks.rU/ wps/wcm/connect/rosstat_maln/ rosstat/ru/ statistlcs/populatlon/dlsabllltles/#, - статья в Интернете].

11. Серебряков А.Г. Методические рекомендации по профессиональной ориентации и психологической поддержке граждан с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов / А.Г. Серебряков, В.Н. Кононова, В.В. Алтухов [и др.] // М.: Департамент труда и занятости населения г. Москвы; Принтцентр, 2012.- 96 с.

12. ФЗ № 181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гл. I, ст.1.1, с.1.

13. Яковлева Н.В. Психологические модели инвалидности: причины возникновения и перспективы использования / Н.В. Яковлева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2017. - №3 (18). - С. 346354.

14. Яковлева Н.В. Обзор психологических исследований инвалидности / Н.В. Яковлева, Н.Н. Уланова, И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2016. - №2.

FEATURES OF REHABILITATION-CORRECTIVE DIRECTIONS IN TEACHING PHYSIATRY OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

© Svetlana N. Novikova, Natalya A. Ketova, Yuri I. Lebedev

Novikova Svetlana N. - Associate Professor of the Clinical Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Ketova Natalya A. - Assistant of the Social Work and Life Safety Department, Head of the Social Center, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: natalek030573@mail.ru

Yuri I. Lebedev of the Clinical Immunology, Allergology and Phthisiopulmonology Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU). Email: as.prof.lebedev@gmail.com

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

The features of the rehabilitation and correctional direction in teaching phthisiology of

students with disabilities using the original methodology developed by the department

for classroom independent work in a democratic style of pedagogical communication,

the use of coaching and self-control of knowledge, as well as with the participation of 45

students in a volunteer movement aimed at rehabilitation are considered patients with

pulmonary tuberculosis.

Keywords: Phthisiology, student training, independent work, coaching, self-monitoring, volunteering.

REFERENCE

1. Aidarov V.I. Psychological and pedagogical features of a person with disabilities / V.I. Aidarov, V.Sh. Maslennikova, T.Yu. Maslennikov // Modern problems of science and education. -2015. - No. 2-3. URL: http://www.science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=23476.

2. Bashaev S.V. Problems of social adaptation of people with disabilities in modern society / S.V. Bashaev, V.V. Gorelik // International Scientific Journal. - 2016. - No. 4 (46) Part 7. - S. 131134.

3. Devishvili V.M. Psychological research in order to promote social and labor rehabilitation of disabled people / V.M. Devishvili, O.G. Noskova // Moscow University Herald. Series 14. Psychology. - 2016. - No. 3 - p. 34-44.

4. Iskhakova N.R. Analysis of social problems of people with disabilities / N.R. Iskhakova, N.Z. Safiullina, L.M. Iskhakova // International Journal of Applied and Basic Research. - 2015. -No. 12-4. - S. 732-735

5. Kolomiets V.M. "Phthisiopulmonology" / V.M. Kolomiets, Yu.I. Lebedev. - M., Medicine: 2005 - 560 p.

6. Kulikova A. And. Life of people with disabilities in Russia and the USA / A.I. Kulikova, M.Yu. Shamshurova // Symbol of science. 2016. No. 3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7zhizn-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-rossii-i-ssha (accessed: 10/11/2019)

7. Lebedev Yu.I. Democratic style of pedagogical communication as a condition for effective independent work of students in the clinic of phthisiology / Yu.I. Lebedev // International Scientific and Practical Journal. - 2013. - Issue: No. 6 (13), Part 3. - S.36-37.

8. Novikova S.N. The impact of individual classroom independent work on the motivation

for training phthisiology (scientific article). The №4 (19) 2019 educational process: the search for effective www.j-chr.com forms and mechanisms: a collection of works of the All-Russian scientific and educational

conference with international participation dedicated to the 82nd anniversary of KSMU (February 3, 2017). - Kursk: FSBEI HE KSMU of the Ministry of Health of Russia, 2017 .-- C. 365-366.

9. Petrova, L. Ye. On the issue of the concept of "social well-being" // Young sociologists on the social problems of youth // A collection of theses and materials from undergraduate and postgraduate students of Ural universities to the X Ural sociological readings "Youth - the Future of Russia". - Ekaterinburg, 2010 .-- 56 s

10. The situation of persons with disabilities: Federal State Statistics Service [Electronic resource], http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/ rosstat_maln/rosstat/ru/statistlcs/populat-lon/dlsabllltles/#, - article on the Internet].

11. Serebryakov, A. G. Methodological recommendations for vocational guidance and psy-

chological support for citizens with disabilities, including persons with disabilities / A. G. Serebryakov, V. N. Kononova, V. V. Altukhov [et al.] // M .: Moscow Department of Labor and Employment; Printcenter, 2012.- 96 s.

12. Federal Law No. 181 of November 24, 1995 "On the social protection of persons with disabilities in the Russian Federation" I, Art. 1.1, p. 1.

13. Yakovleva, N.V. Psychological models of disability: causes and prospects of use / N.V. Yakovleva // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2017. - No. 3 (18). - S. 346-354.

14. Yakovleva, N.V. Review of psychological studies of disability / N.V. Yakovleva, N.N. Ulano-va, I.M. Shishkova // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2016. - No. 2.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.