Научная статья на тему 'Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи'

Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
345
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОД МОЛОДОСТИ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / PERIOD OF YOUTH / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кетова Н.А., Никулин Е.А., Ильин М.Ю., Пирогова С.О.

В статье приведен обзор научных исследований, описывающих явление и структуру агрессивности в студенческой среде. Многообразие внешних проявлений данного феномена агрессивности делает возможным его детального изучения. Проведено эмпирическое исследование уровня агрессивности студентов КГМУ с использованием опросной методики Басса-Дарки. Результаты обработаны и сделаны выводы, способствующие нормализации уровня внутри и межличностной агрессии в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кетова Н.А., Никулин Е.А., Ильин М.Ю., Пирогова С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TRAINING YOUTH

The article provides an overview of scientific studies describing the phenomenon and structure of aggressiveness in the student community. The variety of external manifestations of this phenomenon of aggressiveness makes it possible to study it in detail. An empirical study of the level of aggressiveness of KSMU students was conducted using the Bass-Darki interrogation technique. The results are processed and conclusions are drawn that contribute to the normalization of the level of internal and interpersonal aggression in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 316.613.43

ББК: 88 544 4 Психологические науки

Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи.

© Н.А. Кетова, Е.А. Никулин, М.Ю. Ильин, С.О. Пирогова

Кетова Н.А. - ассистент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: natalek030573@mail.ru

Никулин Е.А. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ)

Ильин М. Ю. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ)

Пирогова С. О. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ)

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федрация.

35

АННОТАЦИЯ

В статье приведен обзор научных исследований, описывающих явление и структуру агрессивности в студенческой среде. Многообразие внешних проявлений данного феномена агрессивности делает возможным его детального изучения. Проведено эмпирическое исследование уровня агрессивности студентов КГМУ с использованием опросной методики Басса-Дарки. Результаты обработаны и сделаны выводы, способствующие нормализации уровня внутри и межличностной агрессии в молодежной среде.

№5 (20) 2019

Ключевые слова: период молодости, агрессия, агрессивное www.j-chr.com поведение, сравнительный анализ.

ВВЕДЕНИЕ

Новые требования, которые современность предъявляет к успешному человеку это, прежде всего, конкурентоспособность. Социокультурная среда высших учебных заведений создает определенные условия, в которых у обучающихся формируются необходимые для конкурентоспособности качества.Одной из форм конкурентоспособности, может являться такое свойство личности как агрессивность. В этом смысле, проявления агрессивности, это необязательно жестокость или непосредственное насилие. Наиболее жестокие формы проявления насилия, скорее свидетельствуют о недостаточности культурного развития личности. В нашей работе мы будем акцентировать внимание на положительной роли агрессивности для развития личностного потенциала.

36

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Студенческая среда является результатом смешивания различных человеческих индивидуумов, обладаю-щихнабором индивидуальных черт. В структуре психо-эмоционального статуса любого студента выделяется множество как внешних, так и внутренних факторов и свойств. Одним из таких качеств является агрессивность.

Прежде всего, необходимо отметить нетождественность таких понятий как «агрессиями «агрессивность». Последнее является личностным свойством и индивидуальной характеристикой психики человека. В свою очередь, «агрессия» -мотивированный вектор поведения, идущий вразрез общепринятым доктринам поведения и социального сосуществования людей, с возможным причинением последним вреда, как физического характера, так и психологического дискомфор-та[2,3].

№5 (20) 2019 Вместе с такими неординарными

www.j-chr.com характеристиками студенчества, как высокая социальная мобильность и культурная пластичность, студенты являются

и наиболее уязвимой социо-культурной группой. Молодые люди, только закончившие школу и начавшие самостоятельную жизнь, сталкиваются со взрослым миром один на один. Возникает вопрос приспособления и адаптации или дистресса и срыва адаптационных психологических механизмов[7].

Американский психолог Э. Фромм сумел в своих работах разделить внешнее проявление агрессивности - агрессию на «доброкачественную» и «злокачественную формы». Первая представляет собой заложенный самой природой психологический мотивированный защитный механизм, проявляющийся нормальной реакцией. В современном мире такая реакция «бей-беги» протекает в форме социально приемлемой конкуренции и психо-со-циальной защиты против конфликтных ситуаций и окружающих любого человека стресс-факторов. «Злокачественная» агрессия, напротив, ведет к деструктив-ности и немотивированной жестокости[7].

Так для некоторых представителей современной студенческой молодежи «патологическая» агрессия становится преобладающим путемразрешения напряженных вопросов, фрустирующих жизненных и учебных ситуаций[3].

Л. Берковиц, исследуя механизмы формирования агрессивного поведения, выделил следующее: при возникновении какой-либо внешней ситуации (раздражающего стимула) человек сначала решает, какой способ реагирования на случившееся предпринять. При этом хорошо адаптированные индивидуумы способны предпринять адекватный ответ, заключающийся в социально-приемлемой реакции. В то же время, ментально ограниченные, эксплозивные люди (т.н. эмоционально-реактивные агрессоры) видят только один выход из фрустирую-щей ситуации неадекватная стимулу физическая или вербальная агрессия. Кроме этого, явная внешняя агрессия зачастую носит непоследовательный характер, что ведет к сложности в оценке последствий ситуации[1].

Ни для кого не секрет, что студенты медицинских ВУЗов являются представителями интеллектуального кластера общества. Обучение будущих врачей проходит в атмосфересильного эмоционального стресса, вызванного большим объемом учебной информации, различной формой периодического контроля знаний и необходимостью совмещать теоритче-ские аспекты с непосредственной учебной работой в клинике с пациентами. В сосокупности, данные факторы представляют собой серьезную угрозу для формирующейся личности.

Однако также известно, что профессия врача требует атлантовых навыков «держать Землю»: сохранять спокойствие в любой ситуации, адекватно реагировать на внешние стресс-факторы, действовать в нестандартных обстоятельствах, зачастую сопряженных с угрозой жизни человека, выключать собственный инстинкт самосохранения ради блага больного. Кроме этого, будущий врач должен обладать и лидерскими компетенциями, ведь только истинный лидер сможет брать на себя ответственность, как за собственные решения, так и за действием подчиненных. Такие высокие требования обуславливает вышеописанную интенсивность подготовки специалистов.

Рассматривая агрессивность с позиции необходимого качества медицинского работника, была определена актуальность проведения исследования сравнительного уровня агрессивности среди студентов медицинского университета.

Схожие работы, описывающие уровень агрессии среди обучающихся по программе высшего профессионального образования технического и экономического вуза, выявили, что по показатели общего уровня агрессивности у части студентов превышены. Уровень физической агрессии, превышение которого наблюдалось на младших курсах, сменяется превышением скрытой агрессии у старшекурсников и выпускников[4,5].

Для того, чтобы оценить показатели агрессивности среди студентов меди-

цинского университета во время сессии мы инициировали исследование, целью которого являлось изучение показателей агрессивности в молодежной среде на примере обучающихся ФГБОУ ВО КГМУ основанное на показателях вопросника Басса-Дарки предназначенного для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняло участие 545 человек, по гендерному принципу выявлено значительное преобладание женщин - 81,7% и лишь 18,3% мужчин. Все являются обучающимися разных факультетов, исследование проводилось в период зимней сессии. Для репрезентативности показателей был выбран опросник «Басса-Дарки», исследование проводилось в интерактивном формате (Googleforms) [6].

В основе группового распределения лежит возрастной критерий. Таким образом, респонденты были поделены на три группы: 17 и менее лет - группа 1, 1820 лет - группа 2 и 21-23 года - группа 3. Критерием исключения являлся возраст респондентов старше 23 лет. По критерию исключения 10 человек были исключены из исследования в связи с возрастом старше 23 лет.

При анализе полученных данных были получены сведения о следующих показателях: физическая агрессия (ФА), вербальная агрессия (ВА), косвенная агрессия (КА), негативизм (Нег), раздражение (Раздр), подозрительность (По-дозр), обида, чувство вины (ЧВ), индекс враждебности (ИВ), индекс агрессивности (ИА). Данные представлены в таблице 1. Показатели приведены в виде взвешенной средней. Разница показателей в абсолютных числах. Достоверность по т-критерию Стьюдента.

37

Таблица 1.

Пок-ль <18 18 20 21 23 спарклайн Гр1 -Гр2 р<0,05 Гр1 -ГрЗ р<0,05

11=133 ii=322 п=80

ФА 4,00 4,31 4,39 -0,31 1,48 -0,39 1,33

ВА 4,40 4,78 5,00 -0,38 2,24 -0,60 2,83

КА 5,26 5,95 6,43 —---- -0,68 2,81 -1,16 4,30

Her 2,11 2,29 2,10 -0,18 1,25 0,01 0,00

Раздр 4,59 4,71 4,61 -0,12 0,61 -0,02 0,04

Полоз]: 6,29 6,31 6,05 -0,01 0,05 0,24 0,95

Обида 6,62 6,47 6,65 0,16 0,64 -0,03 0,08

ЧВ 6,02 6,22 6,19 -0,19 0,89 -0,16 0,57

ИВ 10,89 11,02 10,66 -0,13 0,38 0,22 0,52

ИА 15,89 16,72 17,46 -0,83 1,57 -1,58 2,06

38

На представленных спарклайнах наглядно отображена динамика показателей в зависимости от возраста респондентов. Таким образом выявлена тенденция к нарастанию уровней ФА, ВА, КА, ИА. Для дальнейшей интерпретации была произведена статистическая обработка показателей с использованием пакета прикладных программ Statists 6.0 (StatSoftlnc., США) и MS Excel 2016. Показатели агрессивности представлены в виде средних взвешенных, достоверность определена по т-критерию Стьюдента.

При сравнительной оценке показателей выделенных групп установлена стабильная тенденция нарастания уровней вербальной агрессии, косвенной агрессии и индекса агрессивности. Установлена разница показателей 1й и 2й групп - при анализе данных вербальной агрессии между группами 1 и 2 разница (-0,38), т-критерий = 2,24, что больше установленного показателя при числе степеней свободы более 200 => 2,24>1,96 => поскольку t>1,97, можно с вероятностью безошибочного прогноза (Р) больше 95% утверждать, что в более старшей возрастной группе, показатель вербальной агрессии достоверно выше такового в возрастной группе до 18 лет. При сравнении показателей группы 1 и 3 эта разница еще более ощутимая и равняется (-0.6), т-критерий = 2,83, что при числе степеней свободы = 213 является величиной большей, чем 1,97. Поскольку t>1,97, можно с вероятностью

безошибочного прогноза (Р) больше 95% утверждать, что в возрастной группе 2123 года, показатель вербальной агрессии достоверно выше такового в возрастной группе до 18 лет.

При анализе данных косвенной агрессии между группами 1 и 2 разница (-0,68), т-критерий = 2,81, что больше установленного показателя при числе степеней свободы более 200 => 2,81>1,96 => поскольку Ы,97, можно с вероятностью безошибочного прогноза (Р) больше 95% утверждать, что в более старшей возрастной группе, показатель косвенной агрессии достоверно выше такового в возрастной группе до 18 лет. При сравнении показателей группы 1 и 3 эта разница еще более ощутимая и равняется (-1.16), т-кри-терий = 4,3, что при числе степеней свободы = 213 является величиной большей, чем 1,97. Поскольку Ы,97, можно с вероятностью безошибочного прогноза (Р) больше 95% утверждать, что в возрастной группе 21-23 года, показатель косвенной агрессии достоверно выше такового в возрастной группе до 18 лет.

При анализе данных индекса агрессивности между группами 1 и 2 разница (-0,83), т-критерий = 1,57, что меньше установленного показателя при числе степеней свободы более 200 => 1,57<1,96 => поскольку Ы,97, нельзя утверждать, что разница показателей статистически достоверна, но при сравнении показателей группы 1 и 3 эта разница более ощутима

и равняется (-1,58), т-критерий = 2,06, что при числе степеней свободы = 213 является величиной большей, чем 1,97. Поскольку Ы,97, можно с вероятностью безошибочного прогноза (Р) больше 95% утверждать, что в возрастной группе 21-23 года, показатель индекса агрессивности достоверно выше такового в возрастной группе до 18 лет.

Динамика остальных показателей не имеет статистически достоверных различий, в связи с чем их оценка не производилась.

ВЫВОДЫ

Отрицательная динамика показателей вербальной и косвенной агрессии обуславливает и нарастание показателя индекса агрессивности. И несмотря на это, индекс агрессивности все равно остается в диапазоне допустимой нормы. Статистическая обработка данных говорит об отрицательной динамике показателя индекса агрессивности с преобладанием непрямой агрессивности или мотиваци-онной (вербальной и косвенной) в зависимости от возрастного критерия, что может быть следствием адаптивных процессов респондентов к образовательной и корпоративной среде учебного заведения.

Можно говорить о скомпенсиро-ванности показателей агрессивности у респондентов, несмотря на высокий уровень стрессовой нагрузки. А подобная динамика является нормальным адаптивным процессом и коррелирует с показателями исследований других ав-торов.Полученные данные могут свидетельствовать о высокой степени психо-э-моциональной устойчивости студентов КГМУ исследуемой группы.Стабильность фактора агрессивности и преобладание скрытой агрессии над физической, может являться следствием того, что респонденты принадлежат к когортеобучающихся естественно-научного направления образования, которое является наиболее сложным для освоения. Эти молодые люди успешно преодолевают испытание стрессом взрослой жизни и интенсивным темпом обучения в медицинском университете, в том числе и позитивно используя агрессию.Достоверно определено, что уровень агрессивности у студентов старших курсов ниже, чем у студентов первых лет обучения, что может свидетельствовать об эффективном психологическом компоненте обучения.

39

ЛИТЕРАТУРА

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2007. - 310 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1982. - 368 с.

3. Социология молодежи. Учебное пособие / Научн. ред. Лисовский В.Т. Кн. 1-3. - М. - 1995. - 421 С.

4. Рогожина Е.А. Исследование уровня агрессивности студентов медицинского ВУЗа / Е. А. Рогожина, С. В. Подпорин // Медицина и образование в Сибири. - Новосибирск: Новосибирский государственный медицинский университет (Новосибирск). - 2014. - №3. - С.13.

5. Моторная С.Е. Исследование личностей агрессивности и конфликтности студентов экономических специальностей / С.Е. Моторная, А.А. Кисилёва, А.А. Савченко // Вюник севнту // Севастополь: Севастопольский национальный технический университет. -2011. - №124. - С. 148-155.

6. Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // J. of Consulting Psychology.1957. Vol. 21, Nr 4.

7. Fromm E. Anatomy of human disruptiveness / E. Fromm. — M.: AST, 2010. — 621 P.

FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TRAINING YOUTH

© Natalya A. Ketova, Efim A. Nikulin, Mikhail Yu. Ilyin, Sophia O. Pirogova

Ketova Natalya A. - Assistant, Department of Social Work and Life Safety, Head of the Social Center, Kursk State Medical University (KSMU) E-mail: natalek030573@mail.ru

Nikulin Efim A. - student, Kursk State Medical University (KSMU). Ilyin Mikhail Yu. - student, Kursk State Medical University (KSMU). Pirogova Sofya O.- student, Kursk State Medical University (KSMU). Address: st. K. Marx, 3, Kursk, 305041, Russian Federation.

Abstract

The article provides an overview of scientific studies describing the phenomenon and structure of aggressiveness in the student community. The variety of external manifestations of this phenomenon of aggressiveness makes it possible to study it in detail. An empirical study of the level of aggressiveness of KSMU students was conducted using the Bass-Darki interrogation technique. The results are pro-40 cessed and conclusions are drawn that contribute to the normalization of the level

of internal and interpersonal aggression in the youth environment.

Keywords: period of youth, aggression, aggressive behavior, comparative analy-

REFERENCE

1. Berkovits L. Aggression: causes, consequences and control / L. Berkovits. - SPb .: Prime EUROS-NAK, 2007 .-- 310 p.

2. Vygotsky L.S. Problems of the development of the psyche. - M.: Pedagogy, 1982.- 368 p.

3. Sociology of youth. Textbook / Scientific. ed. Lisovsky V.T. Prince 1-3. - M. - 1995. - 421 S.

4. Rogozhina EA Study of the level of aggressiveness of students of a medical university / E. A. Rogozhina, S. V. Podporin // Medicine and Education in Siberia. - Novosibirsk: Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk). - 2014. - No. 3. -S.13.

5. Motor S.E. The study of personalities of aggressiveness and conflict of students of economic specialties / S.E. Motor, A.A. Kisileva, A.A. Savchen-ko // Visnik Sevntu // Sevastopol: Sevastopol National Technical University. 2011. - No. 124. - S. 148155.

6. Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // J. of Consulting Psychology. 1957. Vol. 21, Nr 4.

7. Fromm E. Anatomy of human disruptiveness / E. Fromm. - M .: AST, 2010 .-- 621 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.