Научная статья на тему 'Проблемы инклюзивного образования в современной высшей школе (на примере стоматологического факультета медицинского вуза)'

Проблемы инклюзивного образования в современной высшей школе (на примере стоматологического факультета медицинского вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / INCLUSIVE EDUCATION / FACULTY OF DENTISTRY / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локтионова А.Ю., Карлаш А.Е., Шепелев И.С.

Проблема роста уровня инвалидизации среди молодежи на сегодняшний день актуальна. По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2017 года в нашей стране число инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составляет 552 тысячи человек [1]. Человек, имеющий какие-либо ограничения по состоянию своего здоровья, мирится с тем, что чувствует ограничения со стороны социума. Если проблемы со здоровьем наступают не в детстве, а в более старшем возрасте, то человек сталкивается с проблемой адаптации к новым условиям жизни. Особенно важным этот вопрос становится, когда люди с ограничениями в состоянии здоровья поступают в высшие медицинские образовательные учреждения. Помимо адаптации к условиям жизни в социальной среде, им приходится адаптироваться и к образовательной среде вуза, в котором они обучаются [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локтионова А.Ю., Карлаш А.Е., Шепелев И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCLUSIVE EDUCATION IN MODERN HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF DENTAL FACULTY OF MEDICAL UNIVERSITY)

The problem of increasing the level of disability among young people today is relevant. According to the Federal state statistics service at the beginning of 2017 in our country the number of disabled people aged 18 to 30 years is 552 thousand people [1]. A person who has any restrictions on the state of his health, puts up with the fact that he feels the limitations of society. If health problems occur not in childhood, but at an older age, the person faces the problem of adaptation to new living conditions. This issue becomes especially important when people with disabilities enter higher medical educational institutions. In addition to adapting to the conditions of life in the social environment, they have to adapt to the educational environment of the University in which they study [2].

Текст научной работы на тему «Проблемы инклюзивного образования в современной высшей школе (на примере стоматологического факультета медицинского вуза)»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 376:378.1

ББК: 74 244 6 Педагогические науки

Проблемы инклюзивного образования в современной высшей школе (на примере стоматологического факультета медицинского вуза).

© А.Ю. Локтионова, А.Е. Карлаш, И.С. Шепелев

Локтионова А.Ю. - ассистент кафедры стоматологии детского возраста, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: loktionovaayu@kursksmu.net

Карлаш А.Е. - зав. кафедрой стоматологии детского возраста, к.м.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: karlashae@kursksmu.net

Шепелев И.С. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.

47

АННОТАЦИЯ

Проблема роста уровня инвалидизации среди молодежи на сегодняшний день актуальна. По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2017 года в нашей стране число инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составляет 552 тысячи человек [1].

Человек, имеющий какие-либо ограничения по состоянию своего здоровья, мирится с тем, что чувствует ограничения со стороны социума. Если проблемы со здоровьем наступают не в детстве, а в более старшем возрасте, то человек сталкивается с проблемой адаптации к новым условиям жизни.

Особенно важным этот вопрос становится, когда люди с ограничениями в состоянии здоровья поступают в высшие медицинские образовательные учреждения. Помимо адаптации к условиям жизни в социальной среде, им приходится адаптироваться и к образовательной среде вуза, в котором они обучаются [2]. ^ ^^

Ключевые слова: инклюзивное образование, стоматологический факультет, высшая школа.

49

Профессиональное образование лиц с ОВЗ - важная сфера, позволяющая им приобрести самостоятельность и экономическую независимость, адаптироваться и интегрироваться в общество. Можно выделить следующие категории лиц с ОВЗ, имеющие возможность обучения в системе высшего образования: слепые, слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие, лица с тяжелыми нарушениями речи и лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современном образовательном учреждении одной из основных задач является подготовка конкурентоспособного специалиста.

Лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды — категории граждан, которые требуют особого внимания в контексте реализации их права на получение образования. Большинство вузов поддерживают идею обучения студентов с инвалидностью, а в некоторых из них даже созданы относительно благоприятные условия. Однако не всегда учитываются все потребности обучающихся в них студентов, имеющих инвалидность.

Проблемы образования по-прежнему входят в число наиболее актуальных вопросов, рассматриваемых, обсуждаемых и решаемых на международном уровне [3]. Сегодня в России сформулирована новая образовательная концепция непрерывного медицинского образования, основа которой — переориентировать высшую школу на изменившиеся потребности общества [4; 5; 6].

Российское законодательство в развитие основополагающих международных документов в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан. Одним из основных принципов, на которых основывается государственная политика России в области образования, является его общедоступность, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Безусловно, существуют определенные категории граждан, требующие особого внимания в контексте реализа-

ции их права на получение образования. Это, в частности, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды [7].

По мнению многих авторов, современное общество не может считаться полноценным, если в отношении какой-либо группы людей существует дискриминация, тем не менее, в сегодняшних условиях государство не способно обеспечить равноправное участие и равные возможности в получении качественного образования для социально незащищенного населения и людей с ограниченными возможностями. Серьезным препятствием на пути введения инклюзивного образования является неготовность общества принимать каждого своего члена таким, какой он есть, что в корне противоречит идеологии инклюзивного образования. Подлинная инклюзия — это равноправное и открытое участие всех людей в учебном процессе, исключающее любую дискриминацию, основанное на равном отношении ко всем, при этом создающее особые условия для обучающихся, имеющих специальные образовательные потребности [8].

Рассмотрев методические рекомендации по организации деятельности общеобразовательных учреждений по вопросам профориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся, включая лиц с ОВЗ и инвалидов, для детей, имеющих патологию органа зрения противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: значительная и средней тяжести физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная значительная и средняя нервно-психическая нагрузка, неблагоприятные метеорологические условия (условия «горячего» или «холодного» цеха), контакт с вредными веществами 1, 2, 3, классов опасности, напряжение зрения выше погранично допустимого уровня, производственный шум, вибрация, постоянные наклоны туловища, ультразвук и различные виды излучения выше предельно допустимых уровней, освещенность рабочего места ниже

нормы, напряжение зрения - размеры менее 0,5 мм, работа в вечернюю смену, в цехах, в которых имеются движущиеся (перемещающиеся) агрегаты, оборудование и устройства[10].

Особое значение получения высшего образования студентами с ОВВ приобретает в сфере медицинского образования: напряженный ритм жизни студента, частое перемещение на отдаленные клинические базы, необходимость запоминания больших объемов учебного материала, уменьшение времени для сна и отдыха, стрессы во время зачетов и экзаменов. Обучаясь в медицинском вузе, студенты стоматологического факультета, в рамках образовательной программы изучают такие дисциплины, как терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста, челюстно-лицевая хирургия. Во время обучения они посещают стоматологические отделения, поликлиники стоматологического профиля, практикуют свои навыки сначала на фантомах, а потом на пациентах. Прибегают к таким методам обследования как осмотр пациента, рентгенография с последующим описанием снимков. При осмотре обращают внимание на симметрию лица, цвет кожных покровов и видимых слизистых; в полости рта определяют цвет слизистой, увлажненность, новообразования мягких тканей, количество и форму зубов, наличие патологических процессов твердых тканей зуба; проводит подбор цвета при постановке пломбы или металлокера-мической коронки - все это предполагает наличие хорошего зрения у будущего

врача. Стоматологические установки во время работы издают шум, вибрацию. Положение врача-стоматолога при лечении больных зачастую вынужденное. Во время обучения студенты практикуют ранее полученные знания на пациентах исключительно с преподавателем, который несет ответственность за безопасность студента и пациента. Преподаватель не может подвергать риску здоровье пациентов, которые приходят на прием к студентам-медикам.

Итак, важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности. Родители, близкие и сверстники могут деформировать представления подростка о своих способностях и возможностях, «ин-валидизируя» его. В своем выборе они часто ориентируются на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направлено не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни, где профессия - всего лишь средство достижения желаемого. Поэтому профориентационная деятельность педагогов-психологов должна направить подростков с патологией зрения к выбору профессии с особой серьезностью и взглядом в счастливое профессиональное будущее.

50

ЛИТЕРАТУРА

51

1. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная государственная служба статистики. Режим доступа: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/disabilities (дата обращения: 28.10.2017г.)

2. Уланова Н.Н. Проблема исследования отношения к здоровью у медицинских работников // International scientific-practical congress of pedagogues? psychologists and medics [Text]: materials of proceedings of the International Scientific and Practical Congress. 2015 June'5/ P. 130-132.

3. Гусейнова И.М. Условия и механизмы повышения качества инклюзивного образования // Международная конференция «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы» (19-20 июня 2008 г.): материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 15-19.

4. Лемперт Л.Б., Ванюшина Е.А. Применение метода кейс-стади в учебном процессе на кафедре психиатрии в медицинском университете // Актуальные вопросы профессионального образования. 2015. №1 (1). С. 86-91.

5. Оруджев Н.Я., Соколова А.Г., Поплавская О. В. Опыт применения метода кейс-стади в учебном процессе на кафедре психиатрии // Научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня рождения профессора Б. А. Лебедева

«Научное наследие профессора Б.А. Лебедева». 2015. С. 145-147

6. Поплавская О.В., Карадута В.К., Черная Н.А. Применение метода кейс-стади в учебном процессе на кафедре психиатрии в медицинском университете // Альманах-2015 /под ред. Г.К. Ло-бачевой. Волгоград, 2015. С. 291-297.

7. Левитская А.А Состояние и перспективы инклюзивного образования в России // Международная конференция «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы» (19-20 июня 2008 г.): материалы. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 31-34.

8. Дендев Б. Состояние и перспективы подготовки кадров для инклюзивного образования в контексте международного сотрудничества // Международная конференция «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы» (19-20 июня 2008 г.): материалы. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 12-13.

9. Поплавская О.В., Ванюшина Е.А. Проблемы реализации инклюзивного образования на кафедре психиатрии // Бюллетень науки и практики. 2016. №8. С.253-260.

10. Методические рекомендации по организации профориентационной работы в Алтайском крае на разных уровнях образования / под ред. И.А. Новиковой. Барнаул: АКИПКРО. 2016. С. 134.

PROBLEMS OF INCLUSIVE EDUCATION IN MODERN HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF DENTAL FACULTY OF MEDICAL UNIVERSITY)

© Anna Yu. Loktionova, Anastasia E. Karlash, Ivan S. Shepelev

Loktionova Anna Yu. - Assistant, Department of Pediatric Dentistry, Kursk State Medical University (KSMU).

Email: loktionovaayu@kursksmu.net

Karlash Anastasia E. - Head of the Pediatric Dentistry Department, PhD, Kursk State Medical

University (KSMU).

Email: karlashae@kursksmu.net

Shepelev Ivan S. - student, Kursk State Medical University (KSMU). Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

The problem of increasing the level of disability among young people today is relevant. According to the Federal state statistics service at the beginning of 2017 in our country the number of disabled people aged 18 to 30 years is 552 thousand people [1].

A person who has any restrictions on the state of his health, puts up with the fact that he feels the limitations of society. If health problems occur not in childhood, but at an older age, the person 52

faces the problem of adaptation to new living conditions.

This issue becomes especially important when people with disabilities enter higher medical educational institutions. In addition to adapting to the conditions of life in the social environment, they have to adapt to the educational environment of the University in which they study [2].

Keywords: inclusive education, faculty of dentistry, higher school.

REFERENCE

1. The level of disability in the Russian Federation. Federal State Statistics Service. Access mode: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros-stat/ru/statistics/population/disabilities (accessed: 10.28.2017)

2. Ulanova N.N. The problem of researching attitudes towards health among medical workers // International scientific-practical congress of pedagogues? psychologists and medics [Text]: materials of proceedings of the International Scientific and Practical Congress. 2015 June'5 / P. 130-132.

3. Huseynova I.M. Conditions and mechanisms for improving the quality of inclusive education // International Conference "Inclusive Education: Problems of Improving Educational Policy and System" (June 19-20, 2008): materials. SPb .: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2008. P. 15-19.

4. Lempert L.B., Vanyushina E.A. Application of the case-study method in the educational process at the Department of Psychiatry at the Medical University // Actual issues of vocational education. 2015. No1 (1). S. 86-91.

5. Orudzhev N.Ya., Sokolova A.G., Poplavskaya O.V. Experience in the application of the case-study method in the educational process at the Department of Psychiatry // Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th birthday of Professor B.A. Lebedev "Scientific heritage of Professor B.A. Lebedev." 2015. S. 145-147

6. Poplavskaya O.V., Karaduta V.K., Chernaya N.A. Application of the case-herd method in the educational process at the Department of Psychiatry at the Medical University // Almanac - 2015 / ed. G.K Lobacheva. Volgograd, 2015. S. 291-297.

7. Levitskaya A.A. Status and prospects of inclusive education in Russia // International conference "Inclusive education: problems of improving educational policy and system" (June 19-20, 2008): materials. SPb .: Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2008. S. 31-34.

8. Dendev B. Status and prospects of training for inclusive education in the context of international cooperation // International Conference "Inclusive Education: Problems of Improving the Educational Policy and System" (June 19-20, 2008): materials.

SPb .: Russian State Pedagogical University named 10. Guidelines for the organization of career guid-

after A.I. Herzen, 2008.S. 12-13. ance in the Altai Territory at different levels of edu-

9. Poplavskaya OV, Vanyushina EA Problems of im- cation / ed. I.A. Novikova. Barnaul: AKIPKRO. 2016.S. plementing inclusive education at the Department of 134. Psychiatry // Bulletin of Science and Practice. 2016. No8. S.253-260.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.