Научная статья на тему 'Сравнительный анализ вовлеченности в спортивные секции студентов медицинских и немедицинских вузов'

Сравнительный анализ вовлеченности в спортивные секции студентов медицинских и немедицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИКИ / SPORTS / HEALTH INDICATORS / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кетова Н.А., Курочкина Е.О.

В данной статье изучена взаимосвязь между профилем обучения студента и его показателями здоровья и местом спорта в его жизни. На основе опроса была проанализирована активность студентов медицинских и немедицинских вузов, а также обоснована разница показателей здоровья и вовлеченности в спортивные секции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кетова Н.А., Курочкина Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN DIFFERENT ETHNIC GROUPS

This article explores the relationship between the student’s learning profile and his health indicators and the place of sport in his life. On the basis of the survey, the activity of students of medical and non-medical universities was analyzed, and the difference in health indicators and involvement in sports clubs was substantiated.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ вовлеченности в спортивные секции студентов медицинских и немедицинских вузов»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 250-3585

УДК: 796.062:061.28:378.18

ББК: 75 1 Социальные науки

Сравнительный анализ вовлеченности в спортивные секции студентов медицинских и немедицинских вузов.

© Н.А. Кетова, Е.О. Курочкина

Кетова Н. А. - ассистент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ) E-mail: natalek030573@mail.ru

Курочкина Е.О. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ)

Адрес: г. Курск, ул. К. Маркса, 3, 305041, Российская Федерация

31

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучена взаимосвязь между профилем обучения студента и его показателями здоровья и местом спорта в его жизни. На основе опроса была проанализирована активность студентов медицинских и немедицинских вузов, а также обоснована разница показателей здоровья и вовлеченности в спортивные

Ключевые слова: спорт, показатели здоровья, студенты-медики.

32

Тема здорового образа жизни на современном этапе развития общества является востребованной. Актуальность формирования здорового образа жизни вызвана изменением характера нагрузок на организм человека в связи с увеличением рисков техногенного, психологического, политического, военного, экологического характера, усложнением общественной жизни, провоцирующих негативные сдвиги в состояние здоровья. Черных А.М, Шульгина Т.А. выделяют следующие элементы здорового образа жизни: воспитание с детства здоровых привычек и отказ от привычек, негативно влияющих на здоровье; «здоровая» окружающая среда; здоровое питание; физическая активность, занятия спортом; личная гигиена; эмоциональная стабильность; интеллектуальное развитие[4]. Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой и подростковой молодежи.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению показателей здоровья у студентов, согласно ежегодным медицинским обследованиям. С каждым годом все меньшее количество людей занимается в основной группе по физической культуре (Тверских В.В., 2007; Волжа-кова В.В., 2009). Спортивные показатели студентов медицинских специальностей намного уступают показателям своих ровесников других специальностей (Колпаков В.В. с соавт., 1999; Мандриков В. Б., 2002). Как свидетельствует исследование Тверских В.В. у современной молодежи снижаются показатели здоровья. Результаты медицинского осмотра студентов -первокурсников 2006-2007 уч. года (449 человек) для занятий по физической культуре показали, что по состоянию здоровья, физическому развитию, функциональным возможностям организма большее количество студентов было отнесено к специальной группе -47,9%. В основную группу были включены 29,2% студентов,

в подготовительную -22,9%[3]. Следует отметить, что в особой зоне риска студенты медицинских вузов, с нашей точки зрения, это может быть связано с тем, что естественнонаучное образование считается одним из самых сложных из-за длительности обучения, большого объема изучаемого материала, а так же необходимостью постоянного самосовершенствования. Чтобы стать врачом и иметь возможность самостоятельно осуществлять медицинскую деятельность, необходимо отучиться шесть лет учебы в высшем учебном заведении. После окончания университета учеба продолжится, но уже с максимальным практическим уклоном в ординатуре. Становясь студентом медицинского вуза, нужно быть готовым к ряду трудностей. Напряженному учебному графику, сложно усваиваемым дисциплинам, минимальным количеством времени на личную жизнь, занятия спортом и хобби.

Трудности первых лет связаны в первую очередь с тем, что, помимо профилирующих предметов, студенты дополнительно изучают общеобразовательные дисциплины: историю, русский язык, иностранный, математику, экономику и т.д. Чрезвычайно напряженная умственная деятельность и прогрессирующая с каждым годом гиподинамия, приводят к тому, что показатели функционального состояния систем организма и физической работоспособности студентов существенно снижаются от младших курсов к старшим. Эта ситуация еще более осложняется и тем, что в рейтинге ценностей у студентов здоровье занимает весьма скромное место. В еще большей степени эти проблемы обостряются у многочисленного (более 200 тысяч человек) контингента студентов медицинских вузов. Занятость учебными делами у них превышает занятость студентов в вузах других профилей.

Вместе с тем некоторыми исследователями установлено, что в медицинские вузы поступают юноши и девушки, имеющие более низкий уровень функциональной и физической подготовленности, чем во многие другие.

Причем уровень этих показателей в последние 30 лет постоянно снижается [5].

Исследование Т.Н. Лосик выявило, что физические показатели здоровья у студентов-медиков с каждым годом ухудшаются. При сдаче контрольных нормативов наименьшее количество баллов студенты-медики набирают по скоростным (58%) и силовым (37%) способностям, скоростной (33%) и общей (30%) выносливости [1].

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо выявить взаимосвязь между вовлеченностью в спорт студентов медицинских и немедицинских вузов, а так же самооценку их здоровья. В настоящей работе представлены результаты исследования, целью которого анализ вовлеченности в занятия спортом студентов медицинских и не медицинских вузов, на основе субъективной оценки студентов. Объектом эмпирического исследования выступили студенты Курского государственного медицинского университета (КГМУ) и студенты других образователь-

ный учреждений высшего образования не медицинского профиля. Предметом эмпирического исследования стало изучение отношения студентов к собственному здоровью и участие в спортивных секциях.

В качестве основного метода исследования мы использовали анонимное анкетирование. Авторские анкеты были разработаны с помощью интерактивного инструмента GoogleForms (https://docs. google.com/forms/). Результаты исследований были обработаны с использованием методов описательной и вариационной статистики. Всего в исследовании приняли участие 89 респондентов, изъявивших желание принять участие в исследовании. Среди них обучающиеся КГМУ - 72 человека и 17 представителей иных вузов различных направлений подготовки. Респондентам был заданы открытые вопросы о самооценке состояния здоровья, наличии хронических заболеваний, группе здоровья и участия в спортивных секциях. Преимущественно все респонденты являются студентами 1 курса.

33

Рис. 1. Распределение респондентов, принявших участие в анкетировании по направлениям подготовки.

34

Среди респондентов немедицинских специальностей 41% исследуемых считают себя полностью здоровыми; 41%, по их мнению, имеют небольшие функциональные отклонения, 17% опрошенных имеют хронические заболевания; 70% респондентов занимаются в основной группе на занятиях по физической куль-

туре 24% - в специальной группе, 6% - в подготовительной. В спортивных секциях состоят 24% опрошенных, 76% - не включены в спортивные секции. Основная причина не участия в спортивных секциях, по мнению самих респондентов, это отсутствие времени и/или желания.

Рис. 2. Сравнительный анализ показателей здоровья студентов медицинских и не медицинских специальностей.

Среди респондентов медицинского профиля: 30% считают себя полностью здоровыми, 46% имеют небольшие функциональные отклонения, 24% - имеют хронические заболевания; 68% опрошенных занимаются в основной группе на занятиях по физической культуре 24% -в специальной, 8% - в подготовительной; 12% респондентов состоят в спортивных секциях, 88% - не состоят. Причины не участия в спортивных секциях у респондентов медицинского профиля в основном совпадают с причинами называемыми респондентами не медицинского профиля, но помимо отсутствия времени и желаниях, также встречается причина наличия противопоказаний по состоянию здоровья.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы, примерно одинаковый процент студентов медицинских и не медицинских специальностей занимается в основной группе на занятиях по физической культуре (68% и 70,5% соответственно). Среди опрашиваемых 30,5% студентов-медиков считают себя здоровыми, в то время как для студентов иных направлений подготовки этот показатель возрастает до 41,2%. Среди респондентов не медицинских направлений подготовки 23,5% занимается в спортивных секциях, в то время как у студентов медицинского профиля это показатель составляет 12,5%.

Таким образом, студенты медицинских вузов отличаются более низкими показателями физического здоровья и занятости в спортивных секциях по сравнению со студентами немедицинских специальностей. Этому обстоятельству, на наш взгляд, могут способствовать такие факторы как высокая загруженность, напряженная интеллектуальная активность, малоподвижный образ жизни, а также не

ЛИТЕРАТУРА

рациональная организация свободного времени. Что, по мнению авторов исследования, является характерной чертой студентов первого года обучения. В будущем мы планируем расширить наше исследование и провести сравнительный анализ включенности в спортивные секции студентов разных курсов.

1. Кондратьева М.Н. Сравнительная характеристика физического состояния студентов младших курсов, обучающихся в медицинском вузе: автореф. дис.. канд. биол. наук / М.Н. Кондратьева. - Петрозаводск, 2011. - 25 с.

2. Лазаренко В.А. Формирование здорового образа жизни студентов. Монография / В.А. Лазаренко, А.И. Конопля, А.М. Черных, Т.А Шульгина - Курск, 2013.

3. Тверских В.В. Программно-методическое обеспечение физического воспитания студентов вузов на основе оздоровительного потенциала тхеквондо : автореф.

дис..канд. пед. наук / В. В. Тверских. - Тюмень, 2007. -26 с.

4. Черных А.М. Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни студентов в системе многоуровневого профессионального образования /Методическое пособие / А.М. Черных, Т.А. Шульгина, А.В. Че-крыгина, К.С. Савенкова, Е.С. Киричук. - Курск, 2013.

5. Шаповал A.M. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. / A.M. Шаповал, JI.M. Гугучкина, - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 151с.

35

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN DIFFERENT ETHNIC GROUPS

© Natalia A. Ketova, Yelizaveta O. Kurochkina

Ketova Natalia A. - Assistant of the Department of Social Work and Belarusian Railway, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: natalek030573@mail.ru

Kurochkina Yelizaveta O. - Student, Kursk State Medical University (KSMU). Address: 305041, Kursk, ul. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

This article explores the relationship between the student's learning profile and his health indicators and the place of sport in his life. On the basis of the survey, the activity of students of medical and non-medical universities was analyzed, and the difference in health indicators and involvement in sports clubs was substantiated.

Keywords: sports, health indicators, medical students.

36

REFERENCE

1. Kondrat'yeva M.N. Sravnitel'naya kharakteris-tika fizicheskogo sostoyaniya studentov mladshikh kursov, obuchayushchikhsya v meditsinskom vuze: avtoref. dis.. kand. biol. nauk / M.N. Kondrat'yeva. -Petrozavodsk, 2011. - 25 s.

2. Lazarenko V.A. Formirovaniye zdorovogo obra-za zhizni studentov. Monografiya / V.A. Lazarenko, A.I. Konoplya, A.M. Chernykh, T.A. Shul'gina - Kursk, 2013.

3. Tverskikh V.V. Programmno-metodiches-koye obespecheniye fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov na osnove ozdorovitel'nogo

potentsiala tkhekvondo : avtoref. dis..kand. ped. nauk / V. V. Tverskikh. - Tyumen', 2007. -26 s.

4. Chernykh A.M. Formirovaniye ustoychivykh stereotipov zdorovogo obraza zhizni studentov v sisteme mnogourovnevogo professional'nogo obrazovaniya /Metodicheskoye posobiye / A.M. Chernykh, T.A. Shul'gina, A.V. Chekrygina, K.S. Savenkova, Ye.S. Kirichuk. - Kursk, 2013.

5. Shapoval A.M. Mediko-biologicheskiye aspekty sportivnoy oriyentatsii i otbora. / A.M. Shapoval, JI.M. Guguchkina, - M.: Fizkul'tura i sport, 2011. -151s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.